Азбука веры Православная библиотека Алексей Русланович Фокин Послание 1-е Кандида арианина к Марию Викторину ритору о божественном Рождении

Послание 1-е Кандида арианина к Марию Викторину ритору о божественном Рождении

Перевод с латинского выполнен по изданию: Marii Victorini Opera. Pars I. Opera theologica // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 83. 1 / Ed. P. Henry, P. Hadot. Vindobonae, 1971. P. 1–14. Перевод, примечания – А.Р. Фокин.

Содержание

О том, что всякое рождение есть изменение, а потому Бог не рождает и не рождается О том, что ничто не предшествует Богу и не может Его породить, а значит, Бог является нерожденным О том, что потенции предшествует акт, без которого она не может реализоваться О том, что прежде Бога не существовало никакой сущности или существования, от которых Он мог бы произойти О различии между понятиями существования и существовательности, существования и сущности, которые не обладают действенной силой и не могут породить Бога О том, что все эти первые сущности или идеи, от которых произошли все остальные сущие, были порождены нерожденным Богом О том, что Бог есть причина Самого Себя и безначальное Начало всего О том, что Бог безначален, бесконечен, неизменен и не подвержен превращению; Он Сам не рождается и никого не рождает О двенадцати способах, согласно которым можно мыслить рождение по отношению к Богу О рождении согласно сиянию О рождении согласно излучению, истечению и испусканию О рождении согласно образу и очертанию О рождении согласно исхождению О рождении согласно движению О рождении согласно переполнению О рождении согласно воле и действию О рождении согласно натиску О том, что Сын есть творение Божие, хотя и самое первое и совершенное Свидетельства Священного Писания о том, что Сын был сотворен и что Он также есть Творец и Причина всех сущих  

 

О том, что всякое рождение есть изменение, а потому Бог не рождает и не рождается

1. Всякое рождение (generatio), о мой дорогой старец Викторин, есть некоторое изменение (mutatio)1. Однако все божественное (omne divinum), то есть Бог, неизменно, а Бог, Который есть также Отец2, – это Первопричина (prima causa) всего и во всем. Итак, если Бог не допускает превращения и изменения, а то, что не допускает превращения и изменения, является нерожденным и [само] ничего не рождает, следовательно, если это так, значит, Бог есть нерожденный (ingenitus)3. Ведь [всякое] рождение есть рождение посредством превращения и изменения (per inversionem et per mutationem).

О том, что ничто не предшествует Богу и не может Его породить, а значит, Бог является нерожденным

С другой стороны, никакая сущность (substantia), или сущностность (substantialitas), или сущее (exsistens), или бытийность (essentitas), или существование (exsistentia), или существовательность (exsistentialitas), или сила (potentia)4 не существовали прежде бытия Бога. Ибо кто может быть могущественнее (potentior) Бога? Неужели [еще какая-то] сила, или существование, или сущность, или сущее (ὄν)? Но все они есть или Он Сам5, или то, что существует после него. Ведь Он – Тот, Кто всех их производит6. Но [допустим], что все они существовали прежде [Бога]. Каким же тогда образом они могли бы, если бы захотели, родить Бога? Ведь они не были ни совершенными, ни наделяющими сами себя существованием7. Следовательно, они несовершенные. Но тогда каким образом они, будучи несовершенными, могли бы с помощью своей собственной силы породить или создать Бога, Который совершенен? Если же Бог также несовершенен, то [у них] нет [никакой] причины, чтобы порождать то, что уже было. И то же самое рассуждение [имеет силу], если совершенные породили совершенного. Итак, будь они совершенными или несовершенными, в любом случае для порождения Бога или нет [никакой] причины, или [это является] избыточным, или невозможным.

О том, что потенции предшествует акт, без которого она не может реализоваться

К тому же в первую очередь говорится, что всякому сущему предшествует потенция (potentia). Но сама по себе потенция не может стать каким-либо сущим (esse aliquid) без помощи акта и действия (sine actu et operatione), поскольку она – потенция, а не акт, [то есть] такая потенция, которая не обладает [достаточной] силой для порождения чего-либо, тем более [Самого] Бога. Ведь без акта потенция остается [лишь] потенциальным бытием (potentialiter esse)8. Итак, откуда же рожден Бог? Следовательно, Бог есть нерожденный.

О том, что прежде Бога не существовало никакой сущности или существования, от которых Он мог бы произойти

2. Итак, давайте рассмотрим, существовала ли прежде Бога [какая-либо] сущность (substantia), или сущностность (substantialitas), или существование, или существовательность (exsistentialitas)9. Но сущность, поскольку она в большей степени есть подлежащее для чего-то иного10, есть подлежащее для того, что в ней существует, и таким образом есть как бы [нечто] иное по сравнению с тем, что в ней существует. Однако в Боге не имеет места иное и иное11. В самом деле, Он не существует в [чем-то] ином как нечто иное, поскольку Он – Бог. Ведь Бог не есть нечто одно, а «быть Богом» – нечто другое. Ибо Бог есть нечто простое12. Стало быть, [Он не происходит] от [какой-то] предсуществующей сущности. Следовательно, Бог есть нерожденный. В самом деле, скорее это Бог производит сущность, чем прежде Бога существует [какая-то] сущность, которая есть подлежащее (subjectum) для чего-то иного и сама есть нечто иное, став как бы вместилищем (receptaculum)13; причем более ценным (potiore) является то, для чего она является вместилищем, и по этой причине она возникла позднее.

О различии между понятиями существования и существовательности, существования и сущности, которые не обладают действенной силой и не могут породить Бога

Точно так же следует думать и в отношении существования и существовательности. В самом деле, существование отличается от существовательности, поскольку существование (exsistentia) заключается в том, что оно уже обладает [актуальным] бытием (esse), а существовательность (exsistentialitas) есть потенция, содержащая [лишь] возможность бытия, но еще не само бытие (ipsum esse). Еще большее различие имеет место между существованием и сущностью, поскольку существование есть само бытие (ipsum esse), и одно лишь бытие, которое не существует в [чем-то] другом и не есть подлежащее для [чего-то] другого, но есть одно единственное само по себе бытие (unum et solum ipsum esse). А сущность (substantia) имеет не просто одно лишь бытие, но бытие чем-то качественно определенным (quale aliquid esse). Ведь она подлежит тем качествам, которые в ней находятся, и по этой причине называется подлежащим (subiectum). Итак, каким образом Бог был рожден от предшествовавшего [Ему] существования, или от существовательности, или от потенции существования, или даже самого по себе существования (ipsa exsistentia), ведь все они существуют в одном лишь бытии и не обладают действием (actionem) или силой и мощью действия (agendi vim atque virtutem)?

О том, что все эти первые сущности или идеи, от которых произошли все остальные сущие, были порождены нерожденным Богом

3. Итак, поскольку дело обстоит именно таким образом, то прежде Бога не существовало ни сущего (ὄν), ни бытийности (ὀντότης)14. Ведь они множественны и состоят из сущности и качества (ex substantia et ex qualitate). Стало быть, если [прежде Бога] не было ни существования, ни существовательности, которые имеют в себе [некое] подобие простоты, то гораздо более [это относится] также к бытийности (ὀντότης) и сущему (ὄν), равно как и к сущностности (substantialitas) и к сущности (substantia)15. Ведь они возникли после существовательности и существования. И если все они возникли позднее (postgenita), следовательно, они были рождены (genita). А если они рождены, то было нечто иное, от чего они были рождены. Следовательно, нерожденным (ingenitum) будет то, от чего произошли все эти [первые сущности], от которых [в свою очередь] произошли все [остальные сущие]. Но что же это такое, от чего произошли все [сущие]? – Это Бог. Стало быть, Бог – нерожденный, раз уж Бог есть Причина всех этих [сущих].

О том, что Бог есть причина Самого Себя и безначальное Начало всего

Итак, что же? Какова и что за причина [Богу] быть Богом? Но Бог Сам и есть эта причина. В самом деле, Он есть Первопричина (prima causa) и Причина для Самого Себя (sibi causa)16; причем не так что одно есть причина другого, но то самое, что Он есть, есть причина того, чтобы Ему быть. Он Сам для Себя и обиталище, и обитатель, дабы никто не воображал словно бы двух. Он есть одно единственное (unum et solum). Ведь Он есть одно лишь бытие (esse solum). А само бытие (esse) есть также жизнь (vivere) и мышление (vivere)17. И насколько Он существует, Он также живет и мыслит; и насколько Он живет, Он также существует и мыслит; и насколько Он мыслит, Он также существует и живет, так что насколько Он есть одно, Он также есть три; и насколько Он есть три, Он также есть одно; наконец, насколько Он есть трижды три (ter tria unum)18, Он также есть одно: простая единица (unalitas simplex) и простое единое (unum simplex). А начало сложного (principium conpositorum) – просто. И это начало не имеет начала (principium sine principio). В самом деле, оно предшествует [всему], не имея никакого начала прежде себя, и по этой причине оно есть начало. А это и есть Бог. Итак, Бог не имеет начала и не рожден. Следовательно, Бог есть нерожденный.

О том, что Бог безначален, бесконечен, неизменен и не подвержен превращению; Он Сам не рождается и никого не рождает

Далее, то, что является нерожденным, не имеет начала; а то, что не имеет начала, не имеет и конца. Ведь конец свойственен тому, что началось. Итак, если [Богу свойственно] и то, и другое19, Он бесконечен, а если бесконечен, то непостижим, непознаваем, невидим, непревратен и неизменен. Начало же и конец есть превращение и изменение: начало для одного есть конец для другого. Но ничто из этого не есть Бог. Следовательно, Бог непревратен и неизменен. А если Бог есть и то, и другое, значит, Бог [никого] не рождает. В самом деле, «рождать» или «рождаться» означает некое изменение и превращение (inmutatio quaedam et inversio)20. К тому следует добавить, что рождать означает отдавать нечто тому, кто рождается: или все, или часть. И тот, кто нечто порождает, или сам погибает, если отдает все, или изменяется, если [отдает] часть [себя]. Но Бог всегда пребывает одним и тем же. Стало быть, Он [никого] не рождает.

О двенадцати способах, согласно которым можно мыслить рождение по отношению к Богу

4. То же самое станет очевидным, если кто-нибудь скажет, что рождение от Бога может произойти следующими способами: согласно [1] сиянию (effulgentiam), согласно [2] излучению (radii emissionem), согласно [3] истечению точки (puncti fluentum), согласно [4] испусканию (emissionem), согласно [5] образу (imaginem), согласно [6] очертанию (characterem), согласно [7] исхождению (progressum), согласно [8] переполнению (superplenum), согласно [9] движению (motum), согласно [10] действию (actionem), согласно [11] воле (voluntatem), согласно тому, что называется [12] натиском (typum), или если будет еще какой-то другой способ для этого. Однако ничто из этого не происходит без изменения.

О рождении согласно сиянию

Прежде всего, [рассмотрим, что такое] [1] сияние (refulgentia)21. Оно есть движение и указывает на время и некоторое исхождение, выделяющееся в свою собственную сущность (propriam substantiam). Если сияние пребывает всегда, то оно есть часть, которая может быть отделена от целого. Если же не всегда, то рождение от того, что существует всегда, в то, что существует не всегда, будет бесполезным. Что же далее? Разве сияние не есть превращение? Ведь сияние есть блеск (splendor), который как бы изливается или источается от светящейся сущности; оно связано с сущностью (substantialis), но не есть сущность (substantia), а если и есть сущность, то не та же самая сущность. Стало быть, то, что появляется позднее, есть изменение того, что ему предшествовало.

О рождении согласно излучению, истечению и испусканию

5. Рассмотрим теперь рождение [2] согласно излучению22. Луч, конечно же, есть связь (conexus)23, ведь он связан с тем, чей это луч и откуда он изошел. Тем не менее, [здесь] возникает изменение, если он рожден; или же вообще нет никакого рождения, если луч всегда остается в том, [чей он луч].

Но [говорят, что] в тамошнем мире24 рождение [подобно] [3] истечению точки25. Каким же это образом? Ведь точка неподвижна и есть предел линии; она не имеет частей и не есть часть [чего-то] другого. Стало быть, если дело обстоит именно таким образом, точка не исходит от самой себя. Если же она исходит, то она есть уже не точка, а линия. Значит, она изменяется. Но Бог есть [нечто] неизменное. Следовательно, Бог не есть то же, что и точка. С другой стороны, если точка остается [в самой себе], то от нее не происходит линия. Ведь точка неизменна. А линия находится в движении или происходит благодаря движению; стало быть, согласно этому способу не существует никакого рождения от Бога.

Что же идет далее? Каким образом в Боге [возможно] рождение [4] согласно испусканию (juxta emissionem)? Действительно, если Он испускает нечто из Самого Себя, то Он, во-первых, изменяется или в Своей сущности, или в Божественности (divinitate)26, или в действии, или в чем-то другом. Во-вторых, то, что испускается, обладает или той же самой силой, [что и Бог], или не той же. Если той же, то каким образом будут существовать два Бога, причем равных друг другу? И почему они тогда будут двумя, если они – одинаковые27? Ведь то же, что может один из них, может и другой. Однако нет никакой необходимости в умножении полноты, которая совершенна и в одном. А если то, что исходит [от Бога], не обладает той же самой силой, то Бог будет претерпевать изменение и, будучи целым, будет страдать от [потери] части, что не подобает Богу. Следовательно, нет никакого рождения от Бога согласно этому [способу].

О рождении согласно образу и очертанию

6. Подобное также [можно сказать и о рождении] [5] согласно образу28. В самом деле, [всякий] образ (imago) очень сильно отличается от своего первообраза (ab imaginali). Последний есть сущность, а первый – это призрак (fantasma), воспроизведенный в общих чертах лишь согласно качеству (qualitatem)29. Ведь образ имеет свою сущность в чем-то другом, и не существует сам по себе; и он [существует] не благодаря тому, что есть он сам, и не благодаря тому, в чем он есть. Следовательно, то, что рождено от Бога, не есть образ. Ведь образ есть следствие (consecutio) того, чей он образ.

Тот же самый довод [имеет силу, если рождение понимается] [6] согласно очертанию30. Очертание (character) есть [внешний] признак [какой-либо] сущности (signaculum substantiae); оно само по себе есть ничто и находится в чем-то другом, что оно изображает. Стало быть, ничего такого не [рождается] от Бога. Ведь то, что рождает Бог, должно быть Ему единосущно (consubstantiale)31. Однако очертание Ему не единосущно. Следовательно, нет никакого рождения от Бога [согласно этому способу].

О рождении согласно исхождению

Но [говорят], что рождение от Бога [происходит] согласно [7] исхождению (juxta progressum) и [9] движению (juxta motum). Исхождение (progressio) отличается от движения, поскольку всякое исхождение происходит от движения и находится в движении, но не всякое движение есть исхождение. В самом деле, внутреннее движение (intus motus) не есть исхождение [вовне], но просто движение32. А исхождение есть движение, направленное вовне (foras pergens motus). Итак, что же? Скажем ли мы, что рождение от Бога согласно исхождению было однократным, или оно бывает часто, или происходит всегда? Однократно? Но в чем тут польза? Ведь если то, что исходит [от Бога], есть [некое] благо, почему тогда Бог столь скуден в Своем исхождении? Если же [оно происходит] часто или всегда, то зачем тогда Он родил заново? И первое исхождение по необходимости будет несовершенным, если для своего совершенства оно нуждалось также в других [исхождениях]. 7. Из этого становится ясным, что [такое исхождение] не является чем-то единосущным (consubstantiale) и что рождение от Бога не происходит без изменения. А если это не подобает Богу, значит, нет никакого рождения от Бога [согласно этому способу].

О рождении согласно движению

Но еще более несообразным нам кажется, если рождение [происходит] согласно [9] движению (juxta motum). В самом деле, движение бывает или внутренним, или исходящим вовне. Если оно внутреннее, то нет никакого рождения; а если оно исходит вовне, то оно не [остается] одним и тем же, следовательно, [происходит] изменение. Опять-таки, если это движение исходит вовне, значит, оно не единосущно. Далее, если оно направлено вовне, то оно исходит, образуя свою собственную сущность, или производит [сущность] чего-то иного. Но, во-первых, Бог, придя в движение, испытывает страдание, что означает изменение. Во-вторых, если [это движение] исходит, образуя свою собственную сущность, значит, оно само не имело сущности. Если же [оно исходит, образуя] сущность чего-то другого, значит, оно было отлично от Бога, поскольку оно произвело нечто иное, так что это скорее есть творение (effectum), чем рождение от Бога. Следовательно, оно не единосущно; и то, что возникло впоследствии, есть изменение предшествующего. Следовательно, нет никакого рождения от Бога [согласно этому способу].

О рождении согласно переполнению

Некоторые говорят, что рождение от Бога [происходит] согласно [8] переполнению33. А переполнением они называют [вот что]: подобно тому как сильно бьющий ключом источник изливает из себя то, что имеется в нем изобилии, и при этом всегда остается полным, точно так же и от Бога, как из источника, изливается то, что имеется в Нем в изобилии; вот это и есть рождение от Бога. И для этого случая вновь подходит [то же самое] рассуждение. В самом деле, если рождение – это переполнение и [источник] всегда остается полным, значит, рождение от Бога происходит всегда. Ведь источник не иссякает, хотя [из него] изливается то, что [в нем] возрастает. Или же [в нем] остается то, что возрастает? Нет. Следовательно, то, чем он переполнен, изливается [из него], поскольку нелепо, чтобы не источалось то, что переливается через край34. Но [источник] изливает [это] и изливает всегда, ведь он всегда переполняется до краев. [Отсюда появляются] и новые ангелы, и новые миры35. Ибо нелепо, чтобы то, что источается всегда, изливалось в ничто. Однако [скажет кто-нибудь], то, что всегда переполнено, [изливается лишь] один раз. Следовательно, [здесь происходит] двойное изменение и превращение Бога36. Таким образом, этот [способ рождения] также не подобает [Богу]. Стало быть, нет никакого рождения от Бога согласно переполнению. К тому же, то, что изливается через край, не является единосущным Самому Богу. В самом деле, Бог есть преизобилующий (superabundans); а то, что [из Него] изливается, есть только излитое, но не преизобилующее.

О рождении согласно воле и действию

8. Некоторые говорят, что рождение [от Бога происходит] [11] согласно воле37 и [10] согласно действию (juxta actionem). Но и то, и другое можно рассматривать как одно и то же, особенно в Боге. В самом деле у Бога одновременно есть и желание, и действие. С другой стороны, [между ними] есть и различие, раз уж у Бога действие зависит от желания. Ведь желание, насколько оно есть желание, является причиной действия, а действие – реализацией желания38. Значит, воля отличается от действия. А где есть первое и последующее, там невозможно, чтобы двое были одним и тем же. Стало быть, у Бога первична воля, а действие вторично, – я имею в виду, не в отношении времени, а в отношении причины бытия другого. Итак, очевидно, что воля не есть ни сущность, ни действие. Далее, от воли и действия отличается само дело (opus)39. В самом деле, дело принадлежит тому, кто его делает, но при этом дело не есть сам делатель (operator). Следовательно, дело не единосущно [делателю] и не есть рождение, но оно рождено, поскольку сотворено. Таким образом, то, что рождено от Бога, есть творение (opus), а не рождение, и не сыновство, и не Сын, и не Единородный, и оно не единосущно, тем более что еще не было самой сущности прежде, чем Бог захотел нечто породить. В самом деле, всякая сущность есть творение Божие. А значит, Сам Бог не есть сущность40. Ведь сущность возникла благодаря Богу. Итак, каким же образом мы назовем Бога сущностью, если сущность после Него? Если же мы скажем, что Бог есть сущность, то рассуждение вынудит нас признать, что сущность существовала прежде Бога. Сущность же в собственном смысле есть некое подлежащее41. А то, что есть подлежащее, не является простым. Ведь наш ум, как только услышит слово «подлежащее», вместе с ним сразу схватывает и нечто иное, что находится в подлежащем. Однако Бог является [чем-то] простым. Следовательно, Бог не имеет сущности42. Если же Он не имеет сущности, то нет ничего единосущного Богу, даже если оно возникло или было рождено от Бога.

О рождении согласно натиску

9. Некоторые говорят, что рождение от Бога [происходит] согласно тому, что называется [12] натиском43. В самом деле, Бог есть Дух (spiritus). А Дух то распространяет свою природу, то вновь возвращается в самого себя44. Движение такого рода называют натиском. Но что же далее? От такого рода движения вдруг появилось некое сыновство (filietas quaedam), и это есть рождение от Бога45. Итак, каким же образом? Как истечение, или как излучение, или сияние, или еще нечто иное, отличное от этих? Но что же далее? Как часть от целого или как целое? Что бы ни было из этого, [окажется, что или Бог] есть несовершенный, если Он излил [из себя] часть и произошло [Его] умаление, поскольку Сын в этом случае будет частью Отца; или же рождение будет бесполезным, если от целого возникло целое. Ведь нет никакой причины для того, чтобы одно и то же рождалось от одного и того же. Если же была необходимость, чтобы Они оба родились, тогда Они оба будут несовершенными, и первый подвергнется изменению. Однако, если Дух46 вновь возвратился в самого себя, то появилось всего лишь нечто иное без всякого излучения (effulgentia). Отсюда ясно, что это второе возникло из того, что не существовало47. Следовательно, оно было сотворено, а не рождено, а значит, оно – не единосущное. Стало быть, нет никакого рождения от Бога.

О том, что Сын есть творение Божие, хотя и самое первое и совершенное

10. Итак, что же из всего этого следует и вытекает, о мой любезный Викторин? А то, что Сын Божий, Который есть Слово у Бога (λόγος apud Deum), Иисус Христос, через Кого все возникло и без Кого ничего не возникло48, произошел не благодаря рождению от Бога, а благодаря сотворению Богом (operatione a Deo), и Он есть первое и главное творение Божие49. Но ведь, [скажет кто-нибудь], [Бог] дал Ему имя превыше всех имен50, назвав Его Сыном, причем Единородным, поскольку лишь Его одного Он сотворил Своей деятельностью (opera sua fecit). Причем Он сотворил Его из не сущих, поскольку сила Божия (potentia Dei) приводит в бытие то, что не существует. И это же – то есть [творение] сущих из не сущих – совершил и Иисус, через Которого все возникло51. Но разница [между Ними] заключается в том, что Бог сотворил Иисуса во всех отношениях совершенным52, а Иисус [сотворил] остальные [сущие] не тем же самым образом, даже если Он сотворил их совершенными. Итак, поскольку Иисус есть Творец (effector) сущих из не сущих, то согласно [образу] действия (secundum operationem) Он пребывает в Отце и Отец в Нем, и оба Они суть одно53. Поскольку же Он не обладает той же самой силой, Он считается различным. Ведь Он не способен сотворить что-то иное, совершенное во всех отношениях. Кроме того, Он творит не благодаря своему собственному действию (propria operatione)54 и не по своей собственной воле, но желает того же, что и Отец, и даже если Он Сам имеет волю, все равно говорит: Но не как Я хочу, а как Ты55. И Он не знает многого того, что находится в воле Отца, например, дня Суда56. И один подвержен страданию, а другой бесстрастен, и один пославший, а другой – посланный57. И есть [многое] другое того же рода, что относится к Сыну, поскольку Он облекся плотью, умер, воскрес из мертвых, но что не подобает Отцу, а подобает Его Творению, потому что это Творение обладает сущностью (opus in substantia), которая воспринимает в себя различные качества и даже противоположные друг другу58.

Свидетельства Священного Писания о том, что Сын был сотворен и что Он также есть Творец и Причина всех сущих

11. О том, что Бог соделал Иисуса Христа, говорит святое чтение из Деяний Апостолов: Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал нам Господа Иисуса Христа, Которого вы распяли59. Также и у Соломона [сказано]: [Господь] создал Меня началом (praepositum) всех путей60. Это же означает и [то, говорится] в Евангелии от Иоанна: То, что было в Нем создано, была жизнь61. В самом деле, если в Нем нечто было сотворено, то и Сам Он был сотворен, тем более, если Он есть жизнь. Итак, пусть никто не считает чем-то неприятным, что Иисус есть Творение Божие, совершенное во всех отношениях (opus Dei omnimodis perfectum) – Бог благодаря силе Божией (Dei virtute deum), Дух, превосходящий всех духов, Единородный благодаря действию (unigenitum operatione), Сын благодаря могуществу (potentia filium), сотворенный [в своей] сущности, а не [рожденный] из сущности [Бога]62. Ведь Иисус есть всеобщая и первая Сущность (omnis et prima substantia), всеобщее Действие (omnis actio), всеобщее Слово (omnis λόγος), Начало и Конец63. В самом деле, Он есть Начало и Конец того, что было сотворено, а также Предначало или Предпричина (praeprincipium aut praecausa)64 всех сущих – телесных и бестелесных, умопостигаемых и умственных, мыслящих и мыслимых65, воспринимаемых чувством и обладающих чувствами; Он есть Податель и Творец (effector)66, Вместилище67, Полнота68, через Кого все возникло и без Кого ничто [не возникло]69. Он наш Спаситель, Искупление (emendatio) всех, Раб ради нашего спасения70, Господь же ради наказания грешников и нечестивцев, Слава и Венец праведников и святых71.

* * *

1

Это одно из главных положений арианства, особенно аномеев. Ср. также: Plotin. Enn. VI 3. 21. 39.

2

Deus autem qui Pater est. Отождествление слова «Бог» (Deus, греч. ὁ θεός) исключительно с Богом Отцом было характерно для доникейской патристики, особенно для александрийцев; ср. Origen. Comm. Johan. II 2. 17–18; II 3. 19; Contra Cels. III 37. В таком же смысле оно использовалось и арианами.

3

Латинский аналог греч. ἀγέννητος. Определение Бога как «нерожденного» было присуще доникейской патристике; сp. Origen. «О началах» I 2. 4, 6; I 3. 1; Comm. Johan. I 27. 187; II 10. 75; Contra Cels. III 34; VIII 14 и др. Его также использовали и ариане, особенно аномеи (Евномий).

4

Значение некоторых из этих терминов объясняются ниже, в главах 2 и 3; ср. также: Adv. Ar. III 7. 12; IV 5. 36. Их соотношение с греческими аналогами, иногда используемыми как «Кандидом», так и Викторином, можно изобразить в виде следующей таблицы:


substantia οὐσία сущность
substantialitas οὐσότης сущностность
exsistens ὄν Сущее
essentitas ὀντότης бытийность
exsistentia ὕπαϱξις существование
exsistentialitas ὕπαϱκτότης существовательность*
potentia δύναμις Сила

* Термин «существовательность», безусловно, является непривычным неологизмом, но он необходим в качестве кальки соответствующего латинского термина; означает же он, по всей вероятности, потенцию существования, лежащую в основе актуального существования. См. ниже, глава 2.

5

В смысле первопричины всего этого. Ср. Псевдо-Дионисий.

6

Ipse enim cuncta praestat. Или: «Ведь Он Сам предоставляет это все [всем сущим]».

7

sui ipsa substantive. Или: «сами по себе самостоятельно существующими».

8

Все это рассуждение основано на аристотелевском учении о потенции как «бытии в возможности», которое требует чего-то, актуально существующего («бытия в действительности») для того, чтобы получить актуальное существование. См.: Aristot. Metaphys. IX.

9

Как представляется, среди этих парных понятий первое означает актуальное существование, а второе – его потенцию. Говоря конкретнее, под сущностью (substantia) «Кандид» понимает подлежащее, уже обладающее какими-то определенными качествами; под сущностностью (substantialitas), т.е. принципом или потенцией сущности – то, что обладает потенцией стать сущностью или производить сущность; под существованием (exsistentia) – актуальное бытие или существование какого-либо сущего; под «существовательностью» (exsistentialitas) – принцип или потенцию существования, способную существовать или наделять существованием. См. ниже, глава 3; а также: Adv. Ar. III 7. 12; IV 5. 36. О различии сущности и существования см.: Adv. Ar. I 30. 20–26; II 4.

10

subiectum alteri. Сущность как подлежащее, не находящееся в другом – одно из определений сущности у Аристотеля. Это касается не только материи как подлежащего для формы, но и индивида (индивидуальной, или первой сущности) как подлежащего оформлению через род, вид, отличительный признак и акциденции. См.: Aristot. Categ.; Metaphys.

11

aliud et aliud. Т.е. инаковость, проявляющаяся в наличии различающихся между собой предикатов или в различии субъекта и предикатов.

12

Simplex enim quiddam Deus. Здесь имеется в виду, что Бог как сущность или подлежащее не различается от того, что составляет Его бытие, т.е. от Своих существенных свойств и атрибутов, но в Нем совпадают субстанция и акциденции. Эта доктрина Божественной простоты принимается как базовая и Викторином.

13

То есть субъектом различных, в том числе противоположных качеств. См. ниже, п. 10.

14

Сущее – это бытие, получившее какую-либо конкретную форму, а бытийность (ὀντότης) – это идея или потенция бытия, близкая к упоминавшей выше потенции существования, или «существовательности» (exsistentialitas, греч. аналог ὑπαϱκτότης встречается в других трактатах Викторина). Для «Кандида», так же как и иногда для Викторина, Бог предшествует сущему и бытию, так же как у Плотина Единое предшествует Уму, который заключает в себе двойство бытия и мышления.

15

По всей видимости, сущее и сущность, так же как их абстрактные аналоги – бытийность и сущностность, обладают еще большей множественностью, чем существование и «существовательность».

16

О том, что Бог есть причина для Самого Себя, см.: Aristot. Metaphys. VII 6, 1031 а 15; Plotin. Enn. VI 6. 8. 14. 21.

17

Эти три категории – бытие, жизнь, мышление – восходящие к платоновскому Софисту и известные в неплатонической традиции как «умопостигаемая триада», Марий Викторин использовал в качестве схемы для описания христианской Троицы. Однако в устах «Кандида» эти три Божественных свойства или атрибута принадлежат одному и тому же нерожденному Богу, т.е. Богу Отцу

18

«Трижды три» получается вследствие того, что в каждой из категорий «умопостигаемой триады» есть сразу все три. То же самое утверждает и Викторин применительно к лицам христианской Троицы. См. Hymni de Trinitate.

19

Т.е. безначальность и бесконечность.

20

Классический аргумент ариан о недопустимости рождения в Боге.

21

Ср. выше effulgentia; возможно, имеется в виду выражение Евр.1:3 сияние славы (греч. ἀπαύγασμα τῆς δόξης).

22

iuxta radii emissionem. Ср. Justin. Dial. Tryph. 61–62; Tertullian. Apol. 21. 12; Adv. Prax. 8. 7 и др.

23

Если понять conexus как причастие, то перевод будет «луч связан», что в свете дальнейшего рассуждения выглядит тавтологично.

24

ibi. Это понятие у Мария Викторина указывает на умопостигаемый мир в целом: Бога, вечные идеи, а также бестелесные ангельские сущности, природа которых проста.

25

puncti fluentum. Ср. Adv. Ar. I 60, а также: Philo. De opif. mund. 49; Procl. Comm. Euclid. 9, p. 97. 13.

26

Т.е., вероятно, в Божественных качествах и атрибутах.

27

Ср. Tertullian. Adv. Marc. I 3–4; Adv. Herm. 4–5.

28

juxta imaginem. Ср. 2Кор.4:4; Кол.1:15.

29

Положение о том, что подобие, в отличие от тождества и равенства, может заключаться только в качестве, восходит к логике Аристотеля. Ср. также: Adv. Ar. I; II.

30

juxta characterem. Ср. Евр.1:3 (в греч. тексте: характер χαϱακτὴϱ τῆς ὑποστάσεως, букв. «начертание ипостаси»). В латинской традиции это выражение часто передавалось как imago substantiae («образ сущности»).

31

Так «Кандид» волей-неволей воспроизводит никейский аргумент в пользу единосущия Отца и Сына.

32

Марий Викторин различает в Боге внутреннее покоящееся движение (внутренний акт жизни и мышления, совпадающий с бытием), которое есть Бог Отец, и внешнее проявленное движение (жизнь и мышление как результат внутреннего движения), которое есть Сын и Святой Дух. См.: Adv. Ar. III 2; VI passim. Ср. также: Greg. Naz. Orat. 23. 7.

33

Iuxta superplenum. Ср. τό ὑπεϱπλῆϱες – Plotin. Enn. V 2. 1. 7–9; ср. также: Greg. Naz. Orat. 29. 2.

34

Superfluit. Ср. ὑπεϱεϱϱύη – Plotin. Enn. V 2. 1. 8; ср. также: Greg. Naz. Orat. 29. 2.

35

et novi angeli et novi mundi. Возможно, влияние Оригена.

36

Inmutatio ergo Dei et inversio duplex. То есть, Бог изменяется дважды: когда рождает Сына и когда перестает Его рождать.

37

juxta voluntatem. Это точка зрения ариан, в том числе евномиан; см.: Athanas. Magn. Contra Arian. III 60–66; Greg. Naz. Orat. 29. 6–7.

38

effectio voluntatis. Строго говоря, такое предшествование желания действию должно быть свойственно лишь тварным существам, прежде всего, человеку, который является сложным существом. Согласно и «Кандиду», и Викторину, в Боге как абсолютно простом то и другое совпадают (см. первый тезис «Кандида» в начале этой главы). Именно поэтому «Кандид» допускает в Боге предшествование желания действию лишь в логическом, а не хронологическом отношении. См. ниже.

39

Т.е. результат действия.

40

Хотя термин «сущность» и его производные отрицали омии (см.: Adv. Ar. I 29 и др.); это утверждение имеет силу и для Викторина, поскольку Бог Отец для него – это «Не сущее, которое выше сущего» (см. De gen.).

41

subjectum quiddam. См. выше, п. 2 и прим.

42

Insubstantialis ergo deus. Другими словами, в Боге нет сущности как субъекта, отличного от своих предикатов. Это положение о субстанциальной простоте Бога разделял и Викторин. О несубстанциальности см.: Adv. Ar. II 1. 24–25.

43

juxta nominatum typum. Этот термин, этимологически связанный с глаголами τυπόω («отпечатлевать», «запечатлевать») и τύπτω («бить», «ударять»), широко использовался в христианской экзегезе в значении «прообраза», «смутного отображения» оригинала («прототипа»). Здесь же он означает, по всей вероятности, нечто вроде тонического движения пневмы в системе стоиков, или волнообразное течение болезни в медицине, когда в определенном порядке чередуются периоды усиления и ослабления болезни. Ср. Galen. De typis 2: Τύπος ἐστὶ τάξις ἐπιτάσεως καὶ ἀνέσεως πεϱίοδος δέ ἐστι χϱόνος ἐπιτάσεως καὶ ἀνέσεως ἐν νοοήμασι γενόμενος (Kuhn. Vol. VII. P. 463. 8–10).

44

Spiritus = πνεῦμα. Одно из положений стоической физики.

45

Возможно, речь идет о Маркелле Анкирском или Фотине и их учении о расширении и сокращении Бога («монады»), осужденном на Сирмийском соборе 351 года. См.: Hilar. Pict. De synod. 38; Athan. Magn. De synod. 27.

46

Т.е. Бог Отец.

47

Т.е. из не сущего: основной тезис арианского учения.

49

primum opus et principale Dei. Это также один из основных тезисов ариан; по этой причине имя «Сын» Логос Божий имеет не по природе, а потому, что оно было дано Ему Отцом; см. ниже, а также: Athan. Magn. Contra Arian. III 42.

52

perfectum omnimodis. Это же выражение в отношении к Сыну использует Викторин, характеризуя Его как «всесовершенное Сущее» (omnimodis perfectum ὄν, см. De gen. ??).

54

Т.е. энергии.

56

Ср. Мф.24:36. Эти евангельские слова ариане часто приводили как свидетельство несовершенства Сына и Его подчинения Отцу.

58

receptrix est diversarum qualitatum et magis contrariarum. Как было показано выше, и «Кандид», и Викторин под сущностью в первичном смысле понимают подлежащее как субъект различный акциденций, которые могут изменяться и взаимно исключать друг друга, чего нельзя приписать Богу Отцу, Который превосходит сущность. См. выше, п. 2.

59

Ср. Деян.2:36. Классическое место, на которое ссылались ариане для доказательства тварности Сына.

60

Ср. Притч.8:22. Еще одно классическое место, на которое ссылались ариане для доказательства тварности Сына.

61

Ср. Ин.1:3–4. Сходное прочтение этого места из пролога Евангелия от Иоанна, но с противоположным смыслом, встречается и у Викторина.

62

substantia factum, non de substantia. Другой вариант перевода: «Сотворенный благодаря сущности [Бога], а не рожденный из [Его] сущности».

63

Ср. Откр.1:8; 21:6; 22:13. Определения Логоса как всеобщего и всесовершенного Сущего, всеобщего Действия и всеобщего Логоса встречаются и в других трактатах Викторина.

64

То есть Начало и Причина, предшествующая любому началу и причине, кроме Бога Отца. Ср. Adv. Ar. I 63.

65

intellectibilium aut intellectualium, intellegentium aut intellectorum. Различие между чистыми умопостигаемыми сущностями – идеями, и мыслящими сущностями – умами, впервые ясно выражено Ямвлихом; оно восходит к учению Плотина об Уме как единстве мыслящего и мыслимого. Викторин также иногда использует это различие; см. De gen. 7–11; Adv. Ar. I 61.

66

Данное слово означает скорее непосредственного исполнителя, чем Творца, к которому восходит воля и замысел творения.

67

capacitas. Викторин также понимает Логос как «вместилище» (receptaculum) и полноту всего сущего.

68

Ср. Еф.1:23; Кол.1:19; 2:9. Викторин также понимает Логос как полноту всего сущего, в которой все сущие заключались как в своей причине и семени.

69

Ср. Ин.1:3.

Комментарии для сайта Cackle