О содержании Данилова монастыря в Переславле-Залесском

Источник

Содержание

О содержании Данилова монастыря в Переславле-Залесском О разных сборах с вотчин Кто был на содержании монастыря? Что именно и кому выдавалось от монастыря для содержания? Жертвы Данилова монастыря, вне монастыря  

 

О содержании Данилова монастыря в Переславле-Залесском

С самого начала основания своего Данилов монастырь имел самые скудные средства для своего содержания. Кроме земли, на которой построен был, он ничего ещё не имел. Братия питалась плодами своих рук и часто нуждалась даже в насущном хлебе. Но после, когда от щедрот царских и других благочестивых вкладчиков монастырь приобрёл в своё владение много сёл, деревень и земли с вотчинными людьми и многими угодьями, содержание его улучшилось: он располагал обширными средствами; на полях монастырских родилось значительное количество хлеба всякого рода; на лугах паслись большие монастырские стада; с вотчинных людей получался в пользу монастыря денежный оброк, дрова и другие сборы; вотчинные люди обрабатывали монастырскую землю, занимались уборкою сена и исправляли в монастыре прочие работы. Вот ведомость монастырским вотчинам, поданная из Данилова монастыря в Переславскую Духовную консисторию в 1754 году.

Сёла:

Самарово, в 11 верстах [12 км] от Переславля, на издельи1.

Биберево, в 7 верстах [7 км] от Переславля, на издельи.

Усолье, в 15 верстах [16 км], на оброке2. К этому селу принадлежали рыбные ловли и 20 садов.

Старое Будовское, в 20 верстах [21 км], на издельи.

Романово, в 20 верстах, на издельи.

Большая Брембола, в 3 верстах [3 км], на оброке.

Березники, Юрьевского уезда, в 40 верстах [43 км], на оброке.

Исаково, Юрьевского уезда, в 40 верстах от Переславля, на оброке.

Сельцы:

Троицкое, в 3 верстах [3 км], на издельи.

Загорье Нижнее, в 5 верстах [5 км], на издельи.

Рушиново, в 25 верстах [27 км], на оброке.

Сараево, в 20 верстах [21 км], на издельи.

Внуково, в 20 верстах, на издельи.

Старое Высокое, в 20 верстах, на издельи.

Сотьма, в 20 верстах, на издельи.

Слободки:

Луговая, на издельи.

Подмонастырская. Из крестьян её некоторые получали монастырское жалованье за работы в монастыре.

Городские, на издельи.

Деревни:

Кичибухино, в 6 верстах [6 км], на издельи.

Савельево, в 15 верстах [16 км], на оброке.

Щербинино, в 25 верстах [27 км], на оброке.

Григорово, в 25 верстах, на оброке.

Ониково, в 15 верстах, на издельи.

Борисово, в 15 верстах, на издельи.

Любимцево, в 15 верстах, на издельи.

В 1687 приписана Вепрева пустынь, а с нею деревня Дертники, на издельи.1

Кроме того, к Данилову монастырю принадлежало 40 пустошей, именно:

1. Глебовское, 2. Пёсье, 3. Долгое поле, 4, Митенино, 5. Щетниково, 6. Мелкишево, 7. Румянцево, 8. Карпово, 9. Исаково, 10. Дуброва, 11. Бобовское, 12. Холм, 13. Порхаево, 14. Новое Будовское, 15. Лубенкино, 16. Дементьево, 17. Саввино, 18. Ройкино, 19. Осташево, 20. Бурнашиха, 21. Опалиха, 22. Полянка, 23. Шумново, 24. Пыжово, 25. Бузаково, 26. Ильцино, 27. Осел- кино, 28. Стучево, 29. Гнездилово, 30. Ростопино, 31. Сляднево, 32. Русаково, 33. Бахмурово, 34. Филинское, 35. Подольское, 36. Карпищево, 37. Андрейцево, 38. Михейково, 39. Еремейцово, 40. Воргуша.

В этих пустошах находились монастырские покосы, пахотные земли и лес.

Во всех вотчинах монастырских, по ведомости 1754 года, состояло дворов 1 007, душ 3 174, земли пашенной и переложной 1 515 четвертей [827,6 га], лесу 237 десятин [258,9 га], лошадей 2 553, рогатого скота 2 529 штук, ульев пчёл 202, сена 4 653 копны [508,4 га].

В вотчинах было 7 монастырских дворов:

1. в селе Самарове двор и две житницы,

2. в селе Бибереве,

3. в деревне Загорье,

4. в сельце Троицком,

5. на пустоши Долгом поле,

6. в деревне Борисове,

7. в селе Усолье двор и 9 житниц;

два скотных двора под монастырём и на Воргуше: в первом в 1754 году было 135 лошадей, а во втором 125 штук рогатого скота; две мельницы: под Красным, на реке Трубеже, да мельница Барановская. Монастырской земли, на которой родился ржаной и яровой хлеб, по ведомости 1762 года, было 157 десятин [171,5 га].

1Вепрева пустынь приписана к Данилову монастырю в 1687 году царями Иваном и Петром Алексеевичами и царевною Софиею. В их царёво пришествие в Данилов монастырь читана была им в комнате архимандрита записка о ней, и тогда же была приписана к монастырю. Эта пустынь состояла в Переславском уезде, в Конюцком стану, в 30 верстах [32 км] от Переславля. В ней было две деревянные церкви: летняя, в имя Успения Пресвятой Богородицы, и зимняя во имя Николая Чудотворца, деревянная колокольня с 5 колоколами и ограда деревянная. Начальником в ней был строитель, братии было 20 человек монахов, служителей 7 человек. По приписке её к Данилову монастырю, монашествующие из неё были выведены в Данилов монастырь, и для исправления церковных служб оставлены в оной из бельцев 1 священник, дьячок и пономарь, которым давалось за это из Вепрева монастыря 10 рублей денег, хлеба 18 четвертей [7076 кг], сена по 100 копен [10,9 га], на церковные потребы 15 рублей. К этой пустыни принадлежала деревня Дертники с 11 пустошами. В 1732 году в этой деревне было 111 душ, из которых, по указу 1753 года, 106 душ положены в подушный оклад. Хлеба при пустыне в 1764 году считалось 843 четверти [460,5 га], сена 1230 копен [134,4 га], лесу пашенного 20 десятин [21,9 га], а непашенного 82 десятины [89,6 га]. В полуверсте находилось озеро Вепревское. Ныне на месте пустыни находится село Ростовского уезда Ярославской губернии.

Сколько получалось из этого количества земли ржаного хлеба, кроме семян в приплоде, покажет ниже ведомость, а именно:


[1762, четвертей] [1764, четвертей]
Ржи 891 [350 т] 1 062 [418 т]
Овса 566 [223 т] 748 [294 т]
Пшеницы 7 [3 т] 142 [56 т]
Гороху 41 [16 т] 58 [23 т]
Ячменю 138 [54 т] 113 [44 т]
Конопли 5 [2 т] 5 [2 т]
Итого всякого хлеба 1736 [682 т] 2 128 [837 т]

Да в Вепревой пустыни всякого хлеба 88 четвертей [35 т].

А в 1764 году всякого хлеба: молотого и немолотого, и остаточного от 1763 года было в следующих цифрах: [см. в таблице].

О разных сборах с вотчин

Денежный сбор с вотчин, по неодинаковому числу душ, был не одинаков. Обыкновенно так бывало: крестьяне на издельи платили денег меньше тех, которые были на оброке. По ведомости 1754 года первые, в числе 1 807 душ, платили по 1 рублю в год с каждой души, а последние, в числе 1 054 душ, платили по 1 р. 50 к. с души. Вотчинные крестьяне, исправлявшие должность монастырских служек и занимавшиеся исключительно монастырскими работами, ничего не платили в монастырь, а некоторые из них ещё сами получали монастырское жалованье. Сбор денежный увеличивался, смотря по особенной надобности монастырской. Так, в 1754 году, кроме оброчных в монастырь денег, по соображению Казённого Приказа, на церковное строение надлежало собрать с вотчин 2 312 рублей 32 копейки. Кроме сего, сбор денежный увеличивался по увеличению числа живущих на содержании монастыря. В оброк крестьяне полагались по указу Государеву, по предложению Генералитета

Обыкновенные сборы простирались до 1 300 р. Раздельнее эти сборы можно представать в следующей ведомости 1754:


Оброчных и за монастырские 567 р. 2 к.
Грибовых и тесовых 146 р. 68 к
На разные монастырские расходы 365 р. 54 к.
На семинаристов вместо 1/20 части хлеба 100 р. 93 к.
В экономическую канцелярию 174 р. 53 к.
Итого 1354 р. 71 к.

Хлебных сборов в монастырь не было; собирались в монастырь дрова да яйца. В 1754 году дров собрано 217 сажен [2 108 куб. м] и яиц 5980. Всеми сборами с вотчин заведовал монастырский Казённый Приказ, состоящий из казначея, приказных и писцов. Он составлял приходно-расходные книги, отряжал в вотчины избранных людей, снабжал их указами, и они, уполномоченные таким образом, производили сбор. Если встречали какие-нибудь препятствия по сбору, то подавали жалобу Казённому Приказу, который производил надлежащие распоряжения.

Кто был на содержании монастыря?

На содержании монастыря были:

1. братия монашествующая,

2. мирская прислуга,

3. светские и

4. военные.

Братия монашествующая, или духовные обыватели, состояла: а) из лиц, исправлявших церковные службы, и б) из исправлявших служебные монастырские должности.

В 1 разряде духовных обывателей состояли в 1727 году: архимандрит 1, казначей 1, 4 иеромонаха, 5 иеродиаконов, 2 канонарха, клиросных 3, пономарей 3, итого 19. А в 1732 году этого разряда лиц было 25; в том числе были прибывшие вновь лица: ризничий, уставщик, два головщика, монах синодский, да клиросных монахов было не три, а четыре.

Во 2 разряде духовных обывателей состояли: житенный монах 1, конюший 1, хлебодар 1, чашник 1, подкеларник 1, поваренный 1, двое келейников монахов, 16 человек рядовой братии, 1 монах хлебенный вотчинный, 6 монахов вытчиков, 10 больничных монахов, двое бельцов, пять псаломщиков, да в больнице престарелых бельцов 6. Итого 54. В 1732 году рядовой братии было 45, да в больнице 12. Всего было 62 человека.

Мирская прислуга в монастыре. Мирскую прислугу в монастыре составляли: звонарей 3, солодовников, сторожей, печников 18, конюхов 6, поваров 3, кузнецов 4, пивовар 1, квасовар 1, бочар 1, плотник 1, дворников 5. Итого 43. В 1732 году прибыли вновь: 1 кузнец и 1 часоводец, поубавилось число других служек, и было всего 33.

Светские. Из светских было: стряпчих 2, подьячих 2, писцов 2, при них: житенный 1, слуг 6. Итого 13. В 1732 году было стряпчих 2, подьячих 3, слуг 5, итого 10. В заопределенных вотчинах, с которых чинились сборы не в монастырь, а в Канцелярию Экономического Правления, было: приказчиков 3, подьячий 1, конюхов и дворников 8, итого 12.

Военные. Военных отставных из полков, из Оружейной Палаты, из Камер-Конторы Синодальной, из Коллегии Экономических Дел в 1727 году было 114, а в 1732 году 8. Всех, бывших на содержании монастыря в 1727 году, было 143 человека, а в 1732 году 150 человек.

Что именно и кому выдавалось от монастыря для содержания?

Одни из живущих в монастыре получали денежное жалованье и хлебную дачу, а другие только хлебную дачу. Вот какое жалованье выдавалось всем в 1727 году.

Архимандриту жалованья 10 р., казначею и 4 иеромонахам по 5 рублей, 5 иеродиаконам по 4 рубля, 16 алтын и 4 деньги, канонархам двоим по 3 р.; 3 клиросным монахам, 3 пономарям по 2 рубля, 13 алтын и 2 деньги. Житенному монаху, конюшему, хлебодару, чашнику, подкеларнику, поваренному по 3 рубля, 2 келейникам монахам по 2 рубля, 13 к., по 2 деньги; 16 монахам рядовой братии по 2 рубля; хлебнику, вотчинному монаху по 3 р., 6 монахам вытчикам по 2 р., 13 алтын, по 2 деньги; 10 больничным монахам по 1 р., 16 алтын, по 4 деньги. Итого с архимандритом 60 человек, жалованья всем выдавалось 164 рубля, 3 алтына и 2 деньги. Бельцам 2 по 3 рубля; 5 псаломщикам по 1 рублю; 3 звонарям по 1 рублю; 18 разным служкам по 1 рублю; 6 больничным бельцам по 16 алтын, по 4 деньги. Итого бельцам и другим 35 рублей.

Светским: московскому стряпчему за дела 5 рублей, городовому стряпчему 3 рубля; хлеба ржи по 6 четвертей [2 359 кг], овса столько же, на праздники солоду ржаного по 3 четверти, овсяного столько же, гороху по 6 четвериков [295 кг], круп, толокна столько же, пашни под яровой хлеб одному 1,5 десятины [1,6 га], второму 1 десятина, сена по 50 копен [5,5 га], дров по 2 сажени [19 куб. м], 2 подьячим по 5 рублей, ржи по 6 четвертей, овса столько же, солоду ржаного по 3 четверти, овсяного столько же, гороху по 6 четвериков; пашни под яровой хлеб первому 1,5 десятины, другому 3 десятины под ржаной, 5 десятин под яровой [5,5 га], сена по 50 копен, дров по 4 сажени.

Двоим писцам и житенному по 3 р., ржи по 6 четвертей, овса столько же. Писцам солоду ржаного по 2 четверти, овсяного столько же, гороху по 4 четверика [197 кг], круп, толокна столько же, пашни 1,5 десятины, сена по 40 копен [4,4 га], дров по 1 сажени [10 куб. м]; житенному солоду ржаного по 3 четверти [1 179 кг], овсяного столько же, гороху 6 четвериков [295 кг], круп, толокна столько же, пашни по 1 десятине [1,1 га], сена 40 копен [4,4 га], дров по 2 сажени [19 куб. м]; 6 слугам по 2 р., ржи по 6 четвертей [2 359 кг], овса 6, пашни по четверти десятины, сена по 20 копен.

6 конюхам, 3 поварам, 1 кузнецу, пивовару, квасовару, бочару, плотнику по 1 р., хлеба ржи и овса по 6 четвертей.

Служебникам и дворникам 5 по 20 алтын, хлеба по 6 четвертей, овса столько же. Конюхам и прочим служебникам на посты выдавалось гороху по 2 четверти [786 кг]. Итого, начиная со стряпчего до последнего служебника, жалованья выдано в год 55 р., хлеба ржи 186 четвертей [73 123 кг].

Военным, отставным 14 человекам выдано жалованья 27 р., ржи 39 четвертей [15332 кг], овса 54 четверти [21 229 кг].

Всем живущим в монастыре, начиная с архимандрита, в 1727 году выдано: денег 281 р., 3 алтына и 2 деньги. Хлеба бельцам 93 четверти [36 561 кг] ржи, овса 186 четвертей [73 123 кг].

В 1732 году на духовных монастырских вышло:

Жалованья 220 рублей.

На братскую пищу 123 рубля.

На прислугу жалованья 55 рублей.

Хлеба 342 четверти [134451 кг].

Отставным военным 21 р. и 72 четверти [28 305 кг] хлеба.

На церковные потребы 50 рублей, на церковные починки 99 р. 22 копейки.

Всего в расход вышло в год 568 р. 72 к. Хлеба ржи и ярового 342 четверти [134 451кг]. Овса на корм лошадям 441 четверть [173 371 кг]. Кроме поименованных лиц, живших на содержании Данилова монастыря, в оном монастыре с 1753 года, жили казённокоштные ученики. В 1758 году их было 43 человека. На них сперва отделялась 1/20 часть хлеба, и потом вместо неё велено собирать деньгами. Так, в 1754 году собрано было на них с вотчин Данилова монастыря 100 р. 93,5 к.

Жертвы Данилова монастыря, вне монастыря

Из грамоты митрополита Даниила от 1526 года видно, что с Данилова монастыря собиралась особенная дань митрополиту или патриарху: данский корм, данские пошлины, сборы Петровские и Рождественские славленные. Неизвестно, как велики были первые три сбора, а Рождественских славленных денег в 1697 году отослано из монастыря патриарху 1 рубль 50 копеек. В 1792 году произведён был сбор с вотчины Данилова монастыря, с 491 двора на покупку кормов для Государевых лошадей в Александровской конюшне, в числе 72 р. 15 копеек (грамота № 100).

В 1701 году выслано из Данилова монастыря в Александровский девичий монастырь, вместо подённых запасов, инокине царевне Маргарите 83 р., 10 алтын и 1,5 деньги. Этот сбор продолжался и в других годах (см. грамоту № 137). Особенное же участие принимал Данилов монастырь в судьбе нашего Отечества во время войн. Здесь жертвы его были разнообразны и приносились от него по первому требованию: он доставлял деньги для жалованья ратным людям, помогал строению кораблей, литью пушек, поставлял для военной службы своих ратников. Нет надобности исчислять все этого рода приношения Данилова монастыря; для примера укажем на некоторые из них:

В 1656 году, по силе указа Государя Святейшего Патриарха Никона, собрано с каждых 10 дворов по 3 топорка, да по 2 бердыша (см. грамоту №22).

В 1697 году и в 1705 году собрано на строение кораблей, в первом по 50 к. с двора, а во втором по 1 р. с 485 дворов (грамоты №№ 111 и 145).

В 1701 году собрано в жалованье ратным людям во время войны со Свейским королём, с одного двора по 8 алтын и по 2 деньги (грамота № 132).

В 1701 году собрано в Адмиралтейский Приказ за бомбы, за медь и за пушки, с 485 дворов 225 рублей, 17 алтын, 1,5 деньги (грамота № 152).

В 1701 году велено по указу Государеву прислать из Данилова монастыря четвертую долю из весу всех колоколов на пушечный двор. В исполнение сего указа архимандрит Варфоломей послал при записке стряпчему, Михаилу Павлову, 7 колоколов из Данилова монастыря, весом 213 пудов 18 фунтов [3496,4 кг], из 854 пудов 19 фунтов [13996,7 кг], да из Вепревой пустыни послано три колокола в 3 пуда 32 фунта [62,2 кг]. Так как в Ве- превских колоколах в счёт четвёртой доли веса колоколов недоставало 6 фунтов [2457 г], то в записке к стряпчему сказано: «и в то число (недостающее) чаем у наших (то есть даниловских) колоколов лишек будет». (См. Вкладную книгу, л. 15.)

В 1699 году, по случаю сожжения крымскими татарами строившихся в Воронеже кораблей, собрано с Даниловских вотчин, с каждых 100 дворов по 1 ратнику (см. грамоту №113).

В 1700 году для Свейской службы собрано с вотчин, с каждых 50 дворов по 1 ратнику (см. грамоту № 132).

Сбор с монастырских вотчин ратников производим был и во время других войн.

Вообще о содержании Данилова монастыря надо сказать, что он располагал очень великими и разнообразными средствами содержания; но надо сказать и то, что благодетельные жертвы монастыря также были очень велики и разнообразны.

* * *

1

Крестьяне этого села исправляли разные монастырские работы.

2

Крестьяне этого села не исправляли монастырских работ, а платили только денежный оброк, и платили первых гораздо больше.


Источник: Свирелин А., свящ. О содержании Данилова монастыря в Переславле-Залесском // Чтение в Императорском Обществе истории древностей Российских. 1859. Т. 2. С. 6-14.

Комментарии для сайта Cackle