Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом

Источник

Содержание

1. Обетование о семени жены 2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову 3. Пророчество патриарха Иакова 4. Пророчество Валаама 5. Пророчество Моисея о пророке подобном ему  

 

 

В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя миpa. Иисус Христос, обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Moисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете (Ин. 5:45–47)? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Moисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем (Лк. 24:27). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Moиceй: яко Христос имеяше nocmpaдaти, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше nponoведати людем (иудейским) и языком (Деян. 26:22–23). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Moисеева и пророк (Деян. 28:23). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иucyca, сына Иосифова, Иже от Назарета (Ин. 1:45). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших cию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает»1.

Обетования и пророчества о Христе находятся в следующих местах Пятикнижия Моисеева: Быт. 3:15; 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14; 49:10; Чис. 24:17; Втор. 18:15; 18: 19.

1. Обетование о семени жены

Изрекая праведный суд над змием – искусителем наших прародителей и вместе над самими прародителями, Господь Бог в слове осуждения частию скрыл, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю сказал: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между Семенем тоя: Той твою сотрет главу (Быт. 3:15).

Под змием здесь нельзя разуметь только естественного змия. Это видно из того, что несообразно было бы наказывать орудие искушения и не наказать того, кто пользовался сим орудием. А что змий действительно был только орудием разумного искусителя, это видно из приписываемого ему суждения и дара слова: он рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь Еву ко злу. В Св. Писании называется именно змием великим, змием древним диавол и сатана, лестяй вселенную всю (Апок. 12:9; 20:2). Св. Отцы: Ириней2, Златоуст3, Григорий Богослов4, Августин5, Иоанн Дамаскин6 и другие видели в змие искусителе не простого естественного змия, но управляемого вселившимся в него диаволом.

Для уразумения сего обетования заметить должно, что слово семя по употреблению библейскому не всегда означает потомство вообще, но означает и одно лице в потомстве. Так в книге Бытия говорится, что Ева наименовала сына своего Сифом, глаголющи: воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби Каин (Быт. 4:25). – Подобно сему, и в обетовании о Семени жены слово семя должно принимать не в собирательном смысле, а относить к одному лицу из потомства прародителей; это подтверждается тем, что Семя жены здесь противополагается не множеству семени змия, но одному змию: той твою сотрет главу.

Лице, наименованное Семенем жены, есть обетованный Meccия – Спаситель миpa.

«К уразумению таинственного наименования Семени жены пролагает путь самая необычайность сего наименования. В обычае всего рода человеческого и особенно в древних родословиях (Быт. 10, гл. Парал. 1–10. Мф. 1:1–16) видим, что семя или потомство всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием семени жены? Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы»7.

Необычайность дела, которое, по обетованию Божию, имеет совершить Семя жены, дает также видеть в этом Семени нечто необычайное. Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак сим возвещается победа над диаволом совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия, и самой плоти от тления. Кто же в состоянии исполнить все это, кроме Того, Кто смертию Своею имел упразднить имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавить сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2:14–15)?

Прародители наши поняли и приняли обетование о Семени жены, как обетование о грядущем Избавителе. «Что Адам уразумел тайну изречения Господня о Семени жены, cиe можно примечать из того, что в след за сим он дал жене своей новое имя, которое было бы совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне. И нарече Адам имя жене своей жизнь, яко та мати всех живущих (Быт. 3:20). Жизнь, мати живущих имена cии были бы приличны праматери в состоянии непорочности, поскольку тогда она точно рождала бы всех живущих, и никого не рождала бы умирающего: но тогда не дано ей сих имен, а наречена она просто женою. К чему же после грехопадения, – когда она будет рождать умирающих, будучи притом сама причиною, что смерть будет общим наследием ее потомства, – к чему нарече Адам имя жене своей жизнь? Разве в поругание? Нет, конечно не в поругание, а вероятнее, в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о Семени жены, сокрушающем главу змия. Отцем, думал он, буду и я, но не буду отцем истинной Жизни; Ея матерью предоставлено быть жене без мужа»8. Следы той же веры в Искупителя видеть можно и в употреблении у патриархов жертв, которых начало находим в семействе самых прародителей. Без сомнения, в них видели патриархи прообраз великой искупительной жертвы Meccии, так как по силе этой только жертвы может иметь значение всякая жертва Богу, приносимая человекам. «Жертвы, говорит св. Златоуст, не сами по себе были приемлемы, но благоприятны были ради первообраза. Ибо на всех их печатлеется образ Христа и повсюду предначертано будущее…, все имело отношение к Искупителю»9.

Древнее предание иудейское указывало в обетованном Семени жены Мессию. Семьдесят толковников в переводе этого места употребили слово ἀυτός (той), несогласное в роде с словом δπέρμα (семя), допустив эту грамматическую неправильность, без сомнения потому, что имели в мыслях не столько слово: семя, сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый, и что семя жены принимали они за одно лице10. В Таргумах: Онкелоса и в иерусалимском, приписываемом Ионафану, составленных еще до рождества Христова, исполнение обетования о Семени жены относится ко временам Мессии11.

В новом завете есть некоторые указания на cие обетование. Не это ли обетование имеет в виду Апостол Павел, когда говорит, что Бог посла Сына Своего Единородного раждаемого от жены (Гал. 4:4) и Ап. Иоанн, когда говорит: явися Сын Божий, да разрушит дела диавола (1Ин. 3:8)?

Святые отцы и учители Церкви видят в обетовании о Семени жены обетование о Христе. Так Святый Иустин мученик говорит: Ева, вняв слову змия, родила преслушание и смерть. Мария Дева, с верою приявши благовестие Гавриила, что раждаемое от нее свято наречется Сын Божий (Лк. 1:35, 37), ответствовала: буди мне по глаголу твоему. От нее-то родился Тот, о Котором было столько пророчеств, и чрез Которого Бог сокрушил змия и уподобившихся ему ангелов, и даровал свободу от смерти преставшим от зла и верующим в Него12.

Святой Ириней пишет: вражду положил Бог между змием и женою и семенем ея. Один из них, уязвляемый в пяту, может сокрушить самую главу врага; другой уязвляет и убивает человека, пока не придет сокрушить главу его предопределенное Семя, раждаемое от Марии, о Котором говорит Пророк: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс. 90:13)13. В Писании сказано, говорит в другом месте св. Ириней, вражду положу между тобою и между женою. Вражду сию Господь возглавил в Себе Самом, когда соделался от жены человеком и стер главу змия14. Он есть то семя, о Котором говорит Апостол в послании к Галатам: приидет семя, ему же обетовася (3:19), и еще: егда прииде кончина века, посла Бог Сына Своего раждаемого от жены (4:4). Враг наш не был бы справедливо побежден, если бы не соделался от жены человеком Тот, Кто победил его. Как чрез человека побежденного род наш сделался повинным смерти, так и опять чрез Человека победителя получили мы жизнь15.

Ориген говорит: союз некогда заключил змий с Евою, и жена заключила дружество с ним и змий с женою. Но Бог положил расторгнуть сей союз и уничтожить столь пагубное дружество. Посему-то Бог, как благий, и говорит: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Приметим внимательно, что Бог полагает вражду со змием, дабы чрез сие восстановить союз со Христом: ибо невозможно быть в союзе с двумя противниками16.

Св. Исидор Полусиот пишет Исидору диакону: Семя жены, Которому предопределил Бог сокрушить главу змия, есть Господь наш Иисус. Ибо Он Семя жены, един произошел от жены без семени мужа и без нарушения девства17.

Св. Лев папа римский пишет: всемогущий и милосердый Бог тотчас после того, как злоба диавола убила нас ядом своей зависти, предуказал врачевство Своея благости, возвестив змию грядущее Семя жены, (Которое своею силою сотрет вредоносную главу), – то есть, Христа имеющего явиться во плоти, Бога и человека, Который, родившись от Девы, нетленным Своим рождеством осудит виновника человеческого растления18.

2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову

Повелевая Аврааму оставить землю свою, род свой и дом отца своего, Господь между прочим изрек Аврааму следующее: благословятся о тебе вся племена земная (Быт. 12:3). Что благословение в Аврааме есть благословение в семени его, cиe изъяснил ему в последствии Сам Бог: и благословятся о семени твоем вcu язы́цы земныи (Быт. 22:18). Исааку (26:4) и Иакову (28:14) изречено было тоже самое обетование, что все народы земные благословятся о семени сих патриархов. – Смысл сего обетования ясен: семя, или потомок Авраама, Исаака и Иакова, то есть Христос, будет источником и виною благословения для всех народов.

Христа указывает в сем обетовании необычайное величие обетования, которое непременно заставляет ожидать, что и исполнить его предназначено лице необычайное. Патриархам дается обетование, что благословятся о Семени их все племена, все народы. Из обыкновенных потомков Адама ни один не может быть виновником благословения не только для всех, но и для себя, и по причине своей ограниченности, а еще более по причине греховности, которою повреждено естество человека по падении, и в следствие которой все люди суть естеством чада гнева (Еф. 2:3). Такое дело мог совершить только Христос, Который стал клятвою для того, чтобы нас исполнить благословением. Христос ны искупил есть oт клятвы законныя, говорит св. Апостол Павел, быв по нас клятва: да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою (Гал. 3:13, 14).

Сами патриархи обетование благословения всех языков о Семени их почитали обетованием о будущем благословении всех народов чрез одного из их потомков. Иисус Христос засвидетельствовал веру Авраама в обетованного Meccию, когда сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде, и возрадовася (Ин. 8:56). Патриарх Иаков, пророчествуя о пришествии Спасителя и назвав его чаянием языков (Быт. 49:10), ясно выразил, что под Семенем, о котором благословятся все народы земли, Патриархи разумели не все свое потомство, а одного великого потомка.

В новом завете Апостолы засвидетельствовали, что обетование, данное Патриархам, относится именно ко Христу. Так Апостол Петр изъяснял сие обетование Иудеям: вы есте сынове пророк, и завета, его же завеща Бог ко отцем вашим, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог воздвигий отрока Своего Иисуса, посла Его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших (Деян. 3:25–26). Апостол Павел из самого обетования, именно из того, что обетование дано о семени одном, а не о многих, выводит заключение, что обетование относится ко Христу. Аврааму, говорить он, речени быша обеты, и семени его: не глаголет же и семенем, яко о мнозих, но яко о едином, и семери твоему, иже есть Христос (Гал. 3:16). Тот же Апостол указывает и на исполнение сего обетования, когда говорит: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (Еф. 1:3).

Святые отцы в обетовании, данном патриархам видели обетование о Мессии. Так Св. Иустин мученик на слова: благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем, замечает: не Исаву, или Рувиму, или другому кому-либо, говорит cиe (Бог); а только тем, от которых по домостроительству чрез Mapию Деву имел родиться Христос19.

Св. Ириней пишет: Авраам от Слова познав Отца, Который сотворил небо и землю, исповедал Его Богом, и известившись во время Богоявления, что некогда между людьми, как человек, явится сам Сын Божий, в пришествие Которого семя его будет, как звезды небесные, вожделел видеть день оный, чтобы самому видеть Христа. И в духе пророческом видел и возрадовался20. Пророк Авраам, говорит в другом месте св. Ириней, видел в Духе день Господня пришествия. Итак ведом был Аврааму Господь, день Которого он желал видеть21.

Святой Иоанн Златоуст в толковании на послание к Галатам говорит: «благословятся о семени твоем все язы́цы, то есть, о Христе. А если бы это говорилось об Иудеях, то сообразно ли со здравым смыслом, чтобы подлежащие проклятию за нарушение закона были виновниками благословения для других? Ибо никто из находящихся под проклятием не может сообщить другому благословения, которого сам лишился. Из сего видно, что все cиe сказано о Христе; ибо Он был семя Авраамово, и все народы через Него благословляются и получают обетование Духа»22.

3. Пророчество патриарха Иакова

Благословляя пред смертию своею детей своих, Иаков, между прочими благословениями, изрек Иуде следующее: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему (пока не приидет Шилог–примиритель): и Той чаяние языков (и Ему покорность народов). Быт. 49:10.

Смысл сего пророчества следующий: колено Иудово не престанет иметь своих правителей и законодателей, пока не придет Примиритель, Которому покорятся народы.

Что в сем пророчестве заключается предсказание о грядущем Meccии, – это открывается 1) из сравнения сего пророчества с прежде данными обетованиями Божиими Аврааму, Исааку и самому Иакову. Обетования, прежде данные Аврааму, Исааку и Иакову, касались частию благ временных, но главным образом указывали на то благословение, которое чрез обетованное Семя должно было распространиться на все народы. Можно ли после сего представить, чтобы Иаков, давая предсмертное благословение детям своим, ограничился одними временными благами и опустил из виду то духовное благословение, которое бесконечно важнее благ временных, и которое притом не обетованиях Божиих всегда с ними было соединяемо? Естественнее думать, что и теперь, как прежде, преподается благословение полное, что и теперь указуется Тот, к Которому главным образом устремлялись взоры патриархов, – т. е. Мессия.

2) Обращаясь к содержанию самого пророчества находим в нем такие признаки, по которым пророчество Иакова не может быть отнесено ни к кому другому, кроме Meccии. Здесь должно обратить внимание а) на Лице, о Котором пророчествует Иаков, б) на особенное обстоятельство, которым будет сопровождаться явление сего Лица, и в) на время, когда имеет явиться сиe Лице.

а) Лице, о Котором пророчествует Иаков, называется в его пророчестве Шилог (Schiloh). Слово Шило́г (от шала благоденствовал, мирен был) значит: умиритель, спаситель23, с чем вполне согласуется и текст самаританский24. Но под именем Умирителя, или Спасителя никого другого нельзя разуметь, кроме Мессии: потому что никто из обыкновенных людей Примирителем или Спасителем в строгом смысле назван быть не может. В ветхом завете времена Мессии изображаются, как времена мира (Пс. 71; Ис. 11:1 –10). Сам Мессия называется Князем мира (Иc. 9:6).

б) Не может относиться к кому-либо из обыкновенных людей и то особенное обстоятельство, которым, по пророчеству Иакова, будет сопровождаться явление Примирителя. Это – предвозвещенная ему покорность народов. Meccия, и один Он, может быть Владыкою всех народов, и одному Ему действительно другими обетованиями и пророчествами ветхого завета предвозвещаема была такая покорность. Дам ти, говорит Бог Отец Meccии, языки достояние твое и одержание твое концы земли (Пс. 2:8). И будет в день оный корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на того язы́цы уповати будут, говорится о Мессии у Пророка Иcaии (11:10).

в) В рассматриваемом пророчестве Иакова показывается и время пришествия Meccии. Иаков говорит: не оскудеет Князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидет Примиритель (Шилог). Посмотрим же, когда настало это оскудение собственного правительства в колене Иудовом. Колено Иудово, подобно прочим, начало иметь своих частных князей вскоре по исшествии из Египта (Чис. 1:4–11). Оно имело своих частных князей и по завоевании земли обетованной (Иис. Нав. 22:13, 14). Так – было до Давида. В лице Давида колено Иудово возобладало над всеми прочими, и до пленения вавилонского из сего колена происходили цари народа. Но и в самом пленении колено Иудово управлялось по своим законам (Есфир. 3:8; 8:11); и после пленения имело своих князей, старейшин и судей по законам Бога своего (1Ездр. 9:1; 7:25–26; Неем. 5:7), находясь под главным ведением сперва вождей, потом первосвященников, и наконец ефнархов, или народоначальников.

Лет за 35 до Р. Хр. Римляне поставили царем над Иудеею иноплеменника Ирода, родом Идумеянина. После Ирода царствовал в Иудее сын его Архелай. Но чрез десять лет (в 12 или 13 г. по Р. Хр.) Архелай заточен был в Галлию, Иудея стала римскою областию, управлять ею начали pимские прокураторы, и управляли в продолжение всей земной жизни И. Христа и после до самого разрушения Иерусалима Титом. Князь и вождь от Иуды очевидно оскудели. Следовательно в этот период времени должен был явиться предвозвещенный Иаковом Примиритель. Кто же явился в это время в Иудее? Господь Иисус – истинный Meccия.

Древнее предание Иудеев относило рассматриваемое пророчество к Meccии. К Mecсии относят это пророчество Таргум Онкелоса, Таргум иepyсалимский, приписываемый Иoнaфaнy, Талмуд вавилонский и др. Так в Таргуме Онкелоса читается: «не отнимется Князь от дома Иyдова, пока не придет Meссия, Коего есть царство; и Ему покорятся народы». В Таргуме Иерусалимском: «не оскудеют цари от дома Иудова до того времени, в которое придет Царь Мессия, Коего есть царство: и Ему покорятся наконец все цари земли». В Талмуде вавилонском читается: «равви Иоханах спросил о Meccии, как имя Ему? Ученики равви Силы отвечали: Шило имя Ему, потому что в книге Бытия гл. 49 ст. 10 сказано: дóндеже пpиидет Шилог.

Новозаветное Пиcaние говорит, что Иисус Христос есть мир наш, что Он пришел примирить людей с Богом, примирить их между собою и даровать человеку внутренний мир, которого не могут поколебать никакие внешние обстоятельства. Так Ап. Павел о верующих говорит: оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим И. Христом (Рим. 5:1). При рождении И. Христа Ангелы воспели: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Ап. Павел об Иисусе Христе говорит: Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и cpeдocmение ограды раззоривый, вражду плотию Своею, закон заповедей ученьми упразднив: да оба созиждет Собою во единого нового человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем: и пришед благовести мир вам дальним и ближним, зане Тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу (Еф. 2:14–18). В последней беседе с учениками пред страданиями Своими Спаситель сказал: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин. 14:27). – Кроме сего в новом завете находим подтверждение и того, что народы покорились Ииcycy Христу, приняв Его учение. Начало сей покорности народов Ииcycy Христу видим в день Пятидесятницы, когда по проповеди Ап. Петра обратилось ко Христу душ яко три тысячи (Деян. 2:41): Парфяне, и Мидяне, и Еламите, и живущии в Месопотамии, во Иyдее же и Каппадокии, в Понте и в Азии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, и приходящии Римляне, Иyдeи же и пришельцы, Критяне и Аравляне (9–11).

Св. отцы и учители Церкви христианской пророчество Иакова всегда относили к Meccии. Так

Святой Иустин мученик на слова: не оскудеет Князь от Иуды, замечает: что не об Иуде, а о Христе слова сии сказаны, – это ясно само собою25. Ваше дело, говорит Иустин, обращаясь к язычникам, испытать, до которого времени был у Иудеев собственный вождь и царь. Был он именно до Ииcyca Христа, Учителя нашего26.

Св. Ириней пишет: не оскудеет князь от Иуды и проч. Пусть исследуют те, которые все хотят исследовать, пусть поищут они того времени, когда оскудел князь и вождь от Иуды, и кто есть чаяние языков... Они найдут, что здесь предвозвещен не иной кто, а Господь И. Христос27.

Св. Ефрем Сирин, изъясняя пророчество Иакова, говорит: «хотя, начиная с слов: Иудо тебе похвалят братия твоя и до слов: не отнимется скипетр om Иуды, пророчество cиe можно прилагать к Иуде и к царству Давида и сынов его, потомков Иудиных, но начиная с слов: дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство, и все прочее должно относить к Сыну Божию, а не к Давиду и к сынам его, потомкам Иудиным. Сказанное: дондеже приидет, Кому принадлежит царство – дает разуметь, что все прежде бывшие цари были только местоблюстителями т. е. по преемству передавали царское достоинство, не составлявшее их собственности. И Той чаяние языков т. е. Церкви из язычников28.

Святой Златоуст, приведши пророчество Иакова, обращается к Иудеям и язычникам и говорит: смотри, как и это пророчество относится ко Христу! Ибо тогда Он пришел, когда уже оскудели князи Иудейские и Иудеи подчинены были скипетру римскому. Так-то исполнилось пророчество – не оскудеет князь, говорящее о Христе. Ибо Он родился в то самое время, когда сделана была та первая перепись во время владычества Римлян над Иудеями. Исполнились на Нем и сии слова пророчества и Той чаяние языков. Ибо когда пришел Он, все языки привлек к Себе29.

Святой Лев папа римский пишет: явление неизреченного Божия милосердия последовало в царствование над Иудеями Ирода, когда власть первосвященников нарушена и иноземный получил господство. Тогда-то явление истинного царя подтвердилось гласом пророчества: не оскудеет князь от Иуды и проч.30.

Блаженный Феодорит на слова: не оскудеет князь от Иуды, замечает: это самый ясный признак пришествия Господня. У Иудеев оскудели не только цари, но и apxиeреи и Пророки в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться Спасителю нашему, возобладали иудеями цари иноплеменные, а сим указан Царь вечный – чаяние языков, по обетованию Богом всяческих данному патриархам. Ибо Аврааму и Исааку и Иакову обетовал Бог всяческих о Семени их благословит все народы земные. Сие и здесь выразил патриарх Иаков, благословляя Иуду. Ибо говорит: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидет, Емуже отложено, и Той чаяние языков31.

4. Пророчество Валаама

Валаам, призванный Валаком царем моавитским проклясть Израиля (Чис. 22:5, 6), но вразумленный Ангелом Божиим, силою Духа Божия изрек истинное пророчество о грядущих судьбах народа Божия, и в сем пророчестве, между прочим, произнес следующее: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и погубит князи моавитскии и пленит вся сыны Сифовы: и будет Едом наследие, и будет наследие Исав враг его, и Исраиль сотвори крепость (Чис. 24:17, 18).

Здесь Пророк зрит могущественного обладателя, который победит всех врагов народа Божия, пленит всех сынов Сифа, то есть, все народы земли; ибо «сыны Сифовы – все человеки; потому что Сифов потомок – Ной, от Ноя же – весь род человеческий»32.

Кто же есть сей могущественный обладатель?

В пророчестве приписываются ему отчасти такие черты, которые могут относиться и к обыкновенным царям и победителям в народе Божием, отчасти же такие, которые не могут быть отнесены ни к кому из людей; таково пленение всех сынов Сифа. Это такая победа и такое торжество, которые могут быть приписаны только Всемогущему, следовательно приличествуют только Мессии – Богочеловеку, происшедшему по плоти от Иакова, победившему всех врагов царства Божия и пленившему весь мир в послушание Своего Евангелия.

Древние Иудеи по преданию в пророчестве Валаама видели пророчество о Мессии. Онкелос слова пророчества: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля излагает так: когда восстанет царь от Иакова и помажется Мессия от Израиля33. Ионафан: когда восстанет Царь сильный из дому Иакова и помажется Месия и скипетр сильный от Израиля34.

В новом завете можно усматривать указания на исполнение сего пророчества на Иисусе Христе. Так примечать cиe можно в явлении чудесной звезды волхвам при рождении Иисуса Христа (Мф. 2:2–9). Волхвы узнали сию звезду и назвали ее звездою родившегося Царя Иудейскаго, без сомнения потому, что знали ее по преданию из пророчества Валаамова. – О владычестве Своем не только над всеми человеками, но и над всем миром Иисус Христос возвестил словами: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18).

Св. отцы и учители Церкви видели в пророчестве Валаама пророчество об Иисусе Христе. Так св. Иустин мученик к Ииcycy Христу относит cиe пророчество в разговоре с Иудеем Трифоном35.

Блаженный Феодорит пишет: «некоторым представлялось, будто Валаам ничего не предрек о Спасителе нашем. Но им надлежало принять в рассуждение, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровение о Боге и Спасителе нашем. Ибо видел он камень, который отторжеся без рук, удари тело, сокрушил золото, сребро, медь, железо, скудель, и бысть гора велика, и покрыл всю землю (Дан. 2:34. 35). Посему предвозвестивший сие чрез Навуходоносора, и чрез Валаама предрек спасение вселенной, чтобы и у язычников сохранялись таковые предречения. О сем же предречении свидетельствует исполнение на самом деле. Ибо Произшедший от Иуды по плоти пленил не князей только моавитских, но и вся сыны Сифовы (Чис. 24:17)36.

5. Пророчество Моисея о пророке подобном ему

Пророка oт 6pamиu твоей, яко же мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте, говорил Moисей народу израильскому. (Втор. 18:15). Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, говорит Господь Moисею, и вдам слово Мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него (18:19).

Сих пророчественных слов нельзя относить к преемнику Моисея, Ииcycy Навину, как это делают некоторые иудейские толкователи37. На конце книги Второзакония находится место, в котором очевидно делается указание на приведенное нами пророчество, и которым прямо опровергается то мнение, будто предвозвещенный в нем Пророк есть Иисус Навин. Иисус сынь Навин, говорится в последней главе книги Второзакония, наполнися духа разума: возложи бо Моисей руце свои на него, и послушаша его сынове израилевы, и сотвориша, якоже заповеда Господь Moисею. И не воста ктому Пророк во Израили, якоже Моисей, его же позна Господь лицем к лицу, во всех знамениях и чудесах, его же посла Господь comвopumu я (34:9–11). Из сего видно, что Иисус Навин не был подобный Moисею Пророк.

Нельзя относить пророчества Моисеева и к целому ряду Пророков, коих воздвигал Бог во Израили после Моисея38. Ибо Сам Бог засвидетельствовал, что Моисей был Пророк, которому не будут равны следущие за ним Пророки ветхого завета. Когда Аарон и Mapиам возроптали на Моисея и говорили: еда Moиceю единому глаголет Господь, еда и нам не глаголаше (Чис. 12:2)? – то Бог в ответ на сии слова сказал: аще будет в вас Пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему. Не тако, якоже раб Мой Moисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто неубояетеся глаголати на раба Моего Моисея (ст. 6–8)? Притом и грамматический состав речи не представляет подтверждения в пользу мнения о ряде Пророков, на который будто бы указывается в пророчестве Моисеевом. Употребленное в единственном числе слово Пророк (Евр. Navi.) показывает, что Изрекший пророчество имел в виду одно лицо.

Итак должно принять, что речь здесь идет не о Пророке обыкновенном, не об одном из тех Пророков, ряд которых заключил собою Иоанн Креститель, но о Пророке необычайном – Мессии. Cиe подтверждается следующими признаками, примечаемыми в содержании самого пророчества:

а) В пророчестве сказано, что Пророк, которого восставит Господь Бог, будет как Моисей, т. е. во всем ему подобен. А отличительною чертою Моисея пред всеми другими Пророками Сам Бог указывает особенную близость Моисея к Богу и особенный образ сообщения ему откровений Божиих. Господь Сам усты ко устом глаголал ему явь, а не гаданием, глаголал ему, яко аще бы кто возглаголал к своему другу. Моисей видел славу Господню. Такой близости к Богу не имел ни один из Пророков ветхого завета; ибо все они получали от Бога откровения не тако, якоже раб Господень Моисей. – Но такую же, или, лучше сказать, еще несравненно большую близость к Богу имел один Пророк, Который говорит о Себе: яже Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю (Ин. 12:50), и о котором говорит Евангелист: Бога никтоже виде нигде же, Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18).

б) Моисей был не только Пророк, но и законодатель и ходатай (Гал. 3:19) при заключении завета между Богом и народом. Но во все продолжение времени от Моисея до И. Христа не было ни одного Пророка, который бы вместе был и законодателем. Только Иисус Христос есть истинный законоположник (Иак. 4:12). «Слова: якоже Мене – св. Златоуст изъясняет: т. е., как законодателя, ибо один законодатель древний – Моисей, другой законоположник – Христос, законоположник не для одного народа, но для целой вселенной»39.

в) Пророку, которого воздвигнет Господь Бог, Моисей требует внимания и послушания от народа: Того послушайте. Без сомнения и все Пророки посылаемы были к народу израильскому с тем, чтобы он слушал и исполнял их наставления. Но примечательно, что одному из всех Пророков теми же самыми словами Бог требует внимания и повиновения от всех: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17:5). Соотношение сих слов с словами пророчества Моисеева едва ли может быть неясным для кого-либо40.

г) Далее, в пророчестве возвещается грозное наказание всякому, кто не послушает Того Пророка: и человеку тому, иже не послушает словес Моих, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него (Втор. 18:19). Будет всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится от людей (Деян. 3:23). Посмотрим же за какого Пророка и кого постигло предвозвещенное здесь наказание. Иудеи и прежде наказываемы были за невнимание и неповиновение слову Божию, возвещаемому устами Пророков, – подвержены были, напр., бедствиям семидесятилетнего плена вавилонского, не однократно испытывали тягость ига иноземного и в другие времена. Но бедствия cии прекращались, и слова пророчества: будет всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится om людей – еще не исполнялись во всей силе своей. Наконец Римляне разрушили до основания Иерусалим; многие тысячи тех, которые не приняли Ииcyca Христа – истинного Пророка, погибли; все Иудеи рассеяны из земли своей и доныне находятся в этом рассеянии. Все cиe не есть ли исполнение того, чем угрожаемо было Иудеям за непокорность их учению Иисуса Христа, Единородного Сына Божия?

Пророчество Моисея о Пророке подобном ему в Церкви и народе иудейском, по преданию, относимо было к Мессии. Без сомнения это пророчество имел в виду Филипп, когда говорил Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:45). Народ после того, как Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч, говорил о Нем: сей есть воистинну Пророк грядый в мир (Ин. 6:14). В другой раз народ, быв свидетелем воскрешения Иисусом Христом сына вдовы наинской, говорил о Нем: Пророк велий воста в нас (Лк. 7:16). Из этого видно, что Пророка, о котором писал Моисей, ожидали в лице Meссии не только люди, занимавшиеся испытанием Писаний, но и простой народ. Жена самарянская говорила Ииcycy Христу: вем, яко Мессия приидет глаголемый Христос: егда той npиuдem, возвестит нам вся (Ин. 4:25). Но известно, что Самаряне принимали только пятикнижие Моисеево. Следовательно мысль высказанная Самарянкою о Meccии: возвестит нам вся, т. е. наставит нас во всем, что касается до веры, – не могла быть заимствована ни из какого другого места, кроме рассматриваемого пророчества.

В новом завете пророчество Моисеево относится именно к Иисусу Христу. Ап. Петр говорит: и послет пронареченного вам Христа Иисуса, Егоже подобает небеси убо npияmu даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих Пророк от века. Moисей убо ко отцем рече: яко Пророка вам воздвигнет Господь Бог вам от братии вашей, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам: Будет же всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится от людей. И вcu же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сии (Деян. 3:20–24).

Святые отцы и учители Церкви на пророчество Моисея о Пророке, подобном ему, смотрели, как на пророчество о Христе. Так

Св. Киприан Карфагенский, указав в пророчестве Моисеевом пророчество о Христе, присовокупляет: «Спаситель, кажется, именно указывает на слово Моисеево, когда говорит: аще веровали бысте Моисееви, веровалп бысте убо и Мне: о Мне бо той писа41.

Св. Иоанн Златоуст говорит: Христос сказал: аще веровали бысте Моисею, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа. A Moисей писал: Пророка от братии твоея воздвигнет тебе Господь Бог твой: Того послушайте. Как Христос отсылает их к Moиceю, чтобы чрез него привлечь их к Себе; так и Моисей вверяет учеников Учителю, повелевая, чтобы Ему во всем повиновались42. Изъясняя в другом месте слова Моисея: Пророкабратии твоей возставит тебе и проч., св. Златоуст говорит: Пророк сей есть Христос по плоти, Которого Моисей повелел слушать43.

Св. Кирилл иерусалимский пишет: Пророк Моисей говорит: Пророка вам воздвигнет Господь Бог от братии вашей, якоже мене. Но когда происходит сей ожидаемый Пророк? Обратись, говорит Моисей, к написанному мною. Вникни тщательнее в пророчество Иакова, сказанное Иуде: Иудо, тебе похвалят братия твоя, и далее: не оскудеет князь oт Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидет, кому отложено: и Той чаяние, не Иудеев, но языков (Быт. 49:8, 10). Итак Пророк указал признаком пришествия Христова – прекращение правительства у Иудеев. Если Иудеи теперь не под владычеством Римлян, то не пришел еще Христос. Если имеют правителя из Иудова и Давидова рода: то не пришел еще Чаемый44.

Прокопий газский на пророчество Моисея делает такое изъяснение: «что (Дух Божий) разумеет здесь не кого-нибудь из Пророков, видно из того, что Пророков было много, а здесь говорится об одном по преимуществу, который, говорит Моисей, будет подобен ему. Его ожидая Иудеи после стольких бывших Пророков, спрашивали Иоанна: Пророк ли ecu? Он отвечал: ни (Ин. 1:21), хотя был и Пророк. Как же Христос был подобен Moиceю и больше его? Моисей освободил из Египта один народ, а Христос – от власти диaвoлa всю землю. Опять: тот провел народ чрез Чермное море, потопив Египтян, а Сей все народы чрез крещение, потопив демонов с диаволом.... Moисей дал манну чувственную, а Христос – Самого Себя, хлеб сшедший с небес. Moисей был посредником между Израилем и Богом, а Христос – посредником между всеми народами и Отцем Своим. Тот был законоположником, служащим Богу, а Сей, как Бог, полновластно дает закон, говоря: слышасте, яко речено быть древним.... Аз же глаголю вам45.

Ко Христу относили пророчество Моисеево – и другие отцы и учители Церкви.

* * *

1

Contr. Faustum Lib. XVI с. 14 (col 348. 349. Орр. Tom. X. ed Venet. 1767).

2

Contr. Hæres. Lib. V cар. 24.

3

In Genes. Ноm. XV. 2.

4

Слово на св. Пасху. Твор. св. Отц. Ч. IV. стр. 160 (русск. пер.).

5

De Genes. ad Litter. Xl. cap. 29.

6

Toчн. излож. веры, кн. II. гл. 30.

7

Слова С. Ч. Ф. М. М. издан. втор. Ч. I. стр. 178.

8

Слова С. Ч. Ф. М. М. изд. втор. Ч. I. стр. 213.

9

Орр. Tom. V. Ноm. 166. р. 986. (ed. Montfauc).

10

Записки на кн. Быт. I. стр. 109.

11

Hengsteub. Cristolog. 1. s. 43. Haetii Dcmonstr. Evang. Prop. VII. pag. 498.

12

Dialog. cum Tryph.

13

Contr. Hæres. Lib. III. cap. 23. n. 7.

14

Contr. Hæres. Lib. IV. cap. 40. n. 3.

15

Ibidem. Lib. V. cap. 21. pag. 318.

16

Orig (in Caten. ed. a Niceph. Theot. I. pag. 93.

17

Lib. I. ep. 426. (Opp. ed. Paris. 1638 on. pag. 109).

18

Serm. II in Nativ Doin. Opp. Tom I. pag. 67 (ed. Venet. 1743 an).

19

Dialog. cum Tryph.

20

Contr. Нæгes. Lib IV. cap. 7. pag. 235.

21

Contr. Нæгes. Lib IV. cap. V. pag. 233.

22

Толкован. на гл. 3. ст. 14. послания к Галатам.

23

Записки на кн. Быт. III, стр. 292. Изд. 1819 г.

24

В Самаританском читается: non auferetur sceptrum de Iuda et dux de vexillis eius, donec veniat Pacificus, et ad ipsum congicgabuntur populi. См. Bibl. Polyglott Waltonian. 1684–1687.

25

Dialogю cum Tryph. Iud.

26

Apolog. 1.

27

Contr. Haeres. L. IV. с. 10. p. 239.

28

Толк. на кн. Быт. в Твор. Св. Отц. Т. XXII. стр. 393.

29

Contr. Jud. et gent. qvod Cluistus sit Dens. Opp. Т. I. pag. 561.

30

Serm III. in Epiphan. Opp. T. I. p. 118.

31

Толк. на кн Бытия вопр. 112 (Твор. св. Отц. в русск. пер. Том. XXVI. стр. 96, 97.

32

Блаж. Феодорит. Толк. на кн. Числ. вопр. 44. (Тв. свят. От. русс. пер. Т. XXVI. стр. 222.

33

Quando surget reх ex Iacob et ungetur Messias ex Israёl.

34

Cum surget rex fortis ex domo Iacob et ungetur Messias et sceptrum forte ex Israel. Schoettgen Horae Hebraic. Tom. II. De Messia pag. 151. – Raymund Martin. Pugio Fid pag. 68.

35

Dialog. cum Tiyphon. Ind. pag. 334. (ed. Colon. 1686).

36

Толк. на кн. Числ. вопр. 44. в Тв. св. От. в русс. пер. Т. XXVI. стр. 221, 222.

37

См. Heugstenb Christolog. Th. 1. s. 84. ed. 1829.

38

Heugstenb Christolog. Th. 1. s. 84. ed. 1829.

39

De Chryst. pastor, et ov. Oper. Т. III. p. 817.

40

Оно замечено было Тертуллианом – contr. Marcion. bb IV. c. 22.

41

Advers. Iud. 1 I. p. 26 (ed. Bremae 1690).

42

In paralyt. et de Christ. Divin. c. Anom. XII. Opp. T. I. p. 548.

43

In Ер. II ad cor. Ноm. VIII. Opp. Т. X. p. 484. Также in cap II Ep. ad Gal. Т. X. p. 692.

44

Оглас. Сл. 12. § 17 стр. 180 (Твор. св. Отц. в русс. перев. Т. XXV).

45

Procop. in Oclateach. Deuleron. с 18, 18.


Источник: [Лавров А.Ф.] Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1856. Ч. 15. Кн. 2. С. 270–300.

Комментарии для сайта Cackle