Источник

2. Субботнее Богослужение в св. Четыредесятницу

§ 45. Особенности Богослужения суббот 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста и особые воспоминания в субботы 1-й, 5-й и 6-й недель Великого поста

Богослужение в субботы св. Четыредесятницы сходно с субботним богослужением седмичного круга. Как богослужение седмичного круга бывает в субботы двух видов: егда поется на утрени Бог Господь, и егда поется аллилуйя и творится память об умерших; так и в четыредесятницу: а) в три субботы – 1-й, 5-й и 6-й недели поется на утрени Бог Господь и б) в три субботы недель – 2-й, 3-й и 4-й поется аллилуйя и творится память об умерших. Богослужение субботнее заупокойное сходно с заупокойным служением седмичного круга и особенно с богослужением субботы мясопустной недели. В субботы четыредесятницы 1-й, 5-й и 6-й недель на утрени каноны святым из минеи оставляются и заменяются канонами из триоди постной; а в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц В. поста вместе с каноном триоди постной поются каноны прилучившегося святого... Как на отличие суббот великопостных от суббот седмичного круга можно указать на то, что стихиры на вечерни сперва поются из октоиха, а потом из триоди.

Кроме того субботы 1-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, когда на утрени поется Бог Господь, посвящены особым воспоминаниям и имеют особые чинопоследования:

а) В субботу 1-й седмицы церковь творит память св. Феодора Тирона (в стихирах, каноне и тропаре) и благословляет в честь его коливо. Основанием сему празднованию послужило следующее обстоятельство: В 362-м году греческий император Юлиан Богоотступник, зная, что христиане в 1-ю седмицу четыредесятницы постятся и только в субботу выходить на торжище для покупки пищи, – в насмешку над ними приказал окропить тайно всю пищу, продаваемую на торжищах, кровью идольских жертв, чтобы осквернить христиан. Св. Феодор Тирон, сожженный в 306-м году, явился во сне антиохийскому епископу Евдоксию и, известив его о злом намерении богоотступника, советовал христианам не покупать пищи на торжищах, а употреблять в домах на трапезе коливо, т.-е. вареные хлебные зерна с медом. В память сего установлено празднование св. Феодору Тирону, и в навечерие субботы, в пятницу на литургии, после заамвонной молитвы благословляется коливо.

б) В субботу 5-й недели104 вся почти утреня обращается в один умилительный акафист в честь Божией Матери105, в воспоминание избавления в сей день Константинополя и греков (в 626 году) от нападения персов и аваров заступлением Богоматери. Празднование это называется похвалою Богородицы, потому что в молебном пении праздника прославляется таинство воплощения Сына Божия от Пресв. Девы Марии. Чтение акафиста разделяется на 4 части: 1-я и 2-я читаются после кафизм (16-й и 17-й); 3-я и 4-я после 3-й и 6-й песни канона.

в) В субботу 6-й недели воспоминается воскресение Лазаря, как событие, близкое к страданиям Господа Иисуса Христа, уверяющее верующих в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших; почему на утрени по 2-й кафизме поются не субботние заупокойные песнопения, но воскресные тропари: Ангельский собор удивися... и стихира: Воскресение Христово видевше... по 9-й песни и ектеньи поется: «Свят Господь Бог наш» и великое славословие. На литургии вместо трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся». На все субботы В. поста (кроме субботы 5-й нед.106), поется великое повечерие, но без поклонов, а литургия в субботы совершается св. Златоустого.

* * *

104

От сей субботы до недели Фомины каноны минеи имущих прилучитися святых с канонами Богородичными не поются, но вычитываются на повечериях, начиная от понедельника 2-й седмицы Великого поста. (Типик, понед. 2-й нед. Великого поста).

105

Составление акафиста приписывают патриарху Сергию и диакону Константинопольской церкви Георгию Писидийскому при Греч. Ими. Ираклии.

106

Тогда бывает малое повечерие.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle