Азбука веры Православная библиотека профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский Новый член - корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский
Н.И.Летницкий

Новый член – корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Источник

Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина. Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал гомилетику, и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового уставного испытания. В том же 1882 г. 13 ноября, по прочтении пробных лекций и защите диссертации pro venia legendi, он допущен был к чтению лекций в той же академии в звании приват-доцента при кафедре литургики. В том же году 2 сентября он представил в Совет академии своё магистерское сочинение, а в 1883 г., после публичной защиты 11 декабря сочинения, удостоен был степени магистра, в которой и утвержден был 14-го числа того же декабря. Кроме преподавания литургики в звании приват-доцента, А. А. Дмитриевский проходил с 25 апреля 1883 г. еще должность помощника библиотекаря Казанской Духовной Академии. В 1884 г. он перешел на службу в Киевскую Духовную Академию на должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики. Согласно ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, он командирован был, с разрешения Св. Синода, на восток с научной целью с 1 сентября 1887 г. по 1 сентября 1888 года. В 1896 г. Советом Киевской Духовной Академии удостоен степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором той же академии.

В богословской литературе профессор А. А. Дмитриевский известен очень многими трудами, преимущественно историко-литургического и археологического характера. Еще будучи воспитанником 4 класса Астраханской духовной семинарии, он, на основании некоторых печатных пособий, а также документов за 1801–1825 гг., хранящихся в архиве Астраханской Духовной Консистории, составил статью: «О состоянии сектанства в астраханском крае в царствовании Александра Благословленного и публично прочитал её 12 декабря 1877 г. в актовом зале семинарии в торжественном собрании по случаю исполнившегося столетия со дня рождения в боге почивающего Государя Императора Александра I-го (статья это напечатано в «Астрахан. Епархиал. Ведом.» 1878 г. № 22). В 1882 и 1883 годах он печатал в «Православном собеседнике» свой труд под заглавием: «Богослужение в русской церкви впервые пять веков». – В 1883 году он поместил «православном обозрении» свою статью: «Диакон Иван Федоров, первый книгопечатник» – В 1884 году вышла в свет в Казани его магистерская диссертация: «Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с примечаниями». Работать на настоящую тему автор начал, ещё будучи студентом академии. Кандидатское сочинение его под заглавием: «Православное богослужение в русской церкви в XVI в.» обратило на себя внимание совета академии своими достоинствами и было удостоено денежной премии митрополита Иосифа в 165 руб. В магистерской диссертации свои автор поставил себе задачу описать все особенности богослужебных чинопоследований XVI века и объяснить историческое происхождение этих особенностей; для этой цели были обследованы с редким трудолюбием рукописи Соловецкой, Синодальной, Типографской библиотек, Румянцевского музея, Троице-Сергиевой лавры, Волоколамского монастыря и Московской Духовной Академии. Благодаря своему трудолюбию автор оба подлежащие элементы своей темы «сумел обработать с совершенно достаточной полнотой и основательностью»; это сочинение даёт много нового и весьма ценного для науки и богослужений. И вообще это сочинение является «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного богослужения в частности как по новости и Обилие обработанного материала, так и по характеру обработки этого материала, вполне научному» (из-за чего Доцента н. Красносельцева). Перед защитой диссертации автор произнес речь, под заглавием: «способы определения времени написании рукописи без определенных Дат вообще и богослужебных рукописей в частности», и затем напечатал её в «православном собеседнике» в 1884 году. В 1885 году. Им были помещены статьи: «Греческие Нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии» в «Православном обозрении»; «описание Нежинских рукописей, поступивших в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии», и ряд статей в «руководство для сельских пастырей» под следующими заглавиями: «чин скрывания новобрачных» (в № 2). – «чтение Евангелие на 6 и в первые три дня страстной седмицы» (в № 8). – «Вынос плащаницы на вечерней в Великий пяток» (в № 9). – «Выход священнослужителей на середину храма перед плащаницей для пения непорочных в Великую субботу на утрени» (в № 10). – «Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ним кругом храма» (в № 10) – «Начало утрени в первый день Пасхи и крестный ход кругом храма и перед этим началом» (в № 11). – «Время совершения литургии в первый день Пасхи» (в № 13); – «Чтение Евангелие в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение» (в № 13). – «Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника благовещения Пресвятой Богородицы» (в № 13). – «Снятие плащаницы с престола в день отдания Святой Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии» (в № 20). – «5 сентября. Службы Святого пророка Захарии и Святой праведной Елизаветы» (в № 44). – «Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него» (в № 46). – «Кто виноват?» (в №№ 49 и 50). – В 1886 году: «Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии И. Д. Мансветова» – в «Трудах Киевской Духовной Академии»; «Библиографическая заметка на акты греческого Нежинская братства, изданные профессором Федотовым-Чеховым» в тех же «Трудах», и статьи в «Руководстве для сельских пастырей» под следующими заглавиями: Что нужно пить вместо стихиры: «Видехом свет истинный», в субботу перед троицей нам днем?» (в № 10). – «Вечерняя светильничные молитвы» (В №№ 33 и 36). – «Утренния светильничные молитвы» (в № 42). – «Произвольное отождествление иерейской епитрахили с архиерейским омофором» (в № 29). – В 1888 году: «Критический разбор по поручению учебного комитета на книгу проф. И.Д. Мансветова: » Церковный устав (типик), его образование и судьбы в греческой и русской церкви. М. 1885 г.» – в « Христианском чтении» №№ 9 и 10. – «Из Дневника паломника» в январских и февральских №№ газеты «Киевское слово». – «Русская (Амофтьевскаяа) школа в Каир» в «Церковно-приходской школе» за ноябрь – «Преподобный Савва освященный и его духовное завещание монахом лавры. Вновь открытый памятник по рукописи синайской библиотеке XII века» – в «Руководстве для сельских пастырей» №№ 27, 31, 32 и 35. – « Что такое κανων της ψαλμοδιας так нередко упоминаемый жизнеописание преп. Саввы Освященного?» – там же, в № 38. – С тогоже 1889 года началось и продолжалось непрерывно до 1894 г. печатание в «Православном Собеседнике» памятника: « Богослужение страстной и пасхальной седмицы в Иерусалиме в IX-X веках» с многочисленными археологическими и литературными примечаниями А. А. Дмитриевского (отд. отт. Казань 1894). – В 1890 году: «Землятрясение на Синае (18 декабря 1889 г.) и его последствие для синайской обители» – в «Церковных ведомствах» № 25. – « путешествие по востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/8 году с приложениями» в «Трудах Киевской Дух. Академии» и отдельно-Киев. 1890. – В 1891 году: «Пожар в Симоно-Петровском монастыре на св. Афонской горе» в «Церковных Ведомостях» № 30. – «Недоумение по поводу недоумений (ответ анонимному рецензенту)» в «Трудах Киевской Дух. Академии» № 8. – «Современное богослужение на православном востоке. Историко-археологическое исследование. Выпуск 1-й (вступительный)». – В 1892 году: «Библиотеки рукописей на Синае и Афоне». – «Греческий палеограф Иоанн Сакелион и его каталог Патмосских рукописей» в «Библиографических Записках» № 4 – «По поводу празднества в Риме в честь археолога G. B. De Rossi» в «Трудах Киевской Дух. Академии» № 6. – С того же 1892 г. началось и продолжалось непрерывно до 1895 г. печатание в «Странник» ряда статей, под заглавием: «Русские на афоне. Очерк жизни и деятельности игумена русского Пантелеймоновскаго монастыря священно-архимандрита Макария Сушкина» (отд. отт. С.-Петерб. 1895 г. с двумя приложениями и двумя фототипическими картами портретов Афонских деятелей). – В 1893 году: «Древне-Иудейская синагога и её богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам». Кзань. – «Современное русское паломничество в Святую Землю». Киев – В 1894 году: «Патмосские очерки. Из поездки на остров Патмос летом 1891 г.» Киев. – «Евхологион IV века Серапиона, епископа Тмуитского». Киев. – «Незабудки» на могилу архиепископа Астраханского Павла Субботовского (1825 – 1832 гг.) с его родины» – в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 5. – В 1895 году: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. И. Типика. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские уставы». Киев. – «Чин пещнаго действия. Историко-архиологический этюд» в «Византийском временнике». – «Пандократорский Константинопольский монастырь XII в. и его Типик, данный императором Иоанном Комненом» в «Трудах Киевской Дух. Академии» № 8. – «По поводу издания в свете нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 8. – «К вопрсу о проповеднических трудах Никифора Феотоки в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 14. – В 1896 году: «Типикон» в «Трудах Киевской Духовной Академии» № 12. – в 1897 году: «Православное русское паломничество на запад (в Бар-град и Рим) и его насущные нужды» в «Трудах Киевской Дух. Академии и отд. отт. – «Открытое письмо» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 14. – В 1898 году: «Архиепископ Елассонский Арсений и его вновь открытые исторические мемуары» в «Трудах Киевской Дух. Академии» I и след. (и отд. отт. г. Киев). – «Новый почетный член церковно-археологического Общества при Киевской Дух. Академии» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 5 – В 1899 г.: «К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XIII столетия» в «Трудах Киевской Дух. Академии». – «Незабвенной памяти профессоров А. С. Павлова и Н. Ф. Красносельцева» в тех же «Трудах К. Д. А.» – « К Ключаревской летописи дополнение» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 1. – В 1900 году: «Новоизбранный патриарх Александрийский Фотий Пероглу (по личным воспоминаниям)» в «Трудах Киев. Д. Академии» – «Последнии дни, кончина и погребение высокопреосвященного Иоанникия, митрополита Киевского и Галичского» в тех же «Трудах». – В 1901 году: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока. Т. П. Евхологии». Киев. – «Древнейшие патриаршии Типиконы: Иерусалимский и Константинопольский» в «Трудах Киевской Д. Академии». – «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие» в тех же «трудах», и особое издание Киевского религиозно-просветительного Общества. – «Памяти в Боге почившего о. Протоирея Гостинно-Николаевской церкви Г. Г. Покровского (ко дню его годовщины)» в «Астрах. Епарх. Ведом.» № 15. – В 1902 году: «Книга «Требник» и её значение в жизни православного христианина (По поводу новейших воззрений на эту книгу)» в «Трудах Киевской Духовной Академии» и особое издание Киевского религиозно-просветительского Общества. – «Новые данные для истории Типикона великой церкви Константинопольской» в «Трудах Киев. Д. Академии». – В 1903 году: «Служебник-книга таинственная (По поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)» в «Трудах Киевской Духовной Академии» и особое издание Киевского религиозно-просветительного Общества. – «Современное русское паломничество в Св. Землю» в «Трудах Киевской Духовной Академии». – «К трёхсотлетнему юбилею Астраханской епархии (Житие и подвиги и о преставлении иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа Астраханского и Терского – из собрания рукописей Ундольского № 385)» в «Трудах Киевской Духовной Академии» и отд. отт. – «Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии» в «Астрах. Епарх. Ведомостях» №№ 11 и 12 (Речь эта, произнесенная автором 19 мая 1903 г. на торжественном, по случаю 300-летнего существования Астраханской епархии, акте в местной духовной семинарии, была впоследствии дополнена и в таком виде помещена в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1904 г. № 3. Имеются и отд. отт.) – В 1904 году: «Ставленник. Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископы, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий». Киев. – «Триод постная – училище благочестия. (О посте)» в «Трудах Киев. Д. Академии» и особое издание Киевского религиозно-просветительного Общества. – «Архимандрит Антонин (Капустин), начальник русской духовной миссии в Иерусалиме, как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (по поводу десятилетия со дня его кончины)» в «Трудах Киев. Дух. Академии» и особое издание Императорского Православного Палестинского Общества в С.-Петербурге. С портретом и 9 рисунками.

Кроме того проф. А. А. Дмитриевский в 1885 году и в годы последующие напечатал на страницах Богословского Библиографического Листка, издаваемого при «Руководстве для сельских пастырей», несколько критических статей на книги литургического содержания: Лебедева, прот. Нечаева (ныне еп. Виссариона), Ивана Дмитриевского, Мансетова, Красносельцева и др.

Некоторые из перечисленных выше сочинений проф. А. А. Дмитриевского были удостоены почетных отзывов и денежных наград. Так, за сочинение: «Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX – X вв.» автору была присуждена юбилейная премия преосв. Макария в 1000 руб., за сочинение: «Патмосские очерки» – Макарьевская премия в 800 рублей, и проч.

Вообще, проф. А. А. Дмитриевский является одним из самых деятельных и талантливых тружеников в областях церковной археологии и литургики и его труды в этих областях носят печать солидной эрудиции. В последнее время внимание людей науки обращает на себя капитальный труд Алексея Афанасьевича по изучению православного Востока, под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (вышло в свет два огромных тома: в 1895 г. т. I – типика, в 1901 г. – евхологии, и имеется научного материала ещё на несколько томов). Этот труд профессора есть плод широких и тщательных изысканий, произведенных им во время неоднократных путешествий его по Востоку, какие предприняты были им сперва по командировке от Киевской Духовной Академии, а потом и более по собственному почину, по преимуществу в вакционные месяцы. Некоторые из этих путешествий заняли и более продолжительное время. Поприщем изысканий проф. А. А. Дмитриевского были библиотека Афона, Афин, Патмоса, Халки, Иерусалима, Синая, Каира, а также – Вены, Рима, Турина и других мест Италии. Главною целью его было изыскание и описание рукописных памятников, относящихся к истории церковного устава или типикона. Комиссия, рассматривавшая собранные профессором и представленные им по возвращении из командировки научные материалы, донесла Совету Киевской Духовной Академии, что «они содержат описание 120 греческих евхологиев, почти 100 греческих типиконов, более 250 разных других литургических греческих рукописей и до 60 рукописей такого же содержания южнославянских, найденных им в книгохранилищах на востоке. При этом почти все рукописи Синайской, лавр св. Афанасия Афонского и Саввы освященного, библиотеки Святогробской в Константинополе и монастырей на Афоне: Ватопедского, Пантелеймоновского и Евсигменского, – не только подробно описаны, но и в виду действительно научной важности содержащихся в них чинов и молитвословий, после сличения их с изданиями Гоара, Гоберта и др., приведены в обширных извлечениях. Издание такого описания займёт не менее 140 печатных листов, и так как по преимуществу будет изданием греческого текста, потребует приблизительно 3500 рублей. Тем не менее Комиссия не может не признать, что изданием подобных материалов только бы и достигалась вполне цель ученых командировок для изучения нашего православия в самой его колыбели» (Протоколы Киевск. Д. Академии 1890 г., стр. 332–333). Заслушав отзыв Комиссии, Совет Академии, признавая научную ценность собранных г. Дмитриевским материалов, постановил ходатайствовать пред Св. Синодом об ассигновании потребной для издания их суммы. Ходатайство принято было благосклонно, и средства для издания дарованы. Затем уже знанию и усердию, трудолюбию и терпению самого издателя проф. Дмитриевского остаётся приписать то, что ему удалось победить ряд трудностей, соединённых с таким делом, как издание древних греческих рукописей. Первый том «Описания литургических рукописей» содержит в себе описание греческих типиконов и имеет весьма внушительный объём, заключая свыше 900 страниц греческого текста и свыше девяти листов русского предисловия, в котором издателем собраны критико-библиографические и критико-исторические пояснения к издаваемым памятникам тома. «Предоставляя (говорит рецензент в «Церк. Ведом.» 1895 г. № 47) специальным органам научной литературы и специалистам в науке литургики выяснить ценность и научное значение нового издания, насколько эта ценность и значение сказываются в первой книге его, со своей стороны скажем, что при чтении греческого текста «Описания» чувствуется, что издателю памятников и переводчику пришлось победить большие трудности, чтобы выполнить свою задачу. Это – одна из тех частей громадной работы г. Дмитриевского, в которых с особенною выразительностью сказались и его трудолюбие, и его долгим трудом приобретенная опытность в чтении и изучении византийских рукописей». О втором томе «Описания» дается такой отзыв в «Православной Богословской Энциклопедии» (том V, столб. 254–255): «Проф. Дмитриевский дал особенно богатое собрание евхологиев во втором томе «Описания литургических рукописей». 162, изданные им, евхологии излагаются состав службы и различных последований восточной церкви за время с первой половины XI ст. по XVI в. Они знакомят с богослужебной практикой не только трех восточных патриархов Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, но и некоторых важнейших монастырей древней Византии. Представляя поразительное богатство литургического материала, они важны также и в том отношении, что содержат неизвестные до настоящего времени чины.

Профессор А. А. Дмитриевский состоит действенным членом Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Богоявленского Братства для вспомоществования служащим в Академии и студентам её, Попечительства о благолепии семинарского храма и о бедных учениках Астраханской Духовной Семинарии, Русского Археологического Института в Константинополе, Киевского Исторического Общества Нестора Летописца, Историко-филологического Общества при Императорском Новороссийском университете, Петровского Общества исследователей Астраханского края и Константинопольского греческого исторического Общества, и почетным членом Смоленского Церковно-Археологического Комитета и Общества любителей просвещения на острове Патмос.

Высокие достоинства научной деятельности проф. А. А. Дмитриевского обратили на себя внимание высшего ученого учреждения в России – Императорской Академии Наук, и в недавнее время она избрала его в свои члены-корреспонденты. Это – высокая честь, которой удостаиваются редкие мужи науки за особенно солидные специальные знания и за особенно выдающуюся научную деятельность. С удовольствием заносим об этом избрании на страницы «Астраханских Епархиальных Ведомостей», особенно в виду того, что Алексей Афанасьевич тесно связан с нашей Астраханью: здесь он родился, здесь он учился в духовном училище и в духовной семинарии, здесь же живут его близкие родственники. И наш благородный земляк – астраханец не только не порывает своих связей с родиной, но по возможности всячески старается поддерживать и закреплять их, что отчасти видно и из некоторых фактов приведённых нами выше в настоящей статье. Сердечно приветствуем глубокоуважаемого профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского с весьма лестным избранием его в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук и от души желаем ему многих лет, крепости сил и полного успеха в его многотрудной и многоплодной деятельности на пользу Церкви Христовой и дорогого Отечества.

Н. Л.


Источник: Новый член-корреспондент Академии наук, ординарный профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, 1904. - [2], 10 с.

Комментарии для сайта Cackle