Послание Святейшаго Патриарха Тихона

Источник

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918» class­inbody>Посланием Святейшаго Патриарха Тихона в истории не только поместной русской Церкви, но и вселенской вписывается новая драгоценнейшая страница повествования о мужествевном служении Церкви заветам Христовым, правде и человечеству. Оно собирает разсеянныя силы Церкви и под ея кровом или около ея ограды объединяет все, что есть честнаго, разумнаго, здороваго в стране.

Послание проникнет в самые захолустные углы, и никакия усилия современной власти не смогут предотвратить этого. Грозное слово обличения и прещения пройдет от края и до края по всему лицу Русской земли и дойдет до слуха всех: и тех, кто стоит в ограде Церкви, и тех, кто находится далеко от нея. Приговор высшаго суда, суда религиозной совести, христианскаго сознания вынесен, провозглашен, и власти, опирающейся на насилие, изуверству, построившему свою власть на преступности одних и невежестве других, открыто противопоставлена сила духа, мужество совести, твердость исповедника, непоколебимая стойкость веры, черпающая силы в непреложном обетовании Божественнаго Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей».

Сотни, тысячи и десятки тысяч пастырей, это – живые передатчики, призванные долгом своего служения и своей иерейской совести не только огласить послание, довести о нем до сведения своей паствы, но и претворить слово в дело, стать первыми в рядах духовных борцов за истину Христову, за Церковь Христову, – и они исполнят этот свой долг. Тысячи и сотни тысяч верующих с чувством благоговения примут послание, ибо в глубокой болезненной скорби, которой продиктовано это послание, нашли свой отклик и их скорбь, их страдания, вопль их измученной, истерзанной, попираемой совести. Мужественный голос вождя Церкви есть голос всей Церкви, даже более: всей страны, глубоко взволнованной страшными преступлениями.

Затронуты и подвергаются глумлениям не те или другие политические или социальные устои жизни. В водовороте гражданской смуты и борьбы отвергается и попирается ногами на каждом шагу, каждую минуту элементарнейшее право человека – на жизнь, попирается в неслыханных доселе условиях. На позорище всенароднаго безстыдства святотатственно выносятся высочайшия ценности религиознаго упования, драгоценнейшия святыни человеческаго духа. «Благодатныя таинства, освящающия рождение на свет человека, или благословляющия супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез разстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимыя верующим народом обители святыя (как Александро-Невская и Почаевская лавра) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшияся на средства Церкви православной и подготовлявшия пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в разсадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякаго права и даже без желания считаться с законною волею самого народа». Это слова из послания святейшаго патриарха, и мы знаем, что они говорят только о том, что каждый день совершается у нас. За те немногие дни, которые прошли со времени написания послания, появились новые декреты, произошли новые факты, которые находятся в полном соответствии с прежними. Обстреляна разрушена величайшая святыня Украины, Киево-Печерская лавра. По новому декрету, который назван советом народных комиссаров, очевидно в ироническом смысле, декретом о свободе совести, православные приходы лишены всяких юридических прав; у них отнята самая возможность дальнейшаго существования, и даже вопрос о том, имеют ли право верующие молиться в своем храме, выстроенном их трудом, на их трудовые гроши, должен будет решаться местными самочинными организациями и может быть решен ими в отрицательном смысле.

Послание святейшаго патриарха дойдет до слуха всех верующих, ибо то, что преисполняет сердце кормчаго православной Церкви глубокою болезненною скорбию, преисполняет его и сердца всех верных чад Церкви. Оно найдет могучий отклик, ибо безстрашно, мужественно вскрывает подлинныя гнилыя и зловонныя язвы нашей действительности.

Политические в собственном смысле этого слова вопросы в послании не затрогиваются. Осуждается не партия с ея политической программой, но преступная воля, превращающая страну в сплошной пожар гражданской войны и в безкрайное море крови. Осуждается не власть, хотя бы партийная и односторонняя, но власть, которая «проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью православной». Осуждается не определенный государственный строй, но «дело сатанинское». Здесь вскрывается подлинная сущность переживаемой нами трагедии. С вековых вершин христианской истины с полной отчетливостью обрисовывается действующая причина тех ужасов нашей жизни, которые не поддаются никакому описанию, того безумия, которое охватило громадную часть многомиллионнаго народа, того безстыдства, которое нагло торжествует свою победу во всех почти городах и селах. Из-за прекрасных слов о братстве и равенстве, из-за понятных все-таки слов о классовой борьбе выступает темная мрачная сила зла, апокалипсический зверь из бездны; в страданиях и бедствиях родины переворачивается страница общей мировой трагедии: борьбы добра и зла. Прямыя линии переживаемых нами событий уходят в безконечную даль вечной борьбы Христа и сатаны. Отсюда понятно и грозное слово обличения и прощения вождя русской Церкви: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавыя расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианския и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной».

Но истина Христова не только раскрывает подлинную природу переживаемых нами событий. Она диктует также и определенную линию поведения. Она требует от верных жертвеннаго подвига.

Кровь мучеников за Церковь Христову уже пролита, она проливается. Страдания пришли, они усугубятся еще. Русская Церковь в терновом венце подымается на свою Голгофу, и вождь ея, тишайший, кроткий, незлобивый, верный пастырь Христов, Святейший Патриарх Тихон, зовет всех верных чад Церкви подняться вместе с ним на Голгофу любви Христовой и силе внешней противопоставить силу святаго воодушевления, крепкаго стояния за Церковь даже до смерти. Этот призыв не остается и не останется безответным. Церковь, о которой легкомысленно утверждали, что она в параличе, Церковь об одеждах которой метали уже жребий, ныне собирает всех верных и подымается в лучезарной красоте терноваго венца Христова.


Источник: Сагарда А.И. Послание Святейшаго Патриарха. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 3-4. № 1. С. 149-151.

Комментарии для сайта Cackle