Слово 82. О наказании
Прекрасно наказание123 по всякой причине, в особенности же по Богу. Того, кто с младого возраста любомудрствовал и воспитывался наказанием и научением Господним, даже до старости и престарения (Пс. 70:18) не оставит Бог. Ибо Бог не несправедлив, чтобы забывать о наказании и труде терпевших во имя Его, поскольку научение по Богу в последние времена будет раскрываться с великой свободой. И хотя часто Бог отнимает у нас блага, как богатство у Иова: Господь дал, Господь и взял(Иов. 1:21), но непременно несчастья, которые на нас навлекает Вечный, из руки нашей возьмет [обратно], ибо «добро и зло – от Господа», говорит124. И Посылающий нам несчастья Сам же и пошлет нам вечную радость веселья. Посему мы должны все наказания принимать благодарно. Ибо тот, кто не возьмет на себя трудов за истину добровольно, еще более тяжко наказуется невольными [скорбями]. Тот же, кто творит Божию волю посильно, малыми трудами избегнет великих. Говорит же Приточник:Бояйся Господа примет наказание (Сир. 32:16). И опять: Иже щадит жезл, ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно(Притч. 13:25); Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен (Притч. 19:18); Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Держись наставления, не оставляй его (Притч. 4:10,13); сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым (Притч. 19:27). И еще: Безумный ругается наказанию отчу: храняй же заповеди хитрейший (Притч. 15:5);Даждь в наказание сердце твое, ушеса же твоя уготовай словесем чувственным (Притч. 23:12). И еще: Не преставай младенца наказовати, аще со жезлом биеши его, не умрет. Ты же душу же его избавиши (Притч. 23:13–14). И опять: Наказуй сына твоего, и упокоит тя и даст лепоту души твоей (Притч. 29:17). И опять: Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных (Еккл. 7:6). [Col. 1684] И продолжает: Послушайте, дети, наказания отча и внемлите разумети помышление, дар бо благий дарю вам: моего закона не оставляйте (Притч. 4:1–2); Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото (Притч. 8:5, 10). И через пророка Софонию говорит Бог: обаче убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися, работайте Господеви под игом единем (Соф. 3:7, 9). И Михей говорит: Паси люди твоя жезлом (Мих. 7:14). Апостол же, когда пишет к евреям, говорит: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:5–8). И коринфянам: Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2Кор. 2:2). И прибавляет: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11). И Давид говорит: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93:12) и: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117:18). И опять-таки:Накажет мя праведник милостию и обличит мя (Пс. 140:5). И: наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит(Пс. 17:36). И Иов: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневнаго жизнь его? (Иов. 7:1), – то как же, будучи в этом месте искушения, ему не искушаться? Ибо Спасителем сказано: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41), что означает не быть потопленным и побежденным искушением. Ибо одержать верх – достойно воспевания и славно. И вновь говорит Господь: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? И продолжает: Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:7–10). Ему же слава во веки веков. Аминь.
* * *
Под наказанием подразумевается не кара, но вразумление, научение, воспитательное наказание, хотя оно и может происходить и небезболезненно для наказуемого.
Данная фраза не содержится в книге Иова и вообще во всем Священном Писании и должна быть правильным образом понимаема не в смысле того, что зло само по себе насылается Богом, поскольку Бог благ и не желает зла никому, но зло, по определению святых отцов, есть отпадение от Бога и от добра, совершаемое в воле разумных существ – ангелов и людей. Здесь автор под злом подразумевает различные несчастья, которые сами по себе не являются злом, попускаемые Богом для различных целей, прежде всего для того, чтобы отвратить людей от истинного зла – греха (ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла).