Поучения Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского, на пятницу и субботу Страстной седмицы

Источник

Содержание

I. Пред начатием последования святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа II III. Пред начатием часов IV. По окончании часов скажи V. Перед вечерней VI. По окончании всего вечернего богослужения VII VIII IX  

 

За сообщение этих поучений редакция приносит сердечную благодарность священнику Александроневской церкви в Петрозаводске В. В. Нименскому. О происхождении этих поучений о. Василий в своих воспоминаниях о преосвящ. Аркадии (напеч. в Христ. Чтении за 1888 г.) сообщает следующее: «близ Петрозаводска, в 6 верстах есть деревня Суложгора, куда на последние дни св. седмицы обыкновенно посылался иеромонах для богослужения. Иеромонахи были в большинстве простецы, необразованные, и вот, для того, чтобы их миссия была полезнее, владыка составлял поучения и такие поучения иеромонах прочитывал в назначенное время». Печатаемые поучения принадлежат к этой категории. Экземпляр, нам присланный, писан собственноручно преосв. Аркадием крупным, разборчивым почерком, чтобы простец-проповедник мог легко разобрать и прочитать. Так далеко простиралась заботливость преосвященного не только о слушателях, но и о самих проповедниках. «Христ. Чтен.» № 3–4, 1889 г.

I. Пред начатием последования святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Вы, боголюбивые и христолюбивые христиане, пригласили нас в сей вами созданный и любимый храм, на богослужение; пригласили в самые великие и святые дни по тем высоким, божественным воспоминаниям, какие в сии дни совершаются церковью. За такое приглашение ваше – благословение вам от нашего, любящего вас, Архипастыря!

Мы, приглашенные вами и посланные к вам Архипастырем, с душевным усердием готовы послужить вечному спасению душ ваших.

Нынешний день – великий пяток. В великий пяток совершились и воспоминаются церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные.

Что для нас так нужно и так спасительно, как изучать повествования о крестных страданиях Господа нашего? Грешники! Чем спасены мы от осуждения вечного? Страданиями Иисуса Христа, только Его страданиями. Как же не знать, как не изучать нам спасительных для нас страданий, в их точном и полном виде? Св. апостол Павел в своем послании к коринфянам свидетельствовал о себе: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1Кор.2:2). Т. е., я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и при том распятого. Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и при том распятого.

Так и мы теперь у вас, добрые суложгорцы, будем читать и петь только об Иисусе Христе, и притом распятом. Услышите вы одних повествований Евангельских двенадцать – и только о страданиях Спасителя.

Просить ли нам вас о том, чтобы вы охотно, с любовью послушали сих чтений и пений, сих повествований Евангельских?

Нет, не нужно: мы уверены, что при благоговейной любви вашей к страданиям Спасителя, которой любви пример имеете вы у себя всегда в св. великомученике Димитрии селунском, – охотно и с любовью будете слушать все настоящее утреннее богослужение.

Прим. 1. Сказав сие и возвратясь царскими вратами во св. олтарь, начинает: Благословен Бог наш.

Прим. 2. По окончании всего богослужения сего, паки речь.

II

Не утомились ли теперешним богослужением, добрые суложгорцы? Не утомились ли? Но слушать о страданиях не так тяжко, как перенесть их. По словам церкви и св. Иоанна Златоустого, во время страшных и спасительных страданий Господа, каждый член св. плоти Его претерпел бесчестие нас ради: глава – от тернового венца и трости, лицо – от ударов и заплеваний, ланиты – от заушений, уста – от поднесения оцта, смешанного с желчью, уши – от хулений злочестивых, плечи – от биения, десница – от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра, руки и ноги – от гвоздей, ребра – от копья, все тело – от обнажения, бичевания, одеяния хламидой, притворного поклонения и распятия на кресте.

Что мы слышали, какое пение после каждого чтения Евангельского? «Слава долготерпению Твоему, Господи!» Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны!

А известно ли вам, уставшие и неуставшие слушатели, для чего каждое чтение Евангелия было возвещаемо благовестом, и при каждом чтении предстоящие засвещали светильники? Примите на память, напишите на сердце. Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Благовест, засвеченные светильники знаменательно указывают на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия, и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

Истинно, истинно, – каждый из нас, любящий Христа, желающий спасительнее для себя изучить повествования о крестных страданиях Господа нашего, не только не должен утомиться при совершенном теперь нами богослужении, но должен в себе чувствовать желание, жажду – еще послушать о тех страданиях… И мы, в утоление сей благодатной жажды, чрез два часа паки соберемся в сей храм совершить богослужение – Часы. Идите с благословением Христа Бога: отдохните в домах своих, соберитесь с силами, и к часам сюда придите.

Слава страстям Твоим, Господи! Слава долготерпению Твоему, Господи! О, Господи Иисусе, научи волю нашу любить Твой спасительный для нас крест!!!

III. Пред начатием часов

Всю великую пятницу, ни одного часа не исключая, надлежало бы нам посвятить на богослужебное воспоминание Страстей Христовых: но немощная, лукавая плоть наша, но житейский, лукавый, окружающий нас мир, но исконный, неутомимый, хитрейший и сильнейший враг наш – дьявол… не допускают нас до такого непрерывного в нынешний день богослужения церковного… Но, слава Тебе, Господи, долготерпеливый Господи, что хотя чрез два часа паки собрались мы на воспоминание, на прославление страданий Твоих!!! Страшных – искупительных страданий Твоих и смерти!!

Возглас: Благословен Бог наш – и так далее – последование часов.

IV. По окончании часов скажи

Участники в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, – вот и часы кончены: они в великую пятницу заменяют божественную литургию, которой в сей день, на основании устава церковного, не бывает; но в сей день бывает, и здесь, чрез два часа отдыха, будет высоко-поучительная, блаженно-трогательная вечерня. Вечером в пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф Аримафейский, называемый благообразным, т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли с креста, для погребения, пречистое тело Господа. Время снятия со креста тела Господня, православная кафолическая церковь, мать наша освящает в великую пятницу великим вечерним богослужением, при котором церковь воспоминает уже свершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть: ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу, и приобретено примирение Его с нами. После молитв, пророческих, апостольского и евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа с благоговением выносится на средину храма св. плащаница, для поклонения изображенному на ней умершему Господу. Слышите ли, христолюбцы, какая, чрез два часа, будет вечерня? Кто бы из нас отказался прийти к ней; кто бы и своих домашних, своих соседей не пригласил на нее, по окончании которой, будет петь канон о распятии голгофском, выражающий скорбь церкви и плач Пресвятой Богородицы?

V. Перед вечерней

Днесь благодать Св. Духа нас собра. Внимайте, благодатью Св. Духа собранные, – старцы и дети, мужи и жены, внимайте совершаемым при сегодняшних богослужениях воспоминаниям церковным. Богочеловек Искупитель наш, при Своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему ангел для укрепления Его (Лк.22:43). Владыка жизни и смерти говорил ученикам Своим: прискорбна есть душа моя до смерти (Мф.26:38). Жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, так горько плакали и рыдали, что страждущий Господь утешал их: Дщери Иерусалимские, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лк.23:28). Могла ли Пресвятая Дева Мария оставаться равнодушной и спокойной, когда взирала на невыразимо-ужасные мучения Сына Своего, – пребывать без плача и рыдания?!! В конце теперешнего богослужения вы, мужи и жены, матери и дщери, услышите этот плач и рыдание.

Возглас: Благословен Бог наш.

VI. По окончании всего вечернего богослужения

Вот св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу среди храма – пред вами! Благоговеем пред ней!!! Поплакали ли сколько-нибудь и порыдали ли, когда слышали благосердый плач и рыдание Пресвятой Богородицы?! Вот Ее вопли и рыдание: «Вижу Тя ныне, возлюбленное мое чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем. Ибо ныне моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы мне, болезную сердцем. Солнце незаходимое, Боже превечный, и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте?? Се свет мой сладкий, надежда и живот мой благий, Бог мой угасе на кресте. Распаляюся утробою. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержащаго вся. Уязвляюся люте утробою. Не изглаголеши ли рабе Твоей слово, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? Избавляяй болезни, ныне приими мя с Собою, Сыне мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и аз; не остави мене едину». Но кто изъяснит всю скорбь и рыдание Пресвятой Богородицы?? Но слышите последний глас Ее плача: «Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и поклоняюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси: но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас».

Заутра, возлюбленные, соберемся к утренней поранее. Заутра – великая суббота преблагословенная суббота, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.

VII

Великая суббота, преблагословенная суббота, уранившие собраться во храм Божий, христолюбивые суложгорцы!

В великую субботу православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.

Имейте понятие о гробе Христовом. Он не похож был на наши нынешние гробы. Гроб Христов была пещера, – была высечена в скале, а не была выкопана в мягкой земле или сложена из камней. Она походила на жилую комнату, была довольно просторна и столько высока, что человек стоя едва мог доставать рукою свод ее. Пещера была новая, еще никто не лежал для беспробудного сна. Любовь и уважение к Иисусу Христу положили Иисуса в этой пещере, как почетного Мертвеца. Она иссечена была из цельного камня: вход в нее, по окончании погребения, завален был большим камнем. Этот огромный камень так плотно закрывал отверстие, что печать, наложенная иудеями, соединяла этот камень с остальной скалой.

На востоке нет обыкновения погребать мертвых в гробах (ящиках), как у нас, и относят в могилу на доске или на открытом одре.

Богослужение великой субботы есть благоговейное бдение над гробом Господним. Воспоминая в в. субботу все события, относящиеся к погребению Иисуса Христа, церковь на утреннем богослужении этого дня совершает образ погребения Христова. Для сего со сладкопением произносит пред гробом Господа, среди храма, при каждении и держании всеми находящимися во храме горящих светильников, непорочны – стихиры, предваряемые стихами из 118 псалма, разделенные на три статьи.

Будьте внимательны, постоянно внимательны к теперешней утрени. Не менее высокое благоговение к непостижимым тайнам спасения мира изображается в утреннем каноне в. субботы. А что после канона и великого славословия? Ах, христолюбцы, христолюбцы! При колокольном погребальном звоне бывает крестное шествие кругом храма со св. плащаницей и сопровождаемое пением: «Святый Боже» и освещаемое многочисленными светильниками, согласно с словами церкви, которая называет гроб Христов светлейшим, яко источник нашего воскресения.

Будьте, будьте внимательны, прилежно внимательны…

Возглас: Благословен Бог наш.

VIII

Образ погребения Христова совершен. Но самая смерть Господа, за которой имело последовать Его славное воскресение, есть уже предпразднство, или навечерие, пасхи: и при том смерть Спасителя воскресила многих мертвых, кои вышли из гробов и явились в Иерусалиме. Посему богослужение прав. церкви в в. субботу есть уже навечерие праздника светлого воскресения Христова, особенно литургия, которая по самому времени совершения ее, принадлежит навечерию пасхи.

Много особенностей поучительных услышим и увидим и при литургии; потщитесь, христолюбцы и христолюбицы, собраться во храм сей и на чудную литургию.

IX

Сказал я после утрени, что мы много особенностей поучительных услышим и увидим и при литургии; теперь можно спросить вас: слышали ли вы, видели ли вы такие особенности? Литургия уже окончена!!!

Как кому не слышать было: «Славно бо прославися!!!» Но что оно значит? Первоначально пели ее израильтяне, когда извел их из работы египетской Моисей, чудесно, как по суху, перевел их чрез Чермное море – Моисей или, точнее, чрез руководство Моисея сам Бог… Тогда воспе Моисей и сынове Израилевы песнь сию Господеви, и рекоша глаголюще: поим Господеви: славно бо прославися! Это сказала нам за нынешней литургией читанная шестая паремия.

Почему же пели ее ныне, спросите вы? Потому, что Моисей был прообразованием Спасителя, избавившего род человеческий от рабства греха и смерти!!!

Кто из нас за нынешней литургией не слышал и сей песни: Господа пойте и превозносите во вся веки! Она что значит? Пятнадцатая из ныне чтенных паремий сказала нам, что при гордом и жестоком царе Навуходоносоре были три благочестивые отрока израильские ввержены в огненную пещь, седмерицею разженную: но не прикоснуся их отнюд огнь, и не оскорби, ниже стужи им: и мужие тии трие… хождаху посреде пламене поюще Бога, и благословяще Господа: Господа пойте и превозносите Его вовеки. Сии три отрока спасением своим прообразовали невредимое исшествие Спасителя из недр земли.

А видели вы какую особенность? По прочтении литургийного Апостола, во время пения радостного предвестия: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех, священнослужащий слагал с себя темное церковное облачение, и, облекшись в белые ризы, неприметно переходил от участия в состоянии уничижения Спасителя к участию в состоянии предначинающейся Его божественной славы, и, как видели вы, я явился вам предстоящим во храме в светлом облачении, подобно ангелам, кои явились во гробе Господнем в белом одеянии, и первые были свидетелями и вестниками воскресения Христова.

Возлюбленные о Господе! По словам апостола, аще сообразни быхом подобию смерти Христовой, то и воскресения будем (Рим.6:5).

Возлюбленные о Господе! Желаю, желаю вам… и ночь пред священной новозаветной пасхой для православных христиан провесть в благоговейной стражбе Господу – в молитвенном бдении – в чтении и слышании писания.

Бодрствуйте во храме… и все вместе светло начните праздник, к которому вся св. четыредесятница служила приготовлением, особенно же страстная, святая, великая седмица…

Явится к вам на сие священнейшее торжество другой священнослужитель; я же оставляю вас, боголюбивые и христолюбивые суложгорцы, с приятнейшим воспоминанием о вас… моля Христа Спасителя Бога… да воскресением Его вы, все вы паче и паче просветитесь Боговедением, благочестием, взаимной друг с другом любовью, миром и непрерывной радостью о Дусе Святом.

Напутствуйте и меня благожеланиями вашими.


Источник: Аркадий (Фёдоров), архиепископ. Поучения на Пятницу и Субботу страстной седмицы // Христианское чтение. 1889. № 3-4. С. 241-249.

Комментарии для сайта Cackle