Азбука веры Православная библиотека архиепископ Аркадий (Фёдоров) Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин

Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин

Источник

Содержание

IIIIII

 

 

I

      Приведутся царю девы в след ея.

      Пс.44:15

Видели мы, в минувшем году, таковых, по псаломскому пророчеству, приведенных Царю небесному дев: видим таковых и в нынешнем, – теперь, слушатели благовнимательные!

В минувшем году приводимы были Царю девы в веселии и радовании: кажется, и теперь они в таком же неземном состоянии своего духа! благодатные слушатели!

В минувшем году девы были не только приведены Царю, но и введены в храм Царев, были даже удостоены бессмертной трапезы Царевой: и теперь приведены и введены в сей храм Царев для того же, т. е., чтобы удостоиться им той же бессмертной трапезы Царевой, сотрапезники святых!!!

Царица небесная, предстоящая на небеси Царю, Сыну Своему одесную Его!! И сии девы, как искренние Твои, приведены во след Тебе!!!

Вот с каким приветом мы сретаем теперь вас здесь, ученицы-девы!!!

Привет этот для некоторых из вас не новый: но всеми вами одинаково должен быть принят за привет церкви: следовательно, как наставление благодатной нашей матери, радующейся о вас… церкви!

Церковь есть мать наша, яже нас всех породи в крестительной купели и млеком догматов православных воспита. Также и крепкой пищи тела и крови Христовы нам вкусити дает, и всегда на лоне своем пестует матерски, дóндеже при персех ее сладчайших, яко любезные чада, сном блаженным успем. Вот какое понятие нашей о церкви! Имея такое понятие о матери церкви, кто из вас, дети-девы, в настоящем привете нашем вам не видит себе наставления и наставления такого, какое должно быть вам, приведенным Царю, приведенным во след небесной царицы, и уже введенным в самый храм Царев, и для того единственно введенным, чтобы удостоиться вам бессмертной трапезы Царевой, которой вкусить готова дать вам мать церковь!

В привете нашем вам и наставление! Наставление же должно быть понимаемо и исполняемо. Все ли вы понимаете наставление нашего привета вам?

В нашем привете первые три слова: Приведутся Царю девы – суть слова пророка псалмопевца, но они же относятся и к вам девы-ученицы! Первое из них слово: приведутся – должно многое напомнить вам и внушить… Хотя вы теперь и не были ведены кем-либо за руку, но не сами же собой пришли сюда, а точно приведены. Самые желания и мысли прийти сюда не собственно ваши. Вспомните – они вложены вам попечительницей вашей. Прежде же ее, без сомнения, было вам говорено и внушаемо неоднократно о спасительной необходимости ходить в храм Божий для приобщения в оном бессмертной трапезы Христовой законоучителем вашим. А благочестивые родители ваши и прежде законоучителя не внушали ли вам о сем, и в собственном смысле за руку не водили ли вас, на своих руках не приносили ли вас во храм – к божественному алтарю для приобщения вас бессмертной и животворящей крови Христовой? Спросите, каждая свою родительницу, что они – матери ваши – делали с вами в сороковой день по рождении вашем? Каждую из вас каждая матерь, если она благочестивая православная христианка, приносила ко храму во еже вцерковлятися. Может быть совершение сего благодатного вцерковления и ныне над другими рождающимися младенцами от православных родителей, благодатью Христовой возбуждаемых и водимых!!

После сего, скажите же нам: сами ли вы, без всякого руководительства постороннего, пришли теперь во храм сей, или – приведены? Приведены той же благодатью Божиею, которая управляет вашими благочестивыми родителями, законоучителями и попечительницами!!

Так наш долг при сем сказать вам, что вы теперь тому-то особенно радоваться и веселиться должны, что не столько пришли сами, сколько приведены другими и, что всего важнее и утешительнее для вас и для нас приведены в след ея. Повторим привет наш вполне: Приведутся Царю девы в след ея

Слова сии взяты нами для привета вам из 44 псалма. Желалось бы, очень желалось бы, чтобы сей псалом был прочитан вами весь, хотя бы некоторыми только из вас, которые повозрастнее из вас…

В псалме сем прославляются: Жених Царь – Иисус Христос и невеста Его царица – церковь, и – еще преблаженная Матерь Господня, Дева Мария…

И во след невесты церкви, и во след Царицы Девы Марии, приведены вы, наши девы, как невесты Христовы, Царю!!!

Вспомним – кем вы приведены и как? Первоначально – родителями, потом законоучителем и попечительницей… все они вели вас к Царю Христу – по учению, по правилам церкви Христовой, примерами воспитанных и прославляемых ею святых, т. е. приведены вы – во след Ея – церкви Христовой. Но вспомним еще – как была приведена во храм Господень богоотроковица Дева Мария? Праздник в воспоминание сего важного события в церкви кому из вас, думаем, неизвестен?

Так, девы-невесты Христовы, и вы приводитесь, приведены и ныне Царю Иисусу Христу и во след Царицы, пренепорочной Девы Марии; и это-то преимущественно должно теперь исполнять ваше сердце веселием и радованием духовным… и вместе с сим должно обязывать и побуждать вас – достойнее приготовить себя к бессмертной трапезе Царевой.

Вот какое наставление вам в нынешнем привете нашем вам! Постарайтесь исполнить сие наставление, ибо приведутся Царю девы в след ея только те, кои – по псалмопевцу – искренни ей – искренние ее приведутся Царю – искренние исполнительницы правил и уставов церковных, учения и святых церкви; искренние подражательницы Богоотроковицы Девы Марии.

К сему, в утешение и ободрение себе большее, присовокупите, что невеста Христова церковь своим последовательницам искренним, показывая правила и уставы, предлагая учение и примеры, помогает в исполнении и последовании им, помогает и молитвами и преподаванием божественных сил своего Жениха Иисуса Христа, яже к животу и благочестию.

Сим правилам и уставам церкви, сему учению и примерам ее последовала Сама Богоотроковица, Пресвятая Дева Мария, Богородица!

Будучи приводимы Царю во след такой Царицы Матери, не должны ли вы, по примеру Ее, исполнять все уставы и правила невесты Христовой церкви, вы, девы, воспитанницы? Посему так – приводимые во храм Царев будьте ко всему в нем внимательны и уважительны, ибо все здесь так установлено и действуется, чтобы вас уготовать к тому – да возжелает Царь доброты вашей и сподобит вас бессмертной трапезы Своей. Посему-то, девы-ученицы, наша церковь, между прочим, напр., чтобы самое детское девическое лицо ваше, когда вы, молясь поклоняетесь Царю, показалось Ему угодным, привлекательным – непременно вы должны украшать или прикрывать его особенным убором – правильным знамением на себе честного и животворящего креста. Изобразите сие драгоценное, для ангелов привлекательное и достоуважаемое… Изобразите сие знамение на себе с пониманием знаменуемого оным, с верою в знаменуемое оным, с благоговейной любовью – и возжелает Царь доброты вашей; поклонение ваше будет угодно, приятно Царю; Царь с благоволением примет моление ваше… Без сего же крестного знамения, без осенения оным, как без прикрытия и необходимого украшения им, никакое цветущее и благообразное, привлекательное на телесные очи лицо не может быть приятно Богу – Царю!!!

Но не удивляют ли, не изумляют ли кого из вас такие слова мои?

Не удивляйтесь, не изумляйтесь: они имеют основание; послушайте.

Св. ап. Павел сказал, что без веры невозможно угодити Богу. Веру же он разумеет ту, которая признает своими главнейшими и существеннейшими догматами две тайны христ. благочестия: тайну Пресвятой Троицы и тайну воплощения Христова.

Держась сего апостольского учения, православная вселенская церковь наша всем своим благодатным чадам, прежде всех догматов и настоятельнее пред всеми, внушает нам сии два догмата, кроме многочисленных поучений и песней, ввела во всегдашнее и всеобщее употребление при молитвах изображать каждому на себе крестное знамение тремя первыми перстами десной руки, именно так: сложив первые три перста вкупе во образ тайны Пресвятой Троицы, возносить на чело, низводить на перси, полагать на правое и левое рамо. Вот очевиднейшее, и, сколь можно ближайшее видимое представление невидимых предметов, веруемых – двух главнейших христианской веры догматов исповедание, которым доброе дело молитвы освящает и с которым молящееся лицо удостаивается благоволения Царя небесного.

После сего, сами, девы-ученицы, видите, что тот, кто не делает на себе крестного знамения, по учению православной церкви, или и делает, но небрежно, может ли быть назван истинно верующим, а посему и угодным Богу? От незнания ли двух главнейших тайн православной веры, или от неуважения к постановлению о сем православной церкви вселенской кто так поступает, тот о себе свидетельствует неопровержимо, что он или невер, или кощун. Ибо – кто разумно и искренно принимает верой и уважает любовью изображаемые два догмата, тот не может не принимать и не уважать изображающего их знамения крестного, которое введено во всеобщее употребление вселенской православной церковью, всегда Богом Духом Святым управляемой.

Осеняйте, украшайте свои лица всесильным, богокрасным знамением крестным все, приступающие с молитвой к Богу Царю, и будьте благонадежны получить от Него просимое. Сам Спаситель наш сказал: И еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13). По русскому наречию: и если о чем попросите Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Из сих слов Спасителя нашего мы видим, что та молитва наша Богу Отцу бывает Богом Отцом принимаема и благоуспешна, которая приносима бывает во имя Спасителя. Но что значит молить Бога Отца во имя Спасителя Иисуса Христа? Это значит просить Бога не от своего лица, не с надеждой на себя, а в лице Христа Иисуса просить с живой верой в заслуги и величие Христа Иисуса и с живым сознанием своей немощи, просить, как бы просил за нас только Христос Иисус, а не мы сами. Как человек грешник может безопасно приступить к Тому, Кто есть огнь поядающий: Ис.64:2. Так – мы, сознавая себя грешниками, боимся, стыдимся показать свое лицо Богу. Но имея крайнюю нужду просить Его, явиться к Нему с молитвой, прикрываем свое лицо, как от поядающего нас за грехи наши огня, крестным знамением. Крестное знамение сие есть знамение Христа Иисуса, Его страданий и заслуг – образ величия Его: и вот мы, когда с верой и любовью кладем на себя сие крестное знамение, как бы облекаемся во Христа, предстаем Богу Отцу не в своем лице, а в лице Христа Иисуса. Он за нас молящихся просит Отца Бога, и сей Бог Отец, за любовь к Своему Сыну Спасителю нашему, готов все сделать для нас – верующих. Вот что знаменует крестное знамение, изображаемое верующими на себе. Вот для чего св. церковь православная ввела его во всеобщее употребление, заповедуя употреблять его в молитве прежде поклонения… Ибо такое только молитвенное поклонение бывает действенно, успешно. Не оно само по себе, а предшествующее оному крестное знамение дает силу молитве, или – живая вера в Пресвятую Троицу, во имя Господа Христа Иисуса, которое имя привлекает любовь Отца небесного к верующим; впрочем, заметьте при сем, потому привлекает, что в них есть живая вера… (здесь нет листа и потому пропуск).

II

Девы отроковицы! К вам единственно наше слово.

Вы, чрез несколько часов, опять соберетесь в сей храм Царев…

Соберетесь… Но все еще не на трапезу Цареву, а на суд… На суд… не для защищения себя, а для обвинения… Для обвинения… в своих грехах ведомых и неведомых… содеянных не делом только, но и словом, даже помышлением…

Такое обвинение себя должно быть искреннее и с глубоким сокрушением сердца…

Вполне ли приготовились на сей суд вы, девы-грешницы… грешницы безответные?

Да, безответные!!! Ибо аще беззакония наша назриши Господи, кто постоит?

Подорожите, девы-грешницы, остающимися для приготовления вашему к суду не многими часами времени, употребите сии драгоценнейшие для вас часы на размышление о прошедшей своей жизни, о своем поведении, припомните, сколько можете, свои грехи… и придите сюда, чтобы исповедать их… исповедать не другому кому, как только Единому, Всеведущему, Сердцеведцу Богу, но непременно пред свидетелем его иереем, которому от него дана чрезвычайная власть или связать, или разрешить вас.

Вот на сей-то суд идя, на сем-то суде став, вы, девы-грешницы, имеете нужду осенять свое лицо крестным знамением; теперь-то вам нужно и спасительно вспомнить страдание и смерть Царя Христа, которыми Он искупил нас от клятвы законной, быв по нас клятва, взяв на себя грехи мира… Под сенью креста, с полной верой в заслуги Христа за нас, откровенно исповедать все грехи свои… только с сокрушенным, с сокрушенным сердцем, с глубоким обвинением себя… Небесное правосудие Бога, которому вы будете каяться, видя ваше такое покаяние, видя вашу веру в Искупителя, вашу надежду на Его заслуги за вас, видя вас, как бы облеченных во Христа – ибо, по слову св. ап. Павла, елицы во Христа крестились, во Христа облеклись, – простит и оставит вам грехи ваши; слова исповедующего вас иерея: «прощаю и разрешаю» примите с полной верой и с горячайшей любовью облобызайте ту десницу, которой крестообразно назнаменует тогда каждую из вас благословляющий иерей. Ангелы на небеси тогда возрадуются о вас, тако кающихся.

Нет теперь больше слова для вас. Дверь покаяния отверста вам… Чрез отверстие двери покаяния отверзется вам завтра и дверь к бессмертной трапезе Царевой. Нет теперь больше слова, кроме сего: Благословение Господне на вас: Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно, и во веки веков

4 марта 1866

III

Не уст моих слово, а благословение сердца, радующегося о вас передаю теперь вам, исходящее от бессмертной трапезы Царевой, причастницы ее!

Сердца радующегося не моего только, но всех святых Божиих.

Христос Царь в вас: а где пребывает Царь Христос, с Ним там и все святые Его.

Удержите себя, отроковицы девы, удержите в таком блаженном общении с Христом Царем и святыми Его.

Разве спросите, как вам можно исполнить это?

Возлюбленный ученик Христов, св. Иоанн Богослов сказал нам это: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. 1Ин.4:16.

Кому так обычна любовь, как детскому, девическому чистому сердцу?

Разве еще в том недоумение: как быть и пребыть в любви Христовой?

Сам, возлюбивший нас, Христос, прежде, нежели мы Его возлюбили, сам Царь Христос сказал нам: Имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя: а любяй мя, возлюблен будет Отцем моим: и аз возлюблю его, явлюся ему сам. Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим. Ин.14:21–23.

Вы, причастницы Христовы, вы ныне исполнили самую важную, самую святую заповедь пребожественной любви Христовой, ту заповедь, которую Он, на своей последней вечери с учениками, в воспоминание Его, в оставление грехов наших, дал: Приимите, ядите… пийте от нея всиМф.26,27.

Или не имеете книги Христовых заповедей?

От всей любви моей пастырской благословляю каждую из вас сею книгой – книгой любящего нас сердца Христова, с которой никакого человеческого ума книга сравниться не может.

Любезно примите ее с моим пастырским благословением, прилежно читайте ее и руководствуйтесь ей, как книгой живота, во всю вашу жизнь, да сподобитесь быть причастницы и блаженнейшей трапезы Царя Христа, возлюбленнейшего Жениха всех душ благочестивых. На небеси! На небеси!!! Никогда, нигде не забывайте сего вожделеннейшего отечества нашего и ничего ему не предпочитайте.

5 марта 1866 г.


Источник: Аркадий (Фёдоров), архиепископ. Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин // Христианское чтение. 1890. № 3-4. С. 281-289.

Комментарии для сайта Cackle