Источник

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых

В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней.

А. Богослужение по триоди постной

§ 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту

Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная.

а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется.

После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца.

б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

в) Мясопустная неделя названа так потому, что ею оканчивается мясоястие, и в следующую седмицу разрешается только на вкушение сырной пищи, напр., сыра, масла, яиц и т. п. В Богослужении этого дня Церковь воспоминает страшный суд и будущее на нем воздание, чтобы предохранить нас от беспечности о своем спасении и пристрастия к земным заботан и развлечениям.

г) При воспоминании о страшном суде, на котором навеки определится участь умерших св. Церковь в субботу пред сим воскресеньем творить память всех от века усопших православных христиан и особенно молится о тех, которые умерли внезапною смертью, чтобы Господь сподобил и их предстать на страшном суде неосужденными. Чинопоследование заупокойной службы в эту субботу указано в триоди на ряду и определяется заупокойным служением субботним, указанным выше.

д) Сыропустная или сырная неделя названа так потому, что ею (т.-е. этим воскресеньем) оканчивается употребление сырной пищи. В молитвах и песнопениях этой недели Церковь воспоминает грехопадение наших прародителей, происшедшее от невоздержания; а на литургии положила читать евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения наших грехов, и о нелицемерном посте. В этот день христиане испрашивают друг у друга прощение в своих обидах и оскорблениях, чтобы в мире со всеми встретить святой пост. На вечерни в это воскресенье, а также во 2-ю и 4-ю неделю поста после стихир на Господи воззвах бывает вход, а потом поется великий прокимен: Не отврати лица... а в недели: 1-ю, 3-ю и 5-ю: Дал ecu достояние... Далее Богослужение, со Сподоби Господи, совершается и оканчивается по чину постному (см. в великой, вечерни).

е) В среду и пяток этой недели все службы, как-то: вечерня (во вторник и четверток вечера), великое повечерие, полунощница и утреня, часы вместо лнтургии, совершаются по уставу постному с молитвою св. Ефрема и поклонами (см. о них в великой. Богослужении).


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle