Разрушение римской империи на Западе. Гунны и Готы

Недолго длилось владычество Гуннов. Основанное на требованиях славянских общин, долго стонавших под игом чуждых племен и жадно ожидавших своего освобождения, созданное приливом воинственных стихий из закаспийской стороны, древней колыбели славянства, возвеличенное могучей личностью Аттилы, оно разрушилось, как скоро умер великий вождь, истощилось действие казацкого или дружинного прилива с востока и совершился подвиг освобождения. Таково объяснение мгновенного распадения гуннской державы. Оно было плодом противодействия почти невольного внешнему насилию, а не сознанного стремления к государственному единству. В самой Азии движение Гуннов от севера к югу было прямым последствием напора восточных и средне-азийских народов, Сян-бийцев, Гионг-ну и союза уйгурского. Восточный Иран и Индостан подпали их власти, Парфяне и преемники Парфян, персидские Сассаниды, трепетали перед их могуществом. Царство их гремело под разными именами Саков и Гетов, Андгра, Ванада и Сака, и наконец, было вообще известно под именем Гуннов, как видно из исторических сказаний Пенджаба и особенно Декана и из сказаний Персии о Гуннах Эфталитах. В Индостане они слились с туземцами или погибли в долгой борьбе, в Иране они были побеждены Персиянами и, наконец, уничтожены почти всемирными победителями – Аравитянами; но многие предания, местности, памятники и монеты свидетельствуют о долгом их владычестве.

Историки делают различие между разными Гуннами, просто Гуннами, белыми Гуннами и Гуннами Эфталитами и т. п. Всё это просто бессмыслица. Была эпоха особенной славы для восточного казачества Славян, и имя его, бесспорно происходящее от корня юн и соответствующее южно-славянскому слову юнак, сделалось общим именем многих восточно-иранских семей, слившихся в один союз. В этот союз входило по разным местам более или менее инородных стихий, где турецких, где финских, где кавказских, т. е. иверских и кельто-кумрийских; но коренная основа была везде одинакова. Оттого в сказаниях Декана (или Дакшана-двипа) земля Гуннов называется Гуна-вара, точно также как у европейских летописцев Гунивар; оттого деньги Гуннов Эфталитов и Саков бактрийских383 представляют славянскую ухватку (рука упёртая в бок), чисто славянское поличье (в этом согласится всякий беспристрастный наблюдатель) и чисто славянскую одежду, шапку околышем (и, кажется, даже в иных монетах широкополую шляпу), охабень, что-то похожее на терлик и, что̀ ещё важнее, широкие порты и рубаху сверх портов (черта чисто славянская). Впрочем, после всего свода новейших открытий смешно бы было ещё доказывать восточно-иранское начало Гуннов. Оно может казаться сомнительным только тому, кто поверит, что Малая Азия или её приевксинская часть (Сакастана или Гунастана надписей клинообразных) была искони населена Финнами. Упрямство ошибок, основанных на полуучёности, сбивает с толка всех критиков Западной Европы, всякий раз как дойдёт дело до племён, живших на северо-востоке от Каспия и Арала. Туранцы были де непременно племя средне-азийское, а почему? Разве потому, что Иранцы их считают своими родными братьями (ибо Тур-брат Иреджа), а Индийцы своими единоплеменниками, утратившими чистоту учения (таково их предание о Саках, Мага-Ванадах или великих Вендах, Гунах и Антах или Андирах) или потому, что Таджики (явные Дадики древних) и Авганцы (Аза-ваны) или Дураны (явный Туран) до сих пор носят все признаки иранского народа? Трудно выправить учёный промах.

Движение Гуннов в Европе на запад не было прямым последствием движения восточно-азийского, но находилось с ним в связи, ибо прилив беглых Уйгурцев усилил приволжское казачество и придал ему характер более кочевой и воинственный. Вообще же одновременные завоевания Гуннов в Индостане и в Европе, указывающие, по-видимому, на усиление славянского мира, были действительно только последствием его уничтожения в его древнем средоточии (стране закаспийской) и громадного наращения сил в средней и восточной Азии. С этого времени славянство бактрийское и закаспийское исчезают почти без следа.

Победитель почти всех европейских народов, Аттила погиб не в пылу битвы, но после роскошного пира, едва ли не от руки женщины из побеждённого племени германского. От него и от его царства не осталось ничего, кроме имени.

Самое имя Аттилы, принятое всеми историками, безусловно, едва ли не искажено. Согласие формы сако-гетской Аззилес (на бактрийских монетах) с немецкой формой имени Аттилы, Этцель, заставляет предполагать, что действительное имя гуннского завоевателя заключало в себе звук недоступный греческой азбуке, как, например, Ацел или Ачел. Эллины и Римляне плохие свидетели для имён иноземных, а полуучёный Иорнанд и ему подобные готовы повторить ошибочное правописание, чтобы не подпасть подозрению варварства.

Никогда государство не разрушалось так быстро, как царство гунское, никогда народ не исчезал так совершенно с лица земли. История знает только об одном неудачном сражении сына Аттилова с Гепидами, и всё гибнет вследствие одного незначительного поражения. История рассказывает только об отступлении побеждённых на недалёкий восток в область Гунивар384, и область и народ пропадают без остатка. Такова ли участь слабейших Аваров, позднейших Монголов или какого бы то ни было завоевательного племени? Причина такого различия ясна. Гунского царства никогда не было; был только союз восточных Славян под предводительством своих восточных казаков и их великого предводителя. Целью союза было освобождение от давнишних насильников, и она была достигнута. Средством были сильная личность одного человека и воинственная доблесть дружины, принявшей много воинственных стихий от средне-азийской примеси. Личность подверглась судьбе всякой человеческой личности; дружина смешалась с освобождёнными ею семьями: союз исчез; полуопустелая страна казаков-Гуннов приняла другое имя (вероятно Булгарии, т. е. Приволжья).

Имя Гуни-вар западных писателей или Гунавара Индийцев составлено из двух слов: вар или вара значит, сторона, жилище, округ. Оно тождественно с позднейшим русским вира или вервь (округ, то же, что и скандинавское) и с южно-славянским уменьшительным варош (город), следовательно. Гунивар тождественно с полу-немецкой, полу-славянской формой Гунигардия. Самое имя Гун может, как мы уже сказали, иметь значение Юн или Юнак по закону тождества двух придыханий г и й. Впрочем, такое придыхание имеет свою слабую сторону. Гуны называются Гуна у Индийцев, имеющих придыхание краткого и. Верхнее, полевое платье называется у Русских гуня, у южных славян гунь. Старые холмы могильные называются у Болгар придунайских гунками (этим, между прочим, доказывается, что до́лжно говорить по-немецки Hunengrab, а не H ü nengrab ; но Немцы приписывают эти могилы известному племени, а Болгары своим предкам). Из этого следует допустить, что слово Гун искони начиналось буквой г. Смысл его весьма ясен. Оно находится в словах вологон, скотогон и др. и отдельно в уменьшительной форме гонец: только с изменением у на о (как в ковач и кузнец). Гун значит ходок, народ кочевой или перехожий и вполне объясняет отношение неоседлой дружины казаков к оседлым семьям, из которых она вышла.

Одно только поражение потерпел Аттила, уже далеко за Рейном, в борьбе с силами германского мира и западной империи. Так и должно было случиться. Он оторвался от мира славянского, на который до тех пор упирался. В Италии ему служили точкой отправления Славяне альпийские, в Германии его фланги были покрыты с юга Краинцами и Горушанами, с севера поморскими Вендами до самого Рейна. В Галлии не было никого, кроме врагов. Всё древнее славянское исчезло под долгим гнётом Галлов и уровнем римской власти и римской цивилизации. Аттила возвратил свободу только там, где ещё жили язык и народ.

Кто может возвратить славянство поморью прусскому и Ольденбургу (Старграду)? Мы уже сказали, что от Славян уцелели в Галлии только имена, как Вандея, Антиб, Перегор, Русильон и другие; народность исчезла без остатков. За всем тем её тёмные следы остались, вероятно, много и много веков после гибели свободных общин. Такого рода след можно отыскать в британской или валлийской сказке о князе венетском (Venetorum) в артуровом цикле. Имя этого князя (первообраза Персеваля) Передур385. Оно объясняется по-галльски не без натяжки – хранителем чаши; но славянское толкование передур (как придурь и др.) гораздо ближе к характеру героя, явного простячка, и напоминает всегдашнее пристрастие Славян к героям-дурачкам (теперешнему Иванушке). Такое пристрастие есть глубокое обличение всего славянского характера. Дурачок, всегдашний победитель своих соперников, представляет не глупца, но олицетворение ума синтетического, дружного с природой, так сказать, тождественного с нею и чуждого аналитической рефлексии. Это народное название для гения.

Западный мир римский отстоялся от Аттилы на полях каталаунских; но западная империя получила удар смертельный. Все племена германские, некогда тяготившие славянскую землю и угрожавшие распространением на восток, были отброшены Гуннами далеко на запад или, по крайней мере, изгнаны из славянской ново освобождённой земли. Все эти племена, несмотря на значительные разницы, составляли, по-видимому, какое-то целое, связанное внутренним началом единства, и могут быть названы восточно-германской ветвью или готской по преобладающему колену, увлёкшему все другие в своём завоевательном движении.

Под именем восточно-германской или готфской ветви до́лжно разуметь все семьи, владевшие славянской землёй и изгнанные Гуннами. В них германское начало уже должно было измениться от влияния славянских нравов и отчасти (например, в Вандалах) от значительной славянской примеси. Их духовное единство явно из их предания, из почти единовременного перехода в христианство и единообразного предпочтения арианства остальным церковным учениям. Но не до́лжно забывать, что в готское движение, т. е. в общее бегство перед Гуннами, захвачены были и такие семьи, которые с Готами или мало имели общего, как Свевы, или даже совсем ничего, как Герулы литовские или сарматские Аланы, которые только тем и были похожи на Готов, что одинаково угнетали Славян и, наконец, одинаково бежали перед ними.

Войны Аттилы были обращены не против империи, которую он оставлял почти постоянно в покое, довольствуясь временными набегами на Дакию, но против Германцев и других угнетателей славянского мира. Их-то он преследовал далеко на запад за рейнскую границу, требуя покорности и смирения от прежних властителей. Походы его были делом мщения, а не корысти, и сам он себя называл бичом Божиим (без сомнения в смысле мщения). На берегах Рейна уничтожил он Бургундов, вероятно, тех, которые образовались из жителей римских пограничных крепостей, а не тех, которые некогда хозяйничали в славянских городах при Балтике (ибо очевидно были две разносоставные дружины, носившие имя Бургундов или горожан).

Впоследствии предание смешало эту гибель Бургундов с первым мщением Гуннов за угнетение Антов.

Он устремился далее на Вестготов, но тут был встречен всей массой беглецов германских, сосредоточившихся около военного искусства римского и сильной личности Аэция. Побеждённый в великой битве, он обратился на Западную империю, принявшую гостеприимно его врагов; северная Италия была опустошена, римские войска уничтожены, Рим едва спасён заступничеством святого епископа. Вскоре кончилось поприще гуннского завоевателя; но от западной империи оставались уже одни развалины.

Почтение Аттилы к римскому епископу и его поклонение мирной святыне указывают на глубокое религиозное чувство в самом Аттиле и в его славянских дружинах.

Не от самых Гуннов, неглубоко проникнувших в область римскую, погибла она, но от своих временных союзников, беглецов германского племени и от прирейнских семей, давно уже порывавшихся к завоеваниям, но получивших окончательное стремление вследствие гуннского напора. Во главе всех народов явились Готы, основатели великого, хотя недолговечного царства в земле славянской и бесспорно сильнейшие из всех семей, изгнанных Гуннами. Корень Готов, как дружины завоевательной, была Скандинавия, из которой они были вытеснены напором алано-вендской (азаванской) силы. Колыбель Готов, как союза, составленного из многих единокровных семей, столпившихся около дружины, пришедшей с севера, была страна прибалтийская.

По гордым притязаниям Гепидов, по преданиям области прибалтийской и имени Гаптов386 можно и, кажется, должно признать Гепидов за истинную основную дружину, увлёкшую все другие и снова поневоле отделившуюся от них.

Область, в которой развилась полная сила готская, была страна славянская, между Вислой и Доном; в этой области распался союз на два союза или две ветви, получившие имена Ост- и Вест-готов. Таковы имена, под которыми они продолжали своё завоевательное поприще на Западе; но в смысле народознания важнее имена, временно присвоенные ими в их восточном царстве, имена Гриутунгов и Тервингов. Готы до своих завоеваний в землях приднепровских не носили этих прозвищ; они снова отказались от них, как скоро вышли из славянской земли. Самые же прозвища Гриутунг (от гриут, открытое поле) и Тервинг (от триу дерево) соответствует вполне позднейшим славянским названиям Полян и Древлян. Славяне не заимствовали и не могли заимствовать имени от Готов, изгнанных без остатка из области на север от Дуная (за исключением небольшого числа, уцелевшего в Крыму) и не оставивших своего прозвища не только никакому округу, но даже никакому урочищу. Сходство прозвищ не могло быть случайным и основанным на характере местности, ибо такой факт был бы исключением почти единственным в истории и явлением, не согласным с обычаями германского племени, никогда и нигде не принимавшего имени от местности (как, например, от слов Berg, Thal и т. д.). Явно, что имена были древние и принадлежали семьям славянским, исконным жителям Приднепровья.

Славяне, как известно, весьма охотно себя называют по местностям, например: Поморяне, Жужичи, Бережане, Горалы, Поляне, Древляне, Краинцы и т. д.

Итак, временные имена Вест- Ост-Готов (т. е. Тервингов и Гриутунгов) дают неоспоримое свидетельство не только существованию приднепровских Славян, но и древности имён, выступающих на поприще историческое в века гораздо позднейшие.

Готы называли себя полянскими, древлянскими по области, в которой они основали властительную аристократию, точно также как дружина Маробода называла себя Краинцами, как Германцы западные называли Зеландом старую землю Моринов, как Королевец сделался Кенигсбергом, Добра-гораГутенбергом, СтароградОльденбургом и т. д.

Изгнанные из областей прикарпатских, Вестготы искали убежища на землях Восточной империи. Недолговременная дружба между пришельцами, дикими и вольнолюбивыми воинами, и старожилами, получившими в наследство все пороки и весь разврат древнего мира, кончилась жестокой войной, гибельной для империи и для самих Готов. Вся Эллада и Малая Азия были залиты кровью и покрыты развалинами; но побеждённые Готы смирились под сильной рукой великого Феодосия. Смерть его и разделение государства открыли им новое поприще. Тяжким опытом узнав силу Восточной империи, они бросились на Западную; за ними вслед устремились неудержимым потоком все семьи, некогда властвовавшие от Балтики до Евксина, Вандалы и Свевы, и Тайфалы и Аланы, и Бургунды северные, и Герулы и все беглецы, уцелевшие от гунского меча или не охваченные разливом гуннской силы (как например Остготы или Гепиды). Вестготы, уже овладевшие после смерти Феодосия западом эллинского полуострова, бросились на ближайшую к ним Италию. Сперва побеждённые искусством Стилихона и мужеством его союзников (и в том числе Гуннов), потом собрав новые силы и пользуясь истощением империи, они прошли огнём и мечом по Италии, не щадя ни жителей, ни жилищ, ни памятников художества, ни святыни религии. Владыка полмира, Рим, не видавший врагов в стенах со времени кельтских завоеваний, сделался добычей Аларика и его Готов.

Взятие Рима Готами и движение забайкальских Тунгузов: трудно, кажется, связать эти два факта, а между тем завоевание Сянбийцев решили направление всего германского переселения, изгнав остатки славянских семей из-за Каспия и усилив их приливом Уйгуров. История не имеет права не знать дела, совершившегося в исторические времена, и по ним должна судить о доисторических временах. Пора ей расширить свои пределы наравне с другими науками, как например филологией.

Но движение победителей не остановилось в Италии. Они стремились далее и далее на запад. Южная Галлия была завоёвана и опустошена. Между тем другие беглецы, уходя от Гуннов, избрали другой и прямейший путь на запад. Через леса и болота Германии двинулись Аланы, Вандалы, Бургунды и другие, менее известные семьи к берегам Рейна. Их не остановили ни преграды дикой природы, ни сопротивление прирейнских Германцев, сплотившихся в два могучих союза. Франки, преграждавшие путь воинственным пришельцам с востока, были прорваны; рейнская граница, уже лишённая крепостей и легионов, перейдена без труда; северная и средняя Галлия затоплена дикарями. Вскоре внутренние раздоры Римлян призвали завоевателей в Испанию и, наконец, в Африку. Западная империя лишилась мало-помалу своих провинций. Борьба с Гуннами истощила её последние силы, и нигде уже завоеватели не встречали сопротивления. Когда после смерти Аттилы, Гунны отступили в свои пределы, племена германские, дотоле ещё признававшие господство Рима и сражавшиеся под предводительством римского вождя, сделались полными и независимыми владыками захваченных областей. Призрак государства римского ещё держался в Италии под гнётом и угрозой Готов; но в конце V века исчезает самый призрак, и вождь герульский основывает недолговечное царство на развалинах империи.

* * *

383

«Деньги Гуннов-Ефталитов и Саков Бактрийских». У Wilson’a, Ariana Antiqua. Plates.

384

«Гунивар». Иорн. LII.

385

«Персеваль-Передур». Ср. Gervinus: Gesch d. D. Dichtung, 1, 571 и сл.: princeps Venetorum (?).

386

«Гапта», имя родоначальника царей готфских – «Origo Amalorum». Иорн. XIV.

Комментарии для сайта Cackle