Малая Азия. Троя и её борьба с Грецией

Влияние переворота в царстве ассирийском сильнее подействовало на северо-запад; между тем как, по сказанию персидскому, Джемшид бежал на восток, другие предания западные рассказывают о бегстве Семирамиды (другое название той же ванской династии) на запад. Нет сомнения что они темны и неопределённы и что удаление Семирамиды в Кипр может легко относиться к распространению поклонения бактрийской Венере; но с другой стороны нельзя не обратить внимания и на то, что падение ванского владычества на берегах Тигра и Евфрата по времени своему соответствует усилению, если не появлению, Ванов на западной оконечности Малой Азии. По крайней мере, кажется, по всем хронологическим данным, что Ниниас, т. е. начало местной династии в Ниневии, принадлежит к XVII, а основание Трои, торгового и общественного средоточия ванских семей, относится к XVI столетию до Р.Х. Все исторические данные для этих полубаснословных веков довольно шатки, но ошибки значительной быть не может. Мы знаем, что в позднейшее время Хвалисы (Халибсы Греков), Саки или Гуны клинообразных надписей тянулись от самой Армении по пригорью Тавра и южному берегу Чёрного моря до самой Троады. Северная Троя (Пергам или Прага) не одна славилась своей силой и богатством. Она первенствовала в союзе мало-азийских Вендов (Генеты); но в одно время с ней процветала и пережила её другая Троя в Ликии63 (земле Венедов Великих). Там же протекал и другой Ксанф (эллинское имя, значащее светло-жёлтый, блестящий, пламенный; собственное же имя было Арна, Ярный, от славянского корня ярый, имеющий то же значение, что эллинское Ксанф. Замечательно имя Арный64 главной реки у Разенов в Этрурии). Связь Ликии, т. е. южной Троады, с северной Троадой очень ясна. Одни други и недруги, одни обычаи, одни боги-покровители, Аполлон и Венера; наконец, одни имена рек и городов. Ликия, завоёванная, затопленная иноплеменниками, утратившая своих коренных жителей в кровавых боях и в геройских самоубийствах целых городов (по словам Геродота), утратившая язык свой в смешении с другими, чуждыми ей наречиями, Ликия всё ещё уцелела в памятниках искусства и в письменах, нарезанных на её каменных гробницах. Художество её самобытно, по крайней мере, в зодчестве. Оно возникло не из греческого, оно представляет переходные степени и младенческий возраст, которых Эллада не знает (например, деревянные, бревенчатые накаты и брусья, деревянные костыли, закрепы, высеченные из мрамора и пр.), так что скорее можно предположить её влияние на Элладу, чем обратно. Письменность её, заимствованная с Востока, самобытна в отношении к эллинской, ибо представляет буквы, которые не известны Эллинам, а встречаются у Разен италийских, на берегах реки, одноименной с Ксанфом ликийским (Арный). Символы её религии самобытны и во многих подробностях сходны с украшениями, найденными в гробах крымского полуострова; обряды её (по крайней мере, обычай высекать гробницы в горах) чужды Элладе и принадлежат в одно время Востоку иранскому (как гробницы царей персидских) и Этрурии с её пещерами. Влияние кушитской системы заметно, но южное верование привилось к началу иранскому. Лицо человека возвышено до божественности65, и сказочное человекообразие в религии выразилось в художестве, так же как в Греции, но независимо от Греции.

До́лжно заметить, что главное и самое обыкновенное из символических изображений на памятниках ликийских есть битва льва с быком. Рассказ о битве Сарпедона ликийского с Патроклом в Епаде кончается этим сравнением. Едва ли тут простой случай.

Надписи ликийские свидетельствуют о славянском корне народонаселения. Слова лада (в смысле жены), тедие (в смысле чадо, ибо окончание на ме, тедиеме, встречается не всегда), егове (в смысле местоимения притяжательного) и многие другие особенности служат тому доказательством неоспоримым. Отсутствие знака беззвучия в письменности и, следовательно, отсутствие краткой гласной а, о или е во всякой согласной, оскудение грамматических изменений в окончании слов, прибавка слога ме к словам, который не имеют этого окончания в славянском, и присутствие звука ф ничего не доказывают. Ликия была рано оторвана от своей вендской братии и сильно подвержена влиянию чужеплеменников, особенно южных народов; она должна была измениться в наречии, в обычаях и в обрядах религии; но признаки коренного её характера существуют ещё так ясно, что критика ошибаться не может или не должна.

До́лжно заметить, что в иных случаях (как, например, в имени города Фегсерд), кажется, есть неписанная краткая гласная. Точно так же и в склонениях заметны следы старых форм, изменённых новыми прикладами (суффиксами). Так, например, слово medie (чадо), которое по большей части находится в форме тедiеме, представляет форму множественного тедесаме. Склонение произошло в предпоследнем слоге и совершенно согласно с древне-славянским (чудо – чудеса, небо – небеса, око – очеса и т. д.). Кажется, окончание творительного падежа на м вообще вытеснило окончание именительного.

Чище и неприкосновеннее были, вероятно, северные семьи, хотя и в них, долго живших среди западного Ирана, не могло быть той письменной и словесной чистоты, которая могла принадлежать только выходцам из Бактрии, заселившим пустыни или, по крайней мере, мало приходившим в соприкосновение с иноплеменниками.

Невольно было движение Вендов, Саков и Гунов, заселивших поморье Малой Азии. Оно не следовало общему закону переселения Вендов на Запад. Восстание туземного начала в Ассирии вытеснило их в страны, которые уже были заселены другими семьями, выходцами из западного Ирана. Они не могли распространяться свободно по лицу пустыни, но были принуждены пробиваться через горы до берегов морских и поверять прихотям ветра и волн свою дальнейшую колонизацию. Путь морской был не страшен вендскому племени, везде склонному к судоходству, и поэтому колонии их раскинулись далеко и обогнули весь Запад Малой Азии.

Саки-служили на кораблях персидских во времена Ксеркса66. Очевидно, это Сако-Гуны при-евксинские, а не бактрийские; но, во всяком случае, смешно в них предполагать финно-турецкое племя, вечно чуждое мореходству.

На самой северо-западной оконечности полуострова, почти у встречи двух морей, Евксинского и Эгейского, против области своей фракийской братии, основали новые пришельцы государство, которому суждены были недолгое существование и долгая память в поэтических преданиях. Около XVI столетия до P.X. возникла Троя, и скоро по своей счастливой местности стала высоко над всеми соседними странами. Трудно сказать, не нашли ли пришельцы с Востока прежних родственных колоний, пришедших из Фракии; на это есть вероятности, но нет твёрдых свидетельств. Так же трудно сказать, не сохранилась ли в имени мифического Ассарака67, память об Ассирии, откуда изгнаны были ванские властители: этимология имён шатка и произвольна; сходство обманчиво, кроме тех случаев, когда они беспрестанно повторяются целыми группами (как Дон, Ярый Дон, Венеты, Саки, Геты и пр.). Во всяком случае, понятно скорое величие Трои, поставленной на перепутье двух материков и двух морей и опиравшей свою торговую деятельность на братском союзе со всем поморьем Эвксина и отчасти Архипелага и с многочисленными семьями, населявшими бесконечное пространство от границ Фессалии и цветущих берегов Струменя и фракийского Вепря (Гебр) до глубины донских степей.

Недолго цвела и властвовала Троя. Окрепшая Эллада, смесь просвещения южного и восточного, смесь племени западно-иранского (Пеласгов) и славянского, вошедшего в состав эллинской семьи, Эллада свергла с себя власть южных народов (в сказаниях об Иракле и Тезее) и потом стала отодвигать беспокойное соседство северного племени. Таков смысл сказок о Кентаврах, Амазонках, побеждённых также Ираклом и Тезеем, и о походе Аргонавтов, в котором участвовала вся Греция. Были уже распри с Троянами, как видно из рассказов о Лаомедоне68; были, вероятно, причины к вражде, ибо многие властители Эллады (например, дом Тантала) были вытеснены из Малой Азии около времени основания вендских поселений69. Случайная ссора повлекла за собой многолетнюю войну. Одна за одной были разрушены колонии троянские; один за одним были побеждены её союзники: она должна была пасть. Её могучие стены были выстроены Посейдоном (эмблемой морской торговли) и Аполлоном (Беленом Великим, покровителем вендского племени70); богатства её были неистощимы, войска многочисленны; но область её была мала, союзники далеки и не соединены в формах государственных, войска составлены из наёмников. Дружная сила воинственной Эллады восторжествовала.

Замечательно, что внутренние области Малой Азии остались совершенно равнодушными к борьбе Трои с Греками. Не было ни кровного союза с иноплеменниками, ни торгового с дикарями.

Чудное величие поэзии окружило падение Пергама. Предания собрали около него и западных Фракийцев, и северных Амазонок, и Мемнона71, сына восточной зари. Чудная красота семейной жизни дышит во всём, что̀ предание передало Гомеру, во всём, что̀ Гомер передал векам о враждебной Трое. Перед человеческими лицами Приама, Гекубы и их детей, Гектора и Андромахи, ничтожны и гнусны все царственные дома Эллады, отвратительны сказания об Атрее и его потомстве, обо всех этих героях, полных силы и воинственного огня, но заклеймённых дикостью и развратом.

Эллада, поклонница красоты, достигла впоследствии до идеи о красоте духовной; великие, вечно-памятные имена блестят в летописях её славы; но никогда ничего похожего на семью не знавала Греция. Пусть назовут хоть одну; а Трояне, по мнению великих критиков, должны быть Грекам сродни. О буквенная учёность!

Падающая Троя является в сумраке древности, как последний поэтический образ семейного быта, гибнувшего перед дружинным насилием. В ней слышен дух кроткого восточного Ирана.

В самом Гомере, поющем торжество Эллады, часто плачет сердце, увлечённое невольной любовью. Нет сомнения, что недаром блистала Троя в соседстве с Ионией. Её нравы и бытовое просвещение должны были смягчить суровость мало-азийских Эллинов. Многое в Илиаде обличает знакомство с мифами, принадлежащими славянскому миру. Светловласый Аполлон, стрелометатель, благодетель мира, никогда не являлся с таким величием у других поэтов Греции. Можно угадать близость Троады и Ликии от родины Гомера. Даже имя его Белен было известно по тёмному преданию; но оно приняло форму эллинскую (придыхание) и придано вдохновенному жрецу, любимцу Аполлона. Ещё разительнее миф о поясе Венеры. Его чудная сила часто воспевается в Илиаде72 ; но в описании его есть (несмотря на истинную красоту и детское поклонение критиков) затейливость и натянутая иносказательность, совершенно чуждые первобытной поэзии и ещё более первобытной мифологии. Тут явно был миф, но он забыт и заменён произвольным остроумием. Этот пояс был некогда богиней-Радугой, живым поясом великой Прии-Лаймы (то же, что Приа-Лакшми у Индостанских Вишнуитов), богини Севера, о которой и теперь ещё помнят западные Славяне73. Ирида вытеснила Радугу, но память о чудном поясе сохранилась и простодушие древнего мифа скрылось в затеях поэтической фантазии.

С падением Трои, около XII веков до P.X., расторгся союз Вендов мало-азийских. Они были истреблены или поглощены мало-помалу напором других народов. Долее всех сопротивлялась Ликия, но и та переполнилась чуждыми стихиями и мало сохранила характера первобытного. Быть может, странный обычай называть сына не по имени отца, а по имени матери (нигде, впрочем, не встречаемый у Славян) остался свидетельством о важности женщины в древней славянской общине и объясняет, почему так часто другие народы олицетворяли племя бактрийское в виде царицы (Томирис, Семирамида, Царина и др.) или Амазонки.

Мы уже сказали, что одни только Славяне имеют свои предания о владычестве женщин. Власта и Любуша чешских сказок, царь-девица и разъезжая девица русских сказок совершенно самобытны.

Но Ликия в позднейшее время также погибла без следов, оставив только память о себе в резных гробницах, да в Эзопе, рабе-поэте, полном мудрости бытовой и отзвуков дальнего Востока74. Переселение Ванов ассирийских имело, вероятно, большее влияние на Север, где многие мифы, быть может перенесённые ими, срослись с народной верой, но всё ещё указывают на колыбель свою, междуречье Тигра и Евфрата (таково, между прочим, поклонение петуху, изображение бога войны). Величие Трои отозвалось во все семьи западных Славян, гордившихся родством с ней, а падение её перекинуло колонии беглецов к берегам Тибра, где они выстроили Белый город (Альба Лонга) и зародили будущий Рим.

После победы над вендскими семьями эллинские колонисты заняли их прекрасную область, поморье Архипелага, и положили начало новому просвещению, которое добром и злом отозвалось во всей последующей истории человечества. Варварские народы, одичавшие семьи западного Ирана и колонии кушитские, изгладили следы славянских поселений на южном прибережье Евксина; но это завоевание осталось бесплодным, и разве в позднейшее время некоторое родство племенное отозвалось в союзе при-донских Скифов (Славян) с царством Митридата понтийского. Не такова была встреча благородной семьи эллинской с представителями восточного Ирана, принёсшими с собой начала кроткого человеческого быта и человеческого чувства и стремление к просвещению, но принёсшими в то же время и сказочное человекообразие в вере и семена разврата, полученные ими в областях при-евфратских. На той земле, где Эллины встретились с восточными пришельцами, зачалась будущая Эллада. Уже давно с Юга проникли в неё начала религии кушитской, то тёмной и заклинательной, то буйно-вещественной, то художественной и строительной; давно с Востока был прилив огнепоклонства и духовности (олицетворённых особенно в мифах о Персее и его тёмно-светлом коне и о персеевом потомке Иракле); давно от Фракии и певучих берегов славянского Гебра и Стримона звуки поэзии (в Орфее и Лине) стали пробуждать дремлющую искру словесных искусств в груди воинственных народов Греции: полное её развитие, стройное, могучее, плодотворное началось в не завоёванных ей странах, на западном берегу Малой Азии. Под вечно-ясным небом Ионии Гомер или Гомериды возвели сказку и предание до величия эпоса; в Милете родились философия и история.

Спор о Гомере и Гомеридах давно уже решён внутренним сознанием художников. Для них явно единство духа в Илиаде, явно в Одиссее, хотя тождество сочинителей обеих поэм весьма и весьма сомнительно. Трудно, даже невозможно, чтобы певец Илиады не сказал в Одиссее хоть слово любви о героях своей бурной молодости; трудно, чтобы он не оглянулся на великие образы, начертанные им в диком Ахилле, типе Греции до её умственного просветления, или в чудном сыне Приама, которому в позднейшее время так живо сочувствовал рыцарский Запад Европы. Каждая из этих поэм, очевидно, создана в полноте своей одним творцом. Рапсоды много изменили, много исказили. Крохоборной критике не удастся, к несчастью, восстановить древнего подлинника; но он живёт и высится в душе поэтически настроенного читателя.

Никто из учёных не заметил75 обстоятельства, достойного замечания: включения Скифа Анахарсиса в число греческих мудрецов. Ни один народ, кроме Скифов, не дал представителя своего в греческую нравственную науку. Конечно, эта случайность, точно такая же, как основание главных святилищ богу-просветителю (Аполлону) гиперборейцами, как фракийское происхождение Орфея, как ликийская родина Эзопа, или путешествие Скифа Абариса76 на золотой стреле, данной Аполлоном или развитие греческого искусства в Малой Азии, в землях полу-венедских. Не мешает тоже заметить, что древнейшая эллинская философия, школа Фалеса, низвела высший символ восточного Ирана на степень первого космогонического начала или главного философского, полумистического символа.

* * *

63

Троя в Ликии есть гор. Τλῶς; в этом имени лир употребляются одинаково. Арна, по Стеф. Виз., древнее название города Ксанфа. Было ли оно названием и реки? По Страбону, эта река называлась Сирбис. По поводу производства слова «Ликия» от «Великий» любопытно указание Гезихия, что Ликия значит Гигантия. Ср. Кондаков: Памят. Гаршпий, 31. Это название (Гигантия), откуда бы ни происходило, имеет связь с представлением великого. Геродот говорит, что древнее имя Ликийцев было Μιλύες. I, 173. О защите Ксанфа у него же, 176 гл.

64

Арно. Изд.

65

«Лицо человеческое возвышено до божественности». Вероятно, автор имел в виду миф о Белерофоне (Ганемиде) и др., например, Сарпедоне.

66

Саки служили на перс. кораблях. Гер. VII, 64 и сл.

67

Ассарак, брат Лаомедона.

68

Лаомедон, сын Ила, царь троянский. Геракл разрушил при нём Трою.

69

Тантал жил первоначально у горы Сипила в долине Герма. Его называют то Лидийцем, то Фригийцем.

70

«Беленом Великим», т. е. Ликийским.

71

«Амазонок» (ср. Cuno, Skythen). Царица их Пентесилея убита Ахиллом, равно и Мемнон.

72

«Пояс Венеры». Ошибочно сказано, что «часто воспевается» в Илиаде. О нём говорится только в XIV п. ст. 214–217. С ним сопоставляют магическое покрывало Левкотеи в Одиссее.

73

«Прия-Лаими у Западных Славян». Не ошибка ли вместо «у Литовцев»?

74

«Эзоп». Одни почитают его уроженцем Фракии, а другие Фригийцем. Так как последние, несомненно, сродни Фракийцам, а Ликийцев автор причисляет к тому же племени, то эта ошибка его, в сущности, не изменяет дела.

75

«Никто не заметил...» Вероятно, в смысле «не оценил».

76

«Скифа Абариса». Er ist Vertreter d. vorgestellten Verbindungen d. Apollocultus mit einem nördlich wohnenden Volke. О. Müller: Dorier. 1, 267. Prolegomena 227. Lobeck Aglaophamus 313 и сл.

Комментарии для сайта Cackle