Источник

О нашем неумении пользоваться земными благами. Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице

Тако собираяй себе, а не в Бога богатея (Лк.12:21)

На сей день св. Церковью положено, братия, читать из Евангелия притчу Спасителя об одном богатом человеке, с которым, – какое бы вы думали? – случилось несчастье. У него, видите, уродилось в поле очень много хлеба, и он по этому случаю нажил горе в том, что не знает, куда ему теперь деваться с хлебом. И мыслить он в себе: что сотворю? – что делать? некуда мне собрать плодов моих! И непокоен человек, – в большой кручине. Вот какие еще горя и несчастья бывают на свете! Бедные плачут от нужды; а есть люди, которые страдают и от избытка средств. Впрочем богач после беспокойного раздумья – что ему делать, решил наконец так: вот что сделаю я, говорит он, – сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы. Итак покойся, ешь, пей, веселись. Но тут Господь сказал ему: безумный в сию ночь душу твою возьмут с истязанием у тебя; кому жe достанется то, что ты заготовил?

Братия! если вдуматься в дело поглубже, то в известной степени не касается ли и нас то же самое обвинение в безумии относительно пользования земными благами? – Лишняя копейка не сбивает ли почасту и нас с толку? Да и вообще всякая удача в жизни, самый даже первый шаг наш к выходу из бедности, каждые 5–10 рублей, остающиеся у нас за расходом, тоже – хоть и в малой степени – не приносят ли нередко в домы наши излишней противу прежнего заботы – куда мне деть этот излишек, на что употребить? И не употребляют ли многие из нас, почти постоянно, излишек этот точь-в точь на тоже, на что предназначил его и евангельский богач – безумец? «Теперь – ешь, пей, веселись!» Не говорит ли так иногда даже и тот, у кого не рубль, а всего лишь несколько копеек остается когда – после торгу, например, – от закупки нужных для семейного обихода предметов? Не отсюда ли в небогатых классах пьянство? Не отсюда ли, от неуменья дать лишней копейке, посланной вам от Господа, надлежащее употребление, – так часты между вами и несчастные случаи внезапной смерти? Так что приговор Господень: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, не над теми ли всего чаще и сбывается, кто не то что богатством, а и лишней копейкой распорядиться не умеет? Где, в среде какого класса людей, всего чаще случаются опивства, смертоубийства и т.п.? Не в среде ли людей незажиточных, хотя и не к ним собственно относится в притче упрек от Господа: а яже уготовал еси кому будут?

Скажет кто: «но мы не все лишь в свое удовольствис живем; при случае, мы и нищему не отказываем, и в церковь подаем – хоть нечасто и непомногу. Чего еще?» Так, и мы скажем: это действительно хорошо. Но что все наши подаяния и пожертвования в сравнении с теми, какие обязательны были для ветхозаветных верующих? Закон требовал от них десятой части всего, что приобретали, на дела богоугодные. Всяка десятина земли от семене земного и от плода древяного Господу есть, И всяка десятина волов и овец и всяко.... десятое будет свято Господу, говорит Господь чрез Моисея (Лев.27:30 и д.). От христианина никто не требует ничего подобного; – но он по совести не должен ли быть готов на подобные богоугодные пожертвования? К сожалению, как они у нас незначительны и как много иногда приходится уговаривать к пожертвованию, например, даже на погорельцев, на голодающих!

Отговариваются все и все бедностью. Но случись у вас свадьба, или наступит приходской праздник: вы находите же средства угостить друзей-приятелей; а на богоугодные дела и не имеете что уделить? Не говорю уже о том, как часто – кто и имеет достаток, но точно также отговаривается – то тем, то другим, от пожертвований на церковь ли то, или на бедных и на другие общественные учреждения. Безответность их пред Богом ясна сама собою.

Но кто и не скупо жертвует на богоугодные дела, может ли однако и тот быть покойным насчет своей участи? Насколько и всегда ли чисты и святы наши пожертвования? Евангельскому богачу сам Господь послал урожай хлеба и богатство его поэтому было безукоризненно, как дар Божий. А у нас – Боже милосердый! с какой иногда неправдой наживается и самое-то имение! И вот из нажитой подобным-то образом суммы пожертвует человек нечто на церковь и думает: чем он не богочтец? Иный даже думает чрез то искупить свои неправды и собственно для этого лишь и делает пожертвований на церкви и на бедных, хотя при этом ни сердечного сокрушения не обнаруживает, ни вознаградить обиженных им не старается. Не льститесь, братие. – Жертва Богу угодная – едина дух сокрушен, в соединении с справедливостью и любовью к ближним.

Но пусть на разные пожертвования и не в состоянии мы уделять многого: уделяем ли мы по крайней мере – хоть в кругу домашней-то жизни – что-нибудь во славу имени Божия? Есть ли у нас приличная святыня в доме, – иконы, как следует написанные, лампадки и фимиамницы? Есть ли киоты для икон и при них помещение для книг священных? – Есть ли св. Библия, жития святых и другие назидательные книги? Нет? – У тебя нет и на это средств? Но в таком случае откуда же у тебя – все эти смехотворные и соблазнительные картины, наряды на жене и на детях и т.д.? Значит, у тебя на все есть средства, только на дела богоугодные их нет. Слышу, говорит кто-то; «да мы и читать совсем неумеем, – к чему же нам книги?» Так! что же? и дети у тебя не обучены грамоте? и тебе не стыдно, что ты даже и малолетнему-то сыну своему не позволил походить год-другой в училище, а скорее к делу его приурочил, а затем детский его заработок – куда он пошел у тебя? Но довольно. Да не возглаголят уста моя всех дел человеческих. И сказанным не обидьтесь. Сказано для вашего вразумления и спасения. Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle