Азбука веры Православная библиотека профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский Выход священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения „непорочных“ в Великую субботу на утрени

Выход священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения „непорочных“ в Великую субботу на утрени

Источник

Наш нынешний Устав об этом выходе прямо ничего не говорит. «По сем (т. е. после тропарей: „Благообразный Иосиф“ и др.), говорит Устав о пении „непорочных“, настоятель свечи раздает братии и начинаем петь непорочны со сладкопением. Так и по стиху. И похвалы возглашает певец во глас 5»1 (л. 393 об.). О том же, где должны находиться настоятель с братией при этом пении – в алтаре ли, или же на средине храма – Устав в данном случае умалчивает, но это указание можно выводить из другого места того же Типикона. Через лист замечание о выносе Плащаницы начинается следующими словами: «Славословие великое»2. Так же входит настоятель во святой алтарь со пением и дьяконы 3 и т. д. Следовательно, тот и другие до сего времени находились вне алтаря и без всякого сомнения на средине храма пред Плащаницею. За это говорят нам исторические данные, из которых можно видеть, что выход священников к Плащанице для пения „непорочных» практикуется у нас на Руси весьма давно.

Первые свидетельства об этом выходе можно находить в богослужебных памятниках XVI века. По Уставу монастыря Антония Сионского, после тропаря на „Бог Господь» пели 17 кафизму, во время которой игумен с другими священниками выходили на средину трапезы и становились пред иконою положения во гроб Христа Спасителя, лежащею на аналое (В это время обычай выносить Плащаницу только что начинал входить в практику. Плащаница выносилась после великого славословия на этой же утрени). Во время пения величания игумен кадил весь храм, после чего читали слово Георгия Никомидийского на Великий пяток (ркп. М. Синод, библ. 814 л. 260 об., из алтаря, а пред иконою: „Снятие со креста Господня тела и положение во гроб» (Требн. ркп. 26 в. М. Синод, библ. № 310 л. 84−92). Этот последний памятник устанавливает связь настоящего обычая с подобным же обычаем Церкви Константинопольской, от которой бесспорно в XVI столетье он был позаимствован в нашу богослужебную практику. Данный памятник излагает настоящий обычай Константинопольской Церкви во всем сходно с описанным обычаем относительно этого в нашей Церкви. Говорит даже о том, что священники стояли пред иконою: „Уныние Господа нашего Иисуса Христа». Но указывает и разницу во времени совершения настоящего обряда у нас в России и в Константинополе. У нас „непорочны» поются после тропарей на „Бог Господь» и, следовательно, выход на средину храма совершаться должен в это время, тогда как на Востоке пение „непорочных» переносится на время после канона, следовательно, само собою понятно, и выход священников из алтаря был в это время. „Потребно есть ведати, замечает данный памятник о пении „непорочных» после канона, како поется надгробное в Цареградской соборной Церкви и по всему (по всем) митрополиям, занеже не поются „Блажени непорочны» и с припевы прежде кануна, но поются Сице народа ради после девятой песни и светильня» (ркп. XVI в. М. Синод, библ. 5. 310 л. 84−42). Пение „непорочных» после канона практикуется в Греческой Церкви и до настоящего времени. „По девятой песни, говорится в современном Типиконе церквей восточных, исходит патриарх из святого алтаря со святыми архиереями и поет похвалу: „Жизнь во гробе положился еси», кадя епитафы и вся люди. Святые же архиереи поют похвалы по ряду. Пришедшему же патриарху от (каждения), бывает малая ектения» (Типик, изд. Конст. К. Протопсал. стр. 292, 293). Вообще, нужно сказать, богослужение этого дня на востоке значительно разнится4 от богослужения по нашему современному Уставу.

Итак, несомненно, обычай выходить священникам из алтаря на средину храма для пения «непорочных» весьма древний в практике русской Церкви. Явился он в конце XV или начале XVI века и несомненно под влиянием практики церквей восточных, в Уставе которых можно находить указания на него и в настоящее время.

* * *

1

Так это замечание читается и в греческом Типиконе 1643 г. л. 86, но с небольшою разницею в расстановке знаков препинания, по нашему мнению более правильною. Слова: Так же по стиху. И похвалы и т. д. в греческом подлиннике излагаются в таком виде: Ὡσαύτως κατά χον καἰ ἐγκωμια. Ἐκφωνεῖ ο ψάλτης κ. τ. α.

2

Священники, уходят в алтарь, при пении канона (Никол, пособ. к изуч. Уст. стр. 606), нарушают предписание Устава, который рекомендует это делать пред началом великого славословия, но поступают согласно с современным Типиконом церквей восточных. « 261). Сюда же рекомендует выходить для пения 17 кафизмы и другой памятник, по происхождению своему, южно − русский. И по этому памятнику священники стоят не пред Плащаницею, которая еще не была вынесена здесь, замечает этот Типикон перед 50 псалмом и началом канона, великий архимандрит с священниками входили в алтарь» (Типик, изд. К. Протопс. стр. 292).

3

Этих слов в греческом Типиконе 1643 г. нет и не могло быть, так как древний Иерусалимский Устав ничего не говорить ни о выносе Плащаницы, ни о выходе священников на средину храма для пения «непорочных» (Τυπικον ркп. XVI в. М. Синод, библ. № 379 л. 205 об. и 380 л. 175 об.).

4

Разности эти состоять в следующем: Пред началом утрени в субботу читается 17 кафизма « и дванадесятая остающаяся чтения от вечерни», тропари что ныне, малая ектения и седален: «Плащаницею чистою », слава и ныне, «Ужасошася лицы» (Здесь, по замечанию Устава, великий архимандрит со священниками входили в алтарь), 50 псалом и канон. После 3 песни седален: > Гроб Твой Спасе <. В это время выходят два диакона, одетые в священные одежды, имея в руках дикирий и трикирий и становятся по обе стороны патриаршеского престола. Во время четвертой песни канона патриарх входит в алтарь и одевается в полное apxиерейскoe облачение. Тоже делают и другие архиереи. После 9 песни все священнослужащие выходят на средину храма для пения: «Жизнь во гробе < и других стихов из > непорочных <. По окончании третьей статьи: > Роди вси < поют > Ангельский собор », > Свят Господь Бог < и стихири на хвалите. В это время патриарх целует епитафий, благословляет народ и идет на свой трон. Поцеловав эпитафий, удаляются и другие архиереи. Поется великое славословие и совершается вынос Плащаницы.


Источник: Дмитриевский А.А. Выход священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения „непорочных“ в Великую субботу на утрени // Руководство для сельских пастырей. 1885. № 10. С. 265–268.

Комментарии для сайта Cackle