Том I
Пятидесятилетие архиерейского служения Митрополита Анастасия.
В нынешнем 1956 году в день памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29 июня по ст. ст. исполняется пятидесятилетие Архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ, Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и нашего Первоиерарха.
Редкий и знаменательный юбилей!
До такого редкого юбилея сподоблялись дожить лишь очень немногие. В истории нашей Русской Церкви нам памятны только два подобных юбилея высоких иерархов, продолжавших занимать свои кафедры: Московского Митрополита Филарета и Санкт-Петербургского Митрополита Исидора. Известен еще и третий – Архиепископа Евгения (быв. Ярославского и Ростовского), уже ушедшего тогда на покой.
Этот знаменательный юбилей нашего Первоиерарха является подлинным праздником для всего русского церковного зарубежья и, хотя сам он, по присущей ему скромности и иноческому смирению, отказался благословить работу избранного нашей церковной общественностью Юбилейного Комитета, по организации достойного чествования его, православные русские люди, разсеянные по всем концам вселенной, конечно, не могут не отметить так или иначе столь выдающейся даты в жизни своего любимого и горячо почитаемого Первосвятителя.
И это вполне понятно.
Наш Первосвятитель, как истинный инок, постник-аскет и молитвенник, не имеет своей личной жизни: его жизнь сливается с жизнью нашей Русской Зарубежной Церкви, он живет ее жизнью и весь принадлежит ей, полностью и всецело. Вот потому-то его торжество есть торжество всей Русской Зарубежной Церкви.
А значение нашей Русской Зарубежной Церкви, представляющей собою единственное в своем роде, исключительное явление в мировой истории христианского человечества, чрезвычайно велико. В то время, как церковь у нас на Родине порабощена богоборческой властью и сделалась – страшно сказать: – ее послушным орудием, а другие православные церкви, почти все, находятся в большей или меньшей от нее зависимости или под ее давлением и влиянием, одна только наша Русская Зарубежная Церковь доселе сохраняет еще свою полную духовную свободу и независимость от каких бы то ни было давлений или влияний враждебных истинному христианству темных сил.
Храня нерушимо свою преемственную связь с прежней Российской Православной Церковью и оставаясь ее нераздельной частью, наша Русская Зарубежная Церковь выполняете данное ей от Господа высокое и ответственное послушание двоякого рода:
1) оберегает среди русских людей, «в разсеянии сущих», их драгоценнейшее достояние – Св. Православную Веру, и
2) являет всему инославному и иноверному миру духовные сокровища св. Православия.
При такой высокой и ответственной миссии Русской Зарубежной Церкви чрезвычайно важным является вопрос о ее достойном возглавлении. И мы не можем не быть глубоко благодарными Всепремудрому Промыслу Божию за то, что Он даровал ей такое возглавление – сначала в лице Блаженнейшего Митрополита АНТОНИЯ, бывшего на Всероссийском Церковном Соборе 1917 года первым кандидатом в Патриархи, а после его кончины – в лице его достойнейшего преемника Высокопреосвященнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ, нынешнего нашего Первосвятителя и высокого юбиляра.
Помимо своих личных высоких качеств истинного инока и подлинного Архиерея, Архиерея «Божией милостью», Архиерея того типа, который, увы, отходит уже в вечность, вместе со всеми прочими возвышенными и благодатными духовными красотами Святой Руси, наш Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит Анастасий является в настоящее время единственным еще оставшимся в живых членом Священного Синода Российской Православной Церкви, избранного на последнем, свободном еще от всяких давлений и потому законном Всероссийском Церковном Соборе 191718 г. Следовательно, его должно разсматривать, как единственного представителя во всем миребезспорно законной Высшей Церковной Власти для всей Русской Православной Церкви, и, в качестве уже такового, голос его должен быть особенно авторитетен. И мы знаем, что канонический авторитет нашего Первоиерарха, не говоря уже о личном уважении к нему Восточных Патриархов и всех выдающихся иерархов Православной Церкви, стоить весьма высоко.
Будучи очень строгим к себе и чрезвычайно снисходительным и милостивым по отношение к другим, готовым на максимальные уступки, что вызывает иногда естественное беспокойство у многих ревнителей нашей веры и Церкви, наш Владыка Митрополит Анастасий бывает мягок и уступчив лишь до известного предала, дойдя до которого обнаруживает обыкновенно большую твердость в отстаивании вековых канонических устоев Церкви.
Подрыв канонов церковных ведет к полному развалу всей церковной жизни. Вот почему в 1923 г. наш Владыка, будучи тогда еще Архиепископом и управляющим православными русскими общинами Константинопольского округа, так мужественно и решительно выступил против замышлявшихся «Всеправославным Конгрессом» в Константинополе, под председательством печальной памяти Вселенского Патриарха Мелетия IV, новшеств, направленных к ниспровержению священных канонов, как введение нового стиля, женатого епископата, второбрачия священников, упразднение постов, сокращение богослужения, разрешение светской одежды духовенству и т. п. Это выступление тогдашнего Архиепископа Анастасия вызвало горячее восхищение всех ревнителей Православия, начиная с Антиохийского Патриарха, который и выразил это в особом письме на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
В этом отношении наш Первосвятитель дал нам высокий пример, и мы должны помнить, что наша Русская Зарубежная Церковь до тех пор будет стоять непоколебимо, несмотря на все безчисленные нападки врагов, пока она будет твердо и неизменно хранить такую же верность церковным канонам, всему отеческому преданию, исполненному духа подлинного православного благочестия. и всем благоговейным обычаям и традициям нашей родной старины.
Далее в этом номере из целого ряда статей, посвященных жизни и деятельности нашего Высокопреосвященного юбиляра, начиная от дня его торжественной хиротонии в 1906 году в Москве, читатели увидят, как наш Первоиерарх оставался верным самому себе на протяжении всего своего полувекового служения Церкви в Архиерейском сане и как он в течение всего этого времени неуклонно, с полным самоотвержением, старался идти тем путем подражания Пастыреначальнику-Христу, который он наметил себе в день своего наречения в своей вдохновенной речи: и доныне, несмотря на свои старческие немощи, естественные в столь преклонном возрасте, он нисколько не жалеет себя, ради служения Церкви и делу спасения душ своей паствы, а находится «постоянно в труде, бдении, изнурении» (см. ниже слово при наречении), чему мы все свидетели.
Да укрепит же Пастыреначальник-Христос душевные и телесные силы нашего возлюбленного Первосвятителя Своею всесильною благодатью и да дарует его нашей Русской Зарубежной Церкви, а, если суждено нам вернуться на Родину, освобожденную от горького мучительства безбожной власти, то и всей нашей Российской Церкви – в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Божественной истины!