Источник

Письма к Александру Ивановичу Кошелеву

Достопамятный общественный деятель, агроном и финансист, ревнитель Русского просвещения, Александр Иванович Кошелев родился 6 мая 1806 года, скончался 12 ноября 1883. Приводим (из «Русского Архива» 1879 год, кн. III) собственные его воспоминания об А.С. Хомякове. Из единомысленных сверстников Хомякова один Кошелев пережил его. Это обстоятельство даёт особенное значение его воспоминаниям, усугубляемое тесной дружбой, их соединявшей. Изд.

Воспоминания А.И. Кошелева о Хомякове. (28 февраля 1873 года)

Первое моё знакомство с А.С. Хомяковым было в 1823 году, в Москве, в доме Веневитиновых. Короче друг с другом мы сошлись в Петербурге, в марте 1827 года, во время предсмертной болезни Дмитрия Веневитинова. Брат Хомякова Фёдор ухаживал за больным как нежнейшая мать или сестра; а нас (своего брата Алексея и меня) он почти не впускал к больному, находя, что мы очень неловки и только тревожили его своим уходом. Во время этих нескольких суток, проведённых нами вместе, в третьей комнате от больного, среди тревог и страхов, мы много толковали и спорили о философии вообще и о Шеллине в особенности, о Христианстве и о других жизненных вопросах, и вследствие того очень сблизились. Затем, во время моего пребывания в Петербурге, с 1827 по 1831 год, А.С. Хомяков часто живал там, и тогда почти ежедневно мы виделись или у князя Одоевского, или у К.А. Карамзиной, или друг у друга. Хомяков всегда был строгим и глубоко верующим Православным Христианином, а я – заклятым Шеллингистом, и у нас были споры бесконечные. Никогда не забуду одного спора, окончившегося самым комическим образом. Проводили мы вечер у князя Одоевского, спорили втроём о конечности и бесконечности мира, и незаметно беседа наша продлилась до трёх часов ночи. Тогда хозяин дома нам напомнил, что уже поздно и что лучше продолжить спор у него же на следующий день. Мы встали, начали сходить с лестницы, продолжая спор; сели на дрожки и всё-таки его не прерывали. Я завёз Хомякова на его квартиру; он слез, я оставался на дрожках, а спор шёл своим чередом. Вдруг какая-то Немка, жившая над воротами, у которых мы стали, открывает форточку в своём окне и довольно громко говорит: Mein Gottund Herr, wasistdenndass?154 Мы расхохотались, и там окончился наш спор.

В Петербурге, у князя Одоевского, мы часто встречали профессора Веланского, графа М.Ю. Виельгорского и других умных и учёных людей. В наших беседах принимал живое участие приехавший из Москвы наш приятель В.П. Титов. Вечера и обеды у князя Одоевского всё более и более скрепляли нашу дружбу и сильно содействовали к нашему умственному и нравственному развитию. У К.А. Карамзиной мы видали часто Блудова, Жуковского, П.А. Муханова и других; а из женщин, особенно, нас очаровывала и красотой, и умом девица Россет, вышедшая впоследствии замуж за Н.М. Смирнова. Хомякову она внушила стихи: «Иностранке»; но когда она их узнала от П.А. Муханова, то осталась ими очень недовольной и некоторое время относилась к Хомякову весьма холодно. В Карамзинской гостиной предметом разговоров были не философские предметы, но и не Петербургские пустые сплетни и россказни. Литературы, Русская и иностранные, важные события у нас и в Европе, особенно действия тогдашних великих государственных людей Англии Каннинга и Гускиссона, составляли всего чаще содержание наших оживлённых бесед. Эти вечера, продолжавшиеся до поздних часов ночи, освежали и питали наши души и умы, что в тогдашней Петербургской душной атмосфере было для нас особенно полезно. Хозяйка дома умела всегда направлять разговоры на предметы интересные.

Так прожили мы до июня 1831 года, когда я, больной, отправился за границу. Свиделся я опять с Хомяковым в Москве, в начале 1833 года. С этого времени мы зимой постоянно живали в Москве, очень часто виделись и у него, и у меня, и особенно у И.В. Киреевского. Последний жил у Красных ворот со своей матерью, А.П. Елагиной, которую мы все горячо любили и глубоко уважали. Тут бывали нескончаемые разговоры и споры, начинавшиеся вечером и кончавшиеся в 3, 4, даже в 5-м и 6-м часу ночи или утра. Тут вырабатывалось и развивалось то направление Православно-Русское, которого душой и главным двигателем был Хомяков.

Многие из нас вначале были ярыми Западниками и Хомяков почти один отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, значение веры в человеческом душевном и нравственном быту и превосходство нашей Церкви над учениями Католичества и Протестантства. Впоследствии большинство из нас перешло, по искреннему убеждению, к этому направлению; но некоторые из наших приятелей и собеседников остались при своих, с Запада полученных, мнениях и воззрениях и прозвали нас Славянофилами, хотя расположение и любовь к Славянам никогда не составляли самого существенного основания наших убеждений.

В наших беседах читались разные статьи, которые за строгостью и бессмысленностью цензуры не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако, часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчёт способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевский, как Иван, так и Пётр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землёй, и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперёд, а страшным шагом назад. Быт народа Русского и его воззрения, как вероисповедные, так и общественные, были самой любимой темой наших разговоров. На вечерах у Елагиной, Киреевских, Свербеевых и у нас бывали Чаадаев, Герцен, Грановский и другие сторонники противных мнений. Явились туда также молодые люди: К. Аксаков, Ю. Самарин, Попов, Валуев, В. Елагин и другие, которые не замедлили вполне присоединиться к Православно-Русскому направлению и подчиниться благому влиянию Хомякова. Эти вечера много принесли пользы как лицам в них участвовавшим, развивая и уясняя их убеждения, так и самому делу, т. е. выработке тех двух направлений, так называемых Славянофильского и Западного, которые ярко выказались в нашей литература сороковых и пятидесятых годов.

Так протекли многие годы, и только война с Турцией, в союзе почти со всей Европой, своими тяжкими ударами несколько изменила характер этих бесед. Уже не Церковь со своими догматами и учреждениями, не философия немецкая, не община со своими обычаями и установлениями, занимали нас преимущественно. Грозные события 1854 и 1855 годов приковали к себе всё наше внимание. Мы все чувствовали, что бедствия, которые испытывала Россия, ею вполне заслужены, и по этому поводу Хомяков с особенным жаром и увлечением говорил о том, что безнаказанно нельзя притеснять и подавлять дух человеческий, ни допускать его стеснение и подавление. Вскоре, начавшееся новое царствование подало нам надежды на лучшее будущее. Утомлённые гнётом только окончившегося тридцатилетнего царствования, мы радостно собрались у меня вечером в самый день присяги Государю, весело выпили за его здоровье и от души пожелали, чтобы в его царствование совершилось великое дело освобождения крестьян, и Русский человек мог ожить умом и духом.

Вскоре после того мы задумали издавать журнал, но препятствий к тому оказалось много. В сотрудниках, и весьма даровитых, у нас не было недостатка; но многие из них, Хомяков, И. Киреевский, К. Аксакова и некоторые другие были под цензурной опалой, т. е. все их статьи должны были цензуроваться не в Москве, а исключительно в Петербурге. Такое распоряжение было сделано вследствие статей, ими представленных к напечатанию во 2-й книге Московского Сборника. Я был несколько раз у попечителя университета В.И. Назимова, ездил в Петербург к А.С. Норову, тогдашнему министру народного просвещения (в то время цензура ещё не была передана в Министерство Внутренних Дел); отправлялся туда и Хомяков. Наконец, после долгих хлопот и разного рода разъяснений, особенно при горячем содействии В.И. Назимова, я получил разрешение издавать журнал под именем «Русская Беседа». С особенным жаром посвятил себя этому изданию А.С. Хомяков и верно исполнил данное им мне слово: не отказываться ни от какой работы, которую я, как издатель и редактор, на него положу. В Беседе он напечатал много стихотворений и статей; последние появлялись то с подписью его имени, то от имени Беседы. Они все вошли в I том полного собрания его сочинений, напечатанного в Москве. К удовлетворительному ходу Русской Беседы особенно много содействовал Хомяков не только помещением в ней своих сочинений, но и тем, что он умиротворял возникавшие в среде её сотрудников разногласия. Всех требовательнее и настойчивее был К. Аксаков, и тут мне не раз случалось обращаться к Хомякову для укрощения порывов его исключительности. Впрочем, дело шло у нас ладно, и в течение пяти лет не было напечатано в Русской Беседа ни одной статьи, которая бы возбудила неудовольствие кого-либо из сотрудников.

Не могу не упомянуть об одном случае, бывшем при издании Беседы и окончившемся особенно счастливо, по милости Хомякова. Напечатана была в 1858 году статья «Возрождение Болгар», где Греко-Фанариоты выставлены были в настоящем их виде и где обстоятельно описывалось угнетение Болгар Цареградским патриархатом. Эта статья, пропущенная цензурой, вызвала замечания тогдашнего обер-прокурора Св. Синода, графа Александра Петровича Толстого, и в Цензурном Комитете получена была бумага, которою требовалось от редакции Русской Беседы разъяснение и делались ей разные внушения. Я тотчас же отправил эту бумагу в копии по эстафете в деревню к Хомякову, который через два дня доставил мне великолепный ответ на все предъявленные мне замечания и внушения. Я велел этот ответ переписать, подписал и отправил его в Цензурный Комитет. Ответ был таков, что уже более мы не получали никаких замечаний и внушений, хотя и продолжали писать и печатать статьи в том же смысле. Прилагаю ниже этот ответ155.

Опубликование Высочайшего рескрипта на имя Виленского генерал-губернатора несказанно обрадовало Хомякова, и он всей душою предался разъяснению в беседах вопроса об освобождении крестьян. Он следил с самым живым участием за ходом этого дела как в Губернских Комитетах, так и в редакционных комиссиях, учреждённых в Петербурге. Он вообще не одобрял действий ни тех, ни других, находя, что первые руководствовались узкими сословными интересами, а вторые не обращали надлежащего внимания на требования в этом деле народного духа и быта. Он особенно не одобрял предположений, касавшихся переходного девятилетнего положения для крестьян, устройства волостного суда и управления, и тех статей, которые, по его мнению, подкапывали Русскую общину. Это своё неодобрение переходного состояния и свои мысли насчёт выкупа он ясно и резко высказал в письме к И.Я. Ростовцеву. В этом письме, коего черновой подлинник сохранился в бумагах покойного, он пространно и обстоятельно доказывал несостоятельность девятилетнего переходного положения и необходимость одновременного обязательного выкупа156. Сам он не дожил до окончательного решения этого дела. Он скончался от холеры 23 сентября 1860 года, в своей деревне, в с. Ивановском, Данковского уезда, Рязанской губернии.

Имев счастье много лет пользоваться дружбой А.С. Хомякова и быть с ним в самых коротких отношениях, я могу сказать, что в моей жизни мне не случилось встретить человека более постоянного в своих убеждениях и в сношениях с людьми. Я знал Хомякова 37 лет и основные его убеждения 1823 года остались те же и в 1860 году. Вместе с тем никак нельзя было упрекать его в косности. Напротив, он постоянно шёл вперёд в развитии своих мыслей, тщательно всматривался в события и сопровождавшие их обстоятельства, угадывал очень удачно их внутренний смысл и соображал свои мнения с их требованиями. Многие упрекали его в любви к софизмам и спорам и уверяли, что он противоречил часто сам себе, защищая сегодня то, что̀ он опровергал накануне. Такой упрёк показывает лишь одно, что люди, позволявшие его себе, не вникали в глубокий смысл его слов. Действительно, он иногда как будто противоречил себе: так, в беседе с иными людьми, он словно отделялся от Православной Церкви, нападая на некоторые её обряды, на её служителей и на подчинённое её положение гражданской власти, и дозволяя себе всё это даже осмеивать; в беседе же с другими лицами, он крепко отстаивал необходимость соблюдения церковных обрядов и строго порицал тех, которые самовольно или из пренебрежения, или из личной гордости позволяли себе становиться выше Церкви и не исполнять её установлений. В таких его речах было только видимое, а вовсе не действительное противоречие. Для Хомякова дороже всего была жизнь, правда как в Церкви, так и в человеке. Когда он видел перед собой людей, для которых обрядность составляла суть Церкви, то считал долгом разить эту обрядность. Когда же, напротив того, он встречал людей, которые, соглашаясь с главными догматами Церкви, с её идеальной стороной, считали обряды принадлежностью толпы, а не развитой части исповедников, то он защищал обряды, будучи глубоко убеждён в том, что мы, как люди, должны иметь и определённые, осязательные формы для выражения наших чувств и убеждений, что мы обязаны дорожить связью с народом, отнюдь себя из него не исключать и быть с ним в возможно полном единстве. Он был душою предан свободе, всегда имел её в виду и крепко за неё ратовал и вместе с тем он отстаивал самодержавие. Многим казались такие его речи софизмами; а между тем тут в его понятиях не было ничего противоречащего. Хомяков пуще всего ненавидел ложь, а именно такой представлялась ему всякая Западно-Европейская конституция, переложенная на нашу почву. Он глубоко был убеждён, что система противовесов (systême des contre-poids), господствующая на Западе, была произведением ложного, внешними обстоятельствами обусловленного, развития тамошнего просвещения и тамошней жизни; что она совершенно неприменима к России; что у нас должна быть иная, более полная, более человечная свобода, и иная, более сильная, более действительная власть; и что мы сумеем согласовать самодержавие с широкой гласностью и со всенародным представительством. Он мог ошибаться, но никогда и ни в каком случае он не позволял себе говорить против своих убеждений, а убеждения его были так тверды и постоянны, как едва ли в ком-либо из Русских. Случалось мне его упрекать в том, что он излагал свои мнения в виде софизмов, и я получал от него в ответ: «Наше общество так апатично, так сонливо, и понятия его покоятся под такой толстой корой, что необходимо ошеломлять людей и молотом пробивать кору их умственного бездействия и бессмыслия».

Во всё продолжение нашей дружбы, т. е. слишком тридцати лет, ни разу Хомяков на меня не сердился и никогда, ни на один день, не было между нами холодности. Случалось мне на него сердиться и даже его бранить, но своей детской кротостью он тотчас меня обезоруживал, и никогда мы с ним не расходились с дурным чувством друг против друга. Как он способен был сильно любить, так и сильно ненавидеть; но он ненавидел не людей, даже не представителей каких-либо мнений, а развратников и существа бездушные, употреблявшие насилие к достижению своих целей. Пуще всего он ненавидел насилие, в каком бы виде оно ни являлось. Благотворения путём насилия возбуждали особенное его негодование, и он беспощадно разил либералов, которые желали быть благодетелями народа, вопреки его желаниям. Он был не скор на осуждения, старался переноситься в положение тех, кого в чём-либо обвиняли, и позволял себе порицание, даже жёсткое, но не иначе, как по обсуждении всех обстоятельств дела и по оценке тех побуждений, которыми обвиняемый мог руководствоваться. Вообще же он был чрезвычайно благодушен к людям, и только в крайнем случае он позволял себе показывать к человеку неуважение. Особенно кроток он был к людям глупым и уверял, что он ещё в жизни не встречал ни одного дурака, и что в глупейшем человеке есть сторона, в которой он умён.

Простота его обхождения была очаровательна. Он себя ценил очень невысоко, даже чересчур невысоко, никогда и никому не давал почувствовать своё над ним превосходство и ко всем относился как к существам, вполне ему равным.

Хомяков интересовался всем, имел обширные сведения по всем частям человеческого знания, и не было предмета, который был бы ему чужд, или в котором бы он не принимал участия. Помню, однажды отправились мы на вечер к Свербеевым, куда нас пригласили для беседы с одним Русским, возвратившимся с Алеутских островов. Шутя, я говорю ему: «Ну, друг Хомяков, придётся тебе нынче послушать и помолчать». В начале вечера, действительно, Хомяков долго слушал этого заезжего Русского, расспрашивал его подробно насчёт Алеутских островов, но под конец высказал ему по этому предмету такие сведения и соображения, что путешественнику почти приходилось обратить оглобли и ехать, откуда приехал, для окончательного ознакомления с местами, где он пробыл уже насколько лет.

Память и способность скорочтения были в Хомякове изумительные. Помню однажды, в споре богословском с И. Киреевским, он сослался на одно место в творениях одного св. отца, которые он читал лет пятнадцать тому назад в библиотеке Троицкой Лавры и которые только там и имелись. Киреевский усомнился в верности цитаты и сказал Хомякову в шутку: «Ты любишь ссылаться на такие книги, по которым тебя нельзя проверить». Хомяков указал почти страницу, 11 или 13, и место на этой страница (в середине), где находится сделанная им цитата. По учинённой справке ссылка его оказалась совершенно верной. (Это было редкое издание творений святого Кирилла Иерусалимского). Однажды он увидел у меня на столе три-четыре книги, только что купленные, и взял их у меня на одну ночь. На следующее утро книги были мне возвращены; и когда после, месяц спустя, я их прочёл и вздумал экзаменовать моего скорочтеца, то убедился, что он в одну ночь внимательнее их прочёл, чем я в течение целого месяца.

Хомяков сочинял свои статьи не скоро: он долго их обдумывал и обрабатывал в голове; но когда он начинал их писать, то они выливались у него на бумагу быстро и он мало их исправлял. Стихотворения свои он почти никогда сам не предавал бумаге: по большей части их записывали те, кому он их сообщал. Когда случалось упрекать Хомякова в том, что он слишком мало пишет и слишком много говорит, то он отвечал: «Изустное слово плодотворнее писанного; оно живит слушающего и ещё более говорящего; чувствую, что в разговоре с людьми я и умнее, и сильнее чем за столом и с пером в руках. Слова, произнесённые и слышанные коренистее слов писанных и читанных».

Обряды церковные и, в особенности, посты, он соблюдал строго, никогда притом не осуждая тех, которые в этом отношении действовали иначе. Даже в Париже, где в первый раз он был в ранней молодости, он сумел во весь Великий Пост ни разу не оскоромиться. Он говорил, что содержит посты потому, что Церковь их установила, что не считает себя вправе становиться выше её и что дорожит этой связью с народом. В церковь он ходил очень прилежно, и хотя имел привычку вставать по утрам поздно, часу в 12-м, однако, по праздникам не пропускал обедни и часто ходил даже к заутрени. Молился он много и усердно, но старался этого не показывать и даже это скрывать. Никто и никогда не мог упрекнуть его в святошестве. Для Хомякова вера Христова была не доктриной и не каким-либо установлением: для него она была жизнью, всецело обхватывавшею всё его существо. Когда он говорил о Христе и его учении, о различных вероисповеданиях и церквах, и о судьбе Христианства в прошедшем, настоящем и будущем, тогда в словах его была какая-то сила необычайная, возбуждавшая в слушателях понятие о деятельности апостольской. И жизнь его подкрепляла силу его слов.

В заключение не могу не упомянуть о редкой способности Хомякова привлекать к себе и привязывать и стариков, и сверстников своих, и молодёжь. Он становился средоточием везде, где находился, и в Москве, и в каждой гостиной, куда он приезжал. Этим он был обязан, конечно, своему обширному, глубокому и своеобразному уму и своей всегда живой и завлекательной речи, но ещё более кротости и безобидности своей беседы. Молодёжь, особенно свирепая, как он её называл, расположенная к тому, что впоследствии названо было нигилизмом, была предметом его особенной заботливости. Он любил беседовать с этими юношами, которые были к нему чрезвычайно хорошо расположены, и он на них действовал благодетельнее всяких проповедей и других внушений.

Да! Жизнь этого человека была постоянным подвигом на благо ближнего, подвигом, который достойно оценится разве потомством.

А. Кошелев.

С грустью передаю печати несколько уцелевших у меня писем А.С. Хомякова. Самыми интересными для посторонних читателей были бы те, которые он писал ко мне в то время, когда мы были ещё различных мнений и когда я только переходил от прежних своих убеждений к нынешним и нуждался в его разъяснениях и указаниях. Эти письма последних сороковых и первых пятидесятых годов были чрезвычайно хороши и интересны, и сообщались мною приятелям, которые их читали, даже переписывали, и по большей части зачитывали. К сожалению, из этих писем сохранилось у меня только два, из которых одно самое важное, даже без начала. Интересны также письма, предшествовавшие изданию «Русской Беседы», а равно и те, которые писаны были ко мне Хомяковым вовремя выхода в свет книг этого журнала. Читатель с удовольствием познакомится и с мыслями А.С. Хомякова насчёт трудов Редакционных Комиссий по крестьянскому делу. Все эти письма, имеющие общее значение, мы решаемся передать печати; думаем, что многие скажут нам за это спасибо. Остаются письма дружеские, бесценные для меня, но не интересные для публики. Их мы считаем не подлежащими опубликованию. Желательно, чтобы другие, бывшие в сношениях с А.С. Хомяковым лица, последовали моему примеру, сообщили свои воспоминания об этом замечательнейшем человеке нашего времени и передали печати, уцелевшие у них, его письма.

* * *

* * *

154

Боже мой, Господи, что же это такое?

155

Он напечатан в III томе настоящего издания сочинений А.С. Хомякова, стр. 455. Изд. {Глава «О Греко-Болгарской Распре». Корр.}

156

Письмо к графу Ростовцеву о способе увольнения помещичьих крестьян от крепостной зависимости помещено в III томе настоящего издания, стр. 291 и след. {См. «Об отмене крепостного права в России». Корр.} Оно написано в этом 1859 г. по просьбе графа Блудова и до такой степени замечательно, что граф И.Я. Ростовцев, как мы слышали от лиц к нему близких, выражал намерение пригласить Хомякова к участию в трудах редакционных комиссий; но приглашение это почему-то не состоялось. Изд.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. В 8-и томах. - Москва: Унив. тип., 1900: Т. 8. – 480, 58 с.

Комментарии для сайта Cackle