Беседы об антифонах

Источник

Эти беседы приснопамятного архипастыря доставлены в редакцию ключарем ярославского кафедрального собора, протоиереем М. И. Дубровским, с следующими разъяснениями: ‹они составлены, надобно полагать, не ранее 60-х годов (т. е. в Петрозаводске), потому что характеристика гласов взята буквально из «Богослужебных канонов на греческом, славянском и русском языках» К. Ловягина, первое издание которых явилось в 1855 г. Беседам об антифонах предшествовали, как видится, беседы о 15 псалмах, известных под именем «Степенных» и составляющих 18-ю кафизму, читаемую на будничных вечернях после великой ектеньи. Но, к сожалению, бесед о псалмах у меня нет, почему и начинается тетрадь с 49-й страницы. За всем тем тетрадь эта составляет нечто целое, потому что заключает в себе полное объяснение антифонов. Конец бесед представляет чудную молитву, вполне свято-отеческую: такую молитву могла излить только душа, пламеневшая любовью к Богу».

И за сообщение, и за разъяснения редакция приносит глубокую благодарность достопочтенному о. протоиерею.

Беседы об антифонах с той целью предлагаются, чтобы они открыли нам связь церкви ветхозаветной с новозаветной, дополнили или пояснили наши понятия о 15 псалмах, с надписью: песни степеней; расположили больше в нас внимание как к псалмам, так и к антифонам. «В псалмах, как было оговорено прежде, изображаются мысли и чувствования сынов израилевых, возвращающихся из плена вавилонского в родную землю и основавшихся снова в Иерусалиме. В духовном смысле они выражают состояние души, жаждущей спасения, желающей освободиться от плена греховного, от рабства дьяволу и возвратиться в первобытное состояние невинности, вступить в селение Божие, в жилище райского блаженства, откуда она низринута врагом человекоубийцею. Этот последний смысл псалмов ясно раскрывается в антифонах» («Воскр. Чт.», год 15, стр. 287).

«В них верующая душа возносит к Господу Богу то скорбный глас об освобождении своем от страстей и наветов врагов, то молитву упования на Его неизреченные милости и непреложные обетования, то сетование о своей нечистоте, то радость о служения Богу в святой Его церкви, то трепетное помышление о смерти и страшном суде Христовом, то всецелую надежду сердца на премилосердного Спасителя своего. Она чувствует себя еще в плену, или, по крайней мере, только на пути к вечной свободе, к небесному отечеству, а потому ее скорби и радости , сетования и надежды – все относятся к одному предмету, именно к тому, чтобы водвориться у Бога, во дворах дома Его, и от Него Одного зависеть, Ему Одному служить и повиноваться. Из таких главных мыслей составлены первые два стиха каждого антифона; третий стих имеет всегда особенное содержание, заключая в себе хвалу Пресвятому Духу, исповедания Его единосущия и равночестия с Богом Отцом и Сыном, или изображение Его животворящего действия на наши души, потому что христианин силен только благодатью Духа Святого, на Нем и почивают его неложные надежды, и потому к Нему обращается он душою и сердцем, после всякого чувства и помышления своего, исповедуя притом правую веру в Него, как Единосущного и Равночестного с Богом Отцом и Сыном».

«Сообразно с самим содержанием своим, стихи антифонов кратки, как кратко воздыхание наше, и поются таким напевом, который выражает хотя сильное, но тихое чувствование души, устремляющей очи свои горе, и мирное желание сердца, ищущего любви и блаженства в Господе Боге». Оттого тон антифонов этих в высокой степени умилителен, хотя и разных гласов.

Изложив такое предварительное общее понятие об антифонах, рассмотрим, на основании этого же понятия, их в частности.

Наши утренние антифоны составлены св. Иоанном Дамаскиным и разделены на восемь гласов.

Первого гласа антифон первый.

Внегда скорбети ми, услыши моя болезни: Господи, Тебя зову. Это скорбный, молитвенный глас верующей души, заимствованный из 119, или из 1 псалма 18 кафизмы: Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя.

Второй стих 1 антифона 1 гласа: пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме. Это выражение состояния души, жаждущей спасения, сетующей о своей нечистоте. Кто в антифоне называются пустынными? Те, кто есть пребывающие вне суетного мира: отрекшиеся от мира пустынники, и в мире живущие, но не по-мирски, то есть, те, у которых бывает непрестанное божественное желание. Пустынность состоит не в месте уединения, удаления от общежительств, а в пребывании вне суетного мира, вне слепого повиновения его лукавым делам и обычаям, вне угодливости прихотям его – словом: истинные пустынники те, которые есть вне суетного мира, у которых непрестанное желание бывает только божественное, попаляющее все другие греховные, мирские, плотские желания, как, по слову 119 псалма, все попаляют и истребляют пустынные угли.

Если мы теперь сообразим оба стиха первого антифона первого гласа, то усмотрим, что в первом стихе болезни скорбящей, молящейся души есть грехи и нечистоты ее, которые истребляются огненными углями непрестанного божественного желания, истребляющими в человеке всякую греховную заразу и нечистоту, от мира пребывающую в нас. Но таковые болезни истребить никакой христианин одной свой силой не силен: также тот же пустынный, и в мире, как вне, отделенно от суетного мира живущий, божественным желанием горящий, обращается к Святому Духу, исповедуя правую веру в Него: Святому Духу честь и слава, яко же Отцу подобает, купно же и Сыну: сего ради да поим Троицы единодержавие. Да скорбим о грехах своих и молебно поем, чтобы Он, как Единодержавный с Отцом и Сыном – Отцу и Сыну, – дал нам помощь попалить, истребить в себе душевные болезни, недуги, грехи, облегчить душевную скорбь и сохранить в себе непрестанное божественное желание – без всякой привязанности к суетному миру.

Кто не болеет недугом греха? Но из таких больных всякий ли чувствует свою болезнь, скорбит о ней? А следовательно, всякий ли и молится Богу: «внегда скорбети ми, услыши моя болезни, Господи, Тебе зову». Не только сами, хотя за другими взываем ли небесному Врачу, чтобы Он исцелил нас? За другими! А как и другие умеют приносить этот глас? Многие ли из нас умеют пропеть его, многие ли хотят внятно прочитать, многие ли понимают его?

Но перейдем ко второму антифону первого гласа. Второго этого антифона первый стих такой: «На горы Твоих вознесл еси мя законов, добродетельми просвети, Боже, да пою Тя». Припомним, как начинается второй псалом 18 кафизмы: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощник же Господь, сотворивший небо и землю, не оставляет никого из возводящих очи свои к Нему в горы; и вот особенно христианина, которого Господь возносит самого, возносит на горы законов своих Божественных, превосходящих все законы прочие, от кого бы из тварей не издавались таковые... Первое наше от Бога вознесение на горы законов Его совершается при нашем крещении: падаем ли мы с этих гор – после крещения, когда от законов Божественных отступая, грешим, но если раскаиваемся, обращаемся, снова возводим в молитвах своих очи наши в горы к Богу помощнику: Он снова возносит нас на горы законов и уставов своих Божественных. Но и вновь вознесенные можем дать споткнуться ноге своей, можем поскользнуться и упасть, чтобы предохранить себя от таких падений – взывай ко Господу, христианин: «На горы Твоих вознесл еси мя законов, добродетельми просвети, Боже, да пою Тя». При свете добродетелей видны преткновения, удобно предохранить свою ногу от спотыкания. Не даждь во смятение ноги твоея, сказано в псалме 120: а в помощь этому моли Бога, чтобы Он просветил путь твой добродетелями, сияние которых на горах Божиих. Если ты, что от тебя требуется и зависит, сделаешь, то не воздремлет, ниже уснет и храняй тя: Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Непрестанно возноси к Нему этот глас антифона: «десною Твоею рукою, приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный». Ибо «Святым Духом всякая тварь обновляется, таки текущи на первое: равномощен бо есть Отцу и Сыну».

«На горы Твоих вознесл еси мя законов», когда я сподобился крещения Твоего, когда я в покаянии моем снова воздвижен Тобою из бездны греха: «добродетельми просвети, Боже» не для чего другого, как только «да пою Тя». Не только просвети меня слепого и слепотствующего, всегда удобопреклонного к заблуждению и падению; но «десною Твоею рукою, как мать дитя, приим Ты, Слове, Сыне, Боже, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный». Надеюсь получить это, Боже, Отче, Боже Сыне, Слове, ибо Святым Духом, Троица единодержавная, всякая тварь обновляется своим произволением, своим начинанием и действием – текуще на первое состояние невинности и блаженства; равномощен ибо есть Святой Дух Отцу и Сыну. Но перейдем к 3-му антифону 1 гласа.

«О рекших мне: внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце». Это из 3-го Псалма 18 кафизмы.

Яко тамо седоша престоли на суде, престоли в дому Давидове, по слову псалма. А по антифону из этого псалма «В дому Давидове страх велик: тамо бо престолом поставленным, судятся вся племена земная и язы́цы». В первом стихе этого антифона выражена радость о служении Богу во святой его церкви; а во втором стихе выражено трепетное помышление о страшном суде Христовом. Но для кого Христов суд страшен? Конечно, не ля того, у кого дух веселится, и сердце радуется, когда услышит приглашение, зов: «внидем во дворы Господни»; в дом Господень пойдем. Кто с веселием Духа, с радостью сердца слышит зов – идти в Христову церковь к Божественным в ней службам, тот с веселим духа, с радостью сердца примет зов и ангела своей смерти переселиться в небесный дом Господень. А при таких чувствованиях своих внутренних, он с силой непоколебимой надежды поет и воспоет: «Святому Духу честь, поклонение, слава и держава, яко же Отцу достоит, и Сынови подобает приносити: Единица бо есть Троица естеством, но не лицы».

Обозрим теперь три антифона 1-го гласа совокупно. В 1-м антифоне молитва в скорбях, во 2-м богомышление, в 3-м благочестие. Или: в 1-м начало предпринятого пути ко спасению, во 2-м само шествие по этому пути, в 3-м достижение конца, цели пути этого. Начинается путь скорбью о грехах и молитвою души, жаждущей спасения, о избавлении от грехов и страстей; продолжается путь поучением в законе Господнем, в творении добрых дел; оканчивается путь переходом от временной жизни к вечной.

Чтобы постигнуть больше смысл этих антифонов, чтобы почувствовать больше сладость их, надо знать тон напева, по которому поются они в церкви. Мы сказали,что антифонов тон в высокой степени умилителен: это заметит и почувствует всякий, если со вниманием послушает искусно поющего, или с благоговением и сам будет петь тем напевом, какой положил св. Иоанн Дамаскин... Поскольку же эти антифоны принадлежат к 1-му гласу, а первый глас по свойству своему, есть самый торжественный из всех 8-ми гласов, употребляемых в православной церкви, то в каждом третьем стихе каждого антифона над тоном умилительным торжествует тон величественный, радостный, как хвала Пресвятому Духу. Сами убедитесь в этом, если заставите кого из искусных певцов пропеть эти стихи, или сами пропоете...

Какое было бы занятие, душеполезное и сладостное – пение этих антифонов; как бы они произвели влияние на жизнь нашу! Но, люди, к пению побуждает благодать!

Побеседуем об антифонах второго гласа. Скажу вам замечание любителей и знатоков нашего церковного пения о напеве второго гласа... «Он медленною важностию и спокойным величием своего напева располагает к глубоким благоговейным чувствованиям». А с каким чувствованием, слыша это, скажем должны все слушать, когда поют антифоны 2-го гласа?!!

Вот из них первый и первый стих этого первого антифона. «На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе: спаси мя твоим осиянием»! Содержание этого стиха взято из 122 псалма, или 4-го из 18 кафизмы. На небо пущаю очи – и какие? моего сердца. К кому? к Спасу. С какой молитвой? Спасе, спаси мя Твоим осиянием... Спаси мя: видно, я в погибели, спаси осиянием: видно, я в бездне мрака. Какого же мрака? Объясняет это второй стих антифона: «Помилуй нас, согрешающих Тебе много на всякий час, Христе мой, и даждь образ прежде конца покаятися Тебе». Мрака греха в бездне, куда и осияние достигнуть может только Твоё, о Христе мой! Припомните, что было сказано на слова псалма: Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: как раб, как рабыня, и наказываемые от господ, к господам обращают, держат обращёнными свои глаза; не словами уже, а своими очами умоляют своих наказателей – помиловать, пощадить, перестать наказывать их, – так и здесь: нет, еще с большим чувствованием вопиять мы должны: помилуй нас! Кого нас? Согрешающих – и Тебе согрешающих; много согрешающих; на всякий час согрешающих... Тебе, о Христе мой! Поймите выражение: о Христе мой!! Тебя, Христе люблю, как моего, а ты меня еще больше любишь, как Твоего: помилуй о Христе мой!!! И, дай образ, укажи мне, помоги мне – как прежде конца покаяться Тебе. Глас глубокого сознания своей виновности, глубокого чувствования, глубокого благоговения. Но с такими чувствованиями душа кающаяся обращается с твердым гласом надежды и прославления ко Святому Духу: «Святому Духу еже царствовати подобает и над грешниками, освящати и подвигати тварь, сколько бы она ни осквернила, ни совратила себя в своей лености»: «Бог бо есть единосущен Отцу и Слову».

Вот второй антифон второго гласа; этого антифона первый стих: «Аще не Господь был бы в нас; кто доволен цел, сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы». Заимствован этот стих из 123 псалма, или 5-го 18 кафизмы. Псалом говорит об иудеях, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим, на которых восстали многие лютые люди, что готовы были живых иудеев пожрать; а св. Дамаскин в антифоне говорит о христианах, на которых злобствует и злодействует враг – совместно и человекоубийца – дьявол.

Второй стих второго антифона второго гласа: «зубом их не предаждь, Спасе, Твоего раба: ибо львовым образом на мя подвизаются врази моя». В первом стихе антифона показан враг; объяснено, что никто из людей не может, не способен уцелеть от того врага, если бы не Господь был в нас; во втором же стихе уже излагается молитва к Господу, как к Спасителю, указывая уже не на одного врага – дьявола, а на многих его служителей, которые львиным образом подвизаются на христиан. «Зубом их не предаждь, Спасе, Твоего раба». После этого в третьем стихе антифона хвала Пресвятому Духу, как живоначальному блюстителю от врагов: «Святому Духу живоначалие и честь; вся бо созданная яко Бог сый, укрепляет силою, соблюдает, во Отце Сыном же». Этот стих положено петь с более торжественным величием, чем первые два.

Третьего антифона второго гласа первый стих: «Надеющиися на Господа уподобишася горе святей, иже никакоже движутся прилоги вражиими». Из 124, или из 6-го псалма 18 кафизмы. Говоря о сем псалме, мы приводим слова св. Златоуста: «Не нарицай убо движением обстояния вещей. Не сие бо есть движение, но погибель души и отчуждение добродетели. Сему не подвергаются в бедствиях трезвящиеся, а стяжают себе безопаснейшее любомудрие и вящше блистают... Никако же движутся прилоги вражиими».

Почему же надеющиеся на Господа уподобляются горе святей – неподвижной? Это видим мы во втором стихе третьего антифона: «В беззаконии рук своих да не прострут Божественне живущии: не оставляет бо Христос жезла на жребии Своем». Истинно – надеющиеся на Господа живут божественно: ибо живущие в Иерусалиме должны вести жизнь по законам Иерусалима, но на живущих божественно какие бы беды и искушения и прилоги вражьи ни нападали – они не подвижутся от добродетели в порок; не протянут своих рук в беззакония; «не оставляет бо Христос жезла на жребии Своем», т.е. праведных: ибо посылает им своего Святого Духа, которым, «Святым Духом точится всякая премудрость; отсюду – благодать апостолом, и страдальствы венчаются мученицы, и пророцы зрят». Этим третьим стихом третьего антифона 2-го гласа заключаются антифоны этого 2-го гласа.

Если эти три антифона рассмотрим в совокупности, увидим в них удивительное соответствие между ними. Но о том, аще Господь восхощет и живи будем, побеседуем в другое время.

Антифоны третьего гласа – отличающегося торжественной плавностью и умилительной трогательностью своего напева.

Антифона первого первый стих: «Плен Сионь Ты взял еси от Вавилона и мене от страстей к животу привлецы, Слове!» Этот глас души, желающей освободиться от плена греховного, взят из 7-го псалма 18 кафизмы, или из 125 псалма псалтири. Плен греховный, плен страстей тягостнее и пагубнее плена вавилонского; плен греховный – смерть душевная: потому душа и молит: «и мене от страстей к животу привлецы, Слове!»

Второй стих первого антифона 3-го гласа: «В юг сеющии слезами божественными, жнут класы радостию присноживотия». В юг – во время дождливое, прискорбное, трудное: сеющии слезами божественными, – оплакивающие свое греховное состояние слезами молитвы о возвращении в состояние чистоты и невинности, – жнут класы, вместо зёрен, поливаемых дождем слез Божественных, – жнут класы радостью и радостью нескоропреходящей, а присноживотной, питающей всегда и в жизнь вечную.

Вследствие этого песнь Святому Духу: «Святому Духу всякое благодарение, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Нем же вся живут и движутся». Эта песнь – песнь души, от страстей привлечённой к животу, радующейся радостью присноживотия.

Второго антифона третьего гласа первый стих: «Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся: душу же покрывающу, никтоже наш разорит град». Без Бога ничего; с Богом – все. Если он с нами, созиждем дом добродетелей и на земли, и на небеси. Если он покрывает душу , защищает: никто не разорит наш град. Припомним беседу на 126 псалом, из которого взят этот стих антифона.

Второй стих этого антифона: «Плода чревна Духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть». В граде, в доме, которые созидает и сохраняет Господь, воздаёт трудящимся для этих и в этих, граде и доме, – мзду плода чревняго, этого плода чревняго сотворенное бывает не плотью, духом, и ни другому чему, а Христу и Отцу: этот плод «святии всегда суть». Ибо, как объясняет третий стих антифона, «Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость: осуществует во всяку тварь: Тому послужим: Бог бо, якоже Отцу и Слову».

Третьего антифона первый стих: «Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей: снедят бо животное всеплодие». Это тоже, что в псалме 127: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его: Труды рук твоих снеси. Ст. 1, 2.

Второй стих этого антифона: «Окрест трапезы Твоея возвеселися зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания»! Такова мзда плода чревна духом сынотвореное. Так – «Святым Духом всякое богатство славы: от Него же благодать и живот всякой твари, со Отцем бо воспеваем и со Словом».

Если бы кто с молитвенным вниманием пропел антифоны третьего гласа, или выслушал поющего их разумно: тот исполнился бы священного умиления, усладился бы того животного всеплодия снедью, какую подают они алчущим и жаждущим правды небесной.

Теперешняя беседа моя об антифонах 4-го гласа, который занимает ближайшее место к 1-му гласу – по торжественности своего напева и действию высокого духовного восторга, производимому им в душах слушателей.

Первого антифона 1 стих: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой»! Из 128 псалма.

Второй стих: «Ненавидящии Сиона посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше»! История церкви бесчисленное множество примеров наказания врагам её представляет.

Ибо «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется тройческим единством священнотайне».

Второй антифон 4-го гласа: «Воззвах Тебе, Господи, тепле, из глубины души моея, и мне да будут на послушание Божественная Твоя ушеса»! Из 129 псалма ст.1 и 2.

« На Господа надежду всяк, кто стяжав, вышший есть всех скорбящих». Из 4-го стиха 129 псалма.

«Святым Духом точатся благодатныя струи, напояюще всяку тварь ко оживлению!» Это третий стих 2-го антифона, в котором сначала воззвание ко Господу тёплое из глубины души, потом раскрытие высоты стяжавшего надежду на Господа, наконец – о Святом Духе, которым точатся благодатные струи, напояющие всякую тварь к оживлению – о Святом Духе, Господе Животворящем.

Третий антифон 4-го гласа: «Сердце мое к Тебе, Слове, да возвысится, и да ничтоже усладит мя от мирских красот на слабость». Из 130-го псалма. Какой сердечный, сладкий глас!!! Какая возвышенная молитва сердца, стремящегося, летящего к Богу – Слову и отторгающего себя от всякой суеты, мирских красот, от сладости, влекущей на слабость.

А какое сладостное и сильное убеждение – любить Господа паче всего во втором стихе антифона! «К матери своей, якоже имать кто любовь, ко Господу теплейше люблением должни есмы»!

Третий стих антифона: «Святым Духом боговедения богатство, зрения и премудрости: вся бо в сем отеческая веления Слово открывает». Вот кто возносит сердце к Богу – Слову, кто возбуждает в сердце любление к Господу теплейшее, чем к матери! Он дает богатство боговедения, зрения и премудрости Божией: вся бо в сем отеческая веления Слово открывает.

С особенной теплотой духовной любви написанные антифоны 4-го гласа особенную теплоту любви к Спасителю Господу, Богу – Слову, возбуждают в сердце христианина, хотя сколько-нибудь понимающего смысл этих антифонов и имеющего способность внимать напеву 4-го гласа, – возбуждают к высокому духовному восторгу... Оттого первый антифон этого гласа так часто и поётся в церкви, и притом всегда в дни праздничные, торжественные!!!

Начинается вторая половина антифонов; в них большею частью, повторяется содержание антифонов первой половины, даже в самих напевах по гласам замечается повторение.

Так – антифоны пятого гласа предлежат нашему вниманию. «Пятый глас не столь торжественен, как 1-й глас, и не столь поразителен как 4-й, но в некоторых местах растворён радостными чувствованиями и возвышается до торжественности сих гласов».

Первого антифона этого 5-го гласа 1-й стих: «Внегда скорбети мне, давидски пою Тебе, Спасе мой: избави душу мою от языка льстива»! Из того же 119-го псалма заимствован этот стих, из которого первый стих 1-го антифона 1-го гласа; только в антифоне первого гласа упоминаются болезни, а здесь – язык льстивый: «Избави душу мою от языка льстиваго». Припомним замечание св. Златоуста: «Ничтоже бо есть, возлюбленне, сея напасти больше, как найти на человека льстива». Это выражено самим напевом, положенным для этих слов: «Избави душу мою от языка льстиваго».

Второй стих антифона: «Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся». По 1-му гласу: «Пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме». Эти два стиха объясняют себя и показывают, кто за пустынников признаваемы быть должны, и каких пустынников живот блажен.

Третий стих: «Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми: самодержавен бо сый Троицы Един есть неложно». По первому гласу в стихе приписывается Святому Духу честь и слава, единодержавие с Отцом и Сыном, а здесь выражается сила этого единодержавия самодержавного: «Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми: Самодержавен бо сый Троицы Един есть неложно».

Второй антифон пятого гласа: «На горы, душе́, воздвигнемся; гряди тамо, отнюдуже помощь идет». Здесь выражено еще ближе к 120 псалму, чем в антифоне 1-го гласа.

«Десная Твоя рука и мене, Христе, касающагося, от лести всякия да сохранит». Что по 1-му гласу названо огнем греховным, то здесь – лестию всякою.

«Святому Духу благословяще рцем: Ты еси Бог, живот, рачение, свет, ум; Ты благостыня, Ты царствуеши во веки». Здесь богословие о Духе Святом выражается подробнее, нежели в том же стихе 1-го гласа.

Третий антифон 5-го гласа: «О рекших мне: во дворы внидем Господня, радости многия исполнен быв: молитвы возсылаю!». Здесь , против этого стиха в 1-м гласе, прибавлено: «молитвы возсылаю».

«В дому Давидове страшная совершаются: огнь бо тамо паля всяк срамный ум». В первом гласе сказано о суде, а здесь о действии суда; там «судятся племена», а здесь «огнь бо тамо паля всяк срамный ум».

И третий стих третьего антифона пятого гласа в таком же отношении по содержанию к третьему стиху 3-го антифона 1-го гласа. Вот 5-го гласа стих: «Святому Духу живоначальное достоинство, от Негоже всякое животно одушевляется яко во Отце, купно же и Слове». Поэтому, чтобы больше понимать стихи антифонов, надо их, один с другим, сносить, соображать, а чтобы больше чувствовать сладость их содержания, надо уметь или петь, или слушать их, когда поют певцы искусные и благоговейные, чистосердечные.

Добеседовались мы до антифонов 6-го гласа; а 6-й глас по свойству своему преимущественно перед всеми гласами церковными располагает душу к сердечному сокрушению и глубокому благоговейному умилению; он то особенно употребляется при погребениях, особенно же в Великий четверток, в Великий пяток, в Великую субботу. Антифоны 6-го гласа по содержанию те же, что 2-го. Так – первый антифон 6-го гласа: «На небо очи мои возвожу к Тебе, Слове, ущедри мя, да живу Тебе».

«Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове»!

«Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, воспаряет, возращает, устрояет горе́».

Этот антифон такому же 2-го гласа служит пояснением, или дополнением.

Второй антифон: «Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогли бы вражиим бранем одолети: побеждающии бо от зде возносятся».

«Зубы их да не ята будет душа моя, яко птенец, Слове! Увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый»!

В антифонах 2-го гласа выказывается больше сторона сильных врагов: а здесь – немощствующей души, как птенца.

От этого в 3 стихе 2-го «Святому Духу живоначалие и честь: вся бо созданная, яко Бог сый, силою соблюдает во Отце Сыном же», а здесь уже «Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетельный бо есть Отцу и Слову»; здесь – как бы ближайшее, как бы влиятельнейшее, всякое новоблагодатное действование Святого Духа на благочестивую душу, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, выражается; повторяю столь знаменательный стих: «Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетельный бо есть Отцу и Слову».

Третий антифон 6 гласа: «Надеющиися на Господа, врагом страшни, и всем дивни, горе́ бо зрят». В стихе антифона 2-го гласа уподобляются только горе святей Господней надеющиеся на Господа, а здесь они уже врагам страшны и всем дивны, ибо они от Святого Духа сподобились неизреченных даров и сил – обожения, благоволения, разума, мира и благословления, и таких даров исполнившись, горе зрят!

И поэтому «в беззакония рук своих, праведных жребий, помощника Тя имея, Спасе, не простирает». В 2-м гласе молебно или желательно сказано: «В беззакония рук своих да не прострут божественне живущии: не оставляет бо Христос жезла на жребии своем». А здесь решительно: в беззакония рук своих, праведных жребий, помощника Тя имея, Спасе, – не простирает. Там сказано: Христос не оставляет жезла на жребии своем – для чего? В беззакония рук своих да не прострут божественне живущии; а здесь: – помощника имея Тя, Спасе, праведных жребий не простирает рук своих в беззакония.

К тому же и «Святого Духа держава на всех: Ему же вышняя воинства покланяются со всяким дыханием дольным» – из вышних воинств добрых посылаемые в охранение жребия праведных; из вышних воинств злых – удерживаемые в узах от насилия жребию праведных...

Как поучительны, утешительны, влиятельны на состояние, спасение души нашей утренние антифоны, Святым Иоанном Дамаскиным составленные!

К антифонам 7-го гласа приблизились. А 7-й глас отличается по напеву особенной важностью и мужественной плавностью, вдыхающей в сердце слушателя духовную бодрость и упование.

Антифоны 7-го гласа состоят в соотношении с антифонами 3-го гласа.

Первый стих 1-го антифона 7-го гласа: «Плен Сионь от лести обратив, и мене, Спасе, оживи, изъимая работныя страсти». Близок, по содержанию и самому выражению, с 1-м стихом 1-го антифона 3-го гласа.

«В юг сеяй скорби постныя со слезами, сей радостныя пожнет рукояти присноживопитания». Такой же и этот стих, по соответствию ко 2-му стиху 1-го антифона 3-го гласа.

«Святым Духом источник Божественных сокровищ: от Него же премудрость, разум, страх, Тому хвала и слава, честь и держава».

Первый стих 2-го антифона 7-го гласа: «Аще не Господь созиждет дом душевный (добродетелей); всуе труждаемся: разве бо (кроме бо) Того (Господа) ни деяние, ни слово совершается».

Второй стих: «Плода́ чре́вна, святии духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположения». В псалме 126 сказано: Се достояние Господне мзда плода чревнаго. Из этого стиха 2-й стих 2-го антифона 3-го гласа: «плода чревна Духом сынотворенное Тебе Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть»; а здесь: «Плода чревнаго, святии духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположения». По псалму, возлюбленные Божии будут наслаждаться наследием Господним, и в награду будут иметь детей, которые суть плод чрева своих матерей. По стиху антифона 3-го гласа: «Плода чревна Духом сынотворенное, а не плотию, Тебе Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть». Эти святые, по 2-му стиху 2-го антифона 7-го гласа, сыноположения плода чревняго духодвижно, а не плотодвижно, прозябают отеческие предания. Там сынотворение святых, а здесь плодоприношение, прозябение их. Ибо «Святым Духом всяческая еже быти имут: прежде бо всех Бог, всех господство, свет неприступен, живот всех».

Третий антифон 7-го гласа: «Боящиеся Господа, пути живота обретше, ныне и присно ублажаются славою нетленною».

«Окрест трапезы твоея, яко стебли, видя исчадия твоя, радуйся и веселися, приводя сия Христови, пастыреначальнику». Это наставление родителям плотским и отцам духовным. Многочадие – радость для тех и других: но когда? если исчадия своя они приводят Христови, когда дети носят ветви благоделания.

О, «Святым Духом глубина дарований, богатство славы, судеб глубина велия, единославен Отцу, и Сыну, служим бо», – прославляем и покланяем!

Наконец, антифоны 8-го гласа, который по напеву, более глубокий и величественный.

Первого антифона первый стих: «От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя, аз же, надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего». По 4-му гласу в этом стихе выражается молитва к Спасу о спасении от борющих страстей: а здесь исповедуется победа над врагом – виновником искушений и страстей.

Второй стих: «Ненавидящии Сиона да будут убо прежде исторжения яко трава: ссечет бо Христос выя их усечением мук».

Третий стих: «Святым Духом, еже жити всяческим: свет от света, Бог велик, со Отцем поем Ему и с Словом». Этот стих служит причиной, почему «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется тройческим единством священнотайне».

Второго антифона 8-го гласа первый стих: «Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующи: да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре»! Молитва смиренномудрия о смиренномудрии: «На Господа имевый надежду, не устрашится тогда, егда огнем вся судити имать, и му́кою. По 4-му гласу, «на Господа надежду всяк, кто стяжав, вышший есть всех скорбящих»; а здесь возвышеннее: «На Господа имевый надежду, не устрашится тогда, егда огнем вся судити имать, и му́кою».

«Святым Духом, всяк кто божественный видит, и предглаголет, чудодействует вышняя, в триех Единаго Бога поя: аще бо и трисияет, единоначальствует Божество». Сила веры в триипостасного Бога изложена и сила таинства Трисвятой Троицы.

Третьего антифона 8-го гласа первый стих: «Воззвах Тебе, Господи, вонми и очисти, прежде, даже не возмеши мене отсюду». Какая убедительная, трогательная молитва стремящейся души к небу!

«К матери своей земли отходяй всяк, паки разрешается прияти му́ки, или почести поживших». Вот и причина той жаркой, трогательной молитвы, которая изложена в первом стихе.

«Святым Духом богословие, Единица Трисвятая: Отец бо безначален, от Него же родися Сын безлетно, и Дух сопрестолен, соо́бразен, от Отца спросиявший». Богословие, откровенное Духом Святым. По 8-му гласу не три антифона, а четыре. Этого 4-го антифона первый стих такой: «Се ныне что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; в сем бо Господь обеща живот вечный». Всего приятнее братское согласие. В сем бо Господь обеща живот вечный; слова , или содержание этого стиха из 132 псалма.

«О ризе своей, иже крины сельныя украшаяй, повелевает, яко не подобает пещися». Урок против роскоши, которая едва ли не главная виновница ссор и разъединений в роде человеческом!

«Святым Духом, единовидною виною, вся содержатся мироподательне: Бог бо Сей есть, Отцу же и Сынови единосущен господственне». Вот источник, податель и содержатель мира – купножития братии! И вот каким учением св. Иоанн Дамаскин заключил свои утренние, но восемь гласов антифоны! «Святым Духом, единовидною виною, вся содержится мироподательне: Бог бо Сей есть, Отцу же и Сынови единосущен господственне». Вот каким стихом должны заключиться мои беседы о пятнадцати псалмах восемнадцатой кафизмы, из которых содержание заимствовано св. Иоанном Дамаскиным для антифонов восьми гласов; и об этих антифонах беседы!!!

Принесли они кому какую душевную пользу?? Но Святому Духу, еже царствовати подобает, освящати, подвигати тварь: Святым Духом точится всяка премудрость; Св. Духом прозрится всяка святыня; Святым Духом точатся благодатные струи, напаяюще всяку тварь к оживлению; Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, воспаряет, возращает, устрояет горе; Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение; Святого Духа держава на всех; Святым Духом, еже жити всяческим.

Царю небесный, Утешителю всеблагий, Душе истины, от Отца предвечно исходяй, и в Сыне выну почиваяй, Независтный Источниче дарований Божественных, разделяя их коемуждо, якоже хощеши. Им же и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего! Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть, да не умолкно возвещает нам, яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце, да не источает прочее день и нощь помышлений злых и желаний неподобных... Да неленостно течем по пути заповедей святых, и тако, избегая всякого греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный и тамо покланятися Тебе, купно с Отцем и Сыном, поя во веки веков: Троица Святая, слава Тебе!


Источник: Аркадий (Фёдоров), архиепископ. Беседы об антифонах // Христианское чтение. 1890. № 1-2. С. 7-25.

Комментарии для сайта Cackle