Переславский Горицкий, ныне упразднённый монастырь

Источник

Содержание

Глава 1. Начало основания монастыря Глава 2. Управление Горицкого монастыря Архимандриты Состояние монастыря при архимандритах Владения монастыря Глава 3. Горицкий монастырь в центре епархии Архиереи Горицкий монастырь под управлением архиереев Глава 4. Горицкий собор под ведением протоиереев Глава 5. Сохранившиеся от древних времён предметы и вещи  

 

Глава 1. Начало основания монастыря

В 1821 году июня 21-го протоиерей Горицкого Успенского собора Антоний писал казначею Данилова монастыря Иоасафу с братиею:

Велено мне с братиею прислать сведение как о Горицком монастыре, так и о Вепревой пустыни. Но как Вепрева пустынь до состояния Переславской епархии была приписною к Переславскому Данилову монастырю, то благоволите сделать выправку по Вашим монастырским запискам, как о времени строения и о настоятелях, так и о прочем, сообразно известному вам требованию по форме и прислать мне.

Из Данилова монастыря последовал следующий ответ:

Вепрева пустынь построена с Горицким монастырём вместе, об оном значится в грамоте царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великой Государыни царевны Софии Алексеевны, данной 7195 (1687) года февраля в 28-й день Даниловскому архимандриту Варфоломею о приписке означенной Вепревой пустыни к Данилову монастырю, но в котором году, неизвестно1.

Действительно, в означенной грамоте написано: «в прошлых годех по указу прадеда нашего Государского блаженныя памяти Великого Государя, царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России построена та пустынь с Горицким монастырём вместе»2. Царствование царя Иоанна В. Грозного продолжалось с 1533 по 1584 год; следовательно, по этому известию и построение Горицкого монастыря надлежало бы относить к царствованию Грозного, то есть к XVI столетию, и это тем более казалось бы достоверным, что подтверждается царскою грамотою, документом официальным. Даниловские власти de jure отчасти правы, что сослались на этот документ (?). Но дальнейшие археологические исследования покажут, что и грамоты Великих Государей в отношении к хронологии исторических событий надобно принимать с осторожностью и не придавать им несомненной достоверности. Основание Горицкого монастыря было ранее царствования Иоанна Грозного.

В житии святого Димитрия Прилуцкого пишется, что он жил и подвизался в иноческих подвигах в Горицком монастыре; а святой Димитрий жил в нём ранее 1350 года, потому что около этого года он основал в Переславле свой монастырь – Никольский на болоте; в 1354 году виделся с Преподобным Сергием, когда сей приходил в Переславль к епископу Афанасию, жившему в Никитском монастыре, просить игумена для созданной им Троицкой обители; 1368 г. святой Димитрий ушёл из Переславля в пределы Вологодские и скончался в Вологде в 1391 г. Следовательно, и кончина святого Димитрия Прилуцкого последовала за 142 г. до царствования Грозного.

В Горицком же монастыре жил другой святой подвижник Преподобный Даниил Переславский Чудотворец тридцать лет, с 1495 по 1525 год. В 1508 году он устроил в Переславле монастырь во имя Всех Святых и церковь во имя святой Троицы. В житии Преподобного Даниила повествуется, что Великий Князь Василий Иоаннович в 1529 году был в новоустроенном преподобным монастыре и повелел отдать в его монастырь сараи Горицкого и Никитского монастырей; при чём замечено, что церкви в тех монастырях были уже каменные3. Всё это было до царствования Грозного, и, следовательно, построение Горицкого монастыря царю Иоанну Грозному не принадлежит.

Другое мнение, утвердившееся в истории монастырей, есть то, что основание Горицкого монастыря приписывается супруге Великого Князя Димитрия Донского Евдокии в 1392 году. Архиепископ Филарет в описании жития святого Димитрия Прилуцкого45 опровергая мнение, будто святой Димитрий постригся в инока в Горицком монастыре, говорит: «этого не могло быть: Горицкий монастырь устроен святой княгиней Евдокиею в 1392 году». Граф С. Шереметев в изданной им брошюре «Два упразднённых монастыря над Переславским озером» тоже несомненно приписывает основание монастыря жене Донского Евдокии; следовательно, не ранее 1367-го года её супружества с Донским и не позднее года смерти её – 1407-го. И так как основание Великими Князьями монастырей совершалось в память каких-либо важных событий в их жизни, то и устроению ею Горицкого монастыря полагается следующее событие: спустя два года после Куликовской битвы, в 1382-м году Тохтамыш, усилившийся поражением Мамая, быстро подошёл к Москве с огромным войском. Великий Князь Димитрий Донской уехал в Кострому собирать войско. За ним выехала с детьми и Евдокия и остановилась в Переславле, вероятно, по случаю своей беременности, потому что в этом же году августа 14-го родился у неё сын Андрей. Узнав, что Тохтамыш приближается к Переславлю, жители переславские, сев на лодки, отплыли на средину озера, и тем спаслись. А Великая княгиня с детьми поехала к мужу в Кострому. Татары погнались за нею и едва не захватили её в плен; город же Переславль татары разграбили и сожгли до основания. Очень могло быть, что благочестивая княгиня Евдокия в благодарность за своё спасение восстановила разграбленный и сожжённый Горицкий монастырь в 1392 году.

Восстановила? Где же основание монастыря?

У г. Строева в его книге «Списки иерархов и настоятелей монастырей» под Горицким монастырём (стр. 695) написано: «Горицкий Успенский монастырь основан в XIV веке, и первым настоятелем его 1346 г. записан Архимандрит Филимон, после епископ Коломенский». В синодике Горицкого монастыря XVII века действительно значится Филимон епископом Коломенским. В том же синодике на 1-м листе есть такая надпись: «сему синодику 1820 года исполнилось 400 лет»; он писан не прежде 6928 (1420) г., а Горицкий значился 6867 (1359) г., следовательно, до княжения Евдокии, раньше предполагаемого года устроения ею монастыря, то есть 1392-го, на 33 года.

После смерти Великого Князя Иоанна Калиты в 1340 году вступил на княжение сын его Симеон – Гордый. Карамзин так описывает это вступление: «Торжественно воссев на престол в храме Владимирском, он (Симеон) при гробе отца клялся братьям жить с ними в любви, иметь всегда одних друзей и врагов»6. Клятвенное обещание это было записано на бумаге, о которой сказано:7 «на сём на всём целовали есмы крест межи собе у отчя гроба по любви в правду. А туто были... Пётр Архимандрит Московский, Филимон Архимандрит Переславский», несомненно, Горицкого монастыря8. Если в 1340 году, при самом начале княжения Симеона, Филимон был Архимандритом Горицкого монастыря, – то, значит, Горицкий монастырь существовал ранее 1340 года, при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите, потому что архимандрия как монастырям, так и лицам, в большинстве случаев, давалась не сразу, а по времени. И как монастыри устроялись Великими Князьями большею частию в память каких-либо важных событий в их жизни, или в благодарность Богу и Божией Матери за своё спасение от опасностей, то событие такое мы и находим в жизни Великого Князя Иоанна Даниловича. Но прежде чем изложим его, для лучшего уяснения его возьмём некоторые предшествующие ему обстоятельства. По замечанию Карамзина,9 добрая слава Калиты привлекла к нему людей знаменитых: из Орды выехал к нему мурза Чет, от которого произошёл царь Борис Фёдорович Годунов; из Киева в 1332 году вельможа Родион Нестерович, предок Квашниных, который привёл с собою 1 700 отроков, или детей боярских. За это усердие Великий Князь возвёл Родиона на первую степень боярства. Возвышение Родиона возбудило зависть в других вельможах; а один из них, именем Акинф Гаврилович, «не восхоте быти под Родионом в меньших» и убежал с своими сыновьями к Тверскому князю Михаилу и стал вредить Великому Князю Калите. Так, в 1333 году, по наущению Акинфа, Тверской князь отнял от г. Переславля волость – Юлку10. После сего изложим самое событие, весьма памятное для Калиты. Переславский князь Георгий Данилович, желая получить Великое княжение Владимирское, поехал для того в Орду к хану, а на время своего отсутствия поручил управление Переславлем своему брату, Московскому Князю Иоанну Даниловичу. Калита отправился в Переславль. Тогда (1837 года)11 вышеупомянутый Акинф возбудил Тверитян нечаянно напасть на Переславль и отнять его. А граду, замечает летописец, малу сущу и не тверду. Акинф осадил Переславль и стоял около него 3 дня. Калите невозможно было собрать войска, и ему непременно угрожали или смерть, или позорный плен. Вышеупомянутый Родион, узнав об этом, на 4-й день осады подошёл с войском на помощь к Великому Князю Иоанну Даниловичу, который и с своей стороны вооружил весь свой двор... «и соступишася», замечает летописец, «и бысть сеча зла, и поможе Бог Великому Князю... и самого Акинфа Родион рукама своима уби, и главу его, воткнув на копие, привезе к Иоанну».12 Можно с достоверностью заключить, что это событие спасения от неминуемой смерти или плена послужило Великому Князю в благодарность Богу и Божией Матери побуждением воздвигнуть Горицкий Успенский монастырь. В этом ещё более убеждают нас высокие религиозно-нравственные качества Великого Князя. Карамзин даёт ему такую характеристику: «отменная набожность, усердие к построению храмов Божиих и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании общей любви. Он носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для раздачи бедным13. Замечательно ещё и то, что Горицкий монастырь, собственно, церковь в нём построена во имя Успения Божией Матери, то есть в то же имя, в какое, по убеждению святого митрополита Петра, он построил в Москве – во имя Успения Богоматери – собор Успенский, освящённый в 1327-м году. Что при исчислении построенных Калитою храмов14 не упоминается Переславского Успенского храма, в том нет ничего удивительного, когда в завещании Калиты не упоминается и самого города Переславля. Карамзин говорит: в завещании не сказано ни слова о Владимире, Костроме, Переславле и других городах, бывших достоянием Великокняжеского сана. Иоанн, располагая только своею отчиною, не мог отказать их своим сыновьям, ибо назначение его преемника зависело от Хана.15

На основании вышеизложенных исторических данных мы должны придти к следующим заключениям:

1. Горицкий монастырь основан Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою между 1337–1340 годами его княжения.

2. После разорения и опустошения Переславля Тохтамышем Горицкий монастырь возобновлён супругою Великого Князя Дмитрия Донского Евдокиею в 1392-м году.

Глава 2. Управление Горицкого монастыря

На три периода разделяется управление Горицкого монастыря: в первом от своего основания, в первой половине XIV столетия, он управлялся архимандритами; во втором, по открытии Переславской епархии в 1744 году по 1788 год, он был сделан кафедральным и управлялся архиереями, которые имели в нём своё пребывание; в третьем, по закрытии епархии в 1788 году, обращён в градской собор и управлялся протоиереями, причём, кроме соборной церкви Успенской, все монастырские здания и кельи отданы были в светское ведомство.

Архимандриты

Полного хронологического списка архимандритов-настоятелей монастыря мы, к сожалению, дать не можем; никакого архива в Горицком монастыре не осталось. По упразднении Переславской епархии все жалованные царские грамоты и другие важные крепости вытребованы в Москву и Санкт-Петербург, а остававшиеся в монастыре крепости и письма истреблены пожаром в 1822 году июня 12-го. Остались только от времён монастырских два синодика да несколько церковно-богослужебных книг, которые поступили в общую библиотеку градского Преображенского собора. Единственными источниками остаются: списки иерархов и настоятелей монастырей г. Строева и те два синодика, в которых не указаны годы настоятельства архимандритов.

По Строеву:

1. Филимон – 1346 г.; после епископ Коломенский.

2. Пимен – 1380 г.; после митрополит Всероссийский16.

3. Досифей.

4. Сергий. Оба между 1448–1454 г.

5. Антоний.

6. Исаия.

7. Даниил – 1520 г.

8. Иона – 1521 г.

9. Ферапонт – 1543 г.

10. Димитрий – 1564.

11. Иосиф – 1580.

12. Тит – 1584.

13. Феодосий – 1598.

14. Алимпий – 1608–09.

15. Пимен – 1624–34.

16. Иов 1635–44.

17. Герасим – 1645–51.

18. Гермоген – 1651–54.

19. Иов – 1656.

20. Феодосий – 1658–61.

21. Павел – 1662–63.

22. Сергий —1663—68.

23. Антоний – 1668–73, 77–80.

24. Гурий – 1681–86.

25. Иоасаф – 1686–89.

26. Феодосий – 1692–95.

27. Иоасаф Иванисов 1697–99.

28. Игнатий 1702–08.

29. Иринарх Короб 1709–14.

30. Пахомий – 1714–19.

31. Лев Юрлов – 1720 – с 1727 епископ Воронежский.

32. Иларион – 1727–33.

33. Аврамий Галицкий 1734–44.


По первому синодику По второму синодику
1. Феодосий. 1. Митрофан.
2. Аврамий. 2. Иларион.
3. Тит. 3. Антипа.
4. Алимпий. 4. Филипп.
5. Алексий. 5. Феодор.
6. Христофор. 6. Алексий.
7. Пимен. 7. Григорий.
8. Иов. 8. Герасим.
9. Герасим. 9. Иоанн.
10. Гермоген. 10. Игнатий.
11. Феодосий. 11. Иона.
12. Иона. 12. Дионисий.
13. Митрофан. 13. Алексий.
14. Иларион. 14. Борис схимонах.
15. Антипа. 15. Иов.
16. Филипп. 16. Матфий.
17. Феодор. 17. Алексий.
18. Алексий. 18. Вассиан.
19. Григорий. 19. Антоний.
20. Герасим. 20. Феодосий.
21. Иоанн. 21. Исаия.
22. Игнатий. 22. Даниил.
23. Иона. 23. Иона.
24. Дионистий. 24. Тарасий.
25. Алексий. 25. Иринарх.
26. Борис. 26. Иоасаф схимонах.
27. Иов. 27. Иоасаф.
28. Матвей. 28. Игнатий.
29. Алексий. 29. Пахомий.
30. Вассиан. 30. Иларион.
31. Антоний. На других листах синодика написаны ещё в дополнение:
32. Феодосий.
33. Исаия. 31. Феодосий.
34. Иона. 32. Паисий.
35. Тарасий. 33. Тит.


По первому синодику По второму синодику
36. Феодосий. 34. Алимпий.
37. Игнатий. 35. Христофор.
38. Иоасаф Иванисов. 36. Пимен.
39. Иринарх Короб. 37. Гермоген.
40. Аврамий Галицкий.

Состояние монастыря при архимандритах

Горицкий монастырь, или Пречистая на Горицах, при архимандритах не отличался ни благоукрашением монастырских церквей, ни роскошью монастырских зданий. Время их управления монастырём было скорее временем собирания и умножения монастырских владений и числа вотчинных душ крестьян, коих в 1754 г. показывалось 5 00017.

По выписи с книг князя Волконского 1627–29 г.18 в Горицком значилось:

1. Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в ней придел Святого Николая Чудотворца;

2. Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи с приделом Св. Димитрия Прилуцкого;

3. каменная тёплая церковь во имя Всех Святых с трапезою, да вверху престол Усекновения Главы Предтечи;

4. на святых вратах деревянная церковь во имя святых Зосимы и Савватия – Соловецких чудотворцев.

Кроме церквей показаны: келья архимандричья, 8 братских келий, казённые службы монастырские – каменные, – ограда вокруг монастыря в заметех19.

Вне монастыря: дворы – конюшенный и коровий; под монастырём слободка нагорная, – в ней живут слуги, служебники и 2 дьячка; пашни пахотные 75 чети [43 га], а в дву потому ж, сена у Переславского озера 300 копен; другая подгорная слободка; в ней у монастыря к ограде церковь преподобного Сергия деревянная клецки, при ней поп, а в слободке живут – служебники, иконники, квасовары, хлебники, огородники, котельники, коновалы, мельники и сапожники, всего 17 дворов. Рядом со слободкой огороды монастырские.

По выписи с книг Андрея Загряжского (1629–30) прежнее описание дополняется тем, что к Горицкому значится приписанным пустынный монастырь на р. Кубри во имя Успения Пресвятой Богородицы со всеми землями, угодьями и 15-ю пустошами20.

В описи стольника Семёна Коробьина, да дьяка Герасима Потапиева 1701 года21 находится более подробное и обстоятельное описание Горицкого монастыря, именно: соборная каменная Успенская церковь о 5 главах, из них большая обита немецким железом, а прочие 4 обиты деревянною чешуёю, крыта тёсом. Другая церковь, во имя Всех Святых, каменная с трапезою о 5 главах с крестами – с репьями, крыта тёсом. О других церквах почему-то не упомянуто. При церкви Всех Святых архимандричья келья. В библиотеке, кроме обычных церковно-богослужебных книг, упомянуты более других замечательные: Маргарит, Библия Киевской печати, Патерик печерский, требник Петра Могилы, евангелие Кирилово-Шевской печати, Ключ большой разумения, Зерцало Богословия, Рай мысленный, Летописец Киевский, обиход крюковой, певчие книги: триодь, минея, ирмосы, октоих, 12 праздников – певчие – крюковые.

В архиве монастырском показаны: жалованные грамоты

1. двенадцать царя и великого князя Ивана Васильевича (1538–1583 г.),

2. три Василия Ивановича (1507–1532),

3. одна Бориса Годунова (1599 г.),

4. три великого князя Василия Васильевича (1400–1434),

5. одна великой княгини Марфы (1583),

6. три великой княгини Софии (1440–53),

7. одна князя Владимира Андреевича (1584),

8. две царя Феодора Алексеевича (1678–9),

9. одна царя Михаила Феодоровича (1639),

10. четыре царя Алексея Михайловича (1572(?)–1663),

11. две великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей (1683–93).

Кроме жалованных грамот поименованы: 6 правых грамот, 10 разъезжих, 47 сотных грамот и выписей из межевых книг, 27 данных грамот, 12 списков с купчих, 49 грамот меновых, сделочных, поручных и 1 кабала.

В числе благотворителей и жертвователей в Горицкий монастырь, как показывают синодики монастыря, записаны имена и фамилии князей, бояр и других важных лиц, именно: князя Петра Ивановича Барятинского, болярина Михаила Михайловича Салтыкова, князей Ивана и Василья Андреевичей Челядниных, Василья Фёдоровича Заболоцкого, Дмитрия Андреевича Чоботова, князя Ивана Фёдоровича Бельского, Андрея Никитича Бутурлина, окольничего Ивана Васильевича Алфеева, князя Ивана Стригино, князя Вяземского, Феодора Мстиславского, Нагих, Ивана Ивановича Третьякова, князя Димитрия Михайловича Пожарского, князя Матвея В. Шеховского, – во иноках Алексия, княгини Таисии Хилковой, болярина Фёдора Фёдоровича Волконского, Воейковых, Павла Ивановича Волынского, князя Георгия Яншеевича, да князя Василья Сулешевых, болярина Алексия Михайловича Львова, патриаршего дворянина Василья Верещагина, государевой палаты иконописца Симона Фёдоровича, болярина Лукиана Стефановича Стрешнева, болярина Никиты Ивановича Романова, графа Димитрия Ивановича Хвостова, Чулковых – Иоанна Андреевича, Алексея и Фёдора Алексеевичей, князя Ивана Фёдоровича Бельского, думного дворянина Василья Фёдоровича Янова, княгини Марфы, жены князя Ивана Васильевича Шуйского, Евдокии Каменской, Алексея Димитриевича Колычева, капитана Петра Румянцева, Афанасия Скрипицына, Чемоданова, Сергия Абрамовича Лопухина, Бориса Ивановича Жулебина, Фёдора Ивановича Годунова, Григория Димитриевича Строганова, князя Матвея Петровича Гагарина, Ивана Ивановича Головина, Корсаковых и других. Из этого списка видно, какою огромною известностью и уважением пользовался Горицкий монастырь.

Владения монастыря

Вепрева пустынь (в Ростовском уезде) некоторое время состояла в ведении Горицкого монастыря.

Пустынный Успенский монастырь на реке Кубри в Переславском уезде с 2 сельцами – Ярцово и Еремеево, мельницей, рыбною ловлей и 15 пустошами.

Подгорная слобода, Городовая слободка, Посадный двор, Тетеринская мельница – жалованы Государем Алексеем Михайловичем в 1650 году.

Луг под озером – 1643 г. Весленский луг – князя Михаила Волконского – 1627 года. Собиловс кая земля – 1560 года. Посад – Соль Большая в Костромском уезде – великих государей, царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1686 года.

Сёла: Елизарово, Юрьевское, Нила, Никольское, Новое (1538), Мордвиново, Чернецкое, Весское, Вишенки, Коза, Родивоновское, Маймора со славятинскою землёю (царя Феодора Алексеевича 1679), Фоминское (1559 года), Тетеринское (1599 года), Загорье, Марково, Марининское, Кутуково, Перцово, Зубарево, Щекотово (1544 года), Георгиевское, Ярополч, Соломидино, Мурманское, Ильинское, Славятино (1673 года), Чашницы, Великое, Тяфково, Чижево, Дубнево с деревнями (1565 года).

Сельцы: Маурино, Кружково, Марийское, Якимово, Мелкисарово, Веригино, Балабаново (1678), Дряслево, Чернецкое-Княжеское (1504 года), Бобово, Воронцово.

Деревни: Мякишево, Носково, Денисово, Мясоедово, Комориха, Золотуха (1511 года), Борисовская, Коренево, Крутец, Ивашево, Карповская, Холстово, Бутылинская, Сафоново.

Глава 3. Горицкий монастырь в центре епархии

Архиереи

В царствование императрицы Елисаветы Петровны в 1744 году учреждена в Переславле епархия22 и духовная консистория, а Горицкий монастырь сделан кафедральным для пребывания в нём архиереев.

1. Первым архиереем Переславской епархии был архиепископ Арсений Могилянский (1744–1753 г.). Родом он был малоросс, плодовитейший писатель и отличный проповедник при дворе императрицы Елисаветы Петровны. Родился он в 1704 году в местечке Решетиловке Полтавской губернии; 1721 года образование сперва получил в Киевской академии, а с 1727 года в Харьковском коллегиуме; в 1741 г. перешёл в Москву, постригся в монахи и был учителем Славяно-греко-латинской академии; 1743 года вызван в Санкт-Петербург ко Двору, как отличный проповедник; с 1744 года архимандрит Троицко-Сергиевой Лавры и член Синода; в том же 1744 году июля 25-го произведён в архиепископы Переславской епархии и священноархимандритом Троицко-Сергиевой Лавры; правил епархиею по 1753 год, и в этом году по болезни был уволен в Новгород-Северский монастырь (Черниговской губернии); 1757 г. был Киевским митрополитом; 1770 г. скончался. Императрица Елисавета очень благоволила к нему и подарила ему бриллиантовую панагию в 60 000 р. и золотой крест с портретом своим. После него осталось несколько слов напечатанных и служба и акафист святому Димитрию Ростовскому.

2. Серапион епископ Латошевич (1745–1753 г.). Произведён во епископа 1745 г. марта 30-го из архимандритов Калязина монастыря Тверской епархии и назывался Боголюбивым викарием архиепископа Арсения; 1746 г. февраля 20 был епископом Можайским и Волоколамским и коадьютором Переславской архиепископии. По удалении архиепископа Арсения на покой в 1753 году определён настоящим Переславским епископом. Он учредил в Переславском Даниловом монастыре 1753 г. марта 20-го епаршую семинарию, которая состояла из 5 классов:

1. русская школа, в которой обучали читать по-русски и славянски и писать по-русски;

2. фара – начальный латинский класс;

3. класс грамматики, в котором были соединены школы – синтаксис и инфима;

4. пиитика и

5. самый высший класс – реторика, в котором преподавались – философия (в 1757 г.), древняя и новая география и история и самонужнейшие трактаты богословия23.

1753 г. октября 28-го епископ Серапион переведён в Вологодскую епархию.

3. Амвросий Зертис-Каменский (1753–1761). В мире назывался он Андрей Степанович; родился 17 октября 1708 г.; отец его был волох, выехавший в Малороссию в 1691 году, и служил при гетманах переводчиком с языков: волохского, греческого и турецкого. Амвросий обучался в Киевской академии, а по окончании в ней курса отправлен был во Львовскую академию; 1739 г. пострижен в монахи и был учителем Александро-Невской семинарии, а с 1742 г. префектом оной; 1748 г. архимандрит ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря; 1753 г. ноября 7-го назначен епископом Переславским и Дмитровским; 1764 г. возведён в сан архиепископа Крутицкого; 1768 г. Императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским; погиб во время чумы в Москве, растерзанный возмущённою чернью 16 сентября 1771 г., и погребён в Московском Донском монастыре (где сделался жертвою черни). Это был образованнейший архипастырь и превосходный знаток церковной и гражданской архитектуры. Бывши настоятелем монастыря «Новый Иерусалим», он возвёл в нём много великолепных и величественных построек. В Горицком монастыре соборную церковь Успенскую он совершенно реставрировал, приподнял её и устроил в ней величественно художественный иконостас в стиле Растрелли24; перестроил свой архиерейский дом и застроил в 1755 году величественное здание под названием Гефсимания для поставления в ней гроба Богоматери по образцу Новоиерусалимского гроба Господня. Стены этого здания были выведены, но за переводом Амвросия на Крутицкую епархию и недостатком средств оно так и осталось недостроенным, отданное на разрушение всепожирающему времени. В Москве Императрица Екатерина поручила ему возобновление соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Он был отличный знаток языков: еврейского, латинского и греческого. После него остался перевод псалтири с еврейского языка на славянский, сохранилась также составленная им служба святому Димитрию Ростовскому.

4. Сильвестр (в мире Семён Игнатьич) Страгородский (1761–1768). Он был сын придворного священника в Царском Селе, крестник Императрицы Елисаветы Петровны; обучался в Александро-Невской семинарии, в которой, по принятии монашества, был ректором; 1760 г. назначен архимандритом Переславского Никитского монастыря и вместе смотрителем Переславской семинарии, чтобы она была так благоустроена и благоуспешна, какою при нём была Александро-Невская семинария; 1761 г. декабря 23-го произведён на место архиепископа Амвросия епископом Переславским и Дмитровским. Это был хороший преемник преосвященного Амвросия и заботливый попечитель о благосостоянии Горицкого. Он внимательно осмотрел все церкви и все здания Горицкого монастыря и в особой ведомости отметил, что нужно сделать в каждом из них для приведения их в окончательный благоустроенный вид. При помощи синодального архитектора Павла Яковлева составлена была смета, которою на достройку каменных и деревянных строений и на возобновление ветхих требовалось 34 651 р. 95 к.; эта достройка неоконченных строений и возобновление ветхих и составляли предмет попечения архипастыря. Кроме того, как учёный муж, он пополнил скудную библиотеку Переславской семинарии нужными книгами, кунштами и механическими инструментами. Преосвященный Сильвестр был противником отобрания вотчин от монастырей и сторонником известного Арсения Мацеевича. В 1768 г. февраля 4-го переведён в Крутицкую епархию, из которой 1771 г. удалился на покой в один из московских монастырей. После него остались сочинения: «Правила монашеского жития» и «Описание Новоиерусалимского монастыря».

5. Геннадий Кратинский (1768–1773 г), из архимандритов и ректоров Московского Заиконоспасского училищного монастыря. В своё правление епархиею он застроил в Горицком монастыре каменную колокольню и под нею церковь во имя Богоявления Господня; но по случаю своей смерти на 88 году от роду (16 августа 1773 г.) не ус пел привести их к окончанию. Погребён в соборной Успенской церкви в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

6. Антоний (в мире Александр Иванович) Румовский (1774–1776). Произведён во епископа из архимандритов Вяжицкого монастыря Новгородской епархии 1774 года февраля 2-го дня, а в 1776 году сентября 19-го переведён в Астраханскую епархию, где в 1786 году и скончался в сане архиепископа. В Астрахани при своей жизни, с 1776 года, он был законоучителем Шляхетского кадетского корпуса.

7. Феофилакт Горский (1776–1788 г.). Произведён во епископа Переславского из архимандритов Московского Донского монастыря 1770 г. сентября 8-го. Это был замечательнейший благопопечитель Горицкого монастыря, как и Амвросий, не щадивший и своих собственных средств. Ему выдана была приличная сумма на проезд из Москвы в Переславль; он и из неё более 700 р. употребил на украшение монастыря. Он благоукрасил архиерейский дом, – вместо деревянных крыш на церквах устроил железные; затем, испросив у Императрицы Екатерины II более 11 000 рублей, украсил стенным писанием соборную и трапезную церкви, привёл к окончанию постройку колокольни и под нею церкви во имя Богоявления, которую и освятил, – устроил для консистории особый каменный флигель и исправил часть каменной ограды с башнями вокруг монастыря; завёл духовные училища в монастырях г. Дмитрова и Волоколамска. И это всё сделано в течение 12 лет его архипастырства! Правил епархиею с 1776 года по 1788 год, а в сём последнем году переведён в Коломенскую епархию, где в том же 1788 году сентября 12-го скончался.

С переведением преосвященного Феофилакта на Коломенскую епархию Переславская епархия закрыта и более не восстановлялась. Как епархия, так и консистория переведены в Суздаль, и самый город Переславль причислен к Суздальской епархии; – прочие города Переславской епархии поступили в епархии тех губерний, из которых они были взяты. Горицкий же монастырь, то есть собственно церковь соборная, сделан градским собором, а прочие здания, например, архиерейский дом и кельи монастырские и другие – отданы были в светское ведомство.

Горицкий монастырь под управлением архиереев

Время это было самое цветущее для Горицкого монастыря. Переславские Владыки были учёные мужи и знатоки архитектуры церковной и гражданской; некоторые из них были лично известны Императрице Елисавете Петровне и Екатерине II как отличные проповедники при Дворе. Настоятели монастыря – отцы архимандриты, как видно, старались только об умножении владений монастыря и довольствовались удовлетворением насущных потребностей монастырских, не помышляя ни об особенных украшениях церквей, ни об устройстве величественных и разнообразных зданий монастырских. Переславские архиереи, благодаря своему образованию и развитому изящному вкусу, не могли довольствоваться, так сказать, обыденным обеспечением насущных нужд. Обладая 5 000 душ крестьян, принадлежавших Горицкому монастырю, и имея в своей епархии 15 других монастырей, которые в случае нужды могли придти к ним на помощь25, они приступили к капитальному реставрированию монастырских церквей и украшению их и постройке различных корпусов в широких размерах. Так: Соборная церковь надстроена выше (до 9 сажен [17 м] до крыши), с западной стороны её сделаны хоры; с северной стороны алтаря приделана особая осмигранная палата для жертвенника; с южной стороны алтаря – особая палата для ризницы; в среднем храме устроены по ту и другую сторону приделы: с правой – во имя Благовещения Богородицы, а с левой – во имя Рождества Её; в алтаре устроено (1754 г.) величественное (на 7 ступеней в высоту) горнее место с резьбою и иконным письмом; по стенам около окон и арок и по сводам сделана налепная фигурная штукатурная квадраторная работа с пилястрами и карнизами, а по гладкой подмазке выкрашено берлинскою лазоревою краскою. По стенам написаны (при епископе Феофилакте) живописные картины; крыши на церкви и приделах вместо деревянных сделаны железные, полы лещадные; под алтарём устроены магазинные кладовые палатки с 5 окнами с железными решётками.

От соборной церкви до трапезной, на пространстве 12 сажен [22,8 м] длины и 15,5 сажен [29,5 м] ширины, в 1755 году архимандритом Амвросием застроено величественное здание под именем «Гефсимания» для поставления в средине здания гроба Богоматери по подобию гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре; но оно, по недостатку средств и за переводом Амвросия в другую епархию, так и осталось недостроенным, с одними стенами без крыш.

Церковь во имя Всех Святых трапезная украшена по стенам иконным письмом и устроен в ней новый иконостас. По закрытии Переславской епархии он поступил в Козмин монастырь Владимирского уезда. Вверху церкви устроена каменная ризничная комната со сводами; вход в неё сделан из алтаря по каменной внутренней лестнице. Рядом с трапезою с северной стороны было 9 покоев для жительства архиерея, а внизу 6 покоев со сводами – хлебенная, кухонная и для поклажи.

Колокольня и под нею церковь во имя Богоявления Господня, застроенные при епископе Геннадии, достроены при епископе Феофилакте.

Над святыми воротами церковь во имя святого Николая Чудотворца – деревянная; внизу устроена палатка со сводами для письменного архива, при церкви каменное крыльцо с галереею для выхода на ограду.

Из трапезной церкви был ход в каменный корпус (длины 13,5 сажен [25,7 м], поперёк 4,5 сажени [8,6 м]), в котором вверху помещались домовотчинное правление и 2 больших монашеских помещения, в нижнем этаже – ледник и 2 погреба; с восточной стороны крыльцо деревянное. Для консистории (при епископе Феофилакте) был построен особый каменный корпус.

В средине монастыря, для предосторожности от пожарных случаев, ископан был пруд с укреплёнными по берегам обрубами и земляным обвалом, мерою 58 сажен [110,5 м] длины и 16 сажен [30,5 м] ширины. Для наполнения его водою проведены были деревянные трубы из другого пруда, стоящего за монастырской оградой.

С приезда в монастырь близ ограды – с южной стороны в 1751 году построен деревянный корпус на каменном фундаменте для приезжающих богомольцев, длиной 18 сажен [34,3 м], поперёк 7 сажен [13,3 м], жилых покоев в нём было 12, потолки подбиты холстом и выбелены.

Второй деревянный корпус на той же стороне, на каменном фундаменте, построен для жительства монашествующих, той же меры, что и первый; в нём покоев 14.

От 1 и 2 корпуса на расстоянии 7 сажен и 1 аршина [14 м] в 1760 году построен деревянный на каменном фундаменте дворец, по лицу 18,5 сажен [35,2 м], поперёк 6 сажен [11,4 м]; при нём с двух побочных сторон к южной стороне флигеля по 3 сажени [5,7 м] длины и 2 сажени [3,8 м] ширины; но внутри дворец и флигеля ещё не были отделаны.

Вокруг монастыря каменная ограда с 7 по углам и в средине башнями. Ограда с восточной стороны с башнями имеет длины 87 сажен [165,7 м], с северной стороны 89 сажен и 2 аршина [170,8 м], с западной 91 сажень [173,3 м], с южной стороны 92 сажени и 0,5 аршина [175,6 м], всего в ограде 360 сажен [685,8 м], с тремя воротами.

Постройки вне монастыря

От западной стены ограды до конюшенного двора было порожнее место на расстоянии 71 сажени [135,3 м]. На нём в 1760 году из старого к южной стороне строения построено 4 корпуса для семинаристов: в первом, длиной 19 сажен [36,2 м], шириной 4 сажени [7,6 м], имелось 4 покоя и кухня; в втором, длиной 12,5 сажен [23,8 м], 4 сажени шириной [7,6 м], – 2 покоя для школ; покои эти были с выступкою на 4 сажени [7,6 м] для житья учителям; в третьем, длиной 11 сажен [21 м], для житья семинаристов; в четвёртом, длиной 12,5 сажен [23,8 м], поперёк 2,5 сажен [4,8 м], – 2 погреба и конюшня; все корпуса крыты тёсом и огорожены забором26.

Конюшенный двор, бывший при архимандритах, распространён (1755 г.); в нём было 2 конюшни с 60 стойлами и 26 денниками; каждая конюшня длиной по 40 сажен [76,2 м], шириной по 5,33 сажени [10,1 м]. Около двора 8 сараев для поставления колясок. Тут же находился (с 1758 г.) и дровяной двор 53 сажен [101 м] длины и 58 [110,5 м] ширины и хлебенный амбар с кафедре, так и в кафедральных вотчинах никаких не имеется.

К югу от семинарских корпусов, в расстоянии от них 57 сажен [108,6 м], имеется на болоте пруд, мерою длины 42 сажени [80 м] и 25 сажен [47,6 м] ширины; водою его по деревянным трубам наполнялся монастырский Горицкий пруд.

Таким образом, архиерейский период управления Горицким монастырём был самым цветущим периодом для него. Это был ряд непрерывных построек и реставрирования монастырских зданий. С закрытием в 1788 году Переславской епархии и переводом её в г. Суздаль кончилась и слава Горицкого монастыря. Как бы в некое воспоминание о ней, по уважению к величественности и украшению соборной церкви, – она сделана градским собором и поступила в ведение соборных протоиереев. Впрочем, и это отличие было временное.

В 1838 году указом консистории октября 30-го Горицкий собор, за дальностью расстояния его от города, причислен был к градскому Преображенскому собору, который до того времени был приходскою церковью, почему соборные протоиереи г. Переславля назывались некоторое время протоиереями Горицкого Успенского собора, а потом Преображенского собора27.

Глава 4. Горицкий собор под ведением протоиереев

Протоиереи

Семь архиереев управляли Горицким монастырём с 1744 г. по 1788 г., и семь протоиереев с 1788 г. по нынешний 1902 год управляли им в качестве протоиереев градского собора.

1. Первым протоиереем Горицкого собора был Афанасий Михайлович Ильинский с 1788 года. Он был с 1775 года присутствующим духовной консистории в учреждённой Переславской епархии; в том же 1788 году поступил в Московскую епархию.

2. Иван Ефимович Лебедев из учителей Суздальской семинарии. Произведён в протоиерея в 1789 году, на место протоиерея Ильинского; в 1800 году поступил в Тульскую епархию в г. Алексин к приходской церкви.

3. Антоний Степанович Кудрявцев поступил на место протоиерея Лебедева в 1800 г. и служил до 1828 года, в котором и скончался; погребён при Александро-Невской градской церкви, на южной стороне алтаря. На могиле его положен белый камень.

4. Никита Ильич Бессонов. Сперва, с 1802 по 1824 год, был учителем Суздальского и Переславского училищ и священником Успенского собора; затем 1824 г. июля 6-го произведён в протоиереи Преображенского собора на место протоиерея Флоринского; 1828 г. переведён к Горицкому собору на место умершего протоиерея Кудрявцева. По его ходатайству в 1838 г. Горицкий собор причислен к градскому Преображенскому собору, и с тех пор соборные протоиереи стали именоваться и писаться протоиереями Преображенского собора. Умер 1865 г. февраля 11 дня и погребён близ алтаря с южной стороны Владимирской соборной церкви.

5. Николай Михайлович Доброхотов. Судьба его довольно замечательна: по окончании семинарского курса во 2-м разряде, он в 1845 году произведён в диакона в село Спасское Владимирского уезда; 1846 г. тем же диаконом переведён во Владимирский женский монастырь; 1865 года в марте произведён во священника в Гавриловский посад и в том же месяце, чрез несколько дней, переведён священником в Переславский собор, а в апреле месяце того же года произведён в протоиереи того же собора. Умер 1881 года ноября 23 дня.

6. Василий Иванович Добронравов – студент Владимирской духовной семинарии. Сперва священник села Вознесенья Ковровского уезда, а потом 1881 г. 20 декабря произведён в протоиереи Преображенского собора на место умершего Доброхотова и сделан благочинным г. Переславля. По принятии монашества (1896 г.) был произведён в архимандриты Переславского Никитского монастыря, а затем переведён в г. Новгород настоятелем первоклассного Юрьева монастыря, в котором и пребывает в настоящее время.

7. Алексей Александрович Дилигенский – студент Владимирской духовной семинарии. По окончании семинарского курса был учителем Переславского духовного училища, а потом 1883 года 19 июня произведён во священники к Переславскому Преображенскому собору; 1890 года определён настоятелем собора, а 3 ноября 1891 года произведён в протоиереи Преображенского собора и сделан благочинным г. Переславля, в каковых званиях и пребывает доселе.

Состояние Горицкого собора

По переводе Переславской епархии в Суздаль скудное наследство получили протоиереи Горицкого собора от всего богатства монастырского. В их ведение и на их попечение достались соборная Успенская церковь, колокольня и церковь под нею и церковь над святыми воротами – без всяких средств к поддержанию их. Прочие же все здания как в самом монастыре, например, архиерейский дом с тёплою трапезною церковью, монашеские кельи и другие корпуса, так и вне монастыря семинарские корпуса и другие деревянные постройки со всеми землями неизвестно для каких целей переданы в светское ведомство; светское же ведомство, имея необходимые для своих учреждений здания в самом городе, не имело никаких побуждений заботиться о поддержании монастырских зданий, отстоящих от города в 3 верстах [3,2 км]. Подвалы архиерейского дома оно отдало под винные склады, но и те скоро выведены были в самый город. Уже при архиереях заявлялось в 1763 году, что для приведения в порядок обветшавших монастырских зданий требовалась сумма 34 657 р. 85 к.; теперь же, когда эти здания лишились своих обитателей, приходили в большее и большее обветшание, и потому, за ненадобностью их, были сломаны. Чего же нельзя было сломать, например, архиерейский дом и церковь Всех Святых – предоставлены были сами собою всесокрушающему времени и частью хищению. Крыши на них провалились, дождь и снег разрушали их более и более, в комнатах архиерейского дома все полы и перегородки были выломаны, изразцовые печи разобраны, стены его от дождя и снега разваливались, образуя груды щебня; в церкви Всех Святых живопись уничтожена, полы выбраны, остались голые стены; вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для совершения тёмных и скверных дел. Богослужение совершалось в холодном Успенском соборе по воскресным дням, только в летнее время. Это запустение и разрушение Горицкого монастыря продолжалось 95 лет, так что к концу этого времени он представлял из себя избитого и израненного человека, едва жива суща. И Бог весть, до чего бы дошло это разрушение, если бы не явились на помощь Горицкому с одной стороны – в 1882 году истинный благодетель в качестве церковного старосты Горицкого собора Переславский 1 гильдии купец Сергей Петрович Павлов, а с другой – училищное духовное ведомство с окружным духовенством.

Соборная Успенская церковь, краса и величие Горицкого монастыря, в продолжительный период запустения, оставленная без всяких средств, стала приходить в упадок и готовиться к полному разрушению: рамы в окнах сделались гнилы, стекла стали выпадать, дождь и снег свободно проникали в церковь и портили и стенную живопись, и лепную работу, иконостас и величественное горнее место до неузнаваемости прежнего величия. Сергей Петрович Павлов, будучи церковным старостою, обратил полное своё внимание на это запустение и привёл все ветхости в тот же благолепный вид, какой был при архиереях: стенная живопись и налепная квадраторная работа восстановлена в прежнем виде; иконостас очищен от пыли и грязи, – в алтаре горнее место и стенная живопись стали так же величественны, как и прежде; рамы в окнах сделаны новые, крыша на церкви и приделах совершенно исправлена и выкрашена, как и главы на ней, масляною белою краскою, – словом, церковь приведена в прежний благолепный вид.

Церковь под колокольней во имя Богоявления Господня, остававшаяся с одними голыми стенами, тем же благодетельным Сергеем Петровичем Павловым почти вся заново отделана прекрасно и снабжена в достаточном количестве и церковными одеждами, и утварью.

В иконостасе поставлены иконы и древнего письма, и новые, прекрасно написанные; церковь также украшена иконною по стенам живописью. Колокольня над церковью соблюдается в чистоте и опрятности, сколько возможно. Церковь под нею сделана тёплою для совершения в ней богослужения в зимнее время.

Церковь над святыми воротами во имя святого Николая также приведена в порядок изнутри и извне; но она не освящена за ненадобностью в ней совершения богослужения.

С.П. Павлову приведение в порядок разрушаемых церквей стоило много десятков тысяч рублей.

В ведении соборном состоит и громадная ограда с башнями, окружавшая прежде Горицкий монастырь на пространстве 360 сажен [685,8 м] и приходящая к разрушению. В 1887 году от сильного ветра снеслись с башен деревянные обветшавшие крыши, и они стоят теперь без крыш. Один нашёлся благотворитель, который привёл в благолепный вид церкви и ремонтирует их. А до ограды ещё руки не дошли. Ограда была делана в управление архиереев в громадных размерах, к чему имелись отличные монастырские средства. Она имеет высоты до 12 аршин [7,6 м], а ширины такой, что по ней свободно было ходить двум человекам. К чему она теперь, когда нет Горицкого монастыря? и чего ради будет гибель большого капитала для исправления её? С. П. Павлов остановил своё внимание на вящая, то есть на церкви, а не на отцеживании комаров, то есть не нужной ныне ограды, такой громадной.

В то же почти время началось приведение в порядок и другой половины развалин Горицкого монастыря, именно: трапезной церкви во имя Всех Святых и архиерейского дома. Указом Святейшего Синода от 28 апреля 1881 года разрешено было духовенству Переславского училищного округа устроить училище с общежитием в зданиях упразднённого Горицкого монастыря и принять в своё ведение:

1. здание под именем Гефсимании, состоящее из одних кирпичных стен без крыши;

2. Всехсвятскую церковь о 5 главах, совершенно разрушенную внутри, без крестов, иконостаса, пола, печей и рам, со сгнившею крышею;

3. здание под именем архиерейского дома, с двумя этажами (из коих один подвальный), полуразрушенное, без пола, рам, дверей, печей и крыши с треснувшими в нескольких местах сводами, и

4. всю луговую местность, заключающуюся в черте ограды и на ней заросший травою пруд, за которую (землю) духовенство округа обязано было платить соборному причту 40 рублей каждогодно28.

И пошла работа приведения развалин в благовидный вид для намеченных учреждений, продолжавшаяся три года. Приснопамятный архипастырь Владимирский Феогност стал во главе построек и находил всевозможные способы к изысканию средств для помощи духовенству. Духовенство употребляло усиленные налоги на себя и церковные доходы, чтобы привести доброе дело к благоуспешному концу. Плоды этих трёхлетних трудов и жертв были следующие:

1. Церковь во имя Всех Святых приведена в очень благоприличный вид. Хотя она не блестит золотом и серебром, но в ней всё чисто и благовидно: устроен очень хороший иконостас с 2 клиросами и снабжён хорошими иконами; в алтаре престол и жертвенник сделаны новые и снабжены хорошими одеяниями; стены всюду отштукатурены и выкрашены масляною краскою; крыша с 5 главами покрыта новым железом и выкрашена масляною краскою; пол в церкви и алтаре мозаический; отопление духовое; утварью и церковными для священнослужителей одеждами достаточна. Она служит отличною церковью для богослужения и молитвы для учеников, которые ходят в неё из классов и общежития тёплым ходом.

2. В прежней братской трапезе и развалившихся архиерейских покоях устроено духовное училище с 4 просторными, светлыми и тёплыми классами; а в нижнем подвальном этаже, в котором светское ведомство помещало винные склады, устроено просторное, светлое и тёплое общежитие для 100 учеников, со всеми нужными к тому службами и помещением для служителей и квартирою для надзирателей училищных.

3. Через каменный коридор от училища построен двухэтажный корпус для казённых квартир – смотрителя училища, его помощника и для помещения фундаментальной библиотеки.

4. Устроены заново очень хорошие деревянные погреба, каретный сарай, амбары и баня.

5. Горицкая внутри стен луговина, арендуемая духовенством у соборного причта, представляет великолепное сухое гулянье для учеников в свободное от учения время. Прежде это место казалось очень пустынным, не было на нём ни одного деревца; впоследствии времени оно засажено липами и берёзами. Если позволят средства, то и заросший травою пруд предположено очистить.

Постройка всех означенных зданий стоила духовенству до 50 тысяч. За одну очистку земли с выросшими на ней деревами, накопившейся в течение периода запустения, нужно было заплатить 500 рублей29.

Глава 5. Сохранившиеся от древних времён предметы и вещи

Из монастырских архива и библиотеки сохранились: 2 синодика и 7 названий певческих в 27 книгах, в числе которых есть и крюковые, именно:

1. службы преподобным, мученикам и на некоторые праздники;

2. всенощное бдение и на некоторые праздники;

3. общая минея;

4. праздничья минея;

5. нотный октоих;

6. песнопения из постной и цветной триоди;

7. службы двунадесятых праздников.

Книги эти в 1895 году, по указу Владимирской духовной консистории, отправлены к Директору Синодального певческого Московского училища.

Из древних икон сохранились особенно замечательные:

1. икона Успения Божией Матери, оставшаяся от старинного иконостаса XIV столетия;

2. икона Казанской Божией Матери, обложена басемным серебром, позолочена, на затворах праздники Господни и многие святые, обложены серебром и позолочены. Это вклад Печерского архимандрита Рафаила в 1641 году;

3. икона Иверской Пресвятой Богородицы – написана знаменщиком Государевой палаты иконописцем Симоном Фёдоровым около 1675 года, своими руками.

Из утвари церковной:

1. приложенный упомянутым Печерским архимандритом Рафаилом в 1641 году крест воздвизальный, серебряный, позолочен, с мощами, травы скань с финифтью, камнями и жемчугом;

2. другой крест, тоже с мощами, серебряный, вызолоченный, – вклад жены крестового дьяка царицы Прасковьи Феодоровны Матфия Иванова Могилевского в 1697 году;

3. плащаница, вышитая золотом и серебром и унизанная жемчугом, – вклад стольника Ивана Ивановича Бутурлина и жены его Ксении Петровны в 1698 году.

Впрочем, все замечательные вещи утвари церковной, за отдалённостью Горицкого собора от города, хранятся в градском соборе. Там же хранятся и упомянутые два синодика XVII века.

Застроенная архиепископом Амвросием Гефсимания для поставления гроба Богоматери, по образцу гроба Господня в монастыре «Новый Иерусалим» (откуда он был переведён во епископа Переславского), как выведенная только в стенах и уже приходившая в разрушение до того, что сверху её валились кирпичи и угрожали проходящим около неё, с разрешения епархиального начальства и согласия Московского археологического общества, при учреждении духовного училища, была сломана.

Будущее состояние Горицкого собора в своей поддержке и украшении церквей зависит от того, если при них будет состоять такой же истинный благотворитель, как нынешний их церковный староста С.П. Павлов, – а для поддержания громадного архиерейского дома и тёплой Всехсвятской церкви – будет в нём пребывать духовное училище.

* * *

1

Даниловский архив.

2

Грамота эта целиком помещена в описании Вепревой пустыни А. А. Титова 1902 года.

3

См. составленное мною житие Преподобного Даниила, 1894 г.

4

«Жития святых», 11 июля, прим. 143; ср. июля 7, примеч. 98 г. При этом мы должны заметить, что не могло быть пострижение святого Димитрия в Горицком монастыре в 1392 году, потому что он в этом году скончался в Вологде; но ранее 1350 года (то есть до основания им Переславского монастыря на болоте) оно могло быть в Горицком монастыре.

5

Мы не смогли найти цитируемые места в «Житиях святых» Филарета, изданных Сретенским монастырём в Москве, 2000. Если вы можете помочь нам с верификацией ссылок, откликнитесь. – Ред.

6

Карамзин, Н. М. История / Н. М. Карамзин. – Т. 4. – С. 166.

7

Там же. – Прим. 333.

8

Там же.

9

Там же. – С. 153.

10

Эта волость со всеми людьми отдаваема была во владение Великим Княгиням, супругам Великих Князей (см. описание Переславля Плишкина, издание 1802 года, стр. 116).

11

Год этот не совпадает с годами княжения ни Георгия Переславского, ни Андрея Александровича Владимирского, но с годами Калиты согласен. Если это событие относить к 1304 году, то Иоанну Даниловичу Калите в это время было только 3 года от рождения.

12

Карамзин, Н. М. История / Н. М. Карамзин. – Т. 4. – Прим. 324.

13

Там же. – С. 153.

14

Там же. – С. 154.

15

Там же. – С. 157.

16

Злополучная судьба была этого Пимена митрополита: он был грек, хиротонисован в митрополиты в Константинополе в 1380 году; в 1381 г. удалён в монастырь в г. Чухлому; возвращённый оттуда в 1383 г., он в 1388 году прибыл в Константинополь, где и был низложен; скончался в Халкидоне (Скутари) 11 сентября 1389 г., погребён в Галате. («История» Голубинского, т. 2, стр. 257).

17

См. мою статью о семинарии в Даниловом монастыре в «Чтениях Общества Древностей и Истории», 1859 г.

18

См. брошюру, изданную графом С. Шереметевым в 1901 г. под названием «Два упразднённых монастыря».

19

То есть во многих местах испортившаяся и представляет груду камней.

20

См. брошюру, изданную графом С. Шереметевым в 1901 г. под названием «Два упразднённых монастыря».

21

Там же.

22

К Переславской епархии были причислены города: Московской губернии – Дмитров, Клин, Руза, Верея, Волоколамск; Смоленской губернии – Гжатск (прежде село-пристань); Владимирской губернии – Александров (прежде слобода), Киржач и Покров (прежде сёла) и Переславль, – итого 10 городов со всеми монастырями и сёлами. Монастырей в епархии было 16: Горицкий (с 5 000 душ), Переславский Даниловский (3 153 души), Переславский Никитский (2 276 душ), Переславский Борисоглебский, что на песках (48 душ), Переславский Борисоглебский, что на горах (225 душ), Переславский Фёдоровский девич (1 338 душ), Александровский Успенский девич (113 душ), Дмитровский Борисоглебский (1 214 душ), Верейский Спасский (178 душ), Волоколамский Иосифов (11,422 душ), Возмицкий (502 души), Варварский девич (44 души), Можайский Лужецкий (2 212 души), Колоцкий (1 069 душ), Петровский девич (146 душ) – итого 16 монастырей, а у них 28 940 душ (см. Даниловскую арх. ведомость 1758 г. июля 24 дня).

23

См. мою статью «Семинария в Переславском Даниловом монастыре» в «Чтениях Общества древностей и истории», 1859 г., кн. 2.

24

Приехал в Россию в 1749 году в царствование Императрицы Елисаветы Петровны.

25

Так, указом 1754 г. июня 30-го для исправления ветхостей Горицкого монастыря потребовано с вотчин монастырей по 1 человеку со 100 душ, чтобы треть из них была с лошадьми, а другая треть стопорами, лопатами и носилками, и треть состояла из плотников и печников.

Того же года августа 8-го взято из монастырей – Данилова, Никитского и Фёдоровского по 10 чел. плотников.

В указе 1754 года от 11-го августа изъяснено: в Горицком монастыре архиерейские и братские кельи пришли в крайнюю ветхость и у соборной церкви нет твёрдой ограды и крышки нет (наследство настоятелей-архимандритов!), и потому взыскано с вотчинных крестьян по 1 р., а с оброчных по 1 р. 41,5 к., да вывезть с каждой души по 2 бруса в 4 сажени [7,6 м] и по 2 бревна, решетнику 6-аршинного [3,8 м] по 3 доски и 10 тесниц и дать крестьянам на выделку и вывозку по 50 к. с души; а вывозить с10-ти душ по человеку: с Данилова монастыря 315 чел., Никитского 204 чел., Фёдоровского 184 чел., Никольского на болоте 27 чел. А нужно было вывезти и изготовить стропильника 5 616 брусов, длины 17 и 18 аршин [10,8; 11,4 м], в отрубе 5 вершков [20 см], и такое же число решетника, длины той же, в отрубе 3,5 вершка [13,9 см], – досок пятковых 7 020 длины 10 аршин [6,3 м], ширины 8 и 9 вершков [31,7; 35,7 см], толщины 3 вершка [11,9 см]; тёсу 7 020, длины 6 аршин [3,8 м], ширины 8 вершков [31,7 см] и 2 вершка [7,9 см] толщины, тёсу ровного и гладкого 14 040 штук, драниц 2 308 штук. (Выбрано из архива Данилова монастыря.).

26

Что это за семинаристы, для коих построены были корпуса в Горицком? Епаршая семинария основана была в 1753 г. марта 20-го епископом Серапионом в Данилове монастыре и состояла из 5 классов (см. выше): в 1 классе – русском было (1753 г.) 19 учеников, во 2 – фаре – 30, в 3 (грамматике) 15, в 4 (пиитике) 15; в 5 (реторике) 13, всего 92 ученика, и все они помещались в Данилове монастыре. В 1761 году при распределении классов по учителям не показывается низший класс – русский, кому из учителей он должен был принадлежать – и можно бы думать, что в Горицком помещались ученики этого класса; но там построены были 2 покоя для школ, особый корпус для общежития и особые флигеля для жительства учителей, что для учеников одной русской школы слишком много. Эти семинаристы, несомненно, были архиерейские певчие, которые значились в Даниловской епаршей семинарии, но жили отдельно от других семинаристов, учились у других учителей, переходили из класса в класс и оканчивали курс. Это явление до семинарского устава 1367 г. было заурядное.

27

Сведениями о Горицком Соборе и его настоятелях-протоиереях мы обязаны любезности нынешнего о. протоиерея Алексея Александровича, сообщившего их нам из соборного архива.

28

См. обстоятельную очень подробную записку о Переславском училище, составленную ко дню 100-летнего юбилея училища преподавателем его в 1888 году Н. С. Виноградовым.

29

Граф С. Шереметев, посетивший Горицкий прежний монастырь в 1900 г., издал брошюру под названием: «Два упразднённых монастыря над Переславским озером», в предисловии которой он описывает свои впечатления, полученные от осмотра Горицкого. Подъезжая к Переславлю, он восхищался белою громадой зданий Горицкого, но, въехав в древние врата обители, он уже не останавливал своего внимания на белую громаду зданий, а нашёл повсюду мерзость запустения. В чём же именно? Он остановился на громадной, действительно разрушающейся ограде монастырской с непокрытыми башнями, заросшими мхом и деревьями, увидел запущенные луговины (?), давно заглохшие пруды (? есть только один пруд внутри монастыря). Узнав, что в зданиях архиерейского дома устроено духовное училище, называет это учреждение странным приёмом – воспитывать молодое поколение на образцах разрушения, на неуважении к родной исторической и священной старине. Прочитавши составленную нами на его же обнародованных документах правдивую историю о Горицком со времени его основания, его столетнем запустении и разрушении и о периоде времени его восстановления из развалин, по совести скажет, что приговор графа жесток и несправедлив. В самом деле – чего желает граф? В монастыре, даже в цветущее для него архиерейское время, были 3 каменные церкви; и теперь они выведены из запустения в благолепный вид с сохранением прежнего стиля архитектуры. Разрушающаяся вокруг монастыря громадная ограда и заросший травою пруд – это вопрос времени и средств. Называть же учреждённое в стенах архиерейского дома духовное училище странным приёмом воспитания молодого поколения на образцах разрушения и на неуважении к родной старине – мнение это представляется не менее странным. Чего лучше и целесообразнее на месте жительства архиереев, мужей учёных, учреждения учебного заведения, распространяющего свет науки, соединённый с церковною молитвою, которая совершается в устроенной церкви училищной? Учреждение духовного училища и церкви, воздвигнутых из развалин, является для молодого поколения и отцов его лучшим свидетельством уважения и сохранения священных памятников старины, восстановленной из развалин в том же стиле архитектуры, в каком они были раньше. Такой суровый отзыв графа, не обоснованный на истории, тем опасен, что раздражает благотворителей, рождает в них апатию и не располагает их к новым пожертвованиям, поддерживающим и сохраняющим старину.


Источник: Переславский Горицкий, ныне упраздненный монастырь / Прот. Александр Свирелин. - Владимир: Типо-лит. Губ. правл., 1902. - [2], 40 с.

Комментарии для сайта Cackle