Азбука веры Православная библиотека архимандрит Амвросий (Погодин) Повествование об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, списанное святым Иоанном, архиепископом Фессалоникийским

Повествование об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, списанное святым Иоанном, архиепископом Фессалоникийским

Источник

Содержание

Предисловие «Успение Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Списанное Иоанном, Архиепископом Фессалоникийским  

 

Предисловие

Настоящий текст повествования об Успении Пресвятые Владычицы нашея Богородицы впервые публикуется не только на русском языке, но и вообще на современном языке. До совсем недавнего времени он совершенно незаслуженно был покрыт прахом забвения, но, благодаря изысканиям Martin Jugie, он был издан и снабжен латинским переводом издателя текста (самого Martin Jugie), который использовал целый ряд рукописей, хранящихся в «La Bibliotheque Nationale» в Париже (Cod. 683. Cod. 1174. Cod. Coisl. 121, 307. Cod. 1504, 897, 987:1190), в Ватиканской Библиотеке (Cod. Vat. 2072, 2013, 1608. Cod. Ottob. gr. 415), в Оксфордской (Cod. Cromw. I), Св. Марка в Венеции (Cod. gr. VII, 38), и в Вене, в Императорской Библиотеке (Cod. Theol. gr. 247). Нам нет нужды предоставлять читателю критику текста различных рукописей, как и других вопросов технического характера, все это читателю может быть доступно в 19-м томе «Patrologiae Orientalis» (за 1926 г.).

Для православного читателя, как мы полагаем, этот текст может иметь большой интерес, поэтому мы его и перевели (с греческого) на русский язык. Прежде всего он драгоценен, потому что описывает великое событие Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Далее, этот текст принадлежит руке прославленного святителя Св. Иоанна, Архиепископа Фессалоникийского (ум. ок. 630 г.), который подверг тщательному исследованию, как он сам говорит, все имеющияся повествования об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и, очистив их от «еретических плевел», принес своей пастве чистое описание очевидцев Успения, и он уверяет свою паству, что этому описанию может быть оказано доверие.

Если не считать апокрифических сказаний, это повествование Св. Иоанна Фессалоникийского является первым детальным изображением греческого предания касательно Успения. Здесь уместно отметить, что имеются следующия апокрифическия сказания об Успении: латинский текст Псевдо-Мелитона Сардийского: “Liber Tran situs Mariae”, текст т. ск. наименее «апокрифический» из всех имеющихся апокрифов об этом событии. Затем имеется латинская рецензия, напечатанная Тишендорфом в его “Apocalypses”. Архиепископ Иоанн Фессалоникийский ничего не заимствовал ни из греческого апокрифа об Успении “Ioannis liber de Dormitione Mariae”, ни из изданного Тишендорфом. W. Wright издал, снабдив английским переводом, некоторые имеющиеся в Британском Музее на сирийском языке фрагменты рукописей. Эти фрагменты имеют некоторое сходство в своем повествовании с Псевдо-Мелитоновым повествованием об Успении, и можно сказать, что все апокрифическия сказания об этом событии основываются на более древней традиции.

Поветствование Св. Иоанна Фессалоникийского, во многом сходное с повествованием Псевдо-Мелитона, однако, очень значительно отступает от него. Оно является памятником, имеющим самостоятельную большую ценность, а отнюдь не пересказом или переработкой апокрифов. Некоторые моменты повествования не обнаруживаются в имеющихся у нас апокрифических сказаниях, а находятся только у Св. Иоанна Фессалоникийского. По всей вероятности, им были использованы тексты, которые не дошли до нас. Самый стиль повествования (что особенно разительно в греческом оригинале) свидетельствует, что повествование об Успении не является творением Св. Иоанна Фессалоникийского и его переработкой изследованного материала, а подлинно, как и сказано было, только «переписано» им, или лучше сказать, составлено из различных многочисленных рукописей1. Впоследствии Св. Отцы и составители похвальных слов и служб, как и иконописцы, не имели нужды прибегать к апокрифическим сказаниям об Успении, так как имели верный и очищенный источник: чистое повествование об Успении, сделанное Фессалоникийским Святителем. На иконе Успения изображаются Св. Апостолы, окружающие одр Пресвятой Владычицы нашей Богородицы: во главе одра – Ап. Петр, в ногах – Ап. Иоанн; Спаситель принимает душу Владычицы, как бы в виде младенца в пеленах; Спасителю предстоят два Архангела. На более поздних иконах представлено и усечение рук первосвященника (Аффония). Что касается службы Успению, то приведем несколько лишь примеров, которые обнаруживают наличие того предания, которое запечатлел Св. Иоанн Фессалоникийский в своем повествовании. В службе говорится о том, что Апостолы собрались на облаках со всего мира, чтобы погребсти Владычицу; Она окружена была воспевающими Апостолами и ликом дев; Сам Господь явился за Ея душею со множеством Ангелов, и принял Ее в Свои руки, а Ангелы, прияв Ее с торжеством, в блистании сияния, относили на небо; Апостолы, прияли тело и погребли его в Гефсимании; поступок дерзкого был наказан усечением рук, тело же Владычицы было преставлено на небо. В акафисте Успению эта традиция еще более наглядна, но так как этот акафист позднего происхождения, то мы его не будем приводить.

Подлинный текст настоящего слова с которого сделан нами перевод находится в R. Graffin – F. Nav. – “Patrologia Orientalis”, tomos XIX. tol. 375–402.

«Успение Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Списанное Иоанном, Архиепископом Фессалоникийским

1. Дивной и преславной и всего мира великой Владычице, Приснодеве, Матери Спасителя нашего и Бога Иисуса Христа, и воистину Богородице, непрестанно долженствует быть пение и честь и слава от всякой находящейся под небом (твари), ради бывшего чрез Нея благодеяния для всей твари, в домостроительстве 2 пришествия Воплотившегося Единородного Сына и Слова Бога и Отца.

После вольной по-плоти Страсти и Воскресении из мертвых и на небеса Вознесения Воплотившегося от Нея нас ради, воистину вочеловечшегося, Бога Слова, Она оставалась со Святыми Апостолами, пребывая не малое время в окрестностях Иудейской страны и Иерусалима, в доме 3 девственника и Апостола и возлюбленного Господом, и проживала (там) долго, как открывает Божественное слово 4. Когда же каждый из них, по заповеди Святого Духа, был послан на проповедь Евангелия во всем мире, то, после некоторого времени, Преславная эта и Богородица Дева оставила землю естественною кончиною.

Вот, и писанием передавались некия бывшия дивные вещи в то время касательно Ея, и почти все находящееся под небесами празднественно торжествует годовую память Ея Успения, кроме немногих мест, из которых особенно (надо отметить) – этот богохранимый град Фессалоникийский. Почему же (это так)? Будем ли осуждать в равнодушии или небрежности наших предшественников? – Да не будет у нас этого ни в словах, ни даже в мыслях, ибо они одни из всех, как закон, преподали своему отечеству такое изрядное дело, имею ввиду то, чтобы не только местных святых, но и всех вообще подвизавшихся на земле за Христа, духовно праздновать памяти, собраниями и молитвами пребывая в Боге. Итак, они не отнеслись с равнодушием и не проявили небрежность, но (получилось это) по любви к истине. Ибо дошло до нас, что те, которые тогда присутствовали, написали об Ея Успении, но некоторые из более поздних нечестивых еретиков, внесли свои плевелы, и испортили написанное. Поэтому отцы наши отвергли (это), как неподобающее Кафолической Церкви, и по этой причине у них забвением сменилось празднование. И не удивляйтесь, слыша о порче текста со стороны еретиков, ибо было обнаружено, что они подобное делали и в отношении посланий богоносного Апостола и Святых Евангелий. Но по причине богоненавистного подлога тех, не будем совершенно презирать истинных записей, а удалив злое всеяние, примем то, что было истинно во славу Божию в отношении Его святых, и через памятование (их) будем праздновать душеполезно и душеприятно. Ибо мы обнаружили, что так были вынуждены поступать святые отцы, как те, которые были незадолго до нас, так и те, которые были давно, в отношении так называемых особых Путешествий Св. Апостолов Петра и Павла, и Андрея и Иоанна, как и в отношении очень многих повествований о богоносных мучениках. Ибо воистину, подобает «разметать», по Писанию, «камение еже на пути» 5, дабы не споткнулось богословесное стадо.

2. Поэтому и нам, ради (пользы) этого христолюбивого города, дабы ни в чем благом у него не было недостатка, совершенно необходимо в чистоте прославлять Благодетельницу мира и Владычицу, Приснодеву и Богородицу Марию, когда мы с духовной радостью совершаем память Ея божественного упокоения. Поистине, нами было проявлено отнюдь не среднее рвение для пробуждения (ваших) душ и для (вашего) назидания, чтобы представить вашему боголюбивому слуху не все то, что мы нашли в различных книгах написанное об этом, но только то истинно бывшее, что и запечатлелось в памяти, как (действительно) происходившее, и что свидетельствуется доныне самими местами 6, (то) мы собрали со страхом Божиим по любви к истине, не принимая ни одного слова от вымысла, как от злоумышления, внесенного со стороны испортивших эти (тексты).

Итак, внимая с душеполезным молчанием, воистину страшным и великим и достойным Божией Матери, случившимся дивным вещам, относящимся до Ея божественного Успения, принесем Пречистой Владычице и Богородице Марии благодарение по Бозе и долженствующую славу, чрез добрые дела являя себя достойными Ея даров. Прияв же (сей) малый (дар) нашей любви, и тщание, с которым мы вас увещаем к большему (совершенству) настоящим писанием, (и) одобряя (его), воздайте мне за это любовью, как братия и возлюбленные в Господе чада, постоянной молитвой, приобретая мне от Бога восприятие во всем, ибо Его слава и честь и держава во веки веков. Аминь.

3. Когда Святая Богородица должна была отложить тело, пришел к Ней великий Ангел 7, и сказал: «Мария, востав, возьми эту ветвь, которую дал Тот, Кто насадил Рай, и дай ее Апостолам, чтобы, держа ее, они воспели хвалу пред Тобою, потому что по прошествии трех дней Ты отложишь тело. Ибо вот я пошлю всех Апостолов к Тебе, и они Тебя погребут, и узрят славу Твою, прежде чем Ты унесена будешь в Твое место». И ответила Мария Ангелу, говоря: «Почему ты принес только одну ветвь, а не принес ветви для каждого, чтобы не случилось, что если она будет дана одному, то прочие возропщут? И что ты желаешь, чтобы Я сделала или как твое имя, чтобы, если спросят, Я бы сказала им?» И сказал Ей Ангел: «Зачем Ты спрашиваешь о моем имени? Ибо дивно его услышать. И не сомневайся о ветви, ибо благодаря ей, многие исцелятся, и будет (она) свидетельством всем в Иерусалиме. Верующему – открывается, а для неверующего – сокрывается. Итак, ступай на гору».

Тогда Мария пошла и взошла на гору Елеонскую, в то время как лик Ея просветился ангельским светом, (и) Она имела ветвь в руке. И когда Она взошла на гору, то возрадовалась вся (гора) с деревьями, находящимися на ней, так что деревья наклоняли головы и покланялись. И когда увидела это Мария, то смутилась, полагая, что (здесь) Иисус, и сказала: «Может быть, это Ты, Господь, потому что таковая великая сила происходит чрез Тебя, чтобы самые деревья поклонялись Тебе? Ибо Я утверждаю, что никто не имеет такую силу творить, как только Господь Славы, Который Сам предстоит Мне».

Тогда сказал Ей Ангел: «Никто не может творить знамений, как только от рук Его. Ибо Он дает силу всему существующему. Я же есмь тот, кто душы (людей) смиривших себя пред Богом, принимает и переносит в место праведных в тот день, в который они исходят из тела. Также и в отношении Тебя: если отложишь тело, я сам приду к Тебе.

Тогда сказала ему Мария: «Господин Мой, каким образом ты приходишь к избранным? Скажи Мне, что подобает (сделать), скажи Мне, чтобы Я это сделала, когда ты придешь и возьмешь Меня». И он Ей сказал: «Что Ты безпокоишься, Госпоже? Ибо когда Бог пошлет за Тобою, не только я один приду, но придут и все Ангельския Силы, и воспоют (хвалу) пред Тобою. Итак, имей ветвь». И так сказав Ей (это), Ангел стал как свет, (и) взошел на небо.

4. Мария же вернулась в Свой дом. И немедленно потряслось жилище от славы ветви, которая была в Ея руке. После же потрясения, (Она) вошла в Свою сокровенную горницу и положила ветвь в синдон 8. Тогда (Она) помолилась к Господу, говоря: «Услыши, Владыко, молитву Матери Твоея Марии, иже вопиет к Тебе, и ниспосли на Мя благоволение Твое, и да не приидет пред лицем Моим никакая власть в час оный, воньже Аз изыду от тела, но исполни реченное Тобою, егда Аз плаках пред Тобою, глаголя: что сотворю, да избегну властей, находящих на душу Мою? И Ты обеща Ми, глаголя: Не плачи, ни Ангели приидут за Тобою, ниже Архангели, ниже Херувими, ниже Серафими, и ни иные Власти, Но Сам Аз прииду за Твоею душею. Ныне убо приблизися скорбь родившей (Тя)». И помолилася говоря: «Благословляю свет вечный, в немже обитаеши; благословляю всякое творение рук Твоих, иже пребудет во веки. Святе, иже во святых обитаяй, вонми гласу моления Моего» 9.

5. И сказав это, Она вышла и сказала отроковице Своего дома: «Слушай, вот пойди, и позови родных Моих и знающих Меня, говоря, что «Мария зовет вас». Пошла же служанка Ея, (и) позвала всех, как ей было заповедано. И когда они пришли, сказала им Мария: «Отцы и братия, помогите Мне, ибо Мне суждено выйти из тела для Моего вечного упокоения. Итак, востав, сотворите в отношении Меня великое человеколюбие. Ибо Я не прошу от вас ни золота, ни серебра, так-как все это суетно и тленно, но прошу у вас человеколюбия, дабы вы пребывали вместе со Мной в течение этих двух ночей. И каждый из вас пусть примет светильник и не дает ему потухнуть в течение трех дней, и Я благословлю вас, прежде чем отойду».

И они сотворили, как Она им сказала. Эта весть стала известной всем знаемым Марии и Ея родственникам, и сошлись к Ней все. Мария же, обернувшись, увидела всех предстоящих, и возвысив Свой глас, сказала: «Отцы и братия, будем помогать друг другу, и возжегши светильники, будем бодрствовать, ибо не знаем часа «воньже тать приидет». Мне известно, братия Мои, когда я изыду. Знаю, и Я научена, и не боюсь, ибо это общее (общий удел), но только Я боюсь врага, который враждует против всего. Только он (ничего) не может в отношении праведных и верных, но одолевает неверных и грешных, и творящих его волю, и делает с ними, что хощет. Праведных же он не одолевает, ибо ничего в них не имеет ангел лукавства, но постыждается и отступает от них. Ибо два ангела приходят за человеком: один – праведности, и другой – лукавства, и приходят (они) вместе со смертию. И когда бывает смертью досаждаема душа, приходят (эти) два ангела, и испытывают его тело. И если он сотворил дела праведности, радуется сему Ангел праведности, ибо зло ничего в нем не имеет (своего). Тогда приходят многие Ангелы за душею, воспевая (хвалу) пред нею до (самого) места всех праведных. Тогда скорбит ангел зла, ибо не имеет в ней части. Если же будет найден кто, что сотворил злые дела, тогда радуется злой (ангел), и взяв других злых духов, берут душу и влачат (ее), и Ангел праведный очень скорбит. Итак, ныне, отцы и братия, будем помогать друг другу, чтобы ничего дурного не было найдено в нас».

Когда Мария это говорила, сказали Ей женщины: «Сестра наша, Которая стала Материю Бога и Владычицей всего мира, если мы все боимся, то разве Ты имеешь (причину) бояться, будучи Матерью Господа? Увы нам, куда будем бежать, если Ты так говоришь? Ибо Ты являешься Надеждою всех нас. Мы, ничтожнейшия, – что будем делать или куда убежим? Если пастырь устрашается волка, то куда убегут овцы?»

Восплакали все предстоящие, и сказала им Мария: «Умолкните, братия Мои, и не плачьте, но прославьте Ту, Которая средь вас находится в этот час. Прошу вас, не оплакивайте в этом месте Деву Бога, но воспевайте псалмы вместо плача, чтобы (это) перешло ко всем родам на земле и ко всякому человеку Божиему. Итак, воспевайте псалмы вместо плача, чтобы вместо плача, (это) было вам в благословение».

6. Говоря это, Мария позвала всех близких Ея, и сказала им: «Востав, молитеся». И помолившись, они сели, обсуждая между собою величие Божие и знамения, которые Он сотворил. И в то время, как они беседовали, явился Апостол Иоанн, и постучал в двери, и, отворив, вошел. Когда же Мария его увидела, (Она) возмутилась духом, и вздохнув, заплакала, и воскликнула громким голосом, говоря: «Чадо Иоанне, не забудь слова, которые Учитель тебе заповедал о Мне, когда Я оплакивала Его на Кресте, говоря: Ты уходишь, Сыне Мой, и кому Меня оставляешь, и с кем Я буду жить? И, Он сказал Мне, в то время, как ты присутствовал и слышал: «Иоанн – тот, кто будет заботиться о Тебе». Ныне, чадо, не забудь заповеданного тебе касательно Меня, и вспомни, как Я тебя любила больше, чем всех Апостолов. Вспомни, что ты возлежал на груди Его более, чем прочие. Помяни, что тебе единому Он сказал тайну, возлежащему на груди Его, которую никто не знал, кроме Меня и тебя, ибо ты девственник и избранный; Он не восхотел и Меня огорчить, ибо Я была Обиталищем Его. Ибо Я сказала Ему: «Скажи Мне то, что Ты сказал Иоанну». И Он сообщил тебе, и Мне дал участие (в тайне). Ныне же, чадо Иоанне, не оставляй Меня».

Говоря это, Мария заплакала тихим гласом. Иоанн же не сдержался, так что дух его возмутился, и он не знал, что сказать Ей: ибо он еще не знал, что Она выйдет из тела. Тогда (он) сказал Ей: «Мария, Мати Господня, что Ты желаешь, чтобы я сделал для Тебя? Вот, я отпустил к Тебе моего слугу 10, чтобы он приносил Тебе пищу. Ты не хочешь, чтобы я преступил заповедь Господа моего, которую Он заповедал мне, говоря: «Обходи весь мир, пока грех не будет уничтожен». Ныне же, поведай мне скорбь Твоей души. Не имеешь ли Ты в чем-нибудь недостатка?» И сказала ему Мария: «чадо Иоанне, Я ни в чем не имею недостатка из того, что в этом мире, но так-как после завтра Я изыду из тела, Я прошу тебя, сотвори в отношении Меня человеколюбие, и позаботься о Моем теле, и пусть оно одно будет положено во гроб, и сохрани его с братиями твоими, Апостолами, по причине первосвященников. Ибо Я слышала (собственными) ушами, как они говорили: Если мы найдем Ея тело, то предадим его огню, ибо из Нея произошел Тот Обманщик».

Когда же Иоанн услышал, что Она говорит: «Изыду из тела», то положил лицо на колени, и зарыдал, говоря: «О Господи, почему мы терпим (ныне) другую скорбь? Почему бы лучше я не изшел из тела, чтобы Ты обо мне позаботилась и погребла, о Госпоже мира?»

Услышав же то, что говорил Иоанн, и (как он) горько плакал, и (видя) много других плачущих, так-как и они плакали, Она попросила замолчать предстоящих людей. Она и Иоанна сдержала, говоря: «Чадо Иоанне, потерпи немного в твоем плаче по Мне, пока я не разскажу тебе, что Мне говорил и передал Ангел». Тогда Иоанн, встав, вытер свои слезы. И сказала ему Мария Богородица: «Пойдем со мною, и убеди людей, чтобы они молчали и не плакали, но чтобы еще более воспевали псалмы, пока Я буду говорить с тобою». И в то время как они пели, Иоанн вошел в горницу Ея, и Она сказала ему молитву, которую Ей дал Ангел. Показала же ему и ветвь, и сказала: «Чадо Иоанне, возьми эту ветвь, дабы тебе ее нести перед Моим одром». Ветвь же была пурпуровая. Она показала ему и одежду для погребения, и все уготованное и покрывало Свое, говоря: «Чадо Иоанне, знай, что ничего я не сберегала на земле, как только то, что необходимо для погребения и два хитона. Вот, здесь имеются две вдовы, и когда Я изыду из тела, дай каждой по одному. И после этого (она) отвела его туда, где (была) ветвь, данная Ей Ангелом, для того, чтобы он ее дал Апостолам, и сказала ему: «Чадо Иоанне, возьми эту ветвь, и как было тебе сказано Мною, предшествуй Моему одру. Ибо так сказал Мне Ангел». Сказал же Ей Иоанн: «Я не могу ее взять без того, чтобы со мною были Апостолы, иначе, когда они придут, мне предстоит (услышать) ропот и упрек. Ибо есть между нами больший – Петр, поставленный Самим Господом первым между нами, но когда мы бываем все вместе, между нами бывает взаимное согласие».

7. Как-только же они вышли из горницы, раздался сильный гром, так что взволновались все находящиеся на том месте. И после звука грома, сверху спустились на облаках 11 Апостолов у двери Марии: каждый из них сидел на облаке. Первый Петр, второй Павел (и он был взят облаком и причтен к 12-ти Апостолам. Ибо он имел основы веры во Христа). После них и иные Апостолы также были принесены на облаках, и они сошлись у дверей Марии. Приветствовали же они друг друга, и вглядывались в друг друга, в высшей степени удивляясь, и в то же время славя Бога, что так неизреченно всех собрал во едино.

Когда же они собрались, Петр сказал: «Братия, будем молиться и благословлять человеколюбивого Бога, собравшего нас, и особенно возлюбленного нами Павла, который с нами. Ибо, воистину, братия, ныне исполнилось написанное: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» 11. И сказал ему Павел: «Истинно, Господин мой Петр, ты ныне привел свидетельство, подобающее к настоящему времени. Ибо я был единственным отделенным от вас. Ныне же, благоволением Божиим, будучи недостойным, я присоединен к вам – Апостолам». Когда же Петр снова сказал: «Будем молиться братия, чтобы нам стало известным по какой причине собрал сейчас нас Господь»; сказали ему Апостолы: «Ты отец наш, ты и помолись за нас». Сказал же Петр Павлу: «Брате мой о Господе, Павле, встань, и помолись раньше меня, ибо я возрадовался неизреченной радостью тому, что ты стал (одно) с нами о вере Христовой». Сказал ему Павел: «Прости мне, отче Петре, ибо я неофит, и не довлеет мне последовать за следами ваших честных ног. Как же я буду молиться перед тобою. Ибо ты наш столп, и основание и утверждение, и не только ты, но и все предстоящие братия являются лучшими меня. Ты же больший, Отче. Помолись за всех нас, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребыла с нами».

Тогда все Апостолы возрадовались смирению Павла, и сказали Петру: «Отче Петре, Ты Богом поставлен первым среди нас: ты же и помолись раньше нас». Сказал им Петр: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, братия, да прославит вас, как вами прославляется мое служение. Ибо я наименьший между вами и раб всех, и как я избран – так и вы, и одно звание всех нас. Так что каждый, кто прославляет один другого – прославляет Иисуса, а не человека. Ибо такова великая заповедь Учителя нашего, чтобы мы любили друг друга 12.

Тогда великий Петр, воздев свои руки, помолился к Господу, говоря: «Владыко Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, седящий на Херувимах 13 в вышних (и) на смиренные призирающий 14; обитающий во свете неприступном 15. Ты разреша ешь затруднения 16. Ты раскрываешь скрытые сокровища 17. Ты насадил в нас Твою благость. Ибо какой из богов такой милостивый, как Ты? Не отврати Твое человеколюбие от нас 18, ибо Ты спасаешь от зол всех надеющихся на Тебя, о Живущий. И победил смерть от ныне и во веки веков. Аминь».

И (Апостолы) снова поцеловали друг друга.

8. И немедленно вошел в их середину Иоанн, говоря: «Благословите все и меня». Тогда они облобызали и его, все по порядку. После же приветствия, сказал ему Петр: «Иоанне, возлюбленный от Господа, как ты пришел сюда, и сколько ты дней (уже здесь)?» И сказал Иоанн: «Случилось, когда я был во граде Сардийском, уча до часа девятого, спустилось облако на то место, где мы были собраны, и восхитило меня пред лицем всех бывших со мною, и несло меия досюда. Я постучал в двери, и мне открыли, и я увидел, что люди стоят около Матери нашей Марии, и Она сказала мне: «Я исхожу из тела». Я же не мог сдержаться пред лицом сбывающегося с Нею, и меня сдавило рыдание. Ныне же, братия, если войдете сюда к Ней, не плачьте, и не волнуйтесь, чтобы люди, которые около Нея, видя нас плачущими, не возымели разногласий об Воскресении, и не сказали: «И эти испугались смерти». Но будем друг друга поддерживать словами Благого Учителя».

Тогда Апостолы, рано утром войдя в дом Марии, сказали единым гласом: «Блаженная Мария, Мать всех спасающихся, благодать с Тобою». И сказала им Мария» «Как вы пришли сюда, или кто вам возвестил, что Я исхожу из тела? И как вы здесь собрались? Ибо Я вижу вас собранными, и радуюсь». И каждый назвал землю, откуда он был восхищен, и что «облаками будучи восхищены, мы собрались здесь». Тогда все Ее прославили, говоря: «Да благословит Тебя Господь, всех спасающий». Мария же возрадовалась духом, и сказала: «Благословляю Тя, дарующего всем благословение. Благословляю Жилище Славы Твоея. Благословляю Тя, Дателя света, обитавшего во чреве Моем. Благословляю вся дела рук Твоих, послушествующих Тебе во всей покорности. Благословляю Тя, благословившего нас. Благословляю словеса жизни, изшедшия из уст Твоих, и преподанные нам в истине. Верую убо, яко еже рекл еси – будет Ми. Яко рекл еси: «Пошлю вси Апостоли к Тебе, егда Ти исходити от тела». Се собрашася, и Аз есмь посреде их, якоже виноград плодоприносящий, якоже во оное время, егда бех с Тобою. Благословляю Тя во всяцем благословении. Да сбудется же и прочее от реченного Ми Тобою, яко рекл еси: «Подобает Ти узретй Мене, егда Ти исходити от тела».

Так говоря, Она позвала Петра и всех Апостолов, и ввела их в Свою горницу и показала им погребальную (одежду) Свою. После же сего, вышедши, Она села среди всех, в то время как светильники горели. Ибо им не давали погаснуть, как заповедала Мария.

9. Когда же зашло солнце, во второй день до исхода Ея от тела, Петр сказал всем Апостолам: «Братия, тот кто имеет слово учения, пусть говорит в течение всей ночи, назидая народ». И сказали ему Апостолы: «И кто мудрее тебя? Мы особенно будем радоваться, если услышим твое учение».

Тогда Петр начал говорить: «Братия, и те, которые пришли в это место отшествия Матери нашей Марии, зажегшие светильники, светящие от огня этой видимой земли, вы хорошо поступили. Я бы также желал, чтобы каждый приял свой светильник в нескончаемом веке, который ничего не имеет материального.

Этот же светильник внутреннего человека является трояким: это наше тело, душа и дух. Ибо если эти три возжгутся в истинном огне, который приобретается в подвигах, вы не постыдитесь, когда внидите на нескончаемый Брак вместе с Женихом. Так в отношении Матери нашей Марии. Ибо свет светильника Ея исполнил вселенную, и не погаснет до скончания века, дабы все желающие спастись приняли дерзновение от Нея. Итак, не считайте, что смерть Марии есть смерть. Не смерть – но вечная жизнь и преставление от земли на небо, ибо смерть праведных прославляется у Бога 19. Ибо она (смерть) является славой, и смерть вторая не имеет силу повредит им».

И когда Петр говорил, великий свет возсиял в доме между ними, так что померк свет тех светильников. И был глас, говорящий: «Петре, говори по силе их разумения, как бы они могли принять. Ибо самый лучший врач заботится о страдающих, и пищу приготовляет по возрасту ребенка». Петр же возвысил голос свой, и сказал: «Благословим Тебя, Христе, Кормчий душ наших».

10. Тогда Петр сказал к находящимся здесь девам: «Послушайте благодать (вашу) 20 и славу и честь. Ибо блаженны все те, которые сохраняют образ достоинства своего. Послушайте и научитесь тому, что нам говорит Учитель наш: «Подобно есть», говорит Он, «Царство Небесное девам» 21. Не сказал: «Подобно есть многим временам», ибо времена проходят, имя же девства не проходит. Не уподобил его богатству, ибо богатства уменьшаются, имя же девства пребывает. Поэтому я верю, что вы находитесь в славе. Поэтому и уподобил Царство Небесное вам, что вы безпечальны. Ибо когда будет послана за вами смерть, вы не скажете: «Увы нам, куда мы отходим, и оставляем несчастных наших чад, или великия богатства, или насажденные земли, или великое изобилие» – «Ибо о всем том вы не имеете попечения. Иного попечения у вас нет, как только о вашем девстве. И когда будет послана за вами смерть, вы обрящетесь готовыми, ни в чем не имущие недостатка. Для того же, чтобы вы научились, что ничего нет больше имени добродетели, и ничего (нет) важнее в мире, примите и это:

Был некий богатый Человек в некоем граде во всем изобилующий. Он имел домашних (слуг). Случилось, что двое из слуг согрешили по отношению к Нему, не послушав Его слов. И, разгневавшись, Господин их изгнал их в дальнюю землю на некоторое время, с тем, чтобы после сего, снова позвать их. Один же из изгнанных слуг, построил себе дом, и насадил виноград, и сотворил пекарню и приобрел большую собственность. Другой же раб, трудясь, если что-нибудь получал, (то) обращал в золото. И, призвав золотых дел мастера, сделал венец, сказав ювелиру: «Я раб, имеющий Владыку и Сына Его, Их изобрази на золотом венце». Золотых дел мастер сделал свое дело, и сказал рабу: «Встань, и возложи венец на голову твою». Раб же сказал: «Получи награду, мне же предстоит особое время для ношения венца». Тогда золотых дел мастер понял, что сказал раб, и пошел в свой дом.

После сего, приблизилось (к концу) определенное время изгнания. И послал Владыка некоего жестокого к ним, говоря ему: «Если в течение седми дней ты не представишь мне их, тебе грозит подвергнуться опасности». Тогда посланный пошел с большим тщанием. И придя в ту землю, нашел тех слуг в ночи, как днем 22. И взяв того, кто построил дом и виноградники и другое обладание, сказал ему: «Пойдем, ибо твой Владыка послал меня за тобою». И тот, притворствуя, сказал ему: «Пойдем»; потом же сказал ему»: Потерпи в отношении меня, пока я не продам все то, что принадлежит мне, что я приобрел здесь». Тогда сказал ему посланный: «Я не могу потерпеть, ибо мне определено время – семь дней, и, боясь Его угрозы, я не могу ожидать. Тогда возрыдал раб, говоря: «Увы мне, ибо я был найден неготовым». И сказал ему слуга (посланный): «О злейший раб, ты не познал рабства твоего, и того, что ты находишься в изгнании, и что, когда Владыка захочет, Он пошлет за тобою? И ради чего ты насадил виноградники, из которых ничего не можешь перенести, и ты найден неготовым? Прежде, чем я к тебе пришел, ты должен был приготовить себя». Тогда, плача, раб сказал: «Увы мне, ибо я полагал, что буду навсегда в изгнании, и не верил, что меня потребует Владыка мой, и поэтому я приобрел все это имущество в этой земле». Тогда слуга взял его не унесшим ничего с собою.

Второй же раб, услышав, что за ним послано, встав, принес венец, и пойдя на дорогу, по которой должен был придти слуга, верно ожидал. И когда (тот) пришел, сказал ему: «Владыка мой послал тебя за мною. Итак, пойдем сейчас же с радостью: ибо ничего меня не задерживает, но и то, что я имею – то легко, ибо мне не принадлежит ничего иного, как только этот золотой венец. Ибо я приготовил его, ежедневно ожидая и молясь, чтобы ко мне был милостив мой Господь и воздвиг бы меня от этого изгнания, так чтобы ни в коем случае не позавидовал кто-нибудь мне, и не отнял бы от меня венец. Ныне же исполнилась моя молитва. Итак, востав – пойдем».

Тогда (эти) два раба пошли (вместе) со слугою. И когда их Владыка увидел их, Он сказал тому, кто ничего не имел: «Где делание такого (долгого) времени твоего изгнания?» Раб же ответил: «Владыко, Ты послал за мною жестокого воина, и я просил его, чтобы он разрешил (мне) продать мое достояние и взять (деньги) в мои руки. И он сказал мне: «Мне не разрешено». Тогда сказал ему Владыка его: «О лукавый рабе, ныне ты вспомнил продать, когда Я послал за тобою. Почему ты не был внимателен к твоему изгнанию, и не подумал, что ничего тебе не будет от этого изобилия?» И, разгневавшись, заповедал, связав руки и ноги, отослать его в иное еще более дурное место. Призвав же того, который нес венец, сказал ему: «Хорошо, верный и добрый раб: ты возжелал свободу, благодаря сделанному тобою венцу. Венец является (знаком) свободных. Ты не осмелился его носить без разрешения твоего Владыки: ибо не может раб иначе получить свободу – как только от Господина своего. Ты желал свободу – имей ее от Меня». Тогда он был освобожден и поставлен над многими».

11. Сказав это девам возле Марии, Петр обернулся к людям (и) сказал: «Послушаем и мы, братия, что произошло с нами. Ибо, действительно, девы Истинного Жениха, Сына Божия и Отца всей твари, это – мы, род людской, на который изначала прогневавшись, Бог изгнал в этот мир Адамов. Таким образом мы пребываем в нем как бы под гневом и как бы в изгнании, но нам не разрешается оставаться в нем, ибо приходит для каждого день, и он будет переведен туда, где наши отцы и предки, где Авраам и Исаак и Иаков. Ибо когда придет конец для каждого, посылается за тем сильный слуга, то-есть смерть. И когда придет за душею человека, пока она болезнует грехом, (то человек) собравший в себе самом много грехов и беззаконий, очень волнуется этому, и тогда молит, говоря: «Потерпи в отношении меня только раз, пока я не искуплю грехи, которые я насадил в моем теле». Смерть же не снисходит. Ибо как может согласиться, когда его определенное время исполнилось? Итак, ничего не имея от праведности, она относится на место мучения. Если же некто сотворил дела праведности, (то) он радуется, го воря: «Ничего меня не задерживает, ибо я ничего не имею, разве только отнять имя девственности». И просит ее (смерть), говоря: «Не оставляй меня на этой земле, чтобы мне кто не позавидовал, и не взяли бы у меня имя девства моего». Тогда исходит душа из тела, и относится с пением к Безсмертному Жениху, и помещает ее в месте упокоения. Ныне, убо, братия, будем подвизаться, зная, что здесь не пребываем во век».

12. Когда Петр так говорил, и до зари наставлял народ, взошло солнце. И, встав, Мария вышла, и воздев Свои руки, помолилась ко Господу. И, после молитвы, вошла и возлегла на одр. Сел же у главы Ея Петр, и у ног – Иоанн; прочие же Апостолы окружили одр Ея. И около третьего часа дня, настал сильный гром с неба, и аромат благоухания, так что сон охватил всех присутствующих, кроме единых Апостолов и трех дев, которым Господь определил бодрствовать, чтобы они свидетельствовали об Успении Марии и о Ея славе. И вот, Господь явился на облаках со множеством Ангелов, которым не было числа. И вошли в горницу, где была Мария, Сам Иисус и Михаил 23, в то время как Ангелы находящиеся вне горницы, воспевали. И как-только Спаситель вошел (и) нашел Апостолов около Святой Марии, Он приветствовал всех. После же сего, Он приветствовал 24 Свою Мать. И отверзла Мария уста Свои, (и) благословила, говоря: «Благословляю Тебя, что, как Ты обещал, Ты не причинил Мне скорби. Ибо Ты обещал, что не допустишь Ангелам придти за Моей душею, но что Ты Сам придешь за Ней. Но да будет Мне, Господи, по глаголу Твоему. Кто Я, смиренная, что удостоилась такой славы». И, так говоря, Она закончила Свое служение, в то время как Ея лик улыбался Господу. Господь же, прияв Ея душу, предал Ее в руки Михаила, окружив Ее как-бы покровами, славу которых невозможно описать. Мы же, Апостолы, увидели душу Марии, преданную в руки Михаила, совершенную по всем человеческим членам, кроме только природы женщины и мужчины, которая является ничем иным, как подобием всякого тела, и сиянием – в семь раз ярче солнца. Петр же исполненный чрезвычайной радостью, спросил Господа, говоря: «Каково сияние наших душ: таково ли как Марии?» Сказал ему Господь: «О Петре, таковы душы всех тех, которые раждаются в этом мире, но когда они исходят из тела, они не будут найдены такими светлыми, ибо иными они посылаются, и иными обретаются, так-как они возлюбили тьму многих грехов. Если же кто себя сохранит от мрака беззаконий этого века, (и таковым) выйдет из тела, обретается душа его такой же светлой». Затем Господь вновь сказал Петру: «Позаботься о теле Марии, Обиталища Моего, со тщанием, и (ты) выйди на лево от града, и найдешь новую гроб ницу, и в ней положи тело, и пребывайте подле него, как было вам заповедано». В то время как говорил Спаситель, воззвало и тело Святые Богородицы пред всеми, говоря: «Помяни Меня, Царю Славы; помяни Мя, ибо Я Твое творение. Помяни Меня, ибо Я сохранила преданное мне сокровище». Тогда Иисус сказал телу: «Я не оставлю Тебя – сокровище Моей Жемчужины. Не оставлю Тебя, обретенного верного хранителя преданного Тебе залога. Да не будет, чтобы Я покинул Тебя – ковчег, который окормлялся Твоим Кормчим. Да не будет, чтобы я Тебя покинул – сокровище исполненное, пока ты еще и жило». И говоря это, Спаситель стал невидимым.

13. Петр же и прочие Апостолы и три девы приготовили тело Марии и положили его на одре. И после сего те, кто заснули, встали. Петр же взял ветвь, и сказал Иоанну: Ты – девственник, и тебе долженствует воспевать перед одром, имея это» (т. е. ветвь). И сказал ему Иоанн: «Ты отец наш и епископ, и тебе подобает быть перед одром пока мы (его) не принесем на место». И сказал ему Петр: «Чтобы кто-нибудь из нас не возъимел скорбь, увенчаем ею одр».

И встав, Апостолы взяли одр Марии. И Петр воспел, говоря: «Во исходе Израилеве от Египта» 25. Господь же и Ангелы шествовали на облаках, воспевая и благословляя. (Они были) невидимыми, только был слышен глас Ангелов. Голоса же многочисленного народа были услышаны во всем Иерусалиме, и первосвященники, услышав шум многого народа и глас воспевающих, смутились, говоря: «Что значит этот шум?» И некто сказал им: «Мария вышла из тела, и вокруг Нея воспевают». И немедленно вошел в них Сатана, и, исполнившись ярости, они сказали: «Идите, и мы придем, и убьем Апостолов и сожжем тело, носившее Того Чародея». И встав, они вышли с мечами и щитами, (чтобы) убить их. И немедленно Ангелы, которые (были) на облаках, поразили их слепотою, и те головами своими ударялись о стены, не видя, куда идут, кроме только одного первосвященника между ними, который пошел в путь ради того, чтобы увидеть, что происходит.

Когда он приблизился к Апостолам, и увидел увенчанный одр, и Апостолов воспевающих, то он сказал, исполненный большой яростью: «Вот, Обиталище Того, Кто причинил столько бедствий 26 нашему роду, имеет такую страшную славу». И он приступил к одру с большою яростью, и, желая его перевернуть, схватил за то место, где была (райская) ветвь, и потянул с намерением, чтобы он упал на землю. И немедленно его руки пристали к одру, и отсеклись до локтей, и свисали с одра 27.

Тогда возрыдал (этот) человек пред лицем всех Апостолов, умоляя их и говоря: «Не оставьте меня в таком несчастьи сущего». Тогда сказал ему Петр: «Ни в моих силах, и ни одного из этих, помочь тебе – только если ты уверуешь, что Иисус есть Сын Божий, востав против Которого, вы взяли и убили, и (если) ты, действительно, отстранишься от этого дела». И сказал человек: «Да разве мы не знали, что (Он) Сын Божий? Но что нам делать, когда наши глаза затмились от сребролюбия? Вот, наши отцы перед смертью призывали нас, говоря: «Чадца – вот Бог избрал вас из всех племен, чтобы вы были пред лицем этого народа в силе (добродетели), и вы не влагайте ваш труд в материальные вещи этой земли. Ибо вот в чем дело ваше – чтобы вы назидали этот народ, и от всех брали десятую часть, и начатки, и все первородное, изшедшее из чрева. Но блюдите, чадца, чтобы место благодаря вам не преизобиловало богатством: и, востав (против Бога), вы сами (в том случае) себя продадите, и прогневаете Бога. Но ваше излишество давайте бедным и сиротам и вдовам вашего народа, и не презрите душу печальную». Мы же не послушали преданий отец наших, но, видя, что место в высшей степени изобилует от первородных овец, коров и всякого скота, поставили стол продающих и покупающих. И Сын Божий, придя, изгнал всех из (этого) места и меняльщиков, говоря: «Возьмите это из этого места, и не творите дому Отца Моего дому купли» 28. Мы же, смотря на нарушенные Им наши обычаи, замыслили в себе зло, и возстали против Него, и убили Его, явно зная, что (Он) Сын Божий. Но не помяните зло наше, но снизойдите ко мне. Это мне приключилось по любви Божией 29, чтобы я ожил». Тогда Петр сделал, чтобы одр положили, и сказал первосвященнику: «Если веруешь ныне от всего сердца, иди. и нежно облобызай тело Марии, говоря: «Верую в Тебя и от Тебя рожденного Бога». Тогда первосвященник на еврейском языке около трех часов благословлял Святую Марию, и никому не разрешал прикоснуться к Ней, принося свидетельства из Святых Моисеевых Книг и из прочих пророков, написанное ими о Ней: что Она будет храмом Божией славы; так что слышавшие, удивлялись этим преданиям, которые они никогда не слышали (прежде).

И сказал ему Петр: «Иди, и приставь твои руки (частями) одна к другой». И он приставил, говоря: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Марии Богородицы – да присоединятся мои руки». И тотчас же они стали (такими), какими были в начале, ни в чем не имея недостатка. И сказал ему Петр: «Встань, и возьми от ветви маленькую грань, и иди во град, и ты найдешь слепых людей, не могущих найти и выйти на дорогу. И разскажи им сбывшееся с тобою. И на того, кто поверит – ты положишь эгу грань на спепые его очи, и тотчас же он будет видеть».

И первосвященник пойдя, как ему было заповедано Петром, нашел много слепых, это были те, которых Ангелы поразили слепотою, плачущие и говорящие: «Увы нам, то, что случилося в Содоме, и нам приключилось. Ибо в начале Бог их поразил слепотою, а после сего сошел огонь с неба и сжег их. Увы нам, ибо вот мы (уже) увечны, (теперь только) остается придти огню». Тогда, человек, несший грань, сказал им о вере, И тот, кто поверил, прозрел, а тот, кто не поверил, не прозрел, но остался слепым.

Конец приводится по Ватиканскому Кодексу 2072, лист 178 30..:

14. Апостолы же унесли честное тело Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, (и) положили в новом гробе. Пребывали же во гробе 31 (они) единодушно в течение трех дней. После же трех дней, отверзши гроб, чтобы поклониться честной Скинии Прехвальной, мы нашли только покрывала, ибо Она была перенесена воплотившимся от Нея Христом Богом в вечное наследие. Сам Господь наш Иисус Христос, прославивший Пречистую Свою Матерь и Богородицу Марию, прославляющих Ее – прославляет, призывающих Ее (в годовой памяти Ея) от всякой нужды спасает, как дом Онисифора 32, и они получают оставление грехов и здесь и в будущем веке, ибо Он Ее явил Своим Троном – на земле – херувимским, и на небесах – земным: надежду и убежище, и дерзновение нашего рода, дабы таинственно совершая торжество Ея Божественного Успения, мы обрели милость и благодать в нынешнем веке и будущем, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь,

Перевел с греческого Игумен Амвросий.

Отцы, Братия и Сестры, если будете читать настоящее повествование, помяните в ваших святых молитвах грешного игумена Амвросия.

* * *

1

Обратите внимание на разницу стиля вступления и самого повествования.

2

икономиа.

3

эн тис ту парфэну.

4

Вероятно, Ин. 19, 57.

5

В нашем тексте (см, пар. лат.) указано Иерем. 50, 26, но там мы этот текст не обнаружили, но нашли его у Ис. 62, 10.

6

Очевидно намек на Иерусалимскую традицию об Успении Приснодевы Марии на горе Сион, а также о Ея гробе в долине Гефсиманской.

7

В нек. рукописях Арх. Михаил, в более поздних Арх. Гавриил.

8

Высококачественная индийская материя.

9

Пс. 140, 1. Пс. 27, 2.

10

о диаконос – слово обозначает и служителя и диакона.

11

Пс. 132, 1.

12

Ин. 15, 12.

13

4 Цар. 19, 15.

14

Пс. 112, 6.

15

II Тим. 6, 16.

16

Дан. 5, 12.

17

Ис. 45, 3.

18

II Мак. 6, 16.

19

Пс. 114, 6.

20

Мф. 25, 1.

21

В некоторых рукописях «нашу», или слово вообще пропущено.

22

В некоторых рукописях слов «как днем» – не имеется.

23

В некот. рукописях сказано «Первый Ангелов» или «Архистратиг и Гавриил», т. е. вместе с Господом были Архангелы Михаил и Гавриил.

24

Глагол аспазомэ имеет много значений приветствия – обнять, поцеловать, радостно приветствовать.

25

Пс. 113, 1.

26

Делаем вольный перевод глагола скилэв"о

27

По псевдо-Мелитону руки первосвященника не были отрезаны, но он, несчастный, целый прилип ко одру. (Архиеп.) Иоанн предпочел повествование восточных апокрифов, и тем отступил от Псевдо-Мелитона. (Прим. переведшего греческий текст на латинский и издателя).

28

Ин. 2, 16. Место – т. е. храм Иерусалимский.

29

Дословно «мне – возлюбленному Богом».

30

В нашем томе Патрологии Ориенталис приводится 6 окончаний из различных рукописей, мы сохраняем и предлагаем читателю этот, ибо он нам кажется одним из лучших, впрочем нет большой разницы между всеми имеющимися окончаниями этого повествования.

31

Гроб – это была небольшая пещера, где погребались тела усопших.

32

Делается намек на II Тим. 1, 16 и 4, 19.


Источник: Амвросий (Погодин), архим. Повествование об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, списанное святым Иоанном, архиепископом Фессалоникийским // Православный путь (Церковно-богословско-философский Ежегодник. Приложение к журналу «Православная Русь»). 1957. С. 117-134.

Комментарии для сайта Cackle