Азбука веры Православная библиотека протоиерей Андрей Хойнацкий Вопросы из пастырской практики относительно совершения Таинства Крещения

Вопросы из пастырской практики относительно совершения Таинства Крещения

Источник

Дополнительные замечания к «практическому руководству для священнослужителей при совершении церковных треб». Чернигов, 1874 года. Христ. Чтен. №3–4. 1876 г.

Содержание

1) Как и где читать молитвы жене родильницы по рождении ею дитяти? 2) Правильно ли поступают те... священники, которые отнюдь не крестят детей чем не обмолитвят родильницу на дому у ней? Или нельзя при этом крестить детей, когда понадобиться, а молитвы жене родильнице откладывать на то время, когда священнику придется быть на дому у нее? 3) Обязательно ли необходимо чтение молитв жене родильнице при всяком рождении и крещении детей, или же можно обусловливать чтение их только желанием родильницы и окружающих ее и обращением их к священнику за оными и просьбою о том? И каким примерно временем должно быть ограничиваемо чтение этих молитв, когда к священнику обращаются для этого спустя долгое время по рождении младенца? 4) Следует ли читать молитвы жене родильнице иноверной или неправославной, состоящей в замужестве с лицом православного исповедования, когда рождению от нее младенца надобно крестить по чиноположению православному? 5) Следует ли читать молитвы жене родильнице подкинутого младенца? 6) О чтении молитвы жене родильницы, в случаях если которая из них «извержет отроча» т.е. родит дитя мертвое. 7) Обязательно ли необходимо исполнять наставление требника, чтобы нарекать имени новорожденным младенцам в осьмой день? И как и где надобно читать полагаемую молитву «во еже назнаменати отроча»? 8) Какие имена всего лучше давать новорожденным: тех ли святых, которых память приходится в тот день, когда известный младенец родился, или иных, – когда он крещается? – И вообще, как всего приличнее поступать священнику по этому вопросу? 9) Необходимые ограничения в деле наименования имен крещаемым. Об именах Спасителя, Божией Матери и именах трудных к произношению. Можно ли православным давать имена неправославные, а также в одном и том же семействе несколько одинаковых имен разным детям? 10) Как должны поступать священники в том случае, когда бы их стали просить дать имя новорожденному, а самого младенца для этого к ним не представляли? 11) Замечания о некоторых народных обычаях, соблюдаемых в некоторых местах до рождения и при рождении детей, – как-то о церковных поясах, употребляемых беременными женщинами для счастливого чревоношения, и об отверстии царских врач в церкви во время трудных родов и т. п. 12) Может ли священник разрешить пост женщине-родильнице, и если может, то на каком основании?  

 

1) Как и где читать молитвы жене родильницы по рождении ею дитяти?

Самый смысл молитв, полагаемых нашей церковью «в первый день повнегда родити жене отроча»… в которых священник обязывается прямо молить Господа, чтобы «Он исцелил и восставил сию рабу... родившую,... помиловал сию рабу» и т. п., дает ясно понять, что эти молитвы надобно читать непременно в том доме, где находится родившая или по меньшей мере в ее присутствии. А потому без особенной надобности должен быть оставлен навсегда тот обычай, существующий в особенности на юго-западе России, в силу которого помянутыя молитвы священника читают не в доме над родильницами, а в церкви или в собственных квартирах над повивальными бабками или акушерками, приходящими для получения имени дитяти. – Последнее можно допускать не иначе как только как в самой крайней нужде, вследствие отдаленности места жительства родильницы, как это часто случается в больших рассеянных приходах, или по болезни священника и по другим причинам, требующим не отложного присутствия его дома, но отнюдь не без всякой причины, вопреки положительному постановлению церковному (см. Требник).

2) Правильно ли поступают те... священники, которые отнюдь не крестят детей чем не обмолитвят родильницу на дому у ней? Или нельзя при этом крестить детей, когда понадобиться, а молитвы жене родильнице откладывать на то время, когда священнику придется быть на дому у нее?

Обычай откладывать крещение до того, времени пока священнику не приведется быть на дому у родильницы для чтения указанных молитв для нее, есть один из прекрасных обычаев, существующих в Великороссии, и как основанный на положительном уставе церковном (см. выше решение на вопр.1-й) он заслуживает серьезного подражания и со стороны прочих священников нашей церкви. Но, как мы уже сказали, и в этом случае могут быть исключения (см. там же), и потому при особенной неотложной надобности священник исполнит свое дело, когда помолится о родившей, в церкви или на дому у себя, или с первой вестью о последовавшем рождении. Или же пред крещением младенца, когда его приносят для этого вскоре после его рождения, и т.п… Откладывать чтение указанных молитв во чтобы то ни стало до того времени, пока священнику случится быть в доме родильницы, не обращая внимания ни на какие обстоятельства, а тем более совершать ради этого крещение над данным младенцем, не помолившись прежде об его матери, не дозволяет 1) устав церковный, который полагая молитвы жене родильнице в требнике на первом плане пред последованием крещения. Этим самым ясно дает понять, что это именно такого рода молитвы, которая, за исключением самых крайних случаев, должны быть прочитываемы всегда непременно до крещения, и 2) самое назначение этих молитв – испрашивать у Господа ниспослание особых милостей для родившей, каковы, как понятно само собою, всего необходимые для нее по преимуществу непосредственно или вскоре после родов. Или как требует устав церковный: «В первый день повнегда родити жене отроча», … а не то когда священнику самому придется или заблагорассудится посетить ее по своему усмотрению или по стечению обстоятельств. Не говорим уже о том, что откладывая так или иначе безусловно крещение данного младенца до того времени, пока священнику не удастся быть на дому у родильницы, этим самым священник может подвергать его опасности умереть без крещения, или ставить в неприятное положение его родителей,... что очевидно не только недостойно священника, но и может его даже подвергать ответственности по суду церковному (сравн. Номоканон, что при большом требн. пр. 68 Номокан. ст. 116:484).

Само собою разумеется, что указать строго определенные правила, когда священник может и должен читать молитвы жене родильнице в доме ее, и когда нет, не имеется никакой возможности. В этих обстоятельствах дело должно решаться самим священником, и его благоразумию предоставляется поступать всегда так, чтобы вместе со строгим исполнением устава церковного – и требуемыя отступления от него делать только единственно в крайне необходимости, дабы в противном случае не накликать на себя никакой ответственности.

3) Обязательно ли необходимо чтение молитв жене родильнице при всяком рождении и крещении детей, или же можно обусловливать чтение их только желанием родильницы и окружающих ее и обращением их к священнику за оными и просьбою о том? И каким примерно временем должно быть ограничиваемо чтение этих молитв, когда к священнику обращаются для этого спустя долгое время по рождении младенца?

На эти вопросы всего лучше отвечают постановления св. Церкви нашей, означаемые в Требнике. Там нигде не говорится, не исключая даже самого требника Могилы, о каких- либо ограничениях касательно чтения той или другой молитвы жене родильнице по рождению ее дитяти. Потому каждый священник обязан непременно всякий раз читать оныя, как только в определенное время обращаются к нему с просьбою дать имя новорожденному, или прямо крестить младенца, хотя бы в просьбе при этом о чтении молитв жене, родившей иногда прямо и не упоминалось. Исключение из этого может быть только в том случае, когда к священнику обращаются за наречением имени или за крещением младенца спустя долгое время по его рождении, когда есть полное основание думать, что все послеродильные боли и немощи у родившей его уже прекратились, и она, по расчету, должна находиться в период совершенного очищения, – а потому в самых молитвах за себя в этом смысле уже не нуждается. В таком случае ответственность за несоблюдение церковного правила падает на самую родившую или на лиц, ее окружающих, в особенности если при этом священник сам по какой-либо причине не мог знать о последовавшем рождении. Если же ему так или иначе удастся в пору узнать об этом, то его благочестивому усердию предоставляется помолиться о родившей, хотя бы его нарочито и не звали для этого в дом родильницы и не просили об этом. Разумеется, в этом случае священник может, как мы сказали, прочитывать требуемые молитвы или у себя на дому, или в церкви, предоставляя милосердию Божию действие их на родившую сообразно ее нравственным качествам или расположению. Для того же, чтобы избежать разных случайностей и недоразумений, могущих встретиться по вопросу: «с какого времени священник должен отказывать в молитвах жене родильнице, когда обращаются к нему для этого, спустя долгое время по рождении младенца», всего лучше принять за правило, что молитвы эти должны быть читаемы каждой родившей не иначе, как только до 40 дней по рождении ее дитяти, когда и по воззрению церкви и по естественному ходу женских отправлений всякая родильница так или иначе остается под влияние неизбежных, обычных последствий родов. По истечении сорока дней, когда понадобится обмолитвовать младенца, священник должен читать одну только молитву «во еже назнаменати отроча», … и потом все следующие совершать по обычаю, – и без чтения молитв жене родильнице.

4) Следует ли читать молитвы жене родильнице иноверной или неправославной, состоящей в замужестве с лицом православного исповедования, когда рождению от нее младенца надобно крестить по чиноположению православному?

Бывает иногда, хотя и редко, что после принятия православной веры лицом иноверным мужеского пола, евреем ли или магометанином и т. п. жена его не захочет креститься… В этом случае, хотя по закону она может остаться в супружестве со своим мужем, и дети рожденные от нее должны быть крещаемы православным священником, но при этом читать какие-либо молитвы жене родильнице положительно никакого основания, потому что вообще у нас непринято молиться за неверных, кроме общей молитвы ко Господу об их обращении, да еще молитвы за государей неверных. Но если родит женщина, исповедующая христианскую религию, хотя и не принадлежащая к православной, например, лютеранка, армянка или римо-католичка и т. п., то по желанию ее и ее мужа всякий православный священник в числе других молитв может читать ей и молитвы, полагаемые жене родильнице, на том основании, что у нас даже на литургии дозволяется поминать всех верующих во Христа и принявших крещение живых, какого бы вероисповедания они ни были (Ср. Православ. Исповед. П. Могилы, ответ на вопр.92). Разумеется, что самое главное при этом должно составлять обоюдное согласие мужа и жены вместе. В противном случае, если бы жена не пожелала этого, то, не насилуя ее религиозных убеждений, священник может без ущерба делу оставить ее и без молитвы, а прямо начать с молитвы «во еже назнаменати отроча» и т.д. по обычаю.

5) Следует ли читать молитвы жене родильнице подкинутого младенца?

Хотя подкидыши большею частью бывают плодами незаконных связей, но как в первое время после родов всякая мать, хотя бы и родившая законно, особенно нуждается в молитвах церкви для восстановления своих ослабевших сил, то священник обязан спешить с духовною своею помощью для нее в трудную для нее минуту на этот раз без всякого отношения к ее прежнему поведению, во имя бесконечного милосердия Господня. – На этом основании, если можно рассчитать, что рождение подкинутого младенца произошло недавно, так что послеродовые страдания его матери по всей вероятности должны продолжаться, то священник должен читать ей молитвы «по внегда родити жене отроча» как и в обыкновенных случаях с тем только, что, как мы сказали, эти молитвы священник может читать или у себя на дому или в церкви, и вместо обычной формы употреблять при этом выражение: «Сам и рабу твою, родившую сие отроча, исцели»… и т. д. (Ворон. Епарх. Вед. 1870 года №17).

Также точно должны поступать священник и в тех случаях, когда бы крещение подкинутого младенца оказалось сомнительным, а его понадобилось крестить, хотя бы под условием (см. о сем ниже отд. VIII), т. е. прежде надобно прочитать по обычаю молитвы родившей, потому молитву «по еже назнаменати отроча» и т. д.

6) О чтении молитвы жене родильницы, в случаях если которая из них «извержет отроча» т.е. родит дитя мертвое.

Известно, что по уставу нашей церкви, когда женщина, будучи беременною, родит преждевременно и притом мертвое дитя, или вообще когда она родит мертвого младенца, то над нею не читаются обыкновенные молитвы «жене родившей», – а вместо этого полагается особая молитва «жене, егда извержет отроча», в которой священник испрашивает ей у Господа прощение постигшего ее греховного несчастия, очищения, от болезни и т. п. Но, как прекрасно замечает Петр Могила, ни одни священник так прямо сразу читать эту молитву, «просто как придется», – «но прежде повели, – как заповедует тот же Могила священнику, – жене извергшей сотворить чинно пред тобою исповедание грехов своих и в сем исповедании известно испытай, каким образом случилось у нее последовавшее извержение, – волею ли или неволию? Ибо если сие случилось с нею каким-либо образом по ее воле, то она сотворила убийство, а потому сообразно этому, рассудивши по правилам церковным, наставь ее и наложи посильную епитимью, разреши обычным разрешением; если же это произошло независимо от ее воли, не по ее вине, от какого-либо непредвиденного случая, то малым чем запрети ее, и наставивши, разреши, и потом только по разрешении читай требуемую молитву, по обычаю». (Требн. П. Могилы, ч.1, стр. 31 32 Сравн. Нов. Скриж. ч. IV, гл. IV, §§1 и 2). Само собою разумеется, что в этом случае священнику необходимо надобно в доме родившей, чтобы сообразно уставу, принять лично от нее исповедь; но если по какой-либо нужде нельзя будет этого сделать, то священник может прочитать требуемую молитву и в отсутствии родившей, как и при обыкновенном рождении, в случае надобности (см. выше §§ 1,2:3); но затем исповедать ее и наложить ей необходимую епитимью он должен непременно при первой возможности, например, при введении ее в церковь в сороковой день, или при наступлении обычной исповеди и т. п. И только под этим условием принимать ее в церковь, чтобы не нарушить правила церковного (Срав. VI Всел. Соб. прав. 91 Властар. гл. 8, ст. ф.).

Само собою разумеется, что если женщина родит хотя бы и преждевременно, но младенца живого, то хотя бы последний умер даже непосредственно по выходе из утробы, то над матерью его должны быть прочитываемы только обычные молитвы: «жене родильнице», а не молитва «жене егда извержет отроча», по обычаю.

7) Обязательно ли необходимо исполнять наставление требника, чтобы нарекать имени новорожденным младенцам в осьмой день? И как и где надобно читать полагаемую молитву «во еже назнаменати отроча»?

В настоящее время в нашей церкви вообще не принято строго обусловливать наречения имен новорожденных каким-либо определенным днем после их рождения, как это например полагается в требнике насчет осмого дня, – и молитва «во еже назнаменати отроча»,… за исключением разве особенных случаев, читается у нас всегда совместно с молитвами «жен родильниц». Да и было бы слишком обременительно для священников требовать разделения этих молитв, тем более, что и народ особенно простой, не всегда может иметь время и самую возможность звать священника к себе по нескольку раз для чтения той или другой молитвы. Самое главное, что необходимо должны наблюдать священник в этом случае – это то, чтобы согласно коренному уставу церковному молитву «во еже назнаменати отроча» читать не иначе как в присутствии данного младенца; ибо в требнике положительно говорится, что дитя имеющее принять имя «должно быть приносимо от бабы в церковь», и «самый тропарь: Радуйся благодатная Богородице Дево… священник должен читать, «взявши отроча на руки и стоя пред царскими вратами или пред иконою Богородицы» (Срав. Требн. II. Могилы, ч.I, стр. 26). Само собою разумеется, что если вместо церкви понадобится делать это на дому у родильницы, или в доме священника, то вместо того, чтобы держать дитя пред Царскими вратами, священник должен держать его пред местною домашнею иконою или пред тою, какая находится в доме родильницы и т. п.

8) Какие имена всего лучше давать новорожденным: тех ли святых, которых память приходится в тот день, когда известный младенец родился, или иных, – когда он крещается? – И вообще, как всего приличнее поступать священнику по этому вопросу?

На юго-западе России и вообще в пределах бывшей древней киевской митрополии с незапамятных времен существует обычай давать младенцам по преимуществу имена тех святых, память коих приходится в тот день, когда тот или другой младенец родился. Напротив того, в Великороссии, как известно, принято именовать новорожденных главным образом именами тех святых, память коих приходится в день, когда над данным младенцем совершается крещение. В основание этого последнего обычая обыкновенно указывают то, что по самому прямому смыслу церковного устава наименование дитяти должно совершаться «в осьмый день» по его рождении, а как в этот день в древности и совершаемо было крещение над младенцами, то отсюда, говорят, и самое их имя должно было быть заимствуемо от того святого, память которого в этот «осьмой день» была празднуема. Да кроме этого, прибавляют, что день рождения и так почти всегда известен каждому, и потому день крещения всего приличнее отличать для каждого из нас хоть воспоминанием памяти святого, в честь коего дано нам то или другое имя… Не отвергая справедливости этих воззрений, мы не можем однако не сказать, что и наименование младенцев именами тех святых, память коих приходится в день рождения дитяти, тоже не лишено своего основания. Появление человека на свет или рождение младенца есть такой великий и торжественный акт в нашей жизни, особенно в виду тех несчастий какие нередко случаются во время родов, что ничего не иметь быть приличнее, как благодарить Господа за эту милость усвоением новорожденному имени того святого, под осенением которого он, так сказать, рождается. К тому же и этот обычай имеет за собой авторитет древности, как это можно видеть даже из наименования некоторых русских князей особенно в семействе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Потому как великороссы так и малоруссы в этом случае каждый без ущерба делу могут следовать своему известному обычаю, тем более, что строго определенного, канонического церковного правила касательно наименования детей у нас нигде не полагается. Вообще же еще лучше в подобных обстоятельствах поступают те из священников, которые, не задаваясь мыслью неотступно держаться того или другого обычая, представляют выбор имени дитяти по преимуществу родителям сего последнего. В частности нелишне при этом спрашивать родильницу, к какому святому она всего более обращалась с молитвою во время чревоношения, и соответственно этому советовать ей избирать имя этого святого и для новорожденного; или если в доме родителей бывает чтимая икона какого-либо святого, или эта икона бывает родовая, то имя этого святого тоже можно рекомендовать дитяти, родившемуся в этом доме и т. п. Но особенно при наречении имени священники всего более должны брать во внимание по преимуществу желание матери. Часто случается, что если наименование младенца происходит вопреки ее воле, то от этого происходит не только разлад в семействах, но и разные неприятные последствия для родившей, как то обмороки, спазмы и прочее тому подобное. Поговорив потом как с отцом так и с матерью, расспросив их и условившись с ними вполне сообразно обоюдному их согласию или согласию матери, священник должен приступить к воззванию: «Господу помолимся»… если наречение имени, как обыкновенно случается, совершается с чтением молитвы жене родильнице, или: «Благословен Бог наш», если это совершается отдельно и т. д.

9) Необходимые ограничения в деле наименования имен крещаемым. Об именах Спасителя, Божией Матери и именах трудных к произношению. Можно ли православным давать имена неправославные, а также в одном и том же семействе несколько одинаковых имен разным детям?

Православная церковь издревле сохранила благочестивый обычай не давать крещаемым имен Господа Спасителя нашего Иисуса Христа и Его пречистой Матери из подобающего благоговения к этим великим и приснославным именам по учению слова Божия (Филип.2:10) и по воззрениям Св. Церкви (Дебольск. попечение правосл. Ц. о спасении мира, кн.1, стр.133. Сравн. песнь: Честнейшую херувим… и т.д.). Вместе с этим священники, особенно сельские, при наречении детей должны избегать имен трудных, неудобных для произношения; ибо не привыкнув к таковым, народ почти всегда коверкает их до того, что не только часто нельзя в них узнать имени угодников Божиих, но даже решить, какое это именно имя? Не говорим уже о том, как должен быть оставлен с этим вместе и этот, во всех отношениях недостойный обычай, в силу которого некоторые из священников стараются, так сказать, заклеймить память незаконнорожденных детей наречением им имен святых угодников Божиих не удобных для произношения и вообще не принятых в общежитии… Это самое опасное оскорбление святыни, как будто имена святых могут служить для кого наказанием, а тем более употребляться вывеской для укоризны и наказания. Тем более при этом неблагоприлично давать православным имена не православные, например, римско-католические, протестантские и др. Ибо имена святых, как известно, даются нам для того, чтобы напоминать каждому из нас о том святом угоднике, в честь коего мы наименованы, а вместе с тем конечно и для того, дабы в лице этого святого мы имели всегда особого небесного покровителя и молитвенника, и в его жизни для благоугождения Господу (Златоуст на кн. Бытия бесед. 21, в русск. переводе 1851 г., стр. 375). Каким же образом могут быть всем этим для нас святые не православные, коих и святость всего чаще сомнительна, а потому и заступничество свыше не надежно… Не говорить уже о том, что в числе их иногда попадаются явные гонители и самые отчаянные враги православия, каковы, например, были: основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола, Иософат Кукнцевич и др.

Чтобы избежать разных ошибок, могущих встретиться при наименовании детей, священники должны справляться не только со святцами, но также и с «алфавитною росписью святых, празднуемых православною церковью», которая обыкновенно помещается в настоящее время во всяком порядочном календаре (См. также «Полный месяцеслов всех празднуемых святых» издаваемый при академии наук, а также и в Киево-Печерской Лавре, – также «Сословие имен по алфавиту» в больших синодальных требниках – на конце, и др.). Некоторые при этом недоумевают, можно ли давать крещаемым имена святых, не находящихся в полных святцах, по помещаемых в жизнеописаниях святых угодников А.Н. Муравьева, архиеп. Филарета и др. На недоумение это можно отвечать прямо, что хотя многие из этих святых и не чтутся всею церковью, а почитаются только местно, но как святость их несомненно свидетельствуется и нетлением их мощей и разными чудесами, совершаемыми по их заступлении, то в этом смысле они во всех отношениях удовлетворяют главным условиям, ради коих обыкновенно нам даются имена святых, и потому конечно и именами своими бесспорно могут украшать верующих, как и другие общеизвестные угодники Св. Церкви.

Наконец благоразумие требует, чтобы священники, наблюдая надлежащую осторожность в деле наименование крещаемых, избегали всеми возможными мерами давать одинаковые имена нескольким детям в одном и том же семействе, хотя бы пришлось давать подобные имена по смерти дитяти носившего соответствующее имя. Ибо от этого, как показывает опыт, происходят очень часто разные недоумения, ошибки и даже злоупотребления и беспорядки в особенности при отправлении обязанностей общественных (Рук. для сельк. паст. 1869 г. №40).

10) Как должны поступать священники в том случае, когда бы их стали просить дать имя новорожденному, а самого младенца для этого к ним не представляли?

Мы видели (см. выше § 7), что по уставу церковному наименование крещаемых или, что тоже, чтение над ними молитвы «во еже назнаменати отроча» должно быть непременно совершаемо не иначе, как в присутствии самого нарекаемо. Между тем, сколько известно, есть у нас в некоторых местах обычай, особенно на юго-западе России, в силу которого за получением имени новорожденному родильные бабки или акушерки сами отправляются к священнику, большею частью в его квартиру, причем иные из священников читают при этом не только молитвы жене родильнице, но и саму молитву: «во еже назнаменати отроча»… и т. п. Это положительное нарушение церковного правила, не простительное тем более, что в большинстве случаев оно совершается без всякой надобности. Оправданием ему никаким образом не может служить чтение молитв жене-родильнице в ее отсутствии, в случае надобности. Ибо младенца, – не то что родильницу, – всегда так или иначе надобно представлять к священнику для крещения, а с этим вместе и следуемые обряды: «во еже назнаменати отроча», по уставу в его присутствии. Потому всего лучше в этом случае поступают те из священников, которые, прочитывая молитвы жене-родильнице, в случае надобности в ее отсутствии и в отсутствии младенца родившегося от нее, при этом не читают молитвы «во еже назнаменати отроча», и по желанию родителей или родильной бабки или по своему выбору просто назначать для новорожденного младенца то или другое имя, откладывая чтение требуемой молитвы до того времени, пока самим не придется быть в доме родильницы или же просто до крещения младенца, для того, чтобы прочитать ее в присутствии самого младенца непосредственно пред крещением и т. п. Это тем более удобоисполнимо, что сам устав церковный издревле разделяет чтение молитв жене-родильнице от молитвы «во еже назнаменати отроча», – и у нас есть на селах вообще не принято откладывать крещение на долгое время, так что иногда между появлением бабки за молитвой жене родившей и для получения имени новорожденному, и приносим самого младенца для крещения проходит несколько часов и никогда не больше двух-трех суток, – в какое время разумеется родители новорожденного легко могут звать его данным именем и без молитвы, чтобы затем это было освящено для него чтением молитвы в присутствии самого младенца, по уставу церковному.

11) Замечания о некоторых народных обычаях, соблюдаемых в некоторых местах до рождения и при рождении детей, – как-то о церковных поясах, употребляемых беременными женщинами для счастливого чревоношения, и об отверстии царских врач в церкви во время трудных родов и т. п.

Есть в некоторых местах нашего отечества обычай, в силу которого женщины, страдающие трудным ношением младенцев во утробе во время беременности обращаются иногда к священнику с просьбою давать им церковные поясы, употребляемые при совершении литургии, которыми он подвязываются в надежде на помощь Божию. Священники должны относиться к этому обычаю с особенною осторожностью, и если уже нельзя где прекратить оный совершенно, то выдавать для этой цели поясы не иные, как ветхие, выходящие из употребления, чтобы потом уже никогда более не употреблять их при священнослужении. Всего же лучше еще поступают те из священников, которые, чтобы не оскорблять народной веры в благодатную силу церковных поясов, освящают для желающих особые поясы, приносимые для этого нарочито самими беременными женщинами или их родственниками, надевают во время службы и потом отдающих по принадлежности. Но как в том, так и в другом случае священники должны наблюдать, чтобы женщины подобными поясами, не употребляли их без особенной надобности и всегда носили с благословением, подобающим святыням. По миновании надобности поясы эти должны или уничтожить их другим способом, или же хранить до других подходящих случаев, по обычаю.

Под это же правило должны быть отнесены также и те случаи, когда для подобных целей обращаются к священнику с просьбой освящать железные крестики и другие подходящие предметы.

Бывает нередко и так, особенно в пределах западной России, что во время трудных родов родильница или ее родственники просят священника, чтобы он на известное время отворил в церкви «царские врата», в полной уверенности, что это всего лучше способствует скорейшему разрешению. Принимая во внимание при этом критическое положение, в каком находятся вообще несчастные трудно или долго рождающие женщины, и с другой стороны снисходя к глубокой вере в благодатную помощь свыше, ожидаемую желающими от отверзтия св. врат в церкви в подобных обстоятельствах, священники не должны строго отказываться от исполнения этого желания. Необходимо только, чтобы священники при этом совершенно избегали разных непризнанных в церкви церемоний, как это водится в иных местах. А всего лучше в этом случае поступают те священники, которые по востребованию отправляются в церковь, и здесь не просто только отворяют одни св. врата, а делают это, как делается в обыкновенных случаях при служении молебнов, т. е. облачаются в епитрахиль и фелонь, отворяют царские врата и по обычаю служат заздравный молебен к Господу или Пресвятой Деве о страждущей родильнице, сопровождая оный чтением тропарей: Помилуй нас Господи.. и Милосердия двери… и т. д. И потом оставляют, по просьбе желающих, царские врата незатворенными на определенное время. В таком виде своем обряд этот даже не лишен своего смысла, – и если только о чем при этом должны помнить священники, то о том, чтобы потом царские врата не оставались не затворенными без нужды на долгое время, но по возможности были запираемы по именовании надобности, по обычаю (Ср. Разанск. Епарх. Вед. 1872 года №3).

12) Может ли священник разрешить пост женщине-родильнице, и если может, то на каком основании?

На это есть положительное правило в уставе церковном. Так в «Номоканоне» – что при большом требнике – прямо полагается, что «родшая в великую седмицу ясть масло и вино пиьет по осьмому правилу святого Тимофея»… (Номокап.пр.65). В подлиннике самое поминутное правило св. Тимофея читается так: «больному, по причине изнеможения его, может быть разрешено употребление пищи и пития, смотря по тому, что он может понести, даже в великую четыредесятницу, пред наступлением Пасхи. Так же разрешается и женам, находящимся в это время в болезнях рождения». По изъяснению канонистов оба эти правила означают то, что «женщине родившей, после родов разрешается употреблять не только масло и вино, но и все что она может или пожелает» (Сравн. «Номоканон при большом Требнике», А. Павлова. Одесса, 1872 г. стр. 83; также «Опыт курса церк. законоведения, арх. Иоанна, т. II, стр.117). Следуя этим правилам, каждый священник по требованию обстоятельств не только может, но и должен разрешить родившей женщине употребление скоромной пищи во всякое время, не исключая самой даже страстной недели, когда только будут просить его об этом или пожелают. Священники необходимо должны только наблюдать при этом, чтобы подобного рода разрешение давать не иначе как в случае неотложной необходимости, и вместе с этим по необходимости должны внушать всякой родившей, получающей это разрешение, а также и лицам ее окружающим, что это делается только по особому снисхождению св. церкви нашей – ради нужды, а потому, чтобы они и пользовались даваемым разрешением не иначе как с надлежащею осмотрительностью и христианским благоразумием, дабы чрезмерною продолжительностью или легкомысленным равнодушием не оскорбить святости церковных уставов и без нужды не соблазнять ревнующих об их важности и сохранения.

Священник А.О. Хойнацкий

1876 г. января 15

г. Нежин


Источник: Хойнацкий Андрей, прот. Вопросы из пастырской практики относительно совершения Таинства Крещения // Христианское чтение. 1876. № 3-4. С. 399-413.

Комментарии для сайта Cackle