Источник

Не отлагай покаяния до часа смертного. Поучение в неделю св.праотец и в 28-ю неделю по Пятидесятнице

Слышали вы сегодня чтение евангельской притчи о званных на вечерю (Лк.14:16–24). Один человек возимел намерение устроить большой ужин и звал многих на вечерю к себе, Званные дали слово – быть. Но когда наступило время ужина, посылает человек тот раба сказать званным: идите, ибо все готово, и – что же? – Званные все, как бы сговорившись, начинают отказываться от ужина. Один говорит: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее (как будто для этого и не мог он избрать другого времени!). А потому, говорит, прошу тебя: извини меня. Другой говорит: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя: извини меня. Третий говорит: я женился и потому не мог приити. И возвратившись, раб тот донес о том господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди поскорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Исполнив поручение господина своего, раб приходит к нему и говорит: господин! я исполнил, как приказал ты; но и еще есть места незанятые, за трапезой. Господин снова приказывает рабу: иди за город, говорит, по дорогам и загородям, не найдешь ли и еще кого, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит ужина моего. Ибо много званных, но мало избранных.

Понятно, слушатели, к чему клонил речь Свою Спаситель наш, предлагая иудеям притчу сию. Притчей этой Он видимо хотел дать понять слушателям Своим, что не так ли вот и они, под разными предлогами, но большею частью совсем беспричинно, отрекаются от вступления в благодатное царство Христово? С другой стороны притчей этой и то хотел Иисус Христос дать понять евреям, что напрасно они уповают на то, что они народ избранный. Родство ваше с Авраамом не спасет вас. Сказываю вам: если не последуете вы за Мной, не вкушать вам вечери в царствии Отца Моего. На сию вечерю Я соберу язычников, – слепых, хромых, увечных, словом – кого вы и за людей не считаете. Я тех призову и им достанется, а не вам, наследие благ вечных. Что и сбылось: евреи из любимейшего Богом народа стали ныне народом отверженным. Но царствие Божие нe видимо ли спеется и без них на земле? И от язык церковь не наполняет ли и поднес, как видим, обителей Отца небесного избранными из всех племен и языков?

Так мы pyccкие призваны в церковь Христову и к наследию благ вечных из язычества, ибо предки наши были язычниками. Но увы! содержащееся в притче обличение противу иyдеев, отказавшихся от участия в вечере, не относится ли ко многим и из нас? – подобно иудеям, почитавшим себя единственными наследниками царства Христова только потому, что они иудеи, – избранный Богом народ, – многие и из нас – не думают ли, что одно звание христианина спасет их? – Не на это ли главным образом и из нас большинство уповает, что «они ведь христиане», следовательно, так или иначе, как-нибудь, а авось улучать спасение? Но, послушай, друг мой! – как же это улучишь ты спасение, когда подобно иудею то и дело отказываешься от участия в вечере Господней? Вот, например, зовет тебя Господь в храм Божий ради праздника разделить с прочими пир веры, предлагаемый в праздничной службе; ты же и навестить не хочешь храма Божия! И время праздника проводишь в праздности и суете, или в будничных работах, и даже того в вину себе не ставишь, как будто это так и должно быть. Или: вот приходит время поста и покаяния. Господь и Церковь усиленно зовут тебя в храм Божий на тайную вечерю, к участию в трапезе тела и крови Христовой и – увы! – зовут и не дозовутся. – Странное в христианском мире явление, противное и духу нашей божественной религии и древнему примеру Церкви. Древние христиане еженедельно и многие ежедневно причащались Св. Таин. От чего же ныне не то? Конечно, и у каждого из нас найдется на сей раз та или иная оговорка; но поймите, братие, и в притче не без причин же отказывались званные от вечери. Тот поле купил и имел нужду осмотреть его; другой волов купил; третий женился недавно; у всякого своя причина. Но звавший, заметьте, тем не менее не разгневался ли на всех без исключения, отказавшихся от его ужина, и не о всех ли одинаково изрек свое грозное решенье: не видать им никогда моего ужина? Что, возлюбленные, если у Господа изречено уже и о нас такое определение за нашу холодность к Его зову, за наше небрежное и редкое приобщение св. Таин? – «Успею, говоришь, после покаяться и во всяком случае пред смертью соединиться со Христом в пречистых Тайнах!» – Успею? Но кто порукой тебе в этом? А если и успеешь – будет ли польза от того? Конечно, Господь милосерд, – Он во всякое время приемлет кающегося и нет греха, которого бы Он не в состоянии был простить; но в том дело: в предсмертный, например, минуты до того ли большею частью бывает человеку, чтобы искать всепрощения у Господа за всю жизнь? Скорбь и боль телесные, страх смерти, слезы родных и знакомых не мешают ли в эти минуты даже более, чем в другое время, войти человеку внутрь себя и сосредоточиться в себе – особенно человеку, проведшему жизнь свою в небрежности? И диавол, думает, легко от вас отступится на конце вашей жизни? Как постоянный свидетель предсмертных борений человека, могу заверить вас, бр., что не до покаяния большею частью грешнику пред смертью. Для приуготовивших себя заранее к кончине, для тех вот последнее напутствие действительно спасительно. Вот почему, замечу кстати, и настаиваем мы так усильно, чтобы вы приглашали нас для напутствования больных – не дожидаясь, когда болезнь дойдет до высшей степени, а в начале болезни – когда еще в силе больный и когда он поэтому в состоянии и исповедаться с полным сознанием и приобщиться Св. Тайн, приготовясь к тому молитвой. У вас же далеко не так это делается обыкновенно. Доведение до последних минут и тогда за священником, будь то вечер или полночь. Спешить подобным образом можно только в крайности, когда человек вдруг опасно заболеет. А в обыкновенных случаях, примите это к сведению, – надо непременно утром, до принятия пищи и с должным приуготовлением приобщаться больным Св. Таин и притом, кто в состоянии, всего лучше в церкви. У большинства из вас одна забота в этом случае – лишь не дать бы умереть больному без напутствия Св. Таин; а о том вы и не мыслите, что св. причастие и пред смертью может быть не во спасение, – тому, кто имел время, но не хотел заранее приобщиться Св. Таин и потом приобщается их, не приготовясь к тому и без должного благоговения. И для чего отлагает вы напутствование? – скажите Господа ради. Святые Тайны, как сами знаете, служат человеку во исцеление Души и тела. Следовательно, как заболел кто, сейчас и надо готовиться к принятию Св. Таин, и во время болезни приступать к ним не раз, не два, а елико возможно чаще. Вы же почему-то ждете исхода шести недель непременно, в случае продолжительной болезни, для повторения св. приобщения. Повторяю, древние христиане и помимо болезни ежедневно и еженедельно причащались. Не тем ли паче в болезии – чем еще и утешать себя человеку, как не приобщением Св. Таин и чем себя еще и приуготовлять к вечному исходу, как не сим св. таинством и св. елеопомазанием, которого однако как многие боятся!? Христиане боятся того, что дарует человеку здравие и спасение! Вдумайтесь в это, братие! И – ей! умоляю вас, не отлагайте времени своего обращения ко Господу. Пока зовет Господь к Себе, спешите каяться, и пока время и силы есть – старайтесь послужить Ему. Когда же тело леденеть начнет и язык путаться, душа же будет на выходе из тела; тогда – поздно. А во аде, – и тем более, – кто исповестся тебе Господи? Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle