Том I
Почему не допустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресные и праздничных дней?
Как это странно и как больно за современных христиан, что многие из них не понимают всей предосудительности устройства развлечений в ночь под воскресные дни! Где уж тут говорить о христианстве, о христианизации жизни, если такая простая, казалось бы, самоочевидная истина не доходит до сознания представителей современного обезбоженного и расцерковленного общества. Для тех, кто еще способен вразумиться, предлагаем настоящую историческую справку.
"И бысть вечер, и бысть утро: день един» (Быт. 1:5) – вот со сколь глубокой древности – еще с первого дня Творения мира ведет свое начало обычай Церкви считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь, Творец мира и человека, заповедал нам «святить»: «И благослови Бог день седьмый, и освяти его» (Быт. 2: 3). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории «день седьмый» за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить. Повеление это составило собой особую четвертую заповедь Закона Божия, гласящую так:«Помни день субботний, еже святити его,: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему» (Исх. 20: 9–10). Святость этого седьмого дня – в Ветхом Завете субботы, празднование которой всегда начиналось с вечера накануне, ограждалась под страхом смерти: «сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю смертью умрет» (Исх. 31: 14).
Вместо ветхозаветной субботы, в Новом Завете христианами стал праздноваться следующей за субботой «День Господень», или «день воскресный», потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и, победив ад, избавил нас от власти диавола и вечной смерти. Начало его празднования, как свидетельствует об этом Священное Писание и древнейшие памятники христианской письменности, восходить к первым дням христианства. Этот день является для нас, христиан, днем светлой радости, пасхальной радости, Пасхой Господней, которую мы празднуем еженедельно. Ибо в этот день Господь явился Своим ученикам, собранным вместе, и «возрадовашася ученицы, видевше Господа» (Иоан. 20: 20). «По днех осмих», то есть опять в тот же самый день недели Апостолы снова собираются вместе, и снова является им Господь, обновляя их радость (Иоан. 20: 26). Через семь недель, в день Пятидесятницы, случившейся опять в тот же день, Апостолы уже по установившемуся обычаю собираются для молитвы в Синайской горнице, и этот день становится для них днем нового светлого торжества: Господь ниспосылает им Святого Духа, Который с тех пор непрестанно пребывает в Церкви (Деян. 2: 1–4). С этого времени, как это ясно видно из книги Деяний Апостольских, «день Господень» становится особо-чтимым днем у всех христиан. По примеру ветхозаветной субботы и потому, что, согласно верованию Церкви, Господь воскрес в полночь, празднование этого дня начиналось еще с вечера субботы, продолжалось всю ночь и завершалось утром «преломлением хлеба», то есть совершением величайшего христианского таинства Евхаристии – причащением тела и Крови Христовых (Деян. 20: 7–11), к которому приступали все присутствовавшие верные. Отсюда и получило свое начало то наше общественное Богослужение, которое носить название «всенощного бдения» и которое должно продолжаться всю ночь с субботы на воскресение и только по нашей лености и небрежению все больше и больше теперь сокращается. О такой общественной ночной молитве христиан мы находим свидетеля уже в кн. Деяний Свв. Апостолов. Так, Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, в полночь воспевали Бога (Деян. 16: 25). Вся первая христианская община в Иерусалиме собиралась ночью на молитву (Деян. 12: 12). Христианская община в Троаде «в первый день недели», то есть в день воскресный, собралась на молитву еще с вечера и провела в молитве и слушании поучений св. Апостола Павла всю ночь «до зари», закончив это молитвенное собрание «преломлением хлеба», то есть причащением Тела и Крови Христовых (Деян. 20: 7–11). Об этом праздновании воскресного дня говорят и такие древние памятники христианской письменности, как Послание св. Варнавы, послания св. Игнатия Богоносца, творения Св. Иустина Философа, Феофила Антиохийского, Иринея Лионского , Мелитона Сардийского и мн. др. Великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст и знаменитейший учитель Ориген единогласно свидетельствуют, что всенощные бдения под воскресные дни ведут свое начало от Апостольских времен и являются установлением самих Свв. Апостолов. Замечательно и дошедшее до нас вне-христианское свидетельство – известное письмо Вифинского проконсула Плиния Младшего императору Траяну. В нем Плиний пишет, что христиане собираются в установленный день, еще до восхода солнца, и поют гимн Христу, как Богу. По свидетельству многих свв. Отцев и христианских писателей первых веков христианства, всенощные бдения совершались не только накануне воскресных дней, но и накануне Господских и Богородичных праздников и дней, посвященных памяти свв. мучеников. О составе этих всенощных бдений мы находим ясные указания в кн. Апостольских Постановлений (19 гл. V кн.). «С вечера до пения петухов», говорится в ней: «пребывайте во бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов закон, пророков, псалмы, и, прочитав Евангелие, предлагайте народу беседу». Преп. Кассиан и св. Василий Великий свидетельствуют, что всенощное бдение обнимало собою ночную и утреннюю службу и заканчивалось «после пения петухов».
Так встречали воскресные и праздничные дни первые христиане. Для них ночь под воскресение, ночь под праздник была святою ночью, которую они всю проводили в молитве, готовясь утром приступить к величайшему таинству причащения Тела и Крови Христовых. В этой ночной молитвенной подготовке и в совершении затем утром Божественной литургии, собственно, и заключалось празднование данного памятного дня, освященного Церковью.
Может ли после этого считаться христианином человек, который как-то иначе проводит эту святую ночь наступления праздника?
Конечно, нет, ибо таковой, разрывая свое молитвенное общение с Церковью в эту святую ночь, тень самым добровольно сам себя отсекает от тела Церкви. Вот почему в древности пропустившие без уважительной причины подряд три воскресных Богослужения совсем отлучались от Церкви, как негодные, омертвевшие члены. Тем более недопустимо для христиан устраивать в эту святую ночь увеселения и развлечения, которые, по самому существу своему неприличны и неуместны тогда, когда мысли и сердца христиан должны быть обращены к Богу. Не говоря уже о том, что они способны отвлекать христиан от посещения праздничных Богослужений, самое устройство их в эти священные для христианина дни и часы оскорбительно для верующего сознания и является кощунственным надругательством над святыней. Вот почему голосом всей Вселенской Церкви в ее канонических правилах, общеобязательным для всех христиан, всякие публичные развлечения и народные увеселения в те дни, когда они мешают посещению праздничных Богослужений, строго воспрещаются (66 правилом VI Вселенского собора, 72 правилом Карфагенского собора).
Мало кто знает, что в прежней дореволюционной России святость воскресных и праздничных дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами. Так в 1627 году вышел указ царя Михаила Феодоровича Романова, запрещавший, под страхом наказания кнутом, сходиться на «безлепицу», то есть на игрища. Еще энергичнее боролся с этими праздничными увеселениями, все более и более внедрявшимися к нам с Запада, царь Алексей Михайлович. В 1648 году он издал особый указ, запрещавший в воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми»: вместо этого указ повелевает приходить в церковь на вечерню, на утреню и на литургию и «стоять здесь смирно со всяким благочестием». Ослушавшегося приказано «бить батоги нещадно», и даже ссылать. В 1652 году царем издан новый указ, запрещавший продавать вино в воскресения всего года. Замечательна 26-ая статья знаменитого «Уложения» 1648 года: законы, ограждающие святость воскресного дня, относятся в ней к периоду времени, начиная с субботы за три часа до наступления вечера. Император Петр I, известный своим преклонением перед Западом и введший у нас в России светские увеселения на западный образец, так наз. ассамблеи, тем не менее особым указом разрешил их устройство не раньше окончания, в воскресный день литургии. Он же 17 февраля 1718 года издал указ, обязывающий всех людей ходить в воскресные дни к вечерне, заутрене и особенно к литургии. Императрица Елисавета Петровна указом от 1743 года запретила открывать до окончания литургии в воскресные дни кабаки. Император Павел I указом от 22 октября 1796 года: запретил театральные представления «во все субботы», а указом от 1799 года запрещено было в часы Богослужений производить продажу спиртных напитков. В 1833 году при императоре Николае I трудами знаменитого Сперанского был составлен «Свод Законов Российской Империи», в XIV томе которого была помещена особая статья об охране святости воскресного дня. Воскресное законодательство представляется здесь в следующем виде: воскресные дни должны посвящаться «отдохновению от трудов и набожному благочестию». Закон советует, воздерживаясь в эти дни от беспутной жизни, ходить в церковь к службе Божией. При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время Богослужения порядка, тишины и спокойствия, как в храме, так и около него. Питейные дома могут быть открываемы только после литургии. Закон этот решительно запрещает всякие игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения прежде окончания воскресной литургии. Особым указом от 21 сентября 1881 г. было вновь подтверждено запрещение императора Павла 1-го устраивать спектакли и театральные представления «во все субботы», исключая драматических представлений на иностранных языках (здесь, конечно, была уступка иностранцам).
Из всего вышесказанного ясно видно, что даже гражданские законы прежней царской России требовали от верующих, чтобы они в молитве и благоговении встречали праздничные дни, а, если это кое-где и нарушалось, то именно вследствие того упадка веры, того безчинного шатания умов и сердец, которое и привело в конце концов нашу Родину ко всем ужасам безбожного кровавого большевизма. А безбожники-большевики уже нарочно устраивали всякие зрелища и увеселения в часы праздничных Богослужений и даже в самую пасхальную ночь для того, чтобы отвлечь народ от посещения церкви.
Неужели не стыдно нам здесь заграницей подражать безбожникам-большевикам в их стремлении отвлечь верующих от посещения праздничных Богослужений?
Неужели до сих пор не ясно вам, что Россия погибла оттого, что мы слишком слепо следовали за всякими самозванными «вождями» и «учителями», внушавшими нам дух мнимой «свободы» и непослушания Матери нашей Св. Церкви и ее спасительным установлениям?
Кто хочет «освободить» себя от повиновения Церкви, тот роет себе сам своими собственными руками ров погибели. Пора уже понять это и прозреть хотя бы теперь, когда весь мир, зарвавшись в своем противлении подлинной Христовой Церкви, оказался на краю страшной пропасти, готовой поглотить его!