Источник

IV. Праздничное Богослужение

§ 32. Понятие о праздниках

Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего.

§ 33. Отличительные черты праздничного Богослужения

Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей.

§ 34. Разделение праздников и степени их

Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас

4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и

5-й разряд праздников церковно-гражданских, к празднованию которых призывается Церковь и государство, напр. Новый год и Высокоторжественные дни. Праздники по важности воспоминаемых событий и лиц и по степени торжественности Богослужения разделяются на три разряда: на малые, средние и великие. В церковном уставе они обозначаются так называемыми знамениями или знаками, поставленными против них. Малые праздники означаются дугою с тремя точками внутри ее или красною, или черною;

средние праздники – знаком креста + или крестом в полукруге ;

великие праздники – крестом в круге

В церковном Богослужении каждый знак имеет особое значение. Так, черная дуга, поставленная против малых праздников, знаменует святого, поемого на 6, или шестеричный праздник, или шестерик68; красная дуга – святого или праздник со славословием69. Средние праздники с знаком креста знаменуют святого с полиелеем70, а с знаком креста в полукруге – святого, которому бдение совершается71. Праздники с знаком креста в круге – это великие праздники, которым полагается всенощное бдение и поется вся служба праздника. Важнейшие из великих праздников называются двунадесятыми, т.-е. относятся к числу 12-ти великих праздников – Владычных и Богородичных72. Таким образом, для церковного устава необходимо знать пять степеней праздников: 1) праздники шестеричные, или святой, поемый на 6, 2) праздники, или святый с великим славословием, 3) (средние) праздники, или святый с полиелеем, 4) (средние) праздники, им же бдение совершается, и 5) великие праздники.

§ 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть

Богослужение шестеричных праздников почти то же, что простодневное. Отличается оно от простодневнаго только увеличением числа стихир на вечерни, и на утрени – числа тропарей в каноне. На вечерни полагается стихир на Господи воззвах на 6-ть из одной минеи святому (вместо 3 из минеи и 3 из октоиха в простые дни), а стихиры из октоиха оставляются. На утрени вычитывается два канона из октоиха и один святому из минеи; но из минеи тропарей канона святому берется 6-ть, а из первого канона октоиха только 4, – тогда как в простодневном Богослужении бывает наоборот: из октоиха 6-ть, а из минеи 4.

§ 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается

Служба святому с великим славословием в некоторых частях Богослужения изменяет будничную службу в праздничную; в ней замечается большее употребление молитвословий из минеи, чем из октоиха. Так а) на вечерни, кроме увеличения числа стихир на «Господи воззвах» (на 6)73, и стихиры стиховны поются не из октоиха, а из минеи74; Богородичен после «Ныне отпущаеши» и тропаря поется воскресный по гласу тропаря, б) на утрени по кафизмам полагаются ектеньи, и после ектеньи седальны читаются из минеи, а не из октоиха; катавасия в каноне поется после каждой песни, а не только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й (как в простые дни); по 9-й песни – светилен святого, а не октоиха (как в шестерике); вм. псалмов: Хвалите Господа, и воспойте Господеви... поют: Всякое дыхание, и со стихами этого псалма поются стихиры и на «хвалитехь» из минеи, а не из октоиха, и Богородичен воскресный поется по гласу славы святого; «Слава в вышних Богу» поется, а не читается, и оканчивается пением «Святый Боже»; после славословия великого утреня оканчивается по-праздничному: поется тропарь празднику, бывают две ектеньи сряду: «Помилуй нас Боже» и «Исполним утреннюю молитву», и отпуст полный в царских дверях; в) на литургии поются антифоны изобразительные и блаженны читаются 4 из октоиха, 4 из песни от канона минеи.

§ 37. Особенности средних праздников – святому с полиелеем (т.-е. когда на утрени поется «Хвалите имя Господне» н читается Евангелие)

Служба святому с полиелеем есть служба праздничная. Молитвословия и песнопения в дополнительной части Богослуженья берутся из минеи, а октоих оставляется, кроме песней, в честь Богородицы: Богородичны поются воскресны догматики по гласу славы святого, или рядового гласа (в субботу). В Богослужении вводятся прибавления и на вечерни, и на утрени, и самый порядок этих служб несколько изменяется в сравнении с простодневным Богослужением. Вечерня бывает великая; на ней поется «Блажен муж» – 1-й антифон; стихир на Господи воззвах полагается 8-мь из одной минеи75 и после стихир бывает вход с кадилом; после входа и прокимна дню прилагаются 3 паримии святому; а после них сугубая ектения: рцем ecu. Иногда в эти праздники полагаются стихиры на литии76, а при некоторых пишется: «аще хощет настоятель, творим бдение»77. На утрени – после кафизм и седальнов святому из минеи – полиелей, величание святому пред праздничною иконою, поются антифоны степенны 4-го гласа: от юности моея, и читается Евангелие святому78; стихиры святому, Спаси Боже люди Твоя и каноны – святому и Богородице; канон святому поется на 8-мь, а перед ним канон Богородице на 6-ть или: «Воду прошед» или "Колеснице-гонителя фараона79; далее: Великое славословие... ектеньи: Помилуй нас Боже... Исполним утреннюю, и отпуст полный в царских дверях. На литургии на блаженных читаются только песни канона из минеи 3-я и 6-я на 8-мь со стихами блаженств.

§ 38. Особенности средних праздников, ниже бдение совершается

В средние праздники – им же совершается бдение – бывает служба вполне праздничная, и в сравнении с полиелейною отличается и большею торжественностью и продолжительностью. Вечерня великая не поется отдельно, но соединяется с утренею под именем всенощного бдения (см. о нем в воскр. Богосл.). Пред всенощнын бдением полагается вечерня малая (см. о ней во воскр. Богосл.). На всенощном бдении бывает лития, а на ней благословение хлебов; после же чтения Евангелия бывает помазание благословенным елеем чело верующих, как знамение милости Божией и духовного радования, так торжественно воспеваемых и прославляемых в празднуемом событии. На литургии прокимен, Апостол, Евангелие и причастен, если праздник не случится в воскресенье, полагаются одному празднуемому святому.

Примечание. Если эти четыре разряда праздников случатся в субботу или воскресенье, тогда Богослужение их отправляется по особым главам, указанным в церк. Уставе.

§ 39. Общия особенности в Богослужеиии великих праздников

Богослужение великих праздников – Владычных и Богородичных – имеет все черты праздничного Богослужения святым со бдением. Кроме сего в Богогослужении их есть и другия особенности, именно: 1) молитвословия октоиха совсем оставляются, даже после стихир на «Господи воззвах» и стиховных на слава и ныне поются не Богородичны октоиха, но стихиры праздника; если праздник Владычний случится и в воскресенье, то поется одна, не смешанная служба праздника (из минеи или триоди), а воскресная оставляется (впрочем, если в воскресенье случится великий праздник Богородичный или из Предтечевых, тогда служба праздника отправляется вместе с воскресной), 2) вместо Богородична, поемого после тропарей на вечерни и утрени после «Бог Господь», поется тропарь праздника, 3) на утрени, вместо канона Богородице, поются два праздничных канона, и катавасиею служат ирмосы этих обоих канонов; пред 9-ю песнию в некоторые праздники вм. Честиейшая поются к ирмосам праздничные припевы, 4) на литуригии: а) вместо изобразительных антифонов в некоторые из Владычных великих праздников поются антифоны особенные, соответствующие праздничному событию80, и произносится входное; б) вместо «Достойно есть», поется ирмос 9-й песни утренняго праздничного канона, называемый задостойником. Воспоминание праздничнаго события этих дней отличается от других праздников и своею продолжительностью, ибо, как несколько дней до праздника, так и после оного, вместо молитвословий из октоиха поются праздничные молитвословия из минеи, при неподвижных, или из триодей, при подвижных праздниках. Такие дни, предшествующие празднику, называются предпразднством, а следующие после праздников – попразднством. В эти дни бывает на вечерни вход. Последний день попразднства называется отданием праздника и отличается от прочих дней попразднства большею торжественностью: потому что большая часть молитвословий и песнопений берется из службы самого праздника (напр. стихиры на вечерни и на утрени каноны поются праздничные; на 9-й песни поются припевы праздника и великое славословие).

Одни из великих праздников относятся к неподвижным, а другие к подвижным. К первым относятся 9-ть праздников: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Честного Креста, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. К подвижным праздникам, кроме Пасхи, принадлежат праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница.

§ 40. Частные особенности в Богослуженин некоторых из неподвижиых великих праздников

Кроме общих принадлежностей, усвоенных великим праздникам, некоторые из них имеют еще частные особенности, принадлежащие одному из них и отличающие его от других великих праздников. Таковы из неподвижных праздников суть: 1) Воздвижение Честного Креста Господня; 2) Введение во храм Пресв. Богородицы; 3) Рождество Христово; 4) Крещение Господне; 5) Благовещение Пресв. Богородицы, и 6) Преображение Господне.

1) Воздвиженье Честного Креста Господня81 (14-го сент.).

К особенностям сего праздника относится взнесение на утрени честного креста Господня для благоговейного поклонения ему. После великого славословия священник, облачившись во все священнические одежды, возлагает на главу свою с престола св. Крест на блюде и, предшествуемый светильниками и каждением фимиама, с умилительным пением «Святый Боже» износит его северными дверями из алтаря; потом, став пред отверстыми царскими дверями на амвон, произносит: премудрость прости! сходит на средину храма при пении: «Спаси Господи, люди Твоя» и полагает крест на приготовленном аналогии82. После сего начинается поклонение св. кресту и лобызание его при пении 3-жды стиха: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и других стихир, составленных в честь креста.

На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему»..; вместо «Достойно есть» – ирмос – «Таин еси Богородице рай» с праздиичным припевом.

Празднование Воздвижению, в какой бы день ни случилось, соединено бывает с постом, воспрещающим всякую скоромную и рыбную пищу. Учреждением поста церковь внушает нам, что лучшее празднование состоит не в одном только воспоминании страданий Господа Иисуса Христа, но в действительном умерщвлении страстей и похотей наших.

Празднование Воздвижению продолжается с 13-го сентября – препразднства по 21-е сентября до отдания его, и св. крест остается на аналогии до 21-го сентября: в сей день после отпуста литургии священник, после каждения Честного Креста, взимает его на главу, вносит царскими дверями в алтарь и полагает на престоле83.

Суббота и неделя (Воскресенье) пред Воздвижением и после Воздвижения так и называются субботою и неделею пред Воздвижением и по Воздвижении; им положены особые зачала из Апостола и Евангелия и особые прокимны в честь св. Креста.

2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр.).

Праздник этот в Богослужении имеет все особенности великих праздников. Кроме того, на утрени в каноне поются ирмосы канона на Рождество Христово: Христос раждается...

Эти ирмосы служагь катавасиею на утреннем каноне во все-воскресные и праздничные дни до самаго отдания праздника Рождества Христова, до 31-го декабря.

3) Рождество Христово (25-го декабря)

Особенности при Богослужении видны еще накануне, в навечерие праздника, в сочельник84. Тогда отдельно от литургии совершаются царские часы85. На каждом часе (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) читаются – один псалом часа и два другие, собраные с событием праздника, и, кроме того, паримии, содержащие ветхозаветные пророчества о пришествии на землю Спасителя мира, и зачала из Апостола и Евангелия, указывающие на исполнение сих пророчеств. Литургия совершается после пополудни вместе с вечернею86. После литургии или вечерни в соборных храмах возглашается многолетие с произнесением полного царского титула и совершается славление рожденного Христа Спасителя; для сего посреди церкви ставится икона Рождества Христова; пред нею свещник, а священнослужители поют тропарь и кондак праздника.

В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: «С нами Бог»! После 1-го трисвятого, вместо тропарей, положеиных в часослове, поется тропарь праздника; а после 2-го трисвятого – кондак праздника. Повечерие оканчивается чтением славословия «Слава в вышних Богу», а остальные молитвы повечерия, приличные на сон грядущие, опускаются; после «Слава в вышних» бывает лития, благословение хлебов и далее – праздничная утреня.

На литургии поются праздничные антифоны, или пророческие о Рождестве Христовом песни с новозаветными припевами; вместо «Трисвятаго» поется песнь: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся, аллилуия»87. Вместо «Достойно есть» поется с припевом праздника ирмос канона: «Любити убо нам»88.

Торжество праздника Рождества Христова для нас, россиян, увеличивается воспоминанием избавления России и Церкви от нашествия галлов и с ними двадесяти язык (народов) в 1812 году. Для того после литургии бывает особенный благодарный молебен, на котором возглашается многолетие Государю и всему Царствующему Дому и вечная память Императору Александру I-му, коего Господь избрал быть освободителем России от нашествия галлов.

Праздник сей с препразднства – 20-го декабря продолжается до отдания праздника – 31-го декабря. Но еще с 14-го ноября Церковь начииает подготовлять верных к празднику, установив пост, чтобы подвигом воздержания почтить праздник Р. Христова; а с 21-го ноября назначила петь на утренях ирмосы: Христос раждается.

С 11-го декабря по 17-е празднуется неделя св. праотцев, получивших обетование о Спасителе мира, а после нея – суббота и неделя пред Рождеством – или неделя св. отцев, т.-е. предков И. Христа по плоти, по прямой линии дома Давидова; после самого праздника – суббота и неделя по Р. Христове.

4) Крещение Господне (6-го января)

Особенности при Богослужении в сей праздник сходны с теми, какие показаны в праздник Рождества Христова, а именно: в навечерие или сочельник совершаются царские часы и литургия соединяется с вечернею; в самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием; на литургии поются праздничные антифоны вместо «Трисвятого» поется «Блицы во Христа»; вместо «Достойно» ирмос – «О паче ума» с припевом праздника. Кроме того, память Иорданского события Церковь обновляет особенным обрядом великого освящения воды, который совершается ныне в навечерие праздника во храме в конце литургии или вечерни, а в самый праздник после литургии – на реках или кладезях.

Праздник крещения имеет препразднство и попразднство и празднуется с 2-го по 14-е января.

Пред этим праздником и после него, как и пред Р. Хр., празднуются суббота и неделя пред просвещением и по просвещении.

5) Благовещение Пресвятыя Богородицы (марта 25)

Праздник сей принадлежит к неподвижным праздникам; но как он бывает между четвергом 3-й недели Великого поста и средою Светлой седмицы, т.-е. во время пения триоди постной или цветной, то и особенности его при Богослужении зависят от того, во время пения какой триоди он случится.

Если Благовещение случится в Великий пост – в воскресенье или понедельник, то всенощное бдение на него начинается великою вечернею; а если в другой какой день, то великим повечерием, как и в праздник Рождества Христова. Если этот праздник случится в воскресенья 3-й, 4-й и 5-й недель поста, то на утреннем каноне на 9-й песни поется Честнейшая, а в прочие дни ирмос 9-й песни с припевом праздника. Великое славословие поется тогда, когда праздник случится в субботу или воскресенье; в прочие же дни оно читается. Литургия, в какой бы день поста праздник этот ни случился, даже в Великий пяток, всегда бывает полная (Златоустого или Василия Великого)89, а не Преждеосвященная. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни канона праздника «Яко одушевленному Божию кивоту» с припевом праздника.

Если Благовещение случится в Пасху, то полиелея не бывает; но канон праздника соединяется с пасхальным каноном, и после 6-й песни читается евангелие Благовещения. Часы пред литургиею служатся такие, какие полагаются по уставу, напр., в будничные дни поста – великопостные, – в субботы и воскресенья – обыкновенные, – в Великую пятницу – царские, – в Пасху – пасхальные.

Более подробные особенности Богослужения в сей праздник в соединении с другими празднованиями определяются особыми главами типикона.

6) Преображение Господне (6-го августа)

На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Достойно» поется с припевом праздничный ирмос: «Рождество Твое нетленно явися». Кроме сего, после литургии совершается обряд благословения и освящения древесных плодов в снедь христианам. Это благословение сопровождается обыкновенно пением тропаря и кондака праздника, каждением и молитвою на освящение их.

Праздник сей с препразднства до отдания его празднуется с 5-го по 13-е августа.

Прочие из дванадесятых неподвижных праздников, как-то: Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение Господне (если не случится в Великий пост), Успение Божией Матери, не имеют частных особенностей при Богослуженин, кроме общих, принадлежащих великим праздникам.

* * *

68

См. 17-го ноября.

69

Напр. сент. 13-го, 23-го; окт. 18, 23; дек. 9, 26; янв. 7-го; марта 26; апр. 30-го; июля 2-го, 25; августа 1, 16 и 31.

70

Напр. 22-го окт., ноябр. 8, 14, 27; мая 9, 21; июня 23, 26; июля 8, 20, 28; августа 26-го. Иногда под этим знаком пишется в уставе: «совершается бдение, аще хощет настоятель».

71

Напр. сент. 26, ноябр. 13, дек. 6, янв. 30, апр. 23, мая 8 Сюда же могут быть отнесены храмовые праздники и высокоторжественные дни.

72

Они по порядку времени церковного года (с сентября месяца) следующие: 1) Рождество Богородицы (8-го сент.), 2) Воздвижение Честного Креста (14-го сент.), 3) Введение Богородицы во храм (21-го ноябр.), 4) Рождество Христово (25 дек.), 5) Крещение Господне (6-го янв.), 6) Сретение Господне (2-го февр.), 7) Благовещение (25 марта), 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Пятидесятница или Троицын день, 11) Преображение Господне (6-го авг.), 12) Успение Богородицы (15-го авг.). Пасха, как праздников праздник, не причисляется к двунадесятым праздниками К великим праздникам не двунадесятым причисляются два праздника в честь св. Иоанна Предтечи: 24-го июня и 29 го августа, и следующие 26 сент. – день св. Иоанна Богослова, 1-го окт. праздник покрова Пресв. Богородицы, 1-го янв. день Обрезания Господня и 29-го июня – день первоверховных Апостолов Петра и Павла. Праздники в честь св. Иоанна Предтечи и ап. Петра и Павла имеют по одному дню попразднства.

73

После стихир иногда в типиконе указывается вход с кадилом.

74

Напр. окт. 18-го и 23-го.

75

Впрочем, в шести полиелеях показано только 6-ть стихир, именно сент. 28-го, дек. 13-го, янв. 11-го, февр. 24-го. июня 30-го, июля 15-го слава и ныне праздника. Или Богородичен (Ц.Устав апр. 27-го).

76

Напр. июля 15-го, 6-го окт. и 14-го ноября.

77

1-го сентября и 30-го июня праздники с полиелеем; но Евангелия не положено.

78

Напр. января 17-го, 25-го,июля 5-го, ноября 8-го.

79

Канон: воду прошед, помещается в конце часослова, а колеснице-гонителя Фараона погрузи –в конце октоиха; иногда же канон Богородице помещается тут же в минее.

80

Именно 14-го сент., 25-го дек., 6-го янв., 6-го авг., в неделю Ваий, в Пасху, Вознесение Господне и праздник Пятидесятницы.

81

Исторических событий праздников не помещают. Потому что они должны быть известны ученикам из священной истории, преподаваемой в духовных училищах с надлежащею подробностью, с изучением тропарей и кондаков праздников.

82

Аналогий при этом украшается цветами в знамение того, что св. крест есть красота Церкви, жизнь и украшение христиан.

83

При сем, на основании указаний устава (тип. 2-го авг.), поют тропарь «Спаси, Господи» и кондак «Вознесыйся на крест».

84

Сочельник иии сочевник называется так потому, что в этот день по уставу положено вкушать сочиво обварено (т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или кутью с медом).

85

Царские часы названы так от того, что в древности присутствовали на них греческие цари, которым тогда с особенным обрядом произносилось многолетие. Если Рождество Христово случится в воскресенье и понедельник, то царские часы поются в предыдущую пятницу. На 1-м часе читается 1-й псал. часа, и другие 2 особые, более приличные празднику; на 3-м, 6-м и 9-м первые 2 псалма особые, а 3-й часа.

86

Если сочельник случится в субботу или в воскресенье, то в свое время поется литургия Златоустого и затем (в 2 часа пополудни) вечерня; а в самый праздник совершается литургия Василия Великого. В другие же дни в сочельник служится литургия Василия В., а в праздник – Златоустого. Соединение вечерни с литургиею бывает таково: сперва – вечерня с возгласом литургии – до паримий; а после паримий (8-ми) полагается малая ектенья, после которой иерей возглашает: Яко свят ecu Боже наш... диакон: Господи, спаси благочестивые, и поется трисвятое – и далее совершается все по чину литургии обычным порядком.

87

Песнь эта напоминает о том, что в древности накануне праздника крещались оглашенные, а в самый праздник слушали в 1-й раз всю литургию н приобщались св. таин.

88

В русском переводе ирмос сей значит Подлинно удобнее для нас любить молчание, как потому, что оно безопасно (безбедное страхом), так и потому, что по любви к Тебе, Дева, составлять песни, стройно сложенные, трудно; но ты, Матерь, подай нам и силу (составлять песни), сколько есть нашего усердия.

89

Если Благовещение случится в воскресенье Великого поста (кроме Вербного), или в четверток и субботу Страстной седмицы, то бывает литургия Василия Великого; а если в другой какой день, то бывает литургия Златоустого Если Благовещение случится в Великую пятницу, то вместе с 12-ю положенными в сей день евангелиями (после 7-го еванг. страстей) читается евангелие и Благовещению (13-е).


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle