О бессмертии души и воскресении мертвых

Источник

(По проповедям митрополита Николая)

«Смерти нет! Спасем же души свои для вечной жизни!»1

Митрополит Николай

Вопросы о бессмертии души и воскресении мертвых были предметом специального исследования Митрополита Николая «О бессмертии души», которое, к сожалению, погибло в Ленинграде во время последней мировой войны.

Но в опубликованных в печати «Словах и речах» (тт. I и II) Митрополит Николай неоднократно касается этих животрепещущих вопросов, излагая их в форме церковных слов, доступных уже не только ученым специалистам, но и самому широкому кругу верующих людей. Слушатель, или читатель, получает разрешение возникающих в его уме религиозно-богословских проблем, касающихся таких кардинальных вопросов как бессмертие души, загробная жизнь и будущее воскресение мертвых, на основе Священного Писания и Предания, творений святых Отцов и Учителей Церкви. Все эти вопросы в слове Божием изложены с достаточной полнотой. Своей задачей Митрополит Николай ставит – довести своих слушателей и читателей до более отчетливого осознания этой, волнующей человечество, «загадки от века».

«Вопрос о вечной жизни, расстилающейся перед каждым из нас после немногих десятилетий жизни земной, волнует верующего человека в любом его возрасте» – говорит Митрополит Николай2.

Широта эрудиции и богатство духовной опытности, удивительная стройность композиции и логичность мысли, в сочетании с блестящим, художественным изложением богословско-философской системы Митрополита Николая, составляют выдающиеся качества его, как христианского учителя. Этим качеством обладают и его проповеди.

Все они, несмотря на разнообразие их тем, раскрывают главнейшие догматы Православной Христианской Церкви и все основные положения христианской морали. Само собою понятно, что вопрос о бессмертии души занимает в них одно из видных мест.

«Ведь эта бессмертная душа, – читаем мы у Высокопреосвященного автора, – которую дал Господь каждому из нас, носит в себе образ и подобие Божие (Быт.1:2–27). Бог наш, в Которого мы веруем, вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И, хотя душа наша имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна... И какую цену имеет эта душа человека? О душе сказал Господь Иисус Христос. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). «Все сокровища, вся красота мира – ничто, в сравнении с ценой души? Ведь она бессмертна: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин.3:36). Ведь ее вечное счастье в Небесном Царстве куплено бесценной ценой – ценой крови Господа Спасителя, пролитой Им на Голгофском Кресте»3.

Одни из церковных писателей в своем учении о бессмертии души, преимущественно, опираются на представление о природе души (ее простоте, нематериальности); другие усматривают залог бессмертия не только в самой природе души, но и в воле, и благости Творца, предназначившего человека к бесконечному нравственному совершенствованию и к вечному блаженству.

Митрополит Николай объединяет эти оба воззрения, как взаимно восполняющие друг друга: духовность – неразрушимость души и бессмертие души, предназначенной к вечному блаженству. Человеческую душу он изображает как бесценный дар Божий, так как для возвращения человеку утраченного райского блаженства пострадал воплотившийся Сын Божий.

Сильный аргумент в пользу бессмертия души человека содержится в замечательной, по своей художественности, проповеди Митрополита Николая «Странники». По силе своей убедительности и художественности построения, это «слово» Владыки Николая напоминает главы из «Исповеди» блаж. Августина. Сколько ни читаешь это замечательное слово, всякий раз находишь в нем что-нибудь новое, незамеченное раньше. Владыка Николай исходит из явлений, наблюдаемых не только в жизни всего человечества, но и в жизни каждого отдельного индивидуума. На земном шаре происходит смена крупных государственных образований, сходят с лица земли эти крупные образования – царства, умирает одна жизнь, уступая место жизни другой. «Одно поколение сменяет другое. Было время, когда на земле жили наши прадеды, которые уступили место нашим дедам, деды – нашим отцам, отцы – нам. Пройдет немного времени, и нас не будет не земле. И другие люди будут обитать на ней. А сколько перемен совершается с каждым из нас, пока мы живем своею короткою жизнью! Все тень, все уходит в вечность...

Естественно, возникает вопрос: о чем же говорит это непрерывное течение? Логически правильным будет такой ответ: непрерывное течение времени напоминает нам, что не здесь, на земле, где все изменчиво, где все течет и изменяется, наша родина. Наше вечное отечество – там, на Небе. Вечно жить мы будем там... Здесь, на земле, мы только странники»4.

В другом своем слове Митрополит Николай дает такое сопоставление земной жизни человека с жизнью, которая ожидает его за Гробом. «Наша земная жизнь – это самая малая песчинка в безбрежных песках пустыни. Это – капелька в океане вечности. А вечность – это не сотни, не тысячи и не тысячи тысяч лет, – вечность не знает конца. И кто из нас после жизни земной, в которой каждый наглядится и наглотается столько горя, слез и скорбей, не пожелает себе радости и веселия в этой нескончаемой вечности? Господь наш Иисус Христос и обещает эту вечную радость, как награду Своим верным детям...»5.

«Страшным словом для человека является смерть! Только легкомысленный человек, – справедливо говорит Митрополит Николай, – может думать о смерти, не переживая внутреннего трепета в своем сердце»6. Празднуя смерти умерщвление, адово разрушение, иного, вечного жития начало, как-то странно наблюдать господство смерти на земле. Обычный человеческий разум не может примириться с таким противоречием. Митрополит Николай не оставляет без ответа этот недоуменный вопрос. Смерть – неизбежный удел Человека. «Было бы безрассудным, при нынешнем состоянии нашего тела, подверженного увяданию, болезням и старости, желать нам никогда не умирать. И являлось ли бы для нас утешением, если бы мы, старые, слабые, изможденные от болезней, среди неизбежности земных бедствий и скорбей, жили нескончаемые века? Не этого нам надо желать, а того, чтобы кончина наша была кончиной мирной и блаженной».

«Что же такое смерть? С одной стороны, смерть – это конец жизни. Конец не может противоречить самому течению жизни. Какова жизнь, таков и конец ее. И, если жизнь была жизнью со Христом и во Христе, то и смерть будет смертью во Христе. Но, с другой стороны, смерть – это начало новой жизни, рождение в вечную жизнь. Если начало новой жизни будет со Христом и во Христе, то и продолжение ее в бесконечных веках будет жизнью радостного общения с Богом»7.

В связи с христианским учением о бессмертии, Митрополит Николай уделяет большое внимание раскрытию христианского догмата о воскресении мертвых.

«Пришел на землю Сын Божий во образе Господа нашего Иисуса Христа, – говорит Высокопреосвященный автор в слове «Смерти нет», – и люди услышали из Его уст такое волнующее, наполняющее их радостью слово: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную"…

«Господь Иисус Христос в дни земного Своего служения людям показал Себя Хозяином жизни и смерти человека: Он подошел к двенадцатилетней дочери Иаира, – начальника синагоги – лежавшей мертвой на одре, и воскресил ее. Утешая наинскую вдову, потерявшую своего единственного сына, Он совершил чудо воскрешения этого юноши на глазах многочисленной толпы, когда встретился с погребальной процессией при входе в город Наин. За шесть дней до Своей смерти, Он вернул жизнь четверодневному, уже смердевшему, мертвецу Лазарю, и это чудо, совершенное так же на глазах толпы, вызвало бурное ее ликование. Наконец, Сам Он, умерший на кресте и положенный во гроб, встал из мертвых в третий день по Писанию. Своим воскресением Он утвердил на вечные времена истину бессмертия человеческой души. Эту истину подтвердило Успение Божией Матери, душа Которой, а затем и тело, были вознесены Ее Сыном на небо»8.

«Закон Христов таков: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25). «Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий верующий в Сына имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...»9.

«Жизнь вечная», о которой Спаситель говорит во всех этих случаях, уже не есть отвлеченно понимаемая загробная жизнь бессмертной души верующего в Бога и Сына Его – Христа Спасителя. Такому верующему тотчас же обещается вечная жизнь, он «перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Другими словами, здесь ясно указывается, что уже не в будущем только веке, а теперь, в наличной действительности, происходит изменение в жизни человека.

«С внешней стороны, – как говорит Митрополит Николай, – у христианина такая же жизнь, как у всякого человека. Он отдает необходимую дань пище, питью, сну, земным трудам, но внутри его, в его сердце, развивается эта особая сокровенная жизнь. Христианин духовно растет, подымается по лестнице добродетелей к небу: он стережет двери своего сердца от греха; он очищает сердце от грязи, когда грех побеждает человека; через молитву он ищет теснейшего общения с Богом, он украшается добрыми делами; он всегда бодрствует (Мф.26:41) в глубине своего духа. Этим путем совершается вечное спасение души человека... Усвояя и умножая эти добродетели, христианин растет внутренним духовным ростом. И, по мере углубления в себе духовной жизни, он все ярче носит в себе предощущение вечной жизни, как вечного своего счастья»10. «Жизнь нам дана для того, чтобы быть ступенью в жизни вечной, для того, чтобы, начав здесь свое общение с Богом, мы сделали это общение вечным в жизни за гробом»11.

Жизнь земная и загробная сливаются, таким образом, в одно неразрывное целое.

«Чем пламеннее стремится дух человеческий к Богу, тем выше верующий дух подымает человека над мелочами жизни, над неизбежными в жизни испытаниями, скорбями и страданиями; иго заповедей Божиих дает этому духу, вместе с переживаниями всей мимолетности жизни земной, вкушать всю сладость жизни с Богом на земле, предощущать вечное счастье в стране нескончаемой жизни»12.

В этих словах Владыки автора свидетельствуется о непрерывности земной и загробной жизни. Ап. Павел говорит: «Мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, чтό отчасти, прекратится. Теперь мы видим, как бы, сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу» (1Кор.13:9–10, 12). Другими словами, здесь, в земной жизни, и, продолжающей ее, посмертной, мы существуем еще не полно, но когда (по воскресении мертвых) гармонично сочетаются всесовершенная память с безграничным познанием, или, вернее, «познаванием», – наступит полное, совершенное и нетленное существование, во всей полноте душевных и телесных восприятий преображенной действительности. Тогда мы воочию увидим и действительное, реальное осуществление всего того, о чем мы можем теперь лишь догадываться по вдохновенным прозрениям, предощущениям и пророчествам.

Таким образом, и слова Господа Иисуса Христа, что всякий верующий «не умрет во век» получают смысл откровения тайны непрерываемости жизни смертью. Но, вместе с тем, дается залог и грядущего воскресения во плоти, которое через воскресение Христово становится совершенно естественным актом, увенчающим непрерывность человеческого существования. Большинство слов Спасителя, приводимых Высокопреосвященным автором, подтверждают именно такой смысл (Лк.20:36–38; Ин.3:36; 5:24–25, 28–29).

«И никто из людей, – читаем в слове «Осень», – не умирает, когда бездыханное тело его опускается в землю. И потому, и умерший на церковном языке зовется «усопшим», т. е. уснувшим, – потому что, как открыто каждому христианину, тело его пребудет в земле только до той священной минуты, когда, по гласу архангеловой трубы, и недра земли, и дно морей и океанов отдадут прах человеческих тел; когда воскреснут мертвые, чтобы своими воскрешенными – уже нетленными – преображенными, уже свободными от немощей и нынешних потребностей, телами соединиться со своими бессмертными, никогда не умирающими душами для вечной жизни»13.

В евхаристической шестой главе Евангелия от Иоанна дано указание, что жизни вечной можно сподобиться через восприятие при жизни Плоти и Крови воплотившегося Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день».

«Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия... Входя в теснейшее единение с Господом в Таинстве Причащения, мы не умрем душой для жизни вечной никогда, ибо в нас живет Господь, согласно Его Божественному слову. И, хотя наш тленный прах обратится в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности: ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в сладчайшее соединение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы эти воскрешенные тела воссоединились с бессмертными душами»14...

«Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых, умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк.20:35–36).

Доц. А. Георгиевский

* * *

1

Митрополит Николай, Слова и речи, т. 1, стр. 121. Издание Московской патриархии, 1947 г.

2

Там же, стр. 149.

3

Там же, т. I, стр.47, 48, ср. стр. 12.

4

Там же, т. II, стр. 289–297.

5

Там же, т. II, стр. 97.

6

Там же, т. II, стр. 181.

7

Там же, т. I, стр. 183.

8

Там же, т. I, стр. 116.

9

Там же, т. I, стр. 14.

10

Там же, стр. 88, 89.

11

Там же, стр. 163.

12

Там же, стр. 36.

13

Там же, т. I, стр. 14.

14

Там же, т. II, стр. 65.


Источник: Георгиевский А.И. О бессмертии души и воскресении мертвых (по проповедям Митрополита Николая) // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 4. С. 45-49.

Комментарии для сайта Cackle