Кому легче живется на свете, верующему в Бога или неверующему?

Источник

Слово на день Преподобного Сергия Радонежского

Милостыня и вера да не оскудевают тебе: обложи я на твоей выи, и напиши я на скрижали сердца твоего, и обрящеши благодать. Притч.3:3.

Мудрые слова Библейского Мудреца! Привожу их на память в светлый день чествования великого угодника Божия, Преподобного Сергия потому, что сей, родной нам и по земле русской,1 и по сему храму, имени его посвященному,2 и по избранию его Покровителем всей нашей славной Артиллерии,3 родной по всем этим причинам праведник в сонме добродетелей, украшавших его святую душу, особенно сиял милостынею и верою.

Не будем перечислять множество случаев, в коих Радонежский Чудотворец проявил эти дивные качества: желающий найдет и прочитает их в его житии.

Укажем на один Факт весьма характерный для нашей цели, именно: Св. Сергий, после смерти родителей, наследовавший большое богатство, роздал его нищим, а сам, движимый твердою верою в Бога, Отца и Промыслителя, поселился в диком, непроходимом лесу. Это самоотвержение, проникнутое любовью к Богу и ближнему, низвело на него благодать; к уединенному пустыннику во множестве стекались за советом и утешением и богатые, и бедные, и простолюдины, и князья; селились около него, чтобы почаще видеть его светлое лице и слышать его мудрое слово, и положили начало обители, которая, молитвами великого угодника, так прославилась, что каждый год со всех концов России привлекает к себе тысячи, десятки тысяч богомольцев.

Исполнились, разительно оправдались на человеке Божием слова Премудрого: да не оскудевают тебе: обложи милостыню и веру на твоей выи, и напиши я на скрижали сердца твоего, и обрящеши благодать.

И ныне, в век эгоизма и материализма, в век сомнения и маловерия и ныне, если присмотреться к жизни повнимательнее, легко заметим, что благодать обитает в душах людей Богобоязненных и милосердных. Легче, не в пример легче, живется на свете человеку верующему и любвеобильному; чем безбожному и бессердечному.

Не красна жизнь человека на земле: грех подверг его тяжелому труду, многоразличным скорбям и, наконец, смерти: жизнь – борьба и материальная и нравственная.

В поте лица снеси хлеб твой (Быт.3:19) грозное слово, сказанное падшему праотцу Адаму, относится ко всем его потомкам. Ниже туне хлеб ядохом у кого: но в труде и подвиге, нощь и день делающе. Аще кто не хощет делати, ниже даясте (2Фес.3:8–10), вещает нам первоверховный Ап. Павел. И мы видим, что люди работают, чтобы существовать, чтобы жить. Было время, когда занятие доставляло человеку утешение и радость, было такое счастливое время, но безвозвратно миновало; это – в Эдеме, – в раю. Теперь совсем не то; ныне труд – печальная необходимость; несет его человек, как повинность за грех, и нередко с изнеможением сил, с неудачами, неблагодарно.

Нелегко трудиться, а надобно. А как вы думаете, кому легче работать – верующему, или неверующему? Неверующий, будет ли он земледелец, или торговец, или мореплаватель, или ученый, или воин, неверующий работает, надеясь на свои силы, на свое искусство, на помощь со стороны природы и соседей. Но силы наши – немощны; искусство – слабо; природа – изменчива; люди – ненадежны. Часто, весьма часто один неосторожный шаг, одно не предусмотренное явление, природы, один коварный человек разрушают наши долговременные и усиленные работы. Всегда с тревогою на сердце, с тяжелою думою на душе берется за свою работу маловерующий, Бога не ведающий, пугает его всякая случайность. Вокруг и около, замечает он, как шатки, как непрочны расчеты, по-видимому, самые обдуманные, самые основательные. Не так бывает с человеком, уповающим на Бога; его надежда – верная, не обманчивая. Он спокойно переносит всякую тяготу; он смело борется с каждою опасностью, потому Помощник его – Бог всемогущий, Отец многомилостивый, Благодетель бескорыстный. Человек верующий, в каком бы звании и состоянии ни был, работает и молится, молится и работает: ведает он, что от Господа стопы человеку исправляются. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его (Пс.36, 23–24): с верою в Бога ему нигде и никогда не страшно, ему нигде и никогда не тяжело. Счастливое состояние.

«Самые добрые, самые благочестивые люди, – скажут нам, – не избавлены на земле от неприятностей, скорбей, болезней, и им приходится терпеть, страдать». Не спорим. Но какая неизмеримая, поразительная разница между страданиями человека неверующего и верующего! Один в несчастии проклинает судьбу, изливает злобу на все окружающее, ожесточается на весь Божий мир; другой – несет выпавший на долю его крест покорно, благодушно, смиренно, как научил его Божественный крестоносец – Христос. Верующий человек помнит, что всеми событиями его жизни заправляет Бог, – что даже влас с головы не падает без воли Господней, – что Отец Небесный самыя наказания направляет к добрым целям, – держит это в своем уме и безропотно отдает себя под крепкую руку Царя Небесного. (1Пет.5:6). В самые тяжелые минуты мысль о премудром и благом Промысле Божественном успокаивает Страдальца: он вместе с царем Давидом во всяком горе скажет: Помянух Бога, и возвеселихся, – (Пс.76:3), «вспомнил о Боге, и успокоился, и утешился!» «Яко Господеви изволися, тако и бысть», – других слов не услышите вы от верующего, как бы ни было тяжко ему в жизни.

Но если когда вера в Бога потребна и спасительна для человека, так это в час смертный. Тут, при переходе из одного мира в другой, никто и ничто кроме Церкви и Религии не поможет умирающему. Перед лицем смерти бессильны – и наука, и богатство, и слава, и даже дружба; безбоязненно встречает ее один только глубоко верующий христианин. Для него – еже жити Христос и еже умрети – приобретение есть (Флп.1:21), для него смерть – покой.

Совсем не такова кончина человека, неведущего Бога: все, что занимало его в жизни, все, на что он тратил свои силы и способности, все это в час смертный становится постыло и немило. В душе чувствуется пустота, горькие упреки за прошлое и безнадежный страх за будущее. Сам Господь Бог, для верующих Отец и Благодетель, безбожнику в час смертный является, как Грозный Судия и неумолимый Каратель: с ужасом и отчаянием отходит он на тот свет.

Тяжело жить, еще тяжелее умирать без веры, без Бога, без религии. Жалки, невыразимо жалки все неверующие. В минуты жизни трудные (а их приходится испытывать так много и так часто) в минуты жизни трудные нет у них ни утешения, ни подкрепления.

Не без причины Библейский мудрец с верою соединяет милостыню: милостыня и вера да не оскудевают тебе, – вещает он. Эти две святые добродетели не мыслимы одна без другой: аще кто речет люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: – ибо нелюбяй брата егоже виде, Бога, егоже не виде, како можешь любити? – святые слова святого писания (1Ин.4:20).

Настоящий великий праздник в честь высокого представителя веры в Бога и милосердия к ближним, в честь близкого сердцу Русскому угодника, Преподобного Сергия Радонежского, для нас – прихожан Сергиевского Собора – особенно светло памятен тем, что в этот день, назад тому 18 лет, открыто братство Сергиевское, на помощь бесприютным детям, сиротам и беспомощным старицам.

По премудрому устроению Божиему, по молитвам ныне чтимого великого праведника, усердием благотворителей, в этот же приснопамятный день приготовлен к освящению новый собственный Братский дом4 для помещения «приюта и Богадельни». Приобретение своего дома для приюта сирот и старушек в Сергиевском приходе составляло предмет самых пламенных желаний Братчиков. Ныне благое желание исполнилось, ныне нам так и хочется сказать: Сей день Господень, радуйтеся людие!

Мы радуемся и приглашаем всех, кому горе и нужда сиротства и старости, не чужие, приглашаем всех добрых людей порадоваться с нами, посмотреть на новый дом «Приют Богадельня» Сергиевского Братства, и в нем, сегодня, сряду после литургии, помолиться с нами благодарною слезною молитвою Общему Благодетелю всех Отцу Небесному.

Слуш. Бл. Памятуйте, и никогда не забывайте, что все истинно высокие, бескорыстно добрые проявления общественной жизни – суть плоды нашей Св. Веры и Церкви. Христианская Религия – есть Религия любви и правды: верные ее последователи и были, и есть лучшие члены Семьи и общества. История всех веков и всех народов передает нам ту отрадную, непреложную истину, что человек верующий всегда был и есть добрее и честнее, и счастливее в жизни, чем атеист и инфедерентист, чем безбожник и маловер.

Веруем, Господи, веруем не языком и словом, а делом и истинною, веруем, помози нашему неверию.

Любящим Бога, поучает Св. Апостол Павел, любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим.7:28).

* * *

1

Родился, жил и спасался около Москвы. Там же в Сергиевской Лавре почивают и Святые мощи его.

2

Сергиевский Собор.

3

Сергиевский всей Артиллерии Собор.

4

На Фурштадской улице д. № 13.


Источник: Кому легче живется на свете, верующему в Бога или неверующему? / [Прот. А. Желобовский]. - Санкт-Петербург : тип. Арт. журн., 1886. - [2], 18 с.

Комментарии для сайта Cackle