Источник

Б. Богослужение по триоди цветной

По триоди цветной совершается Богослужение подвижных дней и праздников с первого дня Пасхи113 до недели всех святых. По особенностям своим оно разделяется на следующие виды: 1) на Богослужение в 1-й день Пасхи и Пасхальную седмицу, 2) от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до 50-цы недели всех святых.

§ 52. Богослужение в первый день Пасхи и пасхальную седмицу

Богослужение в праздник Пасхи своею торжественностью превосходит все праздники; отчего она и называется праздником праздник и торжеством торжеств; чтения кафизм, литии и других псалмов, молитвословий и священнодействий, побуждающих нас к сокрушению о грехах и раскаянию в них, не полагается; поются песни, прославляющие воскресение Господа Иисуса Христа и Его победу над смертью и адом. В ночь на Пасху церковь повелевает христианам упражняться, в чтении Деянии св. Апостолов, как бы в подражание бодрствованию древнего Израиля в ночь совершения ветхозаветной Пасхи и избавления первенцев его от смерти в Египте.

а) На утреннем Богослужении, по окончании полунощницы114 и по внесении плащаницы в алтарь, священнослужители в светлых ризах, с крестом, Евангелием, иконою Воскресения Христова, в преднесении хоругвий с зажженными свечами исходят из храма с пением стихиры: Воскресение Твое, Христе Спасе... и обходят (начиная ход с запада на юг) храм кругом. Это обхождение напоминает мироносиц, шедших с ароматами в глубокое утро ко гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром, и встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. По обхождении храма, крестный ход останавливается в притворе у западных затворенных врат, как бы пред дверями гроба Христова. Первостоятель, окадив всех, знаменует крестом трижды затворенный церковные врата и, воздав славу Пресвятой Троице словами: Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице... начинает с прочими священнослужителями петь радостную песнь: Христос воскресе... 3-жды со стихами, возвещающими о воскресении Христовом: Да воскреснет Бог, на которые лик поет «Христос воскресе»... По окончании стихов священник возглашает: Христос воскресе из мертвых... и отверзает затворенные двери, и входит с верующими во храм с пением лика: и сущим во гробех живот даровав. Далее – после великой ектеньи начинается пение всего пасхального канона, т.-е. ирмосов и тропарей: Воскресения день, с припевом каждому тропарю канона: Христос воскресе из мертвых. Каждая песнь оканчивается малою ектеньею и особым возгласом, после которого священник, держа в левой руке св. крест и горящую свечу, а в правой кадило с фимиамом, кадит всю церковь, приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! После канона поются стихиры на хвалитех; затем с припевами «Да воскреснет Бог» стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, во время пения которых, при словах «друг друга обымем», бывает христосование, т.-е. взаимное лобзание с приветствиями: Христос воскресе! – Воистину воскресе. Христосование знаменует всеобщую радость нашу о воскресении; Господа, разрушение вражды и соединение наше с Богом и Ангелами чрез воскресеиие Господа115. За сим, читается слово св. Иоанна Златоустого, поется тропарь в честь сего святителя, произносятся две обычные утренние ектеньи, и после них – отпуст. Отпуст священник совершает с крестом в руках, осеняя им народ и возглашая: Христос воскресе! на этот возглас и лик поет 3-ды «Христос воскресе из мертвых».

К утрени присоединяется 1-й час.

б) Часы пасхальные (1-й, 3-й, 6-й и 9) состоят не из псалмов и молитв, составляющих обычные часы, а из песней, воспевающих воскресение Господа и Его победу над смертию и адом, а именно: вместо «Приидите поклонимся» поется: Христос воскресе 3-жды – взамен 3-х псалмов – стихира: Воскресение Христово видевше 3-жды, упакой – Предваривше утро, кондак – Аще и во гроб... Тропарь: Во гробе плотски... слава – Яко живоносец... и ныне Богородичен: Вышито освященное Божественное селение. Господи помилуй 40, слава и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец... Лик: аминь, Христос воскресе 3-жды. Слава и ныне, Господи помилуй 3-жды. Благослови и отпуст.

Песнопения часов поются вместо полунощницы и повечерия.

в) На литургии, в начале ее, после возгласа: «Благословенно царство» священник, держа в руках св. крест, возженную свечу и кадило, поете в алтаре песнь: Христос воскресе трижды. Песнь эту повторяет и лик после известных пасхальных стихов, возглашаеных священником. Далее к особенностям Богослужения относится пение праздничных антифонов, пение вместо трисвятого: Елицы во Христа крестистеся и торжественное чтение Евангелия от Иоанна: В начале бе Слово. Евангелие, для лучшего усвоения его верующими, читается по частям, попеременно всеми священнослужителями, а в соборных храмах, кроме сего, оно читается на разных языках в ознаменование того, что слава воскресшего Господа распространилась по всем народам и возвещается на разных языках. Чтение Евангелия сопровождается колокольным звоном, который как бы возвещает всей твари высокое благовестие о Божестве и воплощении Бога Слова. В поздней части литургии находятся следующие особенности: вместо «Достойно есть» поется ирмос канона: Светися, светися.., с припевом» Ангел вопияше; вместо: Благословен грядый... Видехом свет истинный и Да исполнятся уста, и вместо: Буди имя Господне и псалма: Благословлю Господа, лик поет тропарь: Христос воскресе. Отпуст священник совершает так же, как и на утрени, с крестом в руках. После литургии освящаются молитвою и окропляются святою водою принесенный верующими в храм яйца, сыр, масло и домашние артосы (куличи), чем и дается им разрешение от поста.

г) Вечерня пасхальная совершается по чину великой вечерни со входом и великим прокимном. В 1-й день Пасхи она имеет следующие особенности: настоятель облачается во все священнические одежды и после входа, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, читает, обратясь к народу, Евангелие, повествующее о сем событии.

Вся пасхальная седмица составляет как бы один продолжительный праздничный день, и Богослужение во время ее бывает то же, что и в 1-й день, с немногими исключениями и переменами, а именно: на вечерни не бывает Евангелия, и на утрени при пении канона после каждой песни – ектеньи и каждения; ектеньи бывают только после 3-й, 6-й в 9-й; на литургии читает Евангелие один диакон; прочее же чинопоследование церковных служб остается то же самое, и внешние обряды, сопровождающее его, остаются те же, именно: всякое Богослужение церковное во всю седмицу священник начинает и оканчивает, держа св. крест в руках, как знамя победителя смерти Господа Иисуса Христа; во всю седмицу царские двери и завеса остаются отверстыми в ознаменование того, что воскресшим Господом отверзсто для нас царство небесное; во всю седмицу бывает целодневный церковный звон в знак празднования победы воскресшего Господа над смертью и адом. С 1-го дня Пасхи до субботы, после литургии (в соборных храмах и монастырях) бывает крестный ход вокруг храма с иконами и артосом, т.-е. хлебом, на котором изображается крест или воскресение Христово. Артос напоминает и самого Господа Иисуса Христа, неоднократно после Своего воскресения вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине воскресения Своего, и тот хлеб, который Апостолы, по вознесении Господа на небо, откладывали на своей трапезе в память пребывания Его с ними на земле и во свидетельство всегдашнего невидимого Его присутствия при них. С 1-го же дня Пасхи до отдания праздника полагается на престоле плащаница в воспоминание того, что Господь после воскресения Своего пребывал на земле 40 дней.

§ 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения

В Богослужении от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи радостный песни о воскресении Христовом господствуют над прочими песнопениями: так, каждая церковная служба начинается тропарем Пасхи «Христос воскресе» 3-жды, который на литургии поется, а на прочих службах читается. На утрени после стихословия кафизм каждодневно поется песнь: Воскресенье Христово видевше». На литургии вместо: Видехом свет истинный, поется тропарь Христос воскресе однажды, а в конце литургии вм. возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже» поется тот же тропарь 3-жды. В воскресные дни песнопения пасхальный еще более усиливаются; поются с триодью песнопения октоиха с указанием гласа их (напр., на вечерни стихиры на Господи воззвах и стиховны; на утрени седальны по кафизмам и стихиры на хвалите, отпустительные тропари, а на литургии – блаженны). Песнопения же и молитвословия из минеи, которые в будничные дни поются и на вечерни и на утрени, совсем оставляются116; оставляются также каноны Богородице из октоиха; поется же весь канон Пасхи и канон настоящия недели, в триоди положенный. Катавасия в будничные дни поется положенная по уставу, а в воскресные дни «Воскресепия день»117. Пред 9-ю песнью канона в будничные дни поется «Честнейшая», а воскресные – ирмос 9-й песни канона Пасхи: «Светися, светися» с припевом «Ангел вопияше», а по каноне и пении «Свят Господь» поется светилен Пасхи: «Плотию уснув». На литургии вм. «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни «Светися, светися» с припевом «Ангел вопияше».

§ 54. Частные особенности недель, следующих за Светлою седиицею, и некоторых седмичных дней

Кроме общих особенностей в Богослужении от пасхальной седмицы до отдания Пасхи, есть частные особенности, принадлежащие каждому воскресному дню и некоторым из седмичных дней. В эти дни церковь воспоминает такие события из земной жизни Господа Иисуса Христа, в которых особенно ясно проявляются Его Божественная слава и Его Божественное всемогущество. От этих воспоминаний воскресные дни и преполовение Пятидесятницы называются праздниками, а следующие за ними дни днями попразднства. А именно:

а) В первое воскресенье после Пасхи (во 2-ю неделю) церковь воспоминает явление Господа Апостолам в 8-й день по воскресении и осязание ран Его Апостолом Фомою, послужившее твердым основанием веры в воскресение Христа жизнодавца. От сего неделя эта называется неделею Ап. Фомы. Называется она антипасхою (с греч. вместо Пасхи), потому что в этот день Господь обновил память Своего воскресенья, или повторил Свое явление ученикам, утвердив их и Фому в истине Своего восстания из гроба. В этот день стихиры Пасхи на вечерни: Да воскреснет Бог и на утрени канон пасхальный не поются (кроме катавасии – Воскресения день), а заменяются праздничными песнопениями триоди об уверении Ап. Фомы, как непреложном свидетельстве истины воскресения Христова. Праздник продолжается во всю седмицу до субботы, в которую бывает отдание праздника. Во вторник на Фоминой неделе совершается поминовение усопших, называемое радоницей или радуницей, и напоминающее о всемирной духовной радости, с которою церковь приветствует умерпшх о воскресении Господа, сходившего в ад с проповедью Евангелия.

б) В третию неделю Церковь воспоминает св. жен мироносиц, которые за свое усердие к Спасителю прежде всех получили благовестие о воскресении Его. Вместе с ними прославляются Иосиф и Никодим, погребавшие Господа И. Христа. В богослужении своем церковь воспоминает время скорби и слез св. жен об умершем Спасителе Господе и учителе, и радость их при благовестии о воскресении Христовом: от чего тропари церковные этой неделн поются те же самые, что и в великую субботу. Празднование в честь св. жен мироносиц, Иосифа и Никодима совершается во всю следующую седмицу и оканчивается в следующую субботу.

Следующие за неделею св. мироносиц три недели посвящены прославлению вмесге с воскресением Христовым трех спасительных дел Сына Божия, которыми Он во время своей земной жизни явил Себя, как Божественный Врач их телес, так и Просветитель их душ. Евангельские чтения в сии недели на литургии дают направление церковным песнопениям, в которых воспоминаются евангельские события.

в) В четвертую неделю воспоминается описанное в евангелии от Иоанна исцеление расслабленного при овчей купели, и вся неделя называется неделею о расслабленном. В своих песнопениях церковь прославляет Божественное всемогущество и славу распятого и воскресшего Господа, который Сам, как и Бог Отец, воскрешает мертвых и дает жизнь, обновляющую верующих чрез Его воскресенье, когда всею человека показал здрава прежде расслаблена суща (стих, на Господи возв. веч. недели). Празднование о расслабленном поется в понед. и вторник.

г) В среду этой седмицы празднуется преполовение (половина) Пятидесятницы (т.-е. 25-й день от Пасхи). В этот день воспоминается евангельское повествование о том, как Господь в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском и в последний 8-й день этого праздника, когда совершалось торжественное возлияние воды, явил Себя, яко Бог, воззвавший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, указывая тем на предстоявшее ниспослание Св. Духа верующим (Иоан. VII, 37. 38. 39). Особенности в Богослужении этого праздника по указанно церк. устава состоят в следующем: накануне праздника совершается великая вечерня с рядовою кафизмою (а не 1-й антифон только). На утрени – полиелея не полагается, а поется великое славословие, – катавасия как в самый праздник, так и в отдание праздника поется: Море огустил ecu. На литургии вм. достойно »Чужде матерем девство». После литургии совершается крестный ход на реки или кладези для малого водоосвящения, заменивший ветхозаветный обряд торжественного возлияния воды на жертвенник. Праздник преполовения празднуется восемь дней и продолжается до среды следующей седмицы.

д) В пятую неделю церковь воспоминает описанную в св. Евангелии беседу Господа с женою Самарянкою о воде живой и поклонении Богу духом и истиною. Попразднство этого праздника начинается с четверга следующей седмицы (так как средою оканчивается празднование преполовению) до субботы.

е) В шестую неделю церковь воспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного, который чрез это исцеление просвещся весь... и светодавца познает и светодателя, возсиявшего из гроба тридневно. Праздник сей продолжается до среды следующей недели, т.-е. до отдания Пасхи.

ж) В среду этой недели бывает отдание праздника Пасхи. Начало вечерни, утрени и литургии бывает то же самое, какое и в светлую седмицу, а на литургии и отпуст священник совершает так же, как и в Пасху, т.-е. возвышая крест и произнося 3-жды «Христос воскресе». После литургии снимается иереем с престола плащаница.

§ 55. Богослужение от отдания Пасхи до конца триоди цветной – до недели всех святых

От отдания Пасхи до конца триоди остается 18-ть дней. В этом периоде времени находятся два дванадесятых праздника:

Вознесение Господне и Пятидесятница, со днем Сошествия Св. Духа на апостолов. Тот и другой праздник имеет дни попразднства, в которые прославляется праздничное событие. Особенности же Богослужения в самые праздника и воспоминания в воскресные дни, между ними, следующие:

а) Праздник Вознесения Господня

Праздник этот празднуется в 40 й день после воскресения Христова – в четверток шестой седмицы по Пасхе. Особенности Богослужения состоят в следующем: в начале церковных служб в сей день и после, до праздника Пятидесятницы (в который празднуется Сошествие Св. Духа на Апостолов), молитва Св. Духу: Царю Небесный не читается, а по благословении священника чтец прямо читает «Святый Боже». На утрени после чтения Евангелия поется «Воскресенье Христово видевшее»... На литургии поются праздничные антифоны, в которых пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни канона: Тя паче ума и словесе Матерь Божию; вместо «Видехом свет истинный» (до отдания праздника) поется тропарь: Вознеслся ecu во славе. Отдание празднику бывает в четверток 7-й недели по Пасхе.

б) В седьмую неделю св. отец чествуется память 1-го вселенского собора, бывшего в Никеи против Ария вскоре после Пасхи и состоявшего из 318-ти Отцев. На сем соборе были составлены 7 членов сѵмвола веры, в которых кратко и точно изложено учение о Сыне Божием Иисусе Христе, Его Божестве и человечестве, Его страданиях, смерти, воскресении из мертвых, вознесении Его на небо и втором славном пришествии Его на землю, чтобы судить живых и мертвых.

в) В субботу пред праздником Пятидесятницы совершается поминовенье усопших христиан118, да и души умерших молитвами церкви и благодатью Св. Духа очистятся и явятся достойными наследия небесного царствия.

б) В 8-ю неделю в 50-й день по воскресении Господа совершается праздник Пятидесятницы, в память сошествия в сей день Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков. Праздник сей называется Троицыным днем, потому что церковь в своих молитвословиях и песнопениях чествует и прославляет все три лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Св. Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

На литургии в этот день поются праздничные антифоны: вместо трисвятого – Елицы во Христа крестистеся; вместо «Достойно есть» – ирмос 9-й песни: Радуйся царице... Главную же особенность при Богослужении в сей праздник составляет вечерня, совершаемая тотчас после литургии. На этой вечерне читаются священнослужителем в царских вратах в три раза с коленопреклонением молитвы св. Василия Великого (в 1-й раз после прокимна, во второй – после сугубой ектерии: «Рцем вси» и 3-й – после песни: «Сподоби Господи»). В 1-й раз молимся пред Отцом небесным, исповедуя грехи свои, и ради великой жертвы, Сына Его, просим себе помилования. Во второй раз просим Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утешение душ наших. Наконец, в 3-й раз просим, чтобы Господь упокоил усопших отцов и братий наших в месте светле, в месте покоя вечного. В сей праздник существует у нас обычай украшать храмы и домы древесными ветвями и цветами, равно стоять в церкви с цветами в руках. Ветви и цветы приносятся от нас, как дары благодарности Духу животворящему от начатков обновляющейся природы и напоминают нам об обновлении душ наших силою Св. Духа и о будущем воскресении умерших братий наших, о которых мы особенно молимся в сей день.

д) В следующий за Пятидесятницею день – понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, яко единого от Святой Троицы Лица. В 50-й день было сошествие Св. Духа на Апостолов; почему, как говорится в Синаксаре, чести ради ко Всесвятому Духу и раздельне от празднования Святой Троице узакониша св. отцы праздновати Ему.

е) В следующую 1-го неделю по Пятидесятнице церковь празднует память всех святых, удостоенных небесной славы благодатью Святого Духа и тех святых, которые не внесены в месяцесловы церковные. «Подобаше празднуемые на кийждо день святые во един день собрата, да явится, яко о едином Христе подвизашася (Синакс. на этот день). С этого дня начинается ряд чтений 11-ти воскресных утренних евангелий.

Неделею всех святых оканчивается пение триоди цветной и начинается обычное рядовое при службах церковных употребление октоиха и минеи до недели Мытаря и Фарисея.

§ 56. Устав о праздничном Богослужении во дни пения цветной триоди

Если случатся празднования с полиелеем или с всенощным бдением во дни пения триоди цветной, то о службах их имеются следующие указания в Уставе: 1) если эти празднования случатся от понедельника Светлой недели до 4-й недели по Пасхе, то Богослуженье отправляется по службе св. великомученику Георгию 23-го апреля; 2) если же эти празднования случатся от 4-й недели Пасхи до субботы Пятидесятницы, то службы их правятся по службе св. Иоанна Богослова под 8-м мая.

* * *

113

Пасха по определению 1-го вселенского собора празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, наступившего после 21-го марта; почему она бывает в период времени от 22 марта по 25-е апреля. Для указания времени Пасхи в каждом году при некоторых Богослужебных книгах (напр. типиконе и святых помещается зрячая пасхалия, по которой можно зреть и пасхальное новолуние и полнолуние, и время пасхи. И воскресные дни на весь год с марта месяца. Для этого в пасхалии указаны: 1) индикт. 2) круг солнца, 3) врцелето, 4) круг луны, 5) основание. 6) епакта и 7) ключ границ или ключевые буквы. Индикт есть период времени. Состоящий из 15 лет и введений в риме во времена Императоров для сбора податей. Правосл. церковь началом индикта считает 312-й год по Р.Х. по прекращении гонения на христиан при св. Константине В. Для получения года индикта надобно из данного года вычесть 312 и остаток разделить на 15, – частное даст число циклов, а остаток год индикта. напр., 1899 год – 312==1587: 15==105 циклов и 12-й год индикта. Впрочем для отыскания времени Пасхи индикт не составляет значения. Никейский собор ввел эти индикты в память заслуг имп. Константина Великого, даровавшего свободу христианской веры. Круг солнца обнимает период времени в 28 лет, после которых возвращается прежний порядок вруцелетних букв. Вруцелетно (т.е. как бы в руке иметь); так называется одна из семи букв славянской азбуки (а. в. г. д. е. s, з), указывающая воскресные дни с марта месяца каждого года до марта, следующего года. Круг луны обнимает период времени в 19 лет*, после которых новолуния и полнолуния опять приходятся в те же числа месяца. Цифра в круге луны против каждаго года есть не что иное. Как нумер года в 19-летнем периоде. Который прежде обозначался золотыми числами на всенародно выставляемых досках; отсюда круг луны наз.златным числом. Основанием наз.число. по которому определяется, в какие числа солнечного месяца марта должно быть в данном году 1-е новолуние и полнолуние. Оно показывает число дней нового лунного года против окончившегося солнечного года. Епакта (ἒπαγω прибавляю) дополняет основание и вместе с ним составляет число или 21 (т.е. 21-е марта) или 51, когда основание больше 21 на целый месяц (30 дней). Она определяет конец пасхи иудейской, т.е. когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день еврейского месяца нисана, и кончаются опресночные дни у евреев. По правилам Никейского собора новозаветная пасха должна быть всегда после ветхозаветной еврейской. Ключем границ наз. 35-ть букв славянской азбуки по числу дней от 22-го марта по 25 апреля, в которые может быть Пасха или границы Пасхи. Ключевая буква показывает, на сколько дней в каждом году удалена Пасха от 21-го марта; ибо каждая ключевая буква означает число (цифру), а именно:


в марте апреле
а 1 i 11 у 21 ь 31
б 2 к 12 ф 22 ѣ 32
в 3 л 13 х 23 ю 33
г 4 м 14 ѿ 24 х 34
д 5 н 15 ц 25 я 35
е 6 о 16 ч 26
ж 7 п 17 ш 27
s 8 р 18 щ 28
з 9 с 19 ъ 29
к 10 т 20 ы 30

Всего проще и скорее можно отыскать день пасхи по ключевой букве. В 1899-м году ключевая буква – щ==28; 28+21==49; из сего вычитаю 31, т.е. целый месяц март. Остаток 18-го апр. И есть день Пасхи.

114

Порядок сей полунощницы в церк. Устав нзображен следующий. По благословении священника, чтец говорит трисвятое и по «Отче наш»: «Господи помилуй» 12, слава и ныне: «приидите поклонимся»... трижды и псалом 50-й; потом вместо троичного канона, полагаемого обыкновенно на воскр. полунощнице, поется канон великой субботы; тропарей троичных не читается, а по трисвятом и Отче наш поется тропарь; Егда снизшел ecu к смерти, животе бессмертный... Затем произносится сокращенная сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже» .. и отпуст.

115

При сем христовании у нас ведется обычай дарить друг другу краснымит яйцами. Поскольку есть символ жизни; то яйцо, окрашенное красною кровью Господп нашего Иисуса Христа.

116

Восследования случившихся святых во всех неделях святой пятидесятницы поем на повечериях (Типик под нед. Антипасхи).

117

От недели святой Пасхи до отдания катавасия: Воскресения день.

2. В день Преполновения пятидесятницы и на отдание Преполновения. Море огустил еси.

3.В неделю 6-ю по пасхе и на отдание Пасхи – и от праздника Вознесения до отдания его – Спасител. Богу.

4. На самый праздник Вознесения. В неделю 7-ю по Пасхе – св. отец, от недели пятидесятные до отдания – Божественным покровен.

5.В неделю всех святых и от нее до 1-го августа: Отверзу уста моя.

118

Чин этого поминовения изложен в цветной триоди.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle