Источник

Псалмы 1 и 2-й

В слав. и русск. псалтирях надписывают именем Давида, согласно с греческим текстом изданий Альдинского и Комплютенского. Хотя в тексте евр. и в переводах халд., сирском и латинском эти псалмы не имеют надписаний; но их признавали Давидовыми все древние толкователи, как христианские, так и иудейские. Самое положение их во главе Псалтири перед длинным рядом Давидовых псалмов ясно свидетельствует о полной уверенности древнего собирателя псалмов и составителя Псалтири в их Давидовом происхождении. В частности, относительно 2-го Пс. Давидово происхождение его

а) подтверждается отчасти уже ближайшим соответствием исторической основы его содержания именно Давидову времени, известному, с одной стороны, обетованием о Царе-Мессии, а с другой многими войнами и восстаниями покорённых народов, а также подтверждается сходством псалма с последнею песнью Давида о Владыке Израилевом (2Цар.23) и особенно с принадлежащим Давиду 109 псалмом,

б) несомненно доказывается прямым свидетельством кн. Деян.Ап., по которому Апостолы в общей молитве своей к Богу, жалуясь начальными словами этого псалма на восстание людей против Мессии-Иисуса, единодушно исповедуют, что так возвестил Бог «устами праотца Давида, раба своего» (4:25). – А псалом 1-й и по мыслям (о проявлении в царстве Божием двух противоположных начал добра и зла), и по выражениям (ср. 1:1: бл҃же́нъ мꙋ́жъ.. и 2:12: бл҃же́ни всѝ надѣ́ющїисѧ на́нь; 1:6: пꙋ́ть нечести́выхъ поги́бнетъ и 2:12: поги́бнете ѿ пꙋтѝ....; 1:2: въ зако́нѣ поꙋчи́тсѧ. и 2:1: поꙋчи́шасѧ тщє́тнымъ) находится в таком близком соотношении с псалмом 2-м, что издавна весьма многими, и в иудейской, и в христианской церкви, считался за один с ним псалом102. В Деян. Ап. 13:33, о словах Пс.2: «сын мой еси ты…» по многим древним спискам замечается, что они находятся в псалме первом (έν τῷ πρώτῳ ψαλμῳ) и так. обр. признается, что Пс.1-й неразделен со 2-м, принадлежащим Давиду по Деян.4:25,26. Если же в содержании 1 Пс. нет более или менее ясных исторических признаков принадлежности его Давиду или Давидову времени, то нельзя указать никаких достаточных оснований и к отрицанию его Давидова происхождения.

* * *

102

Свидетельства об этом см. в нашем исслед. о происх. Псалтири, стр. 273–274.


Источник: Толкование на Псалтирь / Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, [11]. Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°) / Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522.

Комментарии для сайта Cackle