Азбука веры Православная библиотека митрополит Анастасий (Грибановский) Речь высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия, произнесенная им в 1906 году в Москве при наречении его во епископа Серпуховского

Речь высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия, произнесенная им в 1906 году в Москве при наречении его во епископа Серпуховского

Источник

В этот торжественный час, когда Господь призывает меня к апостольскому служению, я слышу Его повелительный глас: «Гряди по Мне». И я мысленно иду по стопам Пастыреначальника, да научуся оправданиям Его и узнаю путь, в онь же пойду в моем предстоящем служении.

Путь Христова служения начинается от Иордана. Я вижу, как Богочеловек смиренно склоняет Свою главу под руку Предтечеву, дабы исполнить всякую правду. Христос исполняет всякую правду, и ты, посланник и последователь Христов, должен исполнить все, что повелевает тебе долг твоего звания. Ты должен исполнить всякую правду, какая только начертана в Евангелии и уставах церковных. Ты не должен освобождать себя от подчинения закону, даже если бы ты сам был законодателем.

Тем менее ты можешь возвышать себя над определениями Церкви, какой бы высоты ни достиг ты в своей внутренней жизни. Горе тебе, если ты будешь соблазнять других своею мнимою духовною свободою и возлагать на других тяжкия бремена, которых не будешь нести сам.

Я вижу затем, как Божественная Истина исходит в мир да свидетельствует истину. Я вижу, как воплощенное Слово Божие благовествует всем Евангелие Царства Божия, ублажает смиренных, обличает лицемерных и гордых, пылает огнем ревности на осквернителей святыни. И народ, томимый духовною жаждой, теснится вокруг Источника воды живой и свидетельствует пред всеми Его Божественную силу, ибо Он говорит, как власть имеющий (Матф. 7, 39). И ты, приемлющий жребий апостола, пророка и учителя, будь верным служителем слова, день и нощь со слезами поучая твою паству. Будь мудрым и мужественным служителем Истины, хотя бы имел против себя целый мир. Проповедуй всем о Царствии Божием, которое не есть пища и питие, но радость и мир о Дусе Святе (Рим. 14, 17).

Не зри на лица и не угождай духу века сего, который будет обещать тебе земныя выгоды. Если обретешь смиренную добродетель, возвышай ее и поставляй на свещнице, да светит всем. Если же увидишь ложь и лицемерие, – разоблачай их пред всеми, хотя бы они были облечены в порфиру и виссон.

Не взирай на немощь твоего слова. Если ты будешь возгревать живущий в тебе дар благодати (2 Тим. 1, 6), твои уста будут всегда исполнены Духа: могучий и победоносный, ты будешь властвовать над сердцами людей, и нет в мире силы, которая могла бы противостоять твоему глаголу.

Я вижу, как кроткий и любящий Христос, как солнце, расточает всем Свои благодеяния: насыщает алчущих, исцеляет больных, просвещает слепых, воскрешает мертвых, успокаивает труждающихся и обремененных, исцеляет сокрушенных сердцем. И ты, пастырь душ, подражай Его милосердию; питай алчущих, одевай нагих, молись о страждущих да исцелеют; ревнуй, впрочем, не столько о даре исцелений, сколько о даре любви, ибо любовь творит большия чудеса. Она откроет тебе доступ к чужому сердцу и раскроет пред тобою тайны чужой совести. Обнимай всех, как крыльями, своим любящим сердцем; погибшее взыщи, крепкое снабди: изнемогающого в вере возьми на свои рамена и вдохни в него часть твоего духа.

Зажигая свет в других, ты будешь сгорать сам; но ты был бы недостоин названия первосвященника, если не приносил бы себя в жертву за люди твоя.

При видимом довольстве ты будешь постоянно в труде, бдении, изнурении, ибо у тебя будет постоянная забота о вверенных тебе душах.

Сюда присоединяются еще искушения, которых ты не избежишь, ибо их не избежал Сам Христос. Бог нарочито будет попускать их, дабы ты сам, искушен быв, мог и искушаемым помощи (Евр. 11, 9); они будут обступать тебя, как волны, опалять, как огонь.

Если ты встретишь препятствия на пути своего пастырского делания, ты впадешь в уныние; если ты ощутишь в себе духовную силу и увидишь народ, теснящийся вокруг тебя и желающий коснуться, по крайней мере, края риз твоих, в тебе может возгореться дух тщеславия; он будет внушать тебе, чтобы ты обратил благодать Божию в орудие для созидания суетной славы и внешняго благополучия; и если ты пойдешь этим путем, то незаметно для себя перейдешь ту грань, которая отделяет пастырское служение от мирского владычества. Ты станешь стремиться господствовать над уделом Божиим, вместо того, чтобы быть образом стаду (1 Петр. 5, 3), и впадешь в безумие гордости, возмнив себя источником своей внутренней силы.

О, бодрствуй же постоянно над собою, дабы «кафедра, эта завидная и опасная высота» (Григорий Богослов, т. IV, стр. 49) не стала для тебя горою соблазна, с которой ты можешь низринуться в бездну. Впрочем, если ты преодолеешь одно искушение, пред тобою предстанут другия.

Стоя на верху горы ты слишком будешь заметным для всех и станешь камнем преткновения для многих. Ты будешь терпеть не только от врагов, но и от друзей и сродников, не только от неверующих и свободомыслящих, но и от людей, ревнующих о Церкви, но не по разуму. Одни, называя тебя «учителем благим», будут обращаться к тебе с пытливыми вопросами, дабы уловить тебя в слове, другие будут тщательно наблюдать за твоими поступками, дабы из них извлечь против тебя обвинение.

Никакая мудрость и никакая нравственная чистота не спасет тебя от нареканий. Если ты, подражая Христу, будешь уединяться иногда от народа, чтобы укрепить свой дух молитвою и самоиспытанием, скажут, что ты презираешь нужды паствы; если ты будешь принимать чужое гостеприимство или оказывать его сам, тебя обвинят в том, что ты роняешь достоинство своего звания и ешь с мытарями и грешниками.

Одни будут соблазняться твоими драгоценными одеждами и колесницами, которых не имели Христос и Апостолы; другие будут укорять тебя за простоту и скромность, которыя, по их мнению, унижают величие твоего сана. Чем неподвижнее ты будешь стоять, тем яростнее будут возставать на тебя зависть и злоба; она не остановится ни пред какою клеветою; она не поколеблется обвинить тебя в том, что ты возмущаешь народ и противишься кесарю и найдет своих понтийских пилатов, чтобы предать тебя на позор и смерть.

Да, время гонений для служителей Церкви не миновало; пастыри Христова стада всегда были, как овцы посреди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова «увидим обиды, угрозы, разграбления и описания имений», храмы, обагренные кровию и из храмов соделавшиеся кладбищами, и даже, быть может, всенародное заклание пресвитеров и епископов» (Григорий Богослов, т. IV, стр. 46), какое видел некогда св. Григорий Богослов.

И для тебя, таким образом, настанет своя Гефсиманская ночь. Долг пастыря и вождя пастырей будет звать тебя на путь креста, а человеческая немощь будет смущать тебя и отвращать от подвига. И ты будешь изнемогать в мучительной борьбе, и твоя душа будет прискорбна даже до смерти. О, молись тогда до кровавого пота небесному Отцу и вверяй себя Его всеблагой воле.

И тебя повлекут на беззаконныя судилища, и тебе придется вынести насмешки толпы, которая, быть может, еще вчера рукоплескала тебе, измену и предательство друзей и, наконец, позор и одиночество самого креста, когда все покинут тебя, и когда само небо, быть может, закроется над тобою.

Таков путь истинного Христова пастырства. Ты видишь теперь, как тяжел и тернист он, как опасен он особенно теперь, когда волны со всех сторон обуревают Церковь, и когда в ней самой начинаются пагубныя разделения, грозящия разорвать нешвенный хитон Христов. Отныне ты безответен пред своею совестью: отныне ты не можешь сказать, что ты не знал тяжести бремени, которое принял на свои рамена. Да, я знаю и чувствую всю тяжесть этого бремени и исповедаюсь пред всеми, что не могу снести его, если сам Великий Пастыреначальник не понесет его вместе со мною.

Приблизьте же ко мне Христа, вы, ангелы церквей и архиереи Божии, имеющие великое дерзновение пред горним Престолом.

Прежде, чем сделать меня участником благодати епископства, умолите небесного Первосвященника, да очистит меня от всякия скверны плоти и духа, а наипаче от всякого самонадеяния и самопревозношения и да уготовит во мне сосуд, достойный для приятия Духа.

Тогда низведете на меня огнеобразную Духа благодать, и она изольется на меня, яко миро на главу Аароню, и оживит, осияет меня. Укрепленный и окрыленный ею, я узрю тогда вместе с Павлом, что сила Божия в немощи совершается (2Кор. 12, 9), и восхвалю Вседержавную Троицу, Единосущную и Нераздельную.


Источник: Анастасий (Грибановский), митрополит. Речь высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия, произнесенная им в 1906 году в Москве при наречении его во епископа Серпуховского // Православная Жизнь. 1963. № 8. С. 3-6.

Комментарии для сайта Cackle