Азбука веры Православная библиотека иеромонах Арсений (Суханов) Прения с греками о вере Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова

Прения с греками о вере Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова1

Источник

158 года марта в 30 день едучи с Москвы – живоначальные Троицы Сергиева монастыря – старец Арсеней Суханов к Паисию патриарху ерусалимскому, – ночевал в молдавской земле в васлую монастыре сербском, в метохе 2 святые горы зуграфского монастыря и ту-то сидя за трапезою сказывал игумен з братьею: деялос де у них во афонской горе; некто у них был старец честен сербин, житием свят и во всем искусен и леты стар, жил в ските и держал книги московские у себя и крестился крестным знамением по московску, как писано в книге Кирила еросалимского, что печатана на Москве, да и прочих де томуж учил; – и сведали де про-то греки сошлись все изо всех монастырей и того сербина и с московскими книгами поставили на соборе испытали во всем и он де им ответ дал против книги кириловой, как писал блаженныи Феодорит и Мелетии патриарх антиохиискии и последуючи им писал Максим грек; и те греки выслушав у нево называли московские книги еретическими и он де им говорил, что есть у них книги старинные сербьские писменые, а в них де писано о крестном знамении так же, как и в московских, и тое де книгу писменую сыскав, принесли на собор и спущали с московскою печатною книгою и все де сошлось слово в слово против московской книги, а та де книга как писана 130 лет тому; и греки де на того старца распыхались яростию велью и хотели его сжечь с книгами на милость положили, что его не сожгли, а всяким жестоким смирением смиряли и безчестили и привели де его ко клятве, что впред ему так не крестится и прочих неучить; а что де у него было книг печатных московских и то у него все взяли и пожгли, да и серьбскую де писменую внигу тутож сожгли, а московских книг сожгли Кирила ерусолимского и многосложной свиток и псалтирь следованием.

Да тот же игумен говорил: греки-де горды и нам сербом из давных веков ненавистны, как де мы сербы и болгары крестились и Государи де наши посылали к ним греком, чтоб оне нам преложили книги на словенской язык и оне де нам отказали, ненавидя нас и чтоб им греком у нас быть во властех, и как де Бог дал нам Кирила философа, родился от отца болгарина, а от матери грекини, и навык грамоте греческой и латыньской и словенскому языку. И тот де Кирил ходил во Царь град, докладывал, чтоб ему поволили сложить словенскую грамоту и они де ему неповолили и запретили; и он де ходил в Рим к папе Андреяну благочестивому и папа де ему благословил. И как де Кирил грамоту словянскую сложил, – и греки де много искали гдеб сыскав ево убить, – и Кирил де то сведав, укрывался в дальних словянях, что ныне живут под цесарем и там де и преставился, и папа де повелел мощи его взять в Рим и погреб ево в Риме – в церкви святых апостол; и брата де его Мефодия папа Андреян поставил епископа в Паннонии, иже ныне те словене под кесарем и в венграх; да и до сех де мест нас ненавидят греки, что мы по словенским книгам чтем архиепископа, и митрополитов, епископов и попов своих имеем, а им де хочетца, чтоб все оне у нас владычествовали, и тое ради гордости греки и царство свое потеряли; в церковь де оне на конех ездили причастие сидя наконех приимали.

Месяца априля в 24 день в Торговищи сидели за трапезою в патриаршем монастыре с патриархом митрополит Мелетии браиловскии, архимарит Анфимеи, архимарит Филимон, поп Макарий, Иосаф даскол Малахии и вся братья; и сидя за столом говорил патриарх меж себя с митрополиты и архимариты о кресте како рукою креститися и, говоря много меж себя, патриарх вспросил старца Арсения, и показал руку свою, сложа три перста и говорил: Арсение! таколи вы креститеся?

И старец Арсеней, сложа персты руки своея, как писано в кириловой книге, 3, и говорил патриарху: тако мы крестимся.

И патриарх говорил: кто вам так велел?

И старец Арсеней говорил: есть у нас же гречанин Максим грек так же писал.

И патриарх говорил: еретик есть Максим той написал так;

И старец Арсеней говорил: владыко святый, ты его ныне называешь – не зная его – еретиком а ереси его никакой неведаешь, но единого ради креста, что вас обличает; а которые патриархи старее – те его послали, знаючи – по прошению великого князя не за еретика, но выбрали их двоих изо всей Грецыи ис тех двоих его послали, выбрав лучшего. – а по времени паки писали об нем ко Государю, чтоб Государь его к ним отпустил и в грамотах своих писали, назвали его вторым златоустом, и просили того у Государя с великим прошением, и с тех грамот списки ныне на Москве. – Ты ныне называешь его еретиком, а и незнал его ты, у нас он писал много, а ересн никажой нет.

Старец же Арсеней вспросил: у гречан – скажите ми вы от писания – где-то написано, чтоб по вашему сложению велено креститися.

И оне все с патриархом сказали, что писал им о том Дамаскин иподьякон 4.

Арсеней говорил: у нас Дамаскина иподьякона книги нет и не знаем–хто он; у нас есть книга Иванна Дамаскина, что был в Дамаску и рука ему была отсечена и Богородица тою руку ему исцелила в одну нощь, и о том – ничего он не пишет.

J гречаня сказали: не Иван – то им писал:, но Дамаскин некто – именем – иподиакон и студит, а был он в недавных летах, тому лет с семьдесят – как умер.

Арсеней говорил: я тому вашему Дамаскину не верю, потому что был после седмого собора спустя многое время, и откуду он родом, и каково его житие было, и в кое лето был он, – того у вас про него не писано и знаменания и чюдес от него никакова небывало; но был он некто имянем Дамаскин jподиакон и студит – рекше – тщател во учении; но скажите ми от древних святых отец писания.

И священник Макарии говорил: есть так, – делом говорит Арсении – книга Дамаскина иподиакона добра, а хто он, и где, и в кое время и каково его житие было – того мы не ведаем все и писания о том у нас нету.

Потом митрополит Мелетии и архимарит Анфим и Филимон говорили Арсенью: коли ты не веришь Дамаскину, ино Иван златоустый о том пишет 5.

Арсеней говорил: добро ест будет; Иван златоустый писал:, я рад слушать, покажите ми. – И патриарх послал по златоустову книгу и как принесли книгу Ивана златоустого в десть греческую, печатана в Венецыи в златоустове книге сыскали – писано глухо – повелевает крестообразно креститися, а как персты складать и того ничего неписано. И тут греки своего оправдания ничего не сыскали.

Патриарх говорил: Арсение, да как то толкуется, как ты складаешь свою руку?

Арсеней говорил: великии и малыи, да третии, что подле малого – то мы исповедуем единого Бога в Троице; а два перста вышний и средний великии – то признаваем два естества Христова – божество и человечество; а еже средний великий перст мало наклонен – то исповедуется, еже сын Божии, преклонь небеса, и сниде на землю, и бысть человек вас ради; також писал и древний во святых отцех блаженный Феодорит. Тем же крестом и Мелетии патриарх антиохийский чюдо сотвори и еретиков посрами, потомже последуючи им и Максим грек пишет також.

И паки патриарх свою руку сложа три перста и показал и рек: так мы крестимъся, теде три перста знаменует пресвятые Троицы образ.

И старец Арсении говорил: владыко святый, и у нас есть три перста во образ пресвятые Троицы, да не те, которые ты складаеш, толко мы крест Христов воображаем теми персты, которые значат два естества Христова – божество и человечество и снитие с небес на землю, понеж на кресте страдал един сын Божии, а не Троица, то мы, теми персты и крест Христов – сиречь страсти его – знаменуем, а не теми треми персты, которые пресвятые Троицы значат.

Старец же Арсении говорил: как мы крестимся, так у вас и Спасов образ в церкви написан.

И патриарх сказал: то де благословенная рука – так благословлять подобает, а не креститися.

Арсении говорил: что есть и какое то различие Дамаскин вам учинил, что людем знамение крестное давать двемя персты, а себе тремя; у нас же крестное знамение едино святитель творит – како на людех, тако и на себе, а прочие потомуж.

И патриарх говорил: Арсение, да откуду ж вы то взяли? ведь вы крещение приняли от греков.

Арсении говорил: владыко святый! я вам и многажды говорил – как у нас писано и вы тому неверите и топере я от вас хощу слышати: вы учинились християне преже нас, а мы после. Скажите мне вы: – откуду вы то приняли и от кого и в кое время и где то писано у вас, чтоб по вашему тремя персты креститис?

I патриарх и двожжи и трозжи то говорил: откуду вы то приняли?

Арсеней говорил: не стану я вам говорить; скажите вы напред про себя – от ково вы то приняли, потому что вы преж нас крестилис.

И архимарит Филимон сказал: нигде того у нас не писано, но мы сами так изналала приняли.

Арсеней говорил: добро ты так сказал: что вы сами так изначала приняли и мы також изначала сами приняли от святого апостола Андрея; також и блаженный Феодорит пишет и прочие. Ты рек, что вы сами так изволили – чем же вы лучши нас? что ты сам, а мы вед сами таковыж, как и вы. Також у нас Богу угодивших много, что и у вас было. – А се вы веру приняли от апостол, и мы також от апостола Андрея; а хотяби от грек, но от тех, которые непорочно сохраняли правила святых апостол и седми вселенских соборов, а не от нынешних, которые не соблюдают правил святых апостол: – в крещении обливаются вси и покропляются, а не погружаются в купели, и книг своих и науки у себя не имеют, но от немец приимают. Истинну ты рек, что вы сами так изначала прияли, а не по святых отец преданию; есть ли бы вы по святых отец преданию и по апостольскому благовестию ходили, тобы вы крестилися рукою по преданию блаженного Феодорита и Мелетия антиохийского, а в крещении погружались бы, а не обливалися, яко же рымляне; а то вы своим упрямством претворяете, якоже Дамаскин зделал вам в одном кресте три креста. Архимарит же Филимон говорил: вы на Москве одне так креститесь, а в польской земле Русь по нашему по греческу крестятся.

Арсеней говорил: добро так говориш – хочеш ли тем своим словом прав и виноват быть.

Архимарит крепился первым своим словом, говорил дважди и трижды тож слово.

А старец Арсеней говорил: одно тебе говорю, хочешь ли тем словом прав j виноват быть?

И он узнал, такова слова недал.

И Арсеней говорил: я хочю тем твоим словом и прав и виноват быть, зде у вас в торговищи сыщу такову книгу полские земли печатную, а в ней писано о крестном знамении слово в слово против нашего, а та книга у второго логовета у дришта-граматика словенская.

И на тех словах патриарх все замолчали и мало посидев, востав из-за трапезы, пошли кручиноваты, что хотели оправдатися святыми книгами, да нигде не сыскали и то им стало за великий стыд.

И вышед из-за стола на монастыре митрополит Мелетий и поп Макарий, да Иосиф старцу Арсению говорили – откудуж вы веру приняли? вед от нас?

И Арсеней говорил: мы веру приняли от Бога, а не от вас.

Паки греки рекли: крещение вы приняли от нас греков?

И Арсеней говорил: мы крещены изначала, приняли от апостола Андрея, а не от вас.

И паки Арсений говорил: скажите ми вы, греки, про себя отково вы крещение приняли?

И архимарит Филимон говорил: мы крещение приняли от Христа и от апостол и от Якова брата Божия.

Арсений говорил: то вы неправду говорите; вы, греки, живете в Грецыи и в Македони по сю страну Царяграда подле Белого моря и около Солуня и Афон горы, а Христос был во Иеросалиме, такоже и Яков брат Божий, а вы – греки – в Иеросалиме в то время не были. Были в то время во Иеросалиме жиды и арапы, да и ныне во Иеросалиме и около Еросалима все арапы и сиряне, а греков нет – окроме вас старцов приходящих немногих, которые у патриарха живут, а ерусолимские старцы все арапы по монастырем живут и у патриарха, а крещение вы прияли по вознесении Христове от апостола Андрея и от прочих, и будучи в Цареграде апостол Андрей да и к нам пошел черным морем и мы крещение в тож время прияли от апостола, как и вы, а не от вас греков.

И поп Макарии говорил: делом Арсеней говорит; во Иеросалиме тогда греков не было, да и ныне нету; видев даскола Лигоридия, призвали к себе и розсказали ему все о чем за трапезою спор был – о крестном знамении.

I даскаль Лигоридии вспросил старца Арсения: како руку складать и что тому толкование?

И старец Арсеней, сложа персты руки своя по древнему преданию блаженного Феодорита и прочих и толкование сказал против тогож писма.

I даскол Лигоридии сказал всем им: добро у них, так ещо и лучши нашего.

И патриарх призвав к себе даскола Лигоридия и говорил ему, чтоб он приискал от писании святых о крестном знамении на оправдание им.

И даскол говорил: немочно сыскати такого оправдания; и патриарх на него кручинился.

А сказывал – то сам даскол, сидя за столом у второго логофета удришта, за что на него патриарх кручинился, а старцу Арсению сказывал удриштов студент Федор русин при нем де даскод то говорил.

*

158 6 году маия в 8 день в торговищи старец Арсеней ужинал у патриарха в келье и после ужина, как пошел из за стола, говорил Иоасафу попу, чтоб он доложил патриарха, чтоб патриарх велел кому из своих архимаритов с ним старцем Арсением посидеть и поговорить о летописце, что лета в руских книгах несходятся з греческими от Христова рожества.

И поп Иоасаф после старца Арсения патриарха докладывал и сошед сверху старцу Арсению сказал, что о том деле патриарх прикажет архимариту Анфиму или кому иному.

Маия в 9 день сидели с патриархом в трапезе вся братья и после трапезы патриарх пошол к себе, а старцу Арсению велел за собою вверх итти и, пришед вверх, учал говорить: Арсение, вчера мне Иасаф говорил твоим словом, чтоб мне велеть с тобою кому посидеть и поговорить о летописце – для чево-то тебе надобно?

Арсеней говорил: владыко святый, надобно для того, что неведомо для чего у нас с вами летописец от рожества Христова несходитца; и патриарх говорил: да как тебе мнится, у нас ли потеряно или у вас? говори со мною.

Арсеней говорил: владыко святый, с тобою мне о том говорить не умею, либо рець в задор пойдет, чтоб тебя на гнев не привесть – то вели со мною кому иному говорить и что мы станем говорить, вели нам то записывать и к тем речам кождому, к своим вели нам руки свои прикладывать, чтоб безповоротно и так у нас сыщется вся правда, хто будет прав, хто виноват j вы-ль потеряли или мы?

И патриарх говорил: скажи мне: хто тебе надобен, с кем тебе говорить, даскол Лигоридий, да даскол митрополит Власий?

Арсеней говорил: владыко святый, дай мне кого из своих архиманритов, ково изволишь, а те люди науки высокой, говорить с ними не умею о правде, понеже у них такова наука: тщатся оне неистину сыскать, но только бы перетягать и многословесием своим истинну замять, на то оне тщатся и наука у них такова езуитская.

И патриарх говорил: для чево с ними не хошь говорить? оне унас дасколы и люди ученые.

И Арсеней говорил: вем, владыко святый, что они дасколы, толко дасколы оне здесь, а не в Еросалиме, 7 а с теми я говорить для того не хочю, понеже в латынской науке много лукавства бывает, а истинну лувавством сыскать немочно.

И патриарх говорил: коли так говоришь, з дасколами не хошь говорить, ино мне тебе нелзе о таком великом деле ответу дать одному, но писать о том ко всем четырем патриархам. Арсеней говорил: скажешь, пожалуешь ты – ино добро, а не скажешь – в твоей воли; и мы станем и инде о том вспрашивать; ест ли ты неизволиш сказать.

Патриарх говорил: Арсеней не возможно четырем патриархом погрешать в таком деле, что ты говоришь о летописце, что будто у нас с вами несходятся, то у вас потеряно, а у нас у четырех патриархов у всех единогласие.

Арсеней говорил: владыко святый, мнится ми, что у вас погрешено, понеж по взятии Царяграда от турка, латинницы книги греческие все выкупили и у себя переправя, печатали по гречески вам раздавали.

Арсеней ж говорил: владыко святый, высокую речь говоришь, что невозможно погрешить, Июда апостол был, и со Христом жил и тот согрешил, також и Петр апостол трижды отрекся Христа, також и во Александрии и в Риме и многи ереси заводили и того ради и царство ваше разорилось, да и до сех мест, то у вас ведется в Цареграде патриархов своих давите сами а иных в воду сажаете и ныне в Цареграде четыре патриархи 8 а что ты говориш, будто бы греки источник всем нам вере, и то высокую ж реч говорите. Источник и предложитель вере Христос Бог, который, за наше спасении умер пдотию, воскресе, и на небеса взыде, и седе одесную Отца, Егож пришествия паки ждем судити всех нас.

Патриарх говорил: Арсеней, ведь вера изыде от сиона и что есть доброго, то все от нас изыде, ино мы корень источник всем вере вселенские соборы у нас же были.

Арсеней говорил: владыко святый, истинну глаголешь, что закон изыде от сиона и соборы у вас же были, тое и мы веру держим и проповедуем 9, которая от сиона изыде вселенскими соборы подкреплена; а вы, греки, тое веры не держите, которая от сиона изыде, но токмо словом говорите.

Греки говорили: мы веру держим: которая от сиона изыде.

Арсеней говорил: как вы-то говорите, что будто вы веру держите, которая от сиона изыде – писано в 50-м правиле святых апостол 10 – велено крестить в купели в три погружении вселенские соборы також велели, а святии апостоли то правило писали в сионе, сиречь во Иеросалиме, и у нас то апостольское правило твердо хранят, а вы в купели в три погружении не креститеся, но обливаетесь и то знатно, что вы не тое веру держите, которая от сиона изыде.

Апостоли жь написали в своем правиле: не молитесь со еретики в церкви, а греки со армяны и римляны и с франками молятся в церкви единой и святыню им с верными вместе дают на обедни, а в Ясах ляцкой бискуп на крещение на водосвящении облачался на собор с митрополитом волосским.

А что вы называетесь источник всем, ино евангелие напред написал Матфей, по 8 летех вознесения Христова жидовским языком к веровавшим жидом, а не к греком, то есть первый jсточник вере Спасителя Бога, и то знатно, что не греки в начале крестились; потом по 10 летех написав Марко в Риме римляном, а не греком и по сему знатно, что римляне преж греков благовестие прияли; – потом Лука написал по 15 летех к Феофилу князю; а по 32 11 летех преложиша евангелия на еллинский язык; Иоан Богослов и свое написал и посему знатно, что не греки источник всем. – Выж говорите, что соборы у вас вселенские были, того ради называетеся источник и на соборех не едины греки были, но и римляне вси веровавшии по вселенней, а не одни греки; да и вселенские соборы не источник вере, но на еретиков собирались, которые веру Христову преданную нам от апостол разоряли, и святыи отцы предание апостольское на соборех подкрепляли, а не вновь веру составливали 12 и потому знатно, что и соборы вере не источник, но подкрепление, а вера изначала изыде от Христа Бога совершена и предана апостолам; апостоли взем от Христа во весь мир предали веру совершену, а не в полы.

Арсеней же говорил: вы греки, называетеся источник всем верным, якоже и папа называет себя глава всей церкви, и мы глаголем вам: – ни папа глава церкви, ни вы, греки, источник всем, а есть ли и был, толко ныне пересох и сами жаждою стражете, нежели вам весь свет напаявати своим источником, а иные ваши греки пьют из бусорманского источника, мы ж Русь крестихомся в смерть Христову, занеже и распялся Христос за нас, от его же ребра изыде кровь j вода, то и нам источник: источи веру из ребра Спасителя; да, а не греки нам источник веры; – турской царь и ближе нас – у вас живет да се неможете его напоить своим источником и к вере привести.

И маия в 11 день сказывал старцу Арсению даскол Григорий русин, что живет у митрополита Стефана торговищьского. Был де у митрополита Стефана за трапезою епископ Даниил охридонской и говорил про тебя – Арсения, – что де ты с ним спор чиниш о кресте – како рукою креститися, а как де у нас будет в турской земли – сломают де ему те рога; было де у нас такое дело во афонской горе в руском монастыре – старец так 13 крестился по московским книгам и старцы де святогорские собрались все и ево поставя пред собою испытали и он де говорил – как он крестится, там написано в московских печатных книгах, а мы де сербы и болгары с Москвою чтем одне книги, и старцы де святогорские того старца предали турку и турок де держал его в темнице многое время и как де он от турка освободился и мы де его закляли, что впред ему так не креститься и прочих не учить, а книги де московские присудил я сожечь на огне и те де книги у того старца взем пожгли.

Июня 14 в 1-й день патриархов поп Иасаф говорил старцу Арсению: после вечерни я де вспрашивал в церкви у епископа Даниила книги московские, он ли присудил сожечь во афоньской горе и он де в том не заперься – я-де велел сожечь, а в то время был митрополит брацлавской Мелетий и многия люди, как Иоасаф сказовал то.

Тогож дни мало погодя поп Иоасаф пришед, старцу Арсению говорил: я де про то дело сказывал патриарху и патриарх де тому дивился; тутожде и Амъфилохий старец прилучился и он де патриарху сказывал, что при нем жгли Государевы книги во афонской горе.

Июня в 2 день после заутрени призвав патриарх к себе в келью старца Арсения распрашивал, где послышали и давноль, что Государевы книги во афонской горе пожгли греки.

И старец Арсеней патриарху говорил про то дело: слышал я в васлую от старцов зуграфъского монастыря, да в торговищи и от многих людей от здешних и от сербьских старцов, да и епископ Даниил ахридонский сидел у митрополита Стефана торговищъского, за столом, похвалялся тем, что то дело он судил и книги сожечь он присудил московские.

И патриарх тому дивился много и говорил: напрасно-де таким врагом Государь царь и милостыню дает, прямо-де мы тое своей ради гордости и царство свое погубили; за што-де было книги жечь, естли бы де и ересь какую сыскали, ино было то поморать, а книг нежечь и призвав старца своего Амфилохия распрашивал пред старцом Арсением, потому что тот старец в то время был на афонской горе – как книги жгли.

И старец Анфилохии говорил, что он в то время был во афонской горе и то все видел; сошлись де старцы святогорские все, и надели на себя патрахели, и привели старца с московскими книгами, и облекли его в ризы, и поставили среди церкви, и называли его еретиком, и книги де держит еретические, и крестится не по гречески, и хотели де его сожечь и с книгами; тутожде и турки стояли призваны и по многом де безчестии тому старцу велели московские книги на огнь положить самому, и он де многоа время не хотел на огнь класть и за великую нужду заплакав положил, убояся и сам тогож огня, а сожгли де московских книг две в десть великие, а, третья в полдесть, а иных де непомню каковы 15 а старца де того закляли, что ему впред так не креститься и никого не учить, и отдали его турку; и турок де держав ево у себя в железах многое время и, взяв с него, 16 отпустил. – Старец же Анфилохий патриарху сказывал, что другова де такова старца у них во всей горе афонской нету, брада де у него до самой земли, якож у Макария великого, а носит де ею в мешечик склав и тот мешечик з бородою привязывает к поясу, а имя ему Дамаскин; муж де духовен и грамоте учен и то де греки сделали от ненависти, что тот старец от многих почитаем, а сербин он, а не грек. – Греки де хотят, чтоб всеми оне владели.

Тогож дни за трапезою у патриарха сидел митрополит Власей и вся братья патриарша и меж себя многия речи говорили про святогорских старцов, что оне недобро учинили.

В 3 день Паисия патриарх призвал к себе митрополита Власия и своих архимаритов и старца Арсения и говорил: Арсение 17 как ты мыслиш о вчерашнем деле, чего ты хочеш от нас?

И Арсений говорил: владыко святый, мне до того мало дела, естьли Государь царь великий князь Алексей Михаилович всеа Русии самодержец про то сведает, а святогорские старцы любо приедут в Москве ему Государю станут бить челом о милостыне и оне сами за себя ответ дадут, за што оне Государевы книги жгли, а топере я бью челом, чтоб того епископа велели вы поставить перед собою и допросить, за што оне Государевы книги пожгли, какую в них ересь сыскали?

И патриарх и митрополит послали по епископа и как епископ Данил пришол, учали ево допрашивать для чево московские книги пожгли, и епископ в тои заперся, а то говорил: было де во афонской горе так: собралися старцы на сербского старца Дамаскина именем, что он крестит не по гречески и иных томуж учит, и того де старца поставя на соборе допрашивали – откуду он тому научился, и он де указал на сербьскую на писменную книгу, что в ней так писано креститися и тое де книгу взем у него сожгли; а та де книга старинная сербьская тому 130 лет – как писана, и тому де есть писмо зде прислано из афонской горы к митрополиту Стефану торговищьскому.

И патриарх Паисии и митрополит Власии епископу говорили: напрасно оне итое книгу сожгли, понеже она на словеньском языке, а не на греческом, а се она книга старинная.

Епископ ж Даниил перед патриархом говорил, что они московских печатных книг не жгли, – сожгли де одну сербьскую писменую.

Арсеней говорил: святейший государь патриарх, давече пред тобою говорил старец Амфилохии, что сожгли они при нем московских печатных книг две великии в десть, а третья в полдесть, а иных – он сказал – не помнит.

И патриарх велел старца Амфилохия поставить с епископом с очей на очи.

И старец Амфилохий, став пред патриархом с епископом с очей на очи, говорил тож, что и наперед сего патриарху сказал, а епископ сказал: того он не ведает.

Старец же Арсеней взем книгу печатную граматику у патриарша даскола Малахия, а в ней писано и в Духа Святого, иже от Отца и Сына исходящего и тое книгу принес на собор перед патриарха и говорил: сказываете вы, что книги ваши греческие правят вам в венецы и во англинской земли ваши православные гречаня, а то книга печатана в Венецыи; а в ней писано самая головная римская ересь, ино было довлеет вам те книги сожигать, а Государевы было вам книги не за что жечь, у нас Государь и царь благочестивой, ереси никакой нелюбит[ и в его] государевой земле ереси нету, а у нас сидят книги правят избранные люди и безпрестани над тем сидят, а над теми людми надзирают по Государеву указу митрополит и архимарит и протопопы, кому Государь укажет, и о всяком деле докладывают Государя и патриарха; – то вы сделали не гораздо, что наругались над ево государевыми книгами, хотя б вы его царского имени устыдилис, что в них писано – те книги печатаны его царским изволением.

И патриарх говорил: Арсение, не добро оне зделали, хотяб и ересь какую сыскали, ино было то поморать, а не всю книгу сожечь и мы латынских книг незжем, но будет, что есть еретическо и мы то помораем, а их держим.

И по многой беседе епископа ахридонского отпустили, а к Стефану митрополиту послали, чтоб он прислал к ним писмо, что прислали к нему из афонской горы о крестном знамении 18.

Потом митрополит Власий старцу Арсению говорил: Арсение, о крестном знамении ни евангелист, ни апостол нихто не писал, как персты складать: – то-есть само изволение, токмо подобает крестообразно креститися, а то все добро и ереси и худы на Бога никакой нет; мы складываем великии перст з двумя верхними во образ Троицы и теми крестимся, а вы складываете великии перст з двемя нижними во образ Троицы, а двемя верхними креститеся – тож добро однако крест Христов воображается, но толко нам мнится наше лучше, что мы старее.

Арсеней старец говорил: вем, владыко, что вы старее, но старая одежда требует покрепления или егда полата или церковь каменая попортится, то треба починить, и паки нова будет и крепка; а у вас и много есть развалилось – предания апостольская и святых отцев, – сииречь творите не по древнему преданию, а починить сииречь справить не хощете; гордостию надувся, ходите называетеся всем источник вере; вместо погружения обливаетеся и покропляетесь, а о крестном знамении 19, оставя предание блаженного Феодорита и прочих, и держите нового своего учителя Дамаскина иподьякона.

Выж сказываете, что вы так изначала приняли а Спасов образ в церкви у вас написан – руку держит так – как мы крестимъся и как блаженный Феодорит писал и прочии.

И патриарх и митрополит сказали, что так де благословлять подобает, а не креститися. Арсеней говорил: ……ль благословляет, крест же творит ……го благословляет, ино у нас обыкло по древнему преданию, которою рукою на людех крестное знамение творит, того и на себе 20. – А что вы говорите неправду, что изначала так вы прияли креститис; мне мнится изначала и вы так крестилися и благословляли, как и мы ныне, и как в церкви на иконе у вас у нас Спасова рука пишется-, а 21 то вам написал новой ваш учитель Дамаскин иподъякон и зделал вам в одном кресте три креста, – людей велел крестить пятми персты странным обычаем, а себя тремя; а древнее предание – как Спаситель благословлял и как рука его на образу пишется и то вы отставили – так ни благословляете, ни креститеся.

Мыж старое предание держим, якож блаженный Феодорит пишет и прочии. – Аще и армяне, якоже вы сказываете; – так крестятся, но мы того ради старого преданиа креста Христова не перекладываем, – естьли армянин добро дедает по старому преданию, – чем то виновато? а есть ли и грек сам изволит вновь и претворит старое предание, – чем то право? есть ли бы вы изначала так приняли, ино б у вас [о том] было писание древних святых [якоже и у нас, а то вы], не можете никакого [писания мне п]оказать о том – окроме Домаскина, и Домаскин уже был от создания мира во осмой тысячи и написал вам 22 – как персты складать – благословенную руку и как креститися [ино мощно разумети 23; потому что его неправда, а и то знатно такоже, что мы не от вас греков крещение прияли, но апостала Андрея и от их наместников; занеже и крестимся мы по их 50-му правилу в три погружения: а не по вашему обливаемся. Да и то вам буди ведомо, что у нас на Москве у Государя царя и у епископа есть до пятисот церквей, а у митрополита-то новгороцкого будет до двутысящей церквей, а то, что за патриарх, что одна церковь во всей патриархии; патриарх зовется отцем – началником сиречь; – имеет под собою митрополитов и архиепископов и епископов и иноков началник, а зде иной церкви не имеет и никаких отцев под началом у него нет; а на Москве патриарх, аки папа в Риме, издавна устроен царем Константином, а в великом Новеграде устроен митрополит, зане Новъград место старое еще от пап устроено. И в латинских хрониках пишут про него латинцы: кто может Богу и великому Новуграду; да и белой клобук архиепископу Василию по ангелову и по селиверстову явлению дан бысть. И в Казани митрополит – занеже царство казанское. – В Ростове митрополит – занеже княжество великое. В Астрахани царство же великое, вместо златые орды устроенное киргизами – и ту архиепископ. – Сибирь царство же великое и прочих. – Архиепископы по великим княжествам, яко же бо вся молдавия и мутьянской.

Патриарх говорил: Арсение, что у вас воров не смиряют и разбойников не вешают, посидев в тюрме выходят вон, и паки тоже чинят, а у нас хотя и турецкая земля, а смирно, а сыскав воровство – казнят – отпуску нет, а в тюрме не сидят.

Арсений говорил: и у нас смиряют и казнят; да слышали мы про вас, сказовал назорецкой митрополит, как сербского митрополита – турчанин, – как вышед от кадия, взем за бороду, и заколол до смерти ножем, и для чего того турчанина не казнили, или вы хвалите турков лучше наших правителей, у нас нелзя зделать такъ].

Июня в 4 день митрополит Стефан писмо святогорьских старцов к патриарху прислал и патриарх взем отдал дасколу Лигаридию перевесть на простой греческой язык 24.

*

[Июня в 6-й день черной поп патриархов – Иоасаф – и с ним прочии греки говорили старцу Арсению сице: Арсений, не добро у вас на Москве делают, что в другии крестят християн. – Старец Арсений говорил: у нас кто правым крещением крещен, того в другой не крестят. – Иоасаф говорил: мы слышим – у вас римлян и ляхов в другии крестят.

Арсений говорил: римлян и ляхов потому у нас крестят, что они обливаются, а не погружаются и миром не помазуются, но покропляются толко. – Арсений говорил: есть в святом писании писано, что еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение, и того ради у нас крестят совершенно их.

Иоасаф говорил: да что – у вас нас, греков, в другие не крестят и мы в крещении же обливаемся, а не погружаемся в купели; толко мы изначала прияли и держим; а у нас то-то именуется и погружение, что трижды на крещаемого святитель руку возводит и низводит, егда воду льет на него.

Арсений говорил: естьли так у вас; – на Москве уведают, что вас греков и волохов и сербов и болгаров не покрещевают, и потому так у нас мы неведая про вас; и чаяли, что творите у себя по преданию святых апостол и креститеся в три погружения. – и естьли у нас сведают про ваше обливание, у нас и вас станут совершенно крестить, а кто не захощет креститься совершенным крещением и такового у нас и греченина в церковь не въпустят.

Иосаф говорил: не статное дело, что нас снова крестить, не гораздо у вас делают, то и о том наш патриарх хощет писать ко всем трем патриархом, и, согласуяся, четыре будут о том в Москве писать к Государю и патриарху.

Арсений говорил: будет добро станите писать – ино послушают, а станите писать противно святым апостолом и на Москве о том и четырех патриархов не послушают; знают на Москве древнее предание, како предано святыми апостолы и отцы и без четырех патриарховъ]. 25

Иасаф говорил: [Арсений, невозможн]о не послушать четырех патриархов…… имут о том 26.

Арьсеней говорил: д[ля и ради чего] невозможно? папа был и головной у четырех патриархов, да и се ныне неслушают его 27.

Иасаф говорил: папа-еретик, потому не слушают его.

Арсений говорил: а и то неправославное жь дело, что святии апостоли и святии отцы велели крестить в три погружении, а четыри патриархи обливают, а иные и покропляют вместо погружения, и то папино ж и ереси часть 28.

Иасаф же говорил: да как вам не послушать четырех патриархов – когоже вам слушать?

Арсений говорил: естли по сватых отец преданию станут писать – послушают, а не по преданию, ино не послушают, могут на Москве и четырех патриархов откинуть, якож и папу – естли оне неправославны будут; писано есть во святом евангелии Христове: аще око твое соблазняет истни е, аще рука или нога твоя соблажняет отсецы ю, лучше бо ти есть слепну или [хрому вн]ити во царство небесное, нежели [обе оце и руце] имущу лишену быти царства [небесного. – И то Христово слово] толкуют отцы: не о очах [и руках и ногахъ], но о сродниках и о дру[зьях – сиречь] отец или мати или брат и с[ест]ра и др[угия собла]жняют тя в вере – отсецы их [сиречь откинь ихъ] от себе или отстань от них, лучше ти есть единому жити без отца и без матери и без сродник в законе, нежели с ними вне закона. – Такожь и то – ест ли четыре патриархи неправославны будут и соблазн нам чинить своею слабостию учнут [лучше не покарятися, а] мы на Москве живем и об одном своем патриархе и с митрополиты и архиепископы и епископы. – То вед вам греком не мочно ничего делать без четырех патриархов своих, потому что в Цареграде был царь благочестивой един под сонцем и он учинил 4-х патриархов, да папу в первых и те патриархи были в одном царьствии под единым царем и на соборы збирались патриархи по его царскому изволению, а ныне вместо того царя на Москве Государ царь благочестивой во всей подсолнычной един царь благочестивой и царство християнское у нас Бог прославил и Государь царь устроил у себя в своем царстве вместо п[апы патриарха] на царьствующем граде Мо[скве, идеже пребывает сам царь, а в]место ваших четырех патриархов [устроил на госуда]рьственных местех че[тырех митрополитов и на том мощчо и] без чет[ырехъ] патриархов [ваших править закон Божий] и ныне у нас [царь] православн[ый, потом и святители].

Ведь патриарх [зовется потому, что отцем начало], имеет под собою митрополитов и архиепископов и епископов, потому и патриарх, а ваш патриарх александрииской над кем будет патриарх? толко всего у него две церкви во всей его епархии, а не имеет под собою ни единого митрополита и архиепископа и епископа – над ким он будет патриарх?

Старец же Арсении говорил греком: вы говорите, что мы крещение от вас прияли, а не так, как вы креститеся рукою – крестимся, ино чем вам тем величатися или укоряти нас? скажите ми – егда папа римской благочестив был, то он и с пети чювств началное и головное был чювъство – зрение, а егда то зрение туском заволокло – сиречь ересию и расколом церковным – папа помрачился и света видети право не может, то четыри чювства, сиречь патриархи и без зрения – сиречь и без папы живут, такоже и мы можем ныне и без вашего учения быть.

Или папа егда благочестив был и в то время которых крестил, могут ли те нынешнего папу слушати или ни? и хотя нынешней папа чем над ними и возноситись будет и их укоряти станет, что оне крестили[сь от Риму, а] его ныне не слушают, –[то 29 не могут тии ему отвещать: врачю, исцелися сам – сиречь очисти сам свое зрение и возри право на веру и приими туже, которую первыи благочестивыи папы держали, и от них же мы веру прияли и тогда похвалися над нами; а что мы от вас крещение прияли и мы тебе за глаз приимати будем, – такожь и мы вашим вопросом – за помощию Божию – ответ дадим, вскую вы собою хвалитеся, что мы от вас крещение прияли, мы крещение прияли от апостола Андрея, как он, по вознесении Господни, приде Андрей в Византию, и оттуда пойде черным морем до Днепра и Днепром в верх до Киева и от Киева даже до великого Новаграда и ходя тем путем учение свое о вере Христове распространил, а иных крестил, а в Киеве будучи – крест воздвигнул, – якоже пишет в книге о правой вере, и потом 30 святый Андрей сослан в заточение от Нерона царя римского; Климент же ученик святого апостола Андрея, и от него поставлен бысть в Рим, той нечестивым царем сослан бысть в заточение] в Корсунь, еже ныне зовется Крым и он будучи в Корсуни своим учением корсунян в веру привел и крестил и ту и проставился; а Климент папа ученик Петра апостула и поставлен бысть им самим сыл……па в Рим, а Петр [апостоль – брат Андрею апосто]лу, которой будучи [у вас и к нам пришел, – княз]ь Вла[димер крестился в Корсуне же от тех християнъ], которые [от Климента крещены, и мощи св. Климента] ис Корсуня [взялъ] Владимер к себе в Киев и митрополита и весь освященный чин. – И мы как прияли веру и крещение от апостола Андрея, так и держим – крестимся даж и до ныне по их 50-му правилу в купели в три погружении 31 и их правило блюдем твердо 32, а вы, греки, апостольского правила не храните – в купели в три погружении ныне не креститеся, но по новому римъскому уставу обливаетеся и покропляетеся и по сему знатно, что мы крещение от апостол прияли, а не от вас греков.

Явно обличает вас греков Божественное писание, яко древняя злоба нова благодать быти нехощет 33, тажо и вы греки закоснели есте живучи меж бусорман и за стыд свой или гордость... не хочете по...нитися древнему отцу блаженному [Феодориту и пр]очим, но прави[тися темным с одним учителем ди]дасколом Домаскином иподьякономъ] 34…… силя нико……ж……ни Феодоритъ……, вы не токмо крестное знамение по древнему преданию потеряли, но и самое крещение; святии апостолы написали в 50-м своем правиле: аще епископ или поп крестит не в три погружении, да извержат; також и вси святии отцы последуючи сему правилу писали, велели крестить в купели в три погружении, а нихто не написал обливать или покроплять; не сыщишь 35 у вас в Грецыи и в волохах ни единого человека правым крещением крещена и говорите, покрывая свой стыд 36, что то – есть все одно – погружать или обливать, и святии апостоли и святии отцы того нигде не написали, что-то все одно 37, но велели погружать и вы мало несоединачилися есте с римлины.

Да выж и лета от рожества Христова потеряли – пишете в нынешнем во 158-м году от рожества 1650-й год 38, и в том обличают вас вашиж греческие книги, а повинутися не хощете, [а все вам то случися от римлян, за сие же у вас и печатной двор еллинского учения и тщания вы у себя не имеете и вам книги печатают в Венеции и во Англии по еллинскому писанию и дидаскалы ваши ходят учиться в Рим и в Венецию и от тех наук приходят к вам и там они будучи, якоже в коростовом стаде здравая скотина окоростовает, и тако ваши дидасколы приходят к вам, – мощно слышать ваших дидаскал, якоже и Власий, все говорят от науки римских обычаев, и вас] томуж учат, а вы их в[о всемъ] слушаете, потому [что у васъ] своих наук нету, еллинскому языку 39 и книги от них [за прямые принимаете]; – прочее ж реку, что у вас небыло доброго, то все к Москве перешло. – И архимариты говорили: а что от нас к вам перешло?

И старец Арсеней говорил: и все ваше начало к нам перешло.

Паки архимарит говорил: скажи нам имянно, что от нас к вам перешло?

J Арсеней говорил: первое начало – был у вас царь благочестивый, а ныне нет, и в то место воздвиг Господ Бог на Москве царя благочестивого и ныне у нас Государь царь 40 и великии князь Алексей Михаилович, всеа Росии самодержец – во всей под[солнечной] благочестием [своимъ] сияет, яко солнце [посреде земли всея, и во всем ревнует первому благочестивому царю Константину] великому; [церковь Христову поднесь часто снабдевает, и всяких ересей защищает непорочно; и паки еще скажу вам о втором вселенском соборе величатися – сиречь украшати константинопольскому патриарху и быти второму по римском епископе – сиречь папе; и ныне у вас: как и чем величатися патриарху, якоже и римскому бискупу? не могут патриархи ваши по граду с кресты ходити, в на главе крест носити, и на церкви крест имети, и над мертвымъ] у церкви отпевать, и по граду нести или в колокола звонити, и на осляти ездить и ныне не токмо, якож римскому епископу ему величатися, но невозможно ему и против епископа московского величатися; и в то место у нас на Москве патриарх вместо костянтинополского, нетокмо якож вторый по римском величаться, но якож и первый епископ римский – сииречь, якож древнии и папа благочестивый – церковною утварию украшается, занеж и клобук белый первого папы Силивестра римского на себе носит, ныне егож по апостольскому явлению. Благочестивый царь Костянтян великии зделал отцу своему папе Селивестру вместо царъского венца и всякии святительскии чин [и священнический и ино]ческии чин в московском [государстве красится, якоже первее] в Рими; и у вас [было монастырей много и инок без числа а] ныне токмо [след знать, – и церкви ваши многия бусурманы] завладели [и починили на мечети и християны м]ногия побусур[манились, якоже видит – болгары] и ляцкая земля [вся обусурманилась и мощей] святых было у вас много и вы их разносили по землям и ныне у вас нету, а у нас стало много 41, да и нашея земли многих Бог прославил угодников своих, мощи их нетленны лежат и чюдеса творят и риза Спасителя нашего Бога Христа у нас же.

И сверх того Арсеней прочте им историю всю сполна о святятельском белом клобуке, како явился Философию 42 патриарху костантинополскому папа Селивестр 43 и царь [Кос]тянтин и сотворил патриарх.

Арсфний 44 греком говорил: послушайте; был у Бога возлюбленный род израиль, и егда Бога не позна и Господь Бог их отверже, и предаде их в запустение; в место израиля Бог принял вас греков и прочих верующих; и церкви жидовские разорены и вместо их созданы церкви християнские, и с того времени и вы греки разгордестеся над многими, и называетеся всем источником в вере, и за это ваше высокоумие, видите и вас Бог отринул, и царство ваше предад Бог бусурманом и вас всех в неволю, и детей ваших неволею емлют в янычары, и многих бусурманят и церкви ваши мечетьми учинены, и жен ваших бусурманы за себя емлют; и посем како вам быти нам учителями и источником? У бусурманов живете под началом и сами себе просветить не можете, будучи вам у темной власти под началом, и пустою гордостию называетеся всем источником. – Но прошу вас скажите ми: кого вы своим источником напоисте и учением просветили? Мощно видети – мало вы не все обусурманились, возле поганства живучи, и церкви ваши помечетены и – просто молвить – толко след знать, что было у вас християнство, да миновалось. – У вас же бывает, что патриархов своих межь себя удавляете, а иных в воду сажаете, и на мзде поставляете, и ныне у вас в Цареграде четыре патриарха. – Греки говорили: патриархов у нас турки переменяют – все-то по нашему прошению, а не собою.

О чинех греческих в кратце. 45

Греки пред обеднею часов никогда не говорят в церкви на празники Господские и святым величания не поют избранных псалмов у них нет, а у сербов величания поют избранные псалмове говорят, якоже на Москве. Греки же в келиях канонов никоих неговорят, ни Исусу, ни акафисто, но токмо часы одне, а сербы каноны Исусу и акафисто говорят по вся дни. – Греки не творят поставления патриарху и архиепископу и митрополиту и архимандриту игумену и протопопу и архидиякону и протодиякону, но токмо епископу, попу и диякону. – Греки в келии навечерницу говорят толко псалмы одне, а канона – воду прошед – отнюдь николи не говорят, а прощения на навечернице и на полунощнице болшего николи не живет, после вечерни в церкви навечерницы никогда не говорят, а изредка коли в паперти навечерницу говорят, толко псалмы одне, а канона во охтае отнюд никогда не поют, литии на вечерни и заутрени заупокой никогда ни поют. – Блажен муж на вечерни и блажени непорочни утрени и хвалите имя Господне ни поют никогда, но просто говорят. – Псалтырь на вечерни и на утреня говорят на крылосе на налое на полночь и на полдень и на запад лицем, а редко бывает среди церкви на восток и то разве молодой чернец или мирской робенок, а старцы всегда 46 говорят на крылосе на налое не на восток. – Чтения на утренах ни чтут ни коих книг – кроме пролога по шестой песни и то чтут на крылосе на налое где каноны говорят, а не среди церкви. – В гостях где бывают патриарх в миру, и на столе ествы стоят рыбная и мясная въместе – блюдо подле блюда. – Патриарх ест рыбное, а миряне мясную. – Поучения у патриарха не бывало никогда в церкви, токмо наказание было в пяток великие на часех и то без патриарха. – У канонов запевы от песней говорят во весь год, кроме светлые недели, как и по крылосом носят каноны от песней же запевы говорят; такоже и на все Господские праздники или святого запевают песнями же, а на имя праздника, или сватого никогда не поют. – В крещении же греки все обливаются, а в купели не погружаются, греки в неосвященных церквах обедню служат, а в ясах и в некорицах да в монастыре без антимиса служат обедню. – Патриарх и митрополиты и епископы местные и неместные детей духовных мужей и жен сами исповедают, а мирским попом исповедывать невелено. – Иные ходят старцами и непостриженными – платье носят чернеческое и служат во дияконах, а потом и мяса ядят. – В монастырех черные попы и свадбы венчают, иногда и сам владыко венчает какого честного человека. – Митрополит и попы черные межь себя сходятся и пиют табак дымной и носовой, кто что хощет и карты играют и шахматы, а патриарх то ведает. – Во весь год среду и пяток рыбы не ядят, а вместо рыбы ядят икру, да раки морские и речные и что в раковинах мясо, и слиязы рогатые и афтоиуды и иные гадины и ежи моръские и говорят, что в том нет скверны. – Масло и вино то по вся дни неизменно ядят и пьют в среду и в пяток и в посты кроме великого поста, а в великий пост вина не пиют, а пиво и мед пьют невозбранно. – По манастырям на поварнях яствы приспевают и женки – цыганки с мужиками ходят, а ночевать ходят за монастырь, а инде и спят тут. – И неженатых в попы ставят – схимник, владыко, и поп обедню служат, которой прежде поставления посхимлен, и патриарх иеросалимский Феофан схимник был. – К патриарху иеросалимскому боярыни – жены и девицы – и черницы приежают в келию – для всяких дел приходят. – Молебнов не поют никогда ни на каков праздник, и не знают того. – Патриарх и митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены и чернцы вси ходят без маитии. – К патриарху бояре и боярыни приежают на исповедь, и патриарх исповедает их, седя у себя в келии; у исповеди положа на себя патрахель и амфор и говорит стоя над ним молитву и кающийся лежа – преклонився пред ним, а в церкви не исповедуют и евангелия и образа и креста с налоем не бывает, но просто седят в келии, якобы некую беседу беседуют межь себя, – и вси греки тако творят. – Греки чернцы свитки носят белые льняные, а иные кисейные. – Киевской митрополит на одной обедни ставлеников ставит 20 или 30 и дияконов – сколко им прилучится – всех ставит въместе и говорит: то де все одно, явоже крестити многих мощно, такоже и в попы ставити, то де едино от седми таин церковных 47. – Армяне и римляне и франки вместе с греки в церкви стоят на обедни; а патриарх им святыню подает с верными въместе. – И в ясах патриарх на обедни епископу армянскому святыню давал, и в келию к нему ходил и с ним пил и ел. – А патриарх как лучится в ясех на водоосвящении крещенской воды бискуп римской облачился с митрополитом Варлаамом молдавским. – К патриарху доктор франка часто ходил в келию и патриарх лекарство от него принимал. – Греки владыки и миряне и чернцы венецийские фирияки ядят целения ради, а те фирияки без плоти человеческой не составляются. – Греки стоят в церкви в шапках, а иные в чалмах, и на обедни греческие старцы на евангелии и на достоине стоят снем клобуки в скуфиях, на переносе и на со страхом Божиим снимают скуфию с коблуком. – Хлеба богородична на трапезе не бывает и не действуют и чтения у них на трапезе не бывает. На утрени скорости ради первой час никогда не читают, но тайно, – толко в слух толко Христе свете – таже отпуст, а в келии и в дороге заутреню без псалтыря и без канонов, толко песни во псалтыри говорят во весь год и на Господские праздники кроме светлой недели. – Патриарх иеросалимский дорóгою едучи в шатрех и в домех заутреню пел в три голоса, – един человек псалтырь говорил тайно, другой канон говорил тайно же, – толко псалмы одне в слух и тропари и песни и прочие. – В церковь патриарх не всегда ходит и к заутрени и ко обедни и в то место поет у себе в келии заутреню без псалтыря и канонов и часы; а в церкви патриарх, – как похощет приити, не спрашивая начала – приходит, и – как похощет, – не дожидает конца от церкви исходит, а иногда побывает дома и опять приходит. – К обедни патриарх ретко приходит разве в праздник и в воскресение, а то часы поет в келии, а девятый час всегда поют с вечернею въместе, а полунощницу говорят единогласно; а в празник на вечерни и на утрени литии не поют никогда, а начало всегда говорят: Приидите поклонимся и Благослови душе моя Господа и Свете тихий и Сподоби Господи и Ныне отпущаеши – овогда патриарх или инок – кто всех болший. – Заутреню воскресной день или празник начинают: Приидите поклонимся, Услышит тя Господь и прочая; а как не празник, то всегда сначала – трисвятое и по Отче наш и прочая и ектения и с начала дву псалмов не говорят ексапсалмы говорит патриарх и никто болшей, такожде и слава тебе Боже и Христе свете. – Обедню аще и многия с патриархом власти и попы и дияконы служат, а проскомидию вси недействуют, токмо один поп и диякон или без диякона, а прочии говорят толко выход и егда начнут – Благословенно царство – вси начнут от того время кутью в церковь приносят заупокой и во олтарь вносят; просфиры от церкви в лишке дают братии и ядят на трапезе въместо простого хлеба. – Овощи всякие, ягоды и яблоки и виноград ядят, не дожидая августа 6-го числа, как что поспеет. – А митрополит и архиепископ все в саках, но токмо епископы в ризах служат, а благословляют обема рукама все; а шапки святительские не на многих властях, которым от древних благочестивых царей дано, а прочии без шапок. – Архимандрита у них ни одного нет. – Греки на вечерни и на утрени молитвы вечерния и утрения всегда говорят, аще и служат. – Патриархи александрийский и антиохийский, иеросалимский святейшими не пишутся, но токмо пишется цареградский патриарх един, а прочии писатися не смеют ради цареградского. Аминь.

* * *

1

«Прения с греками о вере» содержат издожение четырех прений, происходивших в промежуток времени с 30 марта по 6 июня 1649 года между греками с одной стороны и старцем Арсением Сухановым с другой. Подлинник этих прений, писанный самим старцем Арсением Сухановым, сохранился до нашего времени так, как был, вероятно, подан в посольский приказ, сшитый вместе с «Статейным списком», составляя с ним одну тетрадь, в которой «Статейный список» и «Прения» ни чем не отделены друг от друга. К несчастию конец «Прений» совсем утерян, а по местам и листы истлели, особенно сильно повреждена их последняя часть, вследствие чего требовалось пополнить недостающие пробелы, а конец их снова возстановить. То и другое мы сделали по списку Моск. Дух. академии, рук. без №, под названием «Малый проскинитарий». Список этот, приписываемый тоже Арсению, верен почти везде с буквальною точностию подлиннику. Для отличия слов, внесенных в подлиннике вместо истлевших, нами принято все подобные слова помещать в скобках. В некоторых местах вставлены таким образом целые отделы. Подлинник «Прений» оканчивается повестыо о белом клобуке; повесть эта там только начата, продолжения и конца совсем нет. В списке Моск. Дух. академии эта повесть не приводится; там замечено только, что старец Арсений Суханов прочел грекам повесть о белом клобуке, всю сполна. Так как конца «Прений» в подлиннике нет, то он помещен по списку Моск. Дух. академии. Он состоит из одного отделения обличительной речи старца Арсения и статьи «о чинех греческих в кратце», в которой действительно описаны или вернее только указаны различные греческие чины.

2

В академ. списке «в местах».

3

По Кирилловой книге персты для крестного знамения дóлжно слагать следующим образом: «три перста сложити вместо великий и малый, и третий, что подле малого; ...два же перста вышний и средний великий в место сложити и протянути средний великий перст мало преклонити» См. Кирилловой книги главу IV, лист 202 на об. по изданию единоверческой типографии 1876 года.

4

Свидетельство иподиакона фессалоникийского Дамаскина Студита – бывшего впоследствии митрополитом солунским, находящееся в слове его в неделю крестопоклонную, – заключается в следующих словах: «но како должен есть творити кийждо благочестивый христианин крест свой, первее убо да совокупит три своя персты за святую Троицу: великий перст и другия два сущая близь его, – таже первее убо да положит ю на челе своим, второе на чреве своем, третие на правем раме и четвертое на левом раме». Слово это напечатано в книге «Сокровище» (Θησαυρὸς), изданной в 1568 г. в Венеции прошением господина Иакова со тщанием Григория Малакса. – В славянском переводе слово это напечатано в «Скрижали», М. 1656 года – л. 573-й.

5

Под писанием св. Иоанна Златоустого – здесь, вероятно, разумеется свидетельство его о крестном знамении, находящееся в 54-й беседе его на Еванг. от Матфея. – Вот оно: «οὐδὲ γὰρ ἁπλῶς τῷ δαϰτύλῳ ἐγχαράττειν αὐτὸν δεῖ. ἀλλὰ πρότερον τῇ προαιρέσει μετὰ πολλῆς τῆς πίστεως, ϰἂν οὕτως ἐντυπώσῃς αὐτὸν τῇ ὄψει, – οὐδεὶς ἐγγύς σου στῆναι δυνήσεται τῶν ἀϰαϑάρτων δαιμόνων, ὁρῶν τὴν μάχαιραν, ἐν ᾖ τὴν πληγὴν ἔλαβεν…» т. е. «ибо не просто дóлжно изображать его (крест) пальцем, но прежде произволением со многою верою; если так изобразишь, – близко тебя не может стать никто из нечистых духов, видя в нем меч» и пр. и пр. См. парижское издание 1727 г. бесед св. Иоанна Златоустого – т. 7-й. Это-то свидетельство, вероятно, и показалось старцу Арсению Суханову писанным «глухо», повелевающим крестообразно креститься, но не учащим – как складывать персты для крестного звамения.

6

С этих пор до слов: «...архимандриту Анфиму или кому иному» – в академ. списке нет.

7

В академич. списке между этими словами вставлено: «толко пожалуй мне своих еросалимских».

8

В академ. списке: «....4 патриархи – прости владыко. За дерзновение что вижу, то и говорю – а что ты говориш...»

9

Там же: «...проповедуем – тою и ныне мы хвалимся пред несоблюдающими ея, – которая от сиона...»

10

50-е правило апостольское, на которое старец Арсений Суханов ссылается и здесь и в других местах, читается так: «аще который епископ или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый. Не рече бо Господь в смерть Мою крестите: но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». –Толкование: «повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением, якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единого от Святые Троицы. Иже бо во едино погружение крещати во священней купели, и в смерть Господню едино приглашати погружение, зловерно есть И тако крещаяй – да извержен будет».

11

В академ. списке: «30 летех».

12

Там же – «уставляли».

13

Там же – «такоже».

14

Начиная словами: «Июня в 1 день...» и кончая «...государевы книги во афонской горе...» нет в академич. списке.

15

В академич. списке: «....а имен их неведаю, а старца того...»

16

Там же: «взяв с него мзду – отпустил».

17

Со слов: «...Арсение как ты мыслишъ…» и до слов: «...печатаны его царским изволением» – В академич. списке нет.

18

В академич. списке со слов «и по многой беседе...» и до «...знамении» – нет.

19

В академич. списке: «а о крестном знамении – слагаете руку – оставя предание...».

20

В академич. списке: «...скажите ми – где то писано? у нас обыкло не от своего разума – како рукою на людех крестное знамение творити, тако и себя прекрещати, а что вы говорите и творите неправду...».

21

Там же: «...а – что по вашему не един крест и – то вам написал новой...».

22

Там же: «...и написал вам – противно святым отцем – как персты складать...».

23

Этих и следующих слов, помещенных в скобках, в подлиннике [архива мин. ин. делъ] нет, они находятся только в академическом списке. – Мы помещаем их в тексте, как потому, что за подлинность их ручается содержание их и связь и согласие с предъидущим, так и по неимению препятствий к признанию подлинности их и с внешней стороны. Последния слова подлинника [руку и как креститися] последняя строчка страницы, оне заканчивают страницу. Поэтому очень правдоподобно будет предположение, что в подлиннике этих слов нет потому, что и страница, на которой они должны бы находиться, совсем затерялась – и это тем более вероятно, что «прения» до нас сохранились в сильно поврежденном (с внешней стороны) виде.

24

После этих 2-х строчек в подлиннике опять пропуск, который мы возстановляем по академич. списку. Подлинность этого места несомненна. Если принять чтение подлинника, то выйдет безсмыслица – Иоасаф Арсению говорит ни с того, ни с сего – прямо (ex abrupto), что русским нельзя же не послушаться 4-х патриархов. Не говорится здесь ни как они договорились до этого, ни когда беседовали об этом, кто с кем и пр. и пр. А на все эти вопросы находится ответ в академич. списке, которому в этом случае следует и преосв. Макарий (Истор. рус. церкви, т. XI, стр. 154–155).

25

Далее в подлиннике (архива мин. иностр. дел) – есть, а потому приводим по нему.

26

В академич. списке: «…четырех патриархов, о чем не станут писать; один или четыре – кое больше?».

27

Там же: «…да аще не православен – не послушают его».

28

Тамъже: «…и то будет папинойже ереси часть».

29

Этого отделения, приводимого нами по списку Моск. Дух. академии, в подлиннике нет, вероятно, по случаю потери страницы – листка.

30

В подлиннике: «…потом сослан был от нерона царя римского в заточение климонт папа римской в Корсунь, еже ныне…».

31

В списке Моск. Дух. академии над словами: «в три погружении» – надписано «в жез. лист 52. пращица же 308».

32

В академич. списке: «…крепко и твердо…».

33

Там же: «…не хощет и не может, – тако вы греки – своим упрямством – закоснели есте живучи меж бусурманством и стыда ради и гордости не хощете покорятися святым апостолом и святым отцем, но токмо правитися темным с одним учителем дидасколом Дамаскином иподьяконом, а святых отец предания не покажите, ни мелетиова, ни феодоритова, ни иных, стыда ради своего также, нетокмо что сложения руки крестному знамению по древнему писанию потеряли, но и самое лучшее – крещение, а святии апостоли…».

34

Места, означенные точками, или вырваны или истлели.

35

В академич. списке: «…и ныне у вас в Греции и в волохах несыщеши ни единаго…».

36

Там же: «…покрывая свой стыд – и месите мед со отравою – что то есть все одно…».

37

Там же: «…все одно, и ныне про вас нам мочло слышать, паче же и видеть, что малым чем не соединились с римляны, да по их вы и лета…».

38

Там же: «…от рождества Христова 1600 лет и в том обличают же ваши книги греческие, велико зло в вас своим книгам повинутися не хощете…».

39

В академич. списке: «…своих наук нет, а еллинска языка не знаете и книги…».

40

Там же: «…Государь царь благочестив самодержец во всей подсолнечной…».

41

В академич. списке: «…и ныне у вас благодати Божией не стало, а у нас – Господь подал – много, да и нашея земли многих Бог прославил и нетлением Бог одарил и чудеса, аки реки проливаются и риза Христа Спасителя у нас же».

42

Там же: «…Филофею», – несколько ниже и в подлиннике – патриарх называется «Филофеем».

43

Следующего затем в подлиннике разсказа о белом клобуке в списке Моск. Дух. Академии – нет. Непосредственно вслед за последними словами: «…папа Селивестръ…» здесь помещено еще одно заключительное отделение обличительной речи Арсения, которое мы и поместим в самом конце «прений» Арсения. В академич. списке над последними словами написано карандашем – тем же почерком: «16 ав, в челобитной с листа 176 до 178 листа».

44

С этих пор и до конца «Прений» – по списку Моск. Дух. академии. – В подлиннике этого нет.

45

Это отделение – «о чинех греческих в кратце» – кажется – во всем сходно с «сведением о грецех» – приложением к сборнику Москов. Дух. академии № 408, начинающемуся повестью о новопоказавшихся в России мученицех. Кстати у преосвящ. Макария ошибочно обозначена №-м 408 рукопись академическая, в которой содержатся прения Арс. Суханова с греками о вере, – под № 408 значится вот этот сборник.

46

Под словами «чернец или... старцы всегда», составлящими последнюю строчку страницы рупописи академич., написано: «с оного точно в канцелярию рапорт послан 764 году (1764 г.) Ноября 8 дня под № 1209».

47

Об этом старец Арсений Суханов спрашивал Iоанникия патриарха Александрийского – см. его вопросы патриарху в «Проскинитарии» Суханова стр. 49 и след. по изданию, печат. в Казани 1870 г.


Источник: Материалы для истории Русской Церкви // Христианское чтение. 1883. № 11-12. С. 670-738. / [Иеромонах Арсений (Суханов)]. Прения с греками о вере. 694-721 с.

Комментарии для сайта Cackle