Величие Афин и начало упадка
Мегара и Эгина, некогда соперницы Афин, исчезли в лучах славы марафонской и саламинской; все мелкие области, ставшие в общем ополчении Греции, почувствовали свою слабость и утратили своё прежнее честолюбие и надежду на равенство со Спартой или Афинами; но с другой стороны возвеличение Эллады распространило её вещественные пределы, заставив полуэллинские племена принять полнее эллинскую жизнь и примкнуть к великому народному союзу. Таким образом, Македония приняла в себе южное просвещение, объявила свои права на участие в делах Греции и стала приготовляться к своему будущему всемирному величию. Жизнь Эллинская закипала со всех сторон, торжествуя мало-помалу над всеми соперниками. В этой великой эпохе духовная сила должна была преобладать над вещественной, мыслитель над бойцом, Афины над Спартой.
Но самоё возвеличение Афин содержало в себе причины падения. Гордость местная, властолюбие, стремление к вещественным завоеваниям и к грубой корысти развивались вместе с увеличением государственной силы. Афины вступили в борьбу с Лакедемоном, присваивая себе единовластие над морями, так же как Лакедемон присваивал себе власть на земле. После долгой войны Спарта восторжествовала силой своего внутреннего единства и безрассудством Афин, оскорбивших всех своих союзников. Подробности этой кровавой борьбы, поочерёдное торжество гениальных мужей с одной стороны и крепко устроенного государства с другой, торговые союзы, хитрости и политики и государственной экономии принадлежат монографиям, но не всемирной истории. Афины получили своё значение как представители обще-эллинского духа в годину общей опасности, погибли, когда поставили свою тесную личность вне истинных начал своей силы; но ещё после падения своего продолжали они действовать на целый мир светом мысли и умственного просвещения.
Ими был воспитан Александр Македонский и дикари, его подданные, ими благородная душа Эпаминонда и Филопемена, и великий мир Рима, и отчасти новейшая Европа.
Страсть к свободе, восторженное поклонение человеческому достоинству, были принадлежностями всей Эллады; но в Спарте все эти чувства были подавлены грубым преобладанием местного эгоизма. Спарта изгоняла тиранов из греческих городов; но везде она заменяла единовластие олигархической аристократией, противной духу самих Лакедемонян, противной духу всех Эллинов и уничтожающей всю внутреннюю силу областей, которые ей покорились. Лакедемон угадал позднейшую политику Рима. Торжество Афин везде изгоняло аристократию и пробуждало жизнь полной гражданской свободы. После гибели афинских войск, после полной победы Лакедемона пал Лакедемон. Афины распространили по всей Элладе гордое сознание её высокого достоинства, вражду против всякого неправого насилия и приготовили тех врагов, которые в позднейшее время похитили венцы военной славы у спартанских гоплитов на полях мантинейских и, наконец, подчинили своим законам грозную дружину, созданную Ликургом.