Леонтий Византийский. Сборник исследований

Источник

Содержание

Предисловие

Священник Василий Соколов. Леонтий Византийский: Его жизнь и литературные труды Введение Раздел I. Биография Леонтия Византийского и его литературные труды Глава 1 Глава 2 Глава 3 A. Подлинные сочинения Леонтия Византийского Глава 4 Раздел II. Богословское учение и полемическая деятельность Леонтия Византийского Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Раздел III. Сравнительная оценка литературной деятельности Леонтия Византийского Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Алоиз Грильмайер. Христос в христианском Предании Леонтий Византийский, главный свидетель Халкидонской Христологии Раздел I. Личность и вклад Леонтия Византийского Личность и литературное наследие Леонтия Византийского Литературно-исторические отождествления Биографические отождествления Раздел II. Христология Леонтия Византийского и его вклад в решение халкидонской проблемы Халкидонская и антисевирианская терминология Леонтия Субъект Воплощения Различие между ипостасью (ύπόστασις) и природой (φύσις) Леонтий – открыватель формального понятия «воипостасности»? Главная цель Леонтия: обоснование формулы о «двух природах» Интерпретация соединения во Христе Аналогия «душа – тело» Душа как сущность бестелесная, самоподвижная и существенная ( οὐσία ἀσώματος, αὐτοκίνητος, οὐσιώδης) Формула «самобытности» души Масштаб применения аналогии «душа – тело» Способ соединения ( τρόπος ένώσεως) Леонтий Византийский и халкидонский образ Христа «Афтартодокеты» Леонтия Византийского Вопрос о нетлении тела Христа Критика Леонтием учения о нетлении тела Христова и его собственный образ Христа Главные возражения и их оценка Бесстрастие Христа в отношении между естественным и сверхъестественным Подверженность страданию и смертность Христа в свете протологии Нетление Христа – зачатие от Духа – соединение Леонтий Византийский и его христология Раздел I. Личность и сочинения Леонтия Иерусалимского Личность и литературное наследие Леонтия Иерусалимского Хронология Дополнение о различии двух Леонтиев Раздел 2. Христология Леонтия Иерусалимского Анализ. Лингвистические и концептуальные средства Новое осознание проблемы Различие в терминах Определение субъекта во Христе Новое понимание ипостаси? Новый язык для описания соединения ( ἔνωσις) Синтез Истолкование единства во Христе Мерило Православия Онтология воипостазирования Соединение во Христе как синтез ( σύνθεσις) Эллинистическое и библейское истолкование Воплощения Образ Христа у Леонтия Иерусалимского Общие положения Безгрешность Христа как доказательство Его Божества Христос и творческая сила Божия Чудесное в образе Христа у Леонтия Иерусалимского Обоженный «Господний человек» ( κυριακὸς ἄνθρωπος) Морис Джеймс Даулинг. Христология Леонтия Византийского Введение. Споры о человеческой природе Христа в древней Церкви От новозаветных времен до Аполлинария От Константинополя к Леонтию Реакции на Халкидон Раздел I. Леонтий Византийский. Обзор жизни и творчества Раздел II. Защита Леонтием учения о двух природах Тридцать глав против Севира «Противоположные докетисты» ( εναντιοδοκηται) Положительное учение Леонтия Прояснение терминов νοχης κατοὐσίαν «единство по сущности» и аналогия «душа – тело» Communicatio idiomatum «Взаимообмен свойств» Христология и учение о Троице Раздел III. Леонтий Византийский и понятие воипостасное ἐνυπόστατον «воипостасное» Аргументация Релтона Раздел IV. Леонтий Византийский и оригенизм Заключение Библиография Ричард Кросс. Индивидуальные природы в христологии Леонтия Византийского Состояние вопроса Индивидуальные природы против частных природ Эпилисис Против несториан и евтихиан Диакон Сергий Говорун. к истории термина ἐνυπόστατον «воипостасное» Библиография  

 
Предисловие

Богословско-литературное наследие Леонтия Византийского, знаменитого богослова и полемиста VI века, до сих пор остается недостаточно изученным в России, между тем как на Западе в XIX-XX вв. ему были посвящены десятки исследований. Современному российскому читателю известны, пожалуй, лишь краткие упоминания о Леонтии в трудах протоиерея Георгия Флоровского и протопресвитера Иоанна Мейендорфа. До сих пор нет полного русского перевода ни одного трактата Леонтия Византийского. Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор даже западные ученые не пришли к окончательному мнению о различии по крайней мере пяти Леонтиев, живших в VI веке:

Леонтия Византийского (CPG 6813–6820),

Леонтия Схоластика (или Псевдо-Леонтия, CPG 6823),

Леонтия, монаха Иерусалимского (CPG 6917–6918),

Леонтия, пресвитера Константинопольского (CPG 7888–7900), и Леонтия, пресвитера Иерусалимского (CPG 7911–7912).

Другими словами, речь идет о том, принадлежит ли Corpus Leontianum («Леонтиевский корпус»), состоящий по меньшей мере из семи трактатов, не считая гомилий и фрагментов (см. PG Т. 86. Col. 1193–2016), одному автору (в качестве которого традиционно рассматривался Леонтий Византийский) или нескольким авторам. Не претендуя на полноту и окончательность, предлагаемый ныне сборник исследований призван хотя бы частично восполнить этот пробел и дать современному российскому читателю необходимые сведения о составе Corpus Leontianum, его предполагаемом авторстве, структуре и содержании входящих в него богословских трудов.

В первой части сборника мы помещаем не утратившую своей актуальности работу русского дореволюционного патролога, кандидата богословия МДА, священника Василия Соколова «Леонтий Византийский: его жизнь и литературные труды» (Сергиев Посад, 1916). На сегодняшний день это лучшее исследование по Леонтию Византийскому на русском языке.

Во второй части публикуется реферат двух посвященных Леонтию Византийскому и Иерусалимскому глав из классического труда известного немецкого патролога Алоиза Грильмайера: «Христос в христианском Предании».

В третьей части помещается перевод работы современного ирландского патролога Мориса Джеймса Даулинга «Христология Леонтия Византийского», в которой подводится итог исследованиям жизни, трудов и богословия Леонтия Византийского на Западе на начало 80-х гг. XX века.

В четвертой части публикуется перевод статьи современного английского патролога Ричарда Кросса, посвященной проблеме индивидуальных природ в христологии Леонтия Византийского.

Наконец, в пятой части сборника мы публикуем статью современного отечественного автора, преподавателя МДА диакона Сергия Говоруна, посвященную одному из ключевых понятий византийской христологии – термину ἐνυπόστατον «воипостасное», который часто встречается в трудах Леонтия Византийского. Помещаемая в конце сборника Библиография по Леонтию Византийскому является наиболее полной на сегодняшний день.

Редактор сборника А. Р. Фокин

Сведения об авторе

Василий Александрович Соколов (род. 1868, с. Ст. Слобода Александровского уезда Владимирской губернии, ум. июнь 1922 г., Москва), священномученик (память 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), протоиерей. Из семьи диакона. Окончил Вифанскую духовную семинарию. С 1 октября 1888 г. служил учителем в Закубежской церковноприходской школе (Александровский уезд). 16 декабря 1890 г. рукоположен во священника Христорождественской церкви в селе Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. В 1891–1906 гг. являлся также заведующим церковноприходской школы и преподавал в ней Закон Божий. Осенью 1903 г. овдовел, воспитывал 6 детей. В 1906 г. поступил в МДА, которую окончил в 1910 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Леонтий Византийский: Его жизнь и литературные труды». Совет МДА принял решение просить Синод о разрешении оставить о. Василия при Академии сверхштатным профессорским стипендиатом, но Синод отклонил ходатайство. Осенью 1910 г. о. Василий был назначен священником в Николо-Явленскую церковь на Арбате, в следующем году стал членом совета братства свт. Николая, существовавшего при храме.

Весной 1922 г., при изъятии церковных ценностей в церкви Николы Явленного, о. Василий просил членов комиссии не забирать предметы, необходимые при Причащении, на что получил отказ. В проповеди, сказанной 7-го апреля, священник призвал прихожан «не скорбеть... о материальной потере, тем более что вещи предназначены на нужды голодающих... Положение верующих ныне подобно положению в вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал». Вскоре о. Василий был арестован и вместе с другими 53 обвиняемыми привлечен к суду по «делу московского духовенства» (так называемый Московский процесс 1922 г.). Виновным себя не признал. В ходе заседаний Московского революционного трибунала 26 апреля – 8 мая признан виновным и приговорен в расстрелу вместе с 10 другими обвиняемыми. 8 мая все приговоренные были доставлены в Бутырскую тюрьму. Сразу же после окончания судебного процесса во ВЦИК стали поступать многочисленные прошения о помиловании, которые частично были удовлетворены. 30 мая 1922 г. Московский революционный трибунал получил извещение, что правительство отклонило ходатайство о помиловании 5 осужденных: о. Василия, священников Христофора Надеждина, Александра Заозерского, иеромонаха Макария (Телегина) и мирянина Сергия Тихомирова, вскоре они были расстреляны. Их тела погребены на Калитниковском кладбище в Москве, точное место захоронения неизвестно. О. Василий прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Сочинения

Умолила (Из жизни сельского священника) // Странник. 1904. Янв. С. 98–114;

О церковном богослужении // Христианин. 1910. № 5. С. 55–71; № 6–7. С. 333–353;

Промысел Божий по учению Ветхозаветной Библии // ЧОЛДП. 1912. № 1912. №2–5;

Скептицизм и путь победы над ним // ВиР. 1915. № 4. С. 494–523; Леонтий Византийский: Его жизнь и лит. труды. Сергиев Посад, 1916;

Завершение Византийской христологии после Леонтия Византийского // ПС. 1916. Т. 2. С. 253–298;

Обновление жизни // Моек. ЦВед. 1916. № 1 (5 янв.). С. 3–6; Современные задачи и цели ОЛДП // ЧОЛДП. 1917. Янв.-март. С. 3–20;

[Письма из заключения] // Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992–2003. Кн. 2. С. 66–79.

Православная Энциклопедия.

Т. VII. С. 53–54.


Источник: Леонтий Византийский : Сборник исследований / Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви, Крутицкое Патриаршее Подворье, Центр библейско-патрологических исследований ; [ред. А.Р. Фокин]. - Москва : Империум пресс, Центр библейско-патрологических исследований, 2006. - 671 с.

Комментарии для сайта Cackle