О покаянии (по руководству Четий-Миней)

Источник

Покаяние составляло постоянную потребность душ святых угодников. Сознавая себя грешниками пред бесконечною святостию Бога и Его правосудием, они всегда старались иметь сердце сокрушённое. Все их добродетели и подвиги отпечатлены сим сокрушённым духом.

На покаяние они смотрели не как на исповедание своих грехов только пред священником; а как на всегдашнее дело в сей временной жизни, приготовляющей нас к вечному наследию. О радостях и счастии земном они не заботились, а молили Бога дать им слёзы покаяния. «Не попусти мне, Господи, – говорил святой Архипп, – суетною радостию порадоваться на земле, да не внидут благая мира сего пред очи мои, да не повеселюсь я в сём животе о какой-нибудь временной вещи. Исполни, Господи, очи мои слезами, сердце моё сокрушением; исправь пути мои и дай мне до конца умертвить себя и поработить мою плоть духу».1 «Что мне делать, отче, – спрашивал один инок аввы Сисоя, – я пал в грех?» Старец отвечал: «Восстань, чадо, и спасёшься». «Я и по восстании пал?» «Опять восстань». «Долго ли же мне падать и вставать?» – «Дотоле, – сказал святой старец, – пока не наступит конец твоей жизни; всегда должно пребывать в восстании, чтобы в нём окончить жизнь».2

Покаяние, которое сами святые угодники осуществляли в своей жизни и которое они с налагали на согрешивших, отличается строгостию подвигов и носит характер аскетический.

Святой Пафнутий, Таисии – прежде грешнице, на вопрос, как ей молиться, чтобы очистить свои грехи, говорил: ты не достойна ни назвать имени Господа, ни воздеть рук к небу, – ибо уста твои исполнены скверны, руки нечистоты; но взирая к востоку – говори: Боже, создавший меня, помилуй меня! Святая Таисия после сего поступила в затвор и три года оплакивала грехи свои.3 Преподобный Иаков после 50-ти лет, проведённых им в подвигах самоумерщвления, пал в плотский грех и совершил убийство. Для очищения грехов сих он поселился в гробовой пещере; десять лет жил с мёртвыми костями, питался одною травою, которая росла около того места, и всё это время проводил в слезах и молитве, исповедуя пред Богом свои грехи, бия себя в перси.4 Преподобный Пахомий одному иноку, отрекшемуся от Христа, положил такое покаяние: повелел ему затвориться в особой келье, не разговаривать до самой смерти ни с кем, кроме духовного отца, день проводить без пищи и питья, а в другой вкушать немного хлеба и воды, две рогожи сплетать на каждый день, молиться и бодрствовать, сколько можно, а от слёз никогда не переставать. Десять лет инок жил в сём покаянии и отошёл ко Господу.5

Вем, яко согрешениям есть прощение, говорила святая Таисия.6 Истинному покаянию усвоялось прощение грехов и примирение с Господом и наследование царства небесного. Святые угодники к сему убеждали каждого грешника, и указывали на покаяние как на верную дверь, ведущую к примирению с оскорблённым нашими грехами Господом. Пред величием милосердия Господа они ободряли и спасали от отчаяния самых больших грешников. «Есть ли мне спасение, – спрашивала падшая Феодора свою старицу, – или уж совсем погибла я? Надеяться на милость Божию – или уж совсем отчаяться?» «Не отчаивайся, дочь моя, – наставляла её благочестивая старица; – припади к милосердию Божию – и простит тебе Бог грех твой. Велик грех сделала ты; но милосердие Божие больше, и нет греха, который победил бы его: восстань и спасёшься».7 «Есть ли покаяние грешникам?» – спрашивала блаженная Таисия преподобного Иоанна Колова. «Есть, – отвечал преподобный. – Спаситель ждёт твоего обращения, желая принять тебя в отеческие объятия. Он не хощет смерти грешника, хощет обращения его в живот. Если искренно покаешься – Он паки возлюбит тебя, как невесту Свою – и, очистивши от скверн греховных, введёт тебя в небесный чертог свой – и возрадуются о тебе все чины ангельские».8 Истинное покаяние возвращало в недра православной церкви и тех, которые отверглись от Христа, боясь страдальческих мучений – и принесли жертвы идолам. «Как нам обратиться ко Христу?» – говорили отпадшие от Него жёны святой Дорофее. – «Больший грех, – отвечала святая, – отчаиваться в милосердии Божием, нежели поклоняться идолам. Не отчаивайтесь и не сомневайтесь в добром и искусном Враче, что Он может исцелить ваши раны. Потому Он и называется Спасителем, что спасает; потому Он и Искупитель, что искупляет; потому и Освободитель, что освобождает.

Только обратитесь вы от всей души к покаянию – и без сомнения получите прощение.9 Преподобный Пахомий говорил по сему же случаю одному иноку: не отчаивайся, есть и тебе надежда ко спасению; ибо и посечённое дерево вновь от корня произрастает.10

Истинное покаяние каждого грешника угодно бывает Господу, и радуются о нём святые ангелы, принимающие участие в обращении заблуждающих. Святую Евдокию, ещё колеблющуюся между заботами и привязанностями к чувственной жизни и подвигами богоугодной жизни – архангел в образе светлого юноши возвёл от земли к небу и показал ей райские обители. Из светлых жилищ слышан был ею голос: «Угодно Богу, да грешники, если принесут покаяние, приняты будут на лоно Авраамово». И когда святая обратилась к тому юноше с вопросом – кто ты? – и просила её научить веровать Истинному Богу, – ангел сказал: «Я князь ангелов Божиих, и мне поручено пещись и принимать кающихся грешников и вводить их в блаженную жизнь. Великая, – продолжал небожитель, – на небе бывает радость у ангелов, если какой грешник приходит из тьмы греховной в чистый свет покаяния. Не хочет Бог, чтобы погибла душа человеческая, которую Он создал по образу Своему. Все ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенную правдою; все приветствуют её как сестру свою».11

Грехи, в которых принесено истинное покаяние, прощаются; и при переходе человека в загробную жизнь они не поминаются и за них не судят; грехи же, не омытые покаянием, готовят вечное осуждение человеку, виновному в них. Преподобный Нифонт видел однажды умными очами, как два ангела несли душу умершего человека и на мытарстве греха блудного имели спор с бесами, уличавшими её в сём грехе. Ангелы-хранители сказали бесам, что эта душа действительно много согрешала; но в то время как случилась с нею болезнь тела, она истинно раскаялась в своих грехах. «Все грешники, – говорили светлые духи тёмным духам, – исповедающие со слезами свои грехи, по милости Божией примут прощение, а умирающих без покаяния судит Бог». После сего понесли душу ту в рай. В другой раз преподобный Нифонт видел влекомую бесами в ад душу одного удавившегося и блудного клирика, умершего без покаяния внезапною смертию.12

Покаяние святых угодников было строго и продолжительно; но в жизни же святых находятся свидетельства того, что Господь милосердый готов принимать и принимал истинно кающихся грешников и в краткое время. Некогда братия спросили преподобного Сисоя, если брат какой падёт во грех – достаточно ли ему года для покаяния? «Жестоко слово сие», – отвечал святой старец. «Стало быть, – утверждала братия, – достаточно и шести месяцев?» – «Много», – отвечал старец. Сорок дней? – и этого много. «Верую в милосердие Человеколюбца, – сказал им преподобный в заключение, – если человек покается от всей души, то Бог и в три дня примет его покаяние».13 Святому Иоанну Колову был глас с неба о смерти святой Таисии: покаяние её, единым часом сотворённое, Богу приятнее покаяния тех, которые многое время каются во грехах, но не имеют той теплоты сердца.14

К покаянию относятся церковные епитимии. Они налагаются духовным отцом на грешника с тою целию, чтобы он лучше познал свою виновность – и тем лучше умиротворил свою смущённую совесть. Господь, установляя таинство покаяния в лице апостолов, дал право пастырям церкви не только разрешать (прощать) грехи грешника, но и связывать – то есть не отпускать до некоторого времени. Как разрешение грехов имеет полную силу, так и связывание или запрещение тоже сильно. В житиях святых есть примеры того – как сильно запрещение отца духовного. Один инок за некоторые вины подвергся запрещению старца. В сём запрещении он ушёл от старца в другую страну и там вкусил мученическую смерть. Христиане почтили мученика честным погребением: взяли тело его, положили в ковчег и поставили в церкви. За литургиею после возгласа диакона: елицы оглашеннии изыдите, ковчег невидимою силою подвигся с места и стал на паперти до конца литургии; а после отпуска он так же, без посторонней помощи, поставился на прежнее место. Ангел открыл одному благочестивому человеку причину сего чудного явления. Тогда же дали знать о сём тому старцу; и когда старец произнёс разрешение над мучеником – ковчег перестал выходить из церкви.15

* * *

1

Сентября 6, лист 22.

2

Июля 6, лист 232 на обороте.

3

Октября 8, лист 172.

4

Марта 4, листы 31–32.

5

Мая 15, лист 424 на обороте.

6

Октября 8, лист 172.

7

Сентября 11, лист 84 на обороте.

8

Мая 10, лист 370 на обороте.

9

Февраля 6, лист 422 на обороте.

10

Мая 15, лист 424 на обороте.

11

Марта 1, листы 4–6.

12

Декабря 23, лист 155 на обороте.

13

Июля 6, лист 232 на обороте.

14

Мая 10, лист 370 на обороте.

15

Октября 15, лист 198.


Источник: Свирелин А., свящ. О покаянии (по руководству Четий-Миней) // Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1865. № 4. С. 221-226.

Комментарии для сайта Cackle