Азбука веры Православная библиотека архиепископ Аполлос (Беляев) Описание Астраханского Благовещенского женского третьеклассного монастыря

Описание Астраханского Благовещенского женского третьеклассного монастыря

Источник

Содержание

Местоположение монастыря История монастыря Храмы 1. Церковь Благовещенская 2. Иоанно-Богословская церковь, с приделом Живоносного Источника Внутренние принадлежности храмов 1. Соборного Благовещенского Кресты и прочая утварь церковная Евангелия Келлии монастырские Штатное число сестр Крестные ходы Настоятельницы монастыря Списки с копий жалованных Царских и одной Архиерейской грамоте различного содержания в Астраханский Вознесенский монастырь 1. От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея россии в нашу отчину в Астрахань воеводам нашим 2. Начала нет 3. Список Архиерейской жалованной грамоты слово в слово 4. Список с Государевой Грамоты слово в слово 5. Список с Государевой Грамоты в слово 6. Начала нет 7. Лета 1680 Августа в 4 день  

 

Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Февраля 15 дня 1852 года.

Московская Духовная Академия.

Ценсор, Академии Инспектор Архимандрит Сергий.

 

 

Местоположение монастыря

Астраханский Благовещенский женский монастырь находится в Астрахани к востоку за белым городом в 120 саженях от реки Кутумы, протекающей по северную сторону оного. Монастырь расположен на возвышенном месте, обнесён каменною оградою, которой северная стена значительной вышины по причине наклонения ската горы к скверу, 64 сажень длины, восточная смежная с приходскою Крестовоздвиженскою церковию 34 с двумя небольшими при углах её каменными башнями, южная близ Армянского каменного Собора 59 и наконец западная, с коей граничит довольно обширная площадь простирается на 44 сажени.

История монастыря

Благовещенский женский монастырь был в Астрахани ещё в 1670 г. Но не только время его основания, но и прежнее место его неизвестны. На том месте, где теперь стоит Благовещенский монастырь с самого начала XVII в. основан был мужской Вознесенский монастырь.

В 1604 г. чёрный священник Мисаил испросил у первого Астраханского Архиепископа Феодосия позволения за острогом на бугре подле убогого дома выстроить деревянную церковь для погребения странных и потом начал устроять здесь монастырь и собирать братию. Для содержания нового монастыря отведены были рыбные ловли в реке Кутумов от устья её из Волги до впадения в Балду. Церковь Вознесения освящена была 1620 г. Мая 25 1.

Подле монастыря стали селиться Русские, бежавшие из плена Крымского и Ногайского. Так как гражданское начальство записывало этих людей в стрельцы, то Игумен обратился с просьбой к Царю Михаилу Феодоровичу, чтобы эти поселенцы числились за монастырём как монастырские слуги. Царь Михаил Феодорович не только исполнил эту просьбу Игумена, но вместе предписал в 1617 г. Воеводе Астраханскому Князю Хованскому дозволить монастырю Вознесенскому собирать пo 5000 пудов соли в год беспошлинно.

В 1624 г. Мисаил испросил у Царя Михаила Феодоровича денежный и хлебный оклад для монастыря, который и выдавался наравне с монастырём Преображенским; а соли дозволено было сбирать десять тысяч пудов.

В 1641 г. Игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить каменную церковь Знамения Божией Матери. Но он умер, достроив её только до половины. Его приемники в Игуменстве не могли продолжать строения церковного по причине бедности монастыря. «А ныне – писали старцы Вознесенского монастыря в челобитной к Царю Алексею Михайловичу, – той Церкви строить нечем, монастырской казны нет; кормятся они Христовым именем». По прошению старцев Царь Алексей Михайлович велел представить смету, сколько нужно для достройки церкви, чтобы потребованную сумму выдать из казны. Неизвестно выданы ли были по первому прошению деньги казённые на достройку церкви в Вознесенском монастыре. Но в 1660 г. Игумен Вознесенского монастыря Мисаил с братиею вновь просил денежной помощи для довершения каменной церкви, которая, впрочем, в прошении именуется церковью Вознесения, а не Знамения. По словам челобитчиков девять лет церковь стоит недостроенною, и то, что складено размывается сыростью и дождём. Вероятно, во время стройки церковь Знамения переименовали в Вознесенскую.

При новой перестройке Вознесенской церкви, она переименована в Благовещенскую в 1699 г.2

После стрелецкого в Астрахани бунта в 1705 г., в котором принимал значительное участие Архимандрит Вознесенского монастыря Рувим, недовольный отобранием у монастыря рыбных ловлей, монастырь Вознесенский был упразднён. В это время, вероятно, и переведён был сюда женский монастырь, который сохранил прежнее название Благовещенского. Во время учреждения штатов для монастырей Благовещенский женский монастырь не включён был в штаты и подлежал упразднению. Но ревностным защитником и ходатаем сего монастыря явился Преосвященный Мефодий Епископ Астраханский. Его донесение Святейшему Синоду о Благовещенском знакомит нас с состоянием сего монастыря. Вот что писано в этом донесении:

Сего 1765 года Февраля 8 дня, в поданном в Консисторию мою Астраханского, Благовещенского, девичьего монастыря Игуменьи Маргариты с сёстрами доношении написано: «имеется де в городе Астрахани издревле построенный, означенный Благовещенской монастырь один, в коем состоит в начале две церкви: первая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Праскевы, наречённые пятницы, каменная, холодная; а другая во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова с приделом же живоносного источника, деревянная, тёплая, вместо которой за ветхостию, старанием нашего смирения и прочих доброхотнодателей строится ныне, из приуготовленных к тому материалов и припасов вновь с приделом же церковь каменная; при оных церквах для отправления священнослужения и прочих треб определены священно и церковно служители, которые необходимо быть потребны: а именно протопоп Аникита Романов, попы Иван Андреев, Андрей Васильев, диакон Александр Петров, дьячки: Иван Никитин, Василий Петров; пономарь Федор Иванов; псаломщик Архипп Родионов; да сторож Макар Яковлев, из церковников, неположенный в подушной оклад. Вокруг оного монастыря ограда, кельи у Игуменьи каменные; прочих же келий деревянных тридцать семь; в них живущих монахинь (кроме белиц, которые находятся в искусе) сорок пять; и потому строения святых церквей, оград и келий каменных и деревянных, – и определённых для Божественной службы и потреб исправления священно-церковнослужителей имеется довольное число, когда та в церквах служба повседневно совершается; которой монастырь нашим смирением наименован Астраханским Благовещенским вторым собором. А в прошлом 1740 году Февраля 9 дня, по присланному ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА из Правительствующего Сената в Астраханскую Губернскую Канцелярию указу, велено в показанный Благовещенский девичий монастырь выдавать из неположенных в штат доходов жалованья: а именно в год Игуменье с сёстрами денежного по пятьдесят по пяти рублей, – хлебного: муки ржаной по шестьдесят по восьми четвертей по шести четвериков; овса тоже число; попу с причетники денег по семи рублей по пятидесяти копеек, муки по девяти четвертей по три четверика; овса то же число, – да в церковь на свечи, на ладан, на вино церковное и на прочие церковные потребы по четыре рубли по восьмидесяти копеек, – да по указу ж ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, полученному из Государственной Статс Конторы прошлого 1733 года Мая 29 дня повелено Астраханской губернии всем статским и регулярным чинам за хлеб выдавать деньгами по состоящим ценам; а ежели те цены будут свыше определённой, по указу из бывшего высокого Сената 1727 года Июня 11 дня цены; то давать по той указанной цене: а именно за муку по одному рублю, за овёс по пятидесяти копеек за четверть; и в силу оных указов предписанное окладное жалованье, как на пред сего повсегодно из Астраханской Губернской Канцелярии Игуменье с сёстрами денежного, против окладу с уменьшением только по пятьдесят пяти рублей, и на всех: протопопу с причетниками по семи рублей по пятидесяти копеек, а за вычетом на госпиталь по одной копейке с рубля, денежного всего по шестьдесят одному рублю по восемьдесят семи копеек с половиной выдавалось; так и за прошлый 763 год, по требованию нашему, денежного толикое ж число и за хлеб по продажным нижним ценам, деньгами же восемьдесят шесть рублей, семнадцать копеек с половиною; и протопопу с причетниками десять рублей тридцать три копейки три четверти; чем оная Игуменья с сёстрами, и оные священно церковнослужители в пропитаниях своих, хотя с немалою нуждою, и довольствовались, – а помянутому сторожу Макару Яковлеву, за недостатком того жалованья, повсегодно выдаётся в монастыре из свечных, прибыльных по десяти рублей; а понеже и сверх того имеются при оном монастыре присылаемые от Консистории нашей иноверные разных яко то: Мохометанского, Католицкого, Лютерского, Кальвинского, Армянского и прочих законов женского пола желающие к воспринятию веры Греческого исповедания, каковых каждый год бывает довольное число; да и ныне из оных некоторый с постриженными монахинями находятся, кои, по присоединении их к церкви Православной, в обучении Православного христианского закона во оном девическом монастыре пребывание имеют по году и более, – a многие, видя к себе от них монашествуюших всякую благосклонность и снисхождения и во всём нераздражаемое удовольствие, и неисходно; а содержатся они – всегда пищею и одеждою довольствуются; из вышеписанного ж получаемого из Губернской Канцелярии на монахинь жалованья за прошедший 1764 и нынешний 1765 годы предоказанного денежного и хлебного оная Игуменья с сёстрами, священно и церковно служители ещё и по ныне не получили. Чего ради минувшего Декабря 23 дня 764 года поданным в Астраханскую Губернскую Канцелярию челобитьем о выдаче оного жалованья они хотя и просили; точию оной Губернской Канцелярии Господа присутствующие от того жалованья, объявя им, якобы выдачу оного производить уже невелено, отказали: без чего де они все монашествующие и священно-церковно-служители принуждены в пропитаниях своих претерпевать все крайнейшие нужды; да и в церковных потребах последовал недостаток; к тому же и выше речённых, присылаемых из Астраханской Духовной Консистории из иноверных новокрещённых от ныне, за недачею оного жалованья, содержать и довольствовать уже будет нечем; и просила оная Игумения тем доношением, чтобы обо оном, куда надлежит, представить; а в поднесённом ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ от учреждённой о церковных имениях комиссии докладе в шестом пункте велено во всех губерниях и провинциях, по рассмотрению Епархиальных Архиереев, оставить по одному девичьему монастырю: почему и означенному Благовещенскому девичьему монастырю (хотя он в штате и исключён, здесь в Астрахани яко в пограничном и знатном городе, и для обучения вере Греческого исповедания вышеписанных желающих из разных наций людей) неотменно быть надлежит, и помянутое жалованье отдавать следственно. Апреля 15 дня 1765 года».

Потом снова в 1767 году Декабря 19 дня сей же Преосвященный ходатайствовал пред Святейшим Синодом о восстановлении в Астрахани Благовещенского монастыря по прежнему, как по уважению к нему христиан православных, и для благолепия города, особенно для престарелых, добросовестных, к вере усердных и Богомольных жён, желающих пребывать в монастыре и в монашестве; – так и для обучения и утверждения в православной вере лиц женского пола, – просил так же определить пристойное жалованье Игуменье с сёстрами и священно-церковно-служителям 3.

По указу ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО BEЛИЧЕСТВА из Астраханского купеческого Магистрата велено выдавать за 1768 год в Благовещенский монастырь Игуменье Маргарите с монахинями 200 р.

По указу Святейшего Синода в 1775 году Ноября от 30 дня предписано в штатный девичий Благовещенский монастырь, вместо прибавочных выдавать 150 р., да штатным служителям каждому по 5 р., а всем трём 15 р.; выдачу сию производить из домового Aрхиерейского управления. На что и дан Игуменье Тарсилле указ из Консистории Января 17 дня 1791 года №50. Сей же Игуменье Taрсилле 1789 г. Авг. 22 при указе из Астраханской Консистории за №826, по завещанию Преосвященного Антония, выдано на девичий Благовещенский монастырь 550 рублей 4.

1814 года Ноября 11 числа в указе из Астраханской Духовной Консистории за №1088 Игуменье Евгении 5 с сёстрами между прочим изображено: из числа завещанных покойным Генерал-Лейтенантом и кавалером Николаем Игнатьевичем Канавиным 15,014 р. 90 к. на монастыри в Астраханской Епархии на поминовение души его назначить, с утверждения Преосвященного Гаия, Архиепископа Астраханского и Кавказского, в Благовещенский, женский монастырь 1,500 p. и отправить капитал сей в Московский Опекунский Совет для безопасного хранения и приращения на пользу оного монастыря с тем чтобы билет из означенного Совета написан был на Благовещенский монастырь и прислан в Консисторию для получения по нему, чрез востребование Консистории в конце каждого года, по репортам Настоятельниц, процентов, коих половину разделять настоятельнице с сёстрами, и священно-церковно-служителями монастырскими, по своему рассмотрению; а другую, записывать в книгу монастырскую приходом и употреблять на содержание монастыря; а в память сего благотворения имя покойного вписать тотчас же в синодик для поминовения навсегда, при проскомидии, а в день кончины Августа 16 дня служить соборне всякий год Божественную Литургию и панихиду, равно в день Ангела покойного 6 Дек. панихиду же соборне.

Из пожертвованной от Гг. Князей Куракиных на Консисторию, соборных священно-церковнослужителей и монастырю суммы Благовещенский монастырь получает 148 р. в год.

1826 года Мая 24 дня в указе из Астраханской Духовной Консистории за №890 Игумение Евгении изображено: указом из Святейшего Правительствующего Cинодa от 24 Апреля 1826 года Преосвященному Павлy Архиепископу Астраханскому и Кавказскому предписано, по представлению Преосвященного Авраама. Apxиeпископа бывшего Астраханскогo об отводе, на оcновaнии Высочайшего указа 18 Декабря 1797 года, Астраханскому Архиерейскому дому и монастырям Благовещенскому женcкому, Иоанно-Пpeдтeчeнскому, Покровоболлинскому и Чуркинскому Николаевскому рыбных ловлей в реках целыми оброчными статьями, состоящими, как видно из представленной от Астраханской Казенной Палаты в cию Кoнcистopию ведомости, в городах и уездах, – Аpхиeрейскому в Чеpнoярском уезде, при Каменно-ярском селении, по Волге на 17 вёрст и 123 сажeни; женскому третьеклассному Благовещенскому в Енотаевском yезде села Чечеринского, по рекам: Волге и Ахтубе на 10 вёрст и 300 саж.; заштатным: Предтеченскому в Енотаевском уезде при Сасыкольском селении, по реке Ахтубе с заливами на 20 вёрст; Покровскому в Красноярском уезде при селении Теплинском Кичаге, по рекам Кичагу и Кордуану; Чуркинскому Николаевскому в Енотаевском уезде, при селении Пришибенском, по рекам Волге и Ахтубе; а если тех пяти рыболовных статей, по каким- либо обстоятельствам, нельзя будет им предоставить, Святейший Синод, согласно с мнением Преосвященного полагал: в замене оных ловлей рыбных и мельниц определить им денежные оклады ежегодно: Архиерейскому дому 6000 р. ежегодно; монастырям каждому по 1500 р., а всем вообще 12 тыс., а сего 1826 год Марта 29 дня Г. Синодальныи Обер-Прокурор и кавалер Князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил, что, по упомянутому определению оного, 28 Апреля 1824 года состоявшемуся 6, входил он в сношение с Г. Министром Финансов, об удовлетворении Астраханского Архиерейского дома и четырёх здешних монастырей: Блоговещенского, Предтеченского, Покровского и Чуркивского-Николаевского рыбными ловлями и мельницами, или, взамен оных денежными окладами, по сделанному в оном определении назначению; ныне Г. Министр Финансов уведомляет его Г. Синодального Обер-Прокурора и кавалера, что он представлял Комитету Гг. Министров, по сему предмету, чтобы, по состоянию Aрхиерейского дома и вышеозначенных монастырей, на границе, сопредельной с иноверческими племенами, определить в замене следующих им мельниц и рыбных ловель, преимущественнейшие пред прочими оклады, признавая с своей стороны достаточным к содержанию Архиерейского дома назначить оклад по две тысячи, а для каждого из вышепомянутых четырёх монастырей по тысяче рублей в год асс. и что представление сие утверждено положением Комитета Гг. Министров и на оное в 16 день минувшего Февраля последовало Высочайшее ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволение.

На прошении от Игуменьи Павлы о дозволении истребовать из Московского Опекунского Совета капитальной суммы, принадлежащей монастырю 1000 р. и процентов 200 р. для произведения перестроек, приспособительно к общежитию в монастыре, Преосвященный Павел резолюциею предписал: всё, прописанное в смете Архитектора, устроить, как следует, и быть непременно сему монастырю на общежительных правилах, изданных от Святейшего Синода; а потому как Игумение, так и её сёстрам из штатной жалованной получать токмо штатом положенное жалованье на одеяние, a именно Игумение: сто рублей, казначее 30, монахиням по 20 рублей; всё же затем провизионные деньги, по штату положенные, так же прибавочные, и вместо рыбных ловлей и мельниц и от Архиерейского дома отпускаемые употреблять на содержаниe Игумении с сёстрами общим, трапезным столом, и никому отнюдь особенного стола не иметь; а кто, по болезни или по другим обстоятельствам, не может иногда быть при трапезе, таковым порцию трапезную со всего стряпанья отпускать в келью, по требованию. Сей учреждаемый общежития порядок ежели во всей точности будет настоятельницею исполняем, как предписано в правилах, изданных от Святейшего Синода, со всяким тщанием и верностию, – то всего будет достаточно и изобильно, все равно будут призрены, и, вместо зависти и вражды друг против друга, всех сестр с Игуменьею общее обыметь единодушие и братство. Чего Господь наш и попечительное правительство требует от всех монашествующих без изъятия, исключая неповинующихся сему от Церкви и Небесного царствия. Аминь, глаголю вам, рек Христос, аще кто преслушает церковь, буди тебе яко язычник и мытарь 7.

Храмы

1. Церковь Благовещенская

Соборная, прежде Вознесенская, – пятиглавая, обыкновенной архитектуры, с приделом Св. Мученицы Параскевы, воздвигнута среди монастыря к восточной стороне ограды, с деревянными с западной и южной сторон коридорами – длины 16, ширины 10, вышины в трапезе 5, в настоящей 9 ¼ сажень.

2. Иоанно-Богословская церковь, с приделом Живоносного Источника

Освящена 1765 года Марта 19, как показывает сохранившаяся надпись на деревянном кресте в олтаре: «освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в xpaме Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, при державе Благочестивейшей, Самодержавнейшей, Великой Государыни нашей, Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при Наследнике Её Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Павле Петровиче, по благословению Преосвящ. Meфодия, Епископа Астраханского и Ставропольского, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1765 Марта 19 на память Св. Мученик Хрисанфа и Дарии». Сия церковь каменная, сооружена тщанием Преосвящ. Мефодия, Епископа Астраханского, за ветхостию бывшей деревянной, перенесённой при Преосв. Иоакиме в Благовещенский женский монастырь, по распоряжению Г. Губернатора Астраханского Артемия Петровича Волынского, для очищения кремля от всех деревянных зданий, по случаю ожидания Петра I-го (см. Иерарх. Астрах. Еп.). Длина сей церкви 15 сажень, ширина 5 ¾, вышина в трапезной 3, а в настоящей 7 сажень. При Иoaнно-Богословской церкви в притворе погребены:

а. с южной стороны девица Александра Васильевна, дочь Генерал-Майора и Астраханского Обер-Коменданта Василия Васильевича Левина, родившаяся 1752 года, Февраля 21 числа, а скончавшаяся 1775 года Июля 24;

б. с северной Игуменья Евгения в 1829 году.

Внутренние принадлежности храмов

1. Соборного Благовещенского

В сем храме, равно как и придельном во имя мученицы Параскевы, иконостасы в три яруса; первый с 35, а второй с 25 иконами, – хорошей Греческой живописи, вызолочены на полимент.

а. Покровы и воздухи. Покровов с двумя воздухами 15. Из них один покров и два воздуха шиты по белому атласу золотом и серебром, поля обложены жёлтою парчою; на покрове плащаница и лица писаны живописью, вокруг венцев, около креста и гроба Господня, вынизано средним и мелким жемчугом; на одном воздухе изображено Знамение Божией Матери, четыре Серафима, около венцев и орбит вынизан таковым же жемчугом, а другой вышит только золотом с изображением Предвечного Младенца в купели с предстоящими Ангелами; каждый воздух обложен кругом серебряным узким гасом. Другой покров и два воздуха шиты по алому атласу в лицах, поля обложены зелёною персидскою материею, вокруг венцев титлa и по прочим местам низаны мелким жемчугом. Кроме сего 14 воздухов без покровов.

б. Ризы. Риз 30; 5 золотой материи; парчи: а. белой 2; б. голубой 4; в. кофейной 3; г. коричневой 1; штофа: а. красного 3; б. кофейного 2; в. зелёного 1; г. французского фиолетового цвета 2; д. тёмно-вишнёвого 1; е. красного бархата 1; ж. персидской китаи: кофейного цвета 1, пикеневая 1; объяри: а. зелёной 1; б. тёмной 1; белая глазетовая 1.

в. Иконы. В олтаре Благовещенской церкви замечательны, по своей ценности, следующие образа: 1. образ Блaговещения Богоматери, на коей риза серебряная чеканная и два венца малые (весу 2 фунта); 2. образ Богоматери в киоте, на коей венец среброзолочённый, риза низана по малиновому бархату мелким жемчугом с разными камешками (весу 1 ф. 8 зол.); 3. образ Господа Вседержителя, на коем риза и венец серебряные (весу 90 зол.); 4. образ Казанския Богоматери, на коем венец серебряный чеканный, убрус низан средним и мелким жемчугом (весу в нём 51 зол.); 5. образ Тихвинския Богоматери; на ней венец и поля серебряные чеканные, риза низана мелким жемчугом (весу 33 зол.); 6. крест запрестольный, на коем венец среброзолочённый, чеканный (весу 8 зол.); 7. образ Казанския Богоматери; риза на ней низана по розовому атласу мелким жемчугом, венец и оклад серебряные, чеканные (весу 90 зол.).

Иконостас и царские врата резные, золочённые разным золотом.

Образа вне олтаря замечательны следующие: 1. на правой стороне царских врат образ Спасителя в среброзолочённой ризе и венце (весу 4 ½ фунта); 2. образ Иоанна Крестителя, на коем венец с сиянием, среброзолочённый, чеканный, риза сребряная; на поверхности оного образ Господа Саваофа, на коем риза и венец сребрённые, чеканные (весу 3 ½ фунта); 3. по левую сторону храмовой образ Благовещения Богоматери, на ней и на Благовестнике Архангеле, а также на изображении Господа Саваофа, ризы и венцы среброзолочённые, чеканные; на Богоматери убрус низан по малиновому бархату мелким жемчугом с разными каменьями и половинчатыми зёрнами (весу 2 фунта 88 золот.); 4. образ Святителя Николая Чудотворца, на коем риза и венец сребрённые, так же и на изображениях Иисуса Христа и Богоматери ризы с венцами сребрённые, чеканные (весу 3 ½ фун.); 5. за правым клиросом образ Спасителя, седящего на троне с предстоящими пред Ним Богоматерию и двумя Архангелами; ризы и венцы сребрённые, одежда на Спасителе и три венца позлащены (весу 9 фунтов); 6. за левым клиросом образ Просительной Богоматери, на коей ризы и венец среброзолочённые, чеканные, в венце четыре сердолика, одна финисса, а вверху изумруд, осыпанный 10 яхонтами; убрус низан пo алому атласу мелким жемчугом с простыми камешками (сребра 8 фунт.); 7. над царскими вратами образ Спасителя, за стеклом, на коем риза и венец сребрённые, чеканные (весу 2 ½ фунт.); 8. образ Тихона Амафуитского и Алексея Божия Человека, на коих два венца среброзолочённые (весу в них 15 зол.); 9. в трапезе над красными дверьми нерукотворённый образ Спасителя за стеклом, на коем ризы и венец сребрённые (весу 2 фунта 10 зол.); 10. по правую сторону царских врат образ Живоначальной Троицы, в трёх венцах среброзолочённых (весу 24 зол.); 11. образ Смоленской Богоматери в резном иконостасе с 12 праздниками, на коей риза и венец сребропозолочённые, чеканные, убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камнями (сребра 24 зол.); 12. образ Казанския Божия Матери, на коей риза золотой материи, венец среброзолочённый (весом 10 зол.); убрус низан мелким жемчугом с простыми камешками; 13. образ Иоанна Богослова в киоте, на коем риза сребряная, чеканная, венцы среброзолочённые (весу 83 зол.); 14. образ Казанския Богоматери в створах, Николая Чудотворца и Иоанна Воина, на них венцы среброзолочённые, риза сребряная, а убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камешками, в створах на разных святых 14 венчиков, из коих 10 сребряные (сребра во всём 70 зол.); 15. над западными дверьми образ коронования Богоматери в киоте, на коем три венца и корона сребряные, чеканные (весу 12 зол.); 16. по левую сторону образ Благовещения Богоматери, на ней венец сребрённый золочённый; в венце три камня; убрус низан средним жемчугом, в коем три камня, риза шитая по малиновому бархату, местами мелким жемчугом; вверху образ Господа Саваофа и Архангела Гавриила, на первом венец сребрённый, а на втором среброзолочённый, риза сребряная, чеканная, оклад такой же (сребра во всём 4 фун. 29 зол.); 17. образ Богоматери Смоленския, на коей риза сребрённая, венцы на Богоматери и Предвечном Младенце среброзолочённыe с камнями; на Богоматери убрус низан по фольге мелким жемчугом (сребра 4 ½ фунта); 18. образ Воскресения Христова с праздниками четвертной, риза сребряная, чеканная (весу 52 зол.); 19. два образа четвертные Ахтырския Богоматери, на коей венец среброзолочённый, а риза сребрённая, и Тихвинския Богоматери венец и риза сребрённые (сребра 92 зол.); 20. образ Казанския Богоматери с праздниками в киоте; на ней венец и риза среброзолочённые (весу 26 зол.); убрус низан мелким жемчугом; 21. образ именуемый «Не рыдай мене Мати», венцы на Богоматери и на Младенце среброзолочённые, оклад сребрённый, убрус и риза низаны мелким жемчугом (сребра 14 зол.); 22. образ Богоматери всем скорбящим радосте в киоте, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые с коронами чеканные (весу 12 зол.); убрус и риза низаны мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами и с разноцветными камнями; 23. образ распятия Господня в двух венцах среброзолочённых и поясе (весу 10 зол.); 24. образ Богоматери Боголюбския, риза и венец среброзолочённые, чеканные, так же и на Спасителе венец сребрённый, а по полям oклад среброзолочённый, убрус низан мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами и разными камнями; на разных святых 13 венчиков среброзолочённых (весу во всём 18 зол.); 25. образ Богоматери Живоносного Источника, на коей риза и венец среброзолочённые, а поля сребрённые до половины (весу 18 зол.); 26. образ Знамения Божия Матери, и при ней по сторонам в клеймах Ахтырския Богоматери и Трёхручицы, на них и на Предвечном Младенце венцы сребрённые вверху Успение, а внизу образ Печерския Богоматери (сребра 50 зол.); 27. образ Казанския Богоматери в киоте, на коей венец и риза сребряные, чеканные (весу 1 ¼ фунт.); 28. образ Казанския Богоматери; на ней венец сребряный чеканный; убрус низан по красному атласу разными простыми камешками (серебра 1 фунт. 52 зол.); 29. образ в киоте Св. Митрофана Воронежского, на коем венец среброзолочённый, чеканный, а поля сребрённые (весу 1 ф. 60 зол.); 30. плащаница в золотых рамах, шита по малиновому бархату золотом и серебром, вокруг венца мелким жемчугом, обшитa вокруг сребрённою бахрамою, с десятью кистями.

Паникадило медное об четырёх ярусах. Пред всеми упомянутыми образами больших, средних и малых медных 24 лампады. Сверх сего в 1848 году пожертвована медная лампада разными доброхнодателями и висит посреди храма Благовещения Пресв. Богородицы. В 1850 году от монахини Марии поступили: а. Казанский образ Богоматери величиною в полуаршина, обложенный среброзолочённым окладом, с таковым же венцем, одежда малинового бархата, вынизан жемчугом, убрус украшен бриллиантовою короною с изумрудной звездой; б. образ Скорбящей Богоматери, величиною 5 четвертей обложенный сребрённым окладом с среброзолочённым венцем; в. в том же 1850 году пожертвован Игуменьею Аполлинариею медный, посребрённый трёхсветильник, находящийся за престолом главной церкви.

В придельной церкви Св. Мученицы Параскевы в олтаре образа следующие: 1. по правую сторону образ Живоначальныя Троицы, на коем окладе сребрённый (весу 12 зол.); 2. на горнем месте Нерукотворённый Образ; оклад и венец медные; 3. образ Благовещения Богоматери; на нём три венчика и оклад сребрённые (весу 16 зол.); 4. образ усекновения Главы Иоанна Предтечи, на коем венец сребрённый, чеканный (весу 12 зол.); 5. образ Св. Пророка Ильи, нa коем венец и оклад сребрённые (весу 11 зол.); 6. образ Преподобного Феодосия Тотемского, на коем риза, венец, оклад, а также и на Спасителе венчик сребрённые, чеканные (весу 20 зол.); 7. по левую сторону образ Успения Богоматери, на ней и на Спасителе венцы сребрённые (весу 5 зол.); 8. за престолом образ распятия Господня, на коем венец среброзолочённый (весу 9 зол.); 9. образ Знамения Богоматери, убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камнями; 10. образ Смоленския Богоматери, на коей риза низана по малиновому полубархату средним и мелким жемчугом с разными камешками, поля шиты сребром, на нём два венца сребрённые, чеканные (весу 13 зол.); 11. образ Святителей Алексея, Петра, Ионы и Филиппа Московских Митрополитов, а вверху образ Вседержителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, риза сребрённая, чеканная (весу 1 ф. 70 зол.).

Иконостас вызолоченный червонным золотом на полимент по голубой краске; в нём царские врата резные такие ж. Образа вне олтаря более замечательны следующие: 1. по правую сторону царских врат образ Спасителя, на коем венец среброзолочённый (весу 16 зол.); 2. образ храмовый Св. Мученицы Параскевы, на ней и на Спасителе венцы среброзолочённые, риза сребрённая, чеканная (весу 7 ф. 10 зол.); 3. образ Св. Мученицы Параскевы, на нём четыре венчика среброзолочённые с тремя камнями простыми (сребра 13 зол.); 4. по левую сторону образ Богоматери Иверския, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые, корона и цата низаны жемчугом с разными простыми камнями, одна поручня низана мелким жемчугом с разными камнями (сребра 2 ¼ фунта); три лампады большие и две малые медные.

В тёплой церкви Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, над царскими вратами образ Вседержителя, на коем венец и поля сребрённые (весу 10 зол.) за престолом образ Смоленския Богородицы, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые с разноцветными камнями, поля и оклад сребрённые (весу 22 зол.), образ Богоявления Господня, на Саваофе, Спасителе, Предтече и трёх Ангелах венцы и оклад сребрённые (весу 17 зол.).

Иконостас двухъярусный резной, вызолоченный, с двадцатью иконами, в коем и царские врата вызолочены на полимент. Образа вне олтаря более замечательные следующие: 1. по правую сторону образ Воскресения Христова, на коем риза, венец и венцы на пяти Ангелах среброзолочённые, в ризе Господа крест среброзолочённый с камнем, а в венце финисса (серебра 3 ф. 30 зол.); 2. образ храмовый Ап. Иоанна Богослова с учеником Прохором, на коих ризы сребрённые, венцы вызолочённые, оклад среброзолочённый (весу 2 фун.); 3. образ Иoанна Предтечи, на коем венец сребрённый (весу 30 зол.); 4. по левую сторону образ Богоматери Страстныя, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые, в венце последнего три камня разноцветные, убрус и риза низаны по малиновому атласу жемчугом и разноцветными камнями, поля и оклад сребрённые (весу 2 ф. 31 зол.); 5. образ Господа Вседержителя над царскими вратами, на коем венец среброзолочённый; а риза сребрённая (весу 1 ф. 11 зол.).

Посреди церкви находится большая лампада, полуженная сребром, пожертвованная Астраханским купцом Григорием Зварыкиным в 1850 г.

В придельной церкви Живоносного Источника иконостас в два яруса с двадцатью пятью иконами, царские врата вызолочены на полимент. Образа в настоящей церкви более замечательны следующие: 1. над царскими вратами образ Воскресения Христова, на коем риза сребрённая, чеканная, а венец среброзолочённый (весу 80 зол.); 2. по правую сторону образ Богоматери «Не рыдай Мене Мати», риза и венец на ней среброзолочённые, а вокруг её изображения в 7 клеймах Богородничных разных явлений, на 5 ризы и венцы среброзолочённые, кованные, на двух верхних венцы среброзолочённые; убрусы низаны жемчугом, среди их Воскресение Христово, на Спасителе венец среброзолочённый, чеканный, обнизан жемчугом, окружающие его облака и на разных святых 4 венчика среброзолочённые, чеканные (весу 55 зол.); 3. по левую сторону образ храмовый Живоносного Источника, на нём риза сребрённая, три венца среброзолочённые, в венце жемчужины с камнями и три камня (весу 6 ф. и 6 зол.); 4. за правым клиросом образ Иоанна Богослова, на нём и на орле с сребропозлащёнными венцами и 6 камнями (сребра 1 ф. 12 зол.); 5. образ Богоматери блаженного чрева, на ней и на Предвечном Младенце венцы сребрённые, убрус низан мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами и разноцветными камнями (весу 1 ф. и 1 зол.); 6. образ Знамения Богородицы на ней венец среброзолочённый, риза сребрённая, вверху на Спасителе и двух Святых среброзолочённые (весу 12 зол.); 7. образ Николая Чудотворца, на нём, на Спасителе и Богоматери венцы среброзолочённые, цата сребрённая (весу 16 зол.); 8. за левым клиросом образ Богоматери Казанския, на коей венец и цата среброзолочённые с камнями; убрус низан мелким жемчугом, поля среброзолочённые, чеканные (весу 44 зол.); 9. образ Богоматери Волынския, на ней и на Предвечном Младенце риза низана мелким жемчугом и китайскими зёрнами, на двух Ангелах венцы среброзолочённые (весу 21 зол.).

В трапезе над красными вратами: 1. образ Смоленския Божия Матери в створах, на ней венец и цата, так же на Предвечном Младенце и оклад среброзолочённые, в венцах и цате 8 камней разноцветных, убрус и риза низаны мелким жемчугом; вверху Живоначальная Троица; на разных святых ризы сребрённые (весу 1 ф. и 7 зол.); 2. по правую сторону образ Богоматери, на ней венец среброзолочённый, чеканный, убрус и риза низаны по алому атласу мелким жемчугом, половинчатыми зёрнами и разными камнями, на предстоящих святых венцы шиты золотом, а ризы бусом и мелким жемчугом с разными камнями, оклад сребрённый (весу 1 ф. 8 зол.); 3. образ Богоматери всем скорбящим на радость, на ней риза, венец, а также на Спасителе венец и поля сребрённые, убрус низан мелким жемчугом (весу 35 зол.); 4. образ Смоленския Богоматери, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые, убрус и наручня низаны мелким жемчугом с половинным бусом с разноцветными камнями среди наручня камень (сребра 20 зол.); 5. образ Богоматери Иверския, на ней и на Предвечном Младенце венец и риза шиты золотом, а оклад сребром, убрус низак мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами по малиновому бархату; 6. старинный образ Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, на нём венец среброзолочённый резной, в венце пять камней разноцветных, поля и оклад сребрённые (весу 34 зол.); 7. над западными дверьми образ Св. Николая Чудотворца в створах, на нём венец, поля и оклад, на створах оклад и на святых 18 маленьких венчиков сребрённых (весу 17 зол.); 8. по левую сторону образ Похвалы Богородицы, на ней венец и риза среброзолочённые, чеканные, на Эммануиле венец и риза такие же (весу 1 ф. 2 зол.); 9. образ Св. Николая Чудотворца с чудесами Его, на нём венец и риза сребрённые (весу 76 зол.); 10. образ Благовещения Богородицы, на ней и на Архангеле венцы сребреброзолочённые (весу 14 зол.); 11. образ Боголюбския Богоматери, на ней венец и риза среброзолочённые, а также и венчик на Спасителе (весу 8 зол.); 12. образ Св. Димитрия Ростовского Чудотворца, на коем венец среброзолочённый (весу 8 зол.). При сём приделе два подсвечника медные, одно паникадило медное малое о трёх ярусах и 12 больших и малых медных лампад.

С южной стороны монастыря находятся следующие образа: 1. образ Нерукотворённого Спасителя, на нём венец сребрённый (весу 3 ф. 74 зол.); 2. Святого Николая Чудотворца, на коем венец среброзолочённый, в нём 8 разных камней, по сторонам, на Спасителе и Богоматери венцы сребрённые, на Евангелии поручня и палица сребрённая же (весу 1 ф. 25 зол.); 3. Распятие Господа, на нём и на Саваофе венцы сребрённые (весу 18 зол.). Всего сребра в двух храмах с крестами 3 пуда, 6 фунтов и 8 золотников.

Кресты и прочая утварь церковная

Крестов среброзолочённых два и серебряных два, весу во всех 5 ф. 64 зол. Дарохранительниц сребрённых две, из коих одна имеет весу 85 зол. Св. Потиров 6, из коих один среброзолочённый, весу во всех Потирах с находящимися при них дискосами, лжицами и звёздами 12 фун. 40 зол.

Евангелия

Всех Евангелий 8

1. Евангелие сребрённое с обеих сторон чеканное, на нём образ Воскресения Христова и четыре Евангелиста финифтеные, кругом осыпанные камнями восточного хрусталя; вокруг Воскресения изображены 12 Апостолов под чернью вызолочены и 2 Архангела, по сторонам их вверху Господь Саваоф, а внизу Живоначальная Троица; звезда низана жемчугом по золотой парче, 5 камней разноцветных, и 8 половинок китайского жемчуга, сребро без пробы, весу с дсками и бумагою 17 ½ фунт.

2. Евангелие с одной стороны и с корнем сребрённое, а с другой стороны обложено малиновым бархатом, где оклад сребрённый, чеканный, в средине крест вызолочен, – звезда низана мелким жемчугом с половинчатыми китайского жемчуга зёрнами и с разноцветными камнями; сребро без пробы весу с дсками и бумагою 17 ф.

3. Евангелие обложено малиновым бархатом, в средине на верхней дске образ Вседержителя, а по углам 4 Евангелиста, среброзолочённые, чеканные, без пробы, весу 13 фунтов.

4. Евангелие обложено малиновым бархатом, на верхней дске образ Вседержителя, а по углам 4 Евангелиста среброзолочённые, чеканной работы, на нижней дске наугольники среброзолочённые, чеканные. Ещё четыре Евангелия в 8 долю.

Из сих Евангелий замечательны по древности: одно напечатанное в 24 лето Благочестивые державы, Царства Государя Царя и Вел. Князя Михаила Феодоровича и всея России, в 3 лето Патриаршества отца его и Богомольца Кир Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, в лето 7144 Августа 1 дня. А другое при том же Царе ранее, именно: в 7135 лето, Марта 19 дня, ещё при отце его Филарете, Патриархе Московском и всея России. Древних рукописей и особо зaмечательных печатных книг в библиотеке монастырской нет.

Келлии монастырские

Каменные монахиням кельи с больницею, соединённые с южною стороною ограды в две с половиною сажени вышины и в четыре ширины, в 21 длины, – и дом для Игуменьи с полисадником и ограда 7 сажень длины и 5 ширины устроены Преосвященным Мефодием в 1766 году (см. Иер. Астр. Епар. акт. мон.). Сверх сего в монастыре выстроено довольное количество деревянных келлий для монахинь.

Штатное число сестр

В Астраханском Благовещенском женском монастыре, по штату, положено: Игуменья, Казначея и 15 монахинь.

Крестные ходы

Крестный ход в женском Благовещенском монастыре совершается, при значительном собрании граждан, один раз в году, в день храмового праздника в приделе Богословской церкви во имя Живоносного Источника, в пяток светлые седмицы.

Настоятельницы монастыря

В актах сего Благовещенского монастыря, начинающихся с 1759 года (прежние утрачены во время пожара в 1778 году), упоминаются следующие настоятельницы Благовещенского монастыря.

1. В 1759 году Игуменья Елисавета при Преосвященнейшем Астраханском и Ставропольском Никифоре.

2. В 1776 году Игуменья Маргарита при Преосвященном Мефодие. При ней выстроена Иоанно-Богословская церковь каменная вместо деревянной, ограда и келлии. В 1776 году Марта 17 дня дан был из Астраханской Консистории сей Игумении указ об определении во всех монастырях общей трапезы. В том же году последовало распоряжение о производстве жалованья штатным чинам монастырским и монашествующим.

3. В 1789 году Игуменья Тарсилла. При ней последовал Высочайший указ о получении вместо рыбных ловель денег 450 рублей ассигнациями.

4. В 1795 году Игуменья Анастасия, которая была наместницею Тарсиллы, из дворянок, вдова Подпоручика, в 1791 году Июля 26 дня определена в Благовещенский монастырь и в сём же году, как способнейшая к послушаниям, определена наместницею монастыря, а в 1794 году казначеею; в 1795 году Апреля 16 по указу Святейшего Синода пострижена в монашество, и произведена во Игумению. В 1801 году сделан в Благовещенской церкви новый иконостас чистой столярной работы из соснового и липового леса и вызолочен на полимент. В 1801 же году написаны в помянутом Благовещенском монастыре в новосделанный иконостас 23 образа. При той же Игумение земля, отведённая под монастырь, распространена, и монастырь обнесён каменною оградою. При Игумении же Анастасии усердием Астраханского купца Петра Тимофеева в церкви сего монастыря во имя Иоанна Богослова иконостас, обветшавший от давнего времени в позолоте и местами в живописи, возобновлён, по благословению Преосвященного Гайя 1808 года 8.

5. После Анастасии правила должность Игумении монахиня Евгения в 1812 году, а в 1813 году Апреля 3 дня произведена в Игумению. При ней из числа 15,014, завещанных покойным Генерал-Лейтенантом и кавалером Николаем Игнатьевичем Канавиным Астраханским монастырям, отказано в пользу Благовещенского 1500 р. ассигн. в вечное его поминовение. Процентами с этой суммы предоставлено пользоваться Игумение, монашествующим и священно служителям 9. Старанием Игумении Евгении куплен в Нижнем Новгороде новый колокол в Благовещенский монастырь в 30 пуд 10 1820 года Апреля 15 преподано от Святейшего Синода благословение Игуменье Евгении по ходатайству Преосвященного Гайя о награждении её за особенное попечение об устройстве вверенной ей обители, со времени вступления своего в монастырь в 1813 году в должность настоятельницы она ревностным и усердным прохождением своей должности и примерною жизнию приобрела от доброхотно-дателей до десяти тысяч рублей и на оные деньги, не касаясь сумм монастыря, украсила монастырские церкви приличною ризницею и прочею утварью, выстроила вокруг новые паперти, деревянные на каменных столбах, перекрыла на церквах крыши и приобрела новый большой колокол. При ней указом от 24 Maя 1826 года вместо рыбных ловель и мельниц положено получать монастырю в год 1000 руб. ассигн.

6. В 1829 году назначена Игуменьею в Благовещенском монастыре монахиня Павла. При ней по Синодальному указу заведено общежитие и устроена общая трапеза с принадлежностями.

7. Игуменья Евпраксия из купеческого звания. Определена в Благовещенский монастырь и пострижена в 1827 году; произведена в казначею 1829 года; назначена управлять сим монастырём 1834 года; а 25 Марта 1835 года в сане Игумении Преосвященным Виталием 11. При ней возобновлён иконостас во имя мученицы Параскевы послушницею Пелагиею Чукмановой.

8. 1848 года Февраля 15 дня в Игумению произведена казначея сего монастыря – Аполлинария Преосвещеннейшим Евгением Архиепископом Астраханским и Енотаевским. Она поступила в Астраханский Благовещенский монастырь Дек. 29 числа 1813 г.; помещена в штат в 1814 г. Апр. 28, пострижена в монашество в 1817 г. Июля 8 числа, определена казначеею 1834 г. Июля 21 числа, за преклонностию лет и по болезненному состоянию Игуменьи Евпраксии, определена помощницею и управительницею монастыря 1847 г. Мая 29 ч. Старанием её и усердием Астрахан. купца Абезьянина возобновлены, Иоанно-Богословская церковь 1851 года 12, монастырский дом, отдающийся в наём 13, настоятельский дом 14, с северной стороны монастырская стена, упавшая на пространстве 19 ½ саж. по длине 15. В правление сей Игуменьи с 1847 года поступило пожертвований, состоящих из облачений и разной утвари на 1875 руб. 20 коп. серебром.

Списки с копий жалованных Царских и одной Архиерейской грамоте различного содержания в Астраханский Вознесенский монастырь

1. От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея россии в нашу отчину в Астрахань воеводам нашим

Князю Андрею Андреевичу Хованскому, да Ивану Михайловичу Пушкину, да дьякам нашим Петру Евдокимову, да Гавриле Богданову бил нам челом из Астрахани Вознесенского монастыря Строитель Мисаил с братиею, а сказал: стоит той Вознесенской монастырь за посадом на пустом месте; а он де Строитель и братия кормятся Христовым именем, а нашего де им жалованья годовые денежные и хлебные руги почему давати в монастырь не указано; да к ним же в монастырь прибегают из полону из Нагай и из Крыму выходцы – русские люди и хотят селиться подле монастыря, а иные де поселились и дворы поставили, – которые живут за монастырём и их монастырских служек и детёнышев воеводы наши и дьяки велите иметь в стрельцы и к нашему ко всякому изделию неволею; да у них же де для убежища от Татар в Астрахани в остроге ни на посаде гонца монастырского нет, – и нам бы их пожаловати велети им давати в монастырь нашу денежную и хлебную ругу и на соляных озёрах беспошлинно соль сгребати, и на Волге рыбы связками ловити безоброчно, да в иных Астраханских монастырей служек бы их и крестьян и детёнышев и выходцев, которые де живут за монастырём, в стрельцы и к нашему изделью в деловые люди сильно имати не велеть, и велети б им дати на пасаде и в остроге под двор место, и мы Вознесенского монастыря Строителя Мисаила с братиею пожаловати для их скудости велели им против Астраханского Преображенского монастыря на год соль сгребати по пяти тысяч пуд, да рыбу ловити пятью связки, да за денежную и хлебную ругу на соляных озёрах давати сгребати по пяти же тысяч пуд соли и обоего велели им на год соли сгребати по десяти тысяч пуд соли беспошлинно и служек их и крестьян и выходцев, которые живут за монастырём в стрельцы неволею имати не велели, а велели их выдати и судити Строителю Мисаилу с братиею и под двор место, где доведётся велели им дати, на том монастырском дворе стояльщиков ставити не велели, и как к Вам сия наша грамота придёт, и вы б вперёд Вознесенского монастыря Строителю старцу Мисаилу с братьею за денежную и хлебную ругу велели сгребати нa соляных озёрах беспошлинно, по десяти тысяч пуд соли на год да на Волге им рыбу ловить пятью связки безоброчно и служек их, и крестьян, и выходцев, которые живут за монастырём, в стрельцы и в деловые люди неволею имати нe велели, а велели их ведати и судити Строителю Мисаилу с братиею и под двор место велели им дати где доведется, и стояльщиков на том дворе ставити не велели, и прочет сию нашу грамоту, и списав с неё, против слово в слово, велели держати в нашей казне, и сию нашу грамоту велели отдати Строителю Мисаилу с братиею для иных наших Астраханских воевод и дьяков, написана на Москве лета от Р. Хр. 1617 Февраля в 4 день.

На обороте:

Скрепа Дьяка Федора Опраксина.

Справа Богдана Поздеева.

С подлинником сверяли: Член Консистории Протоиерей Василий Мартинов.

Секретарь Евгений Веселовский.

2. Начала нет

... Астраханского Вознесенского монастыря Строителю старцу Мисаилу с братиею за денежную и за хлебную ругу велели сгребати на год по десяти тысяч пуд соли беспошлинно, да рыбу ловити пятью связки безоброчно, и десятые рыбы и приказны пошлины с той их рыбы имати не велели, будет в Астрахани иных монастырей с связок десятые рыбы и привозные пошлины не емлют и служек их и крестьян и выходцев, которые живут за монастырём, в стрельцы и в деловые люди неволею иметь не велели; и велели их выдать и судить Строителю Мисаилу с братиею, а которых монастырских крестьян в Астрахани стольник и воеводы Князь Семен Прозаровской с товарищи взяли в деловые люди неволею, мимо гулящих людей, и тех крестьян велели отдать Строителю старцу Мисаилу, будет они преж сего в деловых людях не бывали. А будет те их крестьяне преж сего в деловых людях бывали, и тех крестьян отдавати им не велели; потому что они были в деловых людях, и стояльщиков на их монастырском дворе ставить не велели; а прочет сю нашу грамоту и снисав с неё список слово в слово велели держати в нашей казне в Астрахани, а подлинную сю нашу грамоту велели отдати Астраханского Вознесенского монастыря Строителю старцу Мисаилу с братиею впредь для иных наших воевод и дьяков. Писан на Москве лета от Р. Хр. 1624 Августа в 24 день.

Назади у подлинной жалованной Великого Государя грамоты пишет.

Припись дьяка Ивана Болотникова.

Справа подъячева Ивана Трофимова.

3. Список Архиерейской жалованной грамоты слово в слово

Божиею милостию се Аз Смиренный Преосвященный Макарий, Архиепископ Астраханский и Терский, благословил есмь Вознесенского монастыря Игумена Герасима и всю братию. Бил нам челом он Игумен Герасим с братиею: что де в прошлом в 1604 году благословил бывший Феодосий Архиепископ Астраханский и Терский чёрного священника Мисаила и велел поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское Богомолье и для погребания странных, и благословил его монастырь строити и Братию собирати, да что, то де Его с Вашего Феодосия Архиепископа Астраханского и Терского пожаловал Царь Борис Федорович водами на Волге реке подгородным неводом и связками рыбу ловити по обе стороны Волги реки, и по протокам, и по ильменям, и по озёрам. И Он де Феодосий Архиепископ Астраханский и Терский тех своих подгородных вод проточку Кутумову от верхнего устья из Волги реки с устья с нижним, которое устье у Щучьева острова в Болду впало, дал де в дом Вознесения Господа Иисуса Христа в Царское Богомолье Строителю Мисаилу с братиею на кормление, и нам бы с Ево Игумена Герасима с братиею пожаловати велели ту прежнюю грамоту вновь переписати на своё Строительское имя; и Аз Великий Господин Преосвященный Maкарий Архиепископ Астраханский и Терский пожаловал его Игумена Герасима с Братиею, велел их прежнюю грамоту с Вашею Феодосия, Архиепископа Астраханского и Терского приписати вновь на своё имя, и велел им теми Кутумовскими водами владеть, да в своих же водах в Волге реке одною связкою рыбу ловити без отнимания; но что меня пожаловали Богомольца своего Государь Царь и Beликий Князь Михаил Феодорович всея России и Отец Его Государства Великий Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всея России подгородным неводам на Волге реке по обе стороны рыбы ловити и связкою. А сему Игумену Герасиму с братиею теми Кутумовскими водами от верхнего устья из Волги реки с устьем нижним, которое устье у Щучьева острова в Болду впало поверхнею, и тот лов им связкою владети со всею братиею на кормление; и впредь кто будет по нем иные игумены, или строители. А кто станет в те воды, что даны к Вознесению и в связкою вступаться, или отнимати без Царского Величества, и не буди на нём милость Божия и Пресвятыя Богородицы, и моё Макария Архиепископа Астраханского и Терского благословение от ныне и до века; и дана им сия Грамота во веки на утверждение; и по мне Макарие Архиепископе и иные Архиепископы будут в Астрахане, и тех Кутумовских вод и связки у Вознесенского монастыря у Игумена с братиею не отнимати. Писана сия грамота в Астрахане, лета 1631 года Апреля в 28 день. Подлинной пишет: Смиренный Божиею милостию Макарий, Архиепископ Астраханский и Терский. У грамоты печать красная.

Смиренный Пахомий Божий Архиепископ Астраханский и Терский.

Смиренный Иосиф, Божиею милостию Архиепископ Астраханский и Терский.

Божиею милостию Смиренный Парфений Митрополит Астраханский и Терский.

О водах, пожалованных Вознесенскому монастырю от Архиереев по реке Кутумовой от устья, которое у Щучьева острова.

4. Список с Государевой Грамоты слово в слово

От Царя и Великого Князя Алексия Михаиловича всея России в нашу отчину в Астрахань боярину и воеводам нашим князю Михаилу Петровичу Пронскому, Даниле Кузьмичу Безобразову, да дьяком нашим Микифору Варцову, да Василью Гарасимову, писали есте к нам и прислали подать челобитную Астраханского Вознесенского монастыря Игумена Мисаила с братиею; а в челобитной Его написано: в Вознесенском монастыре начал было строить каменную во имя Пресвятыя Богopoдицы Знамения Игумен Гepaсим своими келейными деньгами, а не монастырскою казною; потому, что де монастырь скудный и безвотчинный, а не достроено де той церкви с половину. А Игумен де Герасим умер, а которые Игумны были по нём, и те Игумны, за скудостию, той церкви не строили ж. А ныне той церкви строить не чим же, монаcтырской де казны нет, кормятся де они Христовым именем, и нам бы да пожаловать их велеть ту церковь достроить нaшею денежною казною, и как к Вам сия наша Грамота придёт и Вы бы отписали к нам в Астраханском Вознeceнcкoм монастыре церкви сколько сделано, и чего не сделано; и велели бы есте сметить, сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке, во что станет, опиши, и сметную росписку вели подать в приказе Казанского дворца боярину нашему князю Алексею Никитичу Трубецкому, да дьяком нашим думному Лapиoнy Лопухину, да Федору Грибоедову, да Томилу Перфильеву. Писал на Москве лета 7160 году Ноября в 29 день (а подлинная Государева Грамота в Государеве в приказном полагаю в хлебном столе).

5. Список с Государевой Грамоты в слово

От Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России В нашу отчину в Астрахань боярину нашему и воеводам князю Михаилу Петровичу Пронскому, Данил Кузьмичу Безобразову, да дьяком нашим: Микифору Варцову, да Василью Герасимову, в нынешнем в 1660 году Декабря в З-й день послана к вам наша Грамота, а велено к нам отписать, сколько в Астраханском Вознесенском монастыре церковного строения сделано, и чего не доделано; и тож, которая церковь строится нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет, и ныне били нам челом Астраханского Вознесенского монастыря Игумен Мисаил с братию, и сказали в прошлом де в 1643 году в Астрахани в Вознесенском монастыре построено каменные церкви во имя Вознесения Господня вышиною с половину, а стоить-де та церковь не довершена в пусте, без кровли девятый год, и от дождя и от снегу и от зною, мокрых туманов церковные своды и стены размывает. А совершить де им той церкви нечем, нашего жалования рыбных ловель, и с каких годов за тем монастырём всё, и нам бы их пожаловать велети, то церковное строение довершить нашею денежною казною, нам пожаловать Астраханского Вознесенского монастыря Игумена Мисаила с братиею; велено им на то церковное строение дать нашей денежной казны из Астраханских доходов, сколько на то строение нашей денежной казны, по смете, дать доведётся, и как Вам сия наша Грамота придёт, и вам бы каменных дел подмастерью велеть того церковного строения сметить, сколько на то церковное строение надо денег, надобно всяких каменного дела запасов и каменьщиков и всяких деловцов, и рабочих людей, и сколько за те каменные за всякие запасы, по цене и каменьщикам и работным всяким людям, кому доведётся додать, да во что то церковное всякое строение, по смете со всем в отделке станет, и Вы бы на то церковное строение деньги Вознесенского монастыря Игумену Мисаилу с братиею велели дать из нашей казны из Астраханских доходов. А сколько нашей денежной казны дадите, и Вы бы о том к нам отписали, и велели бы письмы подать в приказе Казанского дворца боярину нашему князю Алексею Никитичу Трубецкому, да дьяком нашим думному Лариону Лопухину, да Федору Грибоедову да по них подпишатся. Писана в Москве лета 7168 Января 19.

У подлинной Грамоты пропись дьяка Федора Грибоедова.

Справа подьячева Трифона Щелокова.

6. Начала нет

... Нашему и воеводам Матфею Степановичу Пушкину, да стольнику нашему Кирилу Панкратьевичу Пущину, да Дьяком нашим Авдею Федорову, да Артемону Афанасьеву бил челом нам Великому Государю Астраханского Вознесенского монастыря Игумен Иоаким с братиею; в прошлом де во 132 году по указу деда нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца велено того Астраханского Вознесенского монастыря Строителю старцу Мисаилу с братиею за денежную и за хлебную ругу сгребать в Астрахани на соляных озёрах по десяти тысяч пуд соли на год беспошлинно, да рыбу ловить на Волге реке пятью связки безоброчно и десятые рыбы и с тое рыбы провозные пошлины и с служак их и с крестьян и выходцев, которые живут за тем Вознесенским монастырём в стрельцы и в деловые люди неволею иметь и стояльщиков на их монастырском дворе ставить не велено. А нашего де Великого Государя денежного и хлебного жалованья им ничего на пропитание нe дано, опричь тех пяти связок, а шестою де связкою для поминовения душа своей дали прежние Астраханские Архиепископы для их монастырской скудости бестретные ж и бездесятные пошлины и те де связки из приказные палаты отдаваны были из оброку всяким градским людем, а им де, в место тех шести связок, давано в Астрахани из приказные палаты по тридцати рублёв на год да они же де в прошлом во 180 году, по приезду в Астрахань, и по разбору боярина нашего и воевод князя Якова Никитича Одоевского с товарищи, сгребали в Астрахани же на соляных озёрах по десяти тысяч пуд соли беспошлинно, да у них же де жили за монастырём бобыли и выходцы, которые выходили из полону в разных годах в Астрахань, на их монастырской земле пятьдесят шесть человек и те де бобыли и выходцы, по разбору ж боярина нашего и воеводов князя Якова Никитича Одоевского с товарищи, из монастыря взяты все в посад. А как те бобыли и выходцы жили за монастырём, и они в монастырь оброк платили и всякие изделия делали, и монастырь по силе строили; а ныне де на той их монастырской земле, где те выходцы жили, ныне живут наши Великого Государя Царя служные всяких чинов люди, и за те де рыбные связочные ловли ему Игумену из наших с Великого Государя казны денег ныне давать, а самим им теми связками рыбы ловить и на соляных озёрах соли сгребать беспошлинно, против прежнего не велено; а велено те все доходы сбирать в нашу Великого Государя казну; а в Астраханские де в Троицкой и в Спаской монастыри нашим Великого Государя денежным хлебным жалованьем годовым и учюгами и всякими рыбными ловлями в вотчину пожалованы; а они де Игумен с братиею перед теми монастырями всем оскужены, – и впредь де тот Вознесенский монастырь строить, и ему Игумену с братиею питаться нечем; а ныне де круг монастыря ограда, и в монастыре кельи все обвалились, а в церкви де иные и церковные утвари нет, да они же де Игумен с братиею платят к нашу Великого Государя казну с вод, что по болде реке, с чучья острова с верхние изголовьи на низ по нижние василиски, по обе стороны, и с красноярыя с протоками, да с белильские косы и придеревные лопатины оброчных по тридцати по пяти рублёв по восьми алтын по три деньги на год, и в тех де деньгах стоять они на провежи; а за убожеством де взять негде и нам Великому Государю пожаловати б его Игумена с братиею для поминовения Отца нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и для их скудости на церковную всякую утварь, и на оградное строение бибиковою всею лопатиною, по обе стороны, и с их монастырских вод, что по болде реке, с щучья острова, с урочищии на нынешний на 188 год оброчных денег иметь не велел, a вместо соляные гребли и связочные рыбные ловли нашим Великого Государя годовым жалованьем денежною и как хлебною ругою, и о том дати бы им к вам нашу Великого Государя грамоту и как к Вам ся наша Великого Государя грамота придёт, и вы б велели Астраханского Вознесенского монастыря Игумену с братиею по прежнему Нашему Великого Государя указу за денежную и хлебную ругу сгребати в Астрахани на соляных озёрах по десяти тысяч пуд соли их монастырской обиход беспошлинно, а сорыбных ловлях бибиковой и лопатины с протоками и с ильменями, о которых они ж Игумен с братиею били челом Нам Великому Государю, велели в Астрахани сыскать всяких чинов многими людьми и по сыску об отдаче тех вод в Вознесенской монастырь учинил ты окольничей Наш и воевода Матфей Степанович с товарищи, по своему рассмотрению. Писан на Москве лета по Р. X. 1680 Марта в 31 день; у подлинной Великого Государя Грамоты припись дьяка Василья Носникова. Справа подьячего Киприяна Уханова.

С подлинником сверяли: Член Консисторти Протоиерей Василий Мартиков.

Секретарь Евгений Веселовский.

7. Лета 1680 Августа в 4 день

Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец слушав сей жалованной грамоты пожаловали Астраханского Вознесенского монастыря Игумена Иоакима с братиею и кто по них впредь иные Игумены и братья будут, велели по сей жалованной грамоте об наших Великого Государя доходах и о всяких поборах и о владенье их бобылей и о рыбных ловлях и о пошлинах, и о городовых делах и о судных статьях чинить как в указе Отца Нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и в соборном уложенье напечатано, и после соборного уложенья в уставных грамотах и в боярских приговорех написано, которые Тарханы из приказу Казанского дворца отставлены; и велено пошлины иметь; и тому всему быть по прежнему и пошлины иметь, а тарханом не быть.

Припись дьяка Василья Посникова.

С подлинником сверяли: Член Консистории Протоиерей Василий Мартинов.

Секретарь Евгений Веселовский.

* * *

1

При возобновлении Благовещенской церкви девичьего монастыря после пожара, бывшего в 1775 г., под престолом главного олтаря в деревянном столбце найдена надпись: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого Вознесения Его Преосвященным Ануфрием Архиепископом Астраханским и Терским при Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея России Самодержце и при его Священно-Богомольце Святейшем Патриархе Филарете Московском и всея Руси на память обретения Святыя Главы Святого, Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, Лета 7128 Мая, в 25 день.

2

В олтаре Благовещенской церкви на деревянном кресте сохранилась надпись: освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Владычицы и Богородицы и Присно Девы Марии честного и славного Благовещения Её при державе Благочестивейшего Великого Государя Князя Петра Алексеевича, великие и малые и белые России Самодержца и при Святейшем великом Господине Адриане Патриархе Московскому Преосвященным Сампсоном Митрополитом Астраханским и Терским в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1699 г. Июля 20 дня на память Св. Мефодия Епископа Патарского. Ср Любарск. Иepаpx. Астрах.

3

Акт. Монаст. Благовещ. в копии

4

См. ак. монаст.

5

Акт. Монастыр.

6

См. указ Игум. Евген. из Астр. Конс. от 6 Окт. 1824 г. №1728 в акт. монаст.

7

Сии сведения собраны из указов Конс., хранящихся в Архиве Благовещ. жен. монастыря.

8

Указ из Консис. от 30 Maя за №560. См. акты монас.

9

Указ из Астр. Д. Кон. 1814 года Нояб. 11 за №1086.

10

Указ из Астр. Д. Кон. Мая 27 1818 г. №605.

11

Указ из Астр. Кон. Благоч. Астр. Бл. монастыря Иеромонаху Поликарпу 1833 года №523.

12

Ук. 1850 г. №1683.

13

См. репорт 1848 г. 20 Августа.

14

Репорт 23 Мая 1850 г. №44.

15

Репор. 3 Июня 1848 г.


Источник: Описание Астраханского Благовещенского женского третьеклассного монастыря, составленное в 1852 году Астраханской семинарии инспектором, архимандритом Аполлосом. - Астрахань : Губ. тип., 1852. - 50 с.

Комментарии для сайта Cackle