Источник

VI. Церковь Григория Богослова.

К числу наиболее замечательных церквей Ростова-Великого должна быть отнесена Григорьевская, принадлежавшая прежде монастырю того же наименования, в котором около 1370 года принял пострижение просветитель Зырян, св. Стефан Пермский. Монастырь этот существовал за долго до XIV века и отличался прекрасным составом братии; при нём существовало особое училище, – первоначально перенесенное в Ростов в 1214 году из Спасо-Преображенского Ярославского монастыря. Это первое на севере училище было основано великим князем Константином Всеволодовичем при посредстве своего духовника, игумена Ярославского Петропавловского монастыря Пахомия, переведенного, затем, в сказанном 1214 г. на кафедру епископа Ростовскаго. Летописец считает Пахомия «мужем великого ума и книжного образования». Им, между прочим, была заложена в Ростове церковь Бориса и Глеба на княжьем дворе. Пахомий скончался в 1216 году и в присутствии в. к. Константина и св. Симеона, епископа Владимирского, был погребен в Ростовском соборе20.

Что первоначально изучалось в монастырском училище «Затвора» неизвестно, – но по сведениям XIV в. видно, что там учили богословию, языкам греческому и восточным, переводили иностранные книги на русский язык и приготовляли проповедников веры и учителей.

Дальнейшие сведения о монастыре прерываются и неизвестно время его упразднения; не сохранилось сведений и о Григорьевском храме, т. е. о его состоянии, до 1670 г.; в этом же году, по летописцу о Ростовских архиереях.

Церковь Григория Богослова (до реставрации).

Ростовский митрополит Иона Сысоевич на старых каменных палатах построил настоящий пятиглавый храм, при чём на паперти к кремлевской стене была складена шатровая колокольня, имевшая колоколов 100 пуд. весом; добрая половина этих колоколов впоследствии Петром I вытребована была для пушек во время войны с Карлом XII, а колокольня, просуществовав до I860 года, была сломана в виду полного разрушения и опасности.

В 1730 г., при Ростовском архиепископе Георгии Дашкове, в Кремле был большой пожар; почти все кремлевские церкви более или менее обгорели; Григорьевская, хотя и стоявшая за кремлевской оградой, пострадала сравнительно более других, из ведения архиерейского дома почему-то была выключена и переименована в приходскую.

Приход Григорьевский, вероятно, был закрыт при митрополите Арсении Мациевиче, который, пользуясь указом Императрицы Елизаветы Петровны, возвратившей монастырям все прежние доходы, – мог уже свободно распоряжаться всеми средствами. Ростовский митрополит энергично принялся обновлять обветшавшие кремлевские здания; взяв Григорьевский храм по-прежнему в ведение архиерейского дома, он несколько изменил первоначальный план церкви и внутреннее устройство: находящийся рядом три небольшие каменные келии соединил с церковью, изменил вход, расширил окна, вместо каменного иконостаса сделал столярный; альфресковую живопись заменил лепной работой, оставив лишь живописные изображения масляной краской в средине лепных клейм.

Затем, после перевода кафедры из Ростова в Ярославль, Григорьевский храм окончательно запустел: в нижнем этаже были устроены курень и даже бойня, и, наконец, постояв несколько лет без всякой поддержки, лишенный крыши и рам, он настолько обветшал, что предназначался даже к сломке, остановленной по совершенной случайности.

Приведенная несколько в более лучшее состояние на средства местного купца И. И. Хранилова, в начале шестидесятых годов, – Григорьевская церковь всё же нуждалась в более капитальной реставрации, которая и была произведена в 1884 году.

При реставрации Григорьевской церкви приходилось разрешить две задачи: восстановить ли храм в первоначальном виде, каким он был при митрополите Ионе, или оставить позднейшие переделки Арсения Мацеевича, с изменённым иконостасом. Исполнение первого плана представлялось положительно невозможным, так как, во-первых, в этом случае церковь пришлось бы оставить холодною и тесною, ибо при Ионе место за аркой было занято келиями, а во вторых, не имея следов фресковой живописи, – нужно было бы ее сочинять и пришлось бы сбивать лепную работу XVIII века, которая, не смотря на все невзгоды, замечательно хорошо уцелела.

Ввиду этих соображений и по совету г. В. Е. Румянцева, бывшего неоднократно в Ростове, решено было оставить стены храма и окна без изменения, а живописные изображения, отчасти сохранившиеся в лепных орнаментах, обновить по прежним образцам. Иконостас, от которого не осталось и следов, пришлось сделать вновь; образцом как для него, так и для царских врат избрали иконостас и врата деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, построенной при митрополите же Ионе Сысоевиче в 1687 году21.

Эти царские двери представляют лучший памятник резного искусства XVI столетия, а копия их в Григорьевской церкви, прекрасно исполненная местным мастером В. Л. Никольским, передаёт в точности все мельчайшие подробности оригинала, резанного иноком Исаием в 1562 году.

Клироса в Григорьевском храме, с небольшими изменениями в колоннах, сделаны по образцу клиросов церкви Иоанна Богослова в Кремле; клироса, а также и иконостас вырезаны тем же мастером Никольским.

Церковь Григория Богослова.

Фрески и живопись сделаны по рисункам XVII века. Старинное паникадило собрано из остатков бывшего соборного, уступленного причтом собора; оно поправлено и вызолочено.

Вход в храм, лестница и паперти оставлены без изменения.

Все перечисленные работы по реставрации Григорьевской церкви произведены были на средства Ив. Ал. Рулева. Нижний этаж храма, связи и часть наружной стены возобновлены на пожертвование пот. почет, гражданки Е. Д. Мальгиной. Переходы, соединяющие храм с Белой Палатой – на средства ростовских купцов Ал. Петр. Селиванова и Н. А. Ксенева. Были и другие жертвователи как на возобновление части здания, прилегающего к храму, так равно и на снабжение церкви разными украшениями; упомянем московских граждан: А. М. Попова, В. Д. Коншина, И. С. Титова, А. И. Лыжина и ростовского купца П. А. Галанина; недостававшие по смете суммы покрыты средствами А. А. Титова.

28 октября 1884 года происходило торжество освящения церкви Григория Богослова. Древний соборный храм монастыря «Затвора» вновь открылся для молящихся, которым икона св. Стефана Пермского, находящаяся по правую сторону царских врат, – невольно напомнит то славное время, когда здесь находилась Братская духовная академия и подвизались в учёных трудах Епифаний Премудрый и святой Стефан, просветитель Пермской земли.

Как память о третьем святом подвижнике, принявшем пострижение в Григорьевской обители, – сохраняется в церкви Григория Богослова гробовая доска преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца, присланная в дар возобновлённому храму от преосвященного Израиля, епископа Вологодского22.

Кроме того, в храме Григория Богослова сохраняется часть мощей св. Артемия Веркольского, а в числе старинных икон обращают на себя внимание: огромный образ Спасителя из упраздненной в XVII веке Спасской пустыни и образ Божией Матери «Неопалимыя Купины».

С 1886 года в храме находится копия с чудотворного животворящего креста Господня, явленного при Ростовском архиепископе Дионисии, 29 мая 1423 года, в Никольском погосте, Ростовского уезда. Крест помещается в первой части Григорьевской церкви в углу у окна, под резною вызолоченною сенью. Изображение распятого Спасителя сделано во весь рост человека, по сторонам стоят изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Все фигуры воспроизведены художественно и производят неотразимое впечатление.

Св. крест пожертвован Ростовским обществом взаимного от огня страхования недвижимых имуществ.

* * *

20

Летоп. о Ростов, арх. Спб., 1890 г.

21

Подлинные царские врата в Иоанно-Богословскую деревянную церковь были принесены из храма Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря; на них находится следующая надпись: «Лета 7070 г. месяца августа 29 дня, на память усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, совершены двери сия в дом Богоявлению Христа Бога и Чудотворцу Айрамию, в Ростове, при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руссии, при архиепископе Ростовском Никандре, при архимандрите Богоявленском Ионе. Резал инок Исаия».

22

Св. Григорий Пельшемский, из рода Галичских дворян Лопотовых, в ранней юности принял пострижение в Ростовском Затворе (около 1400 года); был настоятелем Спас-Песковского и архимандритом Богоявленского Авраамиева монастырей в Ростове, но, тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, удалился в дебри вологодские, и на берегу реки Пельшемы основал обитель, впоследствии Богородицкий Пельшемский монастырь, где теперь под спудом и почивают мощи святого основателя.


Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

Комментарии для сайта Cackle