Древний запрестольный Крест в г. Переславле-Залесском

Источник

Содержание

Лицевая сторона – по прямой продольной линии Поперечная линия Креста – на лицевой стороне Задняя сторона Креста – по прямой продольной линии На поперечной линии Креста К какому типу принадлежит Переславский Крест Откуда появился Корсунский Крест в Переславле и когда сделаны украшения на нём  

 

От редакции ТВУАК. Владимирская Учёная Архивная Комиссия с благодарностью помещает статью почтенного исследователя переславской старины о. протоиерея Александра Ивановича Свирелина ввиду интереса описываемого им памятника, хотя и не находит возможным согласиться со многими из выводов автора. Прежде всего, мнение о времени происхождения Креста в X–XI вв. почти ничем не доказывается им – автор ссылается лишь на форму Креста. Более чем сомнительно мнение автора и о времени происхождения наружных украшений в XIV–XVI вв. Судя по прилагаемому к статье рисунку, эти украшения (клеймо и короны) никак нельзя относить ранее конца XVII или начала XVIII вв. Жаль, что автор ничем не примиряет и допускаемое им противоречие о месте нахождения Креста: в середине статьи автор считает его находящимся в XIV–XVI в. в Переславле, а в конце статьи довольно правдоподобно доказывает, что Крест в половине XVII в. принесён в Переславль из Суздаля, где он был едва ли не со времени Владимира Святого. Но, несмотря на это, Комиссия охотно даёт место для статьи, знакомящей впервые с интереснейшим археологическим памятником, в надежде, что она возбудит в археологах интерес к описываемому Кресту и вызовет о нём новые исследования.

Крест этот находится в г. Переславле-Залесском, в Николаевском женском монастыре.1 Он четырёхконечный, деревянный, обложен медными позолоченными листами,2 длиною 3 аршина 7 вершков, [244 см] а шириною 1 аршин 14 вершков. [133 см] Как на лицевой, так и на задней стороне Креста все четыре конца его и средина украшены металлическими круглыми клеймами, на которых изображены праздники Господни. От этих клейм, по линиям Креста, идут серебряные ковчежцы с царскими коронами, на ковчежцах находятся изображения святых угодников Божиих, а в ковчежцах части мощей сих святых угодников. Кроме того, на лицевой стороне Креста помещены небольшие крестики из камней разных цветов, а с обеих сторон крестиков вставлены разноцветные камешки и хрусталики. Вся лицевая сторона Креста вокруг обнизана жемчугом, вперемежку с синеватыми хрусталиками.3

Все означенные украшения Креста расположены в следующем порядке:

Лицевая сторона – по прямой продольной линии

1. Верхнее круглое серебряное клеймо с изображением Вознесения Господня (под ним должны быть или звёздочки, или разноцветные 2 камешка; а их нет).

2. Под клеймом крестик сердоликовый, – под крестиком, в металлических гнёздах, с одной стороны камешек зелёного цвета, с другой – топаз.

3. Ковчежец с изображением на крышке его святого Иоанна Предтечи; по сторонам его топазы дымчатые.

4. Крестик из яшмы бледно-жёлтой; под ним камешки тёмно-синие.

5. Ковчежец с изображением и мощами святого Василия Амасийского;4 под ним два места (пустые теперь) для камней.

6. Крестик из камня голубого цвета.

(Под ним должны быть 2 камешка разноцветных).

7. Круглое клеймо (в средине креста) с изображением Распятия Господня с предстоящими – Божиею Материю и св. Ап. Иоанном Богословом; под ним камешки зеленоватого цвета.

8. Ковчежец с изображением и мощами св. Феодора Тирона;5 под ним 2 топаза зеленоватые.

9. Крестик сердоликовый, – под ним камешек голубой (другого камешка нет).

10. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Виктора6 (под ним 2-х камней нет).

11. Крестик из камня шоколадного цвета (под ним 2-х камней нет).

12. Ковчежец с изображением и мощами св. Феодора Стратилата;7 (под ним 2-х камней нет).

13. Крестик из камня сероватого цвета (под ним 2-х камней нет).

14. Серебряный крест (неизящной работы) с мощами св. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина;8 (под ним должны быть 2 камня).9

15. Круглое клеймо с изображением на нём сошествия Господа во ад.

Поперечная линия Креста – на лицевой стороне

1. Круглое клеймо (от левой стороны наблюдателя) с изображением Рождества Христова; под ним камешек красный и 2 пустых места для звёздочек или камней.

2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Димитрия10 (под ним должна быть звёздочка и камешек).

3. Крестик из камня молочного цвета; под ним 2 хрусталика и 2 пустых места для камней или хрусталиков.

4. Ковчежец с изображением Евангелиста Иоанна (под ним должен быть крестик и 2 камня).

5. (По другую сторону середины креста.) Ковчежец с изображением святого Апостола Павла (под ним 2 пустых места для камней).

6. Крестик из камня молочного цвета; под ним 2 аквамарина.

7. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Георгия11 (под ним 2 пустых гнезда для камней).

(Под ковчежцем же должен быть крестик, а под крестиком 2 места для камней.)

8. Круглое клеймо с изображением Положения Господа во гроб.

Примечание. В поперечной линии Креста на лицевой стороне недостаёт 2–х крестиков и 14 камней разноцветных.

Задняя сторона Креста – по прямой продольной линии

1. Место для круглого клейма – без образа праздника.12

2. Ковчежец с изображением и мощами св. Василия Анкирского.13

3. Каменный шейный крестик с металлическим на нём Распятием и буквами IС. ХС. / НI. КА

4. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Агафоника.14

5. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Меркурия.15

6. В средине креста – круглое клеймо с образом Воскресения Христова.

7. Ковчежец с изображением и мощами св. Игнатия Ростовского16 (над ковчежцем короны недостаёт).

8. Ковчежец с изображением и мощами св. Исаии Ростовского.17

9. Ковчежец с изображением и мощами св. князя Василия Ярославского.18

10. Круглое клеймо, а на нём Сретение Господне.

Примечание. Таким образом, на прямой продольной линии нет круглого клейма с изображением праздника и корон на нескольких (на 3) ковчежцах.

На поперечной линии Креста

1. (Слева.) Круглое клеймо; на нём Вход Господень во Иерусалим.

2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученицы Христины.19

3. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Евстратия.20

4. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Ореста.21

5. Ковчежец с изображением и мощами св. мученицы Марины.22

6. Место (пустое) для круглого клейма.23

Примечание. На поперечной линии недостаёт круглого клейма с изображением праздника.

К какому типу принадлежит Переславский Крест

Наводил я усиленные справки о замечательных Животворящих Крестах, находящихся в г. Дмитрове и г. Москве – в Успенском соборе, чтобы найти в них сходное с Переславским Крестом. При этом оказалось, что Дмитровский Крест не сходен с Переславским ни по мере, ни по виду. Дмитровский Крест формою семиконечный с изображением на нём Распятого Господа, имеет длины 3 аршина 12 вершков, [267 см] ширины 2 аршина 10 вершков [187 см] и обложен, кроме тела Спасителя, серебром без всяких других украшений. В Московском Успенском соборе три запрестольных, так называемых Корсунских Креста: два из них хрустальные, небольшого размера, на длинных древках, несходные с Переславским Крестом; третий же Крест совершенно сходен с ним как по мере в долготу – 3 аршина 7 вершков [244 см] и широту в 1 аршин 14 вершков, [133 см] так и по круглым на концах креста клеймам с изображением на них праздников Господних. Некоторые из праздников занимают в клеймах совершенно одинаковые места, как и в Переславском Кресте. Кроме круглых клейм с праздниками, в Московском Кресте на лицевой стороне имеется 12 клейм с чеканными изображениями 12-ти Апостолов, а около них помещены гранёные хрустали разной величины в металлических гнёздах. В Переславском Кресте вместо изображений 12-ти Апостолов находятся 10 серебряных ковчежцев с коронами, изображениями и мощами святых угодников, – а под ковчежцами крестики из разноцветных камней; около же ковчежцев и крестиков помещены камешки и хрусталики, тоже разных цветов. Кроме того, вся лицевая сторона Переславского Креста обложена по краям жемчугом с синеватыми хрусталиками. На задней стороне Московского Креста находятся (по краям и средине) пять круглых золочёных изображений праздников (без финифти), а от них по линиям – продольной и поперечной идут 12 звёзд из хрусталей в металлических гнёздах (8 на продольной линии и 4 на поперечной). В Переславском Кресте, на задней стороне его, тоже находятся пять круглых клейм с изображениями праздников; но вместо звёзд имеются 10 ковчежцев с изображениями и мощами святых угодников. Итак, Переславский Животворящий Крест совершенно сходен с Московским как по длине и широте, так и по круглым клеймам (на лицевой и задней стороне креста) с изображениями праздников. Отличается он от Московского обилием святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников, и разнообразием украшений, находящихся на нём. Но эти украшения не могут противоречить сходству одного Креста с другим, потому что делались впоследствии времени и представляют плоды усердия русских благотворителей. Если Московский Крест считается Корсунским Крестом, то и Переславский Крест должен быть отнесён к типу Корсунских Крестов.

Откуда появился Корсунский Крест в Переславле и когда сделаны украшения на нём

Положительных ответов на эти вопросы, за неимением ясных свидетельств, дать не можем. Но есть исторические данные, которые могут если не решить предложенные вопросы, то, по крайней мере, приблизить к истине решение их. Можно с вероятностью полагать, что как Московский Крест, так и Переславский принадлежат к тем Крестам, которые принёс святой князь Владимир из Корсуни в Киев24. Из Киева, по его распоряжению, Кресты могли быть принесены в Ростово-Суздальскую землю или первым епископом города Ростова Феодором (в 991 г.), посланным святым Владимиром для просвещения её святою христианскою верою, или преемниками Феодора, святителями Леонтием (с 1054 по 1077 гг.) и Исайею (1078–1090 гг.), пострижениками Киево-Печерского монастыря. Мысль эта может иметь подкрепление себе в том, во-первых, что Ростов был отдан во владение более всех любимому святым Владимиром сыну святому Борису, а во-вторых в том, что епископ Феодор построил в Ростове великолепный храм во имя Успения Божией Матери, который простоял до 1160 года25 и, следовательно, стоял при жизни в Ростове святителей Леонтия и Исаии. Храм этот было очень прилично святителям украсить Корсунскими Крестами.26

Некоторые почтенные археологи выражали мне предположения, что Переславский Крест устроен каким-либо знатным и богатым ревнителем благочестия наподобие Корсунского в Московском Успенском соборе. Но этому предположению не благоволит история. При начале просвещения северной России христианскою верою Москва даже не упоминается. Главным городом северной России был Ростов Великий, имевший особого князя в лице сына святого Владимира Бориса. Во владении Ростова был и Переславль. После мученической кончины Бориса, Ростов долгое время составлял часть удела Переславского, а потом Суздальского и Владимирского при великом князе Андрее Боголюбском (1169–1174 гг.). Москва же упоминается в летописи не ранее 1147 года, а самостоятельное значение её, как княжества, началось с 1271 года при десятилетнем князе Данииле. При великом князе Иоанне Даниловиче Калите и его преемниках Московское княжество более и более усиливалось и присоединяло к себе удельные города. Так, в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III, и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящён27 знаменитый, доселе существующий Московский Успенский собор. В этот вновь построенный и освящённый Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода – Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира – Владимирская икона Богоматери, из Пскова – Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1507 г.) – образ Благовещения Пресвятой Девы Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский Крест принесён был из Киева сперва в Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, например, на освящение Успенского собора в 1479 году.28 Влияние ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; например, над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи.

Имел ли Переславский Корсунский Крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева – неизвестно. Но то несомненно, что нынешние украшения Креста, состоящие в ковчежцах с мощами святых угодников и разноцветных крестиках из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во-первых, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и святых угодников, во-вторых, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения Креста, то, принимая во внимание, что в Кресте нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских – Петра (1326 г.),29 Алексия (1354–1378 гг.),30 Ионы (1449–1471 гг.),31 Филиппа (1566–1569 гг.) и святого Сергия Радонежского чудотворца (1391 г.)32; а есть ковчежцы с изображениями и мощами святых князей Феодора Смоленского (его мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии Креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами святого князя Феодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года – до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений Креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времён царствования Иоанна Грозного (1533–1584 гг.).

Кому же из русских князей и княгинь принадлежит часть украшений Святого Креста, об этом можно делать тоже одни предположения, на основании, впрочем, исторических данных.

В Переславский период времени, то есть когда Переславль имел своих удельных князей (1152–1302 гг.), трудно и предполагать, чтобы можно было князьям и княгиням спокойно заняться украшениями Святого Креста. Это был период раздробления России на мелкие области, период (с 1238 г.) порабощения России татарами и распрей князей между собою, когда ни один князь русский не был твёрдо уверен в том, что его княжество удержится за ним, когда города переходили от одного властителя к другому по праву сильного. В этом периоде князей можно бы остановиться на сыне Мономаха – Юрие Владимировиче Долгоруком, о котором в летописи замечено: «Князь Юрий Долгорукий построил (1152 г.) в Переславле соборную церковь во имя Преображения Господня, которая была украшена святыми иконами и всяким благолепием»33; но Юрий Долгорукий в 1155 году сделался великим князем Киевским, скончался в Киеве и погребён в церкви Спаса на Берестове.34

Пересматривая летописи князей Московского периода, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1323–1340 гг.), первее всего останавливаешься на благочестии великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363–1389 гг.) и супруги его Евдокии (1367–1407 гг.). Оба они отличались ревностию к устроению и украшению храмов Божиих и жили во время святительства митрополита Алексия, который, конечно, имел большое влияние на благочестивое развитие княжеской четы. К тому же во время княжения Димитрия Донского были частые пришествия священных лиц из Палестины в Москву для сбора милостыни, а патриархи посылали чрез них в благословение великому князю и княгине святые иконы и мощи святых.35 Переславль составлял особую вотчину Димитрия Донского. Так, по случаю нашествия на Москву Тохтамыша в 1382 году в летописи замечено: «Поеде (Димитрий) во град свой Переславль».36 Супруга его Евдокия тоже, как видно, любила Переславль и подолгу жила в нём. Второй37 сын её Юрий38 родился у неё в Переславле. По смерти своего супруга в 1389 году, получив богатые вотчины, она особенно стала щедро жертвовать на украшение и устроение храмов Божиих и монастырей. В Переславле она построила Горицкий монастырь в память избавления своего и своих детей в 1382 году от преследования татар, которые едва не захватили их в плен. Есть посему большая вероятность полагать, что великий князь Димитрий Донской, а особенно его супруга Евдокия, принимали живое участие в украшении Животворящего Креста, который мог быть сперва, и помещён в устроенном ею Горицком монастыре.

Из последующих после Донского князей особенное усердие к устроению и украшению Переславских монастырей имели: великий князь Василий Иоаннович III и царь Иоанн Васильевич Грозный – с супругами. Великий князь Василий Иоаннович с супругою четыре раза был в Переславле (в 1510, 1523, 1525 и 1526 гг.) и имел особое внимание и расположение к Переславскому чудотворцу, преподобному Даниилу и устроенному им (Даниилом) монастырю.39 Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно был со своими супругами на богомолье в Переславле и имел особенное усердие к преподобному Никите Столпнику и Никитскому монастырю.40 Он построил соборный храм в монастыре во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты Столпника, а супруга его Анастасия Романовна пожертвовала своих трудов шитый образ чудотворцев и покров на раку его, и ризы, и поясы.41 В 1557 году в память рождения сына Феодора он же построил соборный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата в нынешнем Фёдоровском женском монастыре.42 После царя Иоанна Грозного в Московских государях, по летописям, не видно особенного участия в устроении и украшении переславских церквей и монастырей. Таким образом, украшение Переславского Креста из царственных особ может относиться к усердию великого князя Димитрия Донского и супруги его Евдокии, а полное завершение украшения Креста ковчежцами с мощами русских святых – к усердию царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны.43

Труднее всего решить вопрос, каким образом такой замечательный Животворящий Крест оказался в Переславском Никольском (на болоте) монастыре. Монастырь этот всегда был незначительным монастырём среди других переславских монастырей. В нём, кроме старинной иконы Святителя Николая и других старинных вещей утвари церковной и хозяйства церковного, нет святынь, например, святых мощей святых угодников, особенно привлекающих усердие богомольцев. Не видно также, чтобы кто-нибудь из знаменитых лиц жил в нём ради спасения своей души, а равно и того, чтобы кто-нибудь из благоверных князей и княгинь посещал его и жертвовал в него. История монастыря очень несложная. Основан он святым Димитрием Прилуцким44 около 1350 года. В житии святого Димитрия, составленном архиепископом Филаретом, говорится, что святой Димитрий был восприемником детей великого князя Димитрия Донского и получал от него для своей обители щедрые дары. Можно бы полагать, что святой Димитрий получил от великого князя Донского в дар для обители и Животворящий Крест Корсунский. Но, восприемничество святым Димитрием детей великого князя не подтверждается историей. Великий князь Димитрий Донской сочетался браком с дочерью Суздальского князя Константина – Евдокиею в 1467 году, а святой Димитрий в 1368 году ушёл из Переславля в пределы Вологодские, и здесь сперва близ Авнежского селения построил храм во имя Воскресения Христова, а потом, в 1371 году в 3 верстах от Вологды, при луке, образуемой коленом р. Вологды, построил общежительный монастырь с храмом во имя происхождения Честных Древ Спаса Христа. В 1371 году родился у великого князя Донского первый сын Василий,45 но в этом году святой Димитрий был в Вологде. Второй сын у Донского Юрий родился в Переславле 26 ноября 1374 года, но крестил его игумен Сергий при князе Димитрие Константиновиче Суздальском, его братьях, супруге и детях, а также других князьях

и многих боярах.46 О святом Димитрие Прилуцком и помину нет. В 1382 году родился у Донского сын Андрей, но крестил его игумен Симонова монастыря Феодор.47 В 1395 году родился сын Пётр, а крестил его игумен Сергий.48 После святого Димитрия о Никольском монастыре известно только, что в нашествие на Переславль Эдигея в 1408 году он был разграблен татарами, а в 1609 году опустошён поляками и литовцами – и стоял опустошённым до Дионисия Затворника (15 апреля 1645 г.).49 Дионисий возобновил Никольский монастырь, построил в нём церковь, кельи и ограду вокруг монастыря – деревянные. С тех пор существует этот монастырь, не выходя из своей бедности. В 1754 году за ним состояло крестьян только 276 душ. С 1767 года числится заштатным монастырём. Таким образом, не оказывается никаких сведений на то, чтобы Животворящий Крест Корсунский был пожертвован великими князьями и княгинями в Никольский монастырь. Несомненно, он поступил в этот монастырь из другого города. Но из какого города, кем и когда был принесён сюда?

Определённого ответа на этот вопрос дать нельзя за неимением прямых свидетельств о том, можно делать только предположения и догадки. История жизни Никольского монастыря очень правильно распадается на два периода: первый от основания монастыря святым Димитрием Прилуцким – от 1850 по 1610 года до польского разорения его; второй – от восстановления его из развалин Дионисием затворником в 1613 году (1644 г.) до настоящего времени. В первом периоде Животворящий Крест Корсунский, как мы видели, не мог быть пожертвован в Никольский монастырь. Второй период существования монастыря с Дионисия (с 1613–1644 гг.) и далее до конца XVII и начала XVIII вв. представляет время беспокойное, время смут и нестроений от раскольников, имевших близкое отношение к Переславлю вообще, и в частности к Никольскому монастырю. Неизвестно точно, держался ли сам Дионисий старообрядчества;50 но несомненно, что он по ведению или по неведению широко отворял двери монастыря коноводам старообрядчества. К нему приходил, ещё будучи белым из священников села Павловского (около Суздаля) Феодор, который потом в 1665 году принял в том монастыре иноческое пострижение с именем Феоктиста и некоторое время жил в нём. Феоктист был из самых видных лиц, действовавших в пользу раскола, был единомышленник и ученик завзятого раскольника Григория Неронова, написавший и житие его. Сам Иван Неронов, с именем Григория, принял иноческое пострижение в Переславле от даниловского Архимандрита Тихона (25 декабря 1650 г.) и некоторое время тоже жил в Переславле в Горицком монастыре.51 Без всякого сомнения, в Переславль приезжал навещать своих единомышленников и свирепый раскольник из Суздаля соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы поп Никита Константинович. С 1665 года является в Никольском монастыре ещё раскольник Питирим, который был с 1704 года строителем монастыря, а с 1713 года – игуменом.52 Таким образом, Никольский монастырь, можно сказать, был восстановлен из развалин на старообрядческой почве и был пристанищем для старообрядцев с 1613 до 1719 гг., в котором Питирим, уже борец с расколом, был Императором Петром I поставлен в епископа Нижегородского. Сопоставляя с нравственным состоянием Никольского монастыря выше приведённое свидетельство Суздальского соборного протопопа Иоанна Виноградова, проживавшего до 1741 года, что из Суздальского собора увезён в Москву в Успенский Собор Животворящий Корсунский Крест Господень, «пребогато украшенный камением и жемчугом драгоценным», которого теперь в Москве нет и по описям Успенского Московского собора XVII в. по 1701 г. не значилось, невольно приходишь к тому заключению, что Животворящий Крест, «пребогато украшенный жемчугом и каменьями», попал вместо Москвы в Переславль, вместо Успенского Собора – в Никольский монастырь. Когда же? Если протопоп Иоанн Виноградов свидетельствует, что Животворящий Крест увезён из Суздаля, то свидетельствует о событии, не очень отдалённом, ещё не вышедшим из памяти; если к тому же предположить, что о. Иоанн прожил более 80 лет, то событие увезения Креста из Суздаля с большею вероятностью может пасть на время шатания раскольнического в половине XVII века. Очень может быть, что попы-суздальцы – Феоктист и Никита53 привезли Животворящий Крест вместо Москвы, в которой раскольников очень не жаловали, в благосклонный для них Переславский Никольский монастырь. Мысль эта утверждается ещё тем, что в Никольском монастыре, кроме замечательного Животворящего Креста, есть и другие замечательные предметы, принесённые тоже, вероятно, почитателями старины.

Что же изо всего вышесказанного следует?

Из всего вышеизложенного более достоверного оказывается то; во-первых, что Животворящий Крест, находящийся в Переславском Никольском монастыре, есть Корсунский, принесённый из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века; во-вторых, что и Московский Корсунский Крест принесён в Москву из Ростова во 2 половине XV века; в-третьих, украшение на Переславском Корсунском Кресте сделаны в северной Руси попечением в. кн. Димитрия Донского и супруги его Евдокии (1367–1407 гг.) и царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны (1533–1584 гг.); в-четвёртых – принесён Переславский Корсунский Крест в Николаевский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века почитателями старины.

* * *

1

До 1898 г. монастырь этот с самого основания своего был мужским, а в 1898 г. переименован в женский.

2

Позолота от времени потускнела и во многих местах совсем вытерлась.

3

И камешков около крестиков, и жемчуга, и хрусталиков во многих местах нет; видны места для них.

4

Кончина его 26 апреля 322 г.

5

Скончался 17 февраля 306 г.

6

Скончался 18 апреля 303 г.

7

Скончался 8 февраля 319 г.

8

Скончался 19 сентября 1298 года, а мощи открыты в 1463 г.

9

Таким образом, в прямой продольной линии находится 17 мест пустых или для звёздочек, как в подобном Московском кресте, находящемся в Успенском соборе, или для разноцветных камней.

10

Скончался 15 ноября 307 г.

11

Скончался 23 апреля 303 г.

12

В Московском Корсунском Кресте изображено Благовещение Пресвятой Деве.

13

Скончался 22 марта 362 г.

14

Скончался 22 августа 284–305 г.

15

Скончался 24 ноября 249–259 г.

16

Скончался 23 мая 1288 г., тогда же открыты и мощи его.

17

Скончался 15 мая 1090 г., а мощи открыты в 1164 г.

18

Скончался 3 июля 1249 г., а мощи открыты в 1501 г.

19

Скончалась 13 марта в IV веке.

20

Скончался 13 декабря 284–305 г.

21

Скончался 9 июля 284–305 г.

22

Скончалась 17 июля 303–311 г.

23

В Московском Корсунском Кресте на этой стороне есть в круглом клейме Успение Божией Матери.

24

В летописи сказано: Владимир построил в Киеве храм во имя Богоматери и отдал в новую церковь иконы, Кресты и сосуды, взятые в Херсоне. (Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – СПб.: Е. А. Евдокимов, 1892 г. – Т. 1. – С. 150.)

25

Голубинский, Е. Е. История русской церкви / Е. Е. Голубинский. – М., 1882 г. – Т. 1, часть 2.– С. 280.

26

Что святители Киева приходили в Ростово-Суздальскую землю не с пустыми руками, а со святынями Корсунскими, то о святом Феодоре епископе, ушедшем из Ростова от злобы и досаждения жителей его в Суздаль, пишется, что он пожертвовал в соборную церковь гор. Суздаля принесённые святым Владимиром из Корсуни – образ Нерукотворного Спаса и кипарисный Крест, на одной стороне которого вырезаны праздники Господские, а на другой – страсти Господни. (См.: Добронравов, В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии / В. Г. Добронравов, В. Березин. – Владимир: Типолитография В. Паркова, 1896 г. – Т. 3: Суздальский и Юрьевские уезды. – С. 39.) Примечание редакции ТВУАК. К сожалению, образ Нерукотворного Спаса не сохранился в своём первоначальном виде, а Древний Греческий Крест, хранящийся в соборе, более поздней работы, не ранее XVв.

27

В первый раз собор был освящён в 1327 г.

28

В историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии, в книге о Суздальском уезде, в описании Суздальского собора мы находим очень важное известие, относящееся очень близко к рассматриваемому нами предмету. Там, на стр. 39, читаем: «По свидетельству протопопа Иоанна Виноградова, долгое время служившего при соборе и жившего до 1741 года, из Суздальского собора увезены в Москву в Успенский собор третьи входные двери Корсунские и Животворящий Крест Господень Корсунский, пребогато украшенный камением и жемчугом драгоценным». А так как по другому свидетельству (см.: Снегирёв, И. М. Памятники московской древности / И. М. Снегирёв. – М.: Август Семен, 1842 г.. – С. 30–31) входные двери взяты в Московский Успенский собор в 1401 году, то и Корсунский Крест мог быть взят или в то же время, или около того. Но Московский Крест не имеет жемчуга; каков он есть, таким и значился по описям Успенского Московского собора от начала XVII века по 1701 год. Куда же поступил Суздальский Крест? Не он ли оказывается теперь в Переславле?

29

Празднование трём святителям Московским установлено в 1596 г.

30

Мощи открыты в 1515 г.

31

Мощи открыты в 1472 г.

32

Мощи открыты в 1423 г.

33

См.: Плишкин, П. Историческое, географическое, топографическое и политическое описание города Переславля Залеского / П. Плишкин. – М.: Университетская типография, 1802 г.

34

См. Исторический список князей русских.

35

Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Т. 5. – Прим. 123.

36

Там же. – Прим. 90.

37

Там же. – Прим. 137.

38

Первый сын родился в Москве в 1371 году.

39

См. Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря / А. И. Свирелин. – М.: Типография В. Готье, 1860 г.

40

См. Свирелин А. И. Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее времена / А. И. Свирелин. – М.: Типография А. А. Торлецкого и Ко, 1878 г.

41

Там же.

42

См. Свирелин А. И. Описание Фёдоровского женского монастыря в Переславле-Залесском / А. И. Свирелин. – Переславль-Залесский: Типолитография А. М. Шаланина, 1886 г.

43

Царь Иоанн Грозный любил жертвовать в храмы древние святыни: так, построивши в Ростове в Авраамиевом монастыре в 1553 году Богоявленскую церковь, пожертвовал в неё Корсунские иконы – Спасителя, Одигитрии и Успения Богоматери. В 1572 году завещал: «Благословляю сына моего Ивана – Крест Животворящего Древа большой, Цареградский». (Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Т. 9. – Прим. 849.)

44

Скончался в Вологде в 1392 году и святые мощи его почивают в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

45

Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Т. 5. – Прим. 137.

46

Там же. Священник Ильинский во «Владимирских губернских ведомостях» 1898 года № 36 и №37-й решительно утверждает, что Юрий был крестником святого Димитрия Прилуцкого. Не знаю, с чего он это взял; из летописи не видно этого.

47

Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Т. 5. – Прим. 137.

48

Там же.

49

Строев, П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / П. М. Строев. – СПб.: Типография В. С. Балашева, 1877 г. – С. 686.

50

По преданию он прежде был армянин, занимался торговлей, а потом оставил всё мирское и поступил в Ростовский Борисоглебский монастырь; узнав о разорении в Переславле Никольского монастыря, он ушёл из Ростова в Переславль , для возобновления этого монастыря.

51

Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Н. Субботина. – М., 1875 г. – Т. 1. – С. 339, 285, 202.

52

Энциклопедический словарь [Брокгауза и Ефрона]. – СПб.: Типолитография И. А. Ефрона, 1898. – Т. 23-а. –С. 735.

53

У попа Никиты были сильные неприятности с Суздальским архиепископом Стефаном в 1659 г. Чтобы ещё более усилить их и нанести больше вреда архиепископу, Никита, быть может, похитил из собора многие древние вещи. Недаром в сказке о смертном приговоре Никите он называется: вор и богоотступник проклятой. (Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Н. Субботина. – М., 1875 г. – Т. 1.–С. 377–395).


Источник: Труды Владимирской ученой архивной комиссии. - Владимир: Тип. Губ. правл., 1899-. / Кн. 2. - 1900. - 496 с. / Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском. Д. чл. Прот. А.И. Свирелина.

Комментарии для сайта Cackle