Азбука веры Православная библиотека архиепископ Аркадий (Фёдоров) Слово произнесенное при освящении храма в бывшем раскольническом Даниловском скиту

Слово, произнесенное при освящении храма в бывшем раскольническом Даниловском скиту

Источник

Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе (Пс.33:4)

Возвеличим именно здесь – во св. храме Божием, архипастырским священнодействием освященном в обличение заблудших, и спасение верующих в Господа нашего Иисуса Христа. Вознесем имя Его вкупе за ниспослание Божественной благодати на место сие.

Ибо, что было здесь? Меньше, чем за 200 лет, было здесь место пустое, непроходимыми лесами покрытое, лонская теснина, чрез которую пролегал путь из Олонца в Соловки, из Соловков в Олонец, словом: дикие Суземки!

Кто ж, и как заселил сие столь дикое место? Дикие выходцы из Соловков, не хотевшие покоряться власти ни церковной, ни гражданской. Для таковых и подобных им людей здешнее дикое, от начальства удаленное, место могло показаться надежным приютом. К беглецам соловецким явились беглецы и из других мест, даже с противоположного края России – из Астрахани! Явился тут, в этом вертепе укрывающихся от закона преступников, врагов церкви и благоустройства общественного, явился тут и наш шунгский дьячок Данила Викулов!

Данила Викулов! Зловещее имя! Данила Викулов уже в шайке 150-ти беглецов! Вот кто первый и вот каким порядком занял, заселил здешнее место! Из таковых злонравных людей составилось здесь первоначальное общество, т. е. общество укрывавшихся мятежников! И в этом обществе первое лицо, которое впоследствии и всему обществу усвоило свое имя, наш, невольно повторяю, наш Данила Викулов, шунгский дьячок!

Впрочем, это общество в своем первоначальном составе не столь чуждалось св. церкви, сколько чуждаются нынешние потомки того общества. То общество имело священнослужителей, таинства. Сам Данила, пред своею смертию, был напутствован исповедью и причащением Христовых тайн от священнослужителя. Заметьте это вы, которые любите называться даниловцами, а примеру Данилову в уважении священства и Христовых тайн не подражаете. А мы, православные христиане, заметим, что хотя в первоначальном здешнем обществе были священнослужители, – только не наши, не олонецкие.

Впрочем, и при священнослужителях, как держало себя первоначальное общество? «Ужас всем окрестностям наводило». Хлебопашества не было, промышленности не могло быть, жильцы тогдашние здешние не смели никому и никуда и глаз показать, как беглецы преступные. «Они не иначе выезжали и в села, как с ружьями, в великом числе, и по ночам, или украдкою: грабили церкви, грабили дома, иногда увозили к себе мужчин и женщин, если не могли подговорить, кого в виду имели. Чтобы спасти домы от их грабежа, надлежало иногда бить в набат: жилища их слыли у добрых людей станами». Даже Палеостровский монастырь подвергался их неистовствам. Выгорецкие поселенцы в один раз поселились в монастыре, жили в нем с женами и детьми, даже во св. алтаре жили... А после, когда они принуждены были оставить захваченный и ограбленный ими монастырь, собранную ватагу подговорили, убедили запереться в церковь и в подцерковь и сгореть! «Сгорело более 2 тыс. человек! Об этом свидетельствует подлинный судебный акт. В другой раз, когда монастырь приобстроился, выгоречане связали игумена с братиею, посадили у себя в неволю, стреляли в присланную из Олонца команду и протоиерея олонецкого; ранили его, и многих из воинства убили, наконец, не в состоянии, будучи защищаться, крамольники те сами зажгли монастырь и сожгли имущество, церковь, игумена с братиею, и самих себя, выключая немногих, которые успели выбежать и скрыться в свой стан». От здешних тогдашних наездников доставалось и обельным вотчинникам на Челмуже·: и их церковь подверглась грабежу от нечестивцев. При таковых насильствах и грабежах сам Данила отличался удальством! Но не в храме Божием воспоминать столь постыдные для человечества гнусности и неистовства, коими ознаменовали себя первые поселенцы здешние. Для того я несколько коснулся сказания о начале и начальных поступках здешнего общежительства, чтобы вы, мои христолюбивые и миролюбивые слушатели, с большим участием приняли сие мое сердечное приглашение: Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.

Что было здесь потом? Вы слышали, что было здешнее место до заселения; слышали, – кто и как заселил его; слышали и то, что сколько ни мятежно и ни страшно было первое здесь общежительство, но еще решительно оно не отделяло себя от церкви. Но вот в этом обществе явился из Повенца Андрей Денисов... Обратим внимание на этого пришельца: он всему здешнему обществу дал направление иное, преобразовал его. Род Андрея Денисова – из князей Мышецких. Он в молодости своей странствовал по России; учился в Киеве, был в Москве; в этой древней столице успел сделать себя известным, приобресть внимание, расположение, покровительство людей важных, кои тогда были напитаны духом мятежничества. Этот-то тайный князь, возвратившись из Москвы с занятыми от тамошних крамольников понятиями о вере, с важными связями, с богатыми вспоможениями и, что особенно важно, с надежными... Этот-то тайный князь дал выгорецкому тогдашнему сборищу людей малограмотных и буйных направление иное, с мыслию в уме политическою. Наездничество и грабительство старался прекратить, а когда священнослужителей, в раскол пустившихся, уже совсем не стало, Андрей решился дать обществу такое уложение, которое имело целию положить вражду между народом и правительством, с устранением не только священства, священно-служебных обрядов, но и, сколько можно было, союзов общественных. – Вот источник, свойство и цель так называемой беспоповщины! Ее измыслил, учредил, направил Андрей Денисов, чтобы ниспровергнуть видимый престол Иисуса Христа, уничтожить союз между мужем и женою. Мысль не молиться Богу за государя была тоже существенною в постановлении Андрея Денисова. Но всего, что замышлял хитрейший мятежник – Денисов, простые не знали и не знают: всей тайны своей крамольнической он никому не открывал, так как нигде не выставлял и своего имени, как будто бы не он был действующее лицо; самое наименование общежительства здешнего предоставил он дьячку Данилу, как человеку духовному. Так от Андрея Денисова произошел раскол действительный – ужасная беспоповщина. В этой-то беспоповщине появилось и перекрещивание душепагубное. Андрей Денисов думал чрез перекрещивание поступающих в выгорецкое общество крепче утверждать в союзе с оным обществом. Зараза беспоповщины не ограничилась одним здешним местом, одною здешнею страною: она разлилась по всему пространству России... Но не закрыть ли вам глаза от тех мест, где водворяются слепые последователи лукавому Андрею: не заткнуть ли нам уши от слышания всех нелепостей их?... О Божий храм, явившийся здесь храм Божий! Ты привлекал к себе наши очи душевные и телесные, чтобы светом твоего учения были мы сохранены от адской тьмы заблуждений. Ты пленял наш слух, чтобы гласом заповедей приводимы мы были в послушание Христово. О Божии храмы, сокрушители раскола, податели мира и спасения! Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе... в сем храме, который стоит, как памятник победы православия над крамольным лжеучением, алкавшим разорить Божии храмы, престолы Господни – по всей земли русской – сему боголюбезному царству православия!

По всей земле русской поклонники беспоповщины есть везде: только не в одном виде и не в одинаковой силе. Беспоповщина еще при Андрее уже разделялась на согласия, как-то: федосеевское, потом филипповское и пр. и пр. Впрочем, в самом нашем Данилове, где Андрей положил свои кости, держатся одной даниловщины. Преемники его здешние заботились не столько о вере, сколько о богатстве. У них вера служила только способом к обеспечению житейскому. Устроив при себе скиты женские, и здесь, и на Лексе, посылая по России с проповедью своей беспоповщины сборщиков подаяний, успели они не только себя материально обеспечить, но и окружить себя роскошью, завели даже обширную морскую торговлю: доныне есть люди, которые лично видали здешних большаков в богатых собольих шубах, при соответствующей этому наряду обстановке. Но при всех гнусностях даниловской беспоповщины, на даниловское общество смотрят издали беспоповщинцы, как на место, достойное особенного уважения... Но всяк сад, ею же не насади Отец небесный, запустеет, – как сказал Сам Господь наш Иисус Христос. Глас святой истины достиг и до Данилова. Пастыри церковные, облеченные в правду, явились и здесь. Призре Господь с высоты Своей и на сие место. Вавилонское сонмище падает; а Сион благодатный св. церкви основывается! Раскол думал разорить храмы Божии и в отдаленности, а теперь видит храмы Божии среди себя!

Как это случилось? История сего храма достойна внимания. Сюда переселен из псковской области народ Божий. На этот Божий народ здешние жильцы, верно, смотрели с презрением; а, может быть, видя нужду и бедность сего народа Божия, и посмеивались над ним, гордясь над ним своим богатством, своею властию. Может быть, здешние полагали, что столь бедный переселенец новый пробудет здесь недолго, или пристанет к их согласию по вере. Но сей народ Божий, сей нищий, скажу словами св. царя Давида, воззва и Господь услыша и. Воззва со скорбию о пастыре духовном: и Господь послал его. Воззва с желанием о храме Божием: и Господь, видите, устроил его. Сей нищий воззва, и Господ услыша и, и от всех скорбей его избави и.

Но как это случилось? Еще объясним. Мысль о построении храма возникла, желание воскипело, но способов построить храм не было. Этот недостаток способов не ослаблял желания; не только не ослаблял, но еще усиливал, превратил желание в молитву: сей нищий воззва, и Господь услыша и. Старые и малые, юноши и девы вопиют ко Господу, и Господь возбуждает благотворителей! Собираются от них лепты... получаются из страны донской сребренники... а от востока и сосуды, и иконы... и сей иконостас есть приношение усердного благотворителя, который, ревнуя о пользах св. церкви, даже известь для сего храма доставил!

Чудное дело открылось! Истинно – Божие дело! Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага! Хвалившиеся и хвалящиеся богатством вещественным здешние старожилы потеряли морскую промышленность, лишились многих мнимых домов молитвенных, никаких таинств и дарований благодатных не имеют, даже в книгах не находят святого смысла... Обнищаша, до такой степени обнищаша; а взыскающие Господа, смотрите... взыскающие Господа получили здесь оседлость, под благословением Божиим и под покровительством закона оседлость прочную: имеют хлебопашество, всюду могут показать себя, как верноподанные благочестивейшего Государя, как неложные сыны отечества, как неподозрительные сыны общества, как боголюбезные чада церкви. Великим богатством обладают боящиеся Господа. А что им даровано с сим храмом? Все, что ни принес с неба, из сокровищ нетленных, – все, что ни принес человеческому роду Спаситель наш Господь Иисус Христос: с сим храмом даровано нам, по благодати Божией, все нужное для нашего спасения. В храме Божием имеем мы училище, в котором преподается утешение и учение не от прелести, не от нечистоты, ни лестию, но точию благовествование Божие (1Фес.2:3–8). В храме Божием имеем мы судилище, на котором служители Божии, по данной им благодати от Духа Святаго, имже отпустят грехи, отпустятся им, и имже держать, держатся (Ин.20:23). Храм Божий есть святилище, где в освящение наше преподается сокровище, ангелам желаемое, но не даруемое, святейшее тело Христово, божественнейшая кровь Христова: о сем величайшем и спасительнейшем, и необходимейшем для нас таинстве, – так Сам Господь наш, установитель сего таинства, засвидетельствовал: аще не снесте плоти сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:53, 54:56). О, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе! К сему нас побуждает и обязывает история сего места и история сего храма; настоящее положение раскольствующих и настоящее положение православных; падение молитвенниц беглопоповщинских и воздвижение храма Божия... Как истинно и ясно слово Божие: богатии обнищаши и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага!

Простри теперь сюда внимательный взор свой поморец московский, уральский и других стран: простри – кумир твой здесь сокрушается; явился здесь храм Божий, как священный памятник победы и спасения, разгоняющий мглу заблуждений...

Но ужели никто из живущих здесь отщепенцев, ужели никто и из них не трогается столь благодатным изменением, обновлением сего места? Нет, нет – не заткнешь на всякий раз от колокольного звона ушей твоих, душа, и нежелающая еще слышать его. Нет, нет, не закроешь и глаз твоих для того, чтобы, хотя невольно, не взглянуть на сию возвышенную красоту креста, венчающего божественный храм сей! Молитвы в сем храме будут возносимы к небесному милосердию Отца Всеблагого и о вас, чуждающиеся нас раздорницы. Господь, Спаситель наш, не одних своих верных рабов любит и щедрит, но и заблудших взыскует, и грешных милует: и сей храм Свой освятил Он благодатию Святого Духа Своего не для нас только, но и для вас, старинные жильцы и жилицы здешние – братия и сестры. Слышу глас самого Господа, слышу устами пророка Исайи, возвещаемый о вас: явлен бых неищущым Мене, обретохся невопрошающим о Мне, рекох: се есмь. (Ис.65:1). Если к кому, то к вам, к вам особенно, здешние давнишние обитатели и обитательницы, обращаю Давидово слово: возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Приглашаю вас возвеличить того Господа, которого вы своим отступством от церкви толико оскорбили и унизили, но который хочет помиловать вас; приглашаю вас вознести имя не человека тленного, в могиле согнившего, а бессмертного, пресвятого, и всеблаженного Бога – Бога мира, любви, всякой милости и щедрот! Вознесем имя Ею вкупе – в сем храме... в доме Божием!

После сказанного и слышанного теперь, подивимся, благ, слуш., подивимся премудрым и всеблагим судьбам Божиим, что беспоповщине – сему злобному врагу церкви и отечества попущено было явиться здесь, а не инде. Если на первоначальное появление ее здесь смотреть и просто, как на событие от человеческой только буйной воли произошедшее, – и тогда надобно благодарить всеблагого промыслителя нашего Бога, пекущегося о возлюбленнейшей дщери своей православной церкви, о своем благодатном царстве в отечестве нашем, что беспоповщина – заклятый враг общественных союзов, общественного счастия возник не инде, а именно здесь!

Здесь, как уже сказано, была пустыня отдаленная, покрытая лесами непроходимыми; возникшая зараза беспоповщины не могла скоро и с силою развиться здесь: одни только беглецы и мятежники, и то скрывавшиеся от правительства, приняли беспоповщину. Припомните: тихий и покойный народ оседлый здешнего края смотрел на тех беглецов, как на разбойников; да они действительно таковы и были, когда за куском хлеба для себя выезжали из станов не иначе, как с оружием в руках.

Здесь, именно в Олонии и Суземках, пролегал путь благочестивым странникам, которые от святыни киевской, новгородской и московской проходили здесь в наши северные Соловки. Эти благочестивые странники могли видеть и слышать, что здесь замышляла и творила враждебная беспоповщина; замеченное могли открывать блюстителям общественного спокойствия, а жителям православным здешним, хозяевам нашего края благонравным, внушали примером своим, чтобы, живя столь близко с развратницею беспоповщиною, крепились, хранили они истинно древнее православие отеческое, не верили лукавым и насильственным обольщениям безнравственной, душепагубной беспоповщины.... Путешественники-богомольцы могли здешним жителям сказывать, что в других странах тогда была еще неизвестна беспоповщина. Да и после она заражала немногих, так она чужда, противна благочестивому чувству доброго русского христианина. Она и ныне, сколько известно, не может считать у себя единомышленников многих, в сравнении с другими раскольниками.

Еще не забудем. До появления беспоповщины, сколько св. угодников Божиих просияло в нашей благословенной стране! Сколько св. обителей процветало! А это были бессмертные стражи св. православия и молитвенники наши! Св. обители – это поучительнейшие и утешительнейшие пристанища для духа, обуреваемого суетами житейскими, тревожимого нападениями святотатственного вольнодумства, откуда бы и как бы ни приходило оно!

Оттого здесь, истинное православие и благочестие христианское было на камени несокрушимом; оттого история беспоповщины хвалится одною только добычею от духовенства здешнего – шунгским дьячком Данилою Викуловым, который, как удальством известный, может быть, и по суду церковному подлежал извержению из клира церковного. При твердости духовенства в православии осталась твердою в оном и олонецкая паства.

Но в подкрепление православию в нашей стране противу разрушительной беспоповщины еще произошло, по всеблагим судьбам Бога, хранящего наше отечество, яко зеницу ока своего, событие чрезвычайно важное, не только слепою беспоповщиною непредвиденное, но и самым прозорливым оком ума человеческого, – это появление новой Российской столицы на реке Неве: нечаянно беспоповщина наша, столь удаленная от взоров правительства, стала лицем к лицу с ним – Великий Петр повелел бродяг выговских включить в число рабочих, приписать к петрозаводским железным заводам и тем наложил узду на дальнейшие разрушительные замыслы Денисова.

Все это, возблагодарим Спасителя Господа, все это было преградою распространению и усилению здесь заразы беспоповщинской. С благоговейною радостью скажу, что и в настоящее время, при большей населенности уже края нашего, при большем развитии и промышленности в народе, число беспоповцев даниловского и филипповского толка, составляет, хвала Тебе Всемилосердный Боже, не больше, как пятидесятую часть населения нашей области.

Наша страна, по судьбам Божиим, назначена быть местом рождения беспоповщины, чтобы эта беспоповщина в самом зародыше своем, или, в самом, так сказать, престольном гнезде своем познала свое бессилие, безумие и ожидающий это скопище позорный конец.

Так премудрый Господь запинает и погубляет премудрость лукавых врагов своих! Так премилосердный Господь подкрепляет и утешает смиренных и верных рабов своих! Возвеличите такого Господа со мною; и теперь, в сем храме, вознесем славное и препрославленное имя Его вкупе!

Из всего, доселе сказанного, вытекают для нас, благоч. слушатели, полезные уроки.

В самом деле, когда знаем, что это место было пустое; в это пустое место прибежали пустые люди; эти пустые люди вздумали опустошать богатых добродетелями жителей; положили ввести свою, самодельную веру; хотели разорить Божии храмы, уничтожить священство, разорвать общественные союзы; требовали не молиться даже и за самого царя благочестивейшего; завели болтовню о царствовании антихриста; когда знаем и то, что такие пустые, по уму и по сердцу, мятежные крамольники мало успели здесь: наши благочестивые предки не отдались им, своей святой и истинной веры не променяли на их ложную и гнусную; когда все это знаем, да видим нашу непременную обязанность подражать нашим добрым и благочестивым предкам – нашим родным святым, которые на земле нашей основали столько св. обителей, воздвигли столько св. храмов, и которых имена в память вечную. Подражая им, будем стоять в нашем св. православии крепко; лжеучения же противников веры и церкви Христовой бегать всемерно; самих заблудших станем вразумлять, не с оружием выходя на них, как их ересеначальники делали с нашими предками, а с любовию, с христианскою любовию, с чистым желанием им жития богоугодного и спасения вечного. Помните сие св. ап. Иакова слово: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак.5:20).

А какая обязанность лежит на вас, на вас особенно, прихожане и служители сего святого храма? Господь Спаситель пересадил вас сюда, как свой возлюбленный виноград, чтобы вы своим примером, показали здешним мудрователям лжеименным, в чем состоит истинное христианство, любовь и преданность к Спасителю нашему Иисусу Христу. Посему вам нужно стараться быть осторожным, терпеливым, миролюбивым, Господа ради, да бу́дете непови́нни и цѣ́ли, ча́да Бо́жiя непоро́чна посредѣ́ ро́да стропти́ва и развраще́на, въ ни́хже явля́етеся я́коже свѣти́ла въ мíрѣ, (Флп.2:15). Слово животно придержаще (Флп.2:16), старайтеся быть осторожными, чтобы не подать кому соблазна какого, и чтобы самим кому не принять соблазна от других – не заразиться от прилипчивой заразы беспоповщинской; вы знаете, что и ныне есть в нравственных лазаретах здешних (так я называю здешние беспоповщинские общежития) – или из-за куска хлеба, или для избежания трудов, или для другого плотоугодия, кроющиеся лица... Остерегайтесь уподобляться таковым. Старайтесь быть трудолюбивыми: грешно есть чужой хлеб: вот что св. aп. Павел писал солунянам: сие завещахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст. Слышим бо некия безчинно ходящия у вас, ничто же делающия, но лукавно обходящия. Таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. (2Фес.3:11–12:16). Вот что св. ап. Павел написал: не завидуйте живущим праздно, насыщающим свое чрево припасами, присылаемыми от покровителей зловерия и порока: праздность – и сама по себе порок; но она есть еще и матерь пороков: бегайте праздности и праздных. Будьте терпеливы: терпеливы в трудах, в недостатках не ропщите на свою судьбу; не уклоняйтесь в непозволенное: Сие бо, – по словам св. ап. Петра, – угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды (1Пет.2:19). Старайтесь быть миролюбивыми: храните мир между собою, как чада единого храма и Единого Отца небесного; храните мир и с чуждающимися вас, и с гордящимися пред вами; аще возможно, скажу словами св. ап. Павла, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Другие оказывают вам неприязнь; вы не заслуживайте ее; не воздавайте за неприязнь неприязнию. Кто любит другого по-христиански (а любить по-христиански должны мы всякого), кто любит другого по-христиански, тот ни с кем не будет ссориться, а будет хранить мир, без которого любовь не бывает: только храните мир христианский же; того мира, который на грехе основан, бегайте. Вот что говорит нам св. ап. Петр: подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. Если сие в вас будет и умножится, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. По сему, братия, более и более старайтесь утверждать себя в звании и избрании вашем: сия бо творяще, не имате согрешити никогда же. Ибо, таким образом, откроется вам свободный ход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. (2Пет.1:5–11). Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.


Источник: Аркадий (Фёдоров), архиепископ. Слово произнесенное при освящении храма в бывшем раскольническом Даниловском скиту // Христианское чтение. 1886. № 11-12. С. 537-548.

Комментарии для сайта Cackle