Слово в день Рождества Христова

Источник

«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8, 9)

Некогда Иаков, в пути из дома отеческого в Харран, успокоившись ночью, «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней». (Быт. 28, 12–13) Ныне, христиане, не в видении, но в действительном событии, мы видим нечто более чудное. Уже не Ангелы, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14), восходят и нисходят над главою праведника, но Сам Господь, доселе пребывавший вверху лестницы, соединяющей небо с землей, благоволил и нисходит к грешному роду человеческому. И лестница сия утверждена не на земле, но глубже, в самом «сердце земли» (Мф.12:40).

Вездесущий нисходит, когда в образе, гласе, знамении являет близость своего грозного, или благодатного присутствия к людям, внизу стоящим. – Ныне приближается Он к людям несравненно более. Не глас, а само Слово Отчее облекается плотью, – приемлет на себя не образ только человека, но самое существо его, и соединяет со Своим. И это соединение человечества с Божеством не на краткое время, но на всю вечность, есть постоянное вечно продолжающееся чудо, превышающее всякий ум сотворенный.

Видите, слушатели, как глубоко нисходит ныне Господь. Но это еще начало Его глубочайшего нисхождения даже до врат адовых.

Это-то уничижение Господа, ныне открывшееся в Его воплощении, разумеет апостол, и изъясняет цель его, когда говорит: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Вникнем в слова эти!

«Он, будучи богат, обнищал». – Сколько неисследимо для нас богатство существа Божественного, столько непостижимо Его нисхождение. Погружались ли мы когда-нибудь умом в созерцание неисчислимых и неизмеримых Божественных совершенств? Возгоралось ли в нас когда-либо среди молитвы или благоговейного размышления притрепетное желание, какого исполнен был некогда Боговидец Моисей: Господи, «покажи мне славу Твою» (Исх. 33, 18)? И не исчезала ли мысль наша пред необъятною полнотой и непостижимым величием высочайших совершенств? Весь Он – любовь, весь – мудрость, весь – правда, весь – сила, весь – жизнь, весь – всюду и всегда. – Эту-то полноту Божественных совершенств сокрыл ныне Сын Божий, став сыном человеческим. Тайна Божества прикрыта плотью, вечность рождением, всемогущество бессилием младенчества, всеведение и святость всесовершенная – премудростью и благодатью, возрастающею с летами (Лк. 2, 52). Так, «Он, будучи образом Божиим – уничижил Себя Самого, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2, 6–7)

«Он, будучи богат, обнищал». – После многих лет, проведенных в неизвестности, наступило наконец время вступить Сыну человеческому в великое служение, для которого пришел Он на землю. Бог помазал Его Духом Святым и силою (Деян. 10, 38); все было предано Ему Отцом (Мф.11:27). Множество знамений и чудес, «каких никто другой не делал» (Ин. 15, 24), сила учения, какого никогда не слыхали на земле, показывали, что Он истинно «богат», – Но в тоже время, в каком убогом виде явился Он миру, отрекшись от величия не только небесного, но и земного! Не Ангелы, даже и не знатные мира были Его собеседниками, но мытари и грешники; первыми друзьями Его – рыбаки. Богатые, сильные, ученые Им соблазнялись; соотечественники Его отвергли, злобные враги всюду Его преследовали; неоднократно поднимали па Него камни, чтобы побить Его; тайно искали Его жизни. – И Он терпел, уклоняясь от гонителей, как бы не имея, чем защититься. «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» (Мф.12:19).

«Он, будучи богат, обнищал». – Но кто может изобразить ту степень Божественного уничижения, когда Сын человеческий, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца» (Ин. 13, 1), предал за них всего Себя правосудию Отца небесного? Сам предначинает Он Свой подвиг в саду Гефсиманском, и чистейший из праведников, обремененный грехами целого рода человеческого, должен был «с воплем» «крепким и слезами »(Евр. 5, 7) взывать к Отцу Своему, как бы отягченный собственными грехами грешник. Проданный учеником неверным за цену раба, оставленный всеми, измученный бесчеловечием воинов, Он слышит, как отрекается от Него народ, Им возлюбленный, – как усиливаются исходатайствовать Ему смерть бесчестную первосвященники, то опираясь на свой закон, то отказываясь от своих прав, – как уступает беззаконному требованию холодный к истине Пилат. Мог подвигнуть легионы Ангелов для избавления Своего, – мог словом остановить суд неправды: и однако спокойно позволяет людям творить волю свою; подъемлет крест Свой, изнемогает, падает, распинается, слышит новые очередные хулы, взывает к Отцу, – и от Него не слышно ответа! Так, уничижил Себя Сын Божий, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7–8).

И для чего же так уничижил себя Сын Божий? «Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».

Когда грехом расторгнут был союз человека с Богом, тогда грешнику страшно было приблизиться к Богу святому. Сам друг Божий, Моисей, с которым Бог говорил лицом к лицу, – и тот трепетал, приближаясь к Нему на Синае; и когда желал видеть славу Божию ближе, то Бог изрёк ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Как же блаженны мы, слушатели, что Сын Божий Своим обнищанием приблизился к нам и дал нам видеть в Нем лице Божие, сколько можно видеть Бога на земле бренному человеку! «Имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23). С нами Бог не в Своих только благодеяниях, не в кратковременных явлениях, как в древности в куще Авраама; с нами Бог – в существенном и неразлучном соединении с нашею природою. – Собрались некогда сыны Израилевы к Давиду, чтобы помазать его на царство, и говорили ему: «вот, мы – кости твои и плоть твоя» (2Цар. 5, 1). Так непостижимое обнищание Сына Божия вселяет и в нас дерзновение исповедать наши радостные и благодарственные чувства пред Тем, Кто преискренне приобщился нашей плоти и крови: «вот, мы – кости твои и плоть».

Приблизившись к нам Своим уничижением, Сын Божий приблизил и нас к Богу Своим благодатным учением, примером богоугодной жизни, искупительными страданиями.

Люди забыли Бога и жили как бы без Бога в мире; обоготворили тварь, обоготворили свои страсти. Умы самые проницательные после долгих трудов едва доходили до убеждения, что есть существо выше мира, достойное всей любви и поклонения. Прошли целые тысячелетия, возникали и исчезали одно за другим многие поколения в неведении о Нём. – Сын Божий возвестил людям, что есть у них у всех один Бог, Которого они оставили, но Который их помнит и любит, что в Нём, Сыне, можно узнать, их Бога – Отца; что Сын Единородный для того и пришел к людям, чтобы возвестить им об Отце.

Люди забыли свое достоинство; погруженные в чувственность, заботились только об удовлетворении временных нужд; ум их за мраком сомнений не видел светлого лица истины: воля под бременем тяготевшего над нею зла до того унизилась, что находила даже удовольствие в своем рабстве. Весь человек представлял из себя жалкую развалину прекрасного создания великого Художника. – Сын Божий открыл человеку достоинство его духовной природы: в своих наставлениях указал ему, чем он может и должен быть; открыл ему высшие предметы стремлений; просветил ум, возбудил сердце, направил волю; внушил мужество сбросить с себя позорное иго греха. Он сказал людям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. И если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 31–32, 36).

Люди забыли путь к Отцу Своему небесному, и истомленные рабством греху, обессилили до того, что и найдя путь не могли бы сами идти к Нему. – Сын Божий возвестил людям: «Я есмь путь» (Ин. 14, 6). Он, – его учение, Его жизнь, Его заповеди – вот путь к Отцу. Путь для всех, не для одних избранных из народа израильского, и не для мудрых только. «Придите ко Мне, – говорил Он, – все труждающиеся и обремененные» (Мф.11:28). Целому миру обещал и послал проповедников, которые бы от Его имени просили и умоляли всех «примириться с Богом» (2Кор. 5, 20), и возвратиться к Нему. А для совершения самого пути Сын Божий обещал не только подкрепить силы грядущих, но и обновить их новым рождением.

Люди забыли о благах, им предназначенных. Сын Божий напомнил им о великом наследии, какое сберегается для них от века на небесах, не расточенное, но приумноженное Его бесконечными заслугами... Видите, слушатели, как обогащает нас обнищание Христово! Через Сына мы познаём Отца чадолюбивого, и с Ним возвращаем себе всё. Едва ли бы можно было и поверить таким обещаниям, если бы не Сам Сын говорил об этом. Но Он для того и облекся плотью, чтобы уничтожить всякое сомнение; чтобы человеческим языком изъяснить нам всю любовь Свою и Своего Отца. – И кто мог так знать Отца и свидетельствовать о Нем, как не Сын? Кто мог открыть людям в таком свете советы Триипостасного Бога, как не Ангел совета великого? Кто мог яснее и полнее раскрыть законы духовной природы нашей, как не её Творец, наедине образовавший состав наш, – как не Сын человеческий, в Котором Одном природа человеческая предстаёт в своей первообразной чистоте? Кто лучше мог знать и раскрыть наше назначение в жизни настоящей и будущей, как не Тот, Кто принял на Себя искупление человека, в Чьих руках всё наше прошедшее, настоящее и будущее?

Мало сего. Бог не может признать нас за Своих чад, если в нас не будет отражаться образ Его святости. В детях естественно искать сходства с родителями. И Сам Отец небесный говорил Своему первородному сыну, Израилю: «святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2). Мы не можем иметь той высочайшей святости, какая принадлежит существу Божию: но, конечно, всякий желал бы знать в каком бы образе явилась святость Божия, если бы Бог сделался человеком. Твое желание, ревнующий быть чадом Божием, предусмотрено и исполнено. Черты святости Божественной в образе человеческом тебе раскрыты в жизни Сына Божия. Рассматривай её и учись. Веками удалены мы от времени Его явления на земле: но вечно живы черты Божественного образа, написанные кистью Святаго Духа на скрижалях Евангелия; в нём предначертаны нам все добродетели, по которым можно узнать чад Божиих. Если хотим удостоиться сего звания, нам нужно только чаще приникать к сему образу, внимательнее в него всматриваться, переносить черты его в своё сердце, напечатлевать в нём глубже, выражать в жизни и делах яснее, повторять изглаживающееся и исчезающее, и заглаживать и устранять всякие чуждые образы мира и страстей. Тогда Отец небесный не отречется признать нас Своими чадами, узнает нас по чертам возлюбленного Сына Своего.

Но все эти благодеяния Сына Божия и все наши надежды, на них основанные, тогда только могли осуществиться, когда Он, достигши крайней степени Своего уничижения, тем довершил наше искупление. И это есть новый, обильнейший плод Его обнищания для нас!

В нас кроется наследственная язва греха от нашего родоначальника, которая, расширяясь в своем развитии грехами последующих родов и нашими собственными, заразила все существо наше. Она обнаруживается в наших помыслах, чувствах, желаниях, действиях, во всей жизни. А с грехом естественно соединено и наказание за грех, – отлучение от Бога.

Чтобы загладить нашу неправду пред Богом, Сын Божий благоволил не только указать нам свою правду в примере, но и передать нам ее в собственность через веру, – а грехи наши взять от нас и изгладить. Таким образом, мы, по апостолу, «приемлющие обилие благодати и дар праведности, которые будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 17); а Он, наш Избавитель, один остался под рукою правосудия Божественного, наказывающего грех. Сим двояким действием и пощажены сосуды скудельные, которые не могли бы понести всей тяжести гнева Божия, и наказан грех, соразмерно его вине. Без этого что стало бы с нами? Правосудие вечного Бога, оскорбленное грешниками, не могло остаться без удовлетворения, и они должны были бы навсегда пребыть сынами отверженными. – Но теперь по закону единокровности нашей с Сыном человеческим и по непреложному завещанию любви Его, которая требовала от нас только того, чтобы мы веровали в Него, как Сына Божия, за нас умершего, мы становимся наследниками заслуг Его в человечестве и сонаследниками Его блаженства. Вот где последняя степень обнищания Сына Божия! Он является как бы грешником ради нас, не на суде людском только, но и пред лицом правосудия Божия, и потому подвергается мучению и смерти. – И вот где высочайшее богатство для нас от Его обнищания: верою в Него мы оправдываемся перед благостью Божией, и потому получаем право на вечное блаженство. И Аз, говорил Господь, грядущий на смерть, «завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22, 29).

«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». – И когда Он от столь многого богатства обнищал ради нас до такого уничижения, пребудем ли мы от нерадения нищими, при такой надежде обогащения? Нет! – даруй нам, Господи Иисусе Христе, все богатство свое находить в Твоем, непостижимом для нас, обнищании! Аминь.


Источник: Горский А.В. прот. / Слово в день Рождества Христова // Прибавления к Творениям св. Отцов 1863. Ч. 22. Кн. 5-6. 674-683 с.

Комментарии для сайта Cackle