Источник

О Благочинии в молитве церковной. Поучение в неделю мытаря и фарисея

Человека два внидоста в церковь помолитися:

един фарисей и другий мытарь (Лк.18:10)

Как мытарь, так и фарисей пришли в церковь, как слышите, бр., именно за тем, чтобы помолиться, и оба очень усердно молились во все время своего пребывания в церкви; тем не менее один в пошел из церкви оправданным, а другому молитва не только не принесла пользы, а даже послужила во осуждение. Неправда ли, тут есть над чем призадуматься всякому. Но – увы! со времени произнесения сей притчи прошло уже около 2 тысяч лет, а и поныне как еще немногие понимают, в чем собственно суть молитвы и как молиться, чтобы не подвергнуться и нам вместе с фарисеем осуждение за неразумное моление! Скажу более: ныне, судя по поведению предстоящих в храме Божием, не всегда можно бывает и определить: зачем собственно все эти люди собираются в храм Божий? Ужели для молитвы? Но в таком случае они и молились бы, как должно, а не озирались то и дело, в течение всей службы, кругом; – не блуждали бы попусту по церкви взорами своими, не следили бы с таким напряженным вниманием за тем, как ставятся свечи и идет сбор подаяний в пользу церкви и т.д., слушали бы – что поется и что читается за службой и, сообразно с тем, творили бы и крестное знамение, поклоны. А то как часто бывает? Когда следует перекреститься и поклониться, стоять все – никто и не перекрестится; а когда не надо, например, во время чтения Апостола или Евангелия, вдруг вся церковь заколышется и все начинают креститься и творить поклоны, и все это так часто – часто. Потом вдруг ни одного движения, как только диакон возгласил: помолимся! – А еще хуже то, что к нашей молитве при этом очень не редко примешивается лицемерие. Истинная молитва не любит бить в глаза другим: она всегда скромна и всячески кроется от сторонних взглядов и наблюдений и, подобно молитве мытаря, она и очей не смеет возвести к небу. А среди нас, увы! – сколько есть молитвенников, которые именно о том и заботятся, чтобы обратить на себя внимание других и которые, особенно из женского пола, не прочь даже порисоваться своей молитвой, вследствие чего вы невольно становитесь свидетелями их земных поклонов и стояний на коленях, и это даже во дни воскресные и во дни великих праздников, когда уставом церкви и правилами св. отец и даже двух вселенских соборов положительно запрещены коленопреклонения. Так о поклонах пред целованием Евангелия в Воскресенье за утреней читаем в Уставе: подходящий к Евангелии «не до земли творить поклоны, но малые, преклоняя глову, дóндеже рукою достигнет до земли. В Неделю бо и Владычний праздник и в Пятидесятницу всю колена не преклоняют» (Типик, гл. 2. Утреня). Правило 20-е 1-го вселенского собора гласит: «поскольку суть некоторые, преклоняющее колена в день Господень (т.е. Воскресенье), и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу». И 90-е правило VI-го вселенского собора: «от Богоносных отец наших канонически предано нам не преклоняти колен во дни воскресные ради чести воскресения Христова». А вот и порядок, как соблюдать сие, указанный тем же собором: «в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не приклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе, опять колена приклоняем». Глубокое значение этого обычая в церкви прекрасно раскрывает св. Василий Великий: «стоя молитвы творим в день воскресный, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего, стоянием во время молитв напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, что день сей (воскресный) есть как бы некоторый образ чаемого (будущего) века.... Посему церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяя нашу мысль от настоящего в будущее», где не будет коленопреклонение (Опыт Курс. Церк. Зак. Ар. Иоанна). Что никто не исполняет ныне сих правил это не оправдание, и тем лишь прискорбнее такое явление в миpe христианском. Други мои! Уставы церковные и правила соборные, конечно, не на то существуют, чтобы нам не знать их, или знать да не исполнять?! – «Но у меня есть усердие именно земной поклон сотворить?» Умер твое усердие, так не кстати и не во время родившееся. Для земных поклонов есть дни будничные. А в праздники этого от тебя не только никто не требует, а и запрещает даже церковь строго настрого – повергаться ниц пред Богом в такие дни. Или хочешь ты быть умнее св. отец, которые и сами не преклоняли, и нам запретили преклонять в праздники колена на молитве? – Неправильно, други мои, поступают также и те из вас, которые, придя в церковь поздно, пробираются однако всегда вперед и чрез то производят в церкви шум и толкотню во время службы, оттесняя при этом малых детей назад и застеняя от них св. алтарь и священнодействующих, – Вообще, что это у вас за пониже такое о Божественной благодати, что стараетесь вы непременно всегда вплоть подойти под святое, например, Евангелие и за великим выходом под Св. Дары, особенно с детьми, хотя бы дети и плакали при этом? Ужели, по вашему, не все равно, где бы ни стоять в церкви в это время, и благодать Божия не на всю церковь распространяется одинаково? А между тем, заметьте, что бывает следствием всего этого: чем бы слушать со вниманием читаемое Евангелие, или поминать своих родных за великим выходом в сосредоточенной молитве, у нас в эти святейшие минуты поднимается по церквам ужаснейший шум, вопль детей, убаюкивание их со стороны матерей и пр.– Священник и диакон возглашают вам перед чтением евангелия: вонмем премудрость! Вы же не только сами нe хотите внимать евангельскому учению, а и другим мешаете и почасту совершенно не даете расслушать евангельское чтение. И думаете, за это не придется вам отвечать перед Богом? Ей, ответите и – страшно ответите! – Когда Евангелие читается, тогда Христос вещает это нам Свое слово. Ты же – увы! и знать того не хочешь. Не так делали предки наши. Они, склонив главы, как вкопанные, стояли обыкновенно за чтением Евангелия и – кого на каком месте застигало Евангелие, на тем и стояли до его окончания, – на папертях или в дверях. По прочтении Евангелия тогда уже входили и в церковь. Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle