Азбука веры Православная библиотека Андрей Александрович Титов Описание рукописей Библиотеки Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря

Описание рукописей библиотеки Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

Источник

Содержание

Предисловие Описание рукописей  

 

Предисловие

Основание рукописному собранию в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре главным образом положено приснопамятным для этой обители архимандритом Авраамием Флоринским. Хотя в монастыре и было ранее несколько рукописей, принадлежащих святителю Димитрию и внесённых, по открытии его мощей во второй половине XVIII века, как надо полагать, Ростовским митрополитом Арсением Мациевичем, но этих рукописей было очень мало, так как вся библиотека святителя Димитрия после его смерти поступила в Москву и находится теперь в Синодальной библиотеке и частью в библиотеке Московской Синодальной типографии.

Архимандрит Авраамий пожертвовал всё своё рукописное собрание и большую часть печатных книг монастырю. После его смерти библиотека монастырская одно время была в большом беспорядке и, как надо полагать, некоторые рукописи даже утрачены, но бывшим за последнее время ризничим Гавриилом (†1891) была приведена в порядок, а рукописи, принадлежащие святителю Димитрию, и его собственноручно писанные проповеди были исследованы преосвященным Амфилохием и частью напечатаны в разных духовных журналах.

Основатель рукописного собрания Спасо-Иаковлевского монастыря Авраамий Флоринский, по словам В.И.Лествицына1, родом из малороссийских мещан, обучался в Киевской Академии, где пострижен в 1753 году, и с 1752 по 1758 год был учителем, проповедником и префектом этой академии; в 1758 году определён настоятелем в Виленский Свято-Духов монастырь с титлом Виленского приора или старшего; в 1762 году посвящён во Владимирский Царе-Константиновский монастырь архимандритом и определён ректором Владимирской семинарии; в 1773 году переведён в Ростовский Борисоглебский, в 1775 году в тамошний же Авраамиев монастырь, в 1776 году вызван был в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, а в 1786 году переведён в Иаковлевский монастырь и здесь скончался в 1797 году апреля 30. Будучи в Авраамиевом монастыре, он, по указу Святейшего Синода, исправлял, и во многих местах вновь переводил, старинный перевод Бесед Златоустовых на Матфея евангелиста, изданный в 1664 году, а также и другой старинный же переводе Бесед того же отца на евангелиста Иоанна, изданный в 1655 году. Исправленные им переводы оба напечатаны в Москве, первый в 1781 году, а второй, пересмотренный ещё преосвященным Иринеем Клементьевским, в 1793 году. Из многих его в разных местах говорённых поучений напечатано одно только в Москве в 1807 году, говорённое в 1786 году на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Библиотеку свою, состоявшую из довольного числа книг, он всю завещал монастырю Иаковлевскому. Портрет его – в «Собрании портретов россиян» Платона Бекетова (М., 1821 год);

Последние две рукописи: «Канты и псальмы» за №117 и 118 во время описания мною монастырского рукописного собрания в библиотеке не находились, а потому нумерация листов и не обозначается. Они взяты преосвященным Амфилохием для учёных занятий, так как он в настоящее время приготовляет к печати свой новый обширный труд «Духовные псальмы и канты XVIII века», причём прилагает и ноты, по которым пелись они преимущественно во время святителя Димитрия.

А. Титов

Ростов Великий

8 октября 1892 года

Описание рукописей

№ 1. Литургия Василия Великого. Полуустав XIX века, в 4-ку, на 41 листе.

В начале – заставка, в которой помещено раскрашенное изображение Иисуса Христа. – Переплёт сафьянный, золотообрезный.

№ 2. Литургия святого Иоанна Златоустого. Полуустав XIX века, в 4-ку, на 37 листах.

В заставке помещено изображение Иоанна Златоуста. – Переплёт сафьянный, золотообрезный.

№ 3. Θεῖα λειτουργία τοῦ ἐν ἄγίοις πατρὸς ἡμῶν Ἰωάννου τοῦ Χρισοστόμου εὐχὴ τῆς προθέσεως. Литургия Иоанна Златоустого на греческом языке. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 69 листах.

Переплёт кожаный.

№ 4. Устав о Божественной литургии святого апостола Иакова. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 58 листах.

Переплёт бумажный.

№ 5. Канон и Акафист ко святому Причащению. Полуустав XIX века, в 4-ку, на 23 листах.

В бумажной обложке.

№ 6. Акафист святому пророку Илии. Полуустав XIX века, в 4-ку, на 10 листах.

В бумажной обложке.

№ 7. Правило молебно иноку наедине совершаемо в той день седмичный в онь же восприя ангельский образ. Полуустав XIX века; в большую 8-ку, на 10 листах.

Выписано из следованной псалтири, печатанной в 1662 году в типографии Иверского Святоезерского монастыря при архимандрите Филофее. – Переплёт бумажный.

№ 8. Синодик Спасо-Яковлевского монастыря. Полуустав и скоропись XVII–XIX веков; в лист, на 197 листах.

С цветными заставками искусной работы. Лист 9. Цветная рамка с короной на верху. – Род святого Димитрия, Ростовского чудотворца: Саввы, Марии, Григория, Параскевы, Марии, Михаила, иеромонаха Феофана, Параскевы, Феодосии, монаха Илариона, инокини Александры, монаха Афанасия, иеродиакона Пармена.

Переплёт кожаный.

№ 9. Сочинения Ефрема Сирина. Скоропись конца ΧVIII века, в лист, на 160 листах.

Переплёт бумажный.

№ 10. Поучения святого Василия Великого.

Перевод сделан учениками Владимирской семинарии и исправлен архимандритом Авраамием. Разными почерками скоропись ΧVIII века, в 4-ку, на 228 листах. – Переплёт бумажный.

№ 11. Беседы святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея. Полуустав и скоропись ΧVIII века, в лист, на 632 листах.

Перевод исправлен и дополнен архимандритом Авраамием, по поручению Святейшего Синода, по греческому подлиннику. – Переплёт бумажный.

№ 12. Беседы святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Иоанна. Полуустав и скоропись ΧVIII века, в лист, на 772 листах.

Перевод, как и предыдущий, исправлен Авраамием в 1775 году. – Переплёт бумажный.

№ 13. Беседы святого Иоанна Златоустого на псалмы. Скоропись ΧVIII века, в лист, на 277 листах.

Писаны рукой архимандрита Авраамия. – Переплёт бумажный.

№ 14. Беседы Иоанна Златоустого в русском переводе. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 432 листах.

Переплёт кожаный.

№ 15. Беседы Иоанна Златоустого (числом 40). Скоропись конца ΧVIII века, в лист, на 403 листах.

Исправлены и сверены с греческим подлинником архимандритом Авраамием по поручению Святейшего Синода. Листы перебиты. – Переплёт бумажный.

№ 16. Слова и беседы Иоанна Златоустого. Разными почерками скоропись XVIII века, в лист, на 235 листах.

Числом 90. Листы перебиты. – Переплёт бумажный.

№ 17. Поучения Иоанна Златоустого, на латинском языке. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 331 листе.

Тетради перебиты. – Переплёт бумажный.

№ 18. Рассуждение о священстве Иоанна Златоустого. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 110 листах. – Переплёт бумажный.

№ 19. Лествица святого Иоанна Лествичника. Поморский полуустав XVIII–XIX веков, в лист, на 261 листе.

В начале помещено житие святого Иоанна. – Переплёт кожаный.

№ 20. Катехизические поучения Кирилла Иерусалимского. Полуустав XVIII века, в лист, на 130 листах.

Писаны в Москве в 1749 году. – Переплёт кожаный.

№ 21. Беседы святого Макария Египетского. Полуустав XVIII века, в лист, на 273 листах.

С печатными наклейными заставками. В начале (9–21 листы) помещено житие. Всех бесед – 50. Списаны в Ростове диаконом Феодором в 1755 году. – Переплёт кожаный.

№ 22. Дела (проповеди, поучения, послания) иже во святых отца нашего Прокла, архиепископа Константинопольского, вся, которая можно было обрести в книгохранительнице Геверарта Элменарста в Лугдуне Батавском у Иакова Маркова. Полуустав XVII века; в 4-ку, на 60 листах.

Писаны в 1617 году. – Переплёт бумажный.

№ 23. Сочинения Цецилия Киприана на латинском языке. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 119 листах.

Впереди помещено житие. – Переплёт бумажный.

№ 24. Сборник. Выписки из творений святых отец: Епифания Кипрского (на греческом языке), блаженного Августина (на латинском языке), святого Киприана, катехизис Кирилла Иерусалимского (на латинском языке). Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 247 листах.

Переплёт бумажный.

№ 25. Диоптра (зерцало). Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 144 листах. Перевод с греческого о.Виталия, игумена в Дубне.

Некоторых глав нет. – Переплёт бумажный.

№ 26. Летописец келейный святого Димитрия. Разными почерками полуустав XVIII века, в лист, на 207 листах.

Писан и переплетён в 1758 году (запись). В начале помещён Аполог от нравоучений Кирилла Александрийского. Начало: «Седящу коту в некоем преизрядном вертограде». – Переплёт кожаный.

№ 27. Летописец келейный святого Димитрия. Скоропись близко к полууставу XVIII века, в лист, на 430 листах.

Любопытны записи. – Переплёт кожаный.

№ 28. Летописец келейный святого Димитрия. Полуустав конца XVIII века; в лист, на 334 листах.

С изящными заставками. Писан в Ростове, в 1791 году. – Переплёт кожаный.

№ 29. Летописец (хронограф) святого Димитрия. Полуустав конца XVII века, в 4-ку, на 224 листах.

Автограф писан в Украйне. – Переплёт бумажный.

№ 30. Копия с летописца святого Димитрия (№ 29), писанная Авраамием. Полуустав и скоропись конца XVIII века, в лист, на 519 листах.

С поправками переписчика в тексте. Подробнее об этом летописце говорится в предисловии преосвященного Амфилохия к летописцу святителя Димитрия, недавно вышедшему из печати. – Переплёт бумажный.

№ 31. Летописец келейный святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 393 листах.

Переплёт кожаный.

№ 32. Патерик или о подвижничестве блаженных отцев. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 238 листах.

Переплёт бумажный.

№ 33. Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 18 листах.

Из библиотеки С.Саковнина. – Переплёт бумажный.

№ 34. Жизнь святого Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца. Сочинение Александры Зражевской 1849 года. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 30 листах.

Заглавный лист печатный. – Переплёт бумажный.

№ 35. Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная из собственных его дневных записок и писем с некоторыми дополнениями к изданному уже житию сего угодника Божия усерднейшим почитателем великого святителя Д.Приклонским 1845 года. Скоропись XIX века, в лист, на 62 листах.

Переплёт сафьянный.

№ 36. Описание о мощах и чудесах святителя Димитрия (числом 301). Чёткий полуустав конца XVIII века, в лист, на 216 листах.

Переплёт кожаный.

№ 37. Акафист и чудеса святого Димитрия. Полуустав XIX века, в лист, на 253 листах.

Лист 1. Акафист святому Димитрию, сочинённый священником Димитрием. – Лист 23. Описание чудес святого Димитрия, числом 301. – Лист 251. Житие святого Иакова, епископа Ростовского. – Переплёт кожаный.

№ 38. Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия митрополита, новоявленного Ростовского чудотворца. Скоропись XVIII века, в лист, на 137 листах.

Переплёт кожаный.

№ 39. Другой, точно такой же экземпляр вышеуказанного произведения.

№ 40. Служба, житие и чудеса (числом 69) Гурия и Варсонофия Казанских. Полуустав XVII–XVIII веков, в лист, на 95 листах.

С собственноручными поправками святого Димитрия. – Переплёт кожаный.

№ 41. Житие святого Даниила игумена, Переяславского чудотворца, с чудесами (числом 50). Скоропись начала XIX века, в лист, на 100 листах.

Последнее чудо – 1733 год. – Переплёт бумажный.

№ 42. Служба, житие и чудеса (числом 12) святого Иоанна Волосатого, Ростовского чудотворца. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 31 листе.

Список с древнего и довольно редкого жития. – Переплёт бумажный.

№ 43. Сборник житий святых. Полуустав XIX века, в 8-ку, на 46 листах.

Всех глав по «реестру» – 7.

Лист 2 об. Изображение распятия. – Лист 10. Житие святого Иакова епископа Ростовского. – Лист 17. Житие святителя Димитрия Ростовского. – Лист 32. Житие святого Иринарха, затворника Борисоглебского, монаха.

Этот сборник написан в Яковлевском монастыре в 1829 году при архимандрите Иннокентии. – Переплёт бумажный.

№ 44. Звезда пресветлая. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 124 листах.

Переплёт кожаный.

№ 45. Сказание о чудном кресте Господнем, с чудесами (числом 17). Скоропись XIX века, в лист, на 68 листах.

Писано в Ярославле в апреле 1852 года. – В бумажной обложке.

№ 46. Житие святейшего патриарха Никона. Скоропись XVIII века, в лист, на 181 листе.

Поступило в библиотеку монастыря в 1839 году от священника Николая Феодорова (запись). – Переплёт бумажный.

№ 47. Житие святейшего патриарха Никона. Скоропись XVII–XVIII веков, в 4-ку, на 269 листах.

Здесь имеется несколько копий с писем Никона к царю Алексею Михайловичу. – Переплёт бумажный.

№ 48. Венец веры кафолическия (1670) Симеона Полоцкого. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 41 листе.

В бумажной обложке.

№ 49. Лютеранский пасквиль на книгу «Камень веры». Полуустав XVIII века, в лист, на 161 листе.

Переплёт бумажный.

№ 50. Колесница от четырёх духовных колёс, сие есть от четырёх духовных вещей: смерти, суда, ада и царства небесного составленная, путешествующего в сем мире человека всегдашней о тех же вещах памятью, в горний Иерусалим вводящая. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 74 листах.

Переведена с польского в 1717 году. – Переплёт кожаный.

№ 51. Мечец духовный братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Издан и переведён в 1690 году. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 169 листах.

Переплёт бумажный.

№ 52. О Песни песней. Экзегетическое исследование. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 40 листах.

Переплёт бумажный.

№ 53. Толкование на пророка Даниила Корнилия a lapide. Полуустав XVIII века, в лист, на 426 листах.

Перевод с печатного. – Переплёт кожаный.

№ 54. Слово, сочинённое и собственноручно писанное святителем Димитрием митрополитом, Ростовским чудотворцем, и им сказанное в Московском Большом Успенском соборе в 1708 году, августа 22 дня, в приезд свой из Ростова. Полуустав начала XVIII века, в 4-ку, на 15 листах.

Переплёт бумажный. В футляре.

№ 55. Поучения святого Димитрия. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 451 листе.

Автограф. Писана в Ростове в Архиерейском доме в 1707 году (запись). – Переплёт кожаный.

№ 56. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 128 листах.

Всех статей 16. Автограф. – Переплёт кожаный.

№ 57. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 128 листах.

Всех поучений 48. Листы 165–182. Житие святого Димитрия Ростовского. – Переплёт кожаный.

№ 58. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 349 листах.

Всех статей по оглавлению 50; большая часть их переписана бельцом Яковлевым. Рукопись пожертвована в библиотеку монастыря в 1781 году (запись). После завещания в самом конце книги помещено следующее четверостишие:

«Зри сие, о человече, и внимай,

А смертный час всегда вспоминай;

Аще же кто смерти не памятует,

Того мука не минует».

Переплёт кожаный.

№ 59. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 541 листе. Переписаны бельцом Яковлевым.

Переплёт кожаный.

№ 60. Проповеди святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 385 листах.

Всех статей по оглавлению 50. Пожертвованы угличским крестьянином в монастырскую библиотеку 14 февраля 1886 года. – Переплёт кожаный.

№ 61. Проповеди святителя Димитрия. Скоропись, близкая к полууставу XVIII века, в лист, на 235 листах.

Всех поучений около 40. Писаны рукой дьячка ростовской Воскресенской, что на рву, церкви, упразднённой в начале XIX века (запись А.Титова)2. В начале книги помещён диплом святителя Димитрия в русском переводе. – Переплёт кожаный.

№ 62. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 148 листах.

Переплёт бумажный.

№ 63. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 431 листе.

Всех поучений 60. Заслуживают внимания красивые заглавные буквы. – Переплёт кожаный.

№ 64. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 118 листах.

Всех поучений числом 13. – Переплёт бумажный.

№ 65. Проповеди святителя Димитрия на праздничные дни. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 103 листах.

Всех поучений 12. – Переплёт бумажный.

№ 66. Отрывок из сочинений святого Димитрия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 50 листах.

Переплёт бумажный.

№ 67. Стихи страстные святого Димитрия, им сочинённые и писанные собственной его рукой. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 10 листах.

Пожертвованы в библиотеку монастыря Д.С.Саковниной 21 сентября 1830 года. – Переплёт бумажный.

№ 68. Катехизис иера или толкование на первую часть литургии Николая Булгоранса, Керкирейского учёного мужа3. Скоропись XVIII века, в лист, на 132 листах.

Переводчик неизвестен. Счёт листов двойной. С поправками. – Переплёт бумажный.

№ 69. Основательное разностей показание между православной греческой и римской папской церковью, сочинённое в самой краткости ради знания тех, которые не могут в долгом богословских книг чтении упражнятися. 1749 год. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 157 листах.

В конце книги запись: «Смиренный Амвросий, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий». – Переплёт бумажный.

№ 70. Желания благоговейная, треми книги объятая, от них же содержит: 1) стенания души кающияся, 2) обеты души преподобныя, 3) воздыхания души любящия.

С латинских двоестиший славенороссийскими рифмами преложено в Москве лета 1728, написася 1734. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 119 листах. Начало.

«Увы мне! Коль тяжкою находит нощь тмою.

Так фария бе селам страшлива собою;

Мрачна, мерзостна, страшна, о ночь непристойна,

Между нощми и места имеют (иметь) недостойна».

Переплёт бумажный.

№ 71. Вождь грешников (в двух книгах, пяти частях). Разными почерками полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 307 листах.

На первом белом листе латинская запись в 14 строк, начало: «A. 1774. Martii 9 nondum ebrietati renuntias in totum, quid tibi illa prosit aut profuerit unquam...» – Переплёт кожаный.

№ 72. Вождь грешников. Другой экземпляр. Полуустав XVIII века, в лист, на 173 листах.

Переплёт кожаный.

№ 73. Проскинитарий Арсения Суханова. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 167 листах.

Конца нет. – Переплёт бумажный.

№ 74. Fundamenta (1683 год). Мелкая скоропись XVII–XVIII веков, в 4-ку, на 23 листах.

На польском языке. – Переплёт бумажный.

№ 75. История о листрийском, си есть о разбойническом ферарском или флоренском соборе, вкратце воистину списанная. Скоропись XVIII века, в 4-ку, на 56 листах.

Лист 29. Экстракт из модели церкви Соломоновой. – Переплёт бумажный.

№ 76. Животных история священная, в которой многих животных главнейшие и особенные свойства в пользу учащихся богословии и служителей слова в употребление подобий кратко показуются. Сочинённая на латинском языке в академии Виттебергенской Волегангом Франзием, в богословии учителем, переведённая на российский язык. Полуустав XVIII века, в лист, на 374 листах.

Переплёт бумажный.

№ 77. Описание странства господина Николая Христофора Радивила, иже странствова во Иерусалим и Палестину, и Аравию. С польского печатного на славенский диалект переведена бысть в лето мироздания 7185, от Рождества же по плоти Бога Слова 1677 года; списана Иоанном Иевлевым Хоржевским 1728 года июля 4 дня. Скоропись XVIII века, в лист, на 207 листах.

Переплёт кожаный.

№ 78. Обличение на гаждатели Святого Писания. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 122 листах.

Переплёт бумажный.

№ 79–82. Поучения на святую Четыредесятницу Минятия Кефалонитского, изданные в печать на греческом языке в Венеции в 1727 году. В четырёх книгах. Полуустав XVIII века, в 8-ку, на 205, 196, 140 и 189 листах.

Переплёт кожаный.

№ 83. Вертоград Марии Богородицы. Сборник проповедей Антония Радивиловского, печатанных в 1706 году. Переведены в 1730. Полуустав XVIII века, в лист, на 402 листах.

Переплёт кожаный.

№ 84. Проповеди на всякую неделю. Трудами и тщанием почтеннейшего господина Севастиана Енрика, проповедника в Травтмансдорфе (1670). Полуустав XVIII века, в лист, на 390 листах., Перевод с латинского.

Переплёт кожаный.

№ 85. Труды христолюбивого архиепископа Лаврентия, зовомого Горки, Вятского и Великопермского, иже бысть соученик и брат во вторых преосвященного архиепископа Феофана Прокоповича. От жизни сей временной прейде на вечную 1735; лет от рождения своего имяше 55. Мелкая скоропись южно-русского письма XVIII века, в 4-ку, на 300 листах.

Всего 40 поучений на малороссийском наречии. – Переплёт кожаный.

№ 86. Слова панегирические, то есть похвальные, на разные праздники. Полуустав XVIII века, в лист, на 107 листах.

Числом 9. С печатными заставками. – Переплёт кожаный.

№ 87. Поучения второго периода, 7 проповедей архимандрита Авраамия на разные случаи. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 64 листах.

Переплёт кожаный.

№ 88. Поучения третьего периода, числом 5. Скоропись XVIII века, в лист, на 58 листах.

Переплёт кожаный.

№ 89. Поучения четвёртого периода. Скоропись и полуустав XVIII века, в лист, на 134 листах. Числом 17.

Переплёт кожаный.

№ 90. Проповеди архимандрита Авраамия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 46 листах.

Всех поучений числом 10; некоторые – автограф. – Переплёт бумажный.

№ 91. Поучительные слова Авраамия на разные случаи. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 365 листах.

Числом 54; последнее произнесено в 1780 году. Все говорены в Яковлевском монастыре. Переплёт бумажный.

№ 92. Проповеди учеников Владимирской семинарии (ректором которой состоял Авраамий в 1762–1773 годах).

Здесь имеется в числе других проповедь Феофилакта Лопатинского, произнесённая в Москве, в соборной Успенской церкви, 1 января 1722 года.

№ 93. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Разными почерками скоропись XVIII века; в 4-ку, на 131 листе.

Переплёт бумажный.

№ 94. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Исправлены Авраамием. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 459 листах.

Переплёт бумажный.

№ 95. Псалтырь в стихах. Сочинение иеромонаха Виктора Минервина, 1852 год. Скоропись XIX века, в лист, на 92 листах.

Переплёт бумажный.

№ 96. Жития в сокращении, в стихах, писанные за весь год. Часть I. Месяцы – январь–июнь. Скоропись XIX века, в лист, на 225 листах.

Переложено из Четьих-Миней и Прологов иеромонахом ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Виктором Минервиным, 1849 год. – Переплёт бумажный.

№ 97 То же. Часть II. Месяцы – июль–декабрь. Скоропись XIX века, в лист, на 207 листах.

Переплёт бумажный.

№ 98. Эпическая поэма: Александр Благословенный. Сочинение иеромонаха В.Минервина, 1849 год. Скоропись XIX века, в лист, на 207 листах.

Посвящена Императору Николаю Павловичу. Процензурована, но напечатана не была. – Переплёт бумажный.

№ 99. Эпическая поэма: Александр Благословенный. Сочинение иеромонаха В.Минервина (исправление предыдущей), 1854 год. Скоропись XIX века, в лист, на 220 листах.

Переплёт бумажный золотообрезный.

№ 100. Беспристрастный зритель девятогонадесять столетия. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 80 листах.

Переплёт кожаный.

№ 101. Степенная книга. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 48 листах. Неполная.

Переплёт кожаный.

№ 102. Родословная (в кругах) от Адама до Александра I-го. Скоропись XVIII–XIX веков, в лист, на 36 листах.

Переплёт бумажный.

№ 103. Вертоград прохладный. Скоропись XVIII века, в лист, на 866 листах.

Разделяется на 627 глав. С рисунками растений. Писан в 1656 году. Переплёт кожаный.

№ 104. Index locupletissimus eorum omnium, quae in compendio SS. PP. Bibliotheca exstant (per Alphabetum). Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 262 листах.

Переплёт кожаный.

№ 105. Выписки из описи указам, следующим к исполнению, руководству, прилежанию, сведению и любопытству. Скоропись XVIII–XIX веков, в лист, на 545 листах.

Лист 15. Опись указам за 1711–1842 год. – Лист 103. Книги входящих бумаг Ростовского Яковлевского монастыря за 1780–1840 год.

Переплёт бумажный.

№ 106. Лексикон, с латинского языка на славянский переведённый. В два столбца, скоропись XVII–XVIII веков, в 4-ку, на 278 листах.

В начале прекрасная заставка с изображением Божией Матери. – Переплёт бумажный.

№ 107. Сборник богослужебный. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 149 листах.

Лист 121. Слово на новый год, сказанное Афанасием епископом Тверским 1 января 1763 года в присутствии Императрицы в придворной церкви. – Переплёт бумажный.

№ 108. Сборник. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 154 листах.

Содержит в себе избранные беседы из Василия Великого и Иоанна Златоустого. – Листы 88–154. Речи, выбранные из оратора Михаила Радова. – Переплёт бумажный.

№ 109. Сборник. Полуустав XVIII–XIX веков, в 4-ку, на 23 листах.

Лист 1. Житие Фёдора, епископа Ростовского. – Лист 7. Житие святого Иоанна московского юродивого, прозванного «Большой колпак». – Лист 13. Прошение вологодского посадского человека Ивана Конева святому Димитрию о дозволении на постройку каменной церкви во имя Богородицы Неопалимой Купины (от 7 июля 1708 года). – Листы 15–23. Проповедь Филарета, митрополита Московского, говорённая в 1836 году 14 июня, при освящении церкви Иакова. – Переплёт бумажный.

№ 110. Сборник. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 245 листах.

Листы 1–92. Проповедь архимандрита Авраамия. – Листы 92–202. Посмертное завещание Авраамия. – Листы 202–245. Выписки из разных книг и различные заметки. – Переплёт бумажный.

№ 111. Сборник. Выписки из разных книг и журналов («Живописного обозрения», «Христианского чтения» и других). Скоропись XIX века; в 4-ку, на 241 листе.

Лист 103. Вес и цена золотого образа святого Леонтия, Ростовского чудотворца. – Переплёт бумажный.

№ 112. Сборник. Выписки из разных книг и мелкие статьи. Разными почерками скоропись и полуустав XVIII–XIX веков, в лист, на 241 листе.

Впереди помещаются выписки из сочинений святителя Димитрия. – Переплёт кожаный.

№ 113. Сборник. Содержит в себе лекции этики на латинском языке и несколько проповедей. Полуустав XVIII века, в 4-ку на 278 листах.

Переплёт бумажный.

№ 114. Сборник. Выписки из разных книг на латинском и русском языках. Скоропись XVIII века, в лист, на 145 листах.

Лист 46. Реестр книгам архимандрита Авраамия. 15 ноября 1796 года (в реестр занесено 437 номеров). – Переплёт бумажный.

№ 115 Став или расписание пошлин, взимавшихся в Домовой духовный приказ. Скоропись начала XVIII века, в лист, на 1 листе.

Списан рукой Андрея Баюковского – переписчика сочинений святителя Димитрия – в 1708 году и утверждён собственноручной подписью святого Димитрия4.

№ 116. Диплом святителя Димитрия на атласе.

Подробное описание его помещено преосвященным Амфилохием в предисловии к Летописцу святого Димитрия.

№ 117 и 118. Канты и псалмы на линейных нотах. Полууставом XVIII века, в продольную 8-ку, на … листах.

А. Титов

* * *

1

Напечат. мною в Описании рукописей Вахрамеева, т.III, о.106, Сергиев Посад, 1892 год.

2

См. «Описание рукописей И.А.Вахрамеева», II, №646, с.442.

3

Fabricii XI, 297.

4

Снимок с этого става приложен преосвященным Амфилохием к издаваемому им Летописцу святого Димитрия (М. 1892).


Источник: Описание рукописей Библиотеки Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря / [А. Титов]. - Москва: Тип. А. И. Снегиревой, Ценз. 1892. - 9 с. (Оттиски из 10 № "Библиографических Записок").

Комментарии для сайта Cackle