Азбука веры Православная библиотека протоиерей Алексий Белоцветов Об участии духовенства в деле народного образования и о начальных учебниках для народных школ

Об участии духовенства в деле народного образования и о начальных учебниках для народных школ

Источник

Содержание

Об участии духовенства в деле народного образования и о начальных учебниках для народных школ О начальных учебниках для народных школ  

 

Об участии духовенства в деле народного образования и о начальных учебниках для народных школ

Нельзя не благодарить о. Гавриила Сергиевского за вставленный им в «Епархиальных Ведомостях» (№ 20 1870 г.) вопрос о первоначальных учебниках для народных школ. Если справедливо, что духовенство, занимающееся народным образованием, в большинстве, держится ещё и доселе – старинных методов обучения – единственную причину этого составляет то, что духовенство знакомо с новыми методами только по наслышке, и при всем своем желании воспользоваться ими, не знает, с чего и как начать тут. – Можно думать, что стоит для этого выписать хорошее руководство, и секрет объяснится: но 1) почему мы знаем: какие именно из многого множества публикуемых и воспаляемых новейшихъ азбук или что тоже букварей надо выписать, чтобы попасть на действительно дельное? 2) Ужели нужно доказывать, что большинство из нас часто затрудняется расходованием на подобные вещи не рублей, а даже, и копеек, за неимением оных, от чего многие, из священников даже, находятся в таком жалком положении, что совершенно лишены возможности знать – какие это придуманы там новые методы обучения грамоте? Да; смеяться над школами, содержимыми духовенством можно... но справедливо ли? Труды духовенства по народному образованию в большинстве, безмездные, и, можно смело сказать, всегда самоотверженные? «Духовенство трудится: но, говорят, не производительно»... Так ли это? Кому, как не духовенству, обязано знанием грамоты все наши грамотные ныне крестьяне, во многих местах и мещанство, а – если угодно-ли, то и купечество с известной долей самого дворянства? И при каких условиях вело и поныне ведет духовенство дело народного образования? Нищенствуя само, оно трудилось и трудится в этом деле за даром, помещает школы в собственных своих домах, терпело и терпит при этом только духовенству и посильное стеснение для себя с семействами... И хватает у людей духу издеваться над его педагогическими трудами!... Обеспеченные же в содержании школы, заведуемые духовенством, правда что ли не производительны? По крайней мере в нашей губернии, не священника ли Альбицкого (в селе Иванове) школа, по всей справедливости, считается одною из самых лучших и в полном смысле образцовою? А ведь есть еще сотни Альбицких среди духовенства, и они явятся – лишь были бы даны средства духовенству. – вполне обеспечивающие содержание заведуемых ими школ. Без средств, на медные гроши, и рад бы, да ничего не сделаешь.

Но как бы то ни было, а духовенству все же предстоит в настоящее время необходимость двинуть, во чтобы то ни стало, свои школы вперед, и всем поголовно взяться за дело народного образования и не «елико-елико», а всею крепостию своих сил и возможным остатком средств. Иначе, нам угрожает в будущем опасность – увидеть себя совершенно оттертыми от этого дела, как и теперь не видим ли мы, что чуть найдутся ли где позначительнее средства к открытию училища, сей же час и является на должность учителя – «педагог», а проще сказать – недоучка из семинаристов. или гимназистов?! Конечно, это бы еще не беда для нас духовных; но какое влияние-то эти господа производят на юношество? Об этом стоит подумать нам, пастырям Христовой Церкви, и крепко подумать... По крайней мере то несомненно, что плохие учителя нравственности – молодые люди, оторванные от родной семьи и проживающие в чужом месте на полной свободе, лишённые притом возможности, за недостаточностью материального обеспечения, обзавестись когда-либо семейством1. Законоучительство, – это правда, – всё же останется за нами – в народных школах, но попомним пословицу: «Рука руку моет!» – Трудно рассчитывать на успех законоучителю, когда... он в Церковь, а учитель на охоту; он – одно, а учитель говорит свое – другое – ученикам. Другое еще дело, если бы от законоучителя зависел и самый выбор учителя и его смещение. Но это возможно в том только случае, когда вы сами заведуете вполне школой, – когда вы единственный распорядитель школы: тогда вы берете, кого угодно, в помощники себе. Имея собственно это-то в виду., мы и говорим, что духовенство должно употребить все меры, чтобы удержать народные школы за собою. Удержи мы их за собою с успехом в деле образования: они наши всецело, мы будем в них полными хозяевами; тогда и земства, увидев успехи наши, не оставят нас без поддержки – материальной; тогда взял помощника себе, и веди дело самостоятельно. Знаменитая школа о. А. Альбицкого, по нашему убеждению, от того именно и идет успешно, что он – полный хозяин своих школ, что имеющиеся у него под рукою 5–6 сотрудников им самим и избираются, от него одного и зависимы; их он и сменить может, когда хочет, без всяких сношений с инспекцией народных школ.

Так, духовенство должно, – нравственно обязано, в интересах как религиозных, так и самого общества, встрепенуться ныне особенно, и всеми мерами постараться удержать да собою заправление народным образованием. Но только для этого ему необходимо уже распроститься с прежним методом обучения грамоте и приняться за новый. О.Г. Сергиевский, поэтому, очень кстати выступил с вопросом о первоначальных учебниках для народных школ и хоть немного познакомил собратий своих с новейшими приемами обучения грамоте, которым следуют эти учебники.

Но о. Гавриил, как видится из собственного его признания, идет и сам в этом деле ощупью; от чего и самый вопрос, им возбужденный, только почат им и далеко не вполне исчерпан. Так, он даже и не касается той стороны его, которая составляет, можно сказать, самую суть современной педагогики, занятой не столько тем, чтобы скорей выучивались дети читать, сколько тем, чтобы ученье это, как можно более, способствовало их умственному развитию. Подобных руководств у о. Гавриила не было, как видится, под руками: он в обоих заметках и не коснулся потому этой стороны затронутого им вопроса. Далее: о. Гавриил, говоря о первоначальных учебниках для народных школ, имеет в виду школы, вспомоществуемые земством и которые в праве требовать для себя учебники от училищных советов (стр. 952). Но как быть и что делать тем из нашей братии, которые вне этой возможности, – на свой же кочт не в состоянии приобретать руководства для учеников? Им с чего начать и как вести дело народного образования на началах новой педагогии? Пишущий собственным опытом прошел все эти затруднения; а потому и считает себя в праве и даже обязанным высказаться пред лицом собратов своих с большею полнотою по этому вопросу. Быть может, иным покажется, что я много, принимаю на себя2, и, с другой стороны, слишком уж мелочных подробностей буду касаться в своих указаниях: таковых прошу попомнить, что 1) нам друг перед другом церемониться не для чего; 2) не все то просто и понятно для всякого, что понятно для имевшего случай ознакомиться с известным предметом...

Г. Киржач.

13 января 1871 года. h6

О начальных учебниках для народных школ3

Странно было бы в настоящую пору доказывать превосходство новых методов обучения перед старыми. То правда, что и по старому методу выучивались мы же сами, – но как? Страшно ведь вспомнить, что перетерпело наше детство в своем сидении за азбукой, часословом и псалтырью, и теперь между нашими грамотниками, по прежнему ученью, не встречаются ли такие, которые (не говорю об одних крестьянах, а и о наших причетниках), проучась по 5 и по 10 лет, остались, тем не менее, не умеющими ни читать, пи писать сносно – с толком и смыслом? При новом методе обучения грамоте, этого быть не должно и не может. В течение года самый плохой ученик непременно выучится читать, хотя и не бойко, но зато правильно и довольно толково, а затем он и писать будет тоже без этих несноснейших переписок и недописок в каждом слове, которые так обычны ныне у деревенских писак. И это очень естественно. Писавши, как и читая, воспитанники новой школы не будут ведь иметь надобности, подписывая свое, например, имя, шептать наперед про себя, по манеру прежних писак, что надо писать им: иже да веди-аз-ва=ива – нашъ-еръ-нъ = Иван, а напишут они прямо: Иван; а от того в подписи их и не выйдет того, что сплошь и рядом видим мы ныне при подписании крестьянами «обысков», например; Ивваван Ивноф рукуку пиложыжл. Правда, при новом методе обучения грамоте, учителю больше хлопот с учениками, чем при прежнем: там завел детей, как машину: буки-азъ-ба=ба и т.д., – они и кричат целый день свою «заучку»; а здесь выяснить и выяснить надо ученику звук каждой буквы: но за то чрез неделю, смотришь, чуть не все ваши новички, в состоянии уже правильно и отчетливо разобрать каждое слово и в какой угодно книге. А если вы последуете новейшему методу обучения, – вести дело обучения чтению вместе с обучением и письму4, то в течение месяца вы достигнете, при умении конечно с вашей стороны, что ученики ваши в течение месяца обучатся и будут в состоянии и написать какое угодно слово. – Этот новейший метод обучения состоит в следующем: по мере ознакомления учеников с очертанием печатных букв, вы заставляете их и самих изображать эти буквы, на аспидной доске, например, или на бумаге карандашом, – разумеется, не требуя от них строгой правильности в начертании той или другой буквы; а лишь выходило бы подобие, – чтобы можно было отличить сразу м от ш и т.д. И таким же образом приучаете вы детей, по мере изучения ими букв, то составлять слова из подвижных букв, то написать тоже самое. Само собою понятно, – повторяю, – писанье их вовсе не будет чистописанием; но слогосочетание этим путем усваивается учениками великолепно и, главное: дело изучения букв и слогов не служит для них пыткой, а интересует их, заохачпвает. После этих первоначальных упражнений, дальнейшая грамота дается ученикам легко, особенно когда чтение чего бы то ни было, сопровождается толкованием.

Что же, спросят, требуется для того, чтобы вести дело обучения по новому методу? О.Г. Сергиевский говорит об учебниках; но ничего не говорит об обстановке училищной, требуемой новым методом обучения; между тем, эта обстановка много значит – для успешного ведения дела. Вот что необходимо для училища на этот раз: 1) запас подвижных букв, – но по крайней мере, в 5 экземплярах. 2) Две черных доски. На одной из них прикрепляются планочки для того, чтобы ставить на эти планочки картонные буквы, и вторая – гладкая доска -- для черчения на ней букв мелом. Доски эти должны быть уставлены так, чтобы всем ученикам можно было видеть выставляемые вами буквы... 3) Вместо всяких букварей, ученики имеют в руках по аспидной доске и грифелю, – где есть на то средства, а не то – по клочку бумаги и по карандашу, что, само собою, не так удобно. И вот – какие буквы выставляете вы на доске и их же изображаете письменно на другой, ученики те же буквы пишут у себя на досках. Насколько ѵсвояют они преподаваемое вами, можно будет видеть из того, правильно пли нет запишет ученик под диктовку тот или другой слог или слово. Доски для этого всего лучше употреблять гуттаперчевые. Они очень удобны для письма, лишь не надо дозволять слишком «мусолить» их детям. Цена им от 17 до 25 коп.

4) Для помещения подвижных букв хорошо иметь особый ящичек, разбитый планочками на квадратики по числу букв, или же по 6 квадратиков и в длину и в ширину, и в 1½ вершка вышины.

В случае, если бы у кого не нашлось ни охоты, ни средств вести обучение грамоте вместе с обучением и письму, надо иметь два таких ящика и побольше запас букв подвижных. Вместо черчения букв, ученики будут тогда из подвижных только букв, по вашему требованию, составлять слова, – разделясь между собою на кучки, – сообща сперва, и за тем каждый особо. Понятное дело, что, и при этом, все же нужно иметь под руками запас Азбук и книжек для чтения. Выучившись составлять и разделять слова, надобно приниматься за толковое чтение; да и на дом полезно давать школьникам Азбуки, чтобы без нужды не задерживать их долее двух лет в школе, что для крестьян наших очень важно: для них чем скорее ребенок выучится читать, тем лучше, хоть педагогика и против этого, да и всякий это понимает. – Но ведь и с тем надо согласится, что лучше пусть возьмет отец крестьянин сына своего из школы, хоть и наскоро, но достаточно обученным, чем и до половины не доведенным. – При сноровке же учителя, именно в течение года можно обучить учеников и чтению и письму и даже счислению, – по крайней мере настолько, что при охоте к учению они и дома, не ходя уже за тем в школу, сумеют восполнить свое образование; а через два года, во всяком случае, можно выпускать учеников очень-очень подготовленными и развитыми. С этою вот целью очень полезно запастись, и наделять учеников Азбуками, и с первых же уроков, и не довольствоваться классными только их занятиями, а и на дом давать им дело. До осени настоящего года мною употреблялась для этого Азбуки г. Ушакова, (упомянутая и о. Гавриилом, но почему-то отнесенная им к числу Азбук старого метода); в настоящее же время я пользуюсь «Родным словом» г. Ушинского, которое, бесспорно, гораздо выше стоит Азбуки Ушакова, за то чуть не в десятеро и дороже этой Азбуки. Скажу о том и другом учебнике, а наперед об Азбуке Главинского, рекомендуемой о. Сергиевским.

Бесспорно Азбука Главинского – вещь довольно порядочная в своем роде, а еще лучше «Полное его Руководство к изучению грамоты и счисления», рекомендуемое Редакцией Епархиальных Ведомостей (№ 20-й). Оба эти руководства не из дюжинных и не спекулятивных изданий, особенно 3-й отдел Полного Руководства Главинского к изучению счисления, состоящий из 88 стр. и [оценивающийся в] 10 коп. сам по себе по своей практичности и наглядности, и 2-й отдел, состоящий из статей для чтения, – где и у кого имеются средства на приобретение книг, – смело могут быть рекомендуемыми для таких школ, равно как и прописи в 4 отделе. Но сказать другим: выпишите вы и 1-й отдел, у меня, по-крайней мере, не станет решимости, как и порекомендовать Азбуку Главинского. Помилуйте! Набить целую книжку в 56 стр., почти-что одними лишь упражнениями над слогами, да это разве мыслимо в наши дни?!.. Нет! – Выписать один экземпляр (ц. 43 к.) Полного Руководства Главинского, действительно, очень полезно для каждого училища, а вести по этой Азбуке дело обучения грамоте – нельзя с большим успехом. Вот другое дело – Азбука Ушакова... Она стоит при 30 стран. убористой печати 4 коп., – это для наших скудных средствами школ, находка, и метод, избранный этой Азбукой, отличный. В ней о слогах и помину нет. После букв вы видите прямо столбцы слов в таком порядке:


Я-маБа-баМо-реИз-баО-зе-ро
У-хаНя-няГо-раЯз-ва У-ли-ца
И-мяРы-баСа-лоЕз-даО-со-каи т.д. и т.д.


Тру-баО-ре-хКонСъе-хать
Кра-со-таУ-ро-кКоньУ-воль-не-ние
Раз-дро-бле-ниеКа-расьКров
Кровь


Рай Твой О-стрый
Бой Свой Круг-лый Смолистый
Рой Жуй Буй-вол Бла-го-ве-ствуй

А за тем и «упражнения в чтении»: Ца-рю не-бес-ный и др. молитвы – до 17 й страницы. С 17-й стр. Славянская Азбука, слова под титлами и упражнения в чтении из Евангелия – в два столбца: в 1-м славянский текст и во 2-м русский. В конце несколько псалмов и 8 страниц славянских слов с переводом на русский, т.е. Словарь. – Сколько материала для чтения?!

О. Гавриил впал в ошибку насчет этой Азбуки кажется вследствие того, что у Ушакова ни слова не сказано о первоначальных приемах по обучению чтению. Но это от того, конечно, что 1) составитель Азбуки, без сомнения, рассчитывал на наше всеобщее знакомство с новым методом обучения грамоте и 2) старался соблюсти общую экономию при издании своей Азбуки: он не хотел набивать свою Азбуку тем, что и не должно быть её содержанием. На это есть особые руководства к преподаванию по подобным Азбукам. Так по Азбуке Ушакова, кто знаком с новым методом преподавания, вести детей очень удобно таким образом: поставивши, например, на доске буквы я и а, вы объясняете ученикам звуки их. Когда они усвоили эти звуки, вы ставите в средине м, и говорите: вот это слово – я-ма; объясняете звук м и велите ученикам чертить эти буквы, и т.д. Затем даете книжку и заставляете по ней изученные слова прочесть; упражняются они за тем и дома по Азбуке над этими словами, переходя постепенно от слов легчайших к труднейшим, а за тем по слогам читают молитвы... Какой же это старый метод?.. Надо даже сказать, что в приходах, зараженных расколом, исключая этой Азбуки, трудно что и давать еще ученикам для чтения первоначального. Допустим, что упомянутое мною выше «Родное Слово» Ушинского – есть единственный учебник: но в раскольнических приходах с осторожностью надо употреблять его. От чего? От того, что составитель этого учебника, задавшись широкой и в высшей степени практической задачей, вместе с обучением грамоте, споспешествовал умственному развитию детей, внеся в него и загадки разные, и поговорки со скороговорками, и разные прибауточки, мешая таким образом дело с бездельем, что. кстати, очень много содействует и дару слова в учениках; а это – для кого клад, а для темного люда – чуть [ли] не святотатство. Да чего, – я сам на первых порах, заглянув в «Родное Слово», бросил его с негодованием и месяца четыре в руки даже не хотел взять этого прекрасного издания; но когда вник в дело, а особенно когда прочел особое Руководство, как преподавать по Родному Слову, ~ и сам теперь по нему преподаю и всякому смело рекомендую этот учебник и вполне убежден, что долго еще ждать, когда появится на свет что-нибудь лучшее и даже равное этому прекрасному труду Ушинского, по части педагогики. Правда, цена «Родному Слову» –35 коп. за книжку, а их 2 книжки, и кроме того необходимо иметь еще Руководство к преподаванию по этим книжкам того же автора, стоящее тоже 30 коп. Но за то – каких же утешительных результатов можно достигнуть от преподавания по этому руководству! При том 2 книжки можно иметь не более 5 экз. А на приобретение 20 или 25 экз. 1-й книжки – не особенно много потребуется капитала. По крайней же мере, в одном экземпляре, необходимо для каждого отца семейства иметь «Родное Слово» и «Руководство к преподаванию по нему», – для толкового приготовления хотя бы собственных детей, что в наши дни необходимо52 в высшей степени.

Меня естественно спросят: но что же такого особенного в этом Родном Слове? «В моей педагогической практике, – говорит г. Ушинский во вступлении к Руководству, – мне приходилось экзаменовать множество детей, поступающих в младшие классы наших учебных заведений, и между ними весьма редко встречал я таких, которые были бы, сколько -нибудь правильно подготовлены к серьезному ученью. Весьма часто 10-летние дети или едва умели читать, или если читали бойко, то не могли дать никакого отчета в прочитанном, и сколько-нибудь правильно и не каракульками написать самое, простое предложение без грубых ошибок... А между тем, дитя, вступая в учебное заведение, находит в первом же его классе весьма сложный курс с двумя и даже более иностранными языками». Вследствие этого г. Ушинский и принял на себя труд облегчить для родителей и наставников возможность более рациональной подготовки детей к школьному образованию, и выполнил принятую им на себя задачу, как нельзя лучше. Достиг он этого тем, что в руководство свое ввел способ наглядного обучения. Способ этот состоит в том, что дитя прежде, чем прочесть то или другое слово, видит в Руководстве картинку. Рассмотрев ее и ответив вам, что означает эта картинка, ученик читает объяснение этой картинки в тексте, и потом сам пишет, что указано в тексте, для чего у г. Ушинского и предпосланы книге для чтения 12 листов прописей с картинками. За тем книга для чтения, расположенная в таком порядке: № I). учебные вещи и игрушки; № 2) мебель и посуда; № 3) кушанья и напитки; № 4) платье, обувь и белье; № 7) домашние животные и звери: № 10) птицы домашние, хищные и певчие: № 11) рыбы, гады и насекомые; № 12) грибы, травы и цветы; № 14) деревья; № 15) металлы и камни и т. д.; № 31) что мы видим в Церкви? № 32) праздники: № 33) что чем делают? и под. Все это перемешано загадками, пословицами, басенками и сказочками, соответственными содержанию того или другого №. Наприм. под № 31 читаете вы: Загадка:

Летит зверок.

Через Божий домок

Летит – говорит:

Вот моя силка горит,

и под загадкой три пчелки нарисованы. За тем статейка: Пчелки на разведках.

Говорят ли, как это должно быть интересно для детей, доступно их пониманию и, при объяснениях учителя, как много должно содействовать развитию в них дара слова и сообразительности!?.. В конце книги молитвы более употребительные, и в тексте несколько картин из священной истории, объяснить которые, разумеется, на обязанности учителя. Но, снова повторю, кто поверив нашему отзыву о родном слове, надумает выписать его, – тот непременно должен выписать и Руководство к его преподаванию. Иначе – родное слово не принесет пользы; а едва ли откуда почерпнете вы столько педагогической опытности и такта в преподавании, сколько дает нам означенное Руководство...

Как хорошее же Руководство, могу рекомендовать «книгу для обучения русскому чтению и письму» (Самоучитель) диакона И. Бухарева. Цена 30 коп. в книге до 370 страниц. В этом Самоучителе найдете вы все: и азбуку лучше Азбуки Главинского, и Хрестоматию, состоящую: 1) из первоначальных сведений о Боге, Ангелах, злых духах и других предметах Православной веры: 2) из естественной истории, с подразделением её на Зоологию, Ботанику и Минералогию; 3) из трактата об устройстве телесного нашего организма; 4) из трактата о солнце, луне и земном шаре: 5) о нашем отечестве – Русском Государстве; 6) о воздушных явлениях; 7) о некоторых особенно важных житейских предметах; 8) из стихотворений; 9) собрания пословиц и загадок. За тем церковная азбука и выдержки из Библии, Евангелия и Богослужебных книг с присовокуплением некоторых из церковных правил, – для упражнения в чтении; словарь славяне-русский и объяснение некоторых речений из церковных книг. Далее: обучение письму и правила для обучающихся письму. – Ежедневные молитвы с объяснением и толкованием. Далее – Арифметика и счетоводство с образцами, как писать счеты и записи прихода и расхода, и в заключение месяцеслов. В тексте достаточное количество картинок и рисунков. А на оболочке – Указатель некоторых книг для полезного народного чтения6. Жаль только, что Самоучитель этот отпечатан очень мелким шрифтом.

Для дальнейшего чтения рекомендую также выписать «Доброе чтение Православным».– Книжка в 127 стр. Цена 30 коп.7 В состав этой книжки входят: Краткая священная история ветхого завета, – История нового завета, – Краткая история христианской православной Церкви, – История русской церкви, – Поучения и Беседы, – Символ веры, – Молитвы и заповеди. – По изложению книжка эта очень доступна пониманию детей, а особенно дорого в ней то, что отпечатана она самым четким, ручным и вместе убористым шрифтом.

Но где же взять на приобретение всех этих книжек и разных учебных принадлежностей средств «безмездному» труженику педагогу? – Вопрос, надо сознаться, не пустой... На самых же первых порах для постановки школы на новый лад потребуется – сколько? – Две доски – 2 руб.; – 20 досок гуттаперчатых по 20 коп. – 4 руб.: – Подвижная Азбука в 5 экз.8; – грифели и карандаши – 2 руб.: – 25 экз. Азбуки Ушакова I руб.; в одном экземпляре если выписать «Родное Слово» – годы 1-й и 2-й и Руководство к нему, – I руб.; – Полное Руководство Главинского в 4-х отд. 45 кои. – Самоучитель д. Бухарева 30 коп.: Доброго чтения православным пять экземпляров – 1 руб. 50 коп. Итого 12 руб. 25 коп. За пересылку книг 75 коп. – 13 руб., А «Родного Слова» надо ведь не один экземпляр для успешного ведения дела, а 25 экз. – Это будет стоить еще 8 руб. – Где же взять эти 20–25 р. на первоначальное обзаведение школы? – Училищные Советы. надо сказать, на этот раз чересчур уж экономны и едва ли согласятся помочь нашему брату, особенно доколе не представит кто на лицо своих успехов, – хотя, несомненно, дело народного образования, особенно с материальной стороны, и по указанию правительства и по праву лежит на земстве. Но близки ли мы к земству,– и радеет ли оно нам в деле и своем и нашем, в деле народного образования?!

Свящ. А. Белоцветов.

Киржач. Января 20 дня 1871 года.

* * *

1

Под эту категорию мы, очевидно, не подводим окончивших семинарский курс педагогов. Эти, сколько по своей развитости, столько же и в виду предстоящей им перспективы священства ведут, надо сказать, и дело свое и себя самих, как и следует. Но – те то педагоги, которые иного выхода дли себя из этой колеи не имеют, по не законченности своего образования, – насколько надежный народ?

2

Действительно, много принимаю, высказавшись так резко о г.г. наставниках, выходящих с педагогических курсов. Но, скажите, не правда ли это? Не правда ли и то, что, допустив себе быть устранёнными от прямого влияния на школы, мы пастыри рискуем поплатиться впоследствии влиянием вообще на своих ирихожан? Правда, также, что это подлежит больше ведению Училищных Советов: предпочитать или не предпочитать «педагогов» священникам-учителям: но что же учить Советы что им делать, когда мы, в большинстве своем, так отстали по части педагогии от потребностей времени и, – сознаемся, – так апатично к лучшей постановке своих школ относимся?

3

См. Неофф. Часть № 6 настоящего года.

4

Совместное обучение чтению и письму, если и хорошо, хотя небезусловно, – но для одного учителя в школе и при том – в школе сельской – не всегда удобно. – Ред.

5

2 С требованиями мояпіо обращаться въ Москву в Книжный магазин братьев Салаевых. Цена с пересылкой означена выше» Требовать: «Родное Слово» К. Ушинского. годы І-й и 2-й. и Руководство для учащих к преподаванию по нему. Три книжки стоят 1 руб.

6

Продается в том же книжном магазине Салаевых.

7

За пересылку 7 коп. на 3 книжки.

8

Подвижная азбука есть в любом книжном магазине. Можно заказывать ее и в типографии А.А. Александровского, во Владимире.


Источник: Белоцветов А. Об участии духовенства в деле народного образования и о начальных учебниках для народных школ // Владимирские епархиальные ведомости. 1871. № 6. С. 159-164; № 8. 202-212.

Комментарии для сайта Cackle