Слово на собор 12 апостолов

сообщение этого слова редакция приносить глубочайшую благодарность Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу ярославскому и ростовскому. Все слово писано собственноручно преосвящ. Аркадием.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите , мир вселенный- даровати, к душам нашим велию милость.

Тропарь.

Что во ев. церкви мы цели вчера, то же поем и ныне. Вчера православная наша церковь праздновала одним первоверховным апостолам Петру и Павлу: а сегодня прославляет всех 12 апостолов купно, называя самый день сей собором дванадесяти славных и всехвальных апостол. Нынешний день похож на вчерашний.

Празднуя одним Петру и Павлу, правос. церковь прославляет их твердыми и Боговещанными проповедателями, верхом апостолов, словесными звездами, просветившими западный мрак: Петра – предначальником апостолов, Павла паче иных потрудившимся: прославляет Петрову твердость и Павлов разум, и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в ап. Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Вот самые хвалебные песни церковные, которые выражают похвалу первоверховным апостолам.

«Дал еси хваление церкви Твоей, Господи, честные апостолы Твоя, в ней же просиявают мысленнии светильницы, Петр же и Павел, яко звезды словесные, вселенную озаряюще: ими же просветил еси западный мрак, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших».

»Дал еси утверждение церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум, и светлую мудрость, и обоих богогласие истинное, еллинскую прелесть отгонящее, тем же тайноводими от обоих, поем Тя, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших».

"Дал еси образ обращения согрешающим, оба апостолы Твоя, оваго убо отвергшегося Тебе во время страсти, и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася, и веровавша: и обою собору первостоятельствующих другов Твоих, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших».

Так – они хваление церкви, утверждение церкви, образ обращения согрешающим!

Празднуя же сегодня купно всех 12-ти апостолов, св. церковь прославляет их, яко камень веры Христовой, самовидцами и свидетелями воплощенного Слова Божия. Вот к вышепомянутым трем хвалебным песням присовокупляются ныне и другие, которые выражают похвалу купно всем 12 апостолам:

«Яко самовидцы и свидетелие Слова воплощения, ученицы пребогаты ублажаетеся: и яко молния бо сияющий миру явистеся: и яко горы мысленныя сладость искапаете: яко приснотекущия реки райския разделившеся, языческия церкви Божественными напояете водами».

«Яко лучи блистающий зарями духовными, в мир весь дослана бысте, чудес действо независтно подающе, служитолие Христовых Таин бывше, и богописанныя скрижали Божия благодати написанныя, Богоначертаннаго Закона, священнотаинницы пребогатии».

«Рыбарская трость, любомудрых шатание, и витийския струи пречерта,, богомудрая учения, изображений догматы, и таив благих ясно изложивше Евангелие, и пищи присносущныя причастие, и Ангельское наслаждение, и пребывающую славу». Так – церковные песни нынешнего дня, но содержанию, те же, что и вчерашние. Так похож нынешний день на вчерашний!

И св. отцы внушают нам то же понятие о вчерашнем и нынешнем дне. Так, св. Златоуст в день Петра и Павла, между прочим, беседовал: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они соделались превосходнее ангелов. Итак, что скажем о учителях горнего и дольнего естества? Я не имею достойного слова восхвалить прославивших род наш, просветивших сушу и море, истребивших в сердцах людей неверных корень грехов и насадивших семена благочестия. Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних Сил. Петр – узда беззаконных иудеев, Павел призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла – из скинотворцев. Петр – начало православия, великий священнослужитель церкви, необходимый советник Христов, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел великий проповедник истины, слава вселенной, на небеси человек и на земли ангел, слава церкви, орел, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой церкви. Петр своею тению укреплял расслабленных и освобождал от смерти; Павел своими одеждами прогонял болезни и диавола».

А в похвальном слове 12-ти апостолам св. Иоанн Златоуст говорил: «12 апостолов избраны, и ни один из них не остался не увенчан. Здесь Петр просвещает Рим; там Павел благовествует миру; Андрей вразумляет мудрецов Еллады; Симон научает Богопознанию варваров; Фома убеляет крещением ефиоплян; кафедру Иакова чтит Иудея; престол Марка объемлет Александрию Нильскую; Матвей и Лука пишут Евангелие; Иоанн Богослов, и по смерти своей, как живой, врачует Ефес; Варфоломей руководствует ликаонян; Филипп спасает чудесами Иераполь. Все они не престают всюду благотворить всем. В гробах своих они оставили нетленные мощи. Будучи теперь врачами мира, они будут наконец судиями его».

Послушаем еще – как св. Ефрем в своем похвальном слове восклицает к апостолам. Радуйтесь цари Христовы, святые апостолы, ибо вам и горе и долу Христос вверил царство. Радуйтесь вы, и Павел и Петр, Андрей и Фома, Лука и Иоанн, и с вами прочий собор апостолов: ибо в вас имеем и прочих, в празднуемых ныне приобретаем всех. Радуйся Петр (ибо прекрасное дело со тщанием приветствовать сих священных избранников и всех вообще, и опять каждого порознь). Радуйся Петр, дверь грешников, дерзновение кающихся, ободрение обращающихся, призвание отрицающихся, утешение падающих. Радуйся Петр, уста учеников, глас проповедников, око апостолов, страж небес, перворожденный из приявших во власть ключи. Радуйся Петр, перехитривший в борьбе диавола, восхитивший победу после своего поражения, похитивший венец с главы у сопротивника. Радуйся Павел; тебе обязаны мы пространным словом. Радуйся Павел, написавший послания, которым варвары повинуются наравне с законом; тростию своею у целой удравший язычников, хартиею обративший мир, и чернилом исправивший землю. Радуйся Лука, врач и повествователь, собравший для нас сокровища мудрости, пожавший избранные цветы в раю сладости, растворивший большую чашу для пиршества, предложивший снедь, которою хвалится и величается на вечери Позвавший; званные же увеселяются. Радуйся Андрей; первый из первых, избранный из избранных, овен словесного стада. Радуйся Андрей, с озера преселившийся на небеса, свой невод отдавший в наем благодати, и мрежу уступивший Духу, вместо рыбы принесший Христу Симона, начавший рыбарство свое уловлением рыбарей, апостолов, проповедников, царей, военачальников, ключников; потому что всем этим и даже большим был Петр».

Так – правосл. церковь, празднуя каждому из 12-ти апостолов порознь, равно благоговеет и пред всем их собором вместе. Все они суть друзы Божии (Ин.15:14) и егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф.19:28).

Так – следуя такому уставу св. правосл. церкви и общему примеру св. и богоносных отец ваших, празднуем мы, христиане-слушатели, и настоящий день, подобно вчерашнему дню: что вчера мы цели, то ноем и сегодня: «Апостолов первонрестольници, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашик велию милость».

Правда – вчера празднование св. апостолам Петру и Павлу было с особенною торжественностию – с торжественностию редкою. Кто из нас помнит, чтобы в этот день празднования было и освящение всех трех престолов в сем храме?! 1. Даруй Бог, чтобы никто из нас и не дожил до повторения празднования такого. Слышали мы вчера в молитве о сем храме следующие слова: «и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе». Торжественность освящения храма для того вчера и была, чтобы и вчерашний и нынешний праздники навсегда соблюли свое древнее единство: ибо без храма нельзя соблюсти сего единства в праздновании.

Пусть нынешнее празднование не то, что вчерашнее, и по малолюдному нашему собранию: но и этот недостаток можем восполнить усердием к св. апостолам: большее усердие может заменить большее число собирающихся: прославляя святых, мы служим Сердцеведцу Боту, а Сердцеведец Бог предпочитает большее усердие малочисленных меньшему усердию многочисленных, между коими бывают и рассеянные, неблагоговейные. Един праведник паче многих грешников; не смущаемся малочисленным собранием нашим нынешним, притекшие в сей храм и дыне, конечно, с усердием ко св. апостолам.

А показав, таким образом, большее усердие, чем другие, коих теперь нет здесь или по лености, или но недостатку усердия ко святым, мы, возлюбленнии, выразим наше большее усердие. Следующею церковною, хвалебною, молебною песнию: «Всечестную я преблаженную память вашу творящий ныне, в песнях прилежно вопием к вам: Пресветлая и Богозрачная светила мира, возлюбленнии ученицы Христовы дванадесяте, яко имуще к Нему дерзновение молитися за ны: вам бо дана есть благодать исцелений, и грехов прощения. Прилежно убо Его молите, грехов и напастей избавитися нам, да Единого Человеколюбца, вас прославльшего, прославляем».

Не только теперь, но и после сего не обленимся приносить наши молитвы в сем храме св. апостолам, выражать наше большее усердие к ним: для чего бо обновлен сей храм? Для обновлении нас, для возбуждения в нас большего усердия к святым и к Творцу святых.

Посудим: кто основал этот храм? Кто первый молился в нем?? Великий Петр. Не имеет ли значения и то, что ко дню освящения храма явились некоторые и священнослужители для храма – от гроба В. Петра?? Усердие к св. апостолам, к сему храму в нас должно не ослабевать, а время от времени обновляться, возрастать, с таким усердием должны мы стремиться к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе (Филип.3:14).

Апостолов первопрестольницы, и вселенные учителие, Владыку всех молите... и ныне молитеся Христу, да милостив нам будет в день Судный!

* * *

1

Храм во имя св. апостолов Петра и Павла в Петрозаводске, построенный Петром Великим, пришел в ветхость и в год про­изнесения проповеди был заново ремонтирован во всех частях, так что пришлось переменить все три престола. Ред.

Комментарии для сайта Cackle