Том I
К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы
Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути?
Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил.
Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых освободил человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной Церкви Христовой.
«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галат. 5, 1) – увещевает христиан Св. Апостол Павел.
«К свободе призваны вы, братие», говорит он дальше: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13).
Эта христианская свобода неразрывно связана с истиной, неотделима от нее и ею именно обуславливается.
«Познаете истину», так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям:«и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. 8, 36).
Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы.
Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать вне религии, должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно обезбожить общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?
И не это ли мы как раз наблюдаем в современном мире?
Ведь вся история человечества есть не что иное, как упорная и жестокая борьба диавола против Бога за души человеческие. Церковь Христова – оплот Божий в этой борьбе для верующих. Вот почему главные удары врага направлены на Церковь. Враг стремится уничтожить Церковь или хотя бы поработить ее и тем лишить ее благодатной силы и влияния на верующих. Вся история Церкви Христовой на земле и есть в сущности борьба за духовную свободу – борьба за истину против диавольской лжи, стремящейся поработить Церковь. Когда врагу человеческого спасения не удается поразить Церковь совне, путем внешних гонений, он пытается поразить ее извнутри, путем лжи – подмены истины ложью. Так, после страшных кровавых гонений на Церковь в первые века христианства, явились ереси – лжеучения, назначение которых было – взорвать Церковь Христову изнутри.
То же мы видим и теперь. Вот откуда появляется такое множество разных «христианских исповеданий», в то время как Христом Спасителем основана лишь одна Церковь. Все это дело врага человеческого спасения, действующего по принципу: «Разделяй и властвуй!»
Не то же ли мы наблюдаем и у нас на Родине? Сначала – страшные кровавые гонения, а потом – порабощение Церкви, пленение ее ложью. Может ли быть ложь страшнее той, которая официально провозглашена там с высоты патриаршего престола в книге, изданной пол заглавием: «Правда о религии в России». (Московская Патриархия 1942)? И пусть нам не говорят о каком-то «подвиге мученичества лжи», лукаво измышленном и якобы спасающем Церковь. Такого «подвига» никогда не знала да и не может знать наша Св. Церковь, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15). Спасалась и утверждалась Церковь совсем иным подвигом – не ложью, а безбоязненным исповеданием истины, которое запечатлевалось пролитием крови. По выражению знаменитого апологета Тертуллиана, эта кровь мучеников была семенем христиан – она-то и явилась основанием Церкви. За это Церковь и прославляла святых мучеников, не боявшихся проливать за Христа кровь свою, но мы не знаем ни одного святого, который был бы прославлен Церковью за «мученичество лжи». Те, кто во время гонений, страшась мук, притворно воздавали поклонение идолам, разсматривались, как падшие, но ни одного из них Церковь не ублажала, как «спасителей веры и Церкви».
Никоим образом наша христианская совесть не может примириться с такой страшной и безсовестной ложью, как утверждение, будто в СССР никогда не было и нет никаких гонений на веру и Церковь, что новые мученики Российские это – «политические преступники» и «пособники черного дела». Не может быть приемлемым для нашего христианского сознания прославление богоборца и палача русского народа Джугашвили-Сталина (ныне «развенчанного» даже своими недавними сотрудниками и приспешниками), как «избранника Божия, ведущего наше отечество к славе и благоденствию», как «первого часового мира», исполненного будто бы «великою любовью к людям», чествование его всею Русскою Православною Церковью в СССР в день его 70-летия, стояние у гроба его в почетной страже иерархов этой Церкви, служение по нем панихид, участие представителей Церкви в коммунистической пропаганде по всему свету и т. п.
Мы не восхищаем суда Божия над творящими таковая, но не можем не отмежевываться от них со всею решительностью, ибо не желаем приобщаться их лжи и через это терять нашу духовную свободу, А тем, кто защищает их поведение, напомним слова Христовы: «Никто не может служить двум господам» (Матф. 6,24). Коммунистическая власть открыто провозгласила лозунг: «Религия есть опиум для народа» и нисколько не скрывает, что ее главная задача – искоренение веры в Бога и в духовный мир вообще. Как же могут служители официальной Церкви в СССР признавать ее властью, данною от Бога, и даже идти ей в услужение, прославляя ее и способствуя торжеству ее, а, следовательно, и торжеству безбожия, во всем мире? – Или совсем уж забыто изречение Апостола: «что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6, 14–15).
Вот почему наша Русская Зарубежная Церковь, руководствуясь исключительно голосом христианской совести, должна была стать на путь временно – самостоятельного существования. Не желая подвергаться игу рабства, во исполнение слов Христовых, приведенных нами выше (Галат. 5,1), она избрала путь духовной свободы. При создавшемся положении, этот путь нельзя не признать единственно-правильным, а, следовательно, и каноничным, ибо канонично то, что приносит пользу Церкви, а не вред ей. И никакими канонами не может быть оправдан противоположный путь – путь духовного порабощения Церкви богоборческой власти, сколь бы ни старались об этом современные казуисты – апологеты советской патриархии.
Истинная Церковь Христова должна быть совершенно свободна и независима от каких бы то ни было давлений или влияний. Поэтому не может она, роняя свое высокое достоинство и опутываясь житейскими страстьми и попечениями, вступать в какие бы то ни было объединения и организации, устраиваемые людьми с чисто-земными целями. Нет ей места и в так наз. «экуменическом движении», поскольку оно создано людьми, отпавшими от Церкви, и не видящими или не желающими видеть истину, но ведущими своих адептов, в конечном результате, к полному безразличию в отношении к истине – к так называемому «религиозному индифферентизму». Особенную же опасность представляет собою всякого рода материальная зависимость, которая неприметно ведет к духовному подчинению и утрате духовной свободы.
По всем этим соображениям, Русская Зарубежная Церковь и наметила себе путь духовной свободы, с самого начала, несмотря ни на какие соблазны и приманки, несмотря на угрозы и запугивания, а кое-где и преследования. Этот путь в течение всего этого истекшего времени оставался неизменным. Были, правда, и отпадения. Но это уже особый вопрос. Ведь и из лика 12-ти Апостолов отпал один – Иуда Искариотский, и это, однако, не наложило никакой тени на прочий лик Апостольский, точно так же, как и многочисленные ереси, на протяжении всей церковной истории, нисколько не омрачили и не опорочили чистой веры Христовой.
Важна самая идея, положенная в основу существования Русской Зарубежной Церкви. И пока будет жить эта идея, будет существовать и наша Русская Зарубежная Церковь, сколько бы ни гнали и не хулили ее, отказывая ей в прав на существование и сколь бы ни становилась она малочисленной, вследствие отпадения от нее малодушных и беспринципных иерархов, священников и рядовых мирян, ищущих не славы Божией и спасения души, а личной выгоды, денег и карьеры. Святоотеческие предречения говорят нам о массовых отпадениях от истинной Церкви, по мере приближения к последним временам, и о появлении «лже-церкви», или «антицеркви», которую создадут слуги грядущего антихриста, в противовес истинной Церкви. Подводя итоги всем этим святоотеческим свидетельствам, Еп. Феофан Затворник так говорит об этой лже-церкви, которая будет являть собой лишь видимость истинной Церкви: «хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же – отступление истинное» (Толков. на 2 Посл. к Солун. стр. 492).
Разве и теперь не одна видимость христианства в тех священнослужителях, которые устами славят Христа, а сердцем – антихриста, будучи так или иначе связаны с разными безбожными и антихристианскими организациями?
Вот этого-то порабощения безбожным и антихристианским силам, уже преобладающим в современном мире, и боится наша Русская Зарубежная Церковь, а потому она так и дорожит избранным ею путем духовной свободы, вопреки всем нечестным, лукавым и злобным нападкам на нее. И пусть в результате всех этих нападок и даже организованной борьбы против нее, которая вполне возможна в будущем, от нее станут отпадать со временем иерархи, священники и миряне, поклонившись антихристу, – в лице ли его самого, когда он придет, или хотя бы только в лице его предшественников, слуг его, так старательно ныне подготовляющих приход его, мы этого не должны бояться. Останется то «малое стадо», которому изречено Самим Господом Иисусом Христом великое обетование: «не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоизволил дать вам царство» (Лук. 12, 32). Мы знаем ведь, что на вопрос: «Господи! неужели мало спасающихся?» (Лук. 13, 23) Господь дал образный ответ, что спасающихся действительно мало, и не раз заключал Свои притчи словами: «много званных, а мало избранных» (Матф. 20, 16).
Не должны мы бояться никаких лишений, никаких гонений: только бы нам оказаться милостью Божиею в лике этих «избранных». А для этого нам прежде всего необходимо беречь свою полную духовную свободу, то есть идти как раз тем именно путем, который избрала для себя в нынешнее злокозненное время наша Русская Зарубежная Церковь.
С этой точки зрения, вполне понятно, что главную цель работ каждого Архиерейского Собора, все подлинные ревнители веры и Церкви видят во все более и более ясном и полном раскрытии самим себе и другим, к нашей Церкви не принадлежащим, этого пути духовной свободы и всего великого значения его, в наше время, столь очевидно на наших глазах ширящегося отступления.
Да благословит же Господь труды нашего Собора и да поможет ему укрепить нашу Русскую Зарубежную Церковь в твердом стоянии на этом единственно верном и спасительном пути!