Спас Благое Молчание
Спаситель изображен в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: “о. ѿ. и.“, по сторонам: “Ис Хс Благое Молчание” – Икона XVIII века, поступила из Св. Синода. Сюжет этот не редкость в православной иконографии, хотя и не разработан в русской археологической литературе. – В 1885 году такой знаток церковных древностей, как покойный С.А. Усов, по поводу этого изображения: “я слыхал, что этот называют “Спас Благое Молчание”. Признаюсь, решительно не понимаю смысла такого названия и думаю, что плохой чтец просто прочел моление (деисус), словом, молчание, смешав иотированное “е” с “ча1 – Ввиду того, что в рассматриваемой композиции фигура Спасителя напоминает изображение Софии – Премудрости Божией, можно предполагать, что Спас Благое Молчание есть видоизменение последней (как Слова Божия, Ипостасной Премудрости). Безмолвие – одно из основных свойств премудрости. “Муж мудрый безмолвие водит”, говорит Премудрый. “Устам твоим сотвори дверь и запор”, говорит Сирах (гл. XXVIII), “блюди, да не како поползнешися языком”. В частности, молчание являлось обетом благочестия подвижников (молчальников). На изображении “пророчества законного” в Сийском2 к устам распятого монаха прикреплен замок – символ молчания. – Во всяком случае, однако, изображение Иисуса Христа, как Благое Молчание, является, по-видимому, противоречием с названием Его, как Бога – Логоса. Но древне-христианская мысль весьма любила сопоставление – антитез и, в частности, по отношению к Божеству. Божественное Слово могло быть названо молчанием, как носитель Божественной тайны от века касательно домостроительства нашего спасения. В Апокалипсисе3 Спаситель является носителем печатей – тайны. Олицетворение молчания в виде Иисуса Христа могло совершиться тем удобнее, что в классической иконографии последнее также изображалось в виде бога Гарпократа. Гарпократ – египетский бог восходящего и весеннего солнца, в виду того, что изображался с пальцем, приставленным к губам, у греков и римлян подвергся метаморфозе, – явился богом молчания. Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем4. Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения [митра (В “переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова”, изд. В. И. Успенским, СПб. 1898 г., Спас Благое Молчание в Митре и с ключами в руке) диск, волоса, напоминающие своими локонами рог изобилия]; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском7 и Тверском8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. –
* * *
Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90.
Проф. И.В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Стр. 30–32.
1 гл., 16 и 20 ст.
Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301.
Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50.
См. Труды Рижского Археологического съезда. Т.Ш. М. 1900 г. статья М., В. и А. И. Успенских, Рижские церковные древности. Стр. 168 – 170.
Краткое описание Новгородского музея, стр. 28–29.
Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. № 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108.