Источник

Богослужение в воскресные дни

Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно:

а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон.

б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы, сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа107. На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему...

г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника, написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству.

д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов.

Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: «Душеполезную совершивше четыредесятницу»... Следующая неделя называется особым именем: »страстною седмицею».

е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустого; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

Примечание: В среды и пятницы Великого поста воспитанники духовных учебных заведений обязаны присутствовать при преждеосвященных литургиях; а в сии дни могут быть святые с полиелеем, напр. 24 февраля 1-е и 2-е обретение главы св. пророка и предтечи Иоанна и 9-го марта день 40 мученик; могут быть святые и со всенощным бдением, напр. местные храмовые праздники и Высокоторжественные дни. Те и другие празднования изменяют обыкновенную будничную службу В. поста в праздничную, почему признается полезным сообщить Устав Богослужения в сии дни праздничного с полиелеем и всенощным бдением.

4. Праздничное Богослужение в Великий пост108

а. В будничные дни Великого поста. Устав.

§ 47 Чинопоследование Богослужения в седмичные дни поста с празднованием со всенощным бдением. Накануне праздника и § 48 В самый праздник


Чинопоследование Богослужения в седмнчные дни поста с празднованием святому с полиелеем Чинопоследование Богослужения в те же дни с празднованием святому со всенощным бдением, в храмовые праздники и высокоторжественные дни
Накануне праздника Накануне праздника
Если канун праздника будет среда или пяток, то поется литургия преждеосвященная с вечернею; если же другой седмичннй будничный день, то часы с вечерию Если служится литургия преждеосвященная, то – на часах по «Ослаби, остави и Отче наш» слава – кондак святого, и ныне – Богородицы, если Богородицы храм, а если нет храма Богородицы, то предстательство христиан Господи помилуй 40, слава и ныне, «Честнейшую херувим», «Господи и Владыко живота» с 16-ю поклонами. По поклонах трисвятое, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», и тот-час вечерня, с возгласа литургийного: Благословенно царство. На вечерни рядовая кафизма, на которой после каждого антифона говорится ектенья малая На Господи воззвах стихир 10: триоди 6 и святого 4, слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Вход Прокимен и 2 паримии дня и 3 святого. Пение «Да исправится»; после пения 3 поклона великие и прочее по чину литургин преждеосвященной. Если не будет преждеосвященной литургш, то после часов по «Ослаби, остави» и 16-ти поклонах поется вечерня; чтец читает: «Приидите поклонимся» и псалом: «Благослови душе моя», рядовая кафизма, на которой бывает ектенья малая – только по окончании, а не на каждом антифоне На «Господи воззвах» стихир 6: триоди 3 и святого 3, слава святого, и ныне Богородичен догматик по гласу славы. Вход. «Свете тихий» Прокимен и паримии дня 2 и святого 3. После паримий «Сподоби Господи» и ектенья «Исполним вечернюю молитву». Так же Так же На вечерни кафизма рядовая. После каждого антифона которой ектенья малая; На Господи воззвах стихирь 10; триоди 5, храма или святого бденного 5, слава святого, и ныне Богородичен догмат по гласу славы. Прочее по чину литургии преждеосвященной, как в полиелее. Так же. На Господи воззвах стихирь триоди 3 и святого 5. Слава святого, и ныне Богородичен – догматик по гласу славы. Прочее вечерни, как при полиелее.
Стиховны триоди; слава святого и ныне Богородичен воскресен по гласу славы или крестобогородичен; «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Отче наш», тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен. Ектенья «Помилуй нас, Боже» – и 3 поклона великие и (без трисвятого) «Всесвятая Троице». «Буди имя Господне» и псалом «Благословлю Господа» «Достойно есть» и отпуст. Утром Полунощиица обычная с кафизмою и тропарями обычными; по Честнейшую 3 поклона великие. Утреня тоже обычная. На Бог Господь тропарь святого 2-жды, слава и ныне Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; но ектенья малая бывает только после 3-й кафизмы По 1-й и 2-й кафизмах седальны триоди, а после 3-й оба седальна святого с Богородичными и ектенья; Полиелей, величание святому, седален святого. Степенна – антифон 4-го гласа: От юности моея. Прокимен, евангелие святого, стихира святого. Молитва Спаси Боже люди Твоя – и каноны. Каноны святого с ирмосом на 6-ть, ирмосы по 2-жды, катавасия Отверзу уста моя. Если в какой песни канона святого встретится песнь канона триодн, то песнь канона святого поется на 6, а трипеснца на 8, катавасия триоди. По 3-й песни, седалеи святого; по 6-й песни кондак и икос святого. Но 8-й – Честнейшая. По 9-й – светнлен святого, слава и ныне Богородичен. На хвалите стихиры святого на 4, слава святого, и ныне Богородичен его, а после сего чтец тотчас читает: Слава Тебе показавшему нам свет, слава в вышних Богу; ектенья – исполним утреннюю молитву. Стиховны триоди дня самогласен 2-жды, и мученичен, слава и ныне Богородичен. После сего, Благо есть – 1-жды, трисвятое, Отче наш, тропарь святого, слава и ныне Богородичен воскресен Ектенья Помилуй нас Боже .. 3 поклона веикие. Отпуста не бывает, а тотчас читается: 1-й час с кафизмою (кроме понед. И пятка); на нем тропарь и кондак святого. По Честнейшую 3 поклона великие Трисвятое не читается. А прямо – Христе свете истинный – и отпуст. В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»... Прокимен и евангелие святого. Псалом 50-й. Спаси Боже люди Твоя Канон святого с ирмосом на 6 ирмосы по 2-жды. Катавасия. «Отверзу уста моя». Если в какой песни канона святого встретится соответствующая ей (такая же) песнь в трипеснице триоди, тогда канон святого поется по 6, а песнь трипеснца на 8-м катавасиею бывает ирмос триоди. По 3-й песни – седален святого. По 6-й – кондак и икос святого. По 8-й – Честнейшая – и катавасия ирмос триоди. По 9-й – катавасия триоди и свегилен святого. На «Хвалите» стихиры и слава-святого, и ныне Богородичен; а после сего чтец тотчас же читает: Слава Тебе показавшему нам свет. Слава в вышних Богу; ектенья: Исполним утреннюю молитву. Стихиры стиховны триоди дня самогласен 2-жды и мученичен, слава святого, и ныне Богородичен воскресен. Благо есть исповедаться. Трисвятое Отче наш. Тропарь святого. Ектенья: помилуй нас Боже, после возгласа которой 3 поклона великие. Отпуста не бывает, а прямо читается: Приидите поклонимся... и 1-й час с кафизмою (кроме понедельника и пятницы). На 1-м часе тропарь и кондак святого По «Честнейщую» 3 поклона великие, а после поклонов иерей тотчас говорит Христе Свете истинный .. лик: Взбранной Воеводе – и отпуст.
Часы Часы
Часы: 3-й, и 6-й поются в свое время с кафизмани и молитвами св. Василия Великого; по 3-й славе каждой кафизмы чтец читает: аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава тропарь святого, и ныне – Богородичен часов; по «Отче наш» кондак святого На 6 м часе паримия. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие По 9 м часе блаженны читаются поскору без пения. По Ослаби, остави .. кондак храма, слава празднуемего святого, и ныне храма Богородицы, а если храм не Богородицы, то Предстательство христиан. Господи помилуй 40. Честнейшую херувим, 3 поклона великие. Всесвятая Троице. Премудрость. Достойно есть и отпуст малый, н начинается литургия преждеосвященная с вечернею. Часы: 3-й,—6—й и 9-й совершаются в свое время с кафизмами (кроме пятницы на 9-м часе) и с молитвами, положенными в конце каждого часа. По окончании кафизм на часах чтец говорит аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу – тропарь святого, и ныне Богородичен часа. По «Отче наш» кондак святого. На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы» читается паримия, пред которой произносится тропарь пророчества и прокимен, и после паримии другой прокимен. Потом читается: Скоро да предварят ны. Трисвятое. По Отче наш» кондак святого, Господи помилуй 40. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие. По 9-м часе блаженны: «Во царствии Твоем» читаются скоро без пения. Лик небесный... Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... кондак празднуемого святого, Господи помилуй 40. Слава н ныне – Честнейшую херувим. и 3 поклона великие. После сего, «трисвятого» не глаголем, но по молитве: «Всесвятая Троице» Премудрость Достойно есть Отпуст малый и начинается литургия Преждеосвящениых Даров с вечернею, или, иногда, Литургия Златоустого тоже вечернею.
Литургия Литургия
Литургия преждеосвящеиная: на вечерни ее бывает рядовая кафизма, с ектеньями на каждом антифоне; стихир на Господи воззвах 10: триоди на 6 и святого празднуемого на 4, (а в понедельник 5 триоди и 5 из минеи), слава святому, и ныне Богородичен или крестобогородичен от меньшпх по гласу славы Вход с Евангелием. Свете тихий, Прокимен и паримии 2 – дня. Пение – Да исправится молитва моя, 3 поклона великие, а после них, малая ектенья, прокимен, Апостол и Евантелие святого. Прочее по чину преждеосвященной литургии. Причастен: Вкусите и видите, и святого. Если совершается литургия Прежде-освященных Даров, то она совершается так же, как и при святом с полиелеем. Если поется Литургия Златоустого, то она также предначииается вечернею, но без стихословия кафизмы: а после великой ектеньи поется прямо «Господи воззвах» во глас стихир триоди; стихир триоди 6, празднуемого святого 4. Вход. Свете тихий Прокимен и 2 паримии дня. После паримий ектенья малая, возглас: Яко свят еси Боже наш Трисвятое, прокимен, Апостол и Евангелие святого. Затем прочее все по чину Литурии Златоустого.

§ 49. Устав о праздничном Богослужении в субботы и воскресные дни поста

1. Празднования святому с полиелеем в субботы и воскресенья поста отправляются по Предтечевой главе Устава под:

24-м февраля, а святому со бдением по сретенской главе под 2-м февраля.

Празднование храму в субботы – мясопустную и сырную отправляются по сретенской главе; в субботу 1-й недели поста по главе 32-й Устава о храмах, ав субботы недель – 2-й, 3-й и 4-й по главе Устава о храмах 36-й, в субботу 5-й нед. по 38-й главе, – в субботу 6-й недели по 44-й главе.

3. Празднования храму в воскресенья 1-й и 3-й недели отправляются по 33-й главе Устава о храмах, – а 2-й, 4-й, 5-й недели по 33-й главе, – а 6-й недели по 44-й главе.

* * *

107

Св. крест остается на аналое до пятницы: в понедельник и среду на 1 час, а в пятницу по окончании часов бывает поклонение св. кресту при пении: Кресту Твоему и стихирь, положенных в честь св. креста. В пятницу по окончании часов св. крест относится в алтарь По уставу 2-го авг. поют при сем тропарь: «Спаси Господи» и кондак: «Вознесыйся на крест».

108

В 1-ю и страстную седмицы Великого поста, кроме Благовещения, празднества не совершаются, а переносятся на другия седмицы.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle