Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Горский Слово на текст: "Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком" (Мф. 4, 19)

Слово на текст: «Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4, 19)

Источник

Произнесенное, в академич. церкви в 1872 г. при окончании учебного года

«Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4, 19).

Слышали ли вы, ученики Христовы, готовящиеся выйти на дело Божие, – слышали ли в ныне чтенном Евангелии, что требуется от призываемых послужить слову Христову и что им обещается? Не пропускайте мимо слуха вашего напутственных наставлений Того, Кто Единому Себе предоставил именоваться Учителем и Наставником всех человеков. Он и теперь, как тогда, из ладии Церкви поучает народы; и теперь, как тогда, готов сказать новым рыбарям: поступите на глубину и закиньте вашу мрежу; Он и теперь, как тогда, готов достойных сотворить ловцами человеков.

Кто же эти достойные? – Конечно, никто не усомнится в том, что достойными могут быть только те, которые в духе приближаются к первым ученикам Христовым, получившим обетование сделаться ловцами человеков. Евангельская история знакомит нас с расположением и духом особенно одного из призванных тогда четырех апостолов, именно ап. Петра. Постараемся раскрыть себе черты тогдашнего состояния его духа, чтобы самим научиться, что требуется для того, чтобы быть ловцами человеков.

Господь учил тогда на берегу моря Галилейского. Он только что пришел из Назарета, где встретил в соотечественниках своих враждебные чувства. Чтобы удобнее беседовать ко всем, Господь, увидав Симона, потребовал у него лодки, чтобы с нее продолжать учение. Симон, уже при первом явлении своем к Господу Иисусу, удостоенный отличительного наименования в царстве Мессии, – с благоговением принял к себе Божественного учителя, и не отступал от Него. Всю предшествующую ночь трудился он на море в ловле рыбы, и – без успеха. Конечно, это оставило в нем неприятные чувства; конечно, и природа требовала успокоения. Но Симон был один из первых внимательных слушателей сладостных наставлений о царстве Божием. И Назаретские оскорбления Господа Иисуса нисколько не уменьшили в Петре ни сознания Его величия, ни внимания к Его слову. Поучение кончилось. Господь, в первых опытах усердия народа Галилейского провидя всю обширность распространения проповеди Евангельской, и в решительном взоре внимательного слушателя провидя всецелую преданность ревностного деятеля в пользу царства Божия, признал настоящее время самым удобным к тому, чтобы отселе привлечь его навсегда для своего великого дела. В тоже время, для Петра и для других, подобных ему, желая представить, какими обильными плодами может сопровождаться их деятельность, коль скоро будет руководиться Его словом и указаниями, – в малом видимом опыте Он дает залог исполнения великих надежд в будущем. – Окончив наставления, Он повелевает Петру отойти на глубину моря и закинуть сеть, которою так безуспешно он действовал в минувшую ночь. И, к удивлению Петра, на этот раз сетью захвачено было рыбы так много, что нужно было пригласить с берега еще двух товарищей для извлечения всей тони, – и этой рыбой наполнены были целые два судна так, что погружались. – Такое обилие ловитвы не могло не быть признано чудесным. И Петр, в благоговении пред Божественным Чудотворцем, никогда так глубоко не проникавшийся сознанием своего недостоинства, обращается к Нему с молитвою: изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи (Лук. 5, 8). – Странное противоречие! – Сердце влечется к Нему, сердце жаждет Его слова: и то же сердце, проникшись страхом и смирением, заставляет просить о Его удалении! – Нет, не удалится Он от тебя, Петре, но еще более приблизит тебя к Себе, чтобы очистить все твои нечистоты, чтобы соделать тебя орудием спасения других грешников! – Тогда-то сказал ему Господь: не бойся, отселе будеши человеки ловя (ст. 10). И Петр, благодарный Петр за такое обетование, оставляет и обильную ловитву, и свою ладью, и сети, и все, чтобы отселе всюду следовать за Иисусом и быть первым слугою Его царствия.

Итак, что же мы видим в Петре? – Внимательного слушателя слова Христова, – беспрекословного исполнителя Его повеления, смиренно сознающего свое недостоинство, – и все приносящего в жертву своему призванию апостола.

Внимательность к слову Христову – первое качество верного ловца человеков. – Чем же и уловлять души, как не этим Божественным орудием? – Когда хочу говорить о внимательности к слову Предвечной Премудрости, невольно припоминается мне часто слышимое из уст Ее изречение: имеяй уши слышати, да слышит. Не всегда, но в особенных случаях слышалось оно, именно, когда Господь хотел обратить особенное внимание своих слушателей на Его слова. К этому всего чаще вызывала притча, или приточная речь, хотя и само это изречение имеет приточный характер: имеяй уши слышати, да слышит. В Ветхом Завете и Моисей и пророки нередко обличали народ свой, что они, имея очи, не видят, имея уши, не слышат; т. е. дел Божиих не хотят признавать делами Божиими; заповедей, повелений, обличений, пророчеств Духа Божия не хотят принимать за слова Божии, не повинуются им, не исправляются в своей жизни. Не этот строгий, укорительный тон слышится из уст кроткого и смиренного сердцем Учителя, но тем не менее глубоко возбуждает ко вниманию Его слово. В самом деле: у кого нет ушей? И для чего же даны Богом уши, как не для того, чтобы слышать? И что же с большим вниманием должно быть слушаемо, как не слово Божие, – слово благодати и спасения, – нашего и наших ближних? И как неизвинительна невнимательность к глаголам Божиим? – Что подумали бы мы о человеке, который, владея хорошим зрением, произвольно закрывает глаза и пускается по улицам неизвестного ему города, претыкается, падает, ударяется о столпы и заборы? Добровольный слепец сам себя подвергает опасности жизни. – Не так ли же неразумно, не так ли же гибельно смежать очи и закрывать слух своего сердца для наставлений Спасителя человеков? – Если слово пророческое, по изречению апостола, подобно светилу сияющу в темнем месте (2Петр. 1, 19); то слово Сына Божия каким исполнит светом душу искренно внимающего Ему? Глаголы Вечной Премудрости глубоки для нашего мелкого разумения, но, внимая им, слагая их в сердце своем, часто размышляя о них, так сказать, сживаясь с ними, по ним настраивая и направляя свои мысли, мы постепенно будем входить глубже и глубже в разумение их. Так апостолу Петру, из многих деяний и наставлений, слышанных от Господа, наконец стало совершенно ясно, что это не какой-нибудь пророк, но сам Христос, Сын Бога живого. Он не дал места в душе своей внушениям плоти и крови, внушениям плотских иудеев, духом познал и уразумел глаголы Духа; в слове пророков слышал голос Отца, и потому в слове Иисуса уразумел слово Христа, Сына Бога живого. – Так истина и жизнь, которыми исполнены глаголы Сына Божия, всегда сильны овладевать душой и разгонять в ней мрак лжи и греха. О слове Его с большим еще правом можем сказать, чем о плоти Его: сила от Него исхождаше и исцелише вся (Лук. 6, 19). – Дайте же этому слову вход в сердце ваше, слово Христово да вселяется в вас богатно (Колос. 3, 16), не заглушайте его.

Вниманию должно соответствовать беспрекословное повиновение слову Божественной истины, полная преданность водительству Учителя истины. Мы не знаем хорошо ни своих нужд, ни своего положения. Часто об нощь всю труждшеся ничесоже успеваем (Лук. 5, 5). Гоняемся за тем, что нам не приносит никакой пользы. При своем деле, которое поручил нам Господь, хватаемся за постороннее. – Симон еще при первом явлении своем Господу Иисусу Христу, когда был приведен к нему братом Андреем, уже получил преднаречение на почетное звание в царстве Мессии; по почему-то отошел от Него и обратился снова к своему рыболовству. Теперь на опыте он увидел, что напрасно не послушался первого призывного голоса. Море отказывает ему в своих дарах. – Не так ли же часто и нас вразумляет Господь, когда мы отвлекаемся от своего призвания, – чтобы направить нас на настоящий путь? И не бывает ли с нами того же, что с Петром: дело, в руках наших не спорившееся и не обещавшее никакого успеха, оказывается благоуспешным, когда приступаем к нему с благословением Божиим, или с полной преданностью воле Его. Дело святое, дело христианского учительства особенно должно совершаться всегда с мыслью о Христе, едином учителе всех человеков. Да будет прежде всего собственное твое сердце уловлено в мрежу Евангелия, чтобы ты мог соделаться ловцом человеков. Поступи во глубину (Лук. 5, 4). Отделись от берега, на котором стоит мир со всеми его привязанностями; ты, Божий человек, на дело Божие призван. Входи глубже и глубже в твои обязанности учением и жизнью. Поступи во глубину: путем Евангельской жизни ты ближе узнаешь Господа, чем путем науки. Умом ты можешь отчасти постигать Его премудрость, но сердцем ты познаешь высочайшее блаженство, волею – святость Его, преданностью Его всемогуществу – вседейственную силу Его. И все это будет не выученное, а собственным опытом дознанное. «Кто чувствами своими совершенно соединился с Богом, – говорит великий руководитель христианский по лествице добродетелей, – тот Им тайноводствуется в уразумении слов Его. Без сего же единения трудно рассуждать о Боге. – Кто не познал Бога, тот говорит по догадке. Непорочность делает ученика богословом, и он сам собою постигает догмат о Троице» (Иоан. Лествич. Сл. 30, изреч. 21. 23. 24).

Когда же благословит Господь успехом твое дело, не забывай смирения Петрова, припади к стопам Христовым и скажи Ему: Господи, изыди от мене, яко муж грешен есмь. Без Твоего указания я не знал бы, как сделать первый шаг на пути своего призвания; не знал бы, как и откуда подступить к этой многообразной и разнохарактерной толпе, то сонливой и беспечной, то нерассудительно взыскательной, то непонятливой и погруженной в чувственные интересы, привыкшей на веру смотреть с презрением, – не знал бы как совладеть с их разнообразными наклонностями и требованиями, как удовлетворить и души простые, алчущие и жаждущие правды, сам не имея праведности, – и души возвышенные, требующие твердой пищи, – как мне и слабого поддержать, и с сильным идти не только наряду, но и впереди его. – Тайным движением своего промысла Господь располагает сердца людей к принятию слова спасения, и на его зов текут мытари и грешники. Довольно одной проповеди Петровой – и к Евангелию обращаются тысячи. В книге Деяний повествуется, как начал свою проповедь ап. Павел в городе Филиппах, где. трудами его основалась церковь, наиболее радовавшая его сердце. Слушала его слова одна женщина, занимавшаяся торговлею, – и Господь отверзе сердце ее внимати глаголемым от Павла (Деян. 16, 14), и вслед за нею уверовали еще многие, и образовалась церковь. И сам Апостол неоднократно употребляет это выражение о действии своей проповеди: отверзи ми дверь ... Видите, стоящие вне Церкви как будто заключены в какой-то ограде; наперед нужно отворить ее, чтобы оттуда извлечь спасаемых. Не то ли же должно сказать и о вошедших в Церковь, которые уже стали христианами, но снова удалились от теснейшего общения с нею, жизнью недостойной, заблуждениями пагубными? – И если Господь дает успех в их обращении, если нашему бессильному слову посылает силу, нашим грехам не дает одолеть священного действия нашего сана, нашего призвания, то что остается нам, как не воскликнуть с пророком: Тебе, Господи, слава, нам же стыдение лица.

Приближаясь таким образом в своих чувствах к расположениям первоверховного апостола и с ним готовые оставить все ради Евангелия, мы приблизимся к достоинству высокого призвания – быть ловцами человеков.

Други и братия, не отделяйте знания от жизни; ищите в самой науке точек соприкосновения с жизнью, – и все укрепляйте во Христе. Кто знает, как глубоко может запасть в нежную душу доброе слово любимого наставника. Словеса мудрых, – говорит древний мудрец, – якоже остны воловыя, и якоже гвоздие вонзено, т. е. слова мудрых, как иглы, и как гвозди вонзенные (Еккл. 12, 11). Они не дают дремать, или и задремавшего, и заснувшего скоро будят. Уповайте на силу слова истины: она нн умирает. Верьте Тому, Кто сказал: якоже аще спадет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дóндеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дóндеже совершит вся елика восхотех, и поспешу пути Моя и заповеди Моя (Ис. 55:10, 11). – Не говорите, что значит мое слабое слово, мои ничтожный усилия! – Вы не слабы, как скоро за вас истина. Вся земля истину призывает, и небо оную благословляет, и вся дела трясутся и трепещут ея, и несть с нею обиды ни единыя (2 Ездр, 4, 36). – Посмотрите, какие усилия употребляют противники истины и благочестия; как они, под предлогом развития, развращают умы и сердца своими обаяниями. Они не спят, не пропускают никакого случая, чтобы провести в жизнь свои пагубные начала; и в общежитии, и в литературе, и в науке – они ищут средств, чтобы потрясти основания истины. – Посмотрите, с другой стороны, на беззащитное положение жертв, ими уловляемых. Им льстят, их ублажают, им обещают открыть глаза ... Что будет, если служители Церкви, владеющие светильником истины в слове Божием, поставят его под спуд? – Посмотрите на жалкое положение простых собратий наших. Чем стали ежедневные листы нашего общества, как не летописью злодеяний, обмана, всякого рода пороков? И кто будет отвечать за это безобразие нравственное? Прежде всего пастыри церкви, учители будущих пастырей, которые не позаботились вложить в них духа ревности, которые смотрели на свои обязанности только с формальной стороны.

Ап. Павел, потрудившись в Коринфе около трех месяцев, и встретив там упорные сопротивления со стороны евреев, а с другой стороны, видя население языческое утопающим в разврате, в пустых, мелких интересах жизни, ужо помышлял оставить город н найти себе других более расположенных слушателей. Но Господь Иисус Христос, явившись ему ночью, сказал ему: не бойся, но глаголи и да не умолкнеши; зане Аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем (Деян. 18, 9. 10). – И следствием этого повеления было то, что апостол провел в Коринфе как нигде столько прежде, около полутора года, – и своею проповедью не столько между знатными, богатыми и мудрыми, сколько среди простых, бедных и необразованных основал здесь великую церковь. – Вот пример, вот ободрение для призванных действовать словом в пользу царства Христова. Не бойтесь препятствий: они побеждаются силою Того, Кто обещал пребыть с своими учениками до скончания века. Аз с тобою, говорит ап. Павлу, все равно, как и с Петром, и с Иоанном. Глаголи и да не умолкнеши! Не приходи в отчаяние после первых неблагоприятных опытов. Ты не знаешь, а я вижу, что и в этом городе, несмотря на всю его испорченность, народ мног будет мне, нет, – и не будет только, а уже есть. Твоя усиленная проповедь, твоя настойчивость, твоя ревность должны вызвать этих сокровенных рабов Божиих, чтобы они открыто заявили себя последователями Христовыми. – Какими же благотворными приобретениями обогатилась бы наша церковь, когда бы не один, но вдруг несколько десятков с живым участием сердечным, по примеру Павлову, – не в премудрости слова, но в духе простой апостольской проповеди, по живому убеждению в истинах спасения, простым языком сердца стали действовать на вверенное им, еще неиспорченное, юное поколение. Семя будет расти, только посадите и поливайте. – Чего, по-видимому, было ожидать для церкви в городах Ликаонских после того, как апостол, в одном из них, был побит камнями и замертво вытащен за город. Но здесь-то и нашел Апостол юношу Тимофея, своего верного ученика, свое любимое чадо, самого ревностного сотрудника в деле Евангелия.

Да дарует Господь и будущим деятелям церкви усердие поискать и счастье найти между своими слушателями, измлада обучающимися Писанию, горячих к делу Божию тимофеев, которые искали бы не своих си, а яже Христа Иисуса (Филип. 2, 21). – Аминь.


Источник: Горский А. В., прот. Слово [произнесенное, в академич. церкви в 1872 г. при окончании учебного года] на текст: "Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком" (Мф. 4, 19) // Богословский вестник 1894. Т. 3. № 7. С. 1-8 (2-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle