Источник

Слово в неделю одиннадцатую по Пятьдесятнице

Тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату от сердец ваших прегрешения их (Матф. 18:35).

Сими словами Господа мы призываемся, братия, к благотворению ближних нашим и прощению обид, ими причиняемых, как необходимым условиям нашего спасения. Да отпадет рамо мое от состава моего, говорил некогда праведный Иов, мышца же моя от локтя да сокрушится, аще воздвигох на сироту руку, аще хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него, аще презрех нага погибающа, и не облекох его, или аще вчиних злато в крепость мою, и аще не раздрав писания отдах, ничтоже взем от должника (Иов. 31, 17–37). Но чей язык из нас может изрещи подобные глаголы? Кто осмелится сказать о себе: око бех слепым, нога хромым, отец немощным (Иов. 29:15)?

Напротив, что свидетельствуют жалобные гласы вдовиц, вопиющих на небо? Что означают кровавые слезы плачущих сирот? Что показывает скитающаяся по стогнам градов и весей алчущая братия наша? И откуда столько полунагих членов Христовых, трясущихся от хлада и мраза? Почто наполнены темницы бедными и притесненными узниками за долги и корыстные писания? Ах! Не все ли сие свидетельствует жестокосердие евангельского должника, который, сам будучи прощен, истязывал клеврета своего и всадил его в темницу, дондеже воздаст ему весь долг? Не все ли сие ясно доказывает, что за беззакония иссякла любы многих (Матф. 24:12).

Но посмотрим, чем наказывается таковой поступок жестокосердия? И прогневався Господь его, предаде его мучителем (Матф. 18:34), повествуется в евангелии. Вот чем наказывается немилосердый должник, непомиловавший клеврета своего! Таким точно образом накажутся и наши поступки на будущем суде. Так строго и с нами поступит Бог отмщений в день судный, ежели мы не отпущаем брату прегрешений от сердец наших, ежели не милуем должников наших, не помогаем бедным, притесняем слабых, не покровительствуем беззащитных. Тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату от сердец ваших прегрешения их. О! Предохраним себя, слушатели, от сих гибельных последствий.

Любить ближнего, любить подобного себе, это есть закон, начертанный перстом Божиим на сердцах наших. Любовь есть златый союз, связующий семейства, общества, грады и целые государства. Без сего союза все разрушилось бы и пришло в безпорядок. Счастливо то общество, где члены его соединены взаимною друг с другом любовию, где брат любит брата, отец заботится о добром воспитании детей своих, дети охотно повинуются благочестивому гласу родителей, где безкорыстный судия оправдывает на суде невинность, бдительный вельможа хранит законы веры и отечества, добрый пастырь полагает душу свою за овцы.

Но горе тому народу, где царствует раздор и несогласие, где буйственный дух возгнетает огнь мятежей и крамол. Там ужасная, постыдная для рода человеческого картина представляется очам нашим. Там отец восстает на сына, сын на отца, брат уязвляет брата, гражданин обагряет руки свои кровию ближнего своего, судия предает неповинного на смерть, сильный притесняет слабого, богач давит бедняка. Таковы гибельные следствия, где нет любви и согласия.

Любовь есть тот незыблемый камень, на котором зиждется благоденствие народов. Тот недостоин быть членом общества, кто не споспешествует благоденствию его. Итак благосостояние общества и собственное наше требует того, чтобы мы не терзали друг друга мщением, но изглаждали бы из сердец наших всякую злобу. Тот же самый закон, повелевающий нам любить ближних наших, повелевает прощать другу другу обиды, а не воздавать злом за зло или досаждением за досаждение. Так, не сотворшие милости ближним своим, и по закону естества, должны быть судимы без милости.

Но чем же оправдятся в жестокосердии своем христиане, которые не по законам естества только жить должны, но по благодати и по образу жизни Христовой? Чем оправдятся пред неумытным Судиею христиане, друг друга раздражающие, друг другу завидящие (Гал. 5:27). Чем, повторяю, оправдятся в жестокосердии своем те, которые, по слову Христову, должны благословлять клянущие их, и добро творить ненавидящим их (Матф. 5:44)! Ах! Не кровь ли Сына Божия будет на нас и на чадех наших (Матф. 27:26) в день гнева в наше осуждение, ежели мы за безпредельную любовь Его к нам платим таким жестокосердием? Не ложь ли изрекаем мы пред Отцем нашим небесным, когда взываем к Нему: Отче, остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и между тем сердце свое наполняем отмщения неправедного? Не второе ли с Иудою льстецом предаем мы Христа неповинного, когда омраченные сребролюбием истязываем ближних своих? Не второе ли распинаем Сына Божия (Евр. 6:6), когда руки наши оскверняем и обидою неправедною и хищением беззаконным? Но второе ли источаем кровь из ребр Иисусовых, когда истязуем должников наших, да воздадут нам до последнего кодранта (Матф. 5:26).

Истина неоспоримая, слушатели, что не наследит тот царствия Божия, кто не по образу Христову ходит, но по образу мира сего. Все учение Христово на любви основано, и ничего так не заповедывал Христос, как любить ближнего. Заповедь новую даю вам, говорит Он, да любите друг друга; якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13:34:35). Всяк ненавидяй брата, своего, человекоубийца есть (1Иоан. 3:15). Итак, чьи же это ученики, которые дышут ненавистью друг к другу, которые питают злобу в сердцах своих, хранят яд аспидов под устнами своими (Псал. 139:3), которые не седмьдесят крат седмерицею готовы отпустить согрешения брату своему (Матф. 18:21:22), но за единое слово, неосторожно сказанное, простирают убийственные руки свои на отмщение и расставляют коварные сети, да увязнет в них нога ближнего? Чьи это ученики, поставленные судити людем в правде (Псал. 71:2), и судящие на мзде и сребре (Мих. 3:11)? Чьи ученики, поставленные на земле домувладыками, и долженствующие быть око слепым, нога хромым и не смотря на то, объядающие плоти людей, и кожи их от костей сдирающие? Чьи это ученики? Ах! Это чада тьмы, служители сатаны, иже от начала человекоубийца есть (Иоан. 8:44). Ей гряду скоро, глаголет Вседержитель, и мзда Моя со Мною (Ап. 22:12).

И не возопиет ли в слезах притесненная вдовица седящему на престоле правосудия: гряди, Господи, и рассуди прю мою! Я умоляла сего неправедного судию, да сотворит со мною суд и милость, проливала пред ним слезы умиления, да бедствием моим подвигну его сердце к состраданию; повергалась к стопам его, да покроет меня щитом правды и защитит меня от злобных гонителей моих, ищущих уловить мою душу: но он не сотворил со мною милости, сребро ослепило ему очи, и свет Твой не воссиял пред ним, – он не внял молению моему, затыкал уши от вопля и стенания сердца моего, – он отверг меня, и воды горести внидоша до души моея (Псал. 68:2). Гряди, Господи, и суди суд мой.

Господи небесе и земли! вопиет бедный, истаявающий гладом при вратах богатого сластолюбца: кому оставил Ты нища и сира (Псал. 9:35), когда на великих и сильных земли излил щедроты Твоя, когда им, повидимому, одним даровал обилие благ земных? Сия покрытая рубищем плоть, и сей богатый, облачающийся на всяк день светло, не тебе ли единому одолжены своим созданием? Не Твоя ли всесильная десница извела их из бездны ничтожества обоих? Но он пресыщается, а я гладом гибну; он упивается винами, а я утопаю в слезах. Уже ли Ты промышляешь только о тех, которые родились среди обилия и счастия? Уже ли премудрая благость Твоя хотела того, чтобы одни и засыпали в удовольствиях и пробуждались к новым наслаждениям, а другие и хлеб свой омочали слезами, и питие свое растворяли плачем? Уже ли всевидящее око Твое не усмотрело бедных между богатыми и сильными земли, когда щедрая десница Твоя раздавала им блага природы? Уже ли Ты, дав нам дыхание, бросил нас в бурное море жизни, как ладию, волнами погружаемую? О! нет. Праведен еси, Господи, и вси прави путие Твои (Псал. 118:137). Ты оставил нас на попечении славных мира сего; щедроты Твои, на них излиянные, должны чрез них и на нас проливаться. Богатство их есть вместе и наше богатство; в силе их есть и наш участок, власть их для нас особенно дана им. Суди им, Боже!

Вот глас, требующий отмщения! Вот кровь, вопиющая на небо! И какой глас может быть разительнее сего гласа? Какая укоризна справедливее сей укоризны? Но аще и сии умолчат, камение возопиет (Лук. 19:40) и хрущ от древа возглаголет сия (Авв. 2:11) на жестокосердых приставников, попирающих и разграбляющих вертоград Христов. Пусть спят довольни (1Кор. 11:30), и спят сном крепким; придет утро дня невечернего, и пробудятся, и предстанут пред лицем Судии неумытного вси язы́цы от конец и до конец земных воздати ответ о приставлении домовнем (Лук. 16. 2). Не коснит Господь прияти в руку Свою защищение обидимых. Вот грозный глас Его к сильным земли: почто вы запалисте виноград Мой, и разграбление убогого в домех ваших. Почто вы обидите людей Моих, и лице убогих посрамляете (Ис. 3:14:15)? Как! Вы, которые должны были защищать народ Мой, яко виноград, хранению вашему вверенный, сами опустошаете его, истребляете в конец и огнем пожигаете? Вы, которые должны были служить ему забралом и оплотом, сами попираете его, дабы из костей его источить сок, сокрушаете в точилех, дабы превратить его в прах. О, род неблагодарный и развращенный! Так ли ты платишь за любовь Мою к тебе, ею же возлюбих тя от века? Так ли благодаришь за Единородного Моего, Его же не пощадех предати на смерть за искупление твое? О, рабы лукавые и непотребные! Весь долг отпустих вам: не подобаше ли и вам помиловати клевретов ваших (Матф. 18:32:33)? Вы тьмами беззаконий, тьмами оскорблений, нанесенных Мне, должны Мне были, но Я все простил вам в Сыне Своем, и вы ли не хотите простить обиды ближним вашим? Греховные рукописания ваши разодраны и пригвождены на кресте, на нем же распяся Христос за вас, и вы ли сердца ваши исполняете злобы и мщения? О люди несмысленные! что еще сотворю и не сотворих вам? Не все ли вы просвещены единым светом Евангелия? Не все ли очищены от смертной проказы единым крещением? Не все ли связуетеся единою верою? Не все ли составляете едино тело? Но и кровожадный лев не свирепствует так на подобных себе, как вы злобствуете; и алчный волк не пожирает агнца, как вы терзаете друг друга; и лютый аспид не угрызает так, как вы угрызаете брата своего? Но если бы вы и с противными друг другу свойствами рождены были, вы не могли бы поступить жесточае, нежели как теперь поступаете. Итак, пoелику вы отвергли любовь Мою к вам, попрали кровь Сына Моего, поругались образу Его, который Он дал вам, да по нем ходите, и возлюбили паче тму, нежели свет, сего ради ненавидит душа Моя вас. Отыдите от Мене проклятии во отнь вечный (Матф. 25:41).

Ужас объемлет мысль мою, слушатели, когда представляю себе то состояние грешников, в котором их, отверженных небом и землею, палит огнь неугасаемый и точит червь неусыпаемый, и где, вместо утешения, слышны только плач и скрежет зубов. Ах! За минутное и в самом себе горькое и разрушительное удовольствие мщения потерять вечное блаженство, без надежды, паки приобресть его; быть на веки отвержену Богом, в Нем же всяко исполнение радости и веселия; быть ввержену во тьму кромешную – в сообщество исконным человекоубийцам, страдать вечно во пламени без отрады, томиться жаждою без прохлаждения, мучиться и не видеть конца мучений, стенать – без надежды быть услышанным, испускать вопли и напрасно, на необъятную вечность, и в тоже время видеть праведников, веселящихся в светлых обителях неба мирно покоющихся в блаженном лоне Авраама, – это мучения, каких око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2:9). Но суд без милости не сотворшим милости (Иак. 2:13). О! Блажен разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь (Псал. 40:2). Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Матф. 5:7). Но, увы! Может быть и среди храма сего, где таинственно совершается и воплощение и рождение и смерть Ходатая нашего, пред сим самым алтарем, на котором закалается Агнец Божий «за мирский живот и спасение», есть сердца исполненные злобы беззаконные, или дышущие отмщением неправедным. Может быть среди сей даже обители мира и любви (среди сих дней поста и покаяния), есть души, питающие раздор и несогласие, есть уста, носящие на языке своем отраву пересудов и злословия, есть люди, отъемлющие честь и ищущие погибели ближних своих.

Ах, слушатели! Доколе храмлем мы на оба колена? Доколе будем одним оком взирать на небо, а другое пригвождать к миру прелюбодейному и грешному, одним ухом слушать слово Бога живого, а другое устремлять к шумным забавам и веселиям мира, или, что еще страннее, одним и тем же языком благословлять Бога и проклинать ближнего – творение рук Его (Иак. 3:9), в одно и тоже время тело умерщвлять постом, а сердце утучнять злобою и мщением? О! род избранный, язык святый, люди обновления (1Петр. 2. 9)! Тако ли наченше духом, скончиваем плотию (Гал. 3:8). Или нам известен час смерти, что мы спим безпечно сном греховным, и не пробуждаемся? Или нам известен тот грозный день, в онь же, яко тать в нощи, приидет Господь (2Сол. 5:2), воздати комудо по делом его (Апок. 22:12). Или мы надеемся уклонить от себя чашу гнева и ярости Господней, юже испиют вси грешнии земли? О! не льстите себе: кровь и плоть царствия Божия наследити не могут (1Кор. 6:9; 15:50). Бог судит не так, как судии мира сего: Он поругаем не бывает: еже бо сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7). Обратимся паче, братия, любовию и милосердием к ближним нашим, и разгневанный Господь обратится к нам Своею милостию и щедротами. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваша (Матф. 6:14), глаголет Единородный Сын Его. Устыдимся и усрамимся по крайней мере самих себя, если не стыдимся лица Божия и не страшимся грозного Его слова; поревнуем высокому примеру Виновницы настоящего торжества, Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны, Которая на всех и всюду, и невиденных и незнаемых на всем огромном пространстве необъятной России, изливает обильно милости и щедроты свои в неусыпных заботах и попечении о воспитании детей для Нея чуждых и Ей неведомых. И милосердый Господь не точию вся простит нам, по Своему человеколюбию, но и сторицею воздаст нам по даянию рук наших и обилию щедрот Своих. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle