О Пресвятой Богородице (по руководству Четий-Миней)

Источник

Содержание

О почитании и поклонении Божией Матери О ходатайстве и заступлении Божией Матери  

 

Догматическое учение о лице Пресвятой Богородицы в четиих-минеях раскрыто с возможною полнотою и ясностию. Святые Отцы самыми возвышенными чертами изобразили благолепный образ Божией Матери, как самый достойный сосуд вселения в ней Бога Слова. «Кто от земных (людей) нашёлся лучшим делателем благих дел, как не Пречистая Дева? Все заповеди Господни Она сохранила; всю волю Его сотворила, все глаголы Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце своём, – все дела милосердия к ближним исполнила. Во всей подсолнечной не было и не будет такой девы, какою была Богородица Дева. Она во всей Своей жизни ни единого греха не познала»1.

О непорочном девстве Пресвятой Богородицы до рождения Бога Слова, в рождестве и после рождества можно находить самые точные и обстоятельные сведения.

«Живши во храме, – пишется в сказании о Благовещении, – Пресвятая Дева объявила Архиереям, что Она обещалась соблюсти девство Своё во веки»2. И Она бессеменно зачала Еммануила и родила неизреченно, родила Сына без Отца, – Сына Вышнего, Бога от Бога, прежде век от Отца без матери рождённого»3. В объяснение слов Ангела о рождении от Неё Сына и Бога, в сказании о Благовещении говорится так: Ангел сказывает Ей образ зачатия не по естеству и обычаю человеческому, но сверхъестественно о зачатии по действу Святого Духа. Дух Святый найдёт на тя, и сила Вышнего осенит тя. От Того приимешь во чреве; Тот совершит в тебе неизреченное зачатие4. Догмат о приснодевстве Богородицы защищаем и уясняем был пред Иудеями и Срацинами. Святой Сильвестр, Папа Римский, защищая пред Иудеями рождение Христа Спасителя от Девы, говорил: «О рождении Спасителя от Девы предрёк пророк Исаия, говоря: Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил. На это место Святого Пророка Иудеи возразили: в нашем еврейском языке у Пророка Исайи не пишется Дева, но отроковица: это вы сами написали вместо «отроковицы» деву. Святой Сильвестр отвечал на сие: не всё ли одно: отроковица и дева? Посмотрим: когда Пророк от лица Божия говорил Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога Твоего во глубину или в высоту. Ахаз сказал тогда: не имам просити, ниже искушу Господа. Тогда Пророк сказал: сего ради Господь Сам даст вам знамение: Се Дева во чреве приимет... Если вы говорите, что не об отроковице сказал пророк, и отроковица не всё одно, что дева; то и обещанное знамение не может назваться знамением: рождать отроковице, вышедшей замуж, не чудо, обыкновенное действие природы. Родить же без смешения мужеского – это чудо, ибо есть дело необыкновенное, превышающее естества уставы5. Мудрецы срацинские возражали Святому философу Константину: вы, христиане, говорите, что Бог родился от жены; может ли Бог родиться от женской утробы? Святый отвечал: не от простой жены родился Бог – Сын Божий, – но от небрачной Пресвятой девы, действием Святого Духа, который в пречистой и пресвятой Её девической утробе неизреченно основал Христу Богу плоть и устроил Слову Отчему воплощение и рождение сверхъестественное. Зачавшая от Духа Свята Дева как пред рождеством была Дева, так и в рождестве, и после рождества пребывает чистою Девою. Богу так угодно было, – а Его воле и хотению повинуется всякое созданное естество: иде же бо восхощет Бог, тамо побеждается естества чин6.

Святой Иоанн Дамаскин говорит о сём так: Деву глаголю: прежде рождества Деву, в рождестве Деву и по рождестве Деву, и всегда Деву, едину умом и душою и телом приснодевствующую7.

О почитании и поклонении Божией Матери

Исповедуя приснодевство Пресвятой Девы, Святые угодники величали Её Материю Господа и воздавали Ей подобающее поклонение и прославление. «Кто не пожелал бы видеть, – писал Святой Игнатий к Евангелисту Иоанну Богослову, – ту Деву, которая родила истинного Бога? Та Матерь Божия исполнена всяких благодатей и добродетелей»8. Святой Дионисий Ареопагит после своего посещения Божией Матери писал Святому Апостолу Павлу: «Если бы я не имел в памяти преподанное тобой Божественное учение и законы, то принял бы Её за истинного Бога и почтил бы Её поклонением, подобающим единому истинному Богу9. Святой Мартин

Папа Римский открыто исповедал: кто не почитает Пречистую Богоматерь, не исповедует Её и не поклоняется Ей, тот проклят да будет и в нынешний век и в будущий10. На Максима исповедника была возведена клевета, будто он хулит Божию Матерь и не исповедует Пресвятую Деву Богородицею. Собрались клирики и пресвитеры с тем, чтобы услышать от него исповедание веры. Преподобный Максим, воздев руки к небу и залившись слезами, громко воззвал: «Кто не исповедует Госпожу нашу, как всепетую, Святейшую и пренепорочную, честнейшую всех умных естеств, воистину Мать Бога, создавшего небо и землю, море и всё, что в них – буди тот анафема (отлучён) от Отца и Сына и Святого Духа, от соестественной Троицы, от всех небесных сил и лика святых Апостолов и пророков и мучеников и от всякого духа праведного ныне и всегда и во веки веков»11.

О ходатайстве и заступлении Божией Матери

Ублажая Пресвятую Деву, как Матерь Бога истинного, святые угодники прославляли Её, как сильную помощницу и скорую ходатаицу в наших нуждах, скорбях и болезнях. Сама Божия Матерь обещала такую помощь и ходатайство. В день успения Её собравшиеся к Её честному исходу скорбели о Ней и молили не оставлять их по успении своём. Пресвятая Богородица увещевала их не скорбеть о Её успении, но радоваться; ибо, представши престолу Божию и зря лицом к лицу своего Сына и Бога, и беседуя с Ним усты ко устам, Она удобнее и скорее может умолить Его о всех. Утешала плачущих, что по успении своём Она не оставит их в сиротстве, и не только их, но и весь мир будет посещать, назирать и помогать бедствующим12. Её сильное ходатайство пред Богом святые угодники воспевали самыми сладостными песнями. «Чьё из святых, – пишется в слове на Рождество Её, – благоутробие так пространно, чтобы вместило всех нас, как не Марии Девы? В нём вмещается целомудренный – в нём и грешному не тесно; кающийся обретает тут место – и не кающийся, как в ноевом ковчеге и чистыми нечистым животным не возбраняется прибегать под кров его. В Её благоутробии не тесно вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странные, обуреваемые, больные. Окружают Её Херувимы, Серафимы, бесчисленные лики Ангелов и всех святых; но никто из них не возбраняет желающим входа в двери Её милосердия. На пути к Её благоутробию не останавливает стража, не отталкивают воины, не спрашивают, зачем, кто идёт, как это бывает при царских палатах; но каждый невозбранно приходит к Ней с молитвою – и приемлет дар по своему прошению13. В сказании праздника Покрова Пресвятой Богородицы Она называется столпом Давидовым, который прообразовал Её. Столп Давидов, – говорит святой Амвросий, – создан был к защищению града и украшению его. Пресвятая Дева защищает и украшает нас; защищает – ибо прогоняет от нас видимых и невидимых врагов, – избавляет мучимых нечистыми духами, утешает скорбящих, заступает обидимых, питает алчущих, посещает больных, обуреваемым бывает пристанище. Она украшает нас, – ибо покрывает пред Богом срамную наготу души нашей своими заслугами, – Она украшает нас, когда грешных делает праведными, нечистых чистыми14.

В частности, спасительная помощь и заступление Божией Матери видны: 1) В судьбе святой церкви, которую Господь стяжал Своею честною кровию. Для того, пишется в сказании об успении Пресвятой Богородицы, Господь наш и оставил после Себя на земле Пречистую Матерь Свою, да Её присутствием, советом, поучениями и тёплыми молитвами церковь воюющая умножается, утверждается и приемлет дерзновение стоять даже до крови за Господа своего. По молитве Её Апостолы, заключённые в темницу, освобождены были Ангелом (Деян.5:18, 19); святой Стефан перенёс благодушно мученическую кончину; Савл из хищного волка претворился в кроткого агнца, из гонителя сделался учеником. 2) В призрении на святые иноческие обители. Молился преподобный Сергий, чтобы Пресвятая Богородица призрела на место основанной им обители. Скорая Заступница явилась ему и сказала: о обители твоей не скорби; отныне она не будет иметь недостатка ни в чём и не только пока жив ты, – но и по твоём отшествии к Господу, а всегда буду призирать обитель твою, подавая нужное в изобилии и сохраняя и покрывая её15. 3) В ограждении нас от нападения диавола. «Ведает Пресвятая Богородица, что наша жизнь на земле есть борьба; ибо враг нашего спасения (диавол) воюет на нас всеми своими силами, осаждает нас своими легионами; почему Она и подвигает на него все небесные силы, призывает пророков, Апостолов, собирает мучеников, девственников, преподобных, праведных, и с ними приходит на помощь к нам, ополчается около нас и подаёт победу над врагами. Тою бо воздвижутся победы, Тою ниспадают врази»16. Наконец, 4) Пресвятая Богородица принимает самое деятельное участие в час смерти каждого человека. «Покрой нас, (Владычице), – пишется в сказании о празднике Покрове Пресвятой Богородицы, – во все дни наши, и особенно в тот день, когда разлучается душа от тела; предстань нам на помощь и покрой от воздушных духов злобы поднебесных»17.

* * *

1

Слово на 8 сентября.

2

Марта 25.

3

Марта 25.

4

Марта 25.

5

Генваря 2.

6

Мая 11.

7

Слово на 8 сентября.

8

Августа 15.

9

Августа 15.

10

Апреля 14.

11

Генваря 21.

12

Августа 15.

13

Сентября 8.

14

Октября 1.

15

Сентября 25.

16

Октября 1.

17

Октября 1.


Источник: Свирелин А., свящ. О Пресвятой Богородице (по руководству Четий-Миней) // Подольские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1867. № 19. С. 647-652.

Комментарии для сайта Cackle