Источник

Слово 20. О целомудрии

Целомудрие ценно и похвально и благодерзновенно перед Богом и человеками, и вне клеветы [оно]. Если же некоторые враждебные по обыкновению клевещут на желающих приблизиться к Богу, то истина обнаруживается со всею ясностью, как то было с Иосифом и с блаженной Сусанной в повествовании о Данииле. Ибо она предпочла лучше временную смерть, чем лишиться венца за целомудрие. И суд Божий (то есть Даниил, ибо именно так толкуется его имя) судей за клевету осудил, а целомудренную свободной сделал, будто избавил от смерти (Дан. 13). Так же и Иосиф, оклеветанный египтянкой и заключенный в темнице (Быт. 39:7–20), немного времени потерпев, получил в удел управление Египтом (Быт. 41:43). И победа его целомудрия была явна не только для живших тогда, но и для всех последующих поколений, словно столп и образец, в Священной Библии написанные. И сарептская вдова через целомудрие и гостеприимство, будучи чистой и преподобной, удостоилась принять великого Илию, и сын ее им был оживотворен (3Цар. 17). Так же и великий Григорий, епископ Неокесарийский, [происходя] от эллинских родителей и сам еще будучи эллином43, с юного возраста старался хранить девство, удостоился от Матери Господа и евангелиста Иоанна [Col. 1493] посвящения в тайну веры44 и стал великим чудотворцем. Ибо любители целомудрия имеют похвалу не только в сей жизни, но и венец красоты и хитон целомудрия из руки Спасителя получат и возгласят: Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия [одея мя], яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10). Сии воссияют… в Царстве Отца (Мф. 17:43), если поистине и остальные добродетели они приобрели, согласные с целомудрием. Там они узрят долготу дней и жизнь, тихую и лишенную тревог, от которой отбеже всякиеболезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10). Совершенный целомудренник всегда себя блюдет. Ибо я слышал о некоем царе из внешних, который, видя Ефесский храм, блиставший исключительной красотой, тотчас покинул Ефес, боясь, как бы невольно не совершить что-нибудь непотребное. И Кир Персидский даже не допустил себя увидеть Спанию, о которой было засвидетельствовано, что она обладала удивительной и непреодолимой красотой. Посему, если такие решения были у внешних, и они без спасительной пользы45 столь свидетельствуют об этом, то насколько более мы, Христовы ученики! Посему необходимо воздерживаться и владеть не только языком, но и зрением. Ибо часто смотрение есть путь, ведущий к делам. Но если даже не доходит до дела, то помышление все же оскверняется и делает уловленного прелюбодеем (ср. Мф. 5:28). Кто, часто видя чужую красоту, будет столь дерзок, что скажет, что она ему вовсе не вредит? Если же это все же трудно [признать], то следует избегать частых встреч с женщинами. Если же нужна узда на глаза, то [прочти, что] говорит непорочный и целомудренный Иов, беседуя со своими друзьями: Аще вслед иде сердце мое жены мужа инаго, и аще приседай бых при дверех ея, угодна убо буди и жена моя иному мужу, младенцы же мои смирении да будут: ярость бо гнева не удержана, еже осквернити мужа инаго жену: огнь бо есть горяй на вся страны, идеже найдет, из корения погубит (Иов. 31:9–12).

И блаженный Павел, когда пишет Послание, увещает: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12:1). Говорит же Титу: Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны… чтобы старицы также одевались прилично святым… учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми (Тит. 2:2–5), чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2:12). И Тимофею: Вдовиц почитай, истинных вдовиц (1Тим. 5:3). И продолжает: Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1Тим. 5:5), как святая Анна, дочь Фануилова, прожив с мужем от девства своего семь лет [Col. 1496], как повествует Евангелие, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Господу (Лк. 2:36–37). И сподобившись пророчества и в тот же час встав, исповедалась Господу и возгласила всем чающим избавления в Иерусалиме о Господе и Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Лк. 2:38), Которому слава во веки. Аминь.

* * *

43

То есть язычником.

44

Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца // PG. 46. Col. 1912–1913.

45

То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle