Слово в день Светлого Воскресения Христова

Источник

В сей великий день, по превосходству называемый днем Господним, Иисус Христос воскрес в жизнь небесные славы, и в своем преславном воскресении начертал нам живый образ нашего воскресения в жизнь благодатную.

Коль блистательными, коль разительными лучами сияет воскресение Спасителя нашего, сего небесного Победителя! Стечение пресветлых оных лучей составляет солнце Божественные славы воскресшего Иисуса.

Иисус Христос воскрес истинно, воскрес по предречению своему, воскрес силою Божества своего, коего славу распространил и утвердил воскресением своим.

Иисус Христос воскресший более не умирает. Он живет, Он царствует, Он жить и царствовать будет во веки и далее веков. Он есть Царь веков, и победивши торжественно смерть, безсмертную славу и блаженство восприял, яко нетленное наследство.

Тако сей день, сей великий день сотворил Господь, дабы вознестися во славу Свою. Мы, благословенные Христиане, мы верою и состраданием участвовали вчера в Христовых страданиях и Его смерти, да возучаствуем и в Его славе, в Его торжестве, тем паче, что сей Бог Спаситель наш, воскресши в славу Свою, воскрес вместе и для нашего блаженства. Он, воскресши в безсмертную и небесную жизнь, дал нам великий пример нашего воскресения в благодатную жизнь, т. е. к нашему истинному и совершенному к вере обращению.

Но сообразуемся ли и ныне данному нам от воскресшего Господа примеру нашего воскресения в благодатную жизнь?

Воскресение Иисус Христово было истинное; но наше воскресение в благодатную жизнь имеет ли знаки истинного и искреннего обращения к Богу? Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1); т. е. естьли мы истинно воскресли со Христом; то должны соделаться человеками, яко небесными и божественными, не прилепляясь более к земле, не живя больше для земли, но паче воздыхания простирая к небеси, восходя каждый день от одной добродетели к другой, и от славы в славу, дабы вознестись нам со Иисусом Христом на гору святую.

Естьли мы истинно воскресли со Иисусом Христом или от греха в благодать, или от хладости сердца нашего к горячайшему люблению Бога: то мы должны иметь тем более пламенеющую ревность к служению Богу, тем искреннейшее желание к усовершенствованию себя в добродетелях, тем строжайшее примечание за собою самими, дабы совершенно, победив свои порочные склонности, всецело пожертвовать сердцем своим закону Божию, и душу очистить от всякого примеса подлые к сему свету любви.

Воскресение Иисус Христово было неукоснительное: но мы, ах! сколь долгое время или сумнимся, или колеблемся, или отлагаем наше обращение к Богу! Бог всегда стоит при дверех нашего сердца и толцет (Апок. 3, 20), дабы мы отверзли оное для вшествия Богу в нас, для обладания нами; но сердца наши отверсты ли пред Господем? Не отказываем ли мы толкущему в оное Богу: не вемы Тебе? С которого времени благодать Божия не престает просить, молить, возбуждать нас, чтобы мы, отрекшись мира, диавола и плоти нашей, служили Богу? Но, завтра, ответствуем на глас благодати Господней, завтра оставим любовь к суетам и грехам, завтра, когда свободнее нам будет от дел и забот сего света. Завтра, и я говорю, прилеплюся всею любовию к Пастыреначальнику моему Иисусу Христу, когда сего дня окончу дела по моей части, по моим отношениям, по моей власти. Завтра, говорит служитель олтаря, завтра я возъимею попечение о вверенных мне душах, о поучении в законе Божием, о приношении сердца сокрушенного Богу в жертву, когда сего дня соберу с овец моих вóлну, обогащу дом, и сердце исполню удовольствием трапезы. Завтра, говорит купечествующий, завтра я подумаю о приобретении царствия небесного, когда сего дня получу корысти, соберу долги и умножу капитал мой. Но, братия мои! завтрешний день в наших ли руках находится? Завтрешний день не может ли быть последним днем сея жизни временные, которая, без жития добродетельного, воистинну есть смерть? Ах! сколь часто мы обещаемся воскреснуть от мертвых дел (Евр. 6, 1), от дел беззаконных, почто же обещания нашего не исполняем? Начнем, братия мои! начнем хотя с сего дня воскресать в жизнь вечную, дабы при исходе из сего света сказать: аз дело соверших, еже дал еси мне (Иоан. 17, 4).

Воскресение Христово было всецелое и совершенное. Пречистое тело Его не только восприяло целость, но и Божественность. Вся Ипостась Христова новою славою, новым величием просияла. Но наше воскресение, наше обращение к Богу совершенное ли? Нет! сколько мы оставляем себя для света сего и земли? На сколько частей разделяем сердце свое – часть Богу, а часть мамоне, часть Христу, а часть велиару? В какия стороны развлекаем душу нашу? Не мы ли: то даем Богу, то давши паки взимаем; то обещаем Господу, то от обещания отрекаемся; то хощем быти с Богом, то боимся приближаться к Нему и желаем остаться при своих страстях и пороках? Но не се ли слепота наша, что боимся предать себя совершенно Богу? Уже ли мы думаем, что потеряем все, когда соделаемся добродетельными? Уже ли мы мыслим, что щастие земное есть награда одним токмо порокам? Нещастны мы, естьли щастие земное будет токмо награждением и наших добродетелей. Еще ли мы опытом не научились, что тогда мы совершенное чувствуем удовольствие духа и радость сердца, когда чувствуем в себе благодатное присутствие Божие? Почто же мы не предаем себя Богу так, чтобы с Апостолом Павлом сказать: Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).

Воскресение Иисус Христово было торжественное, преславное. И мы, и мы должны так жить, чтоб свет добродетелей наших светился, дабы другие, видя добрые дела наши, прославили небесного Отца нашего (Матф. 5, 16). Сей есть долг, налагаемый на нас благодатным от греха воскресением, наипаче, естьли мы когда либо имели нещастие или научить других порокам, или соблазнить порочною нашею жизнию. Может быть, родители развратили нравы своих детей; может быть, супруги научили распутству невступивших в брак; может быть, начальники изгнали страх Божий из подчиненных своих; может быть, старики подали пример кощунства и сквернословия; может быть... О, да исправим нашу жизнь! и чувствуя кийждо в совести своей неправоту своих намерений, своих желаний, своих дел, потщимся все то вознаградить истинною любовию к добродетели! Сего от нас требует ближний наш, коего соблазняем; сего требует от нас православная Церковь, кою опечаливаем и оскорбляем; сего требует от нас благодать Святого Духа, кою чрез грехи отгоняем от себя. И коль преславное будет наше пред Богом и человеки воскресение, когда уклонимся от зла и сотворим благое (Пс. 33, 15)!

Наконец воскресение Иисус Христово есть вечное и непеременяющееся. Таковое-то наипаче должно быть и наше в благодатную жизнь воскресение. Бог по благости своей воскресил нас в благодатную жизнь еще в крещении нашем. Он душу нашу просветил Божественным светом Евангельского учения, а в сердце излил помазание даров Духа Святого. Мы, водимые сим Духом, воздыхали ли о состоянии нашего неведения пути спасительного? оплакивали ли наше неверствие или заблуждение? Мы положили пред Богом наши намерения жить свято, и торжественною клятвою обещались жити Христу; но сии намерения, сию клятву сохранили ли мы свято и ненарушимо? Буди, говорит Спаситель, верен даже до смерти, и дам ти венец (Апок. 2, 10). Правда, мы слабы, мы немощны, мы человеки; но сего-то самого, что думаем употребить в оправдание наше, сего-то самого опасаться мы должны. Мы слабы; но есть крепкий Бог, Иже слабость нашу укрепит, когда предадим себя Ему. Мы немощны; но есть всемогущая благодать Господня, яже в немощах наших совершается, когда поручим себя действованиям ея. Мы человеки, т. е. мы удобопреклонны ко греху; но имамы Спасителя Богочеловека, Иже тою победоносною десницею, коею стер жало смерти, сломил рог диавола и сокрушил копие греха, удержит нас от грехопадений, когда только поручим себя руководству Его. Что мы слабы, что мы немощны, что мы человеки, сие признавать мы должны не в извинение наших грехов, но чтоб не полагаться на самих себя. И самый добродетельнейший Христианин, при всем постоянном своем намерении быть больше добродетельным, должен выну взывать ко Богу: Боже пресвятый! Твоя благодать да будет мой вождь, мой путь, моя сила, мое защищение: ибо Благодатию же Божиею есмь, еже есмь (1Кор. 15, 10). При таковой преданности ко Богу, будет постоянное в благодатную, т. е. святую, непорочную и добродетельную жизнь и наше воскресение.

Боже Спасителю, Боже победителю смерти, греха и диавола! мы веруем, мы исповедуем и прославляем Твое истинное воскресение из мертвых. Ты живешь, Ты царствуешь во славе, яви к нам милосердие Твое, и благодатию Твоею укрепи нас в творении добродетелей, в попрании грехов и страстей наших, да соделаемся и мы участниками Твоего Божественного торжества здесь на земли в совестях наших, а на небеси в превечных чертогах безсмертного блаженства. Аминь.


Источник: Сочинения Анастасия, архиепископа Астраханского, бывшего Могилевского и Витебского : (С портр. преосвященного). - Издание Кораблева и Сирякова. - СПб.: В Типографии Ведомостей С.П.Б. Городской полиции, 1850. - XXII, 559 с. / Слово в день Светлого Воскресения Христова. 1-6 с.

Комментарии для сайта Cackle