Источник

Записка А.С Хомякова о Шумлинской позиции. 1854633

План кампании за Дунаем или случайности войны могут привести наши войска снова под Шумлу: поэтому считаю не бесполезным дать некоторую известность следующим обстоятельствам.

В 1828 году, после удачного нападения на Костежское ущелье, я стоял на правом фланге отряда в третьем эскадроне гусар принца Оранского, около версты от ущелья. Более десяти дней у нас не было ничего съестного, кроме сухарей. В это время указал мне унтер-офицер на несколько коров, которые паслись на Шумлинской горе. Я попросил у полковника Плаутина позволения отбить этих коров. Он рассмеялся и сказал мне. «Разве вы не знаете, что это Шумлинская гора? Впрочем, пожалуй, попробуйте». При скоте видно было человек восемь вооружённых пастухов. Я спустился с 30-ю охотниками к речке, которая называется, если не ошибаюсь, Балтаджи-дере, а по-болгарски Врана. За крутостью горы пастухи уже меня видеть не могли. Я проехал несколько сажен речкой по каменистому дну, увидел влево стёжку не слишком крутую и довольно широкую для прохода двух лошадей, легко поднялся вверх и к самому верху пустился вскачь. Захваченные врасплох пастухи выстрелили наудачу, разумеется, ни в кого не попали, бросились направо в кусты, куда преследовать их было нельзя и бесполезно. Коров я велел отогнать в полк (который ими впоследствии лакомился), а сам, бросив пикеты на опушку к стороне Трусовского ущелья, пустился крупной рысью поперёк горного хребта. Подъём был весьма лёгкий, почти равнина. Проехав около версты один, я доехал до такого места, где был перелом хребта и вдали увидел Шумлу, стоящую в углублении гораздо ниже меня. В это время раздался выстрел одного из пикетных солдата, и я принуждён был поспешить возвратом; собрал солдат и благополучно спустился под гору, опередив на четверть версты Турецкий отряд человек в триста, который спешил от Трусовского ущелья, чтобы нас отрезать.

Подъём на Шумлинскую гору с версту вправо от Костежа весьма лёгок для пехоты и для кавалерии и даже не труден для артиллерии, разумеется, с помощью пеших солдат. Это место нисколько не было укреплено в 1828 году, и так как оно нападению не подвергалось, то немудрено, что оно не укреплено и теперь.

Едва ли не я один в Русской армии был на Шумлинской горе, но дорога, мною найденная, осталась никому неизвестной, потому что свитские офицеры, которым я о ней говорил, на это не обратили никакого внимания, а из Костежа Турки нас проводили невежливо по милости генерала Ридигера, который ни в Костеже не укрепился, ни пути возвратного через леса не обеспечил.

Въезд мой на Шумлинскую гору и успешная добыча коров могут быть засвидетельствованы всеми моими товарищами и генералом Плаутиным. Во время фуражировок за Эски-Стамбулом видел я также влево от Костежа два другие въезда, которые мне также показались удобными, и то же самое мне было подтверждено Болгарами. Но так как я видел эти чёрные дорожки издали посредством маленькой зрительной трубки, отвечать за верность моего наблюдения не могу. Впрочем, все эти обстоятельства, может быть, и могут к чему-нибудь послужить; поэтому и нахожу нужным их сообщить.

Эта записка А.С. Хомякова (из Мартовской книжки «Русского Вестника» 1889 года) сообщена нам И.В. Новицким. Изд.

* * *

633

Князь М.Д. Горчаков сделал на этой записке пометку: «любопытное сведение».


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. В 8-и томах. - Москва: Унив. тип., 1900: Т. 8. – 480, 58 с.

Комментарии для сайта Cackle